Irvuz

Способности и задатки

Содержание

Задатки и способности. Чем они отличаются?

Способности и задатки

Тема «Задатки и способности».

Говорят, талантливый человек талантлив во всем, и способности необходимо развивать, а не зарывать в землю.

Ярые противники этого мнения утверждают – таланты даны не каждому, поскольку у некоторых личностей просто нечего развивать.

Так ли это на самом деле, или люди просто придумали оправдание своему бездействию? Определяющим фактором здесь являются задатки и способности, данные человеку при рождении.

Задатки как природные предпосылки способностей.

Как утверждает психология, способности и задатки взаимосвязаны друг с другом. Задатки являются предпосылками к развитию способностей, а это значит, что от задатков зависит развитие личности в целом.

При благоприятных жизненных условиях, личность может достичь успеха, приобретая способности в процессе жизнедеятельности и вне зависимости от того были ли у него изначально предпосылки к тому чтобы прийти к каким-либо жизненным достижениям.

Ученые спорят, существуют ли у человека задатки от рождения или их вовсе не существует как таковых. Несмотря на то, что анатомическое происхождение задатков не доказано, психологи сходятся во мнении, что при правильном воспитании и обучении, человек быстрее добьется успеха в жизни.

Если ребенок не получает почву для развития своих способностей, и родители не поддерживают его в различных интересах и увлечениях, такой человек рискует так и не раскрыть свои таланты. Такие ошибки в воспитании встречаются довольно часто.

[/stextbox]

Не обращая внимания на природные способности и задатки ребенка, родители стремятся навязать ему свои когда-то не реализованные возможности. Иными словами, ребенок вынужден делать все то, чего не смогли достигнуть родители, так и не реализовав свой внутренний потенциал.

Однако во взрослой жизни можно самостоятельно определить есть ли у вас задатки, и какие вы имеете способности. Для этого достаточно разобраться в определении этих понятий.

Понятие способностей и задатков.

Способности – это, прежде всего, особенности личности, которые позволяют достичь успеха в делах и общении. Они даются легко и играючи. Чаще всего это те качества, которые мы давно в себе обнаружили и которые приносят нам удовольствие.

Задатки – это те умения, которые позволяют развиться способностям. Как правило, это определенные свойства нервной системы, или анатомо-физиологические особенности.

Задатки и способности личности можно разделить природные и специфические. Природные заложены в человеке биологически, и формируются через жизненный опыт. Например, если развить хорошие физические задатки, можно добиться неплохих результатов в спорте. Специфические способности и задатки человека в свою очередь можно разделить на три составляющих:

  • теоретические и практические. Первый вид способностей определяет склонность человека к абстрактно-логическому мышлению. Второй вид определяет практические действия. У разносторонне развитых людей обе эти способности прекрасно сочетаются и дополняют друг друга;
  • общие и специальные способности. Наличием первого типа способностей определяются различные виды деятельности и коммуникации человека. Например, умственные способности и функции памяти и речи. Специальные способности позволяют добиться успеха в конкретных сферах деятельности. Например, в спорте, музыке, технике, математических и литературных направлениях;

Развитие способностей.

Когда мы понимает что такое способности и задатки, развитие способностей не покажется таким сложным как на первый взгляд. Существует несколько уровней их развития:

Задатки – природные предпосылки к развитию; сами способности;

  1. одаренность – совокупность способностей, которая дает человеку возможность успешно выполнять определенную деятельность;

  2. мастерство – выполнение определенной деятельности с совершенством;

  3. талант – сочетание высокоразвитых способностей. Одна развитая способность еще не является талантом;

  4. гениальность – наивысший уровень развития способностей. Очень редкое явление в истории человечества. Всего можно насчитать около четырехсот гениев за время существования нашей цивилизации.

Развить в себе те или иные способности можно только при определенных условиях. Для этого, вы как минимум должны находиться в благоприятной социальной среде, то есть общаться с людьми, которые могут поделиться с вами знаниями, опытом или просто дать вам дополнительную мотивацию для развития. Интерес и поддержка являются главным фактором развития способностей.

Источник: https://infourok.ru/zadatki-i-sposobnosti-chem-oni-otlichayutsya-2471410.html

Задатки – это основа способностей, как их развить?

Способности и задатки

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был талантлив. И на самом деле любой из нас имеет свой, не присущий никому другому, талант.

Кто-то может сказать, что многие поют, какое же здесь различие? Но голос каждого индивидуален, для кого-то взять высокую ноту проще простого, а для другого человека – это непосильная задача.

В чем разница между талантливыми людьми, и как дается нам та или иная способность? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.

Откуда берутся способности?

