Irvuz

Техники транзактного анализа

Трансактный анализ Эрика Берна: техники, понятия, цель, упражнения, отзывы

Техники транзактного анализа

Трансактный анализ представляет собой совокупность методик, анализирующих и психокорректирующих человеческую судьбу и жизнь. Подобная методика активно используется в наркологии с целью лечения тяжелых зависимостей вроде алкоголизма или наркомании.

Трансактный анализ Э. Берна в наркологии

Трансактный анализ – метод терапии, состоящий из трех основ:

  • Структурный анализ – анализ личности и ее Эго-состояний;
  • Трансактный анализ – оценка межличностных взаимодействий, общения;
  • Сценарный анализ – это оценка жизненного сценария, которого человек подсознательно придерживается в течение жизни.

Создатель методики — Эрик Берн, анализ же основывается на теории личности, которая, в зависимости от определенной обстановки может пребывать в трех различных состояниях: родитель, ребенок и взрослый. На протяжении жизни человек попеременно пребывает в одном из таких эго-состояний.

Понятия

Трансактный метод анализа Эрика Берна часто называют оценкой общения, поскольку подобная методика анализирует человека на основе его взаимодействия с другими людьми.

Основными понятиями трансактного анализа выступают:

  • Нет психически нездоровых людей, все мы – нормальные, поэтому каждый имеет право на уважение к собственной личности и своему мнению. Каждая личность имеет определенную важность и вес в обществе;
  • Каждый человек строит свою жизненную историю сам, поэтому он в состоянии поменять ее сценарий, не опираясь на ранее принятые решения;
  • Каждый человек способен мыслить, если только нет каких-либо приобретенных либо врожденных мутаций, нарушений и увечий, а также за исключением состояния бессознательности.

Цель

Основатель методики Эрих Берн, заявлял что целью подобного анализа является освобождение пациента от зависимостей, обретенных им когда-то и заставляющих пациента снова возвращаться к ним. Человека необходимо научить взаимодействовать с другими членами общества так, чтобы он получал некоторую выгоду психологического характера.

Подобная психотерапевтическая методика помогает пациенту освободиться от жизненных сценариев, кем-то или чем-то навязанных когда-то.

Конечная цель анализа трансакций — формирование всесторонне гармоничной личности, которая сбалансирована в отношении всех Я-состояний (Взрослый, Родитель, Ребенок). Причем эго-состояние «Взрослый» должно стать автономным.

В целом подобный анализ направлен на глубокое понимание собственной личности, на познание рационального взаимодействия с окружающими, а, главное, на разрушение и изменение неприемлемого жизненного сценария, связанного с каким-либо пагубным пристрастием вроде наркозависимости либо алкоголизма.

Использование в терапии разнообразных зависимостей трансактного анализа позволяет выявить и устранить препятствия, мешающие полноценной и трезвой жизни.

Сущность заключается в том, что человек формирует новые поведенческие модели и пересматривает свой жизненный сценарий.

Пациент лучше понимает свой внутренний мир и себя, что побуждает его найти определенный выход из сложившихся трудностей и предпринять попытки для их разрешения.
На видео суть и цели трансактного анализа:

Основные положения и техника

Каждое состояние эго является отражением определенного достижения, причем довольно часто эти эго-состояния сочетаются, влияя друг на друга.

Спиртное либо наркотики оказывают на эго-состояния и сознание пациента специфическое влияние. С увеличением опьянения происходит изгнание эго-состояний.

Поначалу сознание ликвидирует Родителя, который придерживается моральных запретов и критического осуждения.

Затем ликвидируется Взрослый, т. е. память и рациональность. Подобные процессы обуславливаются померкнувшим сознанием, при котором Ребенок делает, что хочет.

Когда алкоголик, пребывая в состоянии «Ребенка», лишен и «Взрослого», и «Родителя», то он может сделать, что ему захочется, например, сексуальное удовлетворение или запретные действия, которые он неспособен совершить, пока не изгонит «Взрослого» и «Родителя».

Психиатр использует техники анализа транзакций для улучшения жизни пациента. Анализ проводится путем диалога между пациентом и зависимым. По сути, трансактная методика разрабатывалась для групповой работы, поэтому специалисты рекомендуют практиковать подобную терапию в группах анонимных алкоголиков или наркоманов.

