Irvuz

Стадии психосексуального развития

Зигмунд Фрейд. Стадии психосексуального развития

Стадии психосексуального развития
Зигмунд Фрейд

Что такое Психосексуальное Развитие?

Предложенный известным психоаналитиком Зигмундом Фрейдом, теория психосексуального развития описывает, как индивидуальность развивается во время детства.

В то время как теория известна в психологии, это — также одна из самых спорных теорий. Фрейд полагал, что индивидуальность развивается через серию стадий детства, на которых ищущая удовольствий энергии id(Ид) становятся сосредоточенными на определенных эрогенных областях.

Эта психосексуальная энергия или либидо, была описана как движущая сила поведения.

Психоаналитическая теория предположила, что индивидуальность главным образом установлена возрастом пять лет. Ранние события играют большую роль в развитии индивидуальности и продолжают влиять на поведение всей жизни.

Если эти психосексуальные стадии закончены успешно, результат — здоровая индивидуальность. Если определенные вопросы не решены на соответствующей стадии, фиксация может произойти.

Фиксация — постоянное внимание на более раннюю психосексуальную стадию. Пока этот конфликт не решен, человек останется «прикрепленным» на этой стадии.

Например, человек, который зафиксирован в оральной стадии, может сверхзависеть от других и может искать устную стимуляцию посредством курения, питья или еды.

Эрогенная зона: Рот

Во время оральной стадии основной источник младенца взаимодействия происходит через рот, таким образом, укоренение и неопытное отражение особенно важны.

Рот жизненно важен для того, чтобы поесть, и младенец получает удовольствие от устной стимуляции до приятных действий, таких как дегустация и всасывание.

Поскольку младенец полностью зависит от смотрителей (кто ответственен за кормление ребенка), младенец также развивает чувство доверия и комфорт через эту устную стимуляцию.

Основной конфликт на данном этапе — процесс отнимания от груди — ребенок должен стать менее зависящим от смотрителей. Если бы фиксация происходит на данном этапе, Фрейд полагал, что у человека были бы проблемы с зависимостью или агрессией. Устная фиксация может привести к проблемам с питьем, едой, курением или привычкой грызть ногти.

Во время анальной стадии Фрейд полагал, что основное внимание либидо было на управлении мочевым пузырем и испражнениями. Главный конфликт на данном этапе «туалетное обучение» ребенок должен учиться управлять его или ее физическими потребностями. Развитие этого контроля приводит к удовлетворению и независимости.

Согласно Фрейду, успех на данном этапе зависит от пути, которым родители приближаются к туалетному обучению.

Родители, которые используют похвалу и вознаграждения за использование туалета в подходящее время, поощряют положительные результаты и помогают детям чувствовать себя способными и производительными.

Фрейд полагал, что положительные события во время этой стадии служили основанием для людей, чтобы стать компетентными, производительными и творческими взрослыми.

Однако, не все родители оказывают поддержку и поддержку, в которой дети нуждаются во время этой стадии. Некоторые родители вместо этого наказывают, высмеивают или позорят ребенка для несчастных случаев. Согласно Фрейду, несоответствующие родительские ответы могут привести к отрицательным результатам.

Если родители проявляют подход, который слишком снисходителен, Фрейд предположил, что анально-изгоняющая индивидуальность могла развиться, в котором у человека есть грязная, расточительная или разрушительная индивидуальность.

Если родители слишком строги или начинают туалетное обучение слишком рано, Фрейд полагал, что анально-сохраняющая индивидуальность развивается, в котором человек строгий, аккуратный, твердый и одержимый.

Во время фаллической стадии основное внимание либидо находится на гениталиях. В этом возрасте дети также начинают обнаруживать различия между мужчинами и женщинами.

Фрейд также полагал, что мальчики начинают рассматривать своих отцов как конкурента для привязанностей матери. Эдипов комплекс описывает эти чувства желания обладать матерью и желанием заменить отца. Однако, ребенок также боится, что будет наказан отцом за эти чувства, страх Фрейд, которого называют беспокойством кастрации.

Термин комплекс Электры был использован к описанному подобный набор ощущений себя, испытанных молодыми девушками. Фрейд, однако, полагал, что девочки вместо этого испытывают зависть члена.

В конечном счете ребенок начинает идентифицировать с однополым родителем как средство опосредованного обладания другим родителем.

Для девочек, однако, Фрейд полагал, что зависть члена полностью никогда не решалась и что все женщины остаются несколько зафиксированными на этой стадии.

Психологи, такие как Карэн Хорни оспаривали эту теорию, называя его и неточным и ведя себя женщинам. Вместо этого Хорни предложил, чтобы мужчины испытали чувства неполноценности, потому что они не могут родить детей.

