Irvuz

Структура характера

Содержание

Структура характера: определение, особенности, формирование

Структура характера

Говоря о неповторимости и уникальности каждого человека, имеют в виду в первую очередь его внутренний мир, совокупность тех качеств личности, которые влияют на поведение и отношение к окружающим. Этот сплав индивидуально-психологических особенностей, волевых, нравственных качеств, мотивов поведения, установок и ценностей и есть характер.

Что такое характер

Само это понятие появилось еще в эпоху Античности и произошло от греческого слова «отпечаток». Действительно, характер проявляется в поведении человека и накладывает на него отпечаток, делая неповторимым, узнаваемым.

И чем сильнее характер, тем более яркими и уникальными являются результаты деятельности личности. А вот человека, который лишен этой силы, то есть того внутреннего «Я», которое управляет поведением, часто называют бесхарактерным.

Не в том смысле, что у него нет характера, а потому что его поступки определяются внешними обстоятельствами, а не внутренними убеждениями и нравственными качествами.

Характер – это сложная система свойств и качеств личности, поэтому их сочетание и степень выразительности делают каждого человека неповторимым. Черты характера, составляющие его структуру, принято делить на две большие группы:

  • биологически заданные (врожденные);
  • сформированные в процессе развития личности (приобретенные).

Биологическая основа структуры характера

В основе характера лежат врожденные особенности высшей нервной деятельности:

  • скорость протекания нервных процессов;
  • сила этих процессов;
  • соотношение возбуждения и торможения в нервной системе.

Совокупность этих особенностей составляет темперамент или тип высшей нервной деятельности человека. Выделяют всего 4 типа темперамента (флегматик, меланхолик, сангвиник и холерик), но в чистом виде они практически не встречаются.

Это комплексы черт, особенностей высшей нервной деятельности, которые присутствуют у человека в разных сочетаниях и разной степени выраженности.

То есть если взять, например, такую парную характеристику, как интроверсия-экстраверсия, то человек может быть в большей или меньшей степени экстравертом или интровертом.

А таких характеристик, составляющих темперамент, несколько. Например:

  • ригидность и пластичность;
  • эмоциональная устойчивость и эмоциональная неуравновешенность, сенситивность (чувствительность) и т. д.

За счет их сочетания и создается уникальная биологическая основа для характера, и в процессе его формирования врожденные индивидуально-психологические черты переплавляются под влиянием среды, смешиваются с социальными качествами, приобретенными свойствами, особенностями и создается совершено уникальная личность.

Структура характера: социально обусловленные черты

Наряду с врожденной, биологически заданной основой характер включает в себя свойства личности, которые формируются под воздействием социума в процессе воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития.

Тут надо особо подчеркнуть, что человек не является пассивным объектом воздействия общества. Он активно взаимодействует со средой, пропускает через себя все, что он получает из окружающей действительности, переплавляет в своем внутреннем мире и уже на основе этого преобразованного опыта формируется его характер.

Поэтому совершенно неправильно в недостатках собственного характера обвинять социум (семью, школу, общество в целом). Мы сами себя создает и сами несем ответственность как за положительные, так и за отрицательные свои качества.

Доказательством может служить пример того, что в одной семье вырастают дети с совершенно разными характерами.

Характер имеет довольно сложную структуру, в которой наряду с биологической основой выделяют 4 группы качеств, которые формируются под влиянием социальной среды.

Нравственные черты

Нравственные или моральные качества личности связаны с принятыми в обществе нормами поведения, ценностями, идеалами и установками. Проявляются нравственные черты характера:

  • в социальной сфере;
  • в общении с людьми;
  • в отношении к ним и к общественно значимым ценностям.