Трансактный анализ является контрактной терапией, при которой дается какое-то обещание и в дальнейшем ожидается его выполнение. Алкоголизм или наркозависимость здесь рассматривается в качестве неприемлемого жизненного сценария, ведущего к разрушению который пациент должен изменить.

Личностные роли по Берну

Базовые упражнения

Техники и упражнения трансактного анализа весьма разнообразны и многочисленны, но все они сводятся к изучению человеческих эго-состояний, осознания и дальнейшей закладки жизненного плана.

Любой человек может пребывать в состоянии взрослого, ребенка или родителя, поэтому очень важно научить пациента понимать себя в каждом из этих эго-состояний, которые являются определенной частью личности.

  • Для выполнения первого упражнения врач просит пациента привести пример на каждое эго-состояние за последние 24 часа, при этом пациент должен описать чувства и мысли, присутствующие при каждом из этих состояний. Пациенту нужно вспомнить, как он себя вел, будучи в «Ребенке», «Родителе» и «Взрослом».
  • Второе упражнение заключается в возвращении в каждое из описанных пациентом состояний.
  • Третье базовое упражнение требует от пациента вспомнить последний день, когда именно он пребывал в состоянии «позитивного ребенка». Пациент должен четко представить и описать свое поведение в этот момент. Затем воспоминания должны коснуться «негативного ребенка», где он также описывает свое поведение, эмоции, мысли.
  • Четвертое упражнение заключается в воспроизведении и описании поведения «негативного и позитивного родителя», когда за прошедший день он находился в подобном состоянии, кого конкретно из своих родителей он копировал в эти моменты и пр.
  • 5 упражнение заключается в построении эгограммы, что необходимо для определения рейтинга каждого состояния.
  • В шестом упражнении психотерапевт выясняет, есть ли у пациента желание поменять что-либо в собственной эгограмме, уточняет, что именно нужно поменять.

Упражнений довольно-таки много, описать их все в рамках данной статьи невозможно, хотя общий принцип работы вполне понятен. Минимальное количество занятий, которые должен пройти пациент, не меньше 10, а то и больше. Зависит от группы и ситуации, а также психоаналитика.

К сожалению, в интернете ничтожно мало отзывов о подобной терапии, однако, из найденной информации можно сделать такие выводы:

  • Психоаналитики считают теорию Берна весьма эффективной в области определения и понимания проблемы. Но вот решить ее при помощи трансактного анализа не всегда удается. Возможно, причина кроется в недостаточной информации относительно алгоритмов ее использования. Но в целом при сочетании подобной методики с другими направлениями и при ее групповом использовании она вполне заслуживает одобрения.
  • Что касается пациентов, прошедших подобную терапию, то их найти не удалось. Хотя сами психотерапевты утверждают, что успешно пролеченный пациент не особо распространяется о психотерапевтической помощи, утверждая, что до всего дошел сам. Пациенты подсознательно стремятся забыть себя в состоянии алкоголика или наркомана, поэтому даже разговоров о методах лечения стараются избегать.

Итак, в целом методика трансактного анализа в умелых и опытных руках достаточно эффективна, но проблема в том, что на сегодня недостаточно этих самых рук, умело использующих основы данной теории на практике.

Источник: http://gidmed.com/narkologiya/narkomaniya/transaktnyj-analiz-berna.html

Трансактный анализ

Техники транзактного анализа

Методы трансактного (транзактного) анализа были предложены американским психотерапевтом Эриком Берном в 1955 году. Впоследствии методика применялась и совершенствовалась многими талантливыми психотерапевтами.

Техники трансактного анализа позволяет людям понять себя и разобраться в своем поведении. Это нужно людям, которые имеют какие-либо психологические проблемы, испытывают трудности с общением.

Трансактный анализ помогает разобрать причину конфликтов и найти способы их устранить.

Основные положения и понятия трансактного анализа

Трансактный анализ иногда называют анализом общения, потому что он оценивает человека по взаимодействию с другими людьми. Основами техники трансактного анализа являются следующие утверждения:

  1. Все люди нормальные, каждая личность обладает равным правом на уважение себя и своего мнения. Каждый человек обладает важностью и весом.
  2. Все люди обладают способностью мыслить, за исключением случаев врожденных или приобретенных увечий, или бессознательного состояния.
  3. Люди сами строят свою судьбу и в состоянии изменить свою жизнь, не идя на поводу у ранее принятых решений.

