Irvuz

Специфика психического развития ребенка

Содержание

Специфика психического развития ребенка – Педагогика раннего детства

Специфика психического развития ребенка
Ранний возраст – период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Главнойособенностью психического развития ребенка является предметная деятельность,ведущая на данном этапе развития малыша. Она во многом определяет спецификуобщения ребенка с окружающими людьми. То есть малышу становятся доступнымиправила и нормы действия с предметами, принятыми в той культурной среде, вкоторой он растет.

Ребенок учится использовать предметы в качестве орудий:ложкой ест, карандашом рисует, а не наоборот.

Стадии психическогоразвития детей

Этапыформирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, былиисследованы П.Я. Гальпериным. Он показал, что на первой стадии –целенаправленныхпроб – ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым онхочет –достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета.

На второй стадии– подстерегания – дети случайно находят в процессе своих попыток эффективныйспособ действия с орудием и стремятся повторить его.

На третьейстадии, которую Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенокактивно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием иовладеть им.

Четвертая стадия– объективной регуляции. На этой стадии ребенок открывает способы регулированияи изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых егоприходится выполнять.

Гальперин также доказал, что в том случае, когда взрослыйсразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб иошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второгоэтапа.

При диагностикеразвития предметных действий у детей необходимо помнить о том, что орудийныедействия включают в себя и предметные, так как один из вариантов орудийногодействия является исторически закрепленным за данным предметом.

Ребенок, вотличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденныхрефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития.

Практически всемногообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных,складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само времявозникновения определенных психических реакций может быть ускореносоответствующим влиянием взрослого.

Например, если он проявляет к ребенкудоброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малышапоявляется раньше.

Существеннойособенностью раннего детства является взаимосвязь физического инервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяетсясостоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет наэмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированныеформы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.

Психическое ифизическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдаетсябольшая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легкоутомляются, их настроение часто меняется.

Для детей раннеговозраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередьпсихической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с однойстороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой – даетвозможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и системорганизма.

Несмотря набогатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы,незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются.

Так, у детей,посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходитсяснова закреплять навык мытья рук.

То есть в раннем возрасте складываются нестолько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшегоусовершенствования.

Концептуальные подходы к психическому развитию

Понять психикуребенка как целостное и системное образование, роль детства в последующей жизнивзрослого можно благодаря понятю развитие. Уместно вспомнить слова Гете,который писал:

«Кто хочетчто-нибудь живое изучить,

Сперва его онубивает, потом на части разлагает,

Но связи жизненнойему там не найти».

Именно развитиевыполняет функцию этой жизненной связи. Очевидно, что понятие «развитие»является ключевым в психологии развития детской психики. Это понятие мы уже нераз использовали выше и у читателя, наверное, не возникало проблем с егопониманием.

Однако не так все просто в науке о психологии развития. Сегодня впсихологии можно насчитать около двух десятков концептуальных подходов кпсихологии развития.

Подобная пестрота взглядов, с одной стороны,отражает кризисное состояние, в котором находится психология, а с другой –значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение дляпонимание природы психики и ее развития. А.Г.

Асмолов, анализируя возможныетеоретические концепции психического развития человека, выделяет три основныхподхода к пониманию хода этого развития, в которые укладываются множествоотдельных теорий и концепций.

Биогенетическийподход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека какиндивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки,темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамическиесвойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различныестадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».

Социогенетическийподход, представители которого делают акцент на изучении процессов«социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретениясоциальных установок и ценностных ориентации…».

Представителиперсоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности,самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбымотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализацииличностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного путииндивидуальности».

Важнейший законразвития высших психических функций, открытый Л. С.

Выготским, заключается вследующем: всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникаетв процессе взаимодействия со взрослыми и существует не в индивидуальномсознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве ихвзаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму.

Впоследствии онапереходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, то есть становится егоиндивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон переходаот интер- к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение длядетской психологии. В формулировке Л. С. Выготского он звучит следующимобразом:

«Всякая функция вкультурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, – сперва всоциальном, потом – в психологическом, сперва между людьми, как категорияинтерпсихическая, затем внутри

ребенка, каккатегория интрапсихическая» (т. 3, с. 145).

В этойформулировке содержатся две важнейшие мысли:

1) психическиепроцессы у человека с самого начала социальны –и по своему происхождению, и посвоему содержанию;

2) интериоризация– процесс перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние,психические.

