Irvuz

Стереотипы восприятия

Стереотипы восприятия

Стереотипы восприятия

Интересное слово стереотипы слышали все, и даже наверно точно не понимая, что оно значит, частенько его употребляли.

А, что же оно значит в точной формулировке? Стереотипами считаются стабильно повторяющиеся различного рода цепочки в виде шаблонов, паттернов, различных мыслей или чувств, а также и поступков.

Немного отличается от Вашего обычного понимания этого слова, не так ли? Также стереотипами считают привычные для Нас способы восприятия и реакции на различные ситуации. Если упростить – это как бы конкретно, Наш индивидуальный способ мышления и осмысления реагирования на окружающий мир.

В, ещё более простом виде – это выглядит как искусственно обособленные фрагменты из нашего обычного поведенческого репертуара.

Также стереотипами считаются отдельные грани от структуры самой личности, но эти грани не существуют как бы изолированно, и сами по себе они являются частью личности.

Их взаимная связь и уровень степени выраженности, в общем-то, и создают личность. Выходит так, что у некоторых людей отдельные грани выступают заметно резче, что приводит к тому, что некоторая часть стереотипов проявляется чаще и более выражено, а у других именно эти же грани более сглажены и подобные стереотипы имеют своё проявление реже.

Отметим то, что стереотипы – это фактически привычные маршруты, которые создаёт наше внимание, речь идёт о проявлениях непроизвольного внимания.

Такие маршруты становятся результатом ранее полученного жизненного опыта, а также они являются частью воспитания и даже наследственности.

Просто представьте парк с дорожками и тропинками по, которым обычно гуляют люди, так вот стереотипы тоже можно пояснить как эти дорожки и тропинки, которые привычно используются, Нашим вниманием.

Значит стереотипы – это зло? Зачем же Нам стереотипный вариант поведения? На основе этого хочется вспомнить соображения довольно известного учёного. Собственно Мы здесь и далее будем пользоваться некоторыми соображениями из книги Роберта Чалдини – «Психология влияния».

Эту книгу можно считать одним из самих глубоких и вместе с этим доступных вариантов исследования психологии в области использования существующих вариантов стереотипов. Этот автор очень подробно и понятно раскрывает некоторые из наиболее часто использующихся манипуляционных стереотипов.

Но Мы не будем сильно загружать эту статью обширностью фрагментов их лучше вынести как части отдельной страницы.

Стереотипы в психологии влияния

цель – это стремление к осознанию, что выражается в регистрации и последующем выслеживании всех известных Нам стереотипов. В связи с этим хочется вспомнить максиму дона Хуана, которая рассказывает о том, что – «настоящий воин должен осознавать всё и всегда», как бы помогает задать ясные и при этом недвусмысленные ориентиры, которые направлены на путь движения для усиления осознания.

А есть ли возможность избавления от стереотипов? Вопрос конечно спорный, но определённо то, что можно осознавать наибольшую часть стереотипности поведения и в большой мере его хоть как – то скорректировать. Стоит допустить, что переломный момент полнейшего избавления от части стереотипов может произойти с помощью потери человеческой формы.

Но будем более конкретными, далее рассмотрим всё многообразие стереотипов разделённое на три крупные категории:

  • Стереотипы восприятия и последующей оценки.
  • Стереотипы из категории реагирования.
  • Стереотипы из категории мышления.

Естественно надо понимать, что все они заметно, взаимосвязаны. Ведь очевидно то, что восприятия и последующая оценка связаны с общим процессом мышления. Понятно и весьма очевидно, что реагирование неразрывно связанно с общим восприятием и общей оценкой.

Отметим, что общая классификация стереотипов на основе трёх вышеназванных групп – это всего-то лишь не простой способ систематизации на много более крупного объёма информации.

Далее можно сказать, что будет уместно разделить стереотипы на три вот эти категории:

Стереотипы восприятия и их последующая оценка

Эффект ссылки на самого себя. Эффект момента ложного согласия. Оценка общей ситуации как успеха или победы, как произошедшей неудачи или наоборот поражения. Существование зависимости от оценки текущего состояния психики и эмоций. Зависимость от самооценки. Фундаментальная версия ошибки атрибуции.

Постоянные попытки сравнения своего собственного социального статуса со статусами ближних. Оценка себя, которая зависит от текущего социального статуса. Симпатия, авторитет, дефицит. Общие принципы контраста. Эффекты Барнума. Приверженности к важности первого впечатления.