Основным положением является мнение, что одна и та же личность, находясь в различных ситуациях, может действовать, исходя из одного из эго-состояний. Трансактный анализ выделяет 3 эго-состояния: ребенок, взрослый и родитель.

Сущность трансактного анализа

Как уже говорилось выше, в психологии для целей трансактного анализа выделяют три эго-состояния – ребенок, родитель и взрослый.

  1. Эго-состояние ребенка характеризуется естественными побуждениями, которые возникают у ребенка. Оно включает в себя ранние детские переживания, позиции, реакции на себя и других людей. Такое состояние выражается, как старое поведение, свойственное человеку в детстве. Состояние ребенка отвечает за творческие проявления человека.
  2. Эго-состояние взрослого никак не зависит от возраста человека. Оно выражается в желании получать объективную информацию и в умении воспринимать текущую реальность. Это состояние характеризует организованного, хорошо приспособленного и находчивого человека. Он действует, изучая реальность, трезво оценивая свои возможности и рассчитывая на них.
  3. Эго-состояние родителя включает в себя установки, которые человек перенял извне, чаще всего от собственных родителей. Внешне это состоянии выражается в заботливом и критическом отношении к другим людям и различных предубеждениях. Внутренне состояние родителя переживается как родительские нравоучения, которые продолжают влиять на того маленького ребенка, который сидит в каждом из нас.

Каждый момент времени соответствует одному из этих состояний и человек ведет себя в соответствии с ним. Но причем тут трансактность, почему анализ так называется?

Дело в том, что трансакцией называют единицу общения, которая имеет две составляющие: стимул и реакция.

Например, поднимая трубку телефона, мы говорим приветствие (стимул), побуждая собеседника начать разговор (то есть ожидаем его реакции).

При общении (то есть обмене трансакциями) эго-состояния собеседников взаимодействуют между собой, и насколько успешным будет это взаимодействие, зависит от того сможем ли мы верно оценить свое состояние и состояние собеседника.

Всего существует три вида трансакций: параллельные (общение между равными, реакция дополняет стимул), пересекающиеся (направления стимула и реакции противоположны, к примеру, резкая реплика на повседневный вопрос) и скрытые (человек говорит вовсе не то, что имеет в виду, жесты и мимика не соответствуют словам).

Кроме того, трансактный анализ рассматривает такие понятия как сценарий и антисценарий жизни человека. Сценарий – это те установки, который сознательно или неосознанно закладываются в детстве нашими родителями (воспитателями). Понятно, что не всегда такие установки бывают правильными, зачастую они ломают жизнь человеку, поэтому от них требуется избавляться.

Для этой цели используются, так называемые, антисценарии (контрсценарии). Но составляя такой антисценарий, человек не всегда делает это верно, он начинает менять все, даже те родительские установки, которые хороши и нужны ему.

Поэтому нужно помнить, что в результате трансактного анализа жизненный сценарий пересмотрен быть должен, но грамотно, с учетом всех положительных и отрицательных уже существующих сторон.

Как перестать стесняться? Говорят, скромность украшает человека, однако этого нельзя сказать и о стеснительности, ведь зачастую она не только не помогает, но и мешает общению с людьми, не говоря уже о том, любые выступления становятся практически нереальными. Но повышенная стеснительность – не приговор, ее можно и нужно корректировать. Мы привыкли делить людей на две категории: оптимисты и пессимисты, и зачастую воспринимаем то, к которой категории относимся мы, как неизбежный факт, с которым нужно просто смириться. Однако, так ли это? Или всё же есть способ изменить в себе и эту черту?
Многие утверждают, что после тринадцати или даже еще раньше, изменить характер человека невозможно, так как он уже сформировался, а человек состоялся как личность. Однако психологи утверждают, что при желании можно измениться, если учитывать все факторы, которые влияют на формирование нашего характера. Бывает ли с вами так, что мысли о плохом, кажется, просто преследуют вас, при этом нагнетая лишнюю тревожность и отнимая у вас возможность просто радоваться жизни? Если да, то эта статья – для вас, о том, как же бороться с навязчивыми мыслями.

Источник: https://womanadvice.ru/transaktnyy-analiz

Теория транзактного анализа

Техники транзактного анализа

Одна из основных когнитивных теорий — транзактный анализ (ТА). Теория ТА была сформулирована Эриком Берном в начале 1960-х годов.

