Irvuz

Сущность, цели, задачи налоговой политики

Механизм функционирования налоговой политики. Налоговая политика РФ

Сущность, цели, задачи налоговой политики

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы налоговойполитики…………………………………………….5

    1. Понятие, сущность и виды налоговой политики………………………………………….5

    2. Классификация налоговой политики………………………………………………………9

    3. Роль налоговой политики. Кривая Лаффера……………………………………………..14

Глава 2. Механизм функционированияналоговой политики. Налоговая политикаРФ………17

2.1. Механизм функционирования налоговойполитики………………………………………..17

2.2. Налоговая политика России насовременном этапе…………………………………………20

Заключение…………………………………………………………………………………………29

Список используемойлитературы………………………………………………………………..30

Введение

Налоги являются необходимымзвеном экономических отношений вобществе с момента возникновениягосударства. Развитие и изменение формгосударственного устройства всегдасопровождаются преобразованием налоговойсистемы.

С помощью налогов определяютсявзаимоотношения предпринимателей,предприятий всех форм собственности сгосударственными и местными бюджетами,с банками, а также с вышестоящимиорганизациями.

При помощи налоговрегулируется внешнеэкономическаядеятельность, включая привлечениеиностранных инвестиций, формируетсяхозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Помимо этой сугубо финансовой функцииналоговый механизм используется дляэкономического воздействия государствана общественное производство, егодинамику и структуру, на состояниенаучно-технического прогресса. В связис этим приобретает особую роль значениеналоговой системы государства и принципыее организации и функционирования.

В западном опыте создания ифункционирования эффективной налоговойсистемы немало ценного и полезного. Нопри его использовании необходимопринимать во внимание и объективныеусловия, в которых создается и развиваетсяналоговая система, и конкретное состояниеэкономики в каждой стране, и уровеньнакопленных богатств, и даже психологическиеустановки и традиции населения.

Последние реформы показываютстремление Российского правительствак коренному изменению ситуации в стране.Масштабная программа преобразованийв налоговой политике проводится ужеболее двух лет.

Следствием предпринятыхмер уже стало более равномерноераспределение налоговой нагрузки навсех налогоплательщиков, изменение вположительную сторону структурыпоступлений, улучшение администрирования,легализация многих налогоплательщиков.

Важнейшим промежуточным результатомстало реальное снижение общей налоговойнагрузки на экономику, поддерживающеедальнейший экономический рост России.

Предметом исследования даннойкурсовой работы является налоговаяполитика.

Объектом исследования даннойкурсовой работы является роль налоговойполитики.

Целью исследования даннойкурсовой работы является изучениестимулирующей и антистимулирующей ролиналоговой политики.

Для достижения поставленнойцели нами были сформулированы следующиезадачи:

1. Рассмотреть сущность и понятиеналоговой политики.

2. Изучить классификацию налоговойполитики.

3. Изучить роль налоговой политикии рассмотреть кривую Лаффера.

4. Изучить механизм функционированияналоговой политики.

5. Рассмотреть налоговую политикуРФ на современном этапе.

Глава 1. Теоретическиеосновы налоговой политики

1.1.Понятие, сущность и виды налоговойполитики

Слово «политика» имеет в русскомязыке много значений, из которых, имеяв виду именно налоговую сферу, наиболееточным следует признать определениеполитики как «искусства государственногоуправления».

Соответственно, подналоговой политикой понимается «искусствоналогового управления», где субъектомуправления является государство, анепосредственным объектом управленияслужат налоги, налоговая система.

Налоговая политика – это комплексправовых действий органов власти иуправления, определяющий целенаправленноеприменение налоговых законов.

Приосуществлении нало­говой политикиустановленные законом правовые нормыреализуются при регулировании,планировании и контроле государственныхдоходов, формируемых налоговым методом.

Экономически обоснованная налоговаяполитика преследует цель оптимизироватьцентрализацию средств через налоговуюсистему.

Налоговая политика каксовокупность научно обоснованных иэкономически целесообразных тактическихи стратегических правовых действийорганов власти и управления способнаобеспечить потребности воспроизводстваи рост общественного богатства.

Исходнойустановкой при проведении налоговойполитики служит не только обеспечениеправового порядка взыскания сналогоплательщиков налоговых платежей,но и проведение всесторонней оценкихозяйственно-экономических отношений,складывающихся под влиянием налогообложения.

Следовательно, налоговая политика – этоне автоматическое выполнение предписанийналоговых законов, а их совершенствование.