Перенос образа отношений увиденного у родителей на последующие отношения со своим партнёром. Общее мотивированное восприятие человека. Оценивание всего на основе типа плохой и хороший. Самоутверждение за счёт противопоставление себя как части какой – либо группы против более достойной, на Ваш взгляд группы.

Попытки самоутверждения за счёт унижения кого-либо. Родитель и ребёнок.

Стереотипами из категории реагирования

Ими следует считать: уязвлённое самолюбие, прочие споры и последующие оправдания. Чувство вины и опять оправдания. Обида и последующая мстительность. Реакция, которая образуется на «плохой или хороший». Победа и последующая радостная возбуждённость.

Поражение и как соответственно полнейшее уныние. Начальство – авторитет и последующее заискивание и раболепство перед ним. «Мы очень верим в тебя, мы невероятно надеемся на тебя» и последующее – «я обязательно должен оправдать проявленное доверие и надежды моего руководства».

Принуждение с ограничением свободы как следствие злости раздражительности и последующего противостояния. Неизвестность как последующие опасения в виде страха, беспокойства, появления озабоченности и нервозности. Правило взаимных обменов. Социальные доказательства.

Обязательство и последующая последовательность. Эффекты Рингельма. Вопросы и последующие ответы.

Стереотипы из области мышления

Сюда отнесём эвристику, установки. Проверку, которая должна подтверждать гипотезы. Общая статистическая информация и общая – «история случая». Недостаточная возможность выборки. Ошибки связанные с планированием. Эффект Зейгарника. Почему же – это таки произошло?

Надо отметить, что глупо просто сидеть и ожидать, что опыт и общие результаты исследований смогут кристаллизоваться, в что – то типа идеальной и завершённой формы.

Из-за этого подобные существующие результаты можно опубликовать в более систематизированной форме, так как – это можно считать неизбежным результатом эволюции знаний. Мы ведь растём и развиваемся, а значит растёт, Наш опыт и знания.

На данный момент взгляд на этот вопрос вот такой, а каким он будет позже, кто знает?

тэги: популярная психология, развитие личности

Источник: http://anima-vita.ru/2015/02/stereotipy-vosprijatija/

Стереотипы – что это в психологии (роль и виды). Как избавиться от стереотипов

Стереотипы восприятия

Стереотип – вариант личностной установки. Установка – своеобразная призма, через которую в определенных условиях или по отношению к определенному объекту человек воспринимает мир и ведет себя только одним образом. Наш мир пропитан стереотипами. От них не уйти, так как это продукт общественного сознания. Стереотипы приносят как пользу, так и вред.

Что такое стереотип

Термин «стереотип» был введен в 1922 году социологом Вальтером Липпманом. Автор трактовал его как «картинку у нас в голове».

Социальная установка включает 3 компонента:

  • знания об объекте (когнитивный элемент);
  • эмоции и оценка в отношении объекта (аффективный компонент);
  • готовность поступать конкретным образом (поведенческий компонент).

Стереотип – социальная установка с недостатком когнитивного компонента (недостаток знаний, ложная информация, устаревшие данные). Как установка стереотип предопределяет наше поведение.

Стереотипное мышление часто ограничено. Оно нередко руководствуется устаревшими, неточными, узкими, ошибочными представлениями о человеке, социальном феномене, природном явлении и особенностях взаимодействия с ним.

У стереотипов есть свои плюсы и минусы:

  • С одной стороны, такое мышление ограничивает развитие личности, препятствует раскрытию творческого потенциала или просто вредит там, где объект стереотипа изменился (минус).
  • Но с другой стороны, стереотипы позволяют экономить время и силы там, где объекты, ситуации и действия в их отношении просты и неизменны (плюс).
  • Стереотипы опасны тем, что могут формировать одно ожидание, а человеку придется столкнуться совсем с другой реальностью (минус). Хорошо, если реальность окажется лучше. Если наоборот, то личность рискует оказаться в состоянии фрустрации и дезадаптации.
  • Стереотипы помогают экономить нервную энергию, позволяя по инерции действовать в похожих ситуациях (плюс).

У каждой личности существует внутренняя иерархия стереотипов. Например, популярный стереотип о том, что женщина в первую очередь должна реализоваться как хозяйка, мать, жена, может стоять на первом месте у одного человека и на пятом у другого.

