Irvuz

Сущность и назначение внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды

Сущность и назначение внебюджетных фондов

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 4

1.1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 4

1.2.СУЩНОCТЬ И ФУНКЦИИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 5

2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10

2.1. МЕХАНИЗМ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 10

2.2.ПЕНСИОННЫЙ ФОНД – ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД 15

2.3. МЕСТО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 20

2.4  ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30

3.1. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 30

3.2. РАЗВИТИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 34

3.3.НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40

ВВЕДЕНИЕ

Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой.

Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов.

Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.

Актуальность темы курсовой работы: В современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений.

Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны.

Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.

В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ

2) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ.

Структурно работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.

1.1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.

Внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета[5].

В России начиная с 1992 г. действует более двух десятков внебюджетных фондов.

Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:

1) необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;

2) необходимостью определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;

3)  необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и т.п [8].

Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета.

Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе.

А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов.

Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов [8].

1.2.СУЩНОCТЬ И ФУНКЦИИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления.

 Общественные фонды потребления используются для финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.).

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.

Мобилизуемые в бюджеты и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику, являясь важным звеном в системе публичных финансов во всех развитых странах мира.

История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных фондов, которые появились задолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных задач и для которых была нежелательна огласка. Как правило, они выполняли операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами.

Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а другие закрывались.

В связи с этим их количество  постоянно менялось, но в целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности.

Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства в одних фондах нехватка средств, в других избыток, и требовала дополнительных расходов на управление ими.

Поскольку такие счета и фонды не должны были утверждаться парламентом, то правительство могло использовать проходившие через них средства совершенно бесконтрольно.

Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области всегда актуальных военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению.

Правительство имело возможность за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, а также покрывать непредвиденные расходы. Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, названия которых, как правило, объясняли и цель расходования средств.

Такая множественность фондов усложняла деятельность государства, поэтому с укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов.

На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению. Однако многие внебюджетные фонды сохранили своё значение и самостоятельность и существовали наряду с государственным бюджетом.

Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования.

В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.

Увеличение количества таких фондов и совокупного объема аккумулируемых ими средств (в отдельных странах, например, во Франции, они сопоставимы с размерами государственного бюджета) является характерной особенностью для экономически развитых стран. Это объясняется прежде всего возрастающей ролью государства в решении социальных, экономических проблем, вопросов выравнивании условий жизни населения в различных регионах. Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями:

  • выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов и создание специальных фондов для их финансирования;
  • формирование фондов с собственным источником доходов.

Внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности. При превышение доходов над расходами фондов (т.е. наличию положительного сальдо) средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.

Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчислений от налоговых отчислений. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

Таким образом, внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Эти фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

 
     Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь – это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой – формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов – специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов.

Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными  фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так  фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии  активного сальдо они приобретают ценные государственные бумаги и  

становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

В любом современном государстве с рыночной экономикой имеется большое разнообразие внебюджетных фондов. В целом их можно классифицировать по нескольким признакам, в том числе субъектам, статусу, целевому назначению, сфере охвата, времени действия, правовому положению. В общем виде структуру внебюджетных фондов можно представит следующим образом (рис. 1).1

Источник: http://student.zoomru.ru/ekonom/vnebjudzhetnye-fondy/141089.1080981.s1.html

Лекция №-5 тема: внебюджетные фонды

Сущность и назначение внебюджетных фондов

-1-

Внебюджетныефонды – формаперераспределения и использованияфинансовых ресурсов, привлекаемыхгосударством для финансирования невключаемых в бюджет некоторых общественныхпотребностей и комплексно расходуемыхна основе оперативной самостоятельностистрого в соответствии с целевыминазначениями фондов.

Внебюджетныефонды- одиниз методов перераспределения национальногодохода государством в пользу отдельныхсоциальных групп населения. Внебюджетныефонды решают 2 важнейшие задачи:обеспечение дополнительными средствамиприоритетных сфер экономики и расширениесоциальных услуг населению.

Государственныевнебюджетные фонда создаютсяна базе соответствующих актов высшихорганов власти, в которых регламентируетсяих деятельность, указываются источникиформирования, определяются порядок инаправленность использования денежныхфондов.

С помощьювнебюджетных фондов государство решаетследующие важные социальные задачи:

  • социальная защита населения;

  • повышение жизненного уровня населения;

  • сохранение и улучшение здоровья населения;

  • социальная ориентация безработного населения;

  • оказание социальных услуг населению.