Многие способности в жизни можно развить путем долгих тренировок и занятий, это касается, например, навыка скорочтения или выступлений перед публикой. Но этого нельзя сказать о голосе и танцах. Согласитесь, если человек не способен петь, ни один самый лучший учитель не сможет научить его петь так, чтобы у всех мурашки бежали по коже. Как же понять, откуда берутся способности и таланты?

Ответ на этот вопрос нужно искать в анатомии и физиологии нервной системы. Так как влияние на способности оказывают задатки. Задатки – это тип нервных клеток, которые образуют прочные связи, оказывающие влияние на способности человека.

При этом в коре головного мозга задействованы разные участки, поэтому если нейроны (нервные клетки) образовали связь в левом полушарии мозга, то ребенок, вполне возможно, станет великим математиком или программистом, потому что левая часть мозга отвечает за логику.

Итак, задатки – это наши потенциальные способности, которые образовались на эмбриональной стадии развития.

Задатки человека могут проявляться по-разному. Если в двух разных людях заложены одинаковые задатки, они будут проявляться не одинаково. У одного человека может развиться абсолютный слух, а у другого с такими же задатками – к слуху прибавится еще и способность запоминать ноты. У способностей есть 3 уровня развития, по которым можно понять, как взаимодействуют задатки и способности человека.

Несколько степеней способностей

  • Первая степень – одаренный человек. Это человек, который имеет обширный круг интересов, он может взаимодействовать с другими людьми посредством разных видов общения (вербального и невербального). Одаренность – первая степень способностей, и многие дети ей обладают в начале своего развития.
  • Вторая степень – как раз-таки талант. Это совокупность нескольких способностей, которые проявляются, когда есть ежедневные занятия и тренировки. Поэтому талант можно развить, если каждый день активно заниматься, но нужно быть внимательным в том, чтобы правильно понять настроение ребенка, которого родитель отводит на ту или иную секцию. Ведь очень часто бывает так, что родители ведут детей туда, где у них не получилось в свое время реализоваться.
  • Третья, высшая степень – гениальность. Это способности, которые были наилучшим образом развиты у многих ученых, изобретателей, поэтому сейчас мы можем слушать радио и использовать мобильную связь. В данном случае задатки – это вовремя выявленная одаренность, которая была направлена в правильное русло.

Как развивать способности ребенка?

Как уже мы выяснили, талантливых людей много. Кто-то играет на скрипке, кто-то изучает языки, кто-то хорошо рисует. Но, для того чтобы талант развивался, надо приложить к усилия. Можно выделить несколько правил, которым необходимо следовать, чтобы отдать ребенка туда, куда нужно.

Возьмем, например, девочку пяти лет, мама которой заметила, что дочка часто рисует цветными карандашами. Как выявить, талант это или просто рисунки, как у всех детей.

  1. Нужно попросить дочку нарисовать что-то определенное, например, самое простое – домик в деревне и рядом с ним кошечку.
  2. Если у ребенка в рисунке много красок, которые наложены красиво и аккуратно, можно предположить склонность к рисованию.
  3. В таком случае нужно спросить у девочки, хочет ли она научиться рисовать еще лучше, от этого ответа зависит, запишитесь вы в студию рисования сейчас или на будущий год, когда она будет готова.
  4. При определении способностей разговаривайте с ребенком, учитывайте его мнение, общайтесь с ним, как с будущим гением.
  5. К выбору учителя и школы нужно подойти очень внимательно, потому что непрофессиональные преподаватели могут загубить зародившийся талант.
  6. И последнее, когда ребенок занимается, развивает свой талант – интересуйтесь результатами и хвалите его даже за малые успехи. Это поможет в его развитии.

Итак, теперь понятно, каких правил нужно придерживаться, чтобы правильно распознать талант. И помните, что задатки – это база талантов и умений человека, которую нужно суметь вовремя выявить.

Источник: https://FB.ru/article/137921/zadatki---eto-osnova-sposobnostey-kak-ih-razvit

Все о задатках и способностях человека

Способности и задатки

Существует мнение, что у человека, обладающего талантливой натурой, способности есть ко всему. И очень важно не игнорировать эти способности, а давать им развиваться.

И конечно, учитывая закон действия и противодействия, у такого мнения есть огромное количество противников. Они считают, что не каждый человек талантлив, поэтому некоторым людям не стоит растрачивать свое время на развитие несуществующих способностей.

Действительно ли такое мнение имеет право на существование, или же люди таким образом оправдывают своё нежелание двигаться вперед в развитии? Повесить на человека ярлык, что он неспособный и не имеет таланта к чему-либо, легко, но правильно ли это? Чтобы получить более или менее определенные ответы на такие противоречивые вопросы, стоит обратиться к психологии, психология как наука сможет объяснить многие моменты о способностях человека.

Природный дар от рождения

Опираясь на мнение психологов, можно смело сказать, что способности и задатки тесно связаны между собой. Но чтобы сказать больше о взаимодействии этих личностных качеств, следует разобраться, что такое задатки и дать определение понятию «способность».