Стереотипы формируются и закрепляются на уровне психики. В мозгу возникают когнитивные схемы, или комплекс нейронных связей, которые и обеспечивают одну и ту же реакцию на повторяющиеся ситуации. Например, всю Я-концепцию личности можно рассматривать как когнитивную схему, схему нашей личности.

Чаще всего стереотипы возникают в отношении каких-то групп, дифференцированных по полу, возрасту, нации, статусу, роли. Например, известное утверждение о том, что все женщины – слабый пол. Но стереотипы могут говорить о нормах поведения, развития, жизни. Тогда они переплетаются с ценностями.

Большая часть стереотипов формируется в детстве. Влияние оказывает семья, окружение, любые значимые люди. То есть стереотипы – последствия научения в ходе социализации личности. Уверена, у вас или вашего окружения найдется пара-тройка утверждений о какой-либо нации, с представителями которой вы даже не общались лично.

Стереотипы бывают как позитивными, так и негативными, но очень часто в них встречается ошибочное обобщение.

  • Например, что большинство людей представляют, если слышат, что женщина называет себя домохозяйкой? Полную даму с бигудями на голове, в сальном фартуке, с измученным видом, не работающую. На деле же каждую женщину можно назвать домохозяйкой, а эра интернета многим позволяет работать в стенах дома.
  • Или почему рождение ребенка у многих людей ассоциируется с неизбежным крахом фигуры и «запуском себя». На самом деле это индивидуальный выбор каждой женщины.
  • Популярно мнение, что старость = мудрость, ум. Нет, это не синонимы. Как и уважать человека за один возраст нельзя. Старики, как и подростки, молодежь, взрослые люди бывают разными. Среди них так же встречаются неприятные, девиантные, эгоистичные, асоциальные личности.

Можно сказать, что в личностных стереотипах собраны страхи, предубеждения предыдущих поколений, общества в котором личность воспитывалась.

Особенности стереотипного восприятия

Мышление через стереотипы отличается следующими особенностями:

  • Эффект проекции, суть которого в том, что при общении мы наделяем своими недостатками неприятных нам людей, а своими достоинствами – приятных.
  • Эффект средней ошибки, подразумевающий усреднение ярко выраженных особенностей другого человека.
  • Эффект порядка, при котором в общении с малознакомым человеком больше доверия мы отдаем первичной информации, а при общении со старым знакомым – свежим данным.
  • Эффект ореола, или суждение человека по одному из его поступков (хорошему или плохому).
  • Эффект стереотипизации, или наделение человека характерными (стереотипными) чертами для какой-то группы, например, ориентируясь на профессию человека.

Виды и формы стереотипов

Стереотипы характеризуют как индивидуально-личностные особенности, так и внешние признаки людей. Например, жив стереотип об эмоциональности женщин и рациональности мужчин (индивидуально-личностные особенности).

Также популярен стереотип, что татуировки наносят только неблагополучные или социально опасные люди, либо несерьезные (внешние стереотипы).

Или стереотип о том, что черный цвет в одежде – признак депрессии и внутреннего разлада.

Единой классификации стереотипов нет:

  • В одной выделяют такие виды (В. Н. Панферов): антропологические, социальные, эмоционально-экспрессивные.
  • Отечественный психолог Артур Александрович Реан выделил антропологические, этнонациональные, социально-статусные, социально-ролевые, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие стереотипы.
  • О. Г. Комарова обозначила 3 вида стереотипов: этнические, профессиональные, полоролевые.

Таким образом, рассматривать феномен стереотипов можно с нескольких позиций:

  • содержания;
  • адекватности (часто в основе все-таки лежит правдивый факт);
  • происхождения стереотипов (условия и факторы возникновения);
  • роли стереотипов в жизни человека, восприятии других людей и функционировании общества.

Адекватные, то есть правдивые стереотипы полезны и необходимы, так как нашему восприятию тоже нужно отдыхать. А вот влияние неадекватных стереотипов стоит ограничивать. Адекватный стереотип становится неадекватным, когда правдивые данные устаревают в силу изменения объекта стереотипа.

Как избавиться от стереотипов

Мы не можем контролировать процесс формирования стереотипов, но в наших силах сознательно уменьшать их влияние на наше поведение и восприятие людей. Полностью избавиться от стереотипов нельзя.

Исходя из того, что стереотип – это устойчивое и категоричное, упрощенное представление, суждение о чем-либо, распространенное в среде обитания личности, придерживающейся его, можно утверждать, что скорректировать влияние стереотипов позволит:

  • смена окружения;
  • расширение знаний об объекте стереотипа.