В общих чертахинтериоризация проходит следующие три этапа:

1) взрослый,используя соответствующие знаковые средства, воздействует на ребенка, побуждаяего что-то сделать, или обращает внимание ребенка на что-то, или простообращается к нему;

2) ребенок,перенимая от взрослого способ обращения, сам воздействует на взрослого;

3) ребенокобращает те же средства и те же воздействия на самого себя, то есть обращаетсяк самому себе во внутреннем плане.

Для иллюстрацииприведем описанный Л. С. Выготским пример превращения внешних средств вовнутренние на материале исследования произвольного внимания. О произвольномвнимании можно говорить тогда, когда человек сам направляет и удерживаетвнимание на каком-либо предмете, если сам этот предмет «не бросается» в глаза(в этом случае включаются механизмы непроизвольного внимания).

Таблица 1 – Психическое развитие младенцев (0-1 год)

Таблица 2 – Общаясхема возрастного развития ребёнка раннего возраста

1.    Смирнова, Е.О. Закон развития высшихпсихических функций [Электронныйресурс]//PSYERA гуманиторно-правовой портал: http://goo.gl/qnGmYR.

Источник: https://www.sites.google.com/a/soe.uspi.ru/pedagogika-rannego-detstva/home/specifika-psihiceskogo-razvitia-rebenka

Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Специфика психического развития ребенка

Дошкольный возраст охватывает период психического развития с 3 до 7 лет. В это время структура психики претерпевает значительные изменения. Меняется социальная ситуация.

Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу.

Рассмотрим особенности психического развития, отличающие детей дошкольного возраста более детально.

Развитие детей-дошкольников происходит по нескольким направлениям

Особенности развития когнитивных процессов в дошкольном возрасте

Каковы особенности и основные этапы психического развития ребенка дошкольного возраста?

Нельзя не отметить, что в дошкольном возрасте процессы когнитивной сферы приобретают важную особенность, предопределяющую их дальнейшее развитие – произвольность. Это говорит о том, что с определенного момента они перестают быть спонтанными, становясь контролируемыми и подчиняемыми волевой регуляции.

Одной из причин этого является развитие сознания и усложнение форм поведения.

Развитие речи — одно из частей психического развития

Постепенно ребенок приступает к освоению знаковых систем, наиболее важными из которых являются язык и речь.

В дальнейшем он будет использовать их для регуляции своей психологической жизни, ведения внутреннего диалога.

Это, в свою очередь откроет возможности для интериоризации многих психических процессов в сознании детей (перехода из внешнего во внутреннее), а также выхода когнитивных процессов на новый уровень развития.

Мышление в дошкольном возрасте

Например, рассуждая о мышлении ребенка младшего дошкольного возраста, стоит отметить, что оно весьма своеобразно. И среди его закономерностей часто встречаются такие ошибки, часто отличающие развитие ребенка в дошкольном возрасте. Опишем их особенности кратко:

  1. Трансдукция (переход от частного случая к частному).
  2. Артифициализм (создание собственного мира, подчиняемого своим законам).
  3. Синкретизм (нерасчлененность мышления).
  4. Эгоцентризм (оценка происходящих вокруг событий и фактов исключительно со своей точки зрения при невозможности принять другую).
  5. Анимизм (одушевление предметов).
  6. Проблема с пониманием противоречий.

Эгоцентризм у малышей ждоминирует до 6-ти лет

Со временем ребенок начинает преодолевать все эти недостатки мышления и постепенно они становятся все менее и менее выраженными. Эгоцентризм постепенно отступает.

Благодаря этому у ребенка не только совершенствуется мышление, но начинает проявляться такое качество, как эмпатия – способность оценить, почувствовать и понять душевное состояние другого человека.

Причем качество дает знать о себе даже в тех случаях, если психическое состоянием ребенка и чувства, которые испытывает в момент разговора собеседник, существенно различаются.

Тем не менее, такие качества мышления как, например, обратимость, начинают формироваться в создании детей только к семи годам.

К этому возрасту они начинают успешно решать предложенные логические задачи, понимая закономерности сохранения количества предметов, массы, а позднее – обратимости некоторых математических операций.

Логическое мышление у детей начинает оформляться в самостоятельную форму, однако окончательно оно сможет сформироваться только к подростковому периоду.

Показатели нервно-психического развития

В периоде дошкольного детства у ребенка в той или иной степени сформированы все существующие виды мышления, однако основную роль в его развитии играют такие его виды, как образное и схематическое (в меньшей степени – словесно-логическое, пока еще не интериоризированное, но постепенно переходящее во внутренний план).

