Irvuz

Танцевальная терапия

Танцевальная терапия: как танцы украшают нашу жизнь?

Танцевальная терапия

Танец с древних времен люди использовали в качестве инструмента для выражения эмоций, чувств и отношений. Люди танцевали во время всех значимых событий, в их предвкушении и во славу случившемуся.

Это происходило за дверьми роженицы и возле смертного одра. С развитием цивилизации, танцы стали для человека предметом искусства. Им отвели строгое место, ограничили рамками приличий поводы для танцев.

Но в природе человека заложена любовь к танцу, и тогда была придумана танцетерапия.

Азы этой науки заложили прославленные психологи. Среди которых такие, как Фрейд, Адлер, Юнг. Эту науку пропагандировали А. Дункан, М. Вигман, Рудольф фон Лабан.

Первым танцетерапевтом в мире принято считать американскую танцовщицу Мэрион Чейс. Она работала в 30-х годах прошлого столетия. Работа ее строилась на строгом обучении правилам разных танцев.

Однако женщина заметила, что люди танцуют раскованнее, и отдаются придуманным движениям с большим энтузиазмом. Их тело раскрепощается, а на лицах играет улыбка.

Она стала строить свои уроки на совмещении спонтанного танца и традиционных движений.

Чтобы помочь эмоциям выбраться наружу, человек должен танцевать.

В 66 году прошлого столетия была основана первая танцевальная ассоциация Америки. В 90-х годах, популярное к тому времени движение на Западе, попало к нам.

Танцевально-двигательная терапия: теория и практика

Танцевальная терапия положительно влияет на людей, которые не умеют выражать эмоции, и страдают от этого. Занятия с танцетерапевтами строятся как на индивидуальной основе, так и в группах.

Для преподавателя курсов обязательно наличие психологического и танцевального образования.

Принцип работы в группе прост – присутствующие получают задание, выполняют его и делятся впечатлениями друг с другом.

Польза от танцетерапии тройная:

Нормализуется состояние здоровье, кровоснабжение и физическая форма;
Человек, чувствуя себя в новой ипостаси, обретает большую уверенность в своих силах;
Учится общаться с людьми, используя язык тела.

Особенно рекомендуется танцевальная терапия для детей и подростков.

Занятия помогают:

Снять симптомы хронической усталости;
Нормализовать отношения между людьми и устранить конфликт личности;Расслабиться;

Повысить самооценку и научиться мыслить позитивно;

Избавиться от алкогольной зависимости и табакокурения;

Снизить проявления агрессии;

Снять болевые ощущения и т.д.

Наиболее эффективными считаются занятия танцевальной терапией в группах. Они дают возможность людям выразить себя в танце, формируют уверенность в себе, и способствуют налаживанию дружеских отношений между членами коллектива. Особенно актуально это для подросткового возраста. Это может стать для ребенка единственной возможностью сказать правду о том, что происходит в его душе.

Между танцем (в том понимании, которое доступно людям) и танцетерапией есть существенная разница. В танце мы заучиваем стандартные движения, которые обязательны для того или иного направления данного искусства. Танцетерапия – это произвольные движения человека, которые выражают ту или иную его эмоцию.

Здесь важно не то, как правильно человек его сделал или как оно смотрится в глазах окружающих. Важно то, что чувствует при этом человек, как реагирует его душа на данное движение. Они замедляют бег по жизни тех, кто вечно куда-то спешит, с целью заставить человека оглянуться и остановить счастливое мгновение.

Люди, озабоченные лишним весом становятся легкими пушинками, которые свободно парят над собственными никчемными переживаниями, оставшимися в далеком прошлом.

Виды танцетерапии

Существует два вида танцетерапии: индивидуальная и групповая. У них есть различия и сходства.

Многие танцетерапевты предпочитают работать в команде с другими специалистами:

Психологами;Психиатрами;Социальными работниками;Медицинскими сестрами;Реабилитационными специалистами;

Работниками искусства и т.д.

По желанию клиентов проводятся тесты, консультации и анализ видеозаписей. При этом, интенсивность и расписание восстановительных курсов разнится в зависимости от социальной направленности групп. Например, занятия со школьниками отличаются от уроков для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата.

Индивидуальная танцетерапия.

Занимаясь индивидуально, педагог знакомит человека с возможностями и запретами его тела.