С первым все понятно: уехать из страны, обзавестись новыми друзьями и так далее. А как насчет второго пункта?

Стереотипы – это штампы, ярлыки. Как от них избавиться? Быть критичным и избирательным к поступающей информации. Как минимум, не принимать какой-либо факт, пока лично с ним не столкнешься.

Важно не поддаваться на манипуляции и провокации СМИ, давление общества (даже родителей и старших товарищей). Учитесь перепроверять информацию. Это вопрос практики.

Услышали какой-то факт, усомнились в нем, нашли несколько источников, если информация не расходится, то можно верить.

Найти источник

Кто формирует стереотипы? Лидеры общества, кумиры общества, культурное наследие (исторический опыт). Соответственно, чтобы ослабить влияние стереотипа, нужно подробнее познакомиться с его источниками. Откуда произрастают ваши стереотипы?

Стереотипам пропитана вся наша жизнь, ведь это и нормы этикета, и правила досуга, и нормы поведения в обществе, и требования к работе. Решите, какие именно стереотипы вы хотите в себе ослабить.

Что говорят о вас?

Найдите список стереотипов о русских. Самое банальное – распивание крепких напитков в шапке-ушанке, с медведем рядом и балалайкой в руках. Вы каждый день так делаете? Вы хотя бы раз так делали? Сомневаюсь. Так не возникли ли у вас теперь сомнения об адекватности хранящихся в вашем мозге стереотипов?

Кстати, чтобы усомниться в каких-то стереотипах, достаточно применить их к хорошо знакомым и близким вам людям или самому себе. Особенно актуально для гендерных стереотипов.

Сотрудничество

Расширить знания об объекте стереотипа можно через совместную деятельность, достижение общей цели, получение эмоций, открытость и общительность.

Замкнутость и неопределенность, слабо развитое самопознание и неустойчивый внутренний мир негативно сказываются на ослаблении стереотипов. Они наоборот закрепляют их.

Чтобы дать себе шанс сломать стереотип, нужно позволить себе погрузиться в то, о чем он говорит.

Творческое мышление

По сути нас везде, еще с детского сада, учат усваивать шаблоны. Мы ужасно ленивы в вопросах анализа и поиска информации, мы привыкли верить всему беспрекословно, брать уже переработанные кем-то данные, работать по схемам, жить по инструкциям.

Благо, сейчас признается ценность творческого мышления, и программы обучения перестраиваются на проблемное обучение, цель которого – раскрытие творческого потенциала и индивидуальности личности. Людям «старой закалки» сложнее: придется самим развивать творческие способности, учиться мыслить нестандартно.

Стереотипы и суеверия

Стереотипы очень похожи на предрассудки и суеверия. Соответственно, и избавляться от стереотипов можно теми же способами. Важно понять, что если их не контролировать, то они начнут контролировать вас.

Когда чувствуете влияние какого-то стереотипа, особенно если он вгоняет вас в самокопание, грусть, чувство несостоятельности, страх, тревогу, спрашивайте себя «Почему я так думаю? Как еще можно поступить в этой ситуации? Что я имею?» Возьмите за правило всегда разбираться в причинах.

Не обязательно жить стереотипами (особенно чужими), если они создают неудовлетворительные для вас условия жизни. Что интересно, именно стереотипы в отношении себя («я должен») наносят больший урон личности. Думайте о себе, любите себя, живите своей жизнью, учитесь быть счастливым.

Послесловие

Таким образом, ломать стереотипы можно с двух позиций:

  • чужие убеждения через личный пример и действия, поиск внутренней гармонии;
  • свои убеждения через активность познания внешнего мира.

Примите себя. Например, в молодом возрасте тоже может быть плохое здоровье. Если вы это примите в себе и других, то уже минус один стереотип. В выходной не обязательно сбегать из дома в кафе или клуб, можно насладиться домашним уютом.

Вот и второй стереотип сломан. В браке обязательно должны быть дети, но вы еще не достигли своих планов по самореализации, не готовы заниматься детьми, хотя брак ваш крепок и проверен годами? Значит, не нужно пока рожать детей.

Познавайте себя и формируйте соответствующие условия вокруг.

Составьте список самых популярных для вас стереотипов и вперед к разрушениям. Проверяйте их лично. Самопознание и познание – основа избавления от стереотипов. В обоих случаях вы найдете себя и сможете контролировать стереотипное поведение и мышление, а не наоборот.