В 1956 году Берну было отказано в членстве в Институте психоанализа. Этот отказ стал поворотной точкой в его жизни. Он ответил на него отходом от психоанализа и посвятил свое время развитию транзактного анализа, который имел психоаналитический оттенок.

Понимание человеческой природы

Транзактный анализ является оптимистической теорией. Его основное предположение состоит в том, что люди могут измениться, несмотря на любые неудачные результаты в прошлом.

ТА является антидетерминистическим подходом. Его приверженцы полагают, что люди имеют широкие возможности выбора в своей жизни: то, что было однажды решено, может быть позднее пересмотрено и изменено.

ТА сосредоточивается на четырех главных методах понимания и предсказания человеческого поведения.

• Структурный анализ: понимание того, что происходит внутри индивида.

• Анализ транзакций: описание того, что происходит между двумя или более людьми.

• Анализ игр: понимание транзакций между людьми, которые приводят к чувству дискомфорта.

• Анализ сценариев: понимание жизненного плана, которому следует человек.

ссылки на отдельные документы

Роль консультанта

ТА-терапия предписывает консультанту инициирующую роль учителя.

Сначала он должен объяснить клиенту язык и понятия ТА, новый способ мышления о себе.

После того как это будет выполнено, консультант заключает контракт с клиентом на осуществление определенных изменений и помогает ему достичь их. В сущности, консультант помогает клиенту получить способы (то есть навыки), необходимые для изменения существующего положения, и позволяет ему произвести конструктивные изменения с помощью различных приемлемых методов.

ТА-консультанты не слишком полагаются на формальные психологические тесты, хотя консультант оценивает функционирование клиента.

Оценка обычно делается с помощью эгограмм или других, менее формальных методов.

Цель состоит в том, чтобы определить, как клиент проводит время и из какого эго-состояния он действует.

Цели транзактного анализа

Главные цели ТА сосредоточиваются на помощи клиентам преобразовать себя из «лягушек» в «принцев и принцесс». Человеку мало научиться просто адаптироваться, как это принято в психоанализе. Вместо этого акцент делается на достижении здоровья и автономии.

Консультанты помогают своим клиентам идентифицировать и затем восстанавливать искаженные или поврежденные эго-состояния, развивают способность использовать все эго-состояния, применять эго-состояние взрослого с его рассудительной способностью, переписывать неконструктивные жизненные сценарии и занимать позицию «Я — ОК; ты — OK.

Становясь автономными, клиенты демонстрируют больше понимания, открытости и непосредственности, становятся свободными от игр и избавляются от неконструктивных сценариев.

Они начинают лучше взаимодействовать со своим прошлым, но в то же самое время остаются свободными от отрицательных влияний прошлого.

ТА придает особое значение изучению собственного «Я», с тем чтобы решить, кем человек хочет стать.

Техники транзактного анализа

ТА ввел ряд новых техник для оказания помощи клиентам в достижении своих целей. К числу наиболее общих из этих техник относятся:

  • структурный анализ,
  • транзактный анализ,
  • анализ игр,
  • анализ сценариев.

Имеется еще целый ряд техник.

Терапевтический контракт: определенный, конкретный контракт, который подчеркивает согласованные обязанности консультантов и клиентов. Контракт позволяет каждому из них знать, при каких условиях цели консультирования можно считать достигнутыми.

Дознание: включает в себя обращение ко взрослому эго-состоянию клиента до тех пор, пока консультант не получит «взрослый» ответ. Прием может оказаться очень конфронтационным. При неквалифицированном применении дознание окажется неэффективным и позволит получить только хронологический материал.

Уточнение: идентификация эго-состояния, которое инициировало транзакцию. Уточнение осуществляется от эго-состояния взрослого, как клиента, так и консультанта.

Конфронтация: консультант указывает клиенту на непоследовательность в его поведении или речи. Использование этого приема в ТА ненамного отличается от его применения другими теориями.

Объяснение: происходит между эго-состояниями взрослого. Консультант разъясняет клиенту некоторые аспекты ТА.

Иллюстрация: направлена на просвещение клиента или разъяснение какого-либо пункта. Иллюстрация — это рассказ, который является часто юмористическим и может быть обращен и к ребенку, и ко взрослому эго-состоя-ниям клиента.