Закомплексованные и неуверенные в себе люди просто не могут заставить себя разжать челюсти, чтобы высказать то, что у них на душе. Первое, что делает преподаватель – учит проговаривать вслух свои мысли.

Он помогает ученику выражать свои эмоции и желания в процессе танца или произнося их в окончании определенного жеста (движения).

Например, сгорбленная осанка и опущенные плечи человека говорят о том, что ему приходится «нести на своих плечах» груз какой-то ответственности. Как выясняется позже, этим грузом наделил его кто-то из авторитетных людей окружения.

Если мама женщины стремилась преуспеть во всем, и делать все идеально, то сама женщина в будущем чувствует вину в том, что не соответствует ожиданиям матери. Учитель рассказывает и показывает, как снять с себя непосильную ношу и освободить от нее не только душу, но и тело.

При этом, он поможет выявить истинную причину закомплексованности человека.

В дальнейшем, танцетерапевт дает больше свободы клиенту в выражении его чувств, и постепенно приводит его к тому, что человек сам осознает и исправляет собственные ошибки.

Групповая танцетерапия

Разница преподавания в групповой танцетерапии состоит в том, что люди, которые приходят в группу, становятся единым целым всего процесса.  Они выглядят, как танец в хороводе или импровизация в группе. Особое отношение уделяется синхронности жестов и движений, единству переживаний учеников.

Группы разбиваются на пары, где один из партнеров исполняет выбранную роль, а второй старается с помощью телодвижений заставить его отказаться от своей позиции. Многие ученики жалуются на то, что в группах появляются новые лица и исчезают привычные.

Но это помогает оставшимся учиться быстро адаптироваться к переменам, и находить взаимопонимание с новыми людьми.

Танцетерапевты стараются научить людей понимать партнера через его движения, искать истинную подоплеку его поступков и действий.

Разговоры в группе сменяются танцем, где каждый из тех, кого слушали, выражает свои мысли с помощью танцевальных па. Если участники группы склонны сегодня к беседе, занятия проводятся в форме монолога, сменяющегося дискуссией.

Если им сегодня хочется танцевать больше, чем разговаривать, преподаватель следует желаниям группы.

Танцевальная терапия – упражнения

Есть несколько упражнений, которые используют все данс-терапевты в своих уроках. Если у вас нет возможности посещать танцевальные группы, воспользуйтесь их наработками в самостоятельных занятиях. Итак, упражнения для танцевальной терапии:

Танец отдельных частей тела.

Включите музыку, и танцуйте. Сначала одной рукой, затем другой, после этого каждой ногой по отдельности и так далее. Обязательно «потанцуйте» лицом – губами, глазами, мышцами лба. По ходу танца запоминайте, какие чувства в какой момент вы испытывали. Запишите их в блокнот.

Движемся, как умеем.

Теперь включите любую музыку, которая вам больше нравится, и потанцуйте под нее так, как вы считаете нужным. Поменяйте мотив на противоположный, и двигайтесь под него. Запишите, как поменялось ваше настроение в зависимости от смена танца и музыки.

Стиль музыки.

Выберите музыкальные произведения в разных стилях. Старайтесь исключать те, которые вам не по душе. Включайте подряд и танцуйте, выбирая движения спонтанно. Зафиксируйте свое отношение к каждому стилю, и запишите ваши ощущения.

Перед зеркалом.

Глядя на себя в зеркало, потанцуйте. Какие чувства вызывает в вас тот человек, который танцует по ту сторону отражающей поверхности?

Переодевайтесь.

Попробуйте устроить для себя костюмированное представление. В соответствии с каждым музыкальным стилем, переодевайтесь и танцуйте.

Вы тигр или кролик?

Представьте, что вы животное, и подвигайтесь, как тот персонаж, которого вы изображаете. А теперь объясните, почему вы выбрали тигра, кролика или котенка.

Работа.

Попробуйте двигаться под музыку так, как вы представляете себе какую-либо работу. Например, стирку или глажку белья. Возьмите за шаблон ваши постоянные дела – чистку зубов, еду, бритье и т.д. Меняйте движения, экспериментируйте.

Профессиональный танец.

Включите клипы или телепередачи, в которых много музыки и танцуют профессионалы. Копируйте их движения и па. Какие ощущения вы при этом испытываете?

Картины.

Поставьте перед собой репродукцию картины. Попробуйте выразить в танце ее настроение.

