Irvuz

Сурдопсихология

Что изучает сурдопсихология

Сурдопсихология

Сурдопсихология изучает развитие людей с нарушенными слуховыми функциями, способы их психолого-социальной реабилитации и компенсации дефекта.

Сурдопсихология или как еще ее называют психология людей с нарушенным слухом, прежде всего это отрасль специальной психологии, изучающая особенности психологического развития и формирования личности людей с проблемами слуха, в том числе и очень глубокими, вплоть до полной глухоты.

Изучение своеобразия развития людей с нарушенными слуховыми функциями, способов их психолого-социальной реабилитации, и компенсации дефекта в науке называют предметом сурдопсихологии.

Задачи сурдопсихологии как науки

Задачи сурдопсихологии как самостоятельного научного знания состоят в следующем:

— выявить общие и специфические закономерности развития людей с нарушенным слухом, в сравнении с их сверстниками, не имеющими подобных проблем;

— изучить особенности тех или иных познавательных процессов, а так же отдельных видов деятельности людей с нарушенным слухом;

— изучить закономерности и особенности формирования и развития личности людей, с указанными нарушениями здоровья;

— разработать методы и методики психодиагностики, психокоррекции, психотерапии и социально – психологической реабилитации людей с проблемным слухом на основе их всестороннего обследования;

— разработать способы эффективного педагогического воздействия на детей и взрослых с нарушенным слухом;

— изучить проблемы интеграции лиц с нарушенным слухом в общество, в частности провести исследования в сфере эффективности интегрированного получения образования.

Причины нарушения слуха

Основными причинами нарушения слуха могут выступать:

— инфекционные заболевания детей – менингит, отит, энцефалит, грипп и его осложнения и другое;

— поражение наружного, среднего или внутреннего уха, а та

к же в результате поражения слухового нерва. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, как правило, у человека возникает полная глухота, а при поражении среднего уха часть слуха остается сохранным;

— длительное воздействие звуковых раздражителей высокой интенсивности, особенно этому подвержены дети школьного возраста, например, широко распространенное прослушивание музыки с помощью технических средств, скажем плейеров или мобильных телефонов;

— важным фактором, нарушающим слух ребенка является неблагополучное протекание беременности, особенно в первом триместре. Инфекционные заболевания, такие как, краснуха, корь грипп, герпес и другие, могут оказать необратимое воздействие на слух будущего младенца;

— деформация слуховых косточек, врожденная атрофия слухового нерва, частичное поражение слухового нерва, родовые травмы, например, при наложении родовых щипцов на голову ребенка, отравление химическими веществами то же могут стать непоправимыми факторами, повлиявшими на слух ребенка;

— звук сильной интенсивности, механические травмы, контузии;

—  как последствие воспаления среднего уха, заболеваний носа и носоглотки, хронический насморк и другое, особенно в раннем детском возрасте;

— неадекватное применение антибиотиков и других токсичных препаратов.

Нарушение слуха в большинстве случаев происходит в возрасте до двух лет, чем старше становится человек, тем потеря слуха для него становится более отдаленной.

Хотя и существуют поздно оглохшие люди, к ним, как и к детям сурдопсихология имеет непосредственное отношение, только в этом случае ее усилия направлены не на развитие, а на восстановление тех личностных качеств, которые были до потери слуха, и обучение человека жить в новых для него условиях.

Большую часть детей, родившихся с нарушенным слухом, составляют младенца рожденные в семьях, где один или оба родителя имеют подобные проблемы.

Классификация людей с нарушенным слухом

Наибольшее распространение в науке получила классификация, предложенная Л.В.Нейманом в 1961 году.

Если нарушения слуха приходятся на  диапазон частот, характерных для устной речи от 500 до 3500 Гц., то ее восприятие становится полностью невозможным. При потери слуха более 80 Дб. наступает полная глухота. При частичном нарушении, тугоухости, наблюдаются нарушения около 15 ДБ.

В данной классификации устанавливаются три степени тугоухости в зависимости от средней величины речевого диапазона частот. Люди с остаточным слухом могут быть подразделены на группы в зависимости от диапазона воспринимаемой речи от 125 до 2000 Гц; от 125 до 1000 Гц; от 125 до 500 Гц; от 125 до 250 Гц).