  • Способность – это личностная предрасположенность человека, позволяющая ему достигать определенных успехов, высот в своей жизни. Это те личностные качества, которые мы смогли раскрыть в себе, практически не прилагая усилий, и мы всегда получаем от них удовлетворение.
  • Задатки – это те черты нашей личности, благодаря которым мы можем развивать свои способности. Эти умения связаны напрямую с нервной системой и зачастую имеют предпосылки в анатомических или физиологических свойствах человека.

Теперь, когда дано определение, сразу видно, что задатки – главная направляющая в развитии личности. Кроме того, задатки отвечают за развитие способностей в целом, и при благоприятных условиях люди достигают определенного уровня в своей жизни. При этом данные свойства приобретаются на протяжении всей жизни человека, независимо от того, хотел ли он достичь определенного успеха.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

До сих пор ученые дискутируют на тему, имеют ли задатки врожденные корни или их приобретают. Однако, хотя анатомические корни задатков и не доказаны, ученые утверждают, что при правильном подходе в раннем детстве, грамотном воспитании и благоприятных жизненных условиях человеку гораздо проще адаптироваться на пути к успешной жизнедеятельности.

Если в детстве нет условий для развития и родители не помогают раскрыть интересы, которые проявляет ребенок, то скорее всего этот человек не сможет найти себя и развить определенный талант. Подобный ошибочный подход в воспитании наблюдается нередко.

Рекомендуем: Что такое аутизм?

Родители игнорируют природные склонности своего ребенка, навязывая ему собственные нереализованные мечты. Проще говоря, ребенок вынужден проживать жизнь родителей, которую они не смогли прожить. При этом у него нет возможности для реализации своих природных склонностей.

Разновидности

Задатки и способности можно разделить на два вида:

Природные задатки определяются в личности на биологическом уровне и развиваются благодаря жизненному опыту. Если говорить о физических задатках, то их развитие поможет человеку реализовать себя в спортивной деятельности.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Специфические задатки и способности – понятие более сложное. Оно состоит из нескольких составляющих.

  • Теория и практика. Теория проявляется в логическом мышлении человека, практика предполагает реализацию теоретических представлений. Развитый человек довольно успешно и гармонично проявляет эти качества, которые весьма удачно сочетаются между собой.
  • Специальные и общие. Общие способности будут развиваться вместе с человеком – к примеру, речь, память, то есть те склонности, которые помогают человеку стать социально значимым. Специальные, напротив, не имеют абстрактного определения. Они конкретизируют направление и склонность человека. Личность может проявить себя в определенной сфере: техника, спортивная деятельность, музыкальное или литературное направление, искусство.
  • Творчество и учеба. Учебные навыки помогают человеку накапливать и применять знания, а также играют немаловажную роль в формировании личности в целом. Творчество определяет склонность человека к искусству, творческая предрасположенность направляет личность именно в этом направлении.

Понятие «задатки» характеризует возможность развития личности в определенном направлении. Важно заметить склонности еще в раннем детстве и обеспечить благоприятные условия для их развития. Характеризующий фактор определяет два вида задатков: приобретенные и врожденные, другими словами их еще называют социальные задатки и природные.

Рекомендуем: Абстрактное мышление

Все способности проходят определенные этапы развития. И каждый последующий развивающий шаг напрямую зависит от того, насколько был усвоен и принят предыдущий уровень развития. Если человек проявляет явные склонности к математике, то чтобы перейти к высшей, ему следует очень тщательно изучить элементарную математику.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

И как раз элементарные математические знания будут выступать в роли задатков для способности к высшей математике. Отсюда следует вывод, что люди различаются именно задатками, а не способностями. Их различия напрямую зависят от возможности усваивать определенный материал, и эта возможность связана с природными, врожденными качествами личности.

Способности, если их правильно характеризовать, напрямую зависят от задатков. Это и умения, знания в различных отраслях, и даже определенные социальные нормы, которые общеприняты. Склонность к развитию проявляется на ранней стадии формирования задатков, когда только начинают проявляться определенные интересы ребенка. Именно так формируется одаренность личности.

Рекомендуем: Кто такой амбидекстр?

Однако одаренность нельзя рассматривать в общих чертах, допускается говорить об одаренности к чему-либо, то есть о склонности к определенной деятельности. Одаренность – это развитая личность, это последняя ступень, когда можно говорить, что все этапы пройдены. А этих этапов несколько, и задатки играют важную роль в становлении одаренности.

  • Задатки – природная предрасположенность к способностям.
  • Способности – качества личности, «вырастающие» из задатков.
  • Далее следует уровень развития, который мы называем одаренностью.
  • Следующая, высшая ступень развития – талант.
  • И как максимальный уровень развития – гениальность.