Формирование этих черт характера – сложный процесс, который происходит не только под влиянием непосредственного окружения человека, но и под воздействием СМИ, художественной литературы, традиций, верований и преданий.

https://www.youtube.com/watch?v=wAZQZT8-HCQ

Разнообразие каналов воздействия и активное взаимодействие человека с ними, а также своеобразие его индивидуально-психологического склада обеспечивают уникальный набор нравственных черт, присущий каждому человеку. Среди наиболее значимых можно назвать следующие положительные моральные качества:

  • чувство долга – умение подчинять свои личные желания потребностям социума;
  • справедливость – способность различать добро и зло и стремление защищать добро и бороться против зла;
  • честность – верность своим обязательствам, стремление к правде, неприятие в своем поведении лжи;
  • вежливость – уважение других людей, соблюдение норм поведения в отношении каждого члена общества вне зависимости от социального положения или возраста;
  • преданность – верность другому человеку, социуму, идеалам, проявляющаяся даже в самых сложных обстоятельствах;
  • дружелюбие – умение не только уважать людей, но и испытывать к ним позитивные чувства, желание поддержать, помочь.

Это лишь самые основные положительные моральные качества, на самом деле их значительно больше, вы и сами можете продолжить этот список. Наряду с положительными, существуют и отрицательные черты, которых тоже немало:

  • лживость;
  • грубость;
  • наглость;
  • подлость;
  • трусость;
  • жадность и т. д.

Идеальных людей нет. Особенность характера любого человека в том, что в нем могут присутствовать как положительные, так и отрицательные качества, проявляясь в разных ситуациях, создавая неповторимый, индивидуальный облик человека. Например, мужчина, смело бросающийся на спасение людей из горящего здания, может отчаянно трусить перед походом к стоматологу.

Эмоциональные черты

Эмоциональные качества личности в значительной степени определяются свойствами темперамента.

Например, повышенная возбудимость и экспрессивность холерика создают своеобразный эмоциональный фон, который характеризуется перепадами настроения, влюбчивостью, вспыльчивостью или чрезмерной жизнерадостностью.

С другой стороны, в процессе воспитания уделяется серьезное внимание формированию способности сдерживать свои эмоции, контролировать их.

Поэтому эмоциональные черты во многом обусловлены социальным фактором и соответствующими нормами поведения, принятыми в обществе. Например, чрезмерная (на наш взгляд) эмоциональность итальянцев вполне допускается их культурой. А вот в Японии открытая демонстрация своих эмоций считается не слишком приличной.

Разнообразие проявления человеческих эмоций обуславливает и разнообразие эмоциональных черт. В отличие от нравственных качеств, среди эмоциональных сложно выделить положительные и отрицательные. Все дело в степени проявления этих черт и в их уместности. Согласитесь, жизнерадостность на свадьбе нормальна и даже приветствуется, а вот на похоронах выглядит явно неприличной.

Можно назвать следующие наиболее распространенные эмоциональные качества личности:

  • чувственность;
  • страстность;
  • холодность;
  • жизнерадостность;
  • мрачность;
  • влюбчивость;
  • впечатлительность;
  • сдержанность;
  • агрессивность;
  • робость и т. д.

Проявление эмоциональных качеств личности во многом связано с потребностью в общении, поэтому у менее общительных интровертов набор этих качеств и их выраженность отличается от экстравертированного типа личности.

Волевые черты

Успех деятельности человека и то, как его оценивают в обществе, во многом зависят от его способности регулировать и организовывать свое поведение, то есть от волевых качеств. Именно они позволяют сглаживать и преодолевать такие негативные черты характера, как лень, робость, застенчивость, нерешительность и т. д.

Волевые качества воспитываются с детства, формируются под влиянием социума и тесно связаны с осознанием необходимости подчинить свою свободу требованиям общества. Воля во многом определяет и степень активности человека, и его умение сдерживать себя. Большинство психологов считают волевые качества базовыми чертами личности, во многом определяющими содержание ее характера.

К ведущим волевым качествам относятся следующие:

  • выдержка – способность сдерживать свои эмоции и импульсивные действия;
  • терпение – умение волевым усилием поддерживать высокую интенсивность деятельности, несмотря на усталость или болезнь;
  • целеустремленность – осознанная постановка цели и умение ее добиваться;
  • принципиальность – наличие устойчивых принципов и следование им в любой ситуации;
  • самостоятельность – способность принимать независимые решения и организовывать деятельность для их выполнения;
  • ответственность за свою деятельность, поведение, идеи и т. д.