Внебюджетныефонды, являясь составной частью финансовойсистемы РФ, обладают рядомособенностей:

-Запланированыорганами власти и управления и имеютстрогую целевую направленность;

-Денежные средствафондов используются для финансированиягосударственных расходов, не включенныхв бюджет;

-Формируются восновном за счёт обязательных отчисленийюридических и физических лиц;

-Страховые взносыв фонды и взаимоотношения, возникающиепри их уплате, имеют налоговую природу,тарифы взносов устанавливаютсягосударством и являются обязательными;

-На отношения,связанные с исчислением, уплатой ивзысканием взносов в фонды, распространенобольшинство норм и положений Налоговогокодекса РФ;

-Денежные ресурсыфонда находятся в государственнойсобственности, они не входят в составбюджетов, а также других фондов и неподлежат изъятию на какие-либо цели,прямо не предусмотренные законом;

-Расходованиесредств из фондов осуществляется пораспоряжению Правительства или специальноуполномоченного на то органа (Правлениефонда).

-2-

Итак, государственныйвнебюджетный фонд-фонд денежных средств, образуемый внефедерального бюджета и бюджетов субъектовРФ и предназначенный для реализацииконституционных прав граждан напенсионное обеспечение, социальноестрахование, социальное обеспечение вслучае безработицы, охрану здоровья имедицинскую помощь.

Расходы и доходыгосударственных внебюджетных фондовформируются в порядке, установленномфедеральным законом, либо в ином порядке,предусмотренном Бюджетным кодексом. Вих состав на сегодняшний день входят:

  • Пенсионный фонд РФ;

  • Фонд социального страхования;

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Проекты бюджетовгосударственных внебюджетных фондовсоставляютсяорганамиуправления данных фондов и представляютсяорганами исполнительной власти нарассмотрение законодательных органовв составе документов с проектамисоответствующих бюджетов на очереднойфинансовый год.

Рассматриваютсяи утверждаются ихбюджеты Федеральным собранием в формефедеральных законов одновременно спринятием закона о федеральном бюджете.

Проекты бюджетовтерриториальных фондов представляютсяорганамиисполнительной власти субъектов РФ нарассмотрение законодательных органовсубъектов РФ иутверждаютсяодновременнос принятием закона о региональномбюджете.

Внебюджетные фондысоздаютсядвумя путями.

1)Один путь- этовыделение из бюджета определённыхрасходов, имеющих особо важное значение,

2)другой- формированиевнебюджетного фонда с собственнымиисточниками доходов для определённыхцелей.

Целевые внебюджетныефонды предназначеныдля целевого использования. Обычно вназвании фонда указана цель расходованиясредств.

Материальнымисточником внебюджетных фондовявляется национальный доход. Преобладающаячасть фондов создаётся в процессеперераспределения национального дохода.Основные методы мобилизации национальногодохода в процессе его перераспределенияпри формировании фондов – специальныеналоги и сборы, средства из бюджета изаймы.

Специальные налогии сборы устанавливаются законодательнойвластью. Значительное количество фондовформируется за счет средств центральногои региональных/местных бюджетов.

Средствабюджетов поступают в форме безвозмездныхсубсидий или определённых отчисленийот налоговых доходов бюджета. Доходамивнебюджетных фондов могут выступать изаёмные средства.

Имеющиеся у внебюджетныхфондов положительное сальдо может бытьиспользовано для приобретения ценныхбумаг и получения прибыли в формедивидендов или процентов.

Доходыгосударственных внебюджетных фондовформируютсяза счет

:

  • обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

  • добровольных взносов физических и юридических лиц;

  • других доходов, предусмотренных законодательством.

Сбор и контрольза поступлением доходов осуществляетМинистерствопо налогам и сборам.

Расходованиесредствгосударственных внебюджетных фондовосуществляется исключительно на цели,определенные законодательством РФ,регламентирующим их деятельность, всоответствии с бюджетами указанныхфондов, утвержденными законами РФ исубъектов РФ.

Исполнениебюджетовгосударственных внебюджетных фондовосуществляется ФедеральнымКазначейством РФ.

Отчет об исполнениибюджетагосударственноговнебюджетного фондасоставляется органом управления фондаи представляется Правительством РФ нарассмотрение и утверждение Федеральномусобранию в форме закона.

Отчет об исполнениибюджета территориального государственноговнебюджетного фондасоставляется органом управления фондаи представляется органом исполнительнойвласти субъекта РФ на рассмотрение иутверждение законодательному органусубъекта РФ в форме закона.

