Irvuz

Структура административного процесса

Административный процесс и административные производства

Структура административного процесса

Основу «юрисдикционной» концепции административного процесса составляют следующие положения.

  1. административный процесс – особый вид исполнительной и распорядительной деятельности, связанной непосредственно с возможностью реализации в принудительном порядке соответствующих административно-правовых актов, определяющих права и обязанности участников материального административного отношения;
  2. признание тождественности понятия административного процесса содержанию понятий «гражданский процесс» и «уголовный процесс» (процесс является способом обеспечения обязательности норм материального права и применения мер воздействия (принуждения) по отношению к лицам, нарушающим правовые нормы.  Если нет спора между сторонами административного правоотношения или если не решается вопрос о применении принуждения, нет и административного процесса);
  3. понятиям «процесс» и «производство» в их соотношении придается прямо противоположный смысл (административное производство оказывается явлением более широким, нежели процесс; оно охватывает все стороны деятельности аппарата государственного управления, широкий круг общественных отношений в области государственного управления);
  4. процессуальным нормам отведено регулирование лишь рассмотрения споров и применения мер принуждения органами государственного управления (основная сфера действия административно-процессуальных норм охватывает лишь область применения мер административного принуждения; административно-процессуальные нормы рассматриваются в качестве правового института, нормы которого составляют одну из частей административного права).

Таким образом, административный процесс – регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения.

Административный процесс: «управленческая» концепция

“Управленческая” концепция является более широким, чем «юрисдикционный», подходом к определению понятия административного процесса.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Основные положения “управленческой” концепции административного процесса:

  1. административный процесс — это юридическая форма реализации исполнительной ветви власти, которая реализуется в процессе государственного управления, т. е.

    во внесудебном порядке (следовательно, административный процесс имеет ярко выраженную юридически управленческую природу);

  2. административный процесс реализуется прежде всего и главным образом органами исполнительной власти всех уровней, а также в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, и другими субъектами (административный процесс имеет свою структуру, образуемую совокупностью производств, которая отличается от структуры иных видов процесса — законодательного, гражданского, уголовного и других);
  3. административный процесс – это деятельность не только государственно-властная, но и юридическая (правовая природа административного процесса выражается в его специальном назначении, состоящем в обеспечении реализации материальных норм российского права; в этом плане, по широте сферы «обслуживания» потребностей материальных норм соответствующих отраслей, административный процесс стоит в одном ряду с гражданским процессом);
  4. как юридическая деятельность, административный процесс объективно нуждается в «собственном» регулировании, что обеспечивается с помощью административно-процессуальных норм;
  5. юридическая природа административного процесса (как и других видов процесса) проявляется в том, что административный процесс – это такая деятельность, в ходе осуществления которой возникают многочисленные правовые отношения, регулируемые административно-процессуальными нормами и приобретающие в связи с этим характер административно-процессуальных правоотношений. Таким образом, вырисовываются два тесно связанных элемента административного процесса:
    • процессуальная деятельность соответствующих субъектов (главным образом, органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;
    • административно-процессуальные правоотношения.

Таким образом, административный процесс – урегулированный правом порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а в предусмотренных законом случаях и другими полномочными субъектами, в ходе реализации задач и функ­ций исполнительной власти; это такая деятельность, в ходе осуществления которой складываются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права.

Согласно этой концепции «юрисдикционный» процесс (производство по рассмотрению споров и производство по применению мер административного принуждения) является лишь частью целого ряда правоприменительных производств административного процесса.

Структура административного процесса

Есть только один административный процесс, складывающийся из нескольких производств:

    1. административно-правотворческих;
    2. административно-правонаделительных;
    3. административно-юрисдикционных.

Альтернативная структура административного процесса

Ряд авторов (см., например, Административный процесс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление» / В.В. Волкова [и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и пра­во, 2013. – 175 с.

) предлагают следующую структуру административного процесса:

    • административные процедуры – это упорядоченные в норма­тивном порядке действия органов исполнительной власти и об­разуемых этими органами государственных учреждений, направ­ленные на реализацию предусмотренных законодательством либо подзаконными нормативными правовыми актами прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций;
    • административная юрисдикция – процесс рассмотрения и разрешения административных споров (как в административном, так и в судебном порядке), в том числе рассмотрения жалоб граждан и организаций органами публичной власти, применения органами исполнительной вла­сти и судами мер административного принуждения к физиче­ским и юридическим лицам (включает административное судопроизводство);
    • административная юстиция – судебный кон­троль за законностью актов государственного управления, принимаемых органами (должностными лицами) исполнитель­ной власти, и актов, принимаемых органами местного само­управления (включает административное судопроизводство).

Понятие административного производства

Административное производство – определенный законами и подзаконными актами порядок процессуального обеспечения законных прав и интересов юридических и физических лиц в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти, другими государственными (муниципальными) органами и их должностными лицами.

Иначе: Административное производство – это совокупность форм и методов обеспечения порядка рассмотрения административных дел.

В правовой науке четко прослеживается устойчивая тенденция соотносить понятия «процесс» и «производство» как общее и особенное: процесс есть сумма производств; производство – органическая часть процесса.

Виды административных производств по В.Д. Сорокину:

  1. производство по принятию нормативных актов государственного управления;
  2. производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;
  3. производство по административно-правовым жалобам и спорам;
  4. производство по делам о поощрениях;
  5. производство по делам об административных правонарушениях;
  6. производство по дисциплинарным делам;
  7. регистрационное производство;
  8. лицензионное производство;
  9. исполнительное производство.

Критерием данного варианта классификации является характер индивидуально-конкретных дел. В приведенной конструкции ясно различаются три вида производств единого административного процесса:

    • правотворческое производство;
    • правонаделительные производства;
    • правоохранительные производства (юрисдикционные).

Названные группы административных производств являются системными частями административного процесса, так как:

    1. они осуществляются в сфере государственного управления, представляя собой определенные процедуры рассмотрения возникающих в этой сфере индивидуально-конкретных дел;
    2. они осуществляются преимущественно и главным образом органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (не меняет положения и то, что лишь некоторые дела в соответствии с законом разрешают иные правомочные субъекты, например, мировые судьи, рассматривающие дела о некоторых административных правонарушениях);
    3. материальные правовые отношения ряда отраслей российского права, реализуемые в ходе осуществления того или иного вида производства, регулируются нормами административно-процессуального права.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/administrativniy-protsess-i-administrativnie-proizvodstva

Структура административного процесса

Структура административного процесса

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральноеагентство по образованию

Государственноеобразовательное учреждение

высшегопрофессионального образования

«УДМУРТСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институтправа, социального управления ибезопасности

Кафедра«Правовые основы государственной имуниципальной службы»

специальность 061000 –«Государственное и муниципальноеуправление»

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА

подисциплине «Административное право»

на тему:«Структура административного процесса»

Работувыполнила:

студентЕ.О.Бекмансурова _____________________(подпись)

ИПСУБ,гр.ЗС-061000-32(к)

Проверил:

Ст.преподаватель

С. А.Тверикин _____________________(подпись)

Ижевск– 2010г.

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

5

ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА

ГЛАВА 3. СТАДИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

8

13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Решение вопроса оструктуре и стадийности административногопроцесса имеет как теоретическое, таки весомое практическое значение.

Втеории административного права вопросо структуре административного процессаостается дискуссионным уже довольнопродолжительное время. Несмотря на то,что само теоретическое исследованиеадминистративного процесса сталоинтересовать ученых лишь в 60-х годах ХХвека, с этого момента не прекращаютсяспоры о том, что же составляетадминистративный процесс как правовойфеномен.1

Административныйпроцесс имеет сложную структуру, котораяеще недостаточно исследована и вызываетбурные споры ученых.

Трудности приразрешении указанного вопроса возникают,в первую очередь, из-за неразработанностимногих аспектов этого вида процессуальнойдеятельности, а также в связи с широкимобъемом административного процесса,охватывающего все сферы управленческойдеятельности, очень многообразные имногочисленные категориииндивидуально-конкретных дел.

Учитываябольшое разнообразиеадминистративно-процессуальнойдеятельности, в ходе которой решаютсяразличные индивидуальные управленческиедела, возникает насущная необходимостьупорядочения административного процесса,выделения в нем стройной и логичнойструктуры.

Объектомисследования является структураадминистративного процесса.

Предметомисследования является административныйпроцесс и административные производства.

Цель,которая преследовалась при выполнениинастоящей работы, состояла в том, чтобына основе изучения, анализа и обобщениясодержания ряда источников, рассмотретьструктуру административного процесса.

Исходяиз сформулированной цели, при выполненииработы были поставлены следующие задачи:

  • детально изучить основные подходы к рассмотрению структуры административного права;

  • выделить стадии административного процесса.

Методология.Автором использованы следующие методынаучного исследования:

  • подбор и исследование специальной нормативно-правовой литературы;

  • обобщение полученных данных и их систематизация;

  • сравнительный – изучение в составе административного процесса отдельных производств.

Теоретическаяоснова. При подготовкеданной контрольной работы былииспользованы методическая, специальнаялитература, нормативные и законодательныеакты, а так же электронные ресурсы.

Структураработы включает в себя триглавы, заключение и список использованныхисточников и литературы. В первой главедается общее понятие административногопроцесса.

Во второй главе всестороннеизучены административные производства.Ну и в третьей, последней, главе детальнорассмотрены стадии административногопроцесса.

В заключении подведены итогиисследования и формулируются обобщающиевыводы.

ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНЫЙПРОЦЕСС

Однойиз важнейших особенностей административногопроцесса являетсяболее широкий по сравнению с уголовными гражданским процессами спектрохватываемых им общественных отношений.Это обстоятельство в значительной мерепредопределяет структуру административногопроцесса.

Вцелом административный процесспредставляет собой систему производств,которые соотносятся с ним как категорииобщего и особого.

Выделениеотдельных производств в рамкахадминистративного процесса обусловленорядом факторов.

Прежде всего, любоепроизводство характеризуется своими,присущими ему целью и кругом задач,которые решаются для достижения этойцели.

Действительно, цель производствапо делам об административных правонарушенияходна, а производства по заявлениюгражданина – совсем другая. В соответствиис этим следует различать и задачиназванных производств.2

Реальное разделение административногопроцесса на соответствующие процессуальныепроизводства отображает объективнуюнеобходимость общественного разделениятруда и профессиональной специализациидеятельности разных уполномоченныхсубъектов.

При этом выделение конкретныхпроизводств в рамках административногопроцесса связано и с необходимостьюурегулирования определенных, качественнооднородных общественных отношений,которые складываются вадминистративно-процессуальной сфере,приобретая характер процессуальныхправоотношений

3. в зависимости отпоследовательности совершения действий,цельности и завершенности отдельныхгрупп процессуальной деятельности

Вадминистративном процессе нет единойпроцессуальной формы, в которой бы моглиосуществляться все составляющие еговиды деятельности. Существенные отличияправотворческой, правонаделительнойи юридической деятельности находятвыражение в различном порядке веденияюридических дел, особенностях процедури совокупности требований, предъявляемыхк действиям участников процесса.

И этовполне обоснованно, поскольку речь идето разных способах осуществления публичнойвласти. Поэтому, административные дела,разрешаемые в рамках единогоадминистративного процесса отличаютсяи по содержанию, целям, результатам, ипо процессуальным правилам ведениядела. Сходные по своим характеристикамдела относятся к конкретному видупроизводства.

Административноепроизводство – нормативно урегулированнаясистема процессуальных действий,используемая уполномоченными субъектамиразрешении административных дел, имеющихединый предмет и содержание.

Следуетотметить, что термин «производство» вадминистративном праве применяется нетолько для обозначения определенногопорядка разрешения административногодела, но и для обозначения стадийпроизводства и процесса, например,исполнительное производство.3

Административныепроизводства отличаются по степенинормативного регулирования порядкаразрешения дел, то есть степенипроцессуализации.

В одних случаяхпроизводство имеет достаточно развитуюи единообразную процессуальную формуразрешения дел, например, дисциплинарныепроизводства, производства по жалобамграждан, или высокую степень процессуальнойорганизации, например, производство поделам об административных правонарушениях.

В других случаях разрешения административныхдел обеспечено процессуальными нормаминеудовлетворительно. Отдельныепроизводства находятся в стадиистановления нормативно-процессуальнойосновы, имеют недостаточно развитоестроение, что дает основание дляобозначения их термином «процедуры».

Сторонники юрисдикционного пониманияадминистративного процесса порядокрассмотрения не юрисдикционных делназывают, процедурами или процедурнымипроизводствами, тем самым ограничиваютих от юрисдикционных производств.

ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕПРОИЗВОДСТВА

Административный процесс подразделяетсяна три относительно самостоятельныечасти, в зависимости от содержанияиндивидуальных управленческих дел,разрешаемых органами государственногоуправления: процесс административногоправотворчества, правонаделительный(оперативно-распорядительный) процесси административно-юрисдикционныйпроцесс.

В процессадминистративногоправотворчества можно включить дваосновных административных производства:

— производствопо изданию органами государственногоуправления нормативных административно-правовыхактов;

— производствопо изданию органами государственногоуправления индивидуальныхадминистративно-правовых актов.

Процесс административного правотворчестватакже включает административныепроизводства, подлежащие классификациии по иным основаниям:

— производства по принятию административныхактов различными органами исполнительнойвласти (высшим, центральными, местными);

— производство по принятию правовыхадминистративных актов коллегиальнои единолично и др.

Административно-правотворческиепроизводства – деятельность субъектовпубличного управления по принятиюнормативных административных актов. Впорядке, установленномадминистративно-процессуальным нормам.Правотворческий результат – принятиеправоустановленного подзаконногонормативного акта достигается за счетсоблюдения и применения процессуальныхправил.4

Административно-правонаделительныепроизводства– деятельность субъектов публичногоуправления по принятию и исполнениюраспорядительных, правонаделительных,правоприменительных и иных актов,осуществляемая в процессуальной форме.

Вадминистративно-правонаделительныйпроцесс (второе название которого —оперативно-распорядительный, на нашвзгляд, лучше отражает специфику,входящих в него производств) могут бытьвключены следующие производства:

-регистрационные производства (гражданпо месту жительства и пребывания,мигрантов, транспортных средств, оружияи т.п.);

-лицензионно-разрешительные (решенияна занятие отдельными видами деятельности,допусков к деятельности, на использованиеобъектов, квотирование и т.д.);

-производства по стандартизации,сертификации, аттестации товаров иуслуг, аккредитация учреждений,производства по присуждению ученыхзваний и ученых степеней, нострификационныепроизводства, производства по установлениюинвалидности и иныеэкспериментально-удостоверительныепроизводства;

-производства по распределению ресурсов,государственных услуг, помощи (денежныхсредств, квартир и т.п.), приватизационныепроизводства и иные правопредставительственныепроизводства;

-конкурсные производства (по размещениюгосударственных заказов, частьприватизационных производств и иные);

Источник: https://works.doklad.ru/view/QjOWeVKDxpQ.html

ovdmitjb

Add comment