Память в дошкольном возрасте

Единой точки зрения, объясняющей закономерности и особенности психического развития процессов памяти в дошкольном возрасте не существует. На сегодняшний день сформулировано как минимум три теории, указывающей на ее специфику.

Развитие памяти с помощью дидактических игр

  1. Существует два вида памяти, имеющих физиологическую и психологическую составляющую.
  2. Интенсивно развиваясь в младшем возрасте, память начинает снижать свои показатели в дальнейшем.

  3. Пик развития памяти достигается в десять лет. Затем наступает ее медленное ухудшение.

Характерной особенностью памяти дошкольника является то, что в этот период ее процессы из непроизвольных постепенно становятся произвольными.

И ребенок начинает ставить перед собой осознанные цели что-либо запомнить, вспомнить, узнать; для их достижения предпринимаются намеренные усилия.

Такие изменения, в первую очередь, связаны с тем, что в возрасте от четырех лет у ребенка начинает складываться понимание мотивов деятельности и ее результатов.

Объем кратко- и долговременной памяти детей возрастает, позволяя ребенку удерживать больший объем информации. Формирующееся логическое мышление позволяет структурировать эту информацию, придавая ей более структурированный и законченный вид.

Важной характеристикой общения в дошкольном возрасте является и то, что ребенок уже в достаточной степени овладевает речью. При помощи речь становится намного легче донести до него информацию о правилах и нормах поведения, возможных поощрениях и наказаниях.

Таким образом, реализуется одно из важнейших функций общения – познавательная.

Вербальные средства также позволяют получать более эффективную обратную связь, давая ребенку возможность оповестить взрослого о своем настроении, состоянии и самочувствии на текущий момент.

Развитие навыков общения происходит с младенческого возраста

Кроме того, период дошкольного детства – это время, когда ребенок начинает общаться не только со взрослыми, но также и своими сверстниками. А после становятся более избирательными, стараясь взаимодействовать лишь с теми, кто по той или иной причине кажется ему более приятным.

Если посмотреть на группы дошкольников, занятых той или иной деятельностью – например, творчеством, либо игрой, легко заметить, что уже в этот период у них наблюдается четкое распределение ролей. Выделяются лидеры, их ближайшее окружение, а также менее общительные и даже отвергаемые дети.

Общение со сверстниками строится в дошкольном возрасте в несколько этапов. Вначале ребенок активно включается в активную деятельность, перенимая формы поведения у своего окружения, самостоятельно предлагая ему те или иные сценарии, или направляя деятельность более младших.

Мотивы поведения у детей

После этого ребенок начинает отделять себя от окружающих и воспринимать себя вне зависимости от других детей. Он старается продемонстрировать другим детям свои личностные качества, способности и таланты.

В процессе совместной деятельности начинает проявляться характер ребенка и его личностные качества. Он уже показывает, что ему не нравится и чем он недоволен.

Важную роль приобретает обратная связь: общаясь с детьми и делясь с ними какой-либо информацией, он уже обращает внимание на их реакцию, восприятие себя.

Становление характера в дошкольном детстве

Каковы особенности психического развития личности в дошкольном возрасте? Прежде всего, на основе взаимоотношения со сверстниками, а также с родителями у ребенка начинает формироваться самооценка, выражающая восприятие им самого себя и собственной деятельности. Именно этот фактор во многом станет определять особенности социализации ребенка в будущем, сделав ее существенно легче, либо затруднив ее.

Проблемы в психическом развитии

Однако далеко не всегда самооценка ребенка формируется достаточно адекватно и зачастую она может деформироваться под влиянием таких факторов, как давление взрослых, их отказ от восприятия ребенка таким, каков он есть на самом деле. Результатом этого часто становятся повышенный уровень тревожности, агрессии, страх перед окружающими людьми.

Помимо самооценки младшему дошкольному возрасту присуще также формирование определенного уровня притязаний. В отличие самооценки уровень притязаний, требований к себе, осознан и более ситуативен.

Поскольку дошкольник имеет уже довольно четкое понимание того, что вызывает у него симпатию, а что – нет, в ответ на некоторые раздражители у него могут проявляться такие качества, как тревожность и агрессивность.

Однако далеко не всегда эти качества играют в процессе его социализации негативную роль.

К примеру, агрессивность, не выходящие за пределы нормы, является обязательным отличительным качеством лидера, фундаментом целеустремленности; а тревожность – качеством, формирующим наблюдательность, способность к самоконтролю и самоорганизации.

