Irvuz

Субмодальности

Содержание

Развитие личности

Субмодальности

изменение субмодальностей

А что это за зверь – Субмодальности?

И почему с ним нужно обязательно подружиться?

На самом деле,  вы и есть-  хозяин этого  “Зверя” !

Удивлены?

Весь ваш жизненный опыт закодирован в Субмодальностях!

Напомню еще раз , что мы воспринимаем окружающий мир ( а также обрабатываем, храним и выдаем информацию)  с помощью 3-ех основных систем :

ВИЗУАЛЬНОЙ

АУДИАЛЬНОЙ

КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ

НЛП-еры называют их СЕНСОРНЫМИ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫМИ СИСТЕМАМИ, или  проще – РЕПСИСТЕМЫ.

Иногда их еще называют МОДАЛЬНОСТЯМИ.

Так что, если вы услышите эти мудреные термины, знайте что это – то самое: ВИЖУ – СЛЫШУ – ЧУВСТВУЮ.

В своей предыдущей статье “Аудиалы. Визуалы. Кинестетики” я довольно подробно рассказывала, как они отражаются на нашем общении и понимании  друг  друга.

А также о том, что   у каждого из нас  – свои ПРЕДПОЧТЕНИЯ (хотя это не значит , что мы не используем другие системы. Просто степень их важности – разная)

Для Визуалов  предпочтительнее Картинки( образы), Аудиалов- Звуки, Кинестетиков – Ощущения (а также  прикосновения, чувства, запахи, вкус).

Но что это такое: воспринимать мир с помощью картинки?

Предположим,  вы попросили своего друга  вспомнить  и описать какой-то эпизод прошлого.

И вот он вам рассказывает: ” Я  вижу себя сидящим в  кресле зубного врача. И он выдирает мне зуб”

 Извините, если у кого-то возникли неприятные ассоциации

Источник: http://ways4you.ru/nlp-dlya-zhizni/izmenenie-submodalnostej.html

Что такое модальности и субмодальности человеческого опыта?

Субмодальности

Привет. Эта статья необходима для того, чтобы в дальнейшем читателям было проще разобраться с моделями и моделированием, а так же прочими темами, с которыми они могут столкнуться на нашем сайте.

Эта статья призвана ответить на часто возникающие вопросы, в том числе и о терминах, например, модальности, субмодальности и другие, которые часто и густо употребляются нами.

Здесь мы разложим все на простые и легкие компоненты, чтобы потом опять все собрать вместе уже в понятной форме. Итак поехали.

Ввод информации, модальности

Чтобы начать с самого начала, стоит упомянуть о том, что есть такой феномен информация. Именно ее человек получает из окружающего мира, “вводит” себе в психику с помощью органов чувств, а это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

Еще они могут быть названы каналы восприятия информации или модальности. Других способов получить информацию из мира у человека нет. И, выражаясь точнее, информация, которую человек ввел себе в психику из мира и есть мир для него.

Иных способов познать мир у человека просто нет.

Здесь стоит сделать ремарку. У человека есть еще органы получения информации из мира, например, проприоцептивная система или рецепторы температуры и так далее. Для простоты мы все это объединили в осязании.

Очень важно понять несколько моментов про “ввод” информации. Во-первых, орган, получающий информацию, работает все время. Иными словами, ухо слышит постоянно вне зависимости от того, чем вы заняты, обращаете на это внимание либо нет. То же самое происходит со зрением, осязанием и прочим.

Это легко проверить обратив внимание, например, на то, что чувствуют ваши стопы в момент чтения этой статьи. Пока не обращали внимания на ощущения в стопах, их, этих ощущений, как-будто не существовало, но они были. И тут мы подходим к сознательному восприятию информации и неосознанному.

Когда мы сознательно сосредотачиваемся на чем-то в мире, например, слушаем любимую музыку, остальное воспринимается неосознанно, но органы чувств работают постоянно. А это значит, что психика постоянно подпитывается информацией, а мы лишь сознательно переключаемся между значимыми для нас частями этой информации.

Все остальные, не значимые куски информации вводятся в психику неосознанно.