и цели налоговойполитики обусловлены макроэкономическимизадачами государства на каждом этаперазвития страны. Разрабатывая конкретныенаправления налоговой политикигосударство должно обеспечить решение1

1. Экономических задач, таких какстимулирование экономического роста,преодоления инфляционных процессов,снижение дефицита бюджета, сбалансированиеразмеров бюджетов разных уровней и др.;

2. Социальных задач; обеспечениезанятости населения, стимулированияроста доходов и уровня жизни населения,перераспределение национального доходав интересах наименее защищенных слоевнаселения;

3. Задачи оптимизации налоговыхизъятий, т.е. достижения паритета междуобщественными, корпоративными и личнымиинтересами в области налогообложения.

Налоговая политика как специфическаяобласть человеческой деятельностиотносится к категории надстройки. Междунею и экономическим базисом обществасуществует тесная взаимосвязь.

С одной стороны, налоговаяполитика порождается экономическимиотношениями; общество не свободно ввыработке и проведении политики,последняя обусловлена экономикой.

С другой стороны, возникая иразвиваясь на основе экономическогобазиса, налоговая политика, как составнаячасть финансовой политики, обладаетопределенной самостоятельностью: у нееспецифические законы и логика развития.В силу этого она может оказывать обратноевлияние на экономику, состояние финансов.

Это влияние может быть различно: в однихслучаях посредством проведенияполитических мероприятий создаютсяблагоприятные условия для развитияэкономики, в других – оно тормозится.Научный подход к выработке налоговойполитике предполагает ее соответствиезакономерностям общественного развития,постоянный учет выводов финансовойтеории.

Нарушение этого важнейшеготребования приводит к большим потерямв народном хозяйстве.

Вся история нашего государстваподтверждает это.

Формирование налоговойполитики и создание налоговой системыпроисходит одновременно с развитиемпараллельных блоков реформы – изменениямив системе собственности, ценообразования,реформированием банковской сферы,денежно-кредитной политики и т. п.

Поэтомув любой конкретный временной промежутоккаждый следующий шаг на пути созданиясистемы налогообложения во многомопределяется принятием конкретныхрешений по другим направлениям реформы.

На выбор конкретного вариантарешения в области налоговой политикивлияют следующие факторы: общаяэкономическая ситуация в стране,характеризующаяся темпами роста(падения) производства; уровень инфляции;кредитно-денежная политика государства;соответствие между сферой производства,находящейся под государственнымконтролем и приватизированным сектором.

В основе формирования налоговойполитики лежат, таким образом, двевзаимно увязанные методологическиепосылки:

а) использование налоговыхплатежей для формирования доходнойчасти бюджетов различных уровней ирешение фискальных задач государства;

б) использование налоговогоинструмента в качестве косвенногометода регулирования экономическойдеятельности.

Формирование налоговой политикидолжно строиться на соблюдении следующихпринципов:

– стабильности налоговой системы;

– одинакового налогообложенияпроизводителей независимо от отраслевойпринадлежности предприятия (фирмы) иформы собственности;

– равенства налогового бременидля различных категорий плательщиковс равным уровнем дохода;

– одинаковых условий налогообложениядля предпринимателей, занятых впроизводстве и потребителей.

Главные направления налоговойполитики должны исходить не только изцентральной функции налогов – пополнениегосударственной казны. Нельзя забыватьо том, что налоги – важнейший экономическийинструмент стимулирования и регулированияпроизводства, обеспечения социальныхгарантий.

Используя дифференциациюставок и предоставления льгот, черезсистему перераспределения доходов спомощью налогов можно и необходимообеспечивать обоснованную структурнуюперестройку производства в пользуотраслей, в первую очередь служащихудовлетворению жизненных потребностейнаселения, и уже на той основе – пополнениюгосударственной казны.

Налоговая политика являетсясоставной частью финансовой политикии инструментом государственногорегулирования социально-экономическихпроцессов в обществе.

В первом случаепосредством налогового механизмагосударство регулирует формированиесобственных средств хозяйствующихсубъектов (прибыль, амортизация), своихцентрализованных фондов финансовыхресурсов и доходов населения.

Здесьреализуется фискальная (распределительная)функция налогов.

Во втором случае налоги используютсяв качестве инструмента воздействия наусловия и факторы общественноговоспроизводства.

В этом качестве налогиреализуют свою регулирующую функцию иформируют, таким образом, механизмналогового регулирования экономики.