Танцуем, как другие.

Вспомните, как танцуют ваши знакомые. Воспроизведите их движения. Какие ощущения у вас при этом возникли?

Положение сидя.

Сядьте на пол и подвигайтесь под музыку в положении сидя.

Положение лежа.

Теперь растянитесь на кровати или на полу и под музыку продолжайте танцевать.

Воображение.

Включите музыку, закройте глаза, и попробуйте вообразить, как бы вы хотели двигаться под нее.

«Партнер».

В качестве партнера возьмите игрушку, стул или зонтик. Все, что вам придет в голову и не помешает передвигаться, подойдет в качестве «партнера» для танца.

И так до тех пор, пока сможете удерживать в руках, подмышках и между ног предметы.

Кому нужна танцетерапия?

К танцетерапевтам обращаются люди, которые ощущают дисгармонию между телом и духом.

Это ощущение возникает с ранних лет, когда ребенок не чувствует любви родителей и окружающих людей, когда его преследует чувство вины за поступки, когда ему самостоятельно приходится учиться выживать в окружающем мире.

В том числе, если в подростковом возрасте человек испытывал чувство неудовлетворения своим телом. Это ощущение не исчезает и с годами. Человек ищет и находит в танцетерапии осознание себя, тела и личности.

Весь процесс строится на борьбе противоположностей или достижений того, что считалось недостижимым. Кроме того, человек, открывая в себе новые возможности, учится мыслить креативно. Он рассматривает себя с разных точек зрения, начинает реально смотреть на вещи, и правильно оценивать поступки и проступки.

Танцетерапевты дают возможность ученикам проникнуться ритмом музыки и выразить внутренние переживания с помощью телодвижений. Они вызывают из потаенных уголков души каждого человека те переживания и проблемы, которые так и не нашли решений. Они помогают найти ответы на вопросы, которые человек тщетно ищет годами.

Источник: https://sunmag.me/sovety/14-03-2014-tantsevalnaya-terapiya-kak-tantsy-ukrashayut-nashu-zhizn.html

Танцевальная терапия – психология

Танцевальная терапия

Термин «танцевальная терапия» только недавно начал приобретать широкую известность, но многие люди, желающие улучшить свое психическое состояние, уже познакомились с этой техникой.

В крупных городах России существуют центры, популяризирующие танцтерапию и профессионально помогающие взрослым пациентам и детям.

Как появилось новое направление в лечении?

Танцевальная терапия – это вид психотерапии, при котором во время процесса движения (танца) происходит интеграция социального, когнитивного, эмоционального и физического аспектов жизни человека.

Танец как форма общения своими корнями уходит в глубокую древность; в то время движение тела под определенный ритм было ритуальным действом, которое могло преследовать разные цели: начиная от социально-общинных и заканчивая целительными практиками.

Уже в то время танец аккумулировал в себе функции, отражающие социальную и психологическую жизнь человека и общества. Для чего служил танец:

  1. Ритуальное общение. Танец был формой передачи сакральных знаний и общения с божественным началом.
  2. Коммуникативная функция, когда с помощью танца человек способен установить контакт с представителем своего вида (среди историков существует теория, что до появления языка общение между людьми происходило посредством танца).
  3. Идентификационная функция, когда с помощью танца индивидуум показывает свою сопричастность к определенной общине.
  4. Экспрессивная функция. Танец выступает как способ выражения чувств и снятия напряжения.
  5. Катарсическая функция, когда через танец человек получает возможность погрузиться в интенсивные негативные переживания и тем самым избавиться от их токсичного влияния, получить душевное очищение. (Катарсис – это острое переживание освобождения и перерождения в результате сильного потрясения или страдания).

Движения под музыку справлялись с этими задачами на протяжении всей истории существования человечества. Лечебные свойства танца были известны среди индийских племен.

В Китае ряд определенных танцевально-гимнастических упражнений, например, Тайцзицзюань были популярной практикой во время лечения.

Шаолиньский монах

В Англии в 19 столетии среди врачей существовала теория о благотворном влиянии танца на лечение болезней, связанных с физиологическим и психологическим состоянием пациента, а благодаря работам хореографов Марты Грэм и Дорис Хамфри в Великобритании были разработаны первые теории танцевально-двигательной психотерапии.