Как мы видим, задатки и способности – главные факторы в развитии человека. Их необходимо замечать и активно развивать с самого детства, чтобы во взрослой жизни человек имел определенные резервы для личностного роста. Не стоит забывать, что эти важные черты личности можно и развивать.

Становление личности

С самого детства наша личность проходит несколько этапов развития. Природные качества – задатки – помогают нам развивать способности. Способности в свою очередь показывают степень одаренности человека. Одаренность проявляется в талантливости. А талантливость ведет к гениальности.

Гениальность – это совокупность всех этапов развития, это высшая ступень. Чтобы развивать в себе гениальность, нужно находиться в благоприятной среде. Общение с людьми, которые могут поделиться знаниями, мотивировать на определенные действия, способствующие развитию, – это обязательные условия.

Рекомендуем: Арт-терапия

Но также стоит помнить и о личном интересе. Довольно часто для развития личности мотивирующим фактором является конкуренция.

Но если все-таки имеются сомнения, есть ли в вас задатки к гениальности, то существует много психологических тестов и методик, которые помогут с точностью определить, в каком направлении вам следует развиваться.

Запомните, каждый человек с рождения имеет все шансы успешно развить в себе гениальную личность. Людмила Мухачева

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/zadatki.html

Задатки, способности, одаренность, талант

Способности и задатки

едкие родители не считают своего ребенка самым лучшим, самым умным, способным и талантливым. Кто-то начинает рано говорить, кто-то в три года знает буквы и цифры, кто-то замечательно рисует и лепит, и каждое отличие своего ребенка от сверстников – повод горделиво сказать: «Видите, какой он у нас одаренный!».

Между тем настоящая одаренность встречается не так уж часто. Как правило, достижения ребенка, отличающие его от ровесников (особенно это касается малышей) связаны с его индивидуальными психофизиологическими особенностями, а также с количеством времени, которое родители посвящают его развитию.

С другой стороны, недооценить способности и возможную одаренность ребенка – это почти преступление. Ведь одаренный ребенок требует особого внимания. Он не сможет быть счастливым, если его способностям не найдется должного применения. Кроме того, способности могут сами найти себе развитие во вредном для ребенка направлении.

Давайте разберемся, как определить способности ребенка, его одаренность и (возможно!) талант.

Способности – что это такое?

Борис Михайлович Теплов, известный русский психолог, в статье «Способности и одаренность» включает в понятие «способности» три признака:

  1. Психологические особенности человека, отличающие его от других.
  2. Такие особенности личности, с помощью которых возможно успешное выполнение какой-либо деятельности.
  3. А также индивидуальные особенности, которые способствуют быстроте приобретения различных навыков и знаний.

То есть способности, включая в себя определенные навыки и умения, не сводятся к ним. Способности существуют в развитии, в движении. Это развитие осуществляется в процессе деятельности.

Способности – это возможности приобретения знаний и навыков. И обнаруживаются они не в знаниях и умениях как таковых, а в динамике приобретения этих знаний и умений.

Поэтому для определения способностей нужно учитывать соотношение успеваемости и усилий для ее достижения. Простыми словами, ребенок способный для достижения того же результата затратит намного меньше усилий, чем ребенок неспособный.

Итак, главное – способности можно оценить только в деятельности. Присмотритесь, насколько легко дается ребенку та или иная деятельность. Если при качественном результате он, по-видимому, затрачивает совсем немного усилий, — значит, у него есть способности к этой деятельности.

Врожденные или приобретенные?

В какой степени способности зависят от природных, биологических факторов, а в какой – от обучения и воздействия окружающей среды?

Современная наука установила, что генотип определяет только теоретически возможные границы развития способностей, а среда и воспитание – насколько они будут реализованы.

Соотношение этих факторов оценивают по-разному. Некоторые психологи ведущее значение отдают наследственности. Действительно, музыкальная одаренность Вольфганга Моцарта обнаружилась в три года, когда воздействие воспитания и обучения еще не могло быть определяющим.

Кроме того, известно, что отсутствие достижений в раннем возрасте не всегда говорит об отсутствии способностей. Так, например, композитор Н. А. Мясковский, писатели В. Скотт, И. А. Гончаров, С. Т. Аксаков, биологи К. Линней и Л.

Пастер (и многие другие известные люди) проявили себя в довольно позднем возрасте.

Противоположная позиция заключается в том, что способности целиком и полностью определяются воспитанием и обучением. Примером служат случаи, когда дети самых примитивных племен Африки, получившие должное образование, ничем не отличаются от европейцев, и, наоборот, случаи ранней социальной изоляции («маугли»), которые говорят о невозможности нормального человеческого развития вне социума.

