Irvuz

Стили профессионального общения

Содержание

Классификация стилей общения в психологии

Стили профессионального общения

Манера общения оказывает прямое влияние на то, насколько эффективным будет взаимодействие с собеседником.

Правильно используя этот «рычаг» можно расположить к себе окружающих.

Какие бывают средства общения в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Определение понятий

Что такое манера, стиль общения?

Стиль общения — это форма коммуникативного поведения личности, отличающаяся стабильностью проявления.

Стиль общения можно проследить в любых условиях взаимодействия человека с окружающими, так как он индивидуален для каждого.

Понятие объединяет в себе нормы, методы, шаблоны поведения, правила, принципы и другие особенности общения. Фундаментом для формирования стиля являются нравственные и социальные установки.

Манера общения — это уникальный и индивидуальный для каждого отдельно взятого человека способ использовать голос и тело для совершения речевых коммуникаций. Она определяется тоном голоса, поведением во время взаимодействия и дистанцией.

Манеры неразрывно связаны со стилем и для точной характеристики личности (и ее коммуникативных способностей) рассматриваются в паре.

Какие бывают манеры общения?

Понятие «манеры общения» строится на следующих элементах:

  • тон повествования (спокойный, беспокойный, взбудораженный, дружеский, повелительный и т.д.);
  • дистанция (интимная, личная, социальная или публичная);
  • поведение (уверенное, наглое, скромное, скованное и т.д.)

Манеры можно поделить на две базовые группы:

  1. Плохие манеры. Все формы поведения, которые вызывают у окружающих негативные эмоции, недовольство и раздражение. Сюда можно отнести ругательства, грубое отношение к собеседнику, пренебрежительный тон и проч.
  2. Хорошие манеры. Формы поведения, с помощью которых человек располагает к себе собеседника и налаживает уверенный контакт. Ярким примером служит вежливость, способность уступить, умение выслушать, внимательность и проч.

Категории хороших и плохих манер не имеют четких рамок. Все зависит от общества, принятых на данной территории стандартов, норм и правил.

Понятие «плохих» и «хороших» манер является уникальным даже для отдельно взятой социальной группы (рабочий коллектив, класс, компания друзей и т.д.).

Манеры могут быть серьезными, шутливыми, доброжелательными, озлобленными и т.д.

Многообразие манер обусловлено широким спектром вербальных и невербальных сигналов, которые человек может использовать.

Классификация стилей

Психологи выделяют три стиля общения:

  • гибкий (уверенная ориентация в обществе, способность оценить и почувствовать настрой собеседника, уловить мысль и расшифровать поступающую от собеседника информацию);
  • переходный (смешанный тип, включающий в себя черты как гибкого, так и ригидного);
  • ригидный (неумение быстро ориентироваться в обществе, неспособность к анализу поведения, плохое владение средствами общения).

Стиль общения влияет на то, какие средства общения индивид будет применять во время коммуникации.

Существует пять базовых групп:

  1. Лингвистические (речь).
  2. Кинетические (мимика и жестикуляция).
  3. Паралингвистические (особенность голоса и его «настройки»);
  4. Экстралингвистические (тем речи, длина паузы и т.д.);
  5. Пространственно-временные (ситуация, место и время, расстояние между собеседниками).

Основные стили общения, представленные ниже, направлены на достижение определенных результатов.

При этом эффективность словесной коммуникации зависит от того, насколько успешно человек владеет психотехникой речи (интонациями, дикцией и законами логического построения сообщения).

Типы педагогического общения

Шаблоном для данной группы стали типовые стили общения учителя с учащимся. Как понимает свою цель педагог, работающий с учеником? Как он преподносит знания и объясняет темы? Учитывает ли преподаватель стиль общения своего ученика?

  1. Авторитарный. В этом случае педагог присваивает себе право самостоятельно решать возникающие вопросы. Они могут касаться поведения ученика, его взаимоотношений с другими учащимися и даже личных моментов, касающихся только учеников. С таким учителем сложно взаимодействовать, несмотря на его склонность к заботе о подопечных. Педагог является в некотором роде диктатором, часто рассматривающий инициативу как повод для наказания. Учитель не анализирует поведения окружающих, поэтому истинные мотивы поступков ему неизвестны.
  2. Демократический. Учитель стремится оказать посильную помощь ученикам, раскрыть их таланты и скрытые возможности. Основная опора для педагога — сотрудничество с подопечными. Инициатива со стороны учащихся приветствуется и поощряется. В случае непонимания материала учитель обязательно остановиться и заново объяснит непонятные моменты. Педагог понимает причины и мотивы поступков, но при этом акцентируется лишь на положительных поступках. Он может предугадать вектор развития подопечного, так как «чувствует» воспитанников.
  3. Либеральный. Учитель не желает брать на себя ответственность за учеников. Он ограничивается лишь своими непосредственными обязанностями, выполняя их неохотно, но в полной мере. Равнодушие педагога приводит к тому, что контролировать подопечных ему становится крайне сложно.