Подтверждение: Применяется в случаях, когда ранее измененное поведение проявляется повторно, и консультант указывает на это клиенту. Этот прием может быть эффективным только тогда, когда у клиента твердо сформировалось эго-состояние взрослого.

Интерпретация: консультант обращается к эго-состоянию ребенка клиента и объясняет причины его поведения. Этот прием является, главным образом, психодинамической процедурой и используется только когда клиент имеет эффективно функционирующее эго-состояние взрослого.

Кристаллизация: Состоит из транзакции между Взрослыми, в которой клиент осознает, что человек может прекратить играть в игру, если он сильно этого захочет. Следовательно, клиент свободен поступать в соответствии со своим выбором, и процесс ТА на этом фактически заканчивается.

Почти все методы в ТА включают в себя некоторую комбинацию опроса, конфронтации и диалога. Вот перечень вопросов, которые наиболее часто задают ТА-консультанты.

Что из того, что ваши родители когда-либо говорили вам, было самым хорошим и самым плохим?

Какое ваше самое раннее воспоминание?

Что в вашей семье рассказывали относительно вашего рождения? Какая ваша любимая сказка, рассказ или песня?

Как бы вы описали вашу мать и отца? Как долго вы собираетесь прожить?

Чтобы быть наиболее эффективным, ТА-консультант должен всегда быть осторожен при определении силы эго отдельных клиентов. Клиент обычно становится способен к выработке новых жизненно важных решений, по мере того, как он обнаруживает новые аспекты своего «Я».

ТА в настоящее время разделяется на три главные терапевтические школы: классическая школа, школа катексиса и школа перепринятия решений. Все три школы используют контракты в качестве своего главного метода вмешательства и имеют своей заключительной терапевтической целью достижение автономии.

Оценка теории: уникальность и ограничения

ТА имеет несколько отличительных особенностей.

• В подходе используются легко понимаемые и четко определенные термины. Благодаря своей ясной терминологии ТА может использоваться в различных условиях с различными категориями людей, например, со школьниками, которые хотят преодолеть трудности с математикой.

• Подход легко и эффективно комбинируется с другими, более действенно-ориентированными теориями консультирования. Совместное использование ТА и гештальт-терапии оказалось наиболее плодотворным.

• Согласно теории ТА, ответственность за терапевтические изменения возлагается на клиента. Индивид может выбирать, изменяться или оставаться тем же самым человеком.

• Подход ориентирован на цель. Договорный характер процесса консультирования позволяет и консультантам, и клиентам заранее знать, при достижении каких результатов лечение должно быть закончено.

Однако ТА имеет ограничения.

• Подход критикуется за его преимущественно когнитивную ориентацию. Понимание — это только начало изменения. ТА обеспечивает понимание; но до тех пор, пока подход не будет скомбинирован с другой, более действенно-ориентированной теорией, он обладает ограниченной эффективностью.

• Подход критикуется за его упрощенность, схематизм и популярность. ТА является настолько широко известным, что некоторые люди используют его терминологию, но не применяют теорию.

Эти люди интеллектуализируют свои проблемы, но мало что предпринимают, чтобы изменить ситуацию (действительно, в основе ТА лежит добротная теория, но нет столь же добротных методов практического воплощения теории).

• Подход не настаивает на аутентичности консультанта (Corey, 1996). В процессе консультирования консультант и клиент считаются равными. Однако, в отличие от подхода Роджерса, в ходе консультирования личности консультанта уделяется незначительное внимание.

• Подход не обеспечен сильной исследовательской поддержкой. Для обучения населения умению пользоваться транзактным анализом необходимы определенные методологические усовершенствования (Miller & Capuzzi, 1984).

• Подход не претерпел сколько-нибудь значительного развития со времени смерти Э. Берна в 1970 году. Хотя в теории выделились отдельные направления и появились школы ТА, количество новых идей было незначительным.

Кроме того, не появилось никаких значительных теоретиков или последователей ТА (в США).

Если не произойдет обновления теории и не появятся новые сторонники ее применения, ТА может потерять свое значение одного из главных методов консультирования.

—————————————————————-

Катексис (в англ, переводах работ Фрейда) — количество энергии, сцепленной с любым объектом, представлением или психической структурой.

Источник:
Сообщество HR-Менеджеров

Источник: http://www.transactional-analysis.ru/base/82-ta-theory

ovdmitjb

Add comment