Марта Грэм

Предпосылки для развития танцевальной терапии как успешного метода лечения формировались длительное время, но в ХХ веке случилось 2 события, которые оказали большое влияние на становление направления. Что привело к рождению танцетерапии:

  1. Появление и быстрая популяризация психоанализа в Европе и Америке, благодаря которому начали изучать бессознательные психические процессы.
  2. Возникновение нового вида танца модерн, яркими представителями которого считаются Айседора Дункан, Рудольф Лабан и Мэри Вигман. Посредством отказа от канонических форм танца, обращаясь к новым сюжетам и используя необычные танцевально-пластические средства, представители этого направления стремились к передаче личного, бессознательного опыта и индивидуального самовыражения.

Родоначальником танцевальной терапии как способа лечения считается Мэрион Чейз, которая была танцовщицей и педагогом.

Занимаясь с учениками танцем, Мэрион обратила внимание на разделение между учащимися: если одни акцентировали внимание непосредственно на технике танца, то других занимала чувственная составляющая и самовыражение.

Работая с детьми и подростками в разных учебных заведениях, ей удалось произвести должное впечатление на психологов, чтобы ее методику лечения начали принимать всерьез.

После этого она занималась танцевально-двигательной терапией с людьми, которые испытывали как психологические, так и двигательные проблемы, а в 1946 году Мэрион была приглашена в качестве действующего танцевального терапевта в госпиталь Св. Элизабет, где благодаря ее работе, усилиям и знаниям пациенты, до этого считающиеся безнадежными, смогли научиться взаимодействию в группе и выражению эмоций, после чего их лечение протекало в классической форме, но с большим успехом.

Преимущества и особенности метода

Главным образом к танцетерапии обращаются люди, познающие окружающий мир и определяющие в нем свое место посредством движения, через свое тело.

Движение в их случае рассматривается как способ выразить и понять себя, поскольку на каком-то этапе они потеряли связь с собой, гармонию и ощущение целостности.

Анри Матисс «Танец»

Не ощущая контакта со своим телом, люди теряют связь со своим глубоким, живым и творческим началом, связь с собственной природой. Принципы и цели танцевально-двигательной терапии, на основе которых строится методика лечения, заключаются в следующем:

  1. Происходит интеграция телесного и психического опыта. Возникает целостность мыслительных, поведенческих процессов и эмоциональной вовлеченности личности. Изменения в одном аспекте влекут за собой изменения в других.
  2. С помощью танца можно осуществлять коммуникацию на трех уровнях: с миром как таковым, с другими участниками группы, с самим собой. При этом создается единая и собственная система общения.
  3. Движение позволяет раскрыть творческий потенциал, которое есть суть и первопричина энергии человека.

Важно помнить, что танцевальная терапия — это прежде всего направление психологии, а не искусства. Красота танцевальных жестов и движений, пластичность, техника исполнения и направление танца не являются ключевыми аспектами терапии.

Благодаря вовлеченности в творческий процесс, способный открыть человеку путь к изучению и осознанию себя, своих возможностей и пределов, пациент получает возможность проработать и другие задачи. Что дает танец:

  1. Улучшается физическое и эмоциональное состояние.
  2. Повышается самооценка и чувство собственного достоинства, человек учиться по-новому доверять себе и выстраивает собственный благоприятный образ.
  3. Важным для взаимоотношений с собой и с другими становится опыт интеграции чувств, мышления и движения.

Кроме этого, в случаях групповой терапии у пациентов с психологическими проблемами налаживается процесс взаимодействия с людьми, происходит обучение новым навыкам в общении.

Варианты классификации танцевально-двигательной терапии

Рассматривая танцевальную терапию с разных точек зрения, можно выделить, как минимум, две классификации, отображающие подход к методологии лечения и требованиям к образованию танцевального терапевта, к сложности и уникальности комплекса мер по оказанию помощи пациентам.

Первая классификация базируется на количестве участников. Выделяют следующие виды танцтерапии:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая.

Самым востребованным и проработанным на сегодняшний день является последний, поскольку он позволяет эффективно и качественно проводить лечение сразу многих людей. Обычно в процесс вовлечены сразу все участники, но возможны и разные форматы (например, когда кто-то двигается, а кто-то – наблюдает).

Соответственно, вторая классификация основана на требованиях к специфике образования, опыта и навыков танцетерапевта, который проводит лечение.