Источник: https://psychologist.tips/1941-stereotipy-chto-eto-v-psihologii-rol-i-vidy-kak-izbavitsya-ot-stereotipov.html

Как воспитание и опыт могут изменить лицо

Воспитание и опыт могут изменить лицо явными, хотя и тонкими способами. Со временем у людей, которые действовали неискренне, может развиться ассиметричное выражение лица. Хронический гнев может задерживаться на лице.

Совершение повторяющихся агрессивных или насильственных действий также может изменить лицо преступника. Психологи полагают, что такое поведение подвергает человека воздействию высокого уровня тестостерона и гормона стресса – кортизола.

И мы можем обнаружить влияние этих гормонов на тон кожи и форму лица. Снова проявляется эффект Дориана Грея.

Высокий уровень тестостерона проявляется двумя способами в стереотипах восприятия. Одним из них является хитрый агрессивный мошенник. Другой – сильный и способный руководитель.

Среди лидеров бизнеса, занимающих лидирующие позиции, были проанализированы 500 руководителей компаний. Исследователи обнаружили, что фирмы во главе с мужчинами с высоким уровнем WNR имели  лучшие финансовые результаты по сравнению с фирмами, во главе с мужчинами с низким WNR.

В то время как лидеры с мужественным лицом могут оказаться более компетентными, неясно, так ли это на самом деле. Самые прибыльные фирмы могут просто нанять мужчин доминирующего вида, чтобы они являлись их общественным лицом, соответствуя стереотипам восприятия.

Используйте стереотипы с осторожностью

Последние исследования Принстонского университета показало, что выводы о компетенции на основе внешности показало около 70%  избирателей выборов в Сенат США в 2004г.

Тем не менее, лица предпочитаемых лидеров могут зависеть от ситуации.

Было установлено, что при выборе кандидата в президенты в условиях военного времени предпочтение отдают кандидату с более мужественным лицом, в контексте мирного времени – с более интеллектуальным.

Вообще говоря, наши стереотипы восприятия и наши предубеждения о том, что компетентные лидеры должны выглядеть  доминирующим образом, формируются достаточно рано.

В швейцарском эксперименте школьникам были представлены фотографии политических кандидатов и спросили, кого бы они выбрали быть «капитаном в своей лодке».

Более 70% детей выбрали кандидатов, которые позже победили на выборах. Они выглядели как лидеры.

Однако наши стереотипы восприятия могут сослужить нам плохую службу. Переоценивая внешнюю привлекательность лица человека, мы можем избрать плохих руководителей или нанять плохих работников, считая их более честными, умными, компетентными, способными, чем они есть на самом деле.

Поспешные суждения о лицах возникают в древних областях мозга, которые специализируются на самозащите. Применяя их слишком широко,  мы рискуем повернуть механизм выживания в область предрассудков.

Урок исходит от одного из первых кумиров американской нации – Авраама Линкольна. С WNR 1,9  его лицо не имело биологических маркеров господства, тем не менее, он был лидером.

Он не имел внешнего ореола привлекательности: с раннего возраста его кожа была желтоватой, и нездоровый цвет лица постепенно усиливался, свидетельствуя о его слабом здоровье. Лицо было сильно ассиметричным.

Поэтому можно использовать стереотипы, но делать это нужно  с осторожностью.

Поспешные суждения являются наиболее полезными для борьбы с незнакомцами и случайных встреч.

Мы эволюционировали, чтобы ошибаться в сторону осторожности, потому что это было безопаснее в социальных связях с посторонними – чтобы избежать заболевания, отторжения, насилия, плохих товарищей и так далее.

Позвольте чувствам от восприятия внешности приходить к вам, а затем оценивайте их и корректируйте,  не следуя бездумно стереотипам восприятия.

Источник: http://psychology-best.ru/psixologicheskie-issledovaniya/stereotipy_vospriyatiya.html

Стереотипы социального восприятия

Стереотипы восприятия

Стереотипы формируются, потому что нам необходимо обобщать информацию об окружающих людях: мы упрощаем картину мира, делаем ее более понятной. Проблемы возникают тогда, когда стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными или неверными.

Стереотипы в восприятии человека человеком, то есть устойчивые мнения о личностных качествах групп людей, определяющие отношение к ним и поведение при взаимодействии с представителями этих групп. Примерами стереотипов являются суждения вроде “женщины более эмоциональны, чем мужчины” или “англичане сдержанны и чопорны”.