Исследования природы способностей

Чтобы выяснить соотношение наследственности и среды, проводились интересные исследования. Например, изучали родословные выдающихся представителей искусства и науки.

Было выяснено, что прабабушки Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина Ольга и Евдокия Трубецкие были родными сестрами. В роду Иоганна Себастьяна Баха было около 26 музыкантов с выдающимися музыкальными способностями. Этот род был настолько известен, что всех городских музыкантов в то время называли «бахами».

Однозначные и точные результаты были получены при изучении степени сходства психических процессов и поведения у однояйцовых близнецов. Как известно, у однояйцовых близнецов набор хромосом одинаков. Значит, все различия между ними объясняются воспитанием и влиянием окружающей среды.

Даже в тех случаях, когда однояйцовые близнецы были разлучены сразу после рождения и росли в разных семьях, они оказались намного более похожи друга на друга, чем разнояйцовые близнецы, которые воспитывались вместе.

Роль наследственных факторов подтвердили и данные, полученные при исследовании приемных детей, усыновленных сразу после рождения. Когда они выросли, их умственные способности намного больше соответствовали способностям биологических родителей, а не приемных.

Встречались и пары однояйцовых близнецов, сходство между которыми не было таким разительным, к тому же у всех пар оно резко уменьшалось с возрастом.

Задатки

Итак, большинство исследователей считают, что природные факторы, наследственность создают лишь предпосылки для развития способностей, а их реализация определяется обучением и воспитанием.

Такие природные предпосылки развития способностей называют задатками. Задатки – это врожденные физиологические особенности мозга, зрительного, слухового и других анализаторов, свойства нервной системы (уравновешенность, сила, подвижность нервных процессов).

Задатки – лишь одно из необходимых условий развития способностей. Сами по себе они не гарантируют это развитие.

Характеристикой задатков является и их многозначность; на основе одинаковых задатков могут развиться разные способности.

Классификация способностей

Успешность любой деятельности обусловлена не наличием какой-то одной способности, а комплексом способностей.

Различие требований, предъявляемых различными видами деятельности, отражается в классификации способностей. Их принято делить на две группы: общие и специальные. В свою очередь они разделяются на элементарные и сложные, а уже в них выделяют конкретные виды.

Общие элементарные способности

Они присущи всем людям, хотя и выражены у каждого по-разному. Проявление этих способностей соответствует простому действию: сенсорному, мыслительному,          мнемоническому, волевому. В результате упражнений действие может стать навыком.

  • Способность ощущать
  • Способность воспринимать
  • Способность запоминать
  • Способность мыслить
  • Речевая способность
  • Способность воображать
  • Способность переживать

Специальные элементарные способности

Они встречаются уже не у всех людей. Для них требуется качественная выраженность определенных психических процессов. Эти способности можно развить обучением, но в границах, определенных задатками.

  • Глазомер
  • Высокая обонятельная чувствительность
  • Музыкальный слух
  • Словесно-логическая память
  • Критичность мышления

Общие сложные способности

Тоже присущи всем людям, при этом каждая из них — это сложная структура, характеризующая свойства человеческой личности.

  • Способность к труду
  • Способность к общению
  • Способность к игре
  • Способность к учению

Специальные сложные способности

Их принято называть профессиональными способностями, так как они относятся к определенной профессиональной деятельности. Они присущи не всем людям, и степень их выраженности может быть очень разной.

  • Математические
  • Музыкальные
  • Конструктивно-технические
  • Художественные
  • Организаторские

Способности и одаренность

В просторечии слово «одаренность» употребляют как синоним «способности». На самом деле это не так.

Мы выяснили, что способности проявляются и формируются только в деятельности. То есть, если вы хотите выяснить, какими же способностями обладает ребенок, то следует включить его в определенную деятельность.

Эта деятельность должна соответствовать таким условиям:

  1. Вызывать стойкие положительные эмоции.
  2. Вызывать активный, серьезный и глубокий интерес.
  3. Иметь творческую компоненту.
  4. Ставить перед ребенком цели, всегда чуть-чуть превосходящие его возможности.

Наблюдая за ребенком в таких благоприятных условиях, установить наличие и силу способностей к какому-то виду деятельности не сложно.

Одаренность же заявит о себе так ярко и явственно, что ошибиться будет не возможно. Одаренный ребенок:

  1. Проявит крайне высокую степень успешности в выбранной деятельности.
  2. Его мотивация будет очень высокой, он будет сильно вовлечен в деятельность.
  3. Он будет действовать креативно, создавать новое или находить нестандартные способы действий.
  4. Он проявит поразительную интуицию, бессознательную чуткость в решении поставленных перед ним задач.

Все это потому, что одаренность – это не просто комплекс способностей, некоторая их сумма. Это их синтез с новым качеством – качеством, неотделимым от личности ребенка. Можно сказать, что одаренность – это функция личности.