Во время скрытого периода подавлены интересы либидо. Развитие эго и суперэго способствует этому периоду спокойствия. Стадия начинается во время, когда дети вступают в школу и становятся более заинтересованными отношениями со сверстниками, хобби и другими интересами.

Латентный период — время исследования, в котором все еще присутствует сексуальная энергия, но это направлено в другие области, такие как интеллектуальное преследование и социальные взаимодействия. Эта стадия важна в развитии социальных и коммуникативных способностей и  уверенности в себе.

Во время заключительного этапа психосексуального развития человек развивает сильный сексуальный интерес к противоположному полу. Эта стадия начинается во время половой зрелости, но в последний раз всюду в остальной части жизни человека.

Где на более ранних стадиях акцент был исключительно на индивидуальных потребностях, интерес к благосостоянию других растет во время этой стадии. Если другие стадии были закончены успешно, человек должен теперь быть хорошо уравновешен, теплый и заботливый. Цель этой стадии состоит в том, чтобы установить баланс между различными жизненными областями.

Оценки Фрейда Теории стадий Психосексуального развития:

    • Теория ориентирована почти исключительно на мужское развитие, мало говорится о женском психосексуальном развитии.
    • Его теории трудно проверить с научной точки зрения. Такие концепции, как » либидо нельзя измерить, и поэтому не могут быть проверены. Исследования, которые проводились, как правило, дискредитировать теорию Фрейда.
    • Прогнозы на будущее слишком неопределенны. Как мы можем знать, что текущее поведение было вызвано, в частности детским опытом? Промежуток времени между причиной и следствием слишком долго, чтобы предположить, что существует взаимосвязь между двумя переменными.
  • Теория Фрейда основана на тематических исследований, а не эмпирических исследований. Кроме того, Фрейд основывал свою теорию из воспоминаний его взрослых пациентов, а не на фактическом наблюдении и изучении детей.

Статьи по психологии: http://psichov.net

Источник: https://psichov.net/zigmund-freyda-stadii-psihoseksual/

Психосексуальное развитие человека, фиксация в оральной стадии: краткое описание

Стадии психосексуального развития

Никто не станет отрицать тот факт, что понимание процессов развития ребенка имеет ключевую роль в формировании личности, и понимание этих процессов должно быть максимально полным, ведь в раннем возрасте во многом формируется потенциал и характер человека, его личность.

Начиная с самых ранних этапов развития, родителям следует внимательно наблюдать за появлением так называемых особенностей развития своего чада, ведь у каждого ребенка формируется набор предпочтений, способы осмысления сексуальности, сексуальной ориентации.

В психоанализе это называется психосексуальным развитием. Об этом и пойдет речь в данной статье.

При существующих нескольких теориях психосексуального развития, хотелось бы остановиться на одной из них. Основателем этой теории является Зигмунд Фрейд, и называется она психодинамической теорией.

Согласно ей, все дети от рождения обладают задатками сексуальной энергии, и направлена она может быть абсолютно произвольно, то есть ребенок изначально не относит себя ни к одному из полов.

Лишь со временем так называемое либидо локально формируется в эрогенных зонах, а в более позднем периоде – в области гениталий.

Согласно Фрейду, либидо – сексуальное влечение, является основой человеческой психики, и прежде чем стать сексуальностью в общем понимании этого слова, оно проходит несколько стадий развития. Другими словами, в определенные промежутки времени центрами психосексуального волнения ребенка являются не половые органы, а иные объекты.

Согласно Фрейду, можно выделить пять стадий развития сексуальности:

  1. Оральная – продолжается от момента рождения до полутора лет.
  2. Анальная – от полутора до трех лет.
  3. Фаллическая – от трех лет до шести-семи.
  4. Латентная – примерно с шести до тринадцати лет.
  5. Генитальная – с начала полового созревания (пубертата) примерно до восемнадцати лет.

На каждой из стадий лежит ответственность за формирование обусловленных черт индивида. Благополучное прохождение каждой из пяти стадий характеризуется внимательным и чутким отношением родителей к ребенку, условиями воспитания, проживания и обучения.

При несоблюдении этого ряда условий может наступить так называемая фиксация-остановка развития в какой-то одной из стадий. Впоследствии это приведет к тому, что человек во взрослом возрасте на уровне подсознания сохраняет воспоминания о той стадии, на которой случилась фиксация, и для каждой стадии это будет иметь свои последствия.

Недаром считается, что мотивы каких-либо поступков нужно искать в детском возрасте. Это могут быть проблемы во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и всеми теми, кто окружает ребенка.

Говоря о стадиях развития, хотелось бы вкратце рассмотреть каждую из них.

Анальная стадия

В отличие от предыдущего периода, на этой стадии внимание концентрируется на области сфинктера. Примерно к трем годам ребенка приучают к горшку, и у него процесс испражнения вызывает огромный интерес отчасти из-за того, что он может контролировать этот процесс сам, к тому же это первое проявление самостоятельных действий.