Стереотипы могут действовать как на сознательном, так и на неосознаваемом уровне. Например, негативные суждения по отношению к национальным и расовым меньшинствам, как правило, являются социально неодобряемыми, и на сознательном уровне стереотипы превосходства рас и наций не выражены. Однако это не значит, что они исчезли вовсе.

Допустим, аргументируя выбор в пользу претендента на важную должность представителя своей национальности против человека другой национальности, сделавшие этот выбор, возможно, будут искренне протестовать против того, что расовые предпочтения сыграли решающую роль. Сути выбора это не изменит.

Приведем примеры аналогичных экспериментов, продемонстрировавших роль стереотипов пола.

Испытуемым предъявлялись фотографии “группы, работающей над исследовательским проектом”, и просили предположить, кто из участников внес наибольший вклад в работу.

В однополых группах чаще выбирали того, кто сидел во главе стола; то же самое происходило и в смешанных группах, где во главе стола сидел мужчина.

Однако в группе из трех женщин и двух мужчин, где во главе стола сидела женщина, каждого из мужчин выбирали втрое чаще, чем всех женщин вместе взятых.

Большая часть стереотипов — это стереотипы пола, возраста, расы, национальности, профессии, социальной принадлежности. Примеры широко известны и достаточно очевидны. Для межличностного взаимодействия существенны также стереотипы внешности (поджатые губы — злой человек, очкарик — умный и пр.).

Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип “красивый — значит, хороший”. Выражается он в том, что внешне более привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным — пороки и недостатки.

Действие этого стереотипа отмечается уже с четырехлетнего возраста.

Феномен внутригрупповой пристрастности также можно условно отнести к стереотипам. Выражается он в более высокой оценке членов группы, к которой принадлежим мы сами, и более низкой — членов других групп.

Понятие “группа” в данном случае может варьироваться в очень широком диапазоне — от жильцов одного дома до жителей одной страны.

Действенность данного стереотипа выражена даже тогда, когда принадлежность к той или иной группе определяется случайными факторами (школьный класс, болельщики одной команды).

Что определяет формирование того или иного стереотипа? Безусловно, в их основе лежат реально существующие различия между женщинами и мужчинами, лицами разных профессий, возрастов, национальностей. Информацию о них мы получаем из собственного опыта, от своих знакомых и близких, из средств массовой информации.

Однако, как мы сами, так и другие источники информации, которыми мы пользуемся, подвержены действию различного рода искажающих феноменов, снижающих точность социальной перцепции (социального восприятия).

Некоторые из этих феноменов имеют самое непосредственное отношение к формированию стереотипов; к их рассмотрению мы и переходим.

Как стереотипы влияют на поведение и психику? Помимо очевидных социальных последствий, стереотипы оказывают воздействие и на тех, кто оказывается их объектом.

Один из главных механизмов воздействия стереотипов — феномен самоисполняющегося пророчества, основанный на том, что стереотипы меняют поведение тех, кто их разделяет, в свою очередь воздействующее на поведение их партнеров по общению в сторону соответствия стереотипу.

Белые американские испытуемые разыгрывали ситуацию собеседования при приеме на работу. Их поведение существенно различалось в зависимости от расы “претендента на должность”: если им был чернокожий, интервьюеры садились на большем расстоянии от него, реже смотрели ему в глаза, заканчивали беседу быстрее и делали больше ошибок в речи.

В следующем эксперименте специально тренированные имитаторы опрашивали “претендентов” (только белых) таким образом, чтобы это походило на интервьюирование белых и чернокожих.

Те, кого интервьюировали в той же манере, что и чернокожих, выглядели более нервными и менее собранными, чаще сбивались и путались, были меньше удовлетворены тем впечатлением, которое они произвели на интервьюера.

Стереотипы часто определяют атрибуцию поведения, объяснение его причин теми или иными факторами.

Так, стереотип “старые люди дряхлеют и много болеют” приводит к тому, что основной причиной болезней и немощей престарелых людей как они сами, так и окружающие считают именно возраст, в то время как таковой может являться, например, изменение образа жизни в связи с выходом на пенсию или переживания в связи со смертью близкого человека.

В целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.

Таким образом, в данной работе мы выяснили, что социальное восприятие – это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается “прочтением” за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения.

Восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира. Это происходит потому, что, во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремиться трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону.

Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных.