Запомните, что раннее проявление способностей говорит об одаренности ребенка. Повторим, что под «ранним проявлением» следует понимать выражение способностей в деятельности.

Одаренность и талант

И все-таки у способности и одаренности есть общее свойство. Сами по себе они не обеспечивают успех деятельности. Они дают лишь возможность успеха, для которого еще нужно приложить знания, умения и труд.

Талант же – другое дело. Его можно сравнить с «данайским даром». Он определит судьбу ребенка независимо от желаний его и родителей.

Чем более талантлив одаренный ребенок, тем более его талант ведет себя как «самостоятельная личность», далеко превосходящая и возраст ребенка, и его готовность следовать своему предназначению.

Талант сам заставит ребенка набраться нужных знаний и умений, заставит трудиться и добиваться результата.

Как и одаренность, талант встречается редко. Но, если вы заметили у вашего ребенка признаки того или другого, знайте – вы поступите очень неправильно, если не будете заниматься таким ребенком.

Неизвестно, что бы мы сейчас знали о Моцарте, если ли бы его отец, Леопольд Моцарт, не посвятил своей жизни талантливому ребенку.

Родители Николая Цискаридзе и Юлии Липницкой бросили устроенный быт и работу, чтобы перебраться в Москву и дать своим детям возможность учиться у лучших педагогов.

Жертва, на которую идут родители талантливых детей, исходит из любви к ребенку и желания ему добра. Ведь талант требует действия, и без этого ребенок не сможет быть счастливым.

Источник: https://baby-ved.ru/vospitanie-shkolnika/zadatki-sposobnosti-odarennost-talant/

Задатки и способности

Способности и задатки

Говорят, талантливый человек талантлив во всем, и способности необходимо развивать, а не зарывать в землю.

Ярые противники этого мнения утверждают – таланты даны не каждому, поскольку у некоторых личностей просто нечего развивать.

Так ли это на самом деле, или люди просто придумали оправдание своему бездействию? Определяющим фактором здесь являются задатки и способности, данные человеку при рождении.

Задатки как природные предпосылки способностей

Как утверждает психология, способности и задатки взаимосвязаны друг с другом. Задатки являются предпосылками к развитию способностей, а это значит, что от задатков зависит развитие личности в целом.

При благоприятных жизненных условиях, личность может достичь успеха, приобретая способности в процессе жизнедеятельности и вне зависимости от того были ли у него изначально предпосылки к тому чтобы прийти к каким-либо жизненным достижениям.

Ученые спорят, существуют ли у человека задатки от рождения или их вовсе не существует как таковых. Несмотря на то, что анатомическое происхождение задатков не доказано, психологи сходятся во мнении, что при правильном воспитании и обучении, человек быстрее добьется успеха в жизни.

Если ребенок не получает почву для развития своих способностей, и родители не поддерживают его в различных интересах и увлечениях, такой человек рискует так и не раскрыть свои таланты. Такие ошибки в воспитании встречаются довольно часто.

[/stextbox]

Не обращая внимания на природные способности и задатки ребенка, родители стремятся навязать ему свои когда-то не реализованные возможности. Иными словами, ребенок вынужден делать все то, чего не смогли достигнуть родители, так и не реализовав свой внутренний потенциал.

Однако во взрослой жизни можно самостоятельно определить есть ли у вас задатки, и какие вы имеете способности. Для этого достаточно разобраться в определении этих понятий.

Понятие способностей и задатков

Способности – это, прежде всего, особенности личности, которые позволяют достичь успеха в делах и общении. Они даются легко и играючи. Чаще всего это те качества, которые мы давно в себе обнаружили и которые приносят нам удовольствие.

Задатки – это те умения, которые позволяют развиться способностям. Как правило, это определенные свойства нервной системы, или анатомо-физиологические особенности.

Задатки и способности личности можно разделить природные и специфические. Природные заложены в человеке биологически, и формируются через жизненный опыт. Например, если развить хорошие физические задатки, можно добиться неплохих результатов в спорте. Специфические способности и задатки человека в свою очередь можно разделить на три составляющих:

  • теоретические и практические. Первый вид способностей определяет склонность человека к абстрактно-логическому мышлению. Второй вид определяет практические действия. У разносторонне развитых людей обе эти способности прекрасно сочетаются и дополняют друг друга;
  • общие и специальные способности. Наличием первого типа способностей определяются различные виды деятельности и коммуникации человека. Например, умственные способности и функции памяти и речи. Специальные способности позволяют добиться успеха в конкретных сферах деятельности. Например, в спорте, музыке, технике, математических и литературных направлениях;
  • учебные и творческие способности. Первые помогают человеку с легкостью усваивать навыки и знания, а также способствуют формированию личности. Вторые, т.е. творческие способности помогают создавать произведения искусства и культуры, а также делать различные открытия.

Развитие способностей

Когда мы понимает что такое способности и задатки, развитие способностей не покажется таким сложным как на первый взгляд. Существует несколько уровней их развития:

задатки – природные предпосылки к развитию;сами способности;

  1. одаренность – совокупность способностей, которая дает человеку возможность успешно выполнять определенную деятельность;
  2. мастерство – выполнение определенной деятельности с совершенством;
  3. талант – сочетание высокоразвитых способностей. Одна развитая способность еще не является талантом;
  4. гениальность – наивысший уровень развития способностей. Очень редкое явление в истории человечества. Всего можно насчитать около четырехсот гениев за время существования нашей цивилизации.

Развить в себе те или иные способности можно только при определенных условиях. Для этого, вы как минимум должны находиться в благоприятной социальной среде, то есть общаться с людьми, которые могут поделиться с вами знаниями, опытом или просто дать вам дополнительную мотивацию для развития. Интерес и поддержка являются главным фактором развития способностей. Иногда новые силы человеку может дать даже ситуация конкуренции. А если вы сомневаетесь, есть и в вас задатки, определить их и ваши будущие способности помогут специальные психологические методики. Например, тест математических аналогий, диагностика структур интеллекта Амтхауэра, тест Равенна и многие другие.

Некоторые ошибочно полагают, что духовная деятельность заключается в бесконечном внутреннем самокопании, которое должно привести к просветлению и очищению души. Тем не менее, это совсем не так, ведь подобная деятельность является одной из потребностей личности, и нацелена на рождение её моральных ценностей. Как развить уверенность в себе? Многие люди отдали бы всё на свете лишь бы стать увереннее в себе. На самом же деле вовсе не обязательно продавать душу дьяволу, чтобы поднять свою самооценку и научиться ценить в себе свои самые хорошие качества. Подробнее об этом мы расскажем в нашем материале.
Уверенность в себе – упражнения Для того чтобы помочь людям развить уверенность в себе психологами был придуман ряд тренингов и упражнений, направленных на внушение человеку своей значимости в социуме. С самыми действенными из этих упражнений мы предлагаем вам ознакомиться в этом материале. Как стать сильной личностью? Как приятно слышать, когда о тебе отзываются, как о сильной личности. Но к сожалению, харизма и сила духа даётся от природы не всем, да и не каждые родители способны воспитать эти качества в своём чаде. Но не стоит отчаиваться, ведь заняться саморазвитием никогда не поздно.

Источник: http://kak-bog.ru/zadatki-i-sposobnosti

Задатки и способности: потребности и формирование способностей

Способности и задатки

Задатки —  это особенности периферической и центральной нервной системы человека, имеющие анатомическую и физиологическую природу.

Формирование способностей человека к какому-либо виду деятельности базируется на его задатках.

Нельзя путать эти два понятия, поскольку способности, в отличие от задатков, представляют собой совокупность навыков и умений, приобретенных в ходе какой-либо деятельности, и подлежат развитию при наличии интереса и благоприятных условий. Природа человеческих способностей сложна, так же как и их связь с задатками.

Прямая связь задатков и способностей

Задатки и способности человека состоят в некоторой линейной связи: в отсутствие необходимых задатков развить те или иные способности невозможно.

Так, например, человек, полностью не обладающий музыкальным слухом, не сможет стать композитором или певцом, поскольку ему не даны исходные возможности для этого.

То есть, задатки —  это необходимое, обязательное условие для развития способностей.

Формирование основных задатков происходит как до рождения, так и после него, в процессе человеческого онтогенеза, и имеет генетически обусловленную природу. Различают два вида задатков:

  • типологические свойства нервной системы — от них не зависит характер и профильная принадлежность возможных способностей, а только легкость и скорость их развития, общий потенциал;
  • анатомические особенности коры головного мозга — определяют предмет и содержание способностей.

Однако нужно понимать, что наличие задатков вовсе не гарантирует такого процесса как формирование способностей и развитие потенциала Дело в том, что задатки служат обязательной отправной точкой, но не более того. На их основе строится структура способностей, тесно переплетаясь с жизненными обстоятельствами человека, его осознанными действиями, возможностями и интересом к тому или иному роду деятельности.

Презентация: “Понятие о задатках и структуре способностей”

Таким образом, природа человеческих способностей хоть и лежит в области задатков, но обусловлена еще множеством дополнительных факторов.

Человек с абсолютным слухом (возьмем тот же пример, что и выше), имея серьезный потенциал, но не занимаясь самостоятельно и не посещая музыкальную школу или хотя бы курсы, не интересуясь музыкой, лишит себя вроде бы уже готовой возможности и не станет композитором или певцом точно так же, как и в случае полного отсутствия слуха.