Такая классификация лежит в основе дальнейшего изучения и формирования способов его развития, в частности выбора школы, или рекомендаций родителям по развитию их ребенка.

Источник: https://vitaportal.ru/medicine/dyhatelnaya-sistema-i-lor/chto-izuchaet-surdopsihologiya.html

Сурдопсихология

Сурдопсихология

Сурдопсихология (лат. surdus — глухой) — раздел специальной психологии, изучающий закономерности психического развития детей и взрослых с нарушениями слуха, а также изучающий возможности коррекции слуха в условиях специального обучения и воспитания.

Предмет

Т. Г. Богданова называет предметом сурдопсихологии изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможностей и путей компенсаций нарушений различной сложности.

Задачи сурдопсихологии

  • Выявить общие и специфические закономерности психического развития людей с нарушенным слухом по сравнению с людьми, имеющими сохранный слух;
  • изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушенным слухом;
  • изучить закономерности развития личности людей с нарушенным слухом;
  • разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития детей с нарушенным слухом;
  • дать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на людей с нарушенным слухом, изучить психологические проблемы интеграции людей с нарушенным слухом в общество, в частности проблемы интегрированного обучения.

Методы сурдопсихологии

Сурдопсихология заимствует методы из общей психологии и модифицирует их с учётом своих потребностей. К методам относятся: наблюдение, психологический эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование, беседа, анкетирование.

История сурдопсихологии

В отличие от значительного количества экспериментальных клинико-психолого-педагогических исследований умственно отсталых детей написанных в конце XIX века и начале XX века, среди которых были большие фундаментальные работы, исследований, посвящённых изучению глухонемых детей было значительно меньше. Ни одного фундаментального труда, посвящённого клинико-психолого-педагогическому исследованию глухонемых, не было написано в этот период. Это связано как со спецификой нарушения, так и с историей становления помощи глухонемым в России. В отличие от других категорий детей с отклонениями педагогическая помощь глухонемым детям велась уже с начала XIX века. Были разработаны многочисленные методы педагогической работы с этой категорией детей. Был подготовлен целый ряд трудов и учебных пособий по их воспитанию и обучению. Сурдопедагогика была самой развитой из специальных педагогик в России в начале XX века. В отличие от разработанности собственно педагогических методов воздействия на глухонемых, проблема изучения глухонемых детей была разработана крайне мало. Имелось лишь несколько значительных экспериментально-психологических исследований глухонемых детей и несколько клинико-педагогических исследований.

Одним из первых экспериментально-педагогических исследований глухонемых детей является работа А. В. Владимирского «Умственная работоспособность в разные часы школьного дня.

Экспериментальное исследование над воспитанниками Санкт-Петербургского училища глухонемых». А. В. Владимирский был известным врачом и дефектологом, активно вовлечённым в педологические исследования начала века.

С 1908 года он работал в Психоневрологическом институте под руководством В. М. Бехтерева.

Позднее он руководил организованной при этом институте вспомогательной школой.

В исследовании автор приводит сопоставление различных категорий испытуемых — глухих и слышащих, мальчиков и девочек, детей разного возраста, их же, но поставленных в различные условия, изучаемых в различных звеньях их деятельности. Подобные модификации в экспериментах позволяют исследователю выяснить воздействие различных факторов на ход и результаты изучаемого процесса.

Важными выводами исследования являются следующие.

Удалось по различным показателям охарактеризовать особенности работоспособности глухонемых детей в различные части дня, показана неравномерность колебаний различных сторон их деятельности на протяжении учебного времени за день, выяснено влияние переключения с учебной на трудовую деятельность.

Основным выводом является отставание глухонемых от слышащих в умственной работоспособности. Исследование показало, что им значительно труднее сосредоточиться. В исследовании показано, что данные особенности умственной работоспособности глухонемых постепенно сглаживаются в процессе обучения.

Исследование А. В. Владимирского имеет большое значение, поскольку в нём собран и систематизирован большой фактический материал. До этого исследования, умственная работоспособность глухонемых не изучалась экспериментально.