Ведущие типы деятельности в дошкольном возрасте

Рассматривая психическое развитие ребенка как старшего, так младшего дошкольного возраста, нельзя обойти вниманием ведущие виды деятельности в этом периоде.

Роль игры в психическом развитии детей

Формирование представлений об окружающем мире, понимания особенностей человеческих взаимоотношений – все это начинает происходить в периоде дошкольного детства благодаря игре. Именно этот вид деятельности занимает центральное место в социальной ситуации этого возраста.

Благодаря наличию определенных ограничений и правил и, при этом, довольно значительной свободы действий, игра позволяет психологическому развитию ребенка претерпеть существенные количественные и качественные изменения.

Помимо предметно-манипулятивной деятельности, игра начинает охватывать и другие сферы (ярким примером являются, например, сюжетно-ролевые игры, где каждый участник должен действовать в соответствии с закрепленным за ним статусом).

Важная роль игровой деятельности в дошкольном возрасте объясняется целым рядом значимых факторов.

  1. Игра позволяет ребенку включаться в различные формы активной общественно-полезной деятельности. Он усваивает наиболее типичные формы отношений между людьми и учиться ориентироваться в их сфере.
  2. При помощи игровых действий ребенок начинает видеть первые результаты, приносимые его деятельностью.
  3. Игра позволяет сделать ранее неконтролируемую деятельность ребенка более целенаправленной и организованной. Дети учатся более рационально распоряжаться своими ресурсами.
  4. Игра представляет собой наиболее мягкую форму соблюдения первых дисциплинарных и режимных моментов.

Развитие творческого мышления — важный этап становления личности

Самостоятельное значение приобретают также различные виды творческой деятельности. Поведенческий репертуар ребенка расширяется; в нем появляются новые виды активности, которые ранее не были доступны по тем или иным причинам.

Ребенок начинает давать самостоятельную оценку процессу деятельности, результату; приобретает первые навыки прогнозирования и планирования. Он формулирует у детей ожидания и сопоставляет их с реальными результатами.

Элементы готовности ребенка к школе

Важное место в периоде дошкольного детства отводится формирования готовности ребенка к принципиально новому этапу в его жизни – поступлению в школу. Феномен готовности к школе включает в себя несколько базовых составляющих.

Аспекты готовности к школе

Кратко опишем их:

  1. Интеллектуальная готовность – овладение ребенком необходимой системой школьных знаний, умений, навыков, значимых для обучения. Способность ориентироваться в окружающем мире и сфере бытовых знаний на должном уровне.
  2. Мотивационная готовность – понимание смысла и цели школьного обучения. Наличие у детей должного уровня сформированности познавательной мотивации.
  3. Социальная готовность – понимание статуса школьника. Осознание того, какие именно перемены затронут жизнь ребенка после поступления в школу, какие особенности имеет жизнь учащегося.
  4. Физическая готовность – обладание ребенком должного уровня физического развития, выносливости, которые дают возможность беспрепятственно находиться на уроке в течение положенного времени.

Оценивая психическое развитие и готовность к школе ребенка в дошкольном возрасте, необходимо принимать во внимание все вышеописанные особенности.

Развитию логики помогает игра в шахматы

И несмотря на то, что большей части компонентов школьной готовности чаще всего не уделяется должного внимания, они имеют исключительно важный смысл. Всесторонняя оценка, проведенная родителями, а также профессиональными педагогами, дает возможность отнести ребенка к группе детей:

  1. готовых к школьному обучению;
  2. находящихся еще на уровне игровой деятельности.

Завершающим этапом дошкольного периода является кризис возраста 6-7 лет. В решении конфликтов, связанных с переходом, достаточно резкого перехода от привычной игровой деятельности к учебной, будет заключаться основная проблема психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/psihicheskoe-razvitiya-u-detej-doshkolnikov.html

Особенности психического развития новорожденного ребенка, Основные анатомо-физиологические особенности новорожденного, Особенности психического развития младенца – Возрастная и педагогическая психология Библии иотека украинские учебникиів

Специфика психического развития ребенка

Поскольку мозг новорожденного ребенка еще продолжает развиваться, поэтому ее психическая жизнь является проявлениями работы подкорковых центров, а также недостаточно развитых отделов коры

.

Социальная ситуация развития новорожденного ребенка не является завершенной, поскольку социальным окружением есть родители, но еще отсутствует ведущая деятельность ребенка – обратная реакция внимания взрослых.

