Irvuz

Сущность воображения

Уровни воображения

Сущность воображения

Определение 1

Под «воображением» в современной психологии понимают психический процесс, который на основе имеющегося опыта позволяет человеку создавать образы в своем сознании.

Воображение не может функционировать без других важных психологических процессов. Воображение оказывает большое влияние на познавательную деятельность человека. С помощью воображения у нас есть возможность делать предположения о том, что произойдет в будущем, каким будет результат нашей деятельности.

Головной мозг — это орган, который отвечает за все процессы в психике человека, в том числе и за воображение. С физиологической точки зрения воображение это аналитическая синтетическая работа мозга в результате, которой происходит образование новых системных связей.

Воображение подразделяется на виды. По предмету воображения оно может быть эмоциональным, образным, словесно-логическим. По содержанию деятельности оно может быть художественным или техническим.

По мере активности воображение подразделяют на активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное. Воображение так же может быть абстрактным и конкретным, это зависит от характера образов.

По результативности оно может быть воссоздающим (когда появляются образы, которые уже существуют в реальности) и творческим (когда появляются совершенно новые, еще не существующие образы).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Воображение имеет ряд функций:

  • представлять реальность в образах и применять эти образы для достижения целей
  • уравновешивать эмоций
  • регулировать познавательные процессы
  • представлять план действий
  • планировать деятельность и давать ей оценку

Психика человека имеет несколько уровней воображения. Об этих уровнях речь более подробно пойдет далее.

Уровни воображения человека определяют отношение человека к процессу воображения. Уровни могут быть высшими и низшими. На низших уровнях воображение является непроизвольным, на высшем уровне воображение осознанное, человек понимает каким образом в его сознании появляются те или иные образы.

На низших уровнях воображение воплощается в непроизвольном изменении образов. Эта трансформация вызвана влиянием потребностей и влечений, которые являются для человека малоосознанными.

В этом случаи образы спонтанно появляются перед воображением, человек при этом не прилагает собственной воли и не создает их.

Такой вид воображения также носит названое пассивное воображение, его проявлением являются сны, галлюцинации, грезы, дремотное состояние.

Одним из видов высшего уровня воображения является творчество. При этом процессе образы появляются благодаря усилию воли человека, затем они могут изменяться, исходя из его собственных целей. Эта форма называется активным воображением. Так же к высшему уровню воображения относится мечта.

Творчество как высший уровень воображения

В прямом смысле под творчеством понимают создание чего-то нового. Характерной чертой творчества является личное начало, творчество характерно исключительно для человеческой деятельности.

С точки зрения психологии, творчество — это психологический процесс в результате которого происходит воплощение информации из нашего сознания в новой форме.

Психологи выделяют три направления развития творчества:

  • продуцирование нового
  • улучшение существующего
  • разрушение старого

Тема творчества исследуется учеными достаточно давно, всего в современной психологической науке выделяют четыре основных направления в исследованиях творчества:

  • деятельный подход
  • творчество как процесс
  • творчество как продукт
  • творчество как способность

Суть деятельного подхода заключается в том, что потребности человека являются двигателями творчества. Потребности эти могут быть весьма разнообразными: потребность в пище, желание выжить, желание собственной реализации, желание создавать красоту. Из этого следует вывод для развития творчества необходимо развивать потребность.

Некоторые ученые рассматривали творчество как процесс. Этот процесс может происходить на различных уровнях: бессознательном, подсознательном, сознательном и надсознательном.

Под бессознательным понимают процесс формирования новых образов, в появлении которых человек не отдает себе отчет. Часто это процесс схож с инстинктами.

На подсознательном уровне творчество осуществляется благодаря опыту, навыкам, задаткам, потребностям. Целью подсознания является формирование образцов мышления, поведения в стандартных ситуациях.

Сверхсознание характерно для высшего уровня появления творческого процесса. Сверхсознание соединяет в себе деятельность подсознательного бессознательного и сознательного. Сверхсознание отвечает за появление гениальных мыслей, озарений.