Обращает на себя внимание использование в исследовании метода сравнения нормально развивающихся детей и глухонемых. Работа является важной и характерной, поскольку показывает возможности усовершенствования воспитания, которых можно достичь при учёте психологических особенностей глухонемых. А для этого необходимы многочисленные исследования в этом направлении.

Новаторской является работа А. Н. Поросятникова «Сравнительное исследование зрительных восприятий и способности запоминания у слышащих и глухонемых детей школьного возраста (1910). В своём исследовании автор отмечает неразработанность проблемы изучения психического развития глухонемых.

По его мнению, данная проблема является неразработанной незаслуженно, поскольку представляет значительный интерес для педагогов, психологов и врачей. «Насколько мне известно, исследование душевной жизни глухонемых ещё почти совершенно не производилось.

Между тем как показывает настоящая работа, есть много интересного в этой области не только для специалистов педагогов глухонемых, но и для психологов и для врачей.

Поэтому автор этого исследования почёл бы себя в высшей степени удовлетворённым, если бы его работа дала толчок к проверке ея путём проверочных исследований с применением тех же или других более совершенных методов, или напомнила бы тем, кому близки интересы педагогики глухонемых и вообще науки об этой очень мало исследованной области- душевной жизни глухонемых» .

Как и А. В. Владимирский, А. Н. Поросятников использует метод сравнения нормально развивающихся детей и глухонемых. В исследовании принимали участие 227 слышащих и 196 глухонемых учеников разных возрастов и полов. Использовались два метода: «воспроизведения» и «воспризнания».

Первый метод заключался в том, что испытуемым показывалось то, что должно быть воспринято зрением, а после этого воспринятое должно было быть воспроизведено письменно. Во втором методе воспринятое зрительно испытуемый должен был узнать среди сходных предметов.

Наглядный материал состоял из таблицы, с нарисованными на ней 12 буквами, и таблицы, с нарисованными на ней геометрическими фигурами. В результате исследования автор приходит к следующим выводам.

Зрительное восприятие глухонемых, будучи по объёму одинаково с таковым же у слышащих, по содержанию, определяющему его качество, стоит значительно ниже; плохое качество зрительного восприятия глухонемых сказывается в меньшей его точности, определённости содержания и разнообразности этого последнего у разных лиц; у глухонемых преобладает моторная память.

Автор рекомендует следить за развитием зрительного восприятия глухонемых в учебных заведениях и развивать его как важное компенсаторное средство. Работу А. Н.

 Поросятникова поддержали и признали значительной ведущие сурдопедагоги того времени: Н. М. Лаговский, Ф. А.

 Рау и другие сурдопедагоги и отоларингологи, присутствовавшие на Всероссийском съезде по воспитанию, обучению и призрению глухонемых, где были доложены результаты исследования А. Н. Поросятникова.

Развитие сурдопсихологии в советский период определил целый ряд фундаментальных работ. Среди них: Соловьёв И. М. «Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений объектов» ; Гольдберг А. М.

«Формирование письменной речи у младших глухих школьников»; Шиф Ж. И. [1] «Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей»; Костанян А. О. «Роль слухового восприятия в развитии двигательных способностей у школьников»; Розанова Т. В. [2] «Развитие памяти и мышления глухих детей»; Катаева — Венгер А.А.

«Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих, умственно отсталых)»; Гозова А. П. [3] «Психология трудового обучения глухих»; Букун Н. И.

«Психофизиологические основы повышения эффективности трудовой деятельности глухих и слабослышащих»; Тигранова Л. И. «Развитие мышления слабослышащих детей».

Источники

  • Владимирский А. В. Умственная работоспособность в разные часы школьного дня. Экспериментальное исследование над воспитанниками С.-Петербургского училища глухонемых.- СПб: С.- Петербургское Мариинское училище для глухонемых,1909.- 35 с.
  • Поросятников А. Н. Сравнительное исследование зрительных восприятий и способности запоминания у слышащих и у глухонемых детей школьного возраста//Труды Всероссийского съезда деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых 27 — 31 декабря 1910 г.- М.,1911.- С. 97 — 149.

Источник: http://www.cruer.com/max7612/%D0%A1%D1%83%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

ovdmitjb

Add comment