Irvuz

Субъект и объект общения

Природа и структура общения на уровне обмена информацией | Горизонты

Субъект и объект общения

Человек по своей природе склонен искать межличностные контактов с другими людьми. У. Шутц в 50-е годы XX века предложил концепцию мотивов социального поведения человека, согласно которой в основу взаимодействия положены три межличностные потребности: присоединение, контроль и открытость.

Присоединение

трактуется как желание быть привлеченным к обществу, выделенным среди других, находиться в центре взаимодействия, т.е. речь идет о переживании человеком собственной значимости. Такое толкование присоединения показывает стремление человека к взаимодействию как таковому.

В зависимости от того, как эта проблема решалась в детстве, взрослый человек в ситуации взаимодействия может демонстрировать одну из четырех моделей поведения:

  1. субсоциальность (человек не может рисковать и быть игнорируемым, а следовательно, она избегает контактов;
  2. избегание, может приобретать различные формы — от отказа участвовать в социальных контактах до формального социального поведения, имитации общения;
  3. надсоциальность (человек ищет компании, потому что не переносит одиночества);
  4. основная форма взаимодействия — навязывание контакта, привлечение к себе внимания, демонстрация своей власти;
  5. социальность (главная характеристика — способность быть в контакте с другими людьми и в то же время хорошо чувствовать себя вне общества).

Желание контролировать других,

а также быть или не быть контролированным. Социальное поведение контроля не связано с присоединением, поскольку власть не требует выделения.

Основной психологической проблемой является проблема компетентности, т.е.

если человек чувствует себя некомпетентным, неспособным, его поведение в сфере контроля будет неадекватным: она отстраняется от власти или, напротив, стремиться к доминированию.

Эта задача — установление контроля — также должна решаться ребенком, а взрослый, опираясь на опыт детства, присваивает себе одну из трех моделей поведения:

  1. Поведение подчиненного («Я маленький человек») — поведение, которое предусматривает отказ (индивид занимает позицию подчиненного, которая защищает его от власти, и от ответственности);
  2. Поведение начальника или автократическое Здесь человек желает властвовать и готов за это побороться, однако подоплека этого поведения такая же, как и при условии отказа от власти: неверие в свою компетентность, необходимость всем и самому себе доказывать свою способность нести ответственность;
  3. Демократическое поведение Здесь человек способен принимать решения, брать на себя ответственность на основе консенсуса мнений.

Открытость

трактуется как потребность в построении близких эмоциональных отношений с другими людьми. При этом возникает основная проблема — ощущение своей способности любить и вызывать любовь других. В условиях, когда индивид не уверен в своей способности нравиться другим, его поведение в сфере налаживания взаимодействия будет экстремальным: полное избегание близости или надменная открытость.

Опять-таки от того, как эта проблема решается в детстве, у взрослого во взаимодействии с окружением прослеживается одна из трех стратегий:

  1. субперсональная (страх не понравиться, быть отвергнутым ведет к избеганию открытости, то есть человек поддерживает отношения с другими на поверхностном уровне, все его социальные связи — дистанционные, однако большое количество контактов психологически защищает индивида от интимности в отношениях с кем-то);
  2. надперсональная (распространение близости на обилие отношений и попытка таким образом поднять тревогу по поводу своего отторжения; формы проявления этой модели поведения — попытка заслужить одобрение, привлечь к себе внимание) ;
  3. персональная (человек способен комфортно чувствовать себя как на поверхностном уровне, так и в близких отношениях).

Структура общения

включает 3 стороны: коммуникативную, интерактивную и персептивную.

  1. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
  2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
  3. Персептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в более-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Общение как обмен информацией

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного обмена между людьми как активными субъектами. Такое общение реализуется с учетом отношений между людьми, их установок, целей и намерений. Это приводит не просто к движению информации, но и к уточнению, обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди.