Вот виды танцетерапии по этой классификации:

  1. Клиническая танцевальная терапия для пациентов с психическими расстройствами применяется как дополнительный метод лечения наравне с медикаментозным. Считается самым сложным видом танцетерапии. Имеет широкое применение в случаях, когда у пациентов наблюдаются нарушение речи, и они с трудом контактируют с другими людьми. Для появления и закрепления улучшений требуется длительное терапевтическое воздействие.
  2. Танцевальная психотерапия для психически и физически здоровых людей с конкретными запросами. Либо для соматических пациентов, испытывающих трудности на физиологическом уровне и рассматривают танцетерапию, прежде всего, как дополнительный способ лечения нарушений, связанных с движением и координацией.
  3. Танцевальная арт-терапия для людей, не страдающих психическими заболеваниями, а имеющих желание развиваться, свои навыки и по-новому взглянуть на мир. В данном случае терапия служит способом самовыражения, расширения представления о себе, своем теле.

И работа в группе, и индивидуальные занятия могут быть действительно полезными и приносить новый, вдохновляющий опыт.

Техники ТДТ и их характеристики

В танцевально-двигательной терапии существует несколько возможных видов танца, которые применяются в зависимости от сохранности физических возможностей.

  1. Неструктурированный танец, состоящих из спонтанных и разнообразных движений. Этот вариант часто выбирают для терапии неврозов. Спонтанные движения воспринимаются как элемент игры, с помощью которых можно выражать эмоции и ощущения.
  2. Структурированный танец, к которому можно отнести, например, хоровод. Круговой танец обладает особыми терапевтическими свойствами, дает чувство сопричастности, общности и близости.

Кроме кругового танца к упражнениям, характеризующимся четкой и грамотной структурой, можно отнести методики, направленные на расслабление и концентрацию или на движение в окружающей среде.

Пациентам с психотическими нарушениями зеркальные ответы могут восприниматься как агрессия, что неблагоприятно сказывается на эффективности терапии. Чтобы члены группы комфортно и безопасно себя чувствовали, терапевт должен быть эмпатичным и достаточно квалифицированным.

Танцевальная терапия для детей

Сегодня танцевальная терапия для детей — это один из самых популярных способов лечения маленьких пациентов с нарушениями коммуникативных навыков.

Обучение детей танцу в общеобразовательных, развивающих и досуговых центрах проходит на занятиях ритмикой с профессиональным педагогом. С ритмика положительно влияет на развитие пластики и грации у ребенка.

Он учится слышать ритм и понимать музыку, согласовывать услышанное с движениями тела.

Gars du Ardennes Witham

Сначала педагог обучает детей элементам танца, помогает формировать и развивать новые двигательные навыки, но само по себе подражание — только половина работы. В работе с детьми для развития творческого начала присутствуют элементы постановок и игр, когда дети могут использовать выдуманные образы, включать фантазию, апеллировать к собственным душевным переживаниям и раскрывать эмоции.

Источник:

Танцевальная терапия

Для человека творчество – одна из возможностей проникнуть в свой внутренний мир и узнать себя. Оно обращается к самым светлым и искренним аспектам нашей души.

Когда мы пишем, рисуем, танцуем или выражаем себя в других видах искусства, это позволяет нам расслабиться, раскрыться и хотя бы ненадолго оказаться в гармонии с собой.

Творчество — эффективный метод по исцелению психики, который сегодня нашел широкое применение в практической психологии под названием арт-терапия.

Арт-терапия обладает уникальным свойством выносить на поверхность все скрытое, потаенное, неосознанное. 

Арт-терапия позволяет людям увидеть в их творчестве отражение своей истинной природы и понять, кто они есть в действительности. Она способствует «прорыву» страхов, комплексов, зажимов, извлекая их из подсознания в сознание.

Основной принцип арт-терапии гласит, что творчество целительно уже само по себе. Мы исцеляемся уже по факту творения, по факту того, что мы что-то создаем и делаем.

И нам совсем не обязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода.

 «Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключ к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам. 

Арт-терапия не имеет противопоказаний. Как метод психологической помощи, арт-терапия существует очень давно. Среди множества ее видов выделяется танцевальная терапия.

Танец — один из самых древних способов, используемых людьми для выражения своих чувств и эмоций. Движения танца это своеобразное средство коммуникации. Танец представляет собой живой язык, носителем которого является человек.

Мысли и чувства передаются посредством образов. При этом музыка не является обязательным компонентом. Истоки танцевальной терапии можно найти в древнейших цивилизациях.

Танец использовался для общения еще тогда, когда не существовало языков.

Как же это работает с точки зрения науки?

Вильгельм Райх, родоначальник телесно-ориентированной терапии. Он говорил, что если эмоциям (гневу, обида, радость, страх и т.д.) долго не давать выхода, они накапливаются, образуя своеобразный мышечный «панцирь».

Любое переживание человека, как положительное, так и негативное, выражается в напряжении какой-либо группы мышц. Существует биоэнергетическая теория прочной связи эмоциональных переживаний и напряжений мышц.

Танцевальная терапия помогает снять это напряжение.

На фото: Мария Шулыгина

Основная суть танце-терапии заключается в том, что все психические травмы человека мешают ему свободно выражать свои эмоции. На поддержание этого мышечного зажима тратится энергия. После отреагирования вовне она начинает свободно циркулировать по всем частям тела.

Современная танцевальная терапия направлена на снижение мышечного напряжения. Она способствует увеличению подвижности человека.

Максимально эффективна групповая танцевальная терапия. Эта методика позволяет членам группы лучше осознавать собственное тело и возможности его использования. Такое осознание приводит к улучшению физического и эмоционального состояния участников.

Танце-терапевты объединяют область танца и психологии.  Они обладают необычным взглядом на человеческое развитие, которое основано на развитии тела целиком, а не только интеллекта или двигательных способностей физического тела.

Чем танце-терпия отличается от уроков танца? 

 В танцевальной терапии мы интересуемся тем, как движение ощущается, чувствуется, а не тем, как оно выглядит. Её нельзя рассматривать как  танцевальное направление. Это отрасль психологии.  Здесь отсутствуют стандартные танцевальные формы, благодаря чему она доступна для каждого.

При этом могут использоваться самые разнообразные виды танца. Этот метод не требует специальной подготовки, навыков и талантов. Иногда они даже могут помешать, так как задают стандарты.

Поэтому, если человек ранее занимался или занимается танцами, ему предлагают на время «забыть» все, что он знает, абстрагироваться от своих умений. Здесь важна спонтанность, позволяющая выразить себя, понять свои чувства, научиться доверять и действовать с полной свободой.

Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/tantsevalnaya-terapiya-psihologiya.html

Танцевальная терапия

Танцевальная терапия

/ Саморазвитие

Танцы – это не только весёлое, но ещё и весьма полезное занятие. Маленькие дети обладают гораздо большей свободой и лёгкостью движения, нежели взрослые.

Они познают мир в первую очередь посредством телесных ощущений, и задача родителей – постараться сделать так, чтобы отрицательных отпечатков (травм, физических наказаний) было значительно меньше, чем положительных.

Для психически коррекционных целей была создана целая программа – танцевальная терапия для детей.

Основные цели и задачи

Танцевальная терапия как метод психокоррекции давно зарекомендовала себя на практике с лучшей стороны и применима для людей всех возрастов. Особенно важна работа в этом направлении для детей дошкольного возраста.

Обучение в школе сопряжено с изменением привычного ритма жизни, установлением чётких норм поведения, правил. Такая стрессовая ситуация вызывает массу эмоций, с которыми необходимо совладать.

Психология самосовершенствования и самовыражения в танце позволяет не только справиться с этой задачей, но и подготовиться.

Одна из важнейших составляющих, которые имеет данная методология – танцевальная игра. Упражнения на занятии преподносятся в игровой форме. В сочетании с танцем она помогает раскрыться фантазии, импровизировать свободно, перерабатывая напряжённые чувства и эмоции в движения.

Музыка дополняет танцевальную терапию, способствуя выражению радости. Такие игры пробуждают и воспитывают положительные качества личности, развивают её. В танце без слов и мимики можно показать все чувства: агрессивность и злость, печаль и боль, радость и восторг.

Таким образом, целями танцевальной терапии являются:

  1. снятие психоэмоционального напряжения;
  2. выплёскивание энергии;
  3. снятие своих страха и агрессивности;
  4. осознание собственного «Я» в предлагаемых обстоятельствах;
  5. проигрывание своих внешних и внутренних ощущений;
  6. совместное переживание волнующих ситуаций;
  7. пробуждение положительных эмоций;
  8. развитие коммуникабельности и творческих способностей (импровизировать, воображать),
  9. умение рассуждать логически и проявлять инициативу;
  10. сплочение в коллективе.