Творческий процесс состоит из трех этапов:

  • пусковой этап
  • поисковый этап
  • исполнительный этап

Творчество так же изучается психологами как продукт деятельности человека. Основными продуктами творчества можно назвать:

  • различные открытия
  • изобретения
  • новые формы материи

Творчество как продукт представляет собой итог человеческой деятельности.

Творчество может восприниматься и как способность человека. За развитие творческих способностей отвечает интеллект. Творческий потенциал имеется у каждого человека.

Мечта как высший уровень воображения

С точки зрения психологии мечта — это построение образов желаемого будущего. Образы, которые продуцируются во время мечтаний обладают следующими характеристиками:

  • живые, яркие, конкретные, детальные
  • слабо выражен план осуществления,
  • эмоциональны, несут важное значение для мечтающего
  • творческий характер

Мечты выполняют важную функцию, они пробуждают инициативу, мечты являются сильнейшим стимулом к деятельности даже в трудных физических и психологических условиях. От понятия мечта следует отличать такое понятие как грезы.

Сновидения и галлюцинации как низший уровень воображения

Сновидения находятся на примитивном уровне воображения, под сновидениями понимают воссоздание спящим человеком различных образов. Сновидения приходят из бессознательного.

Сновидения представляют собой нормальную работу мозга во время сна. Они являются достаточно сложными явлениями психики человека. Чаще всего их основа – опыт и переживания человека.

Сновидения могут быть образами, которые всплывают из долговременной памяти.

Под галлюцинациями понимают образы, которые возникают в сознании человека без внешних причин и раздражителей. Галлюцинации могут быть вызваны приемом алкоголя или психотропных средств. Так же галлюцинации могут возникать из-за патологии в головном мозгу.

Галлюцинации делят на:

  • истинные
  • псевдогаллюцинации

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/voobrazhenie/urovni_voobrazheniya/

Понятие о воображении: определение представление и механизмы

Сущность воображения

Человек не может развиваться как человек, как личность, как член общества, если он не обладает особой формой отражения действительности – сознанием. Важной составляющей сознания является воображение. Некоторые ученые считают, что определяющую роль в эволюции человека, сыграло именно способность работать с тем, чего на самом деле нет в восприятии.

Что мы понимаем под словом воображение

В обыденном словоупотреблении воображением называют всё, что не соответствует реальности, не имеет никакого практического значения. Корнем слова воображения является слово образ. Образы – это главное содержание нашего психического мира, мы их получаем из опыта нашего восприятия. Наши образы составляют материал, то есть задачей сознания является понять ситуацию по средствам образа.

В толковом словаре русского языка Ожегова даётся такое определение: «Воображение – мысленное представление, способность творчески мыслить, фантазировать». Это определение раскрывает в целом представление о воображении.

Образы и символы – это одновременно и условия и средства познания. Исследование воображения, как в науке, так и в реальной практике можно назвать установлением границ, которые открывают возможности.

Очень интересное понятие о воображении, дал первый исследователь творческого воссоздания образов, француз Теодюль Рибо, он считал, что воображение в интеллектуальном порядке соответствует воле в порядке движений, то есть воображение позволяет управлять интеллектуальными представлениями.

Презентация: “Воображение как познавательный процесс”

Современное представление о воображении складывается из предыдущих определений. Научные исследования Теодюля Рибо опередили свое время. Его научные труды активно используются нашими современниками.

Механизмы воображения

Механизмы воображения – это своего рода вид сочетания представлений в процессах воображения, то есть способность выделять индивидуальные признаки предметов и явлений и переносить их на другие предметы.

  1. Самым простым таким механизмом считается создание чего-то нового путем “склеивания” образов, частей уже существовавших, называется этот процесс агглютинация.
  2. Второй механизм характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также трансформацией его частей. Этим процессом является – гиперболизация.
  3. Схематизация – этот механизм заключается в подчеркивании определенных признаков и сглаживании различий.
  4. Выделение повторяющегося и значимого в похожих феноменах происходит при помощи типизации.

Механизмы воображения позволяют структурировать знания о воссоздании образов, тем самым увеличивая возможности понять этот сложный процесс.

Взаимосвязь представления и воображения

Как же взаимосвязаны представление и воображение? Представление ключ к понятию воображения. Чтобы понять, что это такое взгляните на какую-нибудь картинку и закройте глаза. Какое-то время эта картинка будет ярко стоять перед глазами, перед внутренним взором, а потом начинает, как бы расплываться, становиться все менее четкой.

Презентация: “Развитие творческого воображения”

Если эту картинку показывать часто, человек привыкает к этому образу. Этот образ хорошо сохраняется в памяти и может быть вынут из памяти в любой момент, даже когда мы его не видим. Затем с этим образом, мысленно, можно сделать все что угодно. Такие мысленные операции с образом, который прочно сохранился у нас, носит определение воображение.

Представление представляет собой воссоздание предметов и явлений на основе предыдущего опыта, которые в данный момент не воспринимаются. Представление и воображение тесно взаимосвязаны.

Считается, что воображение крепко привязано к действительности, но так считают не все, многие литераторы описывали состояние, когда откуда-то  к ним приходит знание и ощущение чего-то не имеющего места быть, запредельного мира.

Возможно, есть какие-то области мироздания, какие-то иные жизни и неведомые нам сферы, которые порой дарят нашему сознанию нечто ранее неизведанное. Кто-то считает, что это память о прежних жизнях или иные проникновения в другие миры. Здесь нет смысла анализировать, нужно только пользоваться этими знаниями, как подарками судьбы.

Воссоздавая образы, человек насыщает систему знаков (слова, числа, графика) имеющимися у него знаниями. Воспроизведение образа зависит от искусности автора, от методов, способов, при помощи которых был оформлен этот образ. Стоит вспомнить:

как перед нами разворачиваются яркие картины.

Презентация: “Развитие воображения младших школьников”

Можно выделить целую последовательную систему описательных образов от более точных до более теоретических.

Образы точного воображения могут подразделяться на: зрительные (букет цветов, яблоко), слуховые (шум волн, жужжание шмеля), кинестетические (укус комара, прикосновение к снегу, качания на качелях), обонятельные представления (запах бензина, апельсина, кофе), вкусовые представления (вкус шоколада, мёда, лука).

Значение воображения

Значение воображение сложно переоценить.

Именно ему мы обязаны, например, собором Василия Блаженного, буддийскими пагодами, египетскими пирамидами, лунной сонатой Людвига Ван Бетховена, пятой симфонией Петр Ильича Чайковского, космическими кораблями, нанороботами и многим другим. Конечно, способность к воображению дана людям в разной мере, а без него человеческая жизнь скучна и однообразна.

Представление как и воображение играет значительную роль в трансформации объективного мира. Прежде чем изменить что-то на практике, человек меняет это в своей голове.

Одним из ярких примеров проявления творческого воображения в последние годы являются оригинальные системы лечения, основанные на самовнушении, и получившие широкое распространение.

Самовнушение уменьшает внутреннее напряжение, беспокойство, страх и может заменить многие успокоительные лекарства, далеко не безвредные для организма. Основателем такого лечения является француз Э. Куэ.

По его методике нужно несколько раз в день в состоянии покоя и расслабленности мысленно убеждать себя в том, что ты здоров. Последователей у него много.

Г. А. Шичко предлагает кроме самовнушения с помощью слов, ещё и записывать то, в чем ты хочешь себя убедить.

Следующим этапом в развитии метода лечение самовнушением можно назвать аутогенные тренировки. Основными элементами которой являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика). Большую популярность из-за высокой результативности получил метод имаго-тренинга В. Авдеева, который помогает человеку раскрыть свои творческие способности. Суть метода: сконцентрировавшись на определенном образе, человек вызывает различные изменения в своем теле. В основе метода профессора, доктора психологии и философии М. Норбекова тоже лежит самовнушение, основанное на воссоздании образов.

Без воображения не возможен любой труд человека, не возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике.

Источник: https://tonusmozga.ru/mysl-i-voobrazheniye/razvitiye-voobrazheniya/opredelenie.html

ovdmitjb

Add comment