Контроль заисполнением бюджетовгосударственных внебюджетных фондовосуществляется органами, обеспечивающимиконтроль за исполнением бюджетовсоответствующего уровня бюджетнойсистемы.

-3-

В составевнебюджетных фондов выделяют ещеэкономические,к которым относятся сейчас территориальныедорожные, экологические и другие фонды.

Они могутформироваться за счет региональныхналогов и сборов, доходов от штрафов илотерей, территориальных займов, имеютэкономическую направленность.

Существуют такжевнебюджетныефонды межотраслевого и отраслевогоназначения,целью которых является финансоваяподдержка конкретных институтов,проектов, развитие и стимулированиепроизводства.

В федеральныхминистерствах и других федеральныхорганах исполнительной власти, а такжев организациях, осуществляющих координациюдеятельности по разработке, финансированиюи реализации комплексных и целевыхнаучно-технических программ,научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ, действуютотраслевые и межотраслевые внебюджетныефонды НИОКР.

Министерство наукии технологий РФ осуществляет регистрациювнебюджетных фондов,образуемых федеральными министерствамии другими федеральными органамиисполнительной власти, организациями,а также ведение реестра этих фондов.

Отраслевые имежотраслевые внебюджетные фонды НИОКРобразуют:

– Министерствонауки и технологий РФ – Российский фондтехнологического развития;

-федеральныеминистерства – внебюджетные фондыминистерств;

-другие федеральныеорганы исполнительной власти внебюджетныефонды ведомств;

-организации,ассоциации – внебюджетные фондыобъединений.

Внебюджетныефонды министерств, ведомств и объединенийсоздаютсяпо согласованию с Министерством наукии технологий РФ, не наделяются правамиюридического лица и действуют от именифедеральных министерств, другихфедеральных органов исполнительнойвласти и объединений, в которых ониобразованы.

Внебюджетныефонды формируются за счетотчислений предприятий и организацийв размере до 1,5% от себестоимостиреализуемой продукции, работ, услуг, асуммы, отчисленных средств, включаютсяорганизациями в себестоимость продукции.Отчисления не производятся, еслиреализуемая продукция изготавливаласьдля государственных нужд и ее производствофинансировалось за счет бюджетныхассигнований.

Предприятия иорганизации на договорной основеежеквартально перечисляютсредства в следующие внебюджетныефонды:

– предприятия иорганизации, входящие в объединение -во внебюджетный фонд объединения, вкоторый они входят;

– предприятия иорганизации, входящие в нескольконезависимых друг от друга образующихвнебюджетные фонды объединений, – вовнебюджетный фонд объединения, по своемувыбору;

– предприятия иорганизации, не входящие в объединение,но находящиеся в ведении федеральногоминистерства или другого федеральногооргана исполнительной власти, – вовнебюджетный фонд соответствующегоминистерства или ведомства;

– предприятия иорганизации, не входящие в объединение,и не находящиеся в ведении федеральногоминистерства или другого федеральногооргана исполнительной власти, – вовнебюджетный фонд по своему выбору.

Выделение извнебюджетных фондов средствна проведение научно-исследовательскихи опытно-конструкторских работосуществляется на договорной основе.

Контрольза целевым использованием средстввнебюджетных фондов осуществляютМинистерством науки и технологий РФ иМинфин РФ.

Связи междувнебюджетными фондами.

Разнообразиевнебюджетных фондов обусловливаетсложные многоступенчатые связи междуэтими фондами и другими звеньямифинансовой системы.

Различают финансовыесвязи:

1)односторонние,

2) двусторонние

3) и многосторонние

При одностороннихсвязяхденежные средства идут в одном направлении:от финансовых звеньев к внебюджетномуфонду. Такая связь появляется приформировании фондов или использованияими средств.

При двустороннихсвязях денежныйпоток движется между внебюджетнымифондами и другими звеньями финансовойсистемы в двух направлениях. Так фондысоциального страхования образуются нетолько за счёт страховых взносов, но исредств центрального бюджета. Одновременнопри наличии активного сальдо ониприобретают государственные ценныебумаги и становятся кредитором бюджета.

При многостороннихсвязях один внебюджетный фонд одновременноприходит в соприкосновение с разнымифинансовыми звеньями и другимивнебюджетными фондами, т.е. деньгидвижутся в разных направлениях междуними.

5

Источник: https://StudFiles.net/preview/5914214/

ovdmitjb

Add comment