Основные задачи

  1. осознание своего тела участниками занятия;
  2. формирование осознания возможностей применения тела, средств для выражения чувств;
  3. обучение установлению взаимосвязи эмоций с движениями, изучение чувств через танцевальную экспрессию и высвобождение их.

Принципы работы терапии танцем

Виды танцевальной терапии и их упражнения, как правило, подразделяют:

Те, в которых руководитель (то есть взрослый) чётко излагает задачу, а затем показывает её сам. В данном случае дети должны подражать движениям. Это могут быть:

  • игры с ритмикой;
  • «повторялки»;
  • игры на перемещение в пространстве;
  • игры на улавливание движений (замедленно — быстро, высоко — низко)

Упражнения, которые выстроены на основе импровизации, когда руководитель лишь даёт объяснения условностей и инструкций:

  • на конкретную тему («бал снежинок», «танец стрекозы»);
  • со всевозможными предметами (с букетом, с платком, с книгой, с панамкой, с игрушкой);
  • на определённое действие и перемену обстоятельств («знакомство», «в невесомости»);
  • контактные импровизации (попарно, в группе);
  • релаксационные упражнения.

Также данные техники танцевальная терапия может совмещать, интерпретировать.
К примеру, дети меняют ритм, способ выполнения или темп при смене музыкального сопровождения, обстоятельств.

Условия, которые важны для выполнения любого упражнения или техники: добровольное участие, открытое выражение чувств, ответственность, активность и конфиденциальность.

Этапы и упражнения

Итак, от теории и изучения методики танцевальной терапии перейдём к практике. Выделяют следующие этапы (части) занятия:

  1. разогрев
  2. основной
  3. завершающий

Такой интегративный (целостный) подход очень важен. Он позволяет не просто что-то делать, а подготавливаться к процессу и закреплять его. Интегративная танцевально-двигательная терапия захватывает сознание, наполняет реальность смыслом, создавая некое единство тела с эмоциями и чувствами.

Разогрев

  • На эту часть интегративной танцевально-двигательной терапии отводится около трёх минут, понадобится музыкальный проигрыватель с соответствующими записями, где прослеживается чёткий ритмический рисунок.
  • Целью данного этапа является подготовка тела к работе. Все участвующие встают в круг, руководитель называет определённую часть туловища, и дети в произвольном порядке придумывают для неё движения. Так по очереди танцуют кисти рук, затем руки полностью, голова, плечи, живот и ноги.
  • Разогреваясь и подготавливаясь к занятию интегративной танцевально-двигательной терапии ребёнок начинает осознавать и снимать мышечные зажимы, расширять экспрессивные резервы. Затем с детьми можно обсудить, что было легко, а в чём возникали затруднения, а также что они при этом чувствовали.

Основная деятельность

Далее необходимо углубить и развить у ребенка осознание собственного тела, его возможностей, помочь ему понять взаимосвязь чувств и движений. Также здесь интегративная танцевально-двигательная терапия помогает высвободиться эмоциям наружу при помощи танцевальной экспрессии.