В-третьих, восприятие социальных субъектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

Page 3

Перейти к загрузке файла
социальный восприятие познание

  • 1. Андреева Г.М. Социальная Психология. Москва: Аспект пресс, 2008.
  • 2. Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком. — М, 2008.
  • 3. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной психологии. – М., 2002.
  • 4. Майерс Д. Социальная психология. Санкт-Петербург : Питер Ком, 2008.
  • 5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство “Питер”, 2009 – 712 с.
  • 6. http://www.elitarium.ru

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/1842491/psihologiya/stereotipy_sotsialnogo_vospriyatiya

Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме

Стереотипы восприятия

Цели урока:

  • Объяснить процессы взаимовосприятия в процессе общения, описать эффекты и стереотипы межличностного восприятия;
  • развивать у обучающихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, развивать коммуникативные навыки;
  • способствовать выработке гражданской позиции обучающихся, активизации размышлений обучающихся о значимости стереотипов в общении с людьми.

Оборудование: мультимедийная презентация.

I. Вступительное слово учителя.

Антуан де Сент Экзюпери говорил, что на земле существует самая большая роскошь – роскошь общения с людьми.

Совершенно очевидно, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнёров.

Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностью поведения. Психологи говорят, что происходит восприятие одним человеком другого.

Нередко общение строится на основе стереотипов и порождает «эффекты восприятия».

Познакомимся поближе с этими понятиями.

Обратимся к материалам художественной культуры. Перед вами хорошо известная картина. (рис.1) Приложение.

Напомните ее название. (Ученики отвечают: «Иван Грозный убивает своего сына».) Но подлинное название картины абсолютно другое: «Иван Грозный и его сын Иван». Вот вам один из примеров стереотипа восприятия.

Итак, что же такое «стереотип»?

«Стереотип» – (греч.) «твёрдый отпечаток». В социологию и психологию термин пришёл в начале XX века.

«Стереотип» – это устойчивый образ какого – либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации.

Отношение к человеку, основанное на стереотипе продолжается до тех пор, пока не будет получено достаточно информации, чтобы воспринять его как индивидуальность.

Очень часто стереотип складывается относительно групповой принадлежности, например, принадлежности его к какой – то профессии.

Именно на стереотипности восприятия людей построена наука физиогномика (от греч. physis – природа, gnomon – знающий) – учение о связи между внешним обликом и его принадлежностью к определённому типу людей.

Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким – нибудь животным, а затем отождествляя его характер с характером этого животного.

Наиболее известной стала физиогномическая система Иоганна Каспера Лафатера, считавшего основным путём познания человека изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики.

II. Психологический блок.

Обратимся к жизненным примерам, посмотрим на людей, которые нас окружают.

Итак, какое впечатление они производят на вас, что вы о них думаете? (рис. 2-5)

Так мы воспринимаем людей с позиции внешности. А если это человек строгий, в очках? Какой профессией он может обладать? А что вы думаете об этнических характеристиках людей? Прокомментируйте возрастные стереотипы. Как воспринимает старшее поколение сегодняшнюю молодёжь? А что говорит молодёжь о пожилых людях?

Таким образом, мы с вами увидели следующие стереотипы:

  • когда анализировали людей в очках, в спортивных костюмах, с бородой – это стереотип во внешности
  • когда подбирали под описание профессию- это был стереотип профессиональный
  • когда говорили об особенностях разных народов – это этнический стереотип
  • когда обсуждали различные поколения людей – это имелся ввиду возрастной стереотип

Подобные стереотипы имеют место быть в нашей жизни, но очень часто стереотипы мы сами

создаем. И сейчас мы попробуем это сделать.

Работа в группах.

Послушайте историю с описанием жизни жителей двух фантастических стран, а затем нарисуйте типичного цеймана(1 группа) и типичного фоймана (2 группа).

Упражнение «Фойманы и цейманы»

Фойманы живут в стране, которая называется Фойманией. Эта страна расположена на острове. Жители Фоймании – замечательные люди. Дети там редко ссорятся и дерутся, а взрослые спокойно работают. Питаются в основном рисом, и тарелки фойманов никогда не бывают пустыми. Погода в Фоймании не меняется круглый год – там тепло и солнечно, дует лёгкий ветер.

Цейманы живут в другой стране, которая называется Цейманией. Это тоже островное государство. Жители Цеймании – очень плохие люди. Дети там ссорятся и дерутся, а взрослые кричат друг на друга. На работе взрослые только делают вид, что работают, а сами сплетничают друг о друге. Погода в Цеймании всегда ветренная, дождливая, холодная.

