Irvuz

Сущность маркетинга

Определение маркетинга, его структура и сущность

Сущность маркетинга

Маркетинг — это наука, которая рассматривает процессы сбыта продукции или услуг как управляемую рыночную деятельность.

Поэтому акцент в предмете маркетинга делается на постоянное изучение рынка и активное воздействие на потребительский спрос для достижения главной цели.

Возникновение, история и развитие

Возникновению маркетинга как науки мы обязаны необходимости систематизации управления деятельностью по сбыту услуг и товаров, которая появилась в конце XIX столетия.

Активное развитие промышленности и предпринимательской деятельности, увеличение объемов продукции и появление конкуренции на рынках услуг и товаров создали всё более весомые предпосылки для возникновения данной науки.

Если на рубеже XX века в экономической литературе при определении понятия маркетинг акцент делался только на сбыте, то в начале прошлого века в это понятие включили и необходимость совершенствования системы управления этой деятельности.

И маркетинг как наука уже являлся философией бизнеса: определение предмета маркетинга ставит основную задачу – обеспечение наиболее высокого уровня управления сбытом отдельных производственных или предпринимательских структур и его дальнейшее совершенствование.

История, становление и развитие маркетинга как предмета для научного изучения связаны с США: уже в 1901 году в университетах Северной Америки (Мичиганский, Иллинойский, Гарвардский) были выделены самостоятельные курсы. Были расширены сущность и содержание, определены психология и структура предмета, его роль в деятельности предприятия.

Результатом реализации маркетинговой теории на практике явилась организация в корпорациях и фирмах отделов по исследованию рынков и появлению отдельных коммерческих организаций, оказывающих маркетинговые услуги.

Становление маркетинга как систематизированной деятельности в производственно-сбытовом процессе относится к середине ХХ века, когда было окончательно определено и сформировано определение и сущность маркетинга, основные направления его развития и совершенствования.

Структура и суть понятия

Филипп Котлер – один из теоретиков психологии в науке маркетинга. Он определил значение слова «маркетинг» не только как науку, но и как искусство правильного выбора целевого рынка. Определение маркетинга по Котлеру гласит:

«Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена»

Предприниматель должен уметь привлечь, сохранить и постоянно наращивать количество своей потребительской аудитории. А основными составляющими предмета являются продукт и его цена, упаковка, хранение и его обслуживание, организация сбыта, дальнейшее продвижение и реклама, брендинг, анализ и поиск информации об аналогичных продуктах.

В зависимости от особенностей товара, отдельные элементы или процессы могут выпадать из общей схемы, но структура маркетинга должна иметь четыре основных составляющих сегмента (ингредиента) этого понятия:

  • товар (product) – предоставление услуг или производство товаров, необходимых потенциальным потребителям;
  • распределение (place) – определение методов и эффективных каналов сбыта продукта;
  • продвижение (promotion) – эффективная подача потенциальным покупателям информации о предлагаемом продукте;
  • цена (price) – определение оптимальной стратегии ценообразования.

Все основные решения, которые принимает предприниматель в маркетинге, тесно связаны с этими составляющими (существует определение “четыре пи” – по первым буквам английского значения каждой составляющей).

Тщательная и адекватная проработка каждого из четырех сегментов – основа формирования маркетингового плана для бизнеса или производства любого масштаба: только в комплексе из этих ингредиентов можно достичь полной оптимизации маркетингового предложения.

При отсутствии любой составляющей вся система дает сбой, а предприятие не получает прогнозированной прибыли от маркетинговой сделки.

Социально экономическая сущность маркетинга состоит в совокупности основных его категорий. И для понятия сущности и содержания необходимо их знать.

Основные категории маркетинга:

  • нужда (нехватка какого-либо продукта);
  • потребности в продукте;
  • запрос (или потребность, подкрепляемая покупательной способностью);
  • товар;
  • обмен (получение желаемого продукта взамен чего-либо);
  • сделка (обмен ценностями на коммерческой основе);
  • рынок;
  • маркетинг;
  • потребитель.

Основные правила

Возникновение маркетинга позволило внимательно и скрупулезно подходить к выявлению нужд и потребностей потенциальных покупателей. Правильный акцент на удовлетворении их потребностей позволяет получать запланированную прибыль. Маркетинг как наука требует соблюдения своих очень простых правил – только в этом случае можно рассчитывать на эффективности собственного предприятия.