Основные структурные компоненты общения следующие:

  • субъект общения — человек, который отправляет в адрес другого человека коммуникат (информацию);
  • объект общения — партнер по общению, в адрес которого отправляется коммуникат;
  • предмет общения — то, что сообщается — содержательная часть коммуниката;
  • потребность в общении — стремление человека к познанию и оценки других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке;
  • мотивы общения: то, ради чего предпринимается общение;
  • действия общения: единицы коммуникативной активности, целостный акт, адресованный другому человеку (например, монолог, реплика, жест и т.д) ;
  • задачи, общения: та цель, на достижение которой направлены различные действия в процессе общения (например, разрешение конфликтной ситуации ) ;
  • средства общения: те операции, с помощью которых осуществляются действия общения (например, вербальное или невербальное);
  • продукт общения: образования материального и духовного характера, как итог общения ( например, компромисс).

Реальной единицей коммуникативной деятельности выступает диалог, а элементарными единицами диалога — действия высказывания и слушания.

Общение одного субъекта с другим рассматривается как межличностный уровень коммуникативной деятельности, общение субъекта с группой — как личностно-групповой, общение субъекта с массой какличностно-массовый.

Формы общения

Принято считать основными коммуникативными следующие формы общения:             

Монологическая— преобладание высказывания одной личности — субъекта и слушание другой

Диалогическая— субъекты общения взаимно активны в высказываниях и слушании.

Полилогическая — многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и полно стремления максимально эффективно ее реализовать.

Каждый акт общения предполагает,  помимо наличия его участников, определенную цель общения, нормы общения, ситуацию, в которой происходит общение. И каждый акт общения — это цепь взаимосвязанных коммуникативных действий:

  • вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;
  • оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации: благоприятная или неблагоприятная;
  • ориентация в коммуникативной ситуации;
  • постановка коммуникативной задачи с учетом особенностей ситуации общения;
  • оценка эмоционально-психологического состояния партнера;
  • оценка степени готовности партнера к вступлению во взаимодействие;
  • выработка подхода к партнеру по взаимодействию;
  • пристройка к партнеру по взаимодействию;
  • самонастройка субъекта общения на эмоционально-психологическое состояние партнера;
  • привлечение внимания партнера;
  • выведение эмоционально-психологических состояний партнера на уровень психологически ресурсного состояния;
  • коммуникативное воздействие субъекта общения на партнера;
  • оценка субъектом общения реакции партнера;
  • стимулирование ответного хода партнера;
  • ответный ход партнера по общению.

В ходе коммуникации инициатива общения может принадлежать либо одному из партнеров, либо им обоим.

Важная характеристика коммуникативного процесса — намерение его участников повлиять друг на друга, обеспечить свою идеальную представленность в другом, т.е. осуществить персонализацию.

Необходимые условия для этого — не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.

Общение, Понятие общения, его структура, Структура общения, Виды общения: альтернативные подходы – Общая психология Библиотека русских учебников

Субъект и объект общения

Психология Общая психология Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

“Если, слушая вас, смотрят вам в лицо, реагируют на ваши слова, взгляд направлен вам в глаза – будьте уверены: вы общаетесь”

. Н. И. Лесная

Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют прежде трудовую деятельность, познания и общения. Если формами и методами трудовой деятельности, а также способами познания мира люди ина овладевает течение достаточно длительного времени, то искусству общения личность не учится никогда и нигде.

Большое количество проблем в жизни, в частности в семье, школе, на работе, возникают именно поэтому, что люди не знают механизмов, законов общения, не является социально компетентными. Общение является важной духовной потребностью личности как общественного существа.

Потребность человека в общении обусловлена ??обще льным потребностями, общественным способом его бытия, необходимостью взаимодействия в процессе деятельности.

Любая деятельность, и в первую очередь, трудовая, не будет осуществляться успешно, если между теми, кто ее исполняет не будут налажены соответствующие контакты и взаимопониманиеміння.

В психологии существуют противоречивые трактовки соотношения понятий общения и деятельности. Одни авторы считают общение разновидностью деятельности, поскольку включает в себя стандартную структуру деятельно ности.

Другие предполагают, что общение – компонент любой деятельности.

Вероятнее, что выступая отдельной психологической категорией, общения однако тесно связано с деятельностью, а именно: – выступает с пособий организации деятельности (установки взрослых относительно действий детей)й),

. Понятие”общения”разграничивается с понятием”коммуникация”Последняя – передача информации в рамках взаимодействия различных систем, которая может иметь односторонний характер

. Понятие”общения”употребляется в психологической литературе в разных значениях:

– как обмен мыслями, чувствами, переживаниями

– как один из видов деятельности

– как взаимодействие, отношения между субъектами, имеющими диалогический характер и т.п.

– иногда олицетворяет содержание деятельности (работа учителя, беседа друзей)

– может сопровождать деятельность (играя, дети общаются между собой)

.

Общение – это взаимодействие двух или более людей, во время которого возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопонимании, взаимо-переживании

Кроме взаимной направленности действий людей при общении, важнейшей его характеристикой является то, что каждое лицо во взаимодействии равной степени выступает как субъект, как личность. В ходе общения люди и обращаются друг к другу, рассчитывая получить видгук.

Структура общения

. Рис 341. Структура общения

.

Субъектами общения являются люди (не менее чем двое) или группы людей, участвующих в процессе взаимодействия содержание – наполненность общения – информация, действия, эмоции или чувства, средства – механизмы передачи содержания – вербальные (слова) и невербальные (жесты, мимика, пантомимика, паузы, вещи, одежду), результаты – практические – обмен информацией, вещами, выполнение дела, психологические – осмысление информации, налаживание отношений, переживания эмоций и чувств

Виды общения: альтернативные подходы

зависимости от признаков, что является основой для классификации, общение имеет ряд разновидностей

. Рис 342. Классификации видов общения

Так, межличностное общение предполагает общение всех субъектов общения – отдельных людей; личностно-групповое- общения одного субъекта, каким предстает отдельная личность, с другим – группой, между групповое – общение групп людей

. Непосредственное общение – когда субъекты общаются один на один; опосредованное – лица используют определенные вспомогательные объекты – телефон,. Интернет, письма, других людей

. Кратковременное общение когда один акт общения длится не более двух часов; длительное – длительность одного акта общения составляет более двух часов

При гармоничном общении отсутствуют острые конфликты, а споры конструктивно преодолеваются; при конфликтного-имеющиеся острые или хронические конфликты во взаимоотношениях

. Завершено общения характеризуется тем, что все субъекты общения достигли поставленной цели; незавершенное – отличается тем, что хотя бы один субъект ли не достигли поставленной перед общением цели

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_sergyeyenkova_op/spilkuvannya-1.htm

Лекция 1. Структура общения

Субъект и объект общения

Структураобщения – это совокупность основныхэлементов, из которых складываетсяпроцесс общения. При этом структурнаяхарактеристика общения может быть данаи применительно к основным элементам,и относительно внутренней структурыкаждого из них.

Основныекомпоненты общения:

  • субъекты;

  • средства;

  • потребности, мотивация и цели;

  • способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;

  • результаты.

Возможени другой, обобщенный, подход к структуреобщения – это различные стороны процессаобщения в целом. Выделяют коммуникативную,интерактивную и перцептивную стороны.Правомерно было бы отметить и такиеявления, как понимание, сопереживание,эмоциональное отношение партнеров другк другу.

Современныесоциальные психологи говорят онеобходимости уделять больше вниманияименно тем сторонам общения, которыесвязаны с характеристикой рефлексии иотношений, складывающихся в ходевзаимодействия и взаимовлияния людейдруг на друга (перцептивная сторона).Д. Майерс всю социальную психологиюрассматривает как психологию общения:“как люди думают друг о друге, как онивлияют друг на друга и как относятсядруг к другу” [8].

Каждыйподход по-своему верен, однако описываетчастные параметры структурысоциально-психологического общения.

Вкачестве обобщенной модели структурысоциально-психологического общенияможно представить модель, котораяпредусматривает дифференциацию общенияна содержание и форму.

Содержательнуюсторону общения можно рассматривать вкоммуникативном аспекте, формальную –в поведенческом, реализуемом в процессеинтеракции. Каждая из них, в свою очередь,тоже может восприниматься как со стороныформы, так и содержания (рис. 1).

Рис.1. Структура общения

Субъект и объект общения

Элементарнымусловием общения является наличиеиндивидов, которые оказываются всостоянии наладить между собой какой-токонтакт. Каждый из них может быть объектомили субъектом общения.

Человек можетодновременно выступать и в той и в другойроли, в таком случае фиксируются неличностные качества индивида и нехарактер его отношения к партнеру, аразличие срезов в общении с точки зрениянаблюдателя и исследователя этогопроцесса.

Как субъект индивид познаетсвоего партнера и при этом сам являетсяобъектом познания для другого.

Номожно рассматривать понятия “субъект”и “объект” в другой плоскости: вплоскости отношения друг к другуобщающихся.

В широком смысле слова подсубъектом понимают индивидов, активноучаствующих в общении и относящихся кдругому участнику общения как кинтересному и значимому, равноправномупартнеру, а не средству удовлетворениясвоих потребностей и интересов. Тогдаобщение носит функционально-ролевойхарактер.

Объектом общения может бытьчеловек, природа, животный мир,предметно-вещная среда. Но эти объектымогут выступать и в качестве субъектов,если отношение к ним эмоциональноокрашено [3, 6].

Средства общения

Чтобыобщение между индивидами стало возможным,необходимы определенные средства, спомощью которых налаживается иподдерживается связь. Особая рольпринадлежит речи, которой присущисодержательность и богатство языковыхсредств, культура и выразительность.

https://www.youtube.com/watch?v=I8a8ceLwkbM

Большоевнимание изучению “речевого общения”уделял А.А. Леонтьев [7]. Психологическаяструктура процесса речевого общения(по А.А. Леонтьеву) такова:

  • ориентировка

  • планирование

  • исполнение

  • контроль

Такжеон исследовал функционально-целевые,групповые и ролевые факторы, характеризующиеособенности ориентировки в ситуации исобеседнике.

Новсе общение не может сводиться кдеятельности (в том числе и речевой),речь всего лишь инструмент или средствочеловеческого общения, хотя и оченьзначимый в виде устного и печатногослова. Это вербальное средство общения.

Весьмаважны и невербальные средства общения:мимика, выражение глаз, пантомимика(поза, жесты, движения, походка), манерадержаться, дистанция между общающимися.Особенно выразительна человеческаямимика.

Например, в романе “Война и мир”Л.Н. Толстого исследователями найдено85 оттенков выражения глаз и 97 оттенковулыбки.

Очень весомыми являютсяпсихотерапевтические возможностиневербальных средств общения (группытелесной, танцевальной терапии и др.).

Однаковосприятие и понимание человека человеком– это результат комплексного воздействиявербальных и невербальных факторов;кроме этого, необходимо учитыватьфизический облик человека, поведение,внешность.

Любаяформа вербальной связи содержит элементэмоционального значения (подтекст и т.п.).

В условиях непосредственного контактаогромное значение приобретает невербальноесопровождение информации (напримерпсихосоматические движения).

Язык всегдавзаимодействует с неязыковыми средствамиобщения: с экспрессивными реакциями,семантикой поведения (смысл и значениепоступков) в процессе совместнойдеятельности [9].

Источник: https://StudFiles.net/preview/5299531/

ovdmitjb

Add comment