Инструментами механизма налоговогорегулирования являются отдельныекатегории плательщиков, освобождаемыеот уплаты налога (сбора), и элементыналога – объект налогообложения, налоговаябаза, ставка налога.

Налоговая политика, проводимаяс расчетом на перспективу, – это налоговаястратегия, а на текущий момент – налоговаятактика.

Тактика и стратегия неразделимы,если государство стремится к согласованиюобщественных, корпоративных и личныхэкономических интересов.

Нередкотактические шаги, предпринимаемыеруководством государства по координацииналогообложения на текущий момент,экономически не обоснованы.

Исходя из этого, с учетомпрогнозов ученых, касающихся тенденцийэкономического развития, объективнойдействительности, состояния социальногоположения в обществе, разрабатываемаягосударством налоговая стратегияпреследует следующие задачи2

– фискальные – повышение доходовгосударства;

– экономические – обеспечениеэкономического роста, ослаблениецикличности производства, ликвидациядиспропорций в развитии, преодолениеинфляционных процессов;

– социальные – перераспределениеналогов в интересах определенныхсоциальных групп путем стимулированияроста прибыли и недопущения падениядоходов населения;

– международные – укреплениеэкономических связей с другими странами,преодоление неблагоприятных условийдля платежного баланса.

Условно выделяют тривозможных типа налоговой политики3

Первый тип – высокийуровень налогообложения, т. е. политика,характеризующаяся максимальнымувеличением налогового бремени. Привыборе этого пути неизбежно возникновениеситуации, когда повышение уровняналогообложения не сопровождаетсяприростом поступлений в бюджеты различныхуровней.

Второй тип налоговойполитики – низкое налоговое бремя, когдагосударство максимально учитывает нетолько собственные фискальные интересы,но и интересы налогоплательщика.

Такаяполитика способствует скорейшемуразвитию экономики, особенно ее реальногосектора, поскольку обеспечивает наиболееблагоприятный налоговый и инвестиционныйклимат (уровень налогообложения ниже,чем в других странах, идет широкий притокиностранных инвестиций, в том числеэкспортноориентированных, и соответственновозрастает уровень конкурентоспособностинациональной экономики). Налоговоебремя на субъекты предпринимательствасущественно смягчено, но государственныесоциальные программы значительноурезаны, так как бюджетные доходысокращаются.

Третий тип – налоговаяполитика с достаточно существеннымуровнем налогообложения как дляпредприятий, так и для физических лиц,который компенсируется для гражданстраны высоким уровнем социальнойзащиты, существованием множествагосударственных социальных гарантийи программ.

Для России характерен первыйтип налоговой политики в сочетании стретьим.

Налоговая политикапредставляет собой систему налоговыхмероприятий, осуществляемых государствомпри формировании доходов государстваи регулировании экономики. Это такжеправовые нормы осуществления налоговойтехники при регулировании, планированиии контроле государственных доходов.

Источник: https://works.doklad.ru/view/8M5t_eVB4gM.html

Цели и задачи бюджетно-налоговой политики

Сущность, цели, задачи налоговой политики

Государственный аппарат не имеет возможности организовывать собственную хозяйственную деятельность. Однако, он требует определенных затрат на содержание.

С момента возникновения государственности появилось налогообложение, которое представляет собой систему безвозмездной выплаты части имущества налогоплательщиком в пользу властвующего субъекта.

В настоящее время налоговая система представляет собой совокупность налоговых инструментов, институтов и методов их начисления и сбора. Налоговые поступления в государственную казну формируют бюджет страны.

Бюджет является концентрацией денежных средств, находящихся в государственном управлении. Он выполняет ряд функций, среди которых можно выделить:

  • финансирование государственных нужд и расходов;
  • регулирование экономической системы страны, а так же ее подсистем;
  • влияние на социальную стабильность в стране.

Фискальная политика или политика в сфере налогообложения выполняет функции регулирования расходов, доходов государственного бюджета, а так же по стабилизации хозяйственной системы страны.

Через механизм фискальной политики реализуется управление таким макроэкономическим показателем, как совокупный спрос.

При этом она может влиять на макроэкономическое предложение через воздействие на уровень деловой активности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 1

Бюджетно-фискальная политика представляет собой инструмент государственного регулирования доходов, формируемых из налоговых отчислений, расходов, а так же управление государственным бюджетом.