На данном этапе важно то, как именно родители приучают ребенка к горшку, ведь слишком ранние попытки посадить малыша на горшок либо слишком строгий контроль за процессом могут только навредить ему. Важно относиться к новому для ребенка делу лояльно и максимально корректно.

Период характеризует отношение ребенка в более взрослом возрасте к социальным нормам.

Фаллическая стадия

Берет свое начало примерно в возрасте трех лет. Ребенок открывает для себя некий треугольник, в котором помимо матери теперь присутствует еще и отец.

На этой стадии у детей начинает проявляться интерес относительно межполовых различий, конкретно – матери и отца, и, в общем, – остальных взрослых, этим Фрейд объяснял повышенный интерес ребенка к своим половым органам.

Стадия также характеризуется наличием “неудобных” тем и вопросов, от которых, безусловно, не нужно отмахиваться, а тем более строго реагировать, ведь интерес ребенка здесь вполне уместен.

Латентная стадия

Период с шести до двенадцати лет можно назвать “относительно спокойным”. Здесь на первый план выходит социализация, налаживание контактов со сверстниками, разнообразные увлечения, такие как спорт, творчество, наука. На этой стадии появляются новые составляющие личности.

С момента рождения наше существование подчиняется лишь одной составляющей. Фрейд обозначил его как “Оно”. “Оно” можно характеризовать как набор наших бессознательных инстинктов и желаний, за которые отвечает принцип удовольствия.

В тот момент, когда реальность накладывает свой отпечаток, и вступает в противоречие со стремлением к удовольствию, появляется новая составляющая – “Я”. Она полностью подчиняется принципу реальности и является сознательным представлением о себе.

Как только ребенок вступает в процесс социализации, появляются определенные нормы и правила, которых придерживается социум, что, в свою очередь, ведет к появлению третьей составляющей – “Сверх Я”. По сути, “Сверх Я” – это наша совесть, этот компонент личности дает оценку наших действий и заставляет придерживаться определенных правил поведения.

Генитальная стадия

Как только заканчивается пубертатный период, начинается данная стадия. Имеет свое начало взрослая, общеизвестная сексуальность, какой ее все знают. Подросток стремится к установлению нормальных сексуальных связей, и это, как правило, дается ему нелегко.

Фрейд придерживался позиции, согласно которой на данном этапе все подростки имеют гомосексуальную предрасположенность, которая, впрочем, совсем не обязательно имеет ярко выраженный характер, и может проявляться в виде склонности к общению с лицами своего пола.

Родители должны понимать, что для “безболезненного” прохождения данной стадии подростку нужно уметь активно решать возникающие проблемы, развивать уверенность в себе, и здесь, конечно же, не обойтись без их помощи.

Рассмотрев вкратце все пять этапов развития, хотелось бы отдельно остановиться на фиксации в стадии оральной, ведь именно с нее берет свое начало психосексуальное развитие ребенка.

Оральная фиксация

Как уже говорилось выше, на оральной стадии центром удовольствия для ребенка является рот. С помощью него осуществляется контакт с матерью, и грудное кормление на всем протяжении данного периода просто необходимо, так как тактильный контакт с матерью – самое важное для ребенка в данный момент.

Не следует проявлять строгость в данный момент, нужно понимать, что уделяя ребенку максимальное внимание, вы укрепляете его уверенность в себе. Но и излишнюю угодливость проявлять не стоит, Кружиться вокруг ребенка, предугадывая его желания, будет не самым лучшим вариантом.

Фрейд определил два противоположных типа поведения матери:

  • избыточная опека,
  • излишняя строгость.

Оба этих варианта не несут в себе ничего хорошего для ребенка. В будущем это может привести к развитию орально-пассивного типа личности. Этот тип характеризуется неуверенностью в себе, чрезмерным доверием и зависимостью, ожиданием от окружающих одобрения и поддержки, признаков “материнского отношения” к себе. Не исключено также развитие некоторых фобий, таких как социофобия.

Чрезмерно раннее отлучение от груди также может вызвать фиксацию на данной стадии. В будущем это может выражаться в дурных привычках, таких как курение, переедание, пристрастие к алкоголю, привычке грызть ногти, губы, кончик ручки.

Подытоживая все сказанное, хочется отметить, что согласно Фрейду, пройти все пять стадий абсолютно успешно – практически невозможно, так или иначе, в каждой из них могут возникать определенные трудности, и главная задача родителей – свести ихк минимуму. А имея некоторые познания в данной области, помочь ребенку развиться в здорового и счастливого человека станет немного проще.

Источник: https://psiho.guru/tipologiya-i-harakter/stadii-psihoseksualnogo-razvitiya-oralnaya-fiksaciya-soglasno-freydu.html

ovdmitjb

Add comment