Волевых качеств намного больше, чем здесь перечислено, но даже эти основные доказывают, насколько значима для человека эта сфера характера.

Интеллектуальные черты

Интеллектуальные качества характера – это то, что отличает нашу познавательную деятельность и накладывает отпечаток на все стороны личности. Потому что это не только умственные способности и качества внимания и памяти, но и интересы, увлечения, направленность познавательной активности.

Интеллектуальные черты во многом определяют способность человека осваивать новые виды деятельности, умение самостоятельно организовывать процесс познания. К базовым интеллектуальным чертам относятся следующие:

  • качества мышления (уровень интеллекта, гибкость, креативность или стандартность, логичность, интуитивность и т. д.);
  • любознательность – потребность в новых знаниях;
  • находчивость – умение быстро найти ответ на сложный вопрос;
  • сообразительность;
  • вдумчивость;
  • легкомысленность и т. д.

Интеллектуальные качества не только влияют на все остальные черты характера, но и участвуют в создании неповторимого образа человека. Недаром же говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму».

Структура характера: содержание и форма

Одни и те же черты характера у разных людей проявляются по-разному. Поэтому в его структуре выделяют содержание и форму.

характера определяется базовыми ценностями человека, установками, идеалами, сформированными в процессе развития привычками. – продукт формирования личности, и в нем в наибольшей степени отражается влияние социального фактора. Определяющую роль в содержании характера играет мировоззрение как система взглядов человека и его отношения к людям, миру и своему месту в этом мире.

Однако люди различаются не только набором черт, но и формой их проявления в деятельности, типом поведения в обществе. В настоящее время стали популярными попытки классифицировать социотипы.

Несмотря на различные подходы к таким классификациям, идеальную, которая подходила бы всем людям, найти не удается. Ни один тип не совпадает с реальным характером человека на 100 %.

Почему? Потому что тип поведения как форма проявления характера у каждого человека уникальный. Он как отпечатки пальцев – никогда не повторяется.

Чтобы понять содержание характера человека, надо с ним пуд соли съесть. А уникальность формы на виду и заметна, если не с первого взгляда, то со второго точно. Даже если человек замкнутый, скрытный, то это тоже заметно с первого взгляда, и именно скрытность будет формой проявления его характера.

Источник: https://psychologist.tips/1035-struktura-haraktera-opredelenie-osobennosti-formirovanie.html

Черты личности и структура характера

Структура характера

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые изучали вопрос личности: Г. Олпорт, Р. Кэттелл, Г. Айзенк.

Ученые, которые занимались проблемой характера: И.П. Павлов, К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, Г. Олпорт, А.Н. Леонтьев, А. Е. Личко и др.

Понятие личности

Общее понятие термина «личность» звучит следующим образом: личность – определенное понятие, отражающее социальную природу человека для изучения его как субъекта, как носителя индивидуального сознания и др.

Определение

В контексте психологии личность – это индивид, который выступает в роли субъекта отношений в социуме, а также в роли субъекта в собственной сознательной деятельности. Под личностью также понимается система свойств индивида, которая проявляется в деятельности человека.

По мнению Р. Кэттелла, личность – это понятие, которое характеризует поведение человека в той или иной ситуации.

Г. Олпорт считает, что «личность – это нечто, и она что-то делает. Личность – то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида».

Черты личности

В психологии черты личности трактуются как определенные устойчивые особенности, которые проявляются в поведении индивида.

Свойства черт личности:

  1. степень выраженности;
  2. проявление их в любой ситуации;
  3. возможность измерения.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение

По мнению Г. Олпорта, личностные черты – это образующие блоки психологической организации, которые служат для того, чтобы объединять реакции в единые стимулы.

Ученые также выделяет ряд особенностей личностных черт:

  1. их реальность из-за проявления у индивидов;
  2. обобщенность;
  3. детерминируют направленность поведения.

То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Г. Олпорт делит черты личности на общие и индивидуальные, или персональные, диспозиции.