    Пассивная позиция влечет за собой ухудшение успеваемости и социального климата в классе.

Типы делового общения

Деловое общение используют в том случае, когда люди участвуют в совместной деятельности с целью достижения определенных результатов. При этом участники активности пытаются удержать за собой какой-либо статус (члена команды, лидера и т.д.) и добиться принятия этого статуса обществом.

  1. Ритуальный. Данный стиль часто можно наблюдать в командах, где люди давно знакомы друг с другом. Они действуют по давно сложившейся и отработанной схеме, из-за чего каждое взаимодействие похоже на предыдущее. Члены команды от раза к разу поднимают одинаковые темы, выдают свои «фирменные» реакции и являются друг для друга абсолютно предсказуемыми. Однако ритуальное общение приносит людям удовлетворение не за счет наполнения, а за счет качества. Ведь в результате привычного набора фраз, действий и реакций люди укрепляются в собственной позиции, чувствуют себя частью группы и значимым элементом социума.
  2. Манипулятивный. Манипулятивный стиль используют тогда, когда необходимо использовать другого человека для достижения личных целей. При этом у участников «направленного движения к результату» могут быть разные представления о конечной цели и ее этичности. А индивид, которым манипулируют, может догадываться или не догадываться о своем положении. Манипулятивный стиль не всегда связан с негативом.

    Очень часто благодаря манипуляциям удается достичь вполне оправданных и достойных целей, включить в работу пассивного члена команды или предотвратить серьезные проблемы.

  3. Гуманистический. В гуманистическом общении личные отношения выходят на первый план. Человек ищет поддержку в своем собеседнике, ждет внимания и совета. Данный стиль общения построен на искренности и взаимном внушении позитивных установок. Человек может избрать в качестве собеседника и раскрыться не только близким людям, но и внушающим доверие малознакомым людям.

Все перечисленные выше стили относятся к сфере делового общения.

Когда общение происходит в личной плоскости, используется индивидуальный стиль общения.

Индивидуальный стиль общения — это как бы врожденная склонность смешивать все стили в определенных пропорциях, применяя полученный «коктейль» при межличностных контактах.

Встретить какой-либо стиль в чистом виде вне классификации (в реальной жизни) невозможно. Благодаря личным качествам и психологическим особенностям человек умело жонглирует различными стилями.

И чем выше чувствительность индивида к настроению и чувствам собеседника, тем активнее и «тоньше» он будет переходить от одного к другому, чтобы добиться максимальной продуктивности в ходе взаимодействия.

Удовлетворение результатом коммуникации

Какой стиль общения дает наибольшее удовлетворение?

Сложно выделить стиль, который приносит при взаимодействии наибольшее удовлетворение результатом коммуникации.

Каждый из существующих стилей закрывает определенный набор потребностей.

Так благодаря ритуальному общению люди ощущают себя значимыми, идентифицируют себя как члена команды и убеждаются в весомости собственного места и мнения. И даже при условии отсутствия разнообразия в общении члены группы получают удовлетворение.

А гуманистический стиль помогает человеку закрыть потребность в поддержке и сопереживании. Собеседники делятся переживаниями, страхами, тайными мыслями и чувствами, получая в ответ натуральную (неподдельную) реакцию, в которой нуждаются.

Манипулятивный стиль может обеспечить удовлетворение в одностороннем или двухстороннем порядке. Но чаще всего выгоды получает одна сторона (манипулятор).

При этом, если рассматривать удовлетворение без связки с нравственностью, данный стиль общения вполне успешно закрывает актуальные потребности индивида.

Но если рассматривать общение просто как взаимодействие двух людей, не рассматривая при этом поставленные при коммуникации цели, то самым благоприятным для эмоционального состояния будет гуманистический стиль общения.

Он, как самый личный, позволяет получить понимание и поддержку, сострадание и сочувствие. В процессе такого контакта происходит полное «преображение» представлений за счет взаимного убеждения.

И даже если изначально собеседники не преследуют цели укрепить свою самооценку и веру в личный потенциал, то в результате коммуникации все равно будет достигнут такой эффект.

Каждый стиль общения может быть уместным и актуальным, если правильно подходить к выбору. Осознанный контроль над своей манерой и стилем общения позволяют повысить эффективность, укрепить социальные связи и добиться поставленной цели.

При этом умение смешивать стили положительно отразится на результатах взаимодействия с окружающими.

Стили и типы общения:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/stili-v-psihologii.html

Деловое общение – этика, виды, особенности, основы, культура

Стили профессионального общения
5 Июль 2018       1ps      

› Статьи › Деловое общение – этика, виды, особенности, основы, культура

      

Что такое деловое общение?
Этика и особенности
Виды и формы
Основы делового общения
Стили и стратегии
Заключение

Деловое общение – одна из основ ведения грамотного бизнеса, взаимодействия не только с сотрудниками внутри компании, но и за ее пределами. Представляет собой форму коммуникации между людьми, решающими общую профессиональную задачу для достижения поставленной цели. Общение деловых людей предполагает соблюдение определенных норм, правил.

Понятие делового общения значительно отличается от понятия бытового. Здесь нет места демонстрации своего «Я», поведения на показ. Следует учиться тому, как общаться в профессиональной сфере.

Необходимо понимать, что личностные качества, хотя они тоже учитываются, становятся неважными.

На первый план выдвигаются желания, цели, стремления оппонента, которые следует стремиться совмещать со своими собственными, и, в итоге, добиваться, чтобы совместная деятельность имела удовлетворяющий обе стороны результат.

Функции делового общения

Информационно-коммуникативная

Заключается в обмене информацией, успешность которого зависит от степени концентрации внимания, заинтересованности сторон, проработанности темы, ее ценности для оппонентов.

Интерактивная

Заключается в планировании очередности действий общающихся деловых людей. Помогает оценить действия оппонентов, что позволяет скорректировать, проконтролировать свое собственное поведение.

Перцептивная

Заключается в восприятии одного оппонента другим. Дает возможность анализировать получаемую информацию, сопоставлять ее со своими представлениями, знаниями, а также способствует развитию личности.

Деловая коммуникация: этика и особенности делового общения

Этика делового общения – перечень правил, помогающих человеку показать себя культурным, образованным в бизнес среде. Ее основами являются:

  • Психологий общения, управления;
  • Организация трудовой деятельности;
  • Этика поведения.

Что важно? Культура и национальность оппонента. При учете традиций, нравов, присущих людям определенной национальности, получается проявить должное уважение к собеседнику и расположить его к себе. При этом нужно уметь:

  • Слушать собеседника;
  • Грамотно вести, направлять беседу;
  • Создавать благоприятную для общения атмосферу.

Тому способствуют следующие навыки:

  • Умение четко формулировать мысли;
  • Правильный анализ слов собеседника;
  • Верная аргументация собственного мнения;
  • Умение критически оценивать предложения, высказывания.

Какова бы ни была должность, нужно уметь общаться с разными людьми. Это способствует укреплению собственных навыков, умений. Общение деловых людей тогда можно назвать этичным, когда все стороны оказываются в выигрыше. Если одна из сторон проигрывает или ей наносится ущерб, то в этом случае речь идет о неэтичном подходе, который не имеет перспектив организации дальнейшего взаимодействия.

Бизнес общение обладает рядом характеристик, которые принято называть особенностями. К ним относится:

  • Значимость репутации;
  • Конкретность, четкость;
  • Взаимовыгодное сотрудничество.

Значимость репутации – одна из главных характеристик успешного бизнес диалога. Репутация для бизнесмена важна. Ее утрата означает фактическую потерю своей деятельности. Имя, наработанное годами –  гарантия, основа успеха. Поэтому репутация является ценностью для любого уважающего себя руководителя, бизнесмена.

Конкретность, четкость – немаловажная составляющая общения между деловыми людьми. Каждый руководитель обязан точно ставить цели, определять их значимость. Тогда возможно движение вперед, профессиональное развитие, которое требуется для успешной деятельности. Четко поставленная конкретная цель способствует:

  • Выстраиванию конструктивных позиций;
  • Быстрой самоорганизации, формированию чувства ответственности.

Профессиональное деловое общение характеризуется взаимной выгодностью сотрудничества. Это цель, к которой стремится успешный бизнесмен.

Если он грамотно строит сотрудничество с оппонентами по бизнесу, то у него всегда получается сделать так, чтобы выиграли все стороны. Мудрый деловой человек не будет довольствоваться удовлетворением только собственных интересов.

Для него важно, чтобы и его оппоненты были удовлетворены результатом сотрудничества.

Виды делового общения:

  • Вербальный – с использованием устных слов;
  • Невербальный – с учетом мимики, жестов, позы участника;
  • Прямой – непосредственное устное общение оппонентов;
  • Непрямой – чаще в письменном виде.

А также общение деловых людей может быть:

  • Устным – устный обмен информацией;
  • Письменным – путем обмена письмами;
  • Телефонным – деловой разговор по телефону.

Формы делового общения

Деловая переписка

Форма непрямого общения. Обмен информацией происходит при помощи писем. Требует знаний, как составлять деловые письма, которые позволяют добиться определенной цели.

Деловая беседа

Используется для решения разных рабочих задач. Проводится между руководителем и подчиненным. Цель – польза для развития компании, предприятия.

Деловое совещание

Является корпоративной формой делового общения. Цель – решить срочные вопросы, которые не терпят отлагательств. Совещание может проводиться среди занимающих руководящие должности, а также начальником по координации работы персонала.

Публичное выступление

Носит ознакомительный, информационный характер. Цель – установить деловую связь между сотрудниками. Выступающий должен обладать навыками ораторского искусства, рядом личностных характеристик, соблюдать определенные требования, позволяющие достигнуть нужного результата от выступления.

Деловые переговоры

Проводятся между руководителями компаний для обозначения целей сотрудничества, определения своих позиций, для принятия единого решения. Позволяют устранять важные проблемы, ставить и решать задачи развития фирм.

Дискуссия

Чаще является следствием столкновения различных точек зрения. Позволяет поспорить в рамках норм культурного общения и обнаружить разные взгляды на одну и ту же проблему, узнать мнение участника разговора и выдвинуть свою противоположную позицию.

Общение по телефону

Устный обмен информацией, который осуществляется с использованием телефонных средств связи. Имеет свои особенности, которые следует изучать для грамотного общения с оппонентом по телефону.

Основы делового общения

Основами делового общения являются:

  • Вежливость – выражение уважительного отношения. В деловом мире считается экономической категорией, которая способствует достижению делового успеха;
  • Тактичность – соблюдаемое в разговоре чувство меры, умение чувствовать границы, которые нельзя пересекать, с учетом внешних обстоятельств;
  • Скромность – сдержанность в самооценке. НЕ связана с робостью, застенчивостью;
  • Корректность – нейтральность в суждениях, официальность, сдержанность общения;
  • Точность – пунктуальность, выполнение взятых обязательств, соответствие слова делу.

Стили делового общения

Принято выделять не только виды общения, но и его стили:

Авторитарный

Предусматривает абсолютную власть руководителя над подчиненными.

Плюсы – четкое выполнение поставленных задач, соблюдение требований, выдвигаемых руководителем.

Минусы – отсутствие свободных высказываний, креативных мыслей, инициатив.

Демократический

При таком стиле делового общения учитываются все идеи. Руководитель общается с подчиненными более дружелюбно, строит коммуникацию с сотрудниками на справедливости, заботе о компании.

Плюсы – главное достоинство — самый эффективный способ взаимодействия, так как позволяет подчеркнуть значимость личности каждого сотрудника.

Минусы – нет, если общение выстроено без излишней демократичности.

Попустительский

Заключается в явном безразличии к тому, что происходит, к результатам деятельности подчиненных.

Плюсы – нет.

Минусы – отсутствие профессионального роста, развития, халатное отношение к работе.

Кроме того, стиль делового общения может быть официально-деловым или научным. Официально-деловой заключается в выражении компетентности, осведомленности при решении вопросов. Используется в основном на переговорах. Научный предполагает обмен проверенной и четко выстроенной информацией, лаконичность, строгость, выдержанность общения. Чаще используется на семинарах, конференциях.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, становится понятно, что такое профессиональное общение деловых людей.

Это обширная область знаний, умений, которые следует осваивать при желании конструктивно общаться с партнерами по бизнесу и с подчиненными, добиваться поставленных целей, налаживая взаимовыгодное сотрудничество.

Бизнес тренинг, проводимый нашими специалистами, позволит научиться грамотному деловому общению, узнать обо всем, что имеет отношение к этой непростой сфере деятельности современного делового человека, а также на практике отработать все полученные навыки.

(1 голос-ов, 5,00 из 5)
Загрузка…

в соцсетях:

Источник: https://www.training-partner.ru/staty/delovoe-obshhenie-etika-vidy-osobennosti-osnovy-kultura.html

Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения

Стили профессионального общения

Шкалы: ориентация на действие, ориентация на процесс, ориентация на людей, ориентация на перспективу

Данная методика предназначена для того, чтобы определить, какой из четырех ориентационных стилей или их сочетания доминируют в профессионально-деятельностном общении.