На основе этого возникает противоречие этого возрастного этапа: ребенок а чувствует максимальную потребность во взрослом и одновременно не обладает специфическими средствами воздействия на него. Для преодоления этого противоречия ребенку необходимо научиться реагировать на взрослых.

Этому способствуют и ки приемы формирования потребности в общении со стороны родителей, как контакт взглядов; улыбка (выразительный элемент мимики, говорит о положительном отношении к ребенку) физическое прикосновение, который сопровождает ться мягкой разговором, использование игрушки в акте речевого общения; паузы при разговоре с целью предоставить ребенку возможность”ответитьти”.

течение периода новорожденности у ребенка постепенно появляются такие новообразования, как разложения акта восприятия, появление подражания и акта познания, зрительные и слуховые сосредоточения, проявления активног го интереса к окружающему.

.

Центральным новообразованием этого периода является появление комплекса оживления – положительной эмоционально-действенной реакции новорожденного (улыбка, интенсивные движения ножками и ручками, гуление) на появление взрослого, особенно на голос матери ее лицо, прикосновение.

Появление комплекса оживления является психологическим критерием окончания кризиса и периода новорожденности на смену которому приходит новая стадия развития – стадия младенца. Примерно это происходит в период от двух недель до двух месяцев жизни ребенка (настоящее время является индивидуальным)

Основные анатомо-физиологические особенности новорожденного

течение первого года жизни ребенок интенсивно развивается как физически, так и психически

Рост здорового ребенка-младенца за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес составляет почти 9-10 кг. Младенец отличается от взрослого пропорциями тела: имеет сравнительно большую голов вку, что составляет 1/4 всего тела (у взрослого человека 1/8), короткие ножки, составляют примерно 1/3 всей длины тела. Начинают появляться молочные зубкики.

Интенсивно развивается нервная система. Быстро развиваются анализаторы, в частности, их мозговые части. Устанавливаются связи между различными участками коры головного мозга, проявлением чего является постепенное разви ток условных рефлексов младенцевни.

Особенности психического развития младенца

Главной особенностью психического развития младенца является то, что его социальная ситуация развития является завершенной, поскольку благодаря появлению комплекса оживления ребенок начинает проявлять обратную реакцию внимания родителей – ее социального окружения.

Появляется первая ведущая деятельность ребенка этого возраста – непосредственное эмоциональное общение. Специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что ее предметом является другой человек (эмоциональная реакция на появление взрослого).

Когда предметом деятельности является другой человек, то такая деятельность и является спилкув ния, а условно его называют непосредственным эмоциональным

Схематично социальная ситуация развития младенца выглядит так:

Л. С. Выготский назвал социальную ситуацию развития младенца ситуацией”Мы”Ее суть заключается в том, что вся активность ребенка вплетена в жизнь и деятельность взрослых, ухаживающих за ней. Ребенок практической чно ничего не может сделать без дорослислих.

. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность первого года жизни ребенка обусловливают появление ряда психических новообразований этого возраста:

1) происходит активное развитие познавательных психических процессов (вопросы для самостоятельной проработки);

2) происходят изменения в поведении: появляется общая закономерность любого поведенческого акта: сначала сориентироваться, а затем действовать, на 5-6 месяца комплекс оживления заменяется на другие формы поведения, ребенок должен постоянно с окрашенное самоощущение, возникает акт хватания – первая организованная, направлено действие; появляются первые”вопрос”, которые ребенок задает взрослому в форме действия, взгляда, жеста, которые возможно понять лишь в с итуации действия; появляется потребность в общении со взрослыми

3) развивается речи младенца: появление автономного речи (многократное повторение слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма и тд), ребенок различает интонацию и соответственно реагирует на ее, на конец не-говоря возраста у ребенка возникает пер рше понимания слов (до 20), они уже произносят 10-12 слов (“на”,”дай”,”мама”,”папа””…).

.

Центральным новообразованием немовлячого возраста является хождение. Это первое, что отделяет ребенка от взрослого. Появление хождение в сочетании с языком свидетельствует о распаде социальной ситуации развития этого возраста (ситуации”Мы”), поскольку теперь д ребенок может вести взрослого куда она хочет, или попросить то, что ему нужно и тт.д.

Такие изменения влекут кризис первого года жизни ребенка.

Ее причина заключается в том, что происходит переход от биологического типа развития (сформирована поведение, беспомощность, потребности только в тепле и пищи) к социальному (активность, потребность в общении с другим человеком и познании окружающего мира), а лишь эмоционального общения для такого перехода недостаточным.