Предмет маркетинга определяет эти правила:

  • к нуждам потребителя необходимо относиться очень внимательно
  • предположения о своем рынке без анализа фактов недопустимы
  • необходимо в работе придерживаться разработанному плану маркетинга: расчет на случай – это прямой путь к краху
  • структура маркетинга (его основные элементы) должна соблюдаться всегда и независимо от сложившейся ситуации на рынке
  • необходим постоянный мониторинг информации о собственной нише на рынке, о конкурентах и предлагаемых ими продуктах
  • запуск на рынок нового продукта без тщательного анализа и исследования рынка, без плана маркетинга недопустим
  • любые увеличения объемов производства (соответственно, и продаж) требуют достаточного объема оборотного капитала: как правило, изменение объема предложения провоцируют возникновение экстренных случаев, требующих вливания денег
  • необходим анализ статистики затрат и конечных результатов: история маркетинга показывает, что это должны быть постоянные процессы, которые необходимо контролировать практически ежедневно.

Об истории и развитии данной науки, специфике и особенностях современного маркетинга можно узнать подробнее:

Источник: http://MemoSales.ru/osnovi/marketing-kak-filosofiya-biznesa

Сущность цели и задачи маркетинга

Сущность маркетинга

В мире современного бизнеса маркетинг относится к наиболее употребляемым понятиям. Этому понятию придается самое разнообразное смысловое значение. В настоящее время насчитывается около двух тысяч определений маркетинга.

По существу каждый специалист по маркетингу в своих публикациях дает собственную трактовку этого понятия. Впервые понятие «маркетинг» (от англ. mаrkеt-рынок) появилось в американской экономической литературе в самом начале 20 века.

Что же стоит за понятием «маркетинг»? Многие ошибочно отождествляют это понятие со сбытом продукции, с его стимулированием, т. е. торговлей. Сегодня нас донимают рекламные ролики, газетные объявления.

Нас все время пытаются убедить что-то приобрести, поэтому рынок, реклама, сбыт товара тесно переплелись в нашем сознании и многие удивятся, узнав, что сбыт, не является наиболее важным элементом маркетинга, он всего лишь одна из его функций.

Сущность маркетинга заключается в том, что фирме следует производить только то, что найдет, сбыт у клиента.

Познакомимся с определениями следующих авторов:

  • Котлер – считает, что маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей, посредством обмена (классическое определение маркетинга).
  • Дж. Эванс – рассматривает маркетинг как предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, территории, организации, людей и идей посредством обмена.
  • Дж. Скотт – маркетинг – это любая деятельность в сфере рынка, направленная на продвижение товаров, работ, услуг от того, кто их производит тому, кто в них нуждается посредством обмена.

Задачи маркетинга

Важнейшей задачей маркетинга является обеспечение максимально возможной устойчивости в деятельности фирмы, планомерности развития и достижения стратегических целей. В процессе маркетинговой деятельности решаются также другие, более частные задачи:

– обеспечение фирмы надежной, своевременной и достоверной информацией о рынке, товарах, потребителях и конкурентах;

– создание товара, максимально соответствующего требованиям потребителя, возможностям фирмы;

– воздействие на потребителя, спрос и рынок.

Задачи маркетинга можно представить в виде большой системы, которую можно подвергнуть декомпозиции;   отдельные задачи решаются структурными подразделениями фирмы и исполнителями.

Цели маркетинга

Основная цель маркетинга – обеспечение максимального объема прибыли в процессе купли-продажи, при котором удовлетворение спроса является фактором достижения цели.

Для достижения этой цели необходимо достичь промежуточные цели:

– удовлетворение требований потребителей;

– достижение превосходства над конкурентами;

– завоевание доли рынка;

-обеспечение роста продаж (прибыли).

Поскольку удовлетворение спроса является не конечной целью, а основным средством, фактором ее достижения, рынок нередко удовлетворяет потребности низменные, антигуманные, такие, как продажа оружия, средств промышленного и коммерческого шпионажа, произведения, пропагандирующие садизм, насилие, убийство.

Изучение спроса – это не просто фиксация потребности в конкретных товарах, но и предвидение, в каком направлении он будет изменяться под влиянием научно-технического прогресса, возросших покупательских запросов, требований к качеству и надежности продукции.

Современная научно-техническая революция непосредственно связана с быстроменяющимися запросами рынка, появлением все более сложных наукоемких Продуктов, выпуск которых, как правило, ориентирован на заранее известных потребителей.

Образуется замкнутый и постоянно действующий процесс непрерывного влияния потребителя на производителя. Потребитель активно влияет на определение целей производства в условиях меняющихся требований к товару.

Своевременная реализация научно-технических достижений служит непременным средством формирования новых потребностей.

Современная концепция маркетинга отличается от существовавшей на раннем этапе развития рынка. Тогда под маркетинговой деятельностью понималась деятельность, направленная на всестороннее изучение рыночного спроса на уже произведенную продукцию и организацию ее сбыта.

Важная особенность маркетинга как определенной системы управления состоит в том, что она использует многовариантные экономические расчеты и создает организационные, экономические и юридические условия для эффективного функционирования и развития предприятий.