Обработка информации, субмодальности

После того, как информация введена в психику, она будет обработана. Опять же, сознательно мы будем “прыгать” по субъективно значимым для нас частям этой информации в процессе ее обработки. Сознательно мы будем “прыгать” не только при обработке или на стадии ввода информации, мы будем “перескакивать” и туда и сюда. Неосознанно же будет обработана вся информация попавшая к нам в психику.

Здесь стоит разобраться с термином “обработана”. Что значит “обработана”, чем и как? Обработанной информация становится тогда, когда у нас в психике появляется репрезентация в определенной модальности человеческого опыта.

Когда у нас внутри появляется картинка, запах, вкус, звук или ощущение того, что мы восприняли из мира – информация становится обработанной. Причем не всегда совпадают модальности на стадии ввода информации и ее обработки. Например, мы можем что-то увидеть снаружи, например фильм, а внутри почувствуем, что он нам нравится.

То есть, человек способен переводить информацию из одной модальности в другую. Это важно, особенно важно это развивать, но это тема для другой статьи.

Кроме того, человеку нужно отличать одни репрезентации от других в пределах одной модальности. Это значит, что человеку необходимо отличать одни картинки от других, одни ощущения от других и так далее.

“Так это очень легко сделать по содержанию картинки”, – скажете вы и будете не правы. На самом деле люди не различают картинки и прочие репрезентации по содержанию и немного ниже мы узнаем почему.

Они различают картинки и прочие репрезентации по субмодальностям.

Для начала, что такое субмодальности? Субмодальности – это различия, которые человек может создать в пределах одной модальности.  А если более просто, то субмодальности – это характеристики, которые человек присваивает репрезентациям в разных модальностях, для того чтобы:

  • отличить одни репрезентации от других,
  • выразить свое отношение этой репрезентации;
  • структурировать и организовывать данные у себя в психике;
  • определять свою оценку важности содержания репрезентации;
  • придаем значение своему опыту.

Отдельно про субмодальности

Субмодальности бывают разные. Фактически их невероятное множество, но можно выделить основные. Ниже будет приведен список и, конечно, он не полон. Как вы делаете различия между своими репрезентациями? Этот список можно дополнять.

Субмодальности
Визуальные Аудиальные Кинестетические
Яркость/тусклость Высота Давление
Перспектива (точка зрения) Расстояние Движение
Размер Темп (скорость) Расположение
Ассоциированный (вижу своими глазами) Контраст Длительность
Диссоциированный (вижу себя со стороны) Громкость Протяженность
Цветной/черно-белый Эхо Интенсивность
Передний план/Задний план Фигура-фон Текстура
Насыщенность (живость) Ритм Форма
Я/контекст Четкость Температура
Баланс цветов или оттенков Непрерывный или прерывающийся Частота/темп
Частота или количество (разделенный экран или множественные образы) Количество Количество
Очертания Симметрия Сладкий
Расположение Тембр или тональность Кислый
Рамка Резонанс с контекстом Соленый
Панорама (угол зрения) Дискретный (слова) Горький
Расстояние Источник внешний или внутренний Горелый
Аспектное отношение (высота к ширине) Ассоциированный-диссоциированный Ароматный
Контраст Моно-Стерео Вонючий
Четкость Длительность Душистый
Оринтация (наклон, вращение) Расположение (куда  и как направлен) Кожное чувство
Фокус Мышечное чувство или прочие внутренние ощущения
Длительность Оценочные (мета) ощущения “по-поводу” (эмоции)
Плотность (зернистость, фрагментарность)
Движение (слайд, фильм)
Скорость
Прозрачность/непрозрачность
Направление
Мерцание
Трехмерный/плоский
Направление освещения
Горизонтальная или вертикальная опора
Симметрия
Дискретный (печатный)
Блеск
Увеличение
Текстура

Плохие воспоминания, как бы мы их не хранили – картинкой, звуком ли и т.д., будут иметь определенные характеристики. Так же и хорошие, они будут другими по своим субмодальностям. Репрезентации близких людей и врагов будут разными, как того что мы любим и не любим. У всего будут разные субмодальности, но у некоторых репрезентаций они будут похожими.

Это будет у репрезентаций одного типа. Например, у всего что мы понимаем и знаем, чаще преобладают субмодальности четкость и яркость, конечно если мы представим это визуально. У вещей для нас малопонятных и слабоизвестных, будут нечеткие мутные субмодальности. Правда может быть и иначе, потому как это все очень индивидуально.

Следует посвятить какое-то время изучению своих индивидуальностей.

Стратегии, модальности и субмодальности

Все субмодальности имеют свои предельные значения – интенсивность. У каждого человека она своя. Причем, она своя и для каждой модальности и для каждой субмодальности.

Вполне может быть, что у одного и того человека очень развит диапазон четкость-размытость и крайне узок диапазон яркость-тусклость. Опираясь на это можно сказать, что у каждого человека есть диапазон.

Пределы этого диапазона и есть границы личности человека. Мы не будем обсуждать как это формируется, достаточно знать, что это меняется.

В ходе жизни диапазон человека увеличивается. Крайне редко бывает, чтобы диапазон уменьшился. Благодаря тому, что диапазон становится “шире”, человеку становятся доступными большее количество реакций, моделей поведения и психической активности. Мы считаем, что это приходит с опытом.

Разница в диапазонах делает нас индивидуальностями. Именно эта разница отличает нас от других, делает наше поведение и образ мысли уникальными.

Кто хочет узнать больше, посмотрите в этой книге, или в этой, или даже этой.

Получается так. Человек получает, вводит, информацию из окружающего мира. После этого он обрабатывает ее и присваивает субмодальностные характеристики. Затем на основе этой обработанной информации человек формирует свою реакцию и выводит ее в окружающий мир.  Тот порядок, которым эта информация вошла, прошла через психику и вышла из нее наружу называется стратегия.

Это значит, что есть порядок шагов, по которым проходит информация. Для разных типов информации, разные порядки шагов – стратегии. Для обучения она одна, для агрессии – другая, для любви – третья. Иногда они похожи, а иногда различаются. Различаются они по модальностям и субмодальностям, а еще по порядку и количеству шагов стратегии, ну и контекстам ее действия.

Одни стратегии эффективны, то есть приводят к результату, другие – нет. У одних людей стратегии эффективнее, чем у других. Кто-то лучше продает, кто-то лучше пишет стихи.

Так как у разных людей разный диапазон, стратегии одних людей могут быть недоступны для других. Это из-за того, что стратегии одних людей будут просто выходить или полностью находиться вне пределов диапазонов других.

Хорошая новость в том, что свой диапазон можно развить.

Моделирование

Перенятие стратегий или их элементов у одних людей другими называется моделирование. Этот процесс очень похож на обучение, но все же отличается. Моделирование имеет ряд преимуществ перед обычным обучением чему-либо. Вот они:

  • Моделирование быстрее чем обучение в разы;
  • Моделирование позволяет понять внутреннюю структуру того, что ты перенимаешь;
  • Моделирование гораздо более избирательно и экологично;
  • Моделирование сложнее, но и интереснее;
  • Обучение, можно включить в процесс моделирования;
  • Результат обучения – навык, а у моделирования еще и модель.

Моделью можно назвать уже перенятую и описанную стратегию, в которой ясен каждый шаг, его модальность и субмодальности. Модель может объяснить почему стратегия именно так устроена, почему тут и там именно эти шаги именно в этих модальностях и субмодальностях. Модель приводит к результату. Вот, что такое модель.

Заключение

Здесь и далее в наших текстах будет использоваться многое из того, что описано в этом тексте. Мы любим моделирование и много им занимаемся. Этому и посвящен этот блог – психологическому моделированию.

Некоторые интересные и занимательные  модели или их элементы, мы будем выкладывать здесь. Некоторые же модели настолько ценны, что могут быть только предметом бизнеса. А некоторые модели и есть сам бизнес ).

В любом случае, этот текст позволит лучше понимать все, что было, есть и будет в этом блоге.

Источник: https://psymodel.com/%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B8-%D1%81%D1%83%D0%B1%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/

16. Субмодальности | НЛП для начинающих

Субмодальности

Александр Любимов

НЛПера как-то спросили:- Что является главным изобретением человечества?- Термос!- Но почему?- Наливаешь горячее – остается горячим, наливаешь холодное – остаётся холодным!- И что?

– А как он узнаёт?!

Что такое субмодальности

Вы никогда не задумывались, каким образом вы узнаёте, что во эту еду любите, а эту нет? В это верите, а в эту странную штуку совсем нет? Что вот эта ситуация из детства приятная, а этот человек нравится?
Мозг для кодирования отношения использует так называемые субмодальности: сенсорные различия в представлении информации. Например, неприятная ситуация в прошлом может быть тёмной, маленькой, расположенной слева внизу, статичной и прямоугольной. А приятная ситуация в прошлом – яркой, большой, овальной, находиться прямо перед глазами и в ней может быть движение. 

Субмодальности касаются только способа представления информации, но не содержания

У нас в голове тоже есть набор “регуляторов”. Только эти настройки служат немного для другого – при помощи этих настроек мозг кодирует отношение: хорошо – плохо, нравится – не нравится, свой – чужой, важно – не важно.

Наше понимание (или замешательство), вера, любимый человек и цель жизни – всё это кодируется при помощи субмодальностей. Нам же нужно быстро узнать, как мы относимся вот к этому конкретному человеку. Мы же не вычисляем каждый раз: «Ага. Три дня назад он мне улыбнулся. Вчера молча прошел мимо.

А сегодня пожал руку. Так. Значит, он мне симпатичен.» Мы видим человека и уже знаем, что это тот, кого мы любим (или ненавидим, или злимся, или равнодушны).
Маленький эксперимент. Представьте себе толпу незнакомых людей. И среди этой толпы разместите знакомого вам человека.

Скорее всего он будет более ярким и контрастным. Но может так же быть, что он цветной, а все остальные – серые, или он объёмный, а остальные плоские.

Вот при помощи этих различий в яркости, контрастности, объёме или резкости (для визуального канала) мозг и узнаёт отношение, в данном случае «знакомый – не знакомый». Для других оценочных различий: хорошо – плохо, нравится – не нравится, моё – чужое, – будут использоваться другие субмодальности.

Как мы можем использовать субмодальности

Управляя субмодальностями, мы можем управлять оценкой.

То есть изменять оценку ситуации с неприятной на приятную (или наоборот), убирать навязчивости (например, переедание и курение – навязчивости), превращать замешательство в понимание, создавать и разрушать убеждения и ещё много-много интересных вещей.

Наше внимание управляется тоже при помощи субмодальностей. Это его “командный язык”. Зная этот язык, можно делать с вниманием что захочешь. Например, мы фокусируемся на предмете, обычно делая его более резким и ярким, а всё остальной превращая в серый «фон».

Меняя субмодальности восприятия текущей ситуации, можно сделать много весьма забавных вещей: контролировать своё состояние, убирать лишнее (например, не слышать мешающий шум), замечать то, что пропускают другие, настроиться только на то, что происходит снаружи или полностью погрузиться в себя.

К тому же субмодальности – это “командный язык” для управления нашими эмоциями и состояниями. Зная этот язык, можно вызвать у себя нужное состояние, создать новое или уменьшить интенсивность неприятной эмоции. Можно управлять творческим состоянием, пьянеть без алкоголя и похмелья или совершенно спокойно не спать несколько суток.

Список субмодальностей

Дальше дан список субмодальностей и возможных вопросов, которые могут их определить.

Визуальные

Положение Где находится картинка? Где этот образ расположен в пространстве? Покажите местоположение образа руками. Картинка слева или справа от центра?Эта картинка наклонна?
Расстояние Как близко (далеко) от вас находится образ? Попробуйте показать рукой расстояние до образа.
Цветной – ч/б Это цветное или черно-белое? Есть ли в картинке цвета?
Цвета Какие цвета в этом образе? Цвета живые, яркие или блеклые?
Яркость Эта картинка скорее яркая или темная? В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?
Фокус Этот образ резкий или он размыт? Картинка в фокусе или размыта?
Детальность Насколько детализирован этот образ? Деталей много или мало?Вы видите только общие контуры или можете различать детали?
Фон Есть ли фон?
Форма Какой формы эта картинка – круглая, квадратная, прямоугольная?
Ассоциация – диссоциация Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами? Если диссоциация: Вы видите себя справа, слева или сверху?Вы видите свое лицо или спину?
Панорамность Вы находитесь внутри образа? Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны?
Граница Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты? Имеет ли граница цвет?Как широка эта граница?
Движение Это кино или слайд (фотография)? Есть ли в этом образе движение или он статичен?Насколько быстро это движение?
Пропорции Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше/меньше?
Размерность Это плоское или объемное?

Аудиальные

Положение Вы слышите это изнутри или снаружи? Источник звука расположен внутри вас?Откуда этот звук исходит?
Высота Какова высота звука? Звук скорее высокий или низкий?
Громкость Какова громкость этого? Звук громкий или тихий?
Моно/стерео Звук объемный? Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас?
Монотонность Это монотонный звук или мелодия?
Темп Это быстро или медленно?
Ритм Есть ли в этом звуке ритм? Если есть, попробуйте его показать движением ладони.
Длительность Это непрерывное или прерывистое?

Кинестетические

Качество Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение…
Интенсивность Насколько сильно это ощущение?
Положение Где находится это ощущение? Покажите рукой местоположение этого.
Движение Это ощущение двигается или статично? Это движение непрерывно или оно происходит волнами?
Направление Откуда это движение стартует? Каково направление его движения?Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете его?
Скорость Ощущение перемещается быстро или медленно? Есть ли рывки или это плавное движение?
Размер Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)?

Упражнение “Как я узнаю”

Задание этого упражнения касается не того, как вы вычисляете (например – “моё – не моё”, это процесс оценки), а как вы узнаете об этом.

То есть, после того как вы вычислили, вы же как-то узнаёте “моё – не моё”. Вы же при каждом взгляде в зеркало не проводите сложные вычисления “я – не я”. Вы об этом уже знаете.

Вот как вы об этом узнаёте?
Сравните субмодальные различия:

Я Не Я
образ ярче чётчеобъемный образ тусклее более размытыйплоский

Я или не я

Представьте себя посреди группы людей. Чем отличается субмодальности вашего образа от субмодальностей окружающих людей.

Нравится еда или нет

Представьте, что на столе стоит несколько блюд, которые вам нравятся, и несколько тех, которые вы бы есть не стали. Чем отличаются субмодальности  образа “вкусной” и “невкусной” еды?

Моё – не моё

Представьте, что на столе лежит десяток совершенно одинаковых ручек. Но одна из них ваша. Чем её представление отличается от остальных?

Важно – не важно

Представьте две вещи (ситуации, человека), одна из которых важна для вас, другая – совершенно не важна. Чем отличаются субмодальности первого и второго образа.

Голос знакомого человека

Чем отличается голос знакомого человека от голоса незнакомого человека?

Мой и чужой голос

Аналогично. Чем субмодальности моего голоса (например, запись на магнитофоне) отличается от голоса другого человека.

Разные мнения

Если вы для себя формулируете разные оценки ситуации, то можно сравнить субмодальные отличия внутренних , которыми вы общаетесь с собой. Один “за” – другой “против”.

Приятная музыка

Чем музыка, которая вам нравится, субмодально отличается от той, которая вам не очень нравится?

По теме

Схема:: Субмодальности

Модель НЛП:: Субмодальности

Тренинг:: Успешное Мышление

Новое на trEnings.ru

: НЛП в картинках

: НЛП-мотиваторы.5

Лайфхак:: Как научиться самодисциплине

Задачка:: Определите модальность по КГД

Лайфхак:: Как научиться справляться

Лайфхак:: Как замечать хорошее

Задачка:: Ключи глазного доступа у басков

Новость:: Страница в фейсбук с задачами и упражнениями по НЛП

Задачка:: В какой модальности девушка на фотографии?

НЛП-практик:: Страхи и фобии

Наши новости

Источник: https://nlp.trenings.ru/blog/16-submodalnosti

Субмодальности и их роль в нашей жизни

Субмодальности

Субмодальности – тонкие различия внутри способов представления и восприятия мира.