Инструкция к тесту

Вам предложено 80 утверждений. Из каждой пары выберите одно – то, которое вы считаете наиболее соответствующим вашему поведению. Обратите внимание на то, что ни одна пара не должна быть пропущена. Тест построен таким образом, что ни одно из приведенных ниже утверждений не является ошибочным.

Тестовый материал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Я люблю действовать. Я работаю над решением проблем систематически.
Я считаю, что работа в командах более эффективна, чем индивидуальная работа. Мне очень нравятся различные нововведения.
Я больше интересуюсь будущим, чем прошлым. Я люблю работать с людьми.
Я люблю принимать участие в хорошо организованных встречах. Для меня очень важными являются окончательные сроки.
Я против откладывания и проволочек. Я считаю, что новые идеи должны быть проверены, прежде чем они будут применяться на практике.
Я очень люблю взаимодействовать с другими людьми. Это меня стимулирует и вдохновляет. Я всегда стараюсь искать новые возможности.
Я сам люблю устанавливать цели, планы и т. п. Если я что-либо начинаю, то доделываю это до конца.
Обычно я стараюсь понять эмоциональные реакции других. Я создаю проблемы другим людям.
Я надеюсь получить реакцию других на свое поведение. Я нахожу, что действия, основанные на принципе «шаг за шагом», являются очень эффективными.
Я думаю, что могу хорошо понимать поведение и мысли других. Я люблю творческое решение проблем.
Я все время строю планы на будущее. Я восприимчив к нуждам других.
Хорошее планирование- ключ к успеху. Меня раздражает слишком подробный анализ.
Я остаюсь невозмутимым, если на меня оказывают давление. Я очень ценю опыт.
Я прислушиваюсь к мнению других. Говорят, что я быстро соображаю.
Сотрудничество является для меня ключевым словом. Я использую логические методы для анализа альтернатив.
Я люблю, когда одновременно у меня идут разные проекты. Я постоянно задаю себе вопросы.
Делая что-либо, я тем самым учусь. Полагаю, что я руководствуюсь рассудком, а не эмоциями.
Я могу предсказать, как другие будут вести себя той или иной ситуации. Я не люблю вдаваться в детали.
Анализ всегда должен предшествовать действиям. Я способен оценить климат в группе.
У меня есть склонность не заканчивать начатые дела. Я считаю себя решительным человеком.
Я ищу такие дела, которые бросают мне вызов. Я основываю свои действия на наблюдениях и фактах.
Я могу открыто выразить свои чувства. Я люблю формулировать и определять контуры новых проектов.
Я очень люблю читать. Я считаю себя человеком, способным интенсифицировать, организовать деятельность других.
Я не люблю заниматься одновременно несколькими вопросами. Я люблю достигать поставленной цели.
Мне нравится узнавать что-либо о других людях. Я люблю разнообразие.
Факты говорят сами за себя. Я использую свое воображение, насколько это возможно.
Меня раздражает длительная, кропотливая работа. Мой мозг никогда не перестает работать.
Важному решению предшествует подготовительная работа. Я глубоко уверен в том, что люди нуждаются друг в друге, чтобы завершить работу.
Я обычно принимаю решение, особо не задумываясь. Эмоции только создают проблемы.
Я люблю быть таким же, как другие. Я не могу быстро прибавить пятнадцать к семнадцати.
Я применяю свои новые идеи к людям. Я верю в научный подход.
Я люблю, когда дело сделано. Хорошие отношения необходимы.
Я импульсивен. Я нормально воспринимаю различия в людях.
Общение с другими людьми значимо само по себе. Люблю, когда меня интеллектуально стимулируют.
Я люблю организовывать что-либо. Я часто перескакиваю с одного дела на другое.
Общение и работа с другими являются творческим процессом. Самоактуализация является крайне важной для меня.
Мне очень нравится играть идеями. Я не люблю попусту терять время.
Я люблю делать то, что у меня получается. Взаимодействуя с другими, я учусь.
Абстракции интересны для меня. Мне нравятся детали.
Я люблю кратко подвести итоги, прежде чем прийти к какому-либо умозаключению. Я достаточно уверен в себе.

Обведите те номера, на которые вы ответили положительно, и отметьте их в приведенной ниже таблице.

Посчитайте количество баллов по каждому стилю (один положительный ответ равен 1 баллу). Тот стиль, по которому вы набрали наибольшее количество баллов (по одному стилю не может быть более 20 баллов), наиболее предпочтителен для вас. Если вы набрали одинаковое количество баллов по двум стилям, значит, они оба присущи вам.