Фискально-бюджетная политика имеет два вида – дискреционный и автоматический. Дискреционная политика подразумевает искусственное управление налогами и расходами государственного аппарата. При этом она может быть стимулирующей, либо сдерживающей. Если наблюдается экономический спад, то налоговые ставки снижают и увеличивают государственные расходы. Происходит увеличение дефицита бюджета.

Сдерживающая политика направлена на стабилизацию во время инфляции. Налоги повышаются, а госрасходы уменьшаются, что формирует профицит бюджета.

Автоматическая регуляция хозяйственной системы страны реализуется при циклическом колебании совокупного дохода. То есть, экономический рост влияет на увеличение налоговых отчислений в бюджет естественным путем.

Задачи и цели бюджетно-налоговой политики

Бюджетно-фискальная политика формируется на следующий год и оглашается Бюджетным посланием Президента к Федеральному собранию не позже марта года, предшествующего планируемому. В направления деятельности бюджетной политики входит управление бюджетом, расходами и доходами, выполнением бюджетных обязательств, а так же государственным долгом.

Можно выделить основные цели бюджетно-налоговой политики:

  • создание условий для стабильного экономического роста;
  • обеспечение полной занятости всех возможных экономических ресурсов и рациональности их использования;
  • стабилизация цен (борьба с инфляцией).

Налогово-бюджетное регулирование обеспечивает баланс бюджета, который обеспечивает условия, предотвращающие нежелательные тенденции в экономике, такие как безработица и инфляция.

Роль данного политического направления возрастает в моменты экономических кризисов. Реализация государственных решений через бюджетно-налоговую систему позволяет поддержать финансовый рынок, стимулировать экономический рост, а так же защитить социально не защищенные слои населения от последствий кризиса.

Цели бюджетной политики реализуются через решение поставленных задач, в зависимости от экономического состояния страны. Можно выделить следующие из них:

  • обеспечение высокого уровня собираемости налогов и сборов;
  • создание условий для своевременного выполнения бюджетных обязательств;
  • сдерживание и оказание воздействия на бюджетный дефицит и рост государственной задолженности;
  • управление финансами, направленными на стабилизацию госбюджета;
  • повышение уровня монетизации и валютной обеспеченности, создающих резерв для пополнения бюджета;
  • оказание влияние на положительную динамику роста ВВП;
  • сдерживание безработицы;
  • надзор за выполнением законодательных и правовых норм в области бюджетно-налоговой политики.

Замечание 1

Обычно, в моменты кризиса бюджетный дефицит повышается. Однако, некоторые страны, обладающие стабильной экономической системой, могут позволить себе иметь определенный размер дефицита.

Связанно это с тем, что они пользуются высокой степенью доверия кредиторов. Последние рассчитывают на возврат средств в долгосрочной перспективе.

При положительных тенденция ростах дефицита доверие к стране может снизиться.

Инструменты управления налогово-бюджетной политикой

Основная цель бюджетной политики – это управление совокупным спросом, который представляет собой макроэкономический показатель, характеризующий общий спрос на товары и услуги в конкретный промежуток времени.

Воздействие на совокупный спрос происходит через налоги, трансферты и госзакупки.

Трансферты представляют собой повышение социальных выплат населению, что влияет на уровень дохода домашнего хозяйства. Денежный резерв помогает больше покупать, что в конечном итоге увеличивает общий совокупный спрос. Господдержка реального сектора позволяет предприятиям расширять производство. Если выплаты по трансфертам снизить, то снизится и спрос.

Налогообложение имеет обратную направленность трансфертам. Повышение налоговых ставок и бремени ведет к снижению совокупного спроса. Если ставки снижаются, что спрос растет.

Замечание 2

Госзакупки влияют на увеличение государственных расходов, то есть, на повышение бюджетного дефицита. Однако, макроэкономический показатель спроса возрастает.

Разнообразие инструментов позволяет правительству более гибко воздействовать на экономику на различных этапах развития хозяйственной жизни страны.

При этом наибольшее влияние на совокупный спрос оказывает увеличение государственных закупок.

Стоит отметить, что инструменты фискально-бюджетной политики оказывают общее положительное влияние на всю экономическую систему. Автоматические стабилизаторы сглаживают циклические колебания экономических показателей. Кроме того, налогово-бюджетная политика позволяет воздействовать на хозяйственные процессы в короткие сроки.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/vidy_byudzhetno-nalogovoy_politiki/celi_i_zadachi_byudzhetno-nalogovoy_politiki/

ovdmitjb

Add comment