.

Главным признаком этого кризиса является резкий рост независимости ребенка от взрослых: она активно осваивает ходьбу и предметные действия, при этом сам выбирает куда идти или какие действия совершать.

Обычно взрослые в определенных ситуациях корректируют или запрещают такие действия. Это вызывает появление кратковременных аффективных реакций (плаксивость, мрачность), иногда нарушение сна, потеря аппетита тощщо.

Важным в преодолении кризиса первого года является установление социальных связей ребенка со всеми членами семьи. Это обусловливает появление в результате кризисных переживаний чувство доверия младенца к объектам окружающей шнього мира. Взрослым нужно перестроить отношения с ребенком, предоставить ей больше свободы и самостоятельности в разрешенных пределах.

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/vikova_ta_pedagogichna_psihologiya_-_vidra_og/osoblivosti_psihichnogo_rozvitku_novonarodzhenoyi_ditini.htm

Психическое развитие детей дошкольников

Специфика психического развития ребенка

Дошкольный возраст ребенка от 3 до 6 лет – это переломный момент.

В этот период маленький человек начинает устанавливать свои первые связи с окружающим миром, полностью меняется и перестраивается его психическая система и он по-новому смотрит на мир и свое место в нем.

Именно в это время начинается формирование личности ребенка, а также образуется внутренняя регуляция поведения. То есть если раньше именно родители определяли для ребенка манеру поведения и решали за него что плохо, а что хорошо, то сейчас он учится это делать сам.

Для родителей очень важно знать, по каким принципам проходит психическое развитие детей дошкольного возраста, для того чтобы помочь ребенку стать полноценной и гармоничной личностью, которая была бы социально адаптированной и готовой к переходу на новую возрастную ступень.

Особенности развития

Развитие человека от рождения до сознательного возраста – это уникальный и удивительный процесс. Все происходит на столько слаженно и грамотно, что пока еще ни один ученый не взялся объяснить и доказать то, как именно он работает и откуда взялся. С трех лет ребенок начинает проявлять особый осознанный интерес к жизни.

Это обусловлено целой цепочкой новообразований в психике, которые и являются подготовительной платформой для нового направления в социальном развитии. В связи с этим ребенок именно в этот период стремится постичь тот мир, неотъемлемой частью которого он является.

Войти в непосредственный контакт с этим миром и людьми он не может и потому начинает контактировать с ближайшими ему взрослыми людьми – родителями или другими старшими родственниками. В это время мир ребенка, как вокруг центра, вращается вокруг взрослого человека.

Малыш придает значение всему сказанному и сделанному и запоминает все то, что происходит вокруг него. Именно поэтому в этот период от ребенка можно слышать так много взрослых фраз. Он будто примеряет на себя модель взрослого поведения и пытается понять, вписывается ли он в нее.

Задачей родителей в этот период является сделать такого рода внедрение как можно более комфортным для своего ребенка. Множество психологов, чьи работы высоко ценятся в сфере педагогического и социального развития, говорят, что наилучшим способом общения и обучения является ролевая игра с определенным сюжетом.

Ролевые игры с определенным сюжетом тренируют процессы мышления, внимания и памяти. В таких играх ребенок может примерить на себя роль из взрослой жизни и адаптироваться к ней. С помощью разных предметов, качеств и обстановки можно смоделировать различные ситуации, а ребенок будет воспроизводить те или иные отношения между людьми, их реакции и действия. Для чего это нужно?

Становление личности ребенка – это ответственный и очень важный процесс психического развития детей в дошкольном возрасте. Различные качества и функции психики начинают функционировать между собой в новой ипостаси, и на каждом этапе развития каждый раз на первый план выходит новое качество.

К примеру, до трех лет ребенок опирается исключительно на свое восприятие, а вот в дошкольном возрасте основную роль играет память. Память – это основной процесс, на котором базируются все остальные ощущения. Процесс мышления ребенка совершенно не похож на тот, которым руководствуются взрослые люди.

Им свойственно логическое мышление, а ребенок опирается лишь на свой опыт и память и видоизменяет его, подгоняя под сложившуюся ситуацию. В это время качество деятельности системы запоминания находится на пике своего развития и возможностей.

Именно в этот период малыш поддается обучению наилучшим образом, к примеру, может изучать иностранные языки и тренировать свое внимание. В той или иной ситуации память услужливо формирует определенную модель поведения, которую ребенок наблюдал между взрослыми людьми.