Ключ к тесту

  • Стиль 1. 1, 8, 9, 13, 17, 24, 26, 31, 33, 40, 41, 48, 50, 53, 57, 63, 65, 70, 74, 79.
  • Стиль 2. 2, 7, 10, 14, 18, 23, 25, 30, 34, 37, 42, 47, 51, 55, 58, 62, 66, 69, 75, 78.
  • Стиль 3. 3, 6, 11, 15, 19, 22, 27, 29, 35, 38, 43, 46, 49, 56, 59, 64, 67, 71, 76, 80.
  • Стиль 4. 4, 5, 12, 16, 20, 21, 28, 32, 36, 39, 44, 45, 52, 54, 60, 61, 68, 72, 73, 77.

Интерпретация результатов теста

Стиль 1. Ориентация на действие. Характерно обсуждение результатов, конкретных вопросов, поведения, ответственности, опыта, достижений, решений. Люди, владеющие этим стилем, прагматичны, прямолинейны, решительны, легко переключаются с одного вопроса на другой, часто взволнованы.

Стиль 2. Ориентация на процесс. Характерно обсуждение фактов, процедурных вопросов, планирования, организации, контролирования, деталей. Человек, владеющий этим стилем, ориентирован на систематичность, последовательность, тщательность. Он честен, многословен и малоэмоционален.

Стиль 3. Ориентация на людей. Характерно обсуждение человеческих нужд, мотивов, чувств, «духа работы в команде», понимания, сотрудничества. Люди этого стиля эмоциональные, чувствительные, сопереживающие и психологически ориентированные.

Стиль 4. Ориентация на перспективу, будущее. Людям этого стиля присуще обсуждение концепций, больших планов, нововведений, различных вопросов, новых методов, альтернатив. Они обладают хорошим воображением, полны идей, но мало реалистичны и порой их сложно понимать.

Источники

  • Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб., 2000.

Источник: https://vsetesti.ru/153/

8 стилей общения: демократический, либеральный, деловой, разговорно-бытовой, авторитарный стиль, педагогический, ритуальный, отстранение

Стили профессионального общения

Обычно для психологии свойственно заниматься проблематикой того, как люди взаимодействуют друг с другом. Психологи считают, что стили общения имеют свои условности, которые человеку предоставляют возможность выбора тех или иных средств поведения в определенных условиях. Ими предложен следующий раздел стилей взаимодействия на такие категории:

  1. Категория гибкого стиля.
  2. Ригидного.
  3. Переходного.

Гибкий — подразумевает хорошую ориентацию человека среди общества, помогает ему дать адекватную оценку того, с кем ему приходиться иметь дело, дать быстрое понимание темы разговора и даже определить эмоциональное состояние собеседника.

Ригидный — не дает человеку возможности сделать быстрый анализ не только своего поведения, но и поведения собеседника. Ему трудно справиться с собой и бывают случаи, когда он не в состоянии осуществить выбор подходящего способа своего поведения и коммуникации.

Переходной — это одновременное присутствие у человека обеих вышеизложенных манер. Ему не всегда под силу понимание происходящего в его окружении, с кем он ведет дискуссию и каким способом лучше всего взаимодействовать.

Разновидности стилей ведения диалога

Стили общения бывают разными, и для каждой отдельной ситуации выбирается наиболее подходящий, как по поведению, так и по взаимодействию. Для любой ситуации человеку свойственно «подавать» себя по-разному. Но при неадекватной самоподаче, диалог становится затруднительным.

Чтобы внести кое-какую ясность в этот вопрос, психологи предложили описания четырех стилей взаимодействий, которые состоят из:

  1. Ритуального. Он зависит от культуры, в которой суждено жить человеку. Это могут быть приветствия и вопросы, задаваемые во время встречи, а также ответы.
  2. Императивного. Он является авторитарным, директивным способом коммуникаций. Императивным стилем достигается контроль поведения собеседника, подминаются под себя его установки, либо же его принуждают совершить определенные действия и принять решения. Это достигается за счет приказов, предписаний и требований. Обычно императивный стиль используется в армии, в отношениях между начальниками и подчиненными, а также в работе с экстремальными условиями.
  3. Манипулятивного. Если в императивном стиле все предельно ясно и открыто, то в манипулятивном собеседник оказывает скрытное влияние. Зато цель остается прежней: взять под свой контроль поведение и мысли оппонента.
  4. Гуманистического. Этот способ обладает всеми разновидностями ведения диалога. Здесь уже идет равноправная коммуникация, целью которой является достижение взаимного познания и самопознания. Здесь нет места императиву, и достигается глубокое взаимопонимание.

Стили общения: демократический, либеральный и деловой

Демократическим стилем предусматривается то, что перед принятием какого-либо решения, необходимо его обсудить. Что это значит?

  1. Эффективное использование мотивации.
  2. Присутствие удовлетворенности плодами своего труда.
  3. Раскрытие творческого потенциала, поощрение инициативы.
  4. Поддержание благоприятного психологического климата.

Для либерального (подробнее будет описан ниже) присуща одна отличительная черта от демократического в том, что собеседник, занимающий более высокий статус в обществе или на производстве в данной группе собеседников является мягким и покладистым. В результате чего люди обладают большей возможностью на самоуправление.

Деловой стиль чаще всего ассоциируется с официальным деловым, что не совсем верно, так как у этого стиля предназначение на применение не только внутри государства, но и между ними.

Им предусмотрена как устная, так и письменная форма с полным исключением двойственного понимания. Официальным стилем руководствуются организации с различными формами собственности, в основном в письменном виде, а в устной форме — партнерские коммуникации.

Этот стиль предназначен для ведения переговоров, заключения взаимовыгодных сделок и др.

Но мир не зациклен только на деловых коммуникациях, ибо есть еще и профессиональный вид взаимодействия. Здесь уже общаются специалисты какой-то отрасли с набором узкоспециализированных терминов.

Разговорно-бытовой стиль

Стили общения включат в свой перечень и разговорно-бытовой. Ему присущи неформальные отношения, которые связанны не только с бытом, семьей, дружеским кругом, но и с профессиональной средой.

Разговорной речью пользуются при межличностном общении. Именно из-за этого ее проявление имеет в большинстве случаем устную форму при ведении спонтанных диалогов.

Предварительно обдумывать сказанное во время такого разговора не всегда приемлемо.

Еще разговорную речь используют для самовыражения, с ее помощью проявляются индивидуальные способности личности, так как она имеет эмоциональную окраску.

Большая роль здесь отводиться невербальным средствам взаимодействия и экспрессивным сигналам тела. Также неформальное общение нашло широкое применение в обиходно-бытовой лексике:

  1. Просторечие.
  2. Слова, имеющие субъективную оценку.
  3. Экспрессивно-эмоциональными высказываниями.
  4. В виде сокращений.
  5. В виде разговорно-бытовой фразеологии.
  6. Разнообразием частиц и др.

Также широко практикуют применение восклицательных и побудительных предложений. Этим стилем речи пользуются лишь в некоторых определенных случаях.

Авторитарный стиль

За счет авторитарного стиля лидером самолично принимаются любые решения, начиная от приказов и до дачи указаний. Им всегда в точности осуществляется определение «границ компетентности» любого человека, то есть, получается жесткое определение ранга между партнерами и подчиненными.

Поэтому, стили общения включают в себя и авторитарный, использование которого способствует принятию решений верхними этажами иерархии с последующим поступлением вниз под видом директивных решений. Из-за этого стиль иногда носит название директивного.

При этом, у лидера или руководителя нет ни малейшего желания поощрять обсуждение директив: он считает, что их неуклонно нужно выполнять.

Лидер оставляет за собой право контроля и оценивания насколько эффективна деятельность. руководители с подобным стилем коммуникации обычно страдают завышенной самооценкой, излишней самоуверенностью, агрессивностью и склонностью к стереотипному диалогу, черно-белому восприятию подчиненных вместе с их действиями.

Авторитарный стиль коммуникаций присущий людям с догматическим мышлением, в результате чего единственно правильным ответом будет его, а все другие могут ошибаться. Вести дискуссию с подобными людьми, анализировать принимаемые ими решения — является пустой тратой времени, так как проявление инициативы такими людьми, как правило, не поощряется.

Стили общения: либеральный стиль

Рассмотрим либеральный жанр диалога на примере воспитателя. Он отличается от других стилей совей безынициативностью, безответственностью, непоследовательностью в принятии решений и действий, нерешительностью для трудных ситуативных моментов.

Такому собеседнику свойственно якобы забывать свои прежние утверждения, и спустя какое-то время может загрузить собеседников абсолютно противоположными в отношении данных ранее утверждений.

Может пустить диалог на самотек, переоценивая возможности собеседников.

Либерал дает оценку своим слушателям в зависимости от настроения: если он с хорошим настроением, значит последует положительная оценка, с плохим — негативная. Такой подход к диалогу подрывает репутацию либерала в глазах собеседников.

Но есть и положительная сторона характера такого диалога: он не желает полностью портить отношения с оппонентами, проявляя доброжелательность ко всем во время беседы, собеседники воспринимаются как общительные, инициативные, правдивые и самостоятельные.

Деловой стиль ведения диалога

Стили общения не исключают делового ведения диалога. Это, когда люди взаимодействуют между собой в рамках своих профессиональных функций. Деловой диалог всегда преследует определенную цель, к которой во время беседы движутся участники разговора. Также такой ход беседы способствует не только информационному обмену, но и определенными навыками, опытом и знаниями.

Примером деловой беседы может послужить взаимоотношения с партнерами, руководством, подчиненными, включая бизнес-партнеров, конкурентов, руководителей других организаций и собственников компаний и т. д. У любого делового диалога есть своя стилевая окраска, определяющая способы и методы беседы, чтобы достичь конечной цели во время разговора.

Деловой разговор является как бы маской или выбранной моделью поведения, которая помогает участнику диалога идти к намеченной цели, а также показать себя в роли хорошего руководителя и высококлассного специалиста.

Стили общения педагога

Манера диалога педагога обусловлена тем, как он относится к ученикам. Также она во многом определяется его личными качествами и коммуникативной ситуацией, в атмосфере которой осуществляется взаимодействие. Самое важное личное качество педагога во время беседы есть ни что иное, как обладание способностью организатора. То, как педагог относится к ученикам, можно выразить в:

  1. Пассивно положительном.
  2. Устойчивом отрицательном.
  3. Ситуативно-негативном.
  4. Активном положительном.

Первому типу присуща грубость с активным употреблением выражений унизительного характера, проявляются оскорбления, весьма серьезно нарушаются этические профессиональные правила педагога.

Второму типу присуща завышенная требовательность со стороны учителя, заключается в стремлении построить исключительно формальные, деловые отношения. Учащимся он наносит вред, так как официальным тоном и низкой эмоциональностью коммуникаций происходит негативное влияние на творческое развитие детей.

Третий тип попадает под сильную зависимость от настроения педагога, и в связи с этим у него наблюдаются сильные вариации. В результате таких колебаний ученики становятся замкнутыми и недоверчивыми.

Наиболее благоприятным является активный положительный тип, который вызывает деловую реакцию на активное поведение учеников, где неформальное общение может им помочь реализовать свои потребности.

Ритуальное общение

Стили общения включают в себя и ритуальный диалог. Он решает основную задачу при поддержании взаимосвязи с социумом, а также представления себя, как члена этого сообщества.

Здесь важным является наличие партнера во время диалога в виде необходимого атрибута, чтобы выполнить ритуал.

Реальная жизнь наполнена огромным количеством разного рода ритуалов, в которых участие каждого подразумевается в виде некой «маски», которой заранее заданы какие-то свойства. В таких ритуалах от их участников требуется лишь одно — ознакомление с правилами игры.

Подобный стиль отличается множеством контактов, в которых, глядя со стороны, а в некоторых случаях и изнутри, нет никакого смысла и содержания, ибо при первом впечатлении они не несут никакой полезной информации, и не смогут достичь определенного результата.

Кажется, что бессмысленно тратится драгоценное время, вызывая лишь раздражительность. Но бывают случаи, когда люди от таких встреч получают удовольствие.

Стили общения: отстранение

Весьма с трудом можно отнести данную манеру к ведению диалога. Скорее всего это является способом ухода от взаимодействия. Бывают случаи. Когда нам приходится вести беседу с человеком, который нам неприятен.

Он может быть клиентом, начальником или случайным попутчиком в самолете. У отстраненного стиля своя особенность — свести диалог до минимума.

Ниже приведены примеры нескольких несложных советов, как вести диалог «отстраненно»:

  1. Не будьте инициатором беседы. Кому надо — тот спросит.
  2. Сделайте на лице каменную маску. Эмоции, мимика и жесты здесь будут лишними. Ежели что, то потренируйтесь перед зеркалом.
  3. Должна быть предельно сухая речь, исключая из нее прилагательные, жаргон и уменьшительно-ласкательные выражения.
  4. Формируйте односложные ответы типа, ага, да, увидим, нет и т. д.
  5. Не вздумайте пользоваться этим стилем с людьми, которые имеют хоть какую-то важность для вас. Хотя, если есть желание от них избавиться, тогда да.

Источник: http://www.dlya-sebya.com/garmoniya/stili-obshheniya

ovdmitjb

Add comment