Он выделяет три типа диспозиций:

  • кардинальные;
  • центральные;
  • вторичные.

Р. Кеттелл, также занимавшийся проблемой личности, вывел следующее определение: черты личности он рассматривает как сложные конструкты, которые детерминируют поведение человека в самых разных ситуациях. Ученый классифицирует личностные черты по дихотомическому признаку.

Принципы классификации черт по принципу дихотомии.

  • поверхностные – исходные;
  • конституциональные – сформированные окружающей средой;
  • способность, темперамент – динамические черты;
  • общие – уникальные черты.

Рассмотрим классификацию черт личности на рисунке 1.

Рисунок 1. «Черты личности по Р. Кэттеллу»

Еще одна концепция черт личности принадлежит Г. Айзенку. Основной смысл его концепции состоит в том, что есть определенная иерархия в расположении черт личности:

  1. суперчерты;
  2. составные черты;
  3. привычные реакции;
  4. специфические реакции.

По сути, по Г. Айзенку, в структуре личности выделяется 2 основных положения:

  1. интроверсия – эксраверсия;
  2. стабильность – нейротизм.

Понятие характера

Наиболее общее понятие характера звучит следующим образом: характер – это определенная структура стойких психических свойств, которые задают всю траекторию поведения человека. По сути, выделяется два аспекта характера:

  1. статика (зависит от типа нервной деятельности);
  2. динамика (детерминируется внешним миром).

Характер также может пониматься как:

  1. определенная система, включающая в себя устойчивые мотивы поведения;
  2. мера соотношения внутреннего мира со внешним, также специфика адаптированности организма к внешнему миру;
  3. некий заданный определенный тип поведения человека.

Структура характера

Как правило, в структуре характера выделяют две группы черт:

  1. черты, которые выражают направленность личности (цели, потребности и др.);
  2. интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Кроме того, характер может проявляется в различных отношениях:

  1. отношении к другим людям («общительность — замкнутость», «правдивость — лживость»);
  2. отношении к делу («ответственность — недобросовестность», «трудолюбие — леность»);
  3. отношении к себе;
  4. отношении к собственности.

В структуре характера также выделяются такие компоненты, как:

  1. направленность
  2. убеждение
  3. умственные черты
  4. эмоции
  5. волю
  6. темперамент
  7. полноту
  8. целостность
  9. определенность др.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_svoystva_lichnosti/cherty_lichnosti_i_struktura_haraktera/

Характер, его структура и функции. Взаимосвязь темперамента и характера | Горизонты

Структура характера

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Характер – это сложившаяся система устойчивых психических характеристик, выражающих различное отношения человека к действительности и самому себе.

Характер человека можно понять только в ее общественной деятельности, общественных отношениях. Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения, убеждений и моральных принципов, выявляя свою общественно-историческую природу.

Характер есть сложное психическое образование, состоящее из многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, деятельности, к другим людям и самому себе.

Эти отношения закрепляются в привычных для человека формах поведения, общения и деятельности, становятся типичными для него и проявляются в различных условиях его жизни и деятельности.

Однако типичность не исключает индивидуально-своеобразного проявления этих свойств.

Природа характера

По своей природе характер представляет собой социально-психологическое образование личности, так как он отражает главным образом объективные взаимоотношения людей и их отношения к различным общественным явлениям, событиям, вещам и к себе.

Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников.

Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми.

Становлением характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (первая стадия личностного развития по Э. Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей.

Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответствующей мотивацией -потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана.

Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения.

Черта характера отличается:

  • Устойчивостью.
  • Постоянством.
  • Переносимостью с одной ситуации на другую.

Выразительные признаки характера:

  • Поступки и действия – это сознательные преднамеренные действия, позволяющие судить, что представляет собой человек;
  • Особенности речи;
  • Внешний облик.

Структура характера

Характер — не простая совокупность, случайный набор изолированных особенностей и черт. Его различные свойства взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют целостное структурное образование.

Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность.