В период становления личности очень важно следить за тем, какую модель жизни вы предоставляете своему ребенку. Он пока не совсем хорошо разбирается в том, что хорошо, а что плохо – для него нормальным является именно то, что он видит в жизни своих родителей.

Именно поэтому стоит проявлять бдительность и внимание к собственному поведению и взаимоотношениям с другими людьми. В это время у ребенка появляется желание развиваться все дальше и дальше, и он старается определить свое собственное место в этом мире. Ему на помощь приходит воображение и изобретательность.

Воображение – это следующая особенность психического развития детей дошкольного возраста. Для малыша это качество в новинку и он стремиться опробовать его со всех возможных ракурсов. Воображение является неотъемлемым спутником памяти.

Память предоставляет ребенку разные модели определенных ситуаций, а уж воображение видоизменяет их. Постепенно воображение помогает ребенку создавать абсолютно новые истории, ситуации, картинки и образы.

Таким образом, воображение формирует новые модели общения и новые отношения, которые являются неотъемлемыми процессами становления личности.

Еще одним звеном в цепочке психических новообразований является процесс произвольного поведения. Если до трех лет поведение ребенка отличалось импульсивностью и непроизвольностью, то в дошкольном возрасте все кардинально меняется. Ребенок начинает делить действия на то, что правильно и нет. Именно эти ощущения нормируют модель его поведения.

Ребенок запоминает реакцию взрослых на те или иные его действия и в дальнейшем у него возникает вопрос относительно того, как же именно он должен вести себя по отношению к другим людям.

У него есть образец поведения, который создают для него его родители, и ребенок дошкольного возраста начинает моделировать свой образ поведения, равняясь на образец.

Родители должны принимать в расчет особенности психического развития детей, находящихся в дошкольном возрасте.

На них сваливается множество различных нововведений со стороны организма и психики, к которым необходимо адаптироваться, а затем научиться правильно пользоваться. На этом этапе помощь родителей для них крайне важна.

И выражаться она может в игровой форме – и весело, и интересно. Игра поможет правильно сформировать все психические качества и особенности личности.

Каково положительное влияние ролевой игры на различные сферы развития, мышления ребенка и его качества, которые закладываются именно в этом возрастном промежутке от 3 до 6 лет:

  • Произвольное поведение и формирование психических процессов. Во время игры ребенок играет определенную роль, навязанную или предложенную ему ситуацией. Дети получают от этого удовольствие, полностью вливаясь и вникая в созданную ситуацию. Во время игры все их качества, ощущения, действия и реакции сиюминутные и импульсивные. Но родители могут корректировать эти моменты, объясняя малышу, что правильно в его поступках, а что нет. Ребенок учится сосредотачиваться и концентрировать свое внимание, запоминая свои действия. В условиях игры это получается как нельзя лучше и не нужно наставлений и нравоучений, которые к тому же ребенок в этом возрасте воспринимает неохотно;
  • Умственное развитие. Изначально образ наносится на тот или иной предмет. Играя с ними, дети начинают трансформировать реальные вещи в элементы образного мышления. В искусственно созданной ситуации дети могут играть разные роли, что позволит им смотреть на один и тот же предмет с различных ракурсов и точек зрения. Такая игра незаменима для развития правильного отношения к реальности и важнейшей мыслительной способности;
  • Развитие воображения. Игра – это воображаемая ситуация, каждый предмет, действие, роль воображаемы. Дети могут сами создавать окружающий мир во время игры, создавать различные ситуации и искать выход из них. С участием родителей в дошкольном возрасте дети могут развить или открыть в себе не дюжие способности к творчеству – таланты;
  • Развитие личности и социальные контакты. Изначально процесс общения и знакомства со сверстниками происходит исключительно в игровой форме. Когда дети играют, они начинают понимать, что существуют не только их желания и предпочтения, но и другого человека тоже. Они учатся находить контакт, уступать, но вместе с тем и отстаивать собственное мнение. Такие игровые действия помогают ребенку социально адаптироваться в окружающем мире и той жизни, суть которой он пытается постичь. Родителям крайне необходимо принимать в этих действах активное участие, помогая советом и действиями.

Основным преимуществом игры является то, что играя в игрушки с воображаемыми героями в придуманных ситуациях, ребенок невольно перебирает на себя роль взрослого человека. В своем большинстве дети играют в докторов, космонавтов, летчиков, продавцов.

И они не просто придумывают себе роль – они пытаются ей соответствовать, действуя так, как действовал бы взрослый человек.