Источник: https://osnmarketing.ru/marketing-functions/sushhnost-marketinga-ego-celi-i-zadachi.html

Понятие и сущность маркетинга

Сущность маркетинга

Слово «маркетинг» происходит от английского «market» – рынок. В самом широком смысле под маркетингом понимают комплексную и разнонаправленную рыночную деятельность компаний.

В данном ключе маркетинговая деятельность является неотъемлемой частью менеджмента организации, так как именно она позволяет согласовать спрос и предложение товаров и услуг, обеспечивая при этом удовлетворение потребителей и производителей.

Маркетинг объединяет в себе общую философию управления рыночной средой и организацией со строгими научными методами.

Маркетинг как философия бизнеса

В основе маркетинговой философии ведения бизнеса лежит идея об удовлетворении нужд потребителей как способе максимизации прибыли компании.

Потребности человека не имеют границ, а ресурсы, используемые для их удовлетворения, ограничены, поэтому потребитель делает выбор в пользу тех товаров и услуг, которые наилучшим образом удовлетворяют его нужды.

Именно эту идею выражает классическое определение маркетинга, предложенное Филипом Котлером:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 1

Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

В настоящее время маркетинговая деятельность играет преобладающую роль в обеспечении существования любого бизнеса, о чем свидетельствуют постоянно возрастающие затраты компаний в этой сфере. Например, в США маркетинговые бюджеты компаний в некоторых отраслях достигают $60$ процентов от цены продажи товара. Маркетинг является способом ответа на вопросы, встающие перед любой компанией:

  • Что производить?
  • Для кого производить?
  • По какой цене продавать?
  • Какого уровня качества должен быть товар?
  • И многие другие.

Именно маркетинговый подход к ведению бизнеса позволяет компании производить и продавать то, что требуется потребителю. Применение идеи удовлетворения потребителей во всех сферах существования бизнеса является, в соответствии с маркетинговой философией, единственно возможным путем к достижению и сохранению успеха компании на рынке. Таким образом,

Определение 2

Маркетинговая философия бизнеса – это образ мышления и действий предпринимателя (компании), нацеленных на получение прибыли путем удовлетворения потребительских нужд.

Маркетинг как наука

Признание маркетинга как научной дисциплины произошло сравнительно недавно – в начале $XX$ века в университетах Соединенных Штатов Америки были впервые созданы отдельные курсы, обозначавшие конкретные границы, функции, цели и методы маркетинговой деятельности.

Несмотря на это, методы и инструменты, сейчас считающиеся традиционно маркетинговыми, использовались предпринимателями во всем мире с момента возникновения рыночных отношений.

Все производители и продавцы всегда были заинтересованы в продаже своего товара или услуги, что заставляло их (и заставляет по сей день) использовать различные способы продвижения продуктов и учитывать потребности своих покупателей.

В результате развития теоретических аспектов маркетинга была более точно определена его сущность, инструментарий и ключевые направления совершенствования. Маркетинговая наука представляет собой значимую часть теории управления организацией.

В современных рыночных условиях эволюция маркетинговой теории тесно связана с ее практической значимостью.

Именно поэтому совершенствованием маркетинговых инструментов часто занимаются специализированные маркетинговые департаменты организаций или отдельные фирмы, оказывающие маркетинговые и консалтинговые услуги.

Пример 1

Специалисты крупной консалтинговой компании BCG в начале $1960$х годов разработали матрицу, которая является одной из первых и до сих пор наиболее популярных моделей портфельного анализа.

Цель, задачи и функции маркетинга

Маркетинговая деятельность организации затрагивает все стадии жизненного цикла продукта. Исходя из сущности и определения маркетинга, его основной целью можно считать максимизацию удовлетворенности потребителей, которая является необходимым условием достижения ключевой цели любого бизнеса – получения прибыли.

Достижение цели маркетинга обеспечивается выполнением следующих задач:

  • Исследование потребностей покупателей (как реальных, так и потенциальных);
  • Анализ и прогнозирование состояния рынков;
  • Конкурентный анализ;
  • Формирование ассортиментной, ценовой и коммуникационной политики;
  • Формирование маркетинговой стратегии поведения компании на рынке.

Таким образом, сущность маркетинга заключается во всестороннем изучении рыночных условий деятельности фирмы, ее потребителей и конкурентов.

Замечание 1

В соответствии с маркетинговой философией ведения бизнеса компания должна ориентироваться в своей деятельности на максимизацию удовлетворенности своих покупателей, что и является наиболее эффективным способом получения прибыли.

Источник: https://spravochnick.ru/marketing/ponyatie_i_suschnost_marketinga/

ovdmitjb

Add comment