Модальности – это способы восприятия мира. Мы можем видеть (В – визуальная модальность), слышать (А – аудиальная модальность) и чувствовать (К – кинестетическая модальность).

Субмодальности – это различия внутри модальности, различия внутри способов восприятия окружающего мира.

Например, картинка (В-модальность) может быть цветная или чёрно-бела, тёмнее или светлее, располагаться во внутреннем представлении в различных местах и на различном расстоянии (вверху, внизу, справа или слева).

Звук (А-модальность) может быть стерео или моно, громче или тише, глуше или звонче. Ощущения (К-модальность) могут обладать различной интенсивностью, располагаться в различных местах, двигаться или стоять.

Главный вопрос, который решает НЛП: «Как я знаю, что я знаю?»

Откуда мы знаем, что эта вещь наша, узнаем свое отражение в зеркале? Как мы узнаём во что верим, а в чём сомневаемся? Многие скажет что просто знают ЭТО, но откуда берется это знание, на чем оно основано? Есть некий внутренний механизм, позволяющий производить такие решения «налету». Приведем простой пример.

Представьте себе толпу людей, а теперь себя внутри толпы. Как вы себя видите или чувствуете? Как Вы себя обозначаете? Толпа размыта, а вы четкий, сфокусированный объект внутри картинки. Или, может быть Вы объемный, а все вокруг плоское? У каждого свой способ выделить себя из толпы. Или другой классический пример из НЛП.

Как узнать свою вещь из множества других, ей подобных? Тут опять же кто то скажет:

— Я помню куда положил ее и как она выглядит.

Но мы же не анализируем все ее параметры (цвет, вес, форму, запах, фактуру) каждый раз, это в основном происходит автоматически. Многие скажут:

— Моя вещь более яркая.

— От неё исходит какое то свечение, тепло.
И все будут по своему правы. Для каждого мозг по разному определяет качества одной и той же вещи, или отношения к событию. Человеческий мозг кодирует свое отношение к чему бы то ни было в определенных категориях: холодное — гарячее, светло — темно, громко — тихо, прав — неправ, нравиться — не нравиться, верю — не верю и т. д.

Для кодировки этого отношения мозг и использует субмодальности.

Яркий тому пример — просмотр телепередачи. Вы можете настроить звук, яркость, контрастность, насыщенность, цветность. Но содержания это не поменяет, поменяются только ваши субъективные ощущения.

Если разобрать пример более детально то мы выясним что громкость, тембр, стерео — моно — это аудиальные субмодальности. Яркость, цветность, насыщенность, цветное или черно-белое — это визуальные субмодальности. Существуют также кинестетические субмодальности.

Это размер, интенсивность,вибрация, положение в пространстве, в общем все что можно ощутить , плюс местоположение.

Субмодальности отвечают только за способ предоставления информации, но ни коим образом не влияют на саму информацию.

Мозг имеет свой набор «регуляторов», которые отвечают за наше отношение к чему либо. Верим мы или нет, нравиться — не нравиться, горячо — холодно, любим — не любим. Любое наше отношение к предмету, человеку, событию или явлению кодируется мозгом с помощью субмодальностей.

Вот когда вы видите какого-то человека, и вам надо узнать свое отношение к нему, вы ж не анализируете все его поступки, или действия. Не вспоминаете последние несколько событий, связанных с ним. Вы просто знаете нравиться он вам или нет, злой он или добрый. Или, быть может, вы его любите. Все это отношение к нему закодировано мозгом с помощью субмодальностей.

Вот как вы узнаете кого-то в толпе? Видите знакомого в фокусе, более четким чем остальные, он сразу бросается в глаза? Или просто выделяется на фоне плоской серой массы? Яркость, контрастность, фокус, даже запах, цвет, объем — все это субмодальности, которые использует наш мозг для определения свой — чужой, знакомый или нет.

Мы применяем все их неосознанно, даже не задумываясь о их роли. А это инструмент тонкой настройки нашего отношения или суждения, ощущения или восприятия.

Мы можем использовать этот инструмент настройки субмодальностей.

Итак, управляя субмодальностями, мы можем управлять оценкой. Тоесть мы можем поменять свое отношение к чему бы то ни было или к кому угодно.

Поменять свое отрицательное отношение на положительное, создавать и разрушать убеждения, убирать или создавать навязчивости (например, переедание и курение – навязчивости) и многое другое. Внимание человека тоже управляется субмодальностями. Зная это можно делать с вниманием все что угодно.

Наше восприятие тоже всецело зависит от субмодальностей. И когда мы меняем отношение к текущей ситуации то можем добиться просто поразительных вещей. Замечать то что не видят или пропускают другие, убирать раздражающие факторы, настроиться на свой внутренний мир или наоборот, воспринимать только его внешнюю часть.

Также субмодальности управляют нашими эмоциями и состояниями. Зная механизм управления можно вызвать у себя любое состояние. Опьянеть без алкоголя и похмелья, не спать несколько суток и не чувствовать усталости, вызвать прилив «творческой энергии».

Дискретные и аналоговые субмодальности.

Субмодальности бывают двух разных типов: те, которые меняются плавно (громкость, яркость, местоположение) и те, которые бывают только в двух состояниях (тепло — холодно, объемное — плоское,). Тренируя первые, аналоговые, нужно добиться как можно большего диапазона регулирования. При тренировке вторых, дискретных субмодальностей, важной является скорость вашего переключения.

Вопросы для определения субмодальности
Визуальные

Положение

Где находится картинка? Где этот образ расположен в пространстве? Покажите местоположение образа руками. Картинка слева или справа от центра?

Эта картинка наклонна?

Расстояние

Как близко (далеко) от вас находится образ?
Попробуйте показать рукой расстояние до образа.

Цветной – ч/б

Это цветное или черно-белое?
Есть ли в картинке цвета?

Цвета.

Какие цвета в этом образе?
Цвета живые, яркие или блеклые?

Яркость

Эта картинка скорее яркая или темная?
В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?

Фокус

Этот образ резкий или он размыт?
Картинка в фокусе или размыта?

Детальность

Насколько детализирован этот образ? Деталей много или мало?

Вы видите только общие контуры или можете различать детали?

Фон

Есть ли фон?

Форма

Какой формы эта картинка – круглая, квадратная, прямоугольная?

Ассоциация-диссоциация

Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами? Если диссоциация: Вы видите себя справа, слева или сверху?

Вы видите свое лицо или спину?

Панорамность

Вы находитесь внутри образа?
Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны?

Граница

Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты? Имеет ли граница цвет?

Как широка эта граница?

Движение

Это кино или слайд (фотография)? Есть ли в этом образе движение или он статичен?

Насколько быстро это движение?

Пропорции

Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше/меньше?

Размерность

Это плоское или объемное?

Кинестетические

Качество

Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение…

Интенсивность

Насколько сильно это ощущение?

Положение

Где находится это ощущение?
Покажите рукой местоположение этого.

Движение

Это ощущение двигается или статично?
Это движение непрерывно или оно происходит волнами?

Направление

Откуда это движение стартует? Каково направление его движения?

Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете его?

Скорость

Ощущение перемещается быстро или медленно?
Есть ли рывки или это плавное движение?

Размер

Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)?

Аудиальные

Положение

Вы слышите это изнутри или снаружи? Источник звука расположен внутри вас?

Откуда этот звук исходит?

Высота

Какова высота звука?
Звук скорее высокий или низкий?

Громкость

Какова громкость этого?
Звук громкий или тихий?

Моно/стерео

Звук объемный?
Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас?

Монотонность

Это монотонный звук или скорее мелодия?

Темп

Это быстро или медленно?

Ритм

Есть ли в этом звуке ритм?
Если есть, попробуйте его показать движением ладони.

Длительность

Это непрерывное или прерывистое?

Поиск

Страницы

  • Жалуйтесь!
  • О Нас!
  • Станьте автором!

Рубрики

Популярные статьи:

Метки

Источник: https://antistres.pp.ua/wordpress/submodalnosti-i-ix-rol-v-nashej-zhizni/

ovdmitjb

Add comment