Структурность характера позволяет, зная ту или иную его черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт, связанных.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Структура характера – это черты личности, которые входят в состав характера человека:

  1. Целеобразующие черты — это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Здесь могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.
  2. Целенаправляющие черты — это черты, которые направлены на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.
  3. Инструментальные черты — это черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др.

Связь характера с темпераментом

Характер наиболее тесно связан с темпераментом, который, как известно, определяет внешнюю, динамическую форму выражения сущности человека

В обиходе нельзя услышать слово «бестемпераментный» или «человек с темпераментом», то есть подразумевается что темперамент есть всегда. Однако часто можно услышать про какого-то человека, что он «темпераментный» (активный и бурно реагирующий, возможно неуравновешенный).  А вот «бесхарактерный» можно услышать.

Этим желают сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы поведение, нет четко выработанной системы отношений к окружающему. Бесхарактерный человек — это человек, лишенный внутренней определенности, детерминированности. Каждый поступок бесхарактерного человека зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого.

 Человек с характером, напротив, выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему., выражающейся в определенности его действий и поступков. Поведение человека с характером в очень значительной степени можно спрогнозировать.
Соотношение характера и темперамента меняется отождествления до противопоставления.  А. Г.

Ковалев и В. Н. Мясищев отмечают, что вопрос о соотношении темперамента и характера ставился многими психологами.

Авторы выделили четыре группы мнений:— отождествление темперамента и характера— противопоставление темпераменту характера, установление между ними антагонистических отношений— признание темперамента элементом характера

— признание темперамента основной природой характера

Точка зрения 1: Темперамент = Характер

Последний отождествлял темперамент и характер, относя их к эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. Лазурский считал, что эндопроявления выражают внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы.

 Кречмер, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, отождествляет его с характером личности. Такое отождествление распространено в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий «характер» и даже «личность». Такую точку зрения можно найти у авторов (см. например «Структурная теория черт», Р.

Кеттел).

Точка зрения 2: Темперамент противоположен характеру

Темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности. Характер же — это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм.

Вторая тормозит первую. Темперамент не входит в характер, последний находится в антагонистических отношениях с первым. Развитие личности свершается как преодоление темперамента характером, преобразование первого под влиянием второго.

Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может вступать в конфликт с темпераментом.

Темперамент связывается с сочетанием его свойств, обеспечивающих гармоничность в развитии индивидуальности, характер же связывается с акцентуацией его черт. Такую точку зрения можно найти у авторов: П. Викторов, Н. Д. Левитов.

Точка зрения 3. Темперамент входит в характер

Тип темперамента есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности человека. Характер же формируется под влияниям окружающей обстановки, на которую человек вынужден реагировать. Т.е. Х-р  есть сплав из черт типа темперамента и результатом научения. Эта точка зрения обозначена И. П. Павловым и его последователями.

Точка зрения 4. Темперамент определяет природу характера

Темперамент рассматривается как врожденная основа характера, динамичная сторона характера и личности в целом. Темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса .

Темперамент считается ядром характера, его неизменной частью, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни.    Такую точку зрения можно найти у авторов: Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн  , Б.Г.Ананьев .

Соотношение черт характера и темперамента

Хотя существует довольно много различных моделей темперамента, каждая из них оперирует лишь несколькими чертами (свойствами) темперамента. Примеры: сила нервной деятельности, уравновешенность, экстраверсия, сила процессов возбуждения. Черты же характера значительно более многообразны.

Примеры: правдивость, общительность, ответственность, доброжелательность, тактичность, патриотичность.Черты характера определяют устойчивые индивидуальные особенности личности, складывающиеся и проявляющиеся в деятельности и общении, что обусловливает многообразие этих черт.

Среди множества черт характера одни признаются ведущими, другие второстепенными, третьи эпизодическими. Черты характера могут гармонировать между собой, определяя цельность личности, могут противоречить друг другу, создавая предпосылки внутриличностных конфликтов.

В. М.

Русалов предлагает ряд критериев для отнесения того или иного психического свойства к темпераменту, а не характеру:

— свойство не зависит от содержания деятельности и поведения

— свойство характеризует меру энергетического (динамического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности

— свойство универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности

— свойство рано проявляется в детстве

— свойство устойчиво в течение длительного периода жизни человека

— свойство значимо коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических систем (гуморальной, телесной)

— свойство является наследуемым
В. М. Русалов считает необходимым различать темперамент и характер, так как их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение с содержательными свойствами психики.

Если имеет место общность всех структурных и функциональных биологических свойств (гуморальные, соматические и нервные подсистемы организма), то речь идет о темпераменте.

Если имеет место общность динамических и содержательных характеристик побуждений, мотивов, то такое психическое образование следует отнести к характеру.

Темперамент таким образом большинством современных ученых признается индивидуальной (врожденной) особенностью человека, определяющей динамику протекания психических процессов и поведения.

Под динамикой здесь понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов (в том числе эмоциональных процессов), подвижность, активность, быстрота или замедленность реакций.

Характер же, напротив, находится в плоскости убеждений, взглядов, интересов, ценностей, определяет некоторые возможности личности. Ключевым для характера является понятие «отношение«. Под характером часто подразумевается именно система отношений человека к другим людям, миру, к себе, к разного рода явлениям и пр.

Характер, Понятие о характере, Структура характера – Общая психология Библиотека русских учебников

Структура характера

Ключевые понятия темы:

характер, структура характера, тип характера, акцентуация, акцентуация застревания, акцентуация педантизма, акцентуация демонстрации, акцентуация тревожности, черты характера, нравственные черты характера в, волевые черты характер

Понятие о характере

Термин”характер”- греческого происхождения, он означает”черта”,”признак”,”отпечаток”Введен он для определения свойств человека коллегой. Аристотеля. Теофраст в”характеристики”он описал с точки зрения в моралиста 31. Тип человеческих характеров – людей хвастливых, болтливых, неискренних, скучных, льстивых тощькуватих, балакучих, нещирих, нудних, улесливих тощо.

Позже философы и психологи, объясняя и классифицируя человеческие характеры, главными факторами их формирования считали особенности строения тела, функции человеческого организма, моральные принципы человеческих касается ункив или их умственные способности и к своему.

Каждому человеку, кроме динамики действий, проявляется в темпераменте, присущи существенные особенности, которые влияют на ее деятельность и поведение. Об одних говорят, что они трудолюбивые, дисциплинированные, скром мни, честные, смелые, коллективисты, а о других – ленивые, хвастливые, неорганизованные, честолюбивые, самоуверенные, нечестные, эгоисты, труси.

Эти и подобные черты проявляются настолько ярко и постоянно, определяющие собой типичный вид личности, индивидуальный стиль ее социального поведения

Такие психологические особенности личности называют чертами характера. Эти черты характеризуют и цель, к которой стремится человек, и способы достижения цели. Знать это важно, поскольку личность характеризует ется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делаетть.

Совокупность постоянных рис составляет характер личности

Характер-это совокупность постоянных индивидуально-психологических свойств человека, которые проявляются в ее деятельности и общественном поведении, отношении к коллективу, других людей, труда, окружающей действий йсности и к самому себ.

Характер наиболее тесно связан с темпераментом, который, как известно, определяет внешнюю, динамическую форму выражения сущности человека

Характер человека можно понять только в ее общественной деятельности, общественных отношениях

О характере человека делаем вывод и по тому, как он мыслит и ведет себя при разных обстоятельствах, какого мнения она о других людях и о самом себе, каким образом части ведет

Знать характер человека очень важно. Это позволяет предвидеть, как человек будет себя вести при определенных условиях, чего от нее можно ожидать, как она будет выполнять данные ему поручения

Художественная литература дает прекрасные описания поведения людей с разными характерами. История знает многих политических, общественных и военных деятелей, благодаря силе положительных черт своего характера способствовали прогресса общества, тогда как лица с отрицательными чертами характера или со слабым характером приводили к его упадоку.

ovdmitjb

Add comment