Задание. Нарисовать типичного цеймана и типичного фоймана.

Затем группы представляют свои работы. В обсуждении оказывается, что рисунки у всех примерно одинаковы: фойманы – приятные и симпатичные, улыбаются, а цейманы – злобные и некрасивые. Кроме того, фойманы выглядят, как правило, «цивилизованнее». Почему? Ведь в тексте об этом не говорилось!

Выясняется, что при работе над рисунками ученики ориентировались на те сведения, которые были в тексте, а уж внешность выдумали сами, на основе полученной информации.

Задание. «Жизнь, не совпадающая со стереотипом»

Необходимо вспомнить такой случай, когда друзья заочно представляли человека стереотипно, а при встрече он оказался совсем другим.

– Итак, в нашем сознании живут стереотипы – устойчивые представления о разных людях, о разных профессиях.

Учитель. Но мы сегодня говорим еще и о других особенностях в общении, эффектах.

Посмотрим, как работают эффекты в реальной жизни. Обратившись к материалам, попробуйте дополнить каждый эффект примером из окружающей вас жизни.

Работа в группах. Задание. Рассмотрите один из видов эффектов восприятия, дайте ему объяснение, приведите примеры.

I группа – эффект ореола

II группа – эффект первичности

III группа – эффект образа

IV группа – эффект последней информации

Для работы в группах ученики получают дополнительный материал: карточки- характеристики того или иного эффекта, фотоматериалы, демонстрируются слайды презентации. Затем, каждая группа представляет результаты своей работы.

Материал для I группы.

Эффект ореола заключается в том, что любая информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. При формировании первого впечатления ореол может выступать в форме как положительной, так и отрицательной предварительной установки. Поэтому говорят о «положительном» или об «отрицательном» ореоле.

Эффект ореола может принести большую пользу, если применять его умело. Эти эффекты создавают хорошую репутацию людям, которые тесно между собой связаны: коллегам по работе, друзьям в своей компании. Таким образом, мы через некоторое время с удивлением обнаружим, что нас окружают только хорошие люди, которые прекрасно ладят между собой и великолепно относятся к нам.

Материал для II группы.

Эффект первичности проявляется в том, что любая первая услышанная или увиденная информация о человеке затмевает всю последующую.

Даже если потом вы получите опровергающую информацию, всё равно будете больше помнить и учитывать первичное восприятие.

Мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию. Это явление психологи назвали эффектом первичности.

Материал для III группы.

Очень часто мы воспринимаем другого человека в виде образа, который мы придумали для него, а если какое-то качество или поступок «не вписываются» в образ, то мы на них закрываем глаза, считая, что так не может быть. Это эффект образа.

Материал для IV группы.

Эффект последней информации. Так происходит, если последние положительные или отрицательные сведения очень сильно на вас повлияли. Заключительная неприятная сцена может перечеркнуть всё доброе и светлое, что было у вас с этим человеком.

В ходе обсуждения выстраивается на доске схема Процесс общения

Психологический практикум.

– Попробуем на практике отработать приёмы восприятия партнёров.

– Выполним упражнение «Понял – не понял»

Упражнение выполняется двумя участниками. Первый действует с воображаемыми предметами, не рассказывая, что он делает.

Партнёр должен определить, чем занят его товарищ, и, сказав «Понял!», должен подойти и продолжить действие с того же движения.

Если он правильно разгадал действие первого участника, то они оба продолжают единое действие. В данное упражнение попарно включаются все члены группы, затем организуется анализ работ.

Заключение. Учитель: Какова роль стереотипов в процессе восприятия?

Стереотипы – помогают или мешают в процессе восприятия?

Задание. Напишите «+» и «-» стереотипов.

/В законченном виде запись выглядит следующим образом:

Стереотипы и их роль в процессе восприятия

«+» «-»
Упрощают процесс восприятия Не всегда дают точную информацию
Ускоряют процесс познания Способствуют возникновению предубеждений
Помогают ориентироваться в социальной среде Живучесть стереотипов

Таким образом, можно сделать вывод, что стереотипы – это часть прошлого опыта, сформированного бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившегося в мышлении и постоянно используемого при решении типичных задач, которые ставит жизнь. Однако при восприятии людей необходимо помнить об эффектах, которые могут вызвать ошибки процесса восприятия.

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/608821/

ovdmitjb

Add comment