То есть, развитые способности —  это результат комбинации задатков, благоприятных обстоятельств, воспитания, интересов и собственных осознанных усилий человека; а в соотношении личностных задатков и способностей не существует никакой жесткой зависимости.

Тем не менее, напомним известное правило: наибольшего успеха в любом занятии достигает тот, кто весь свой потенциал, время, энергию и возможности направляет в развитие своих самых сильных сторон.

Человек, имеющий серьезные музыкальные задатки, естественно, сможет добиться результатов —  и порой значительных —  в, например, математике, однако, на это он израсходует намного больше сил и времени, чем тот, у кого есть врожденный потенциал к точным наукам.

Удачная стратегия выбора профессии

Наиболее удачной стратегией представляется такая, при которой человек определяет свои задатки и уже в рамках заданных возможностей ищет подходящую профессию и занятие своей жизни.

Выигрышность подобной стратегии подтверждает и факт, что на основе одних и тех же врожденных задатков могут развиваться совершенно разные способности.

Если еще раз вернуться к примеру абсолютного слуха, мы увидим, что он вовсе не ограничивает человеческий потенциал исключительно занятиями музыкой.

Возможности велики: такие люди могут становиться специалистами по устным диалектам, изучать множество языков, осуществлять тонкую настройку инструментов и аппаратуры и так далее.

Презентация: “Мозг и способности”

То есть, в идеале на выбор профессии должны влиять потребности и способности человека, основанные частично на его задатках, но кроме того —  на особенностях характера, интересах и общих склонностях.

Итогом этих рассуждений может стать вывод, что способности и задатки человека составляют сложную структуру его общего потенциала, в совокупности с характером, интересами, фактами биографии и другими многочисленными факторами.

Развитие потенциала у детей

Общеизвестно, что формирование способностей в основном происходит в детском и подростковом возрасте. Поэтому задача родителей —  помочь своему ребенку реализовать потенциал, его задатки и способности.

Однако, часто выходит, что родители используют шанс воплотить свои несбывшиеся возможности через ребенка.

В итоге несколько самых важных для развития личности лет могут быть посвящены ненавистной художественной или физико-математической школе, секции бальных танцев или соревнованиям по плаванию, а собственный потенциал ребенка так и не раскрыт.

Наиболее правильным поведением родителей является внимательное наблюдение за склонностями и интересами детей, вычленение тех областей, в которых дети наиболее охотно и успешно самовыражаются. На основе этих наблюдений уже можно подбирать ребенку хобби или дополнительное образование.

Диагностика способностей

Очень известным методом определения потенциала, уровня интеллекта и способностей, его составляющих, является тест структуры интеллекта авторства Рудольфа Амтхауэра, немецкого психолога 20 столетия.

Амтхауэр создал свою методику, подходящую для профессиональной диагностики и ориентации, состоящую из девяти разделов.

Этот тест многократно адаптировался для профориентации подростков различных стран и продолжает широко использоваться и в наши дни.

Разделы теста делятся на следующие группы:

  • вербальные субтесты, выявляющие возможность человека оперировать своей речью; если тесты этой группы будут пройдены наиболее успешно, можно утверждать, что тестируемый обладает способностями к общественным наукам и изучению языков;
  • математические субтесты —  определяют склонность человека к точным наукам;
  • конструктивные субтесты —  предполагают возможность пространственной теоретической и практической одаренности; высокие результаты в этой группе подразумевают склонность и интерес тестируемого к естественно-технической и общенаучной деятельности;
  • теоретические и практические планы способностей —  определяют общую возможность успешного обучения и когнитивной деятельности.

Тесты включают в себя задания на работу с предложениями и наборами слов, арифметические задачи, манипуляции с числовыми рядами, задания на пространственное обобщение и мнемические способности. Оценка потенциала тестируемого должна быть комплексной по всем указанным подгруппам, для чего была разработана целая система интерпретации ответов на тесты.

Нужно сказать, что данный тест в основном направлен на выявление одаренности в точных и естественно-научных областях знания. Творческие склонности определяются по множеству других тестов, представляющих собой работу с текстами, изображениями и собственной фантазией.

В заключение отметим: несмотря на то, что природа человеческих способностей является многосоставной структурой, зависящей от разнообразных факторов, человек, желающий найти свои сильные стороны, вполне способен это сделать. Не стоит подходить к этому процессу формализовано и опираться на одни лишь тесты — в конце концов, наши задатки дают о себе знать ежедневно.

Наблюдая и фиксируя свое поведение, анализируя количество сил и качество результата в какой-либо деятельности, мы можем достаточно точно определить, какие задатки даны именно нам, и воспользоваться ими для развития способностей.

Источник: https://tonusmozga.ru/sposobnosti/razvitiye-sposobnostey/zadatki-i-vozmozhnosti.html

ovdmitjb

Add comment