  • Упражнение “Режиссёр-актёр”Сначала руководитель становится режиссёром, а затем дети разбиваются на пары актёр-режиссёр. Суть данного упражнения танцевально-двигательной терапии в следующем: режиссёр просит актёра выполнить сначала какое-либо привычное движение (например, ходьбу или приседание), а затем сделать его каким-то необычным способом.Так дети учатся осознавать свои танцевально-экспрессивные стереотипы, приобретают новый двигательный опыт.Для упражнения понадобится любая ритмичная музыка
  • Упражнение “Следуй за главным” Дети делятся на группы по пять человек, которые выстраиваются в ряд. Затем выбирается главный и становится перед остальными участниками команды. Его задача – делать любые оригинальные движения, которые другие будут за ним воспроизводить. Каждый ребёнок должен обязательно побывать в роли главного, не повторяясь при этом со своим предшественником.Такое упражнение позволяет экспериментировать с движениями, стимулировать танцевальную экспрессию. Кроме того, важную роль играют межличностные позиции ведомого и ведущего.
  • Упражнение «В космосе» В рамках данного упражнения необходимо представить себя за пределами земного пространства. Если дети не знают, нужно объяснить им, что значит невесомость в космосе. А теперь задача участников группы – выполнять различные движения космонавта. Вариантов здесь масса: можно поиграть в футбол, баскетбол, кувыркаться, выполнять какие-то физические потребности (например, кушать), знакомиться с инопланетянином. Кроме того, интересно будет угадывать, что изображает другой участник группы. В роли ведущего может выступать как взрослый, так и ребёнок.Упражнение не просто развивает фантазию у детей, оно ещё и помогает почувствовать своё тело, его возможности.
  • Упражнение «Зоопарк» Каждый ребёнок должен вообразить себя любым животным в зоопарке и полностью перенять его форму, повадки, звук. Далее ведущий сообщает, что звери выбрались из клеток на свободу. Дети (животные) начинают двигаться по комнате, взаимодействовать между собой, проявлять различные чувства и эмоции (любовь, гнев, боль, страх, дружбу).В конце обязательно нужно поделиться своими настроением, эмоциями и впечатлениями от упражнения, рассказать, что получалось, а что не очень, почему выбрали именно такое животное для подражания.
  • Упражнение “Имя” Каждый ребёнок должен назвать своё имя, а затем показать его движением так, как он себе его представляет. Затем задача усложняется: необходимо всем вместе называть имя каждого участника и повторять его движение.Обязательно нужно спросить детей, что они испытывали в момент выполнения данного упражнения, каким было их настроение.

Завершение

В результате занятия танцевальной терапии дети эмоционально возбуждаются, поэтому в конце занятия необходимо помочь им снять напряжение, а также восстановить дыхание.

Для этого существуют различные упражнения и техники. Вот некоторые из них:

  • Упражнение “Восходящее солнце” Включается медленная и сдержанная музыка и дети усаживаются в круг. Необходимо закрыть глаза, расслабиться и представить восходящее солнце, которое наполняет всё вокруг светом и теплотой. В конце упражнения детям нужно сказать, что это их внутреннее солнце. В те моменты, когда настигают негативные эмоции: грусть, тоска и тревога, нужно точно так же закрыть глаза и позволить солнышку взойти.Эта задача многим не под силу с первого раза, но со временем дети учатся справляться с отрицательными эмоциями при помощи релакса.
  • Упражнение “Хвалим себя” Можно выполнять в положении стоя или сидя. Необходимо вытягивать ручки вперёд, как бы стремясь за ними всем своим телом и произносить слово «Умница», растягивая первый слог. Теперь руки тянутся в стороны, а тело наклоняется вперёд. Произносится слово «Молодец» с протяжным ударным слогом.Так все зажимы, которые вызваны стрессовыми ситуациями, расслабляются, ребёнок приобретает уверенность и позитивный настрой.

В конце интегративной танцевально-двигательной терапии обязательно нужно обсудить с детьми их чувства, что понравилось выполнять, а что не очень.
Поклон – это прощание в движении, им нужно завершить занятие.

Заключение

Иногда можно услышать термин «танцевальная арт-терапия». Арт – искусство, то есть танцевальная терапия является не чем иным, как исцеляющим творчеством.

Оздоровительную силу танцу приписывали ещё в давние времена, используя различные движения в качестве средства для избавления болезней любого уровня.

В наши дни задачи танцевальной терапии направлены прежде всего на эмоциональное и психическое здоровье.

Хореография – это особое средство, формирующее и гармонизирующее личность.

В развитии ребёнка это важный аспект, поэтому чем раньше родители начнут с ним заниматься практикой танцевальной терапии, тем лучше будет результат.

Здесь приведена лишь общая характеристика метода танцевальной терапии и некоторые упражнения. Но главное – осознать её смысл.

Поняв суть метода можно импровизировать и выполнять упражнения дома, не обращаясь для этого в специальные клубы и студии.

Загрузка…

Источник: https://kladvsebe.ru/samorazvitie/tancevalnaya-terapiya.html

Танцевальная терапия: теория методика практика

Танцевальная терапия
Термин «танцевальная терапия» только недавно начал приобретать широкую известность, но многие люди, желающие улучшить свое психическое состояние, уже познакомились с этой техникой.

В крупных городах России существуют центры, популяризирующие танцтерапию и профессионально помогающие взрослым пациентам и детям.

ovdmitjb

Add comment