Это позволяет им шаг за шагом войти в ту взрослую жизнь, к которой ребенка подталкивают психические изменения, происходящие в организме в дошкольном возрасте.

Развитие психических функций мышления

Дошкольный возраст – это тот период, когда детская активность, познавательность и любознательность находится на пике. Дети в этот период учатся видеть и анализировать не только то, что видят, но и то, что находится за пределами видимой картинки. Таким образом, они пытаются объяснить свои ощущения и явления окружающего мира.

Конечно, ребенок не всегда может объяснить значение тех или иных предметов, явлений также точно, как это делают взрослые люди. Дети не могут мыслить масштабно и все воспринимают буквально. К примеру, они думают, что Луна бегает за ними, когда бегут они или стоит с ними рядом, когда они не двигаются.

Один известный психолог назвал это явление реализмом, но его следует отличать от объективного восприятия. Из-за того, что ребенок в этом возрасте не отличает свой психический мир от реального, то у него возникает особые процессы мышления, к примеру, оживление неживых предметов.

Именно поэтому, играя с игрушками, дети воспринимают их как живых и зачастую ведут с ними беседы. Это нормальные процессы, так же помогающие психическом развитии личности.

Ввиду этого дети создают на все явления и предметы свою точку зрения и зачастую считают ее единственно верной. Не стоит его насильно переубеждать или навязывать свою точку зрения. Постепенно они научатся воспринимать мир объективно.

Умственное развитие детей от 3 до 6 лет также имеет свои психические особенности:

  • Наглядно-действенное. Это та форма мышления, которая возникает на самых ранних этапах дошкольного психического развития ребенка. Такое мышления идут рука об руку с элементами практической деятельности. На этом этапе не задействованы ни фантазия, ни воображение. Ребенок связывает в единую неразрывную цепь свои мысли и практические действия. Наглядно-действенное мышление идет лишь вслед за реально возникшей ситуацией – мозг обрабатывает те события, которые видит в реальном времени. Такое мышление не опережает события, а лишь следует за ними, обрабатывая полученную информацию;
  • Наглядно-образное. После того, как ребенок научился перерабатывать и переосмысливать события реальной ситуации, у него начинает формироваться наглядно-образное мышление. Это второй этап. Теперь ребенок может использовать и обдумывать реальные действия, но и воображать их. На этом этапе подключается фантазия и воображение. Ребенок учится отличать реальное от выдуманного и моделей, на которые он проектирует свою воображаемую ситуацию. Это происходит благодаря процессу подражания взрослому человеку, к примеру, родителю. В развитии наглядно-образного мышления очень хорошо помогают игры, в которые ребенок играет вместе с взрослыми;
  • Логическое. Это этап, который становится доступным ребенку лишь к концу дошкольного периода – таковы особенности психического развития. На этом этапе ребенок изучает последовательность действий, устанавливает связь между своими мыслями и необходимыми действиями. Ребенок учится моделировать различные отношения, которые не были представлены ему наглядно.

Эти этапы довольно сложно взаимодействуют между собой, но без этого никак нельзя. Процесс развития шаг за шагом также должны помогать осуществлять родители. Сам же ребенок достигает своих целей путем экспериментирования.

Экспериментирование – это еще одна характеристика к психическому процессу детей возрастной категории от 3 до 6 лет. Этот процесс контролирует исключительно ребенок, и он не поддается влиянию взрослых. Это спонтанные действия, направленные на помощь в постижении окружающего мира.

Эксперименты подогревают детский интерес, делают каждый день более увлекательным и разнообразным. Именно благодаря этому дети могут получать абсолютно новую, никем не переосмысленную информацию и формировать на ее базе свое собственное мировосприятие. Часто на основании экспериментов ребенок учится задавать вопросы.

Он хочет получить ответ, а вместе с ним и новые знания о том мире, в который он стремится войти.

Роль родителей в экспериментальных забавах – делать их безопасными, поддерживать интерес ребенка и создавать все новые и интересные модели различных ситуаций. Не запрещайте ребенку действовать. Подогревайте в нем желание познавать, быть активным и любознательным. Так вы сможете создать полноценную и самодостаточную личность.

Знание особенностей психического развития детей для родителей очень важно. Таким образом, вы можете понять, какие именно моменты, ощущения и впечатления переживает ваш малыш, и помочь ему освоиться в новом незнакомом мире. Ребенок растет, меняются его возможности и способности.

Он еще не вполне понимает, что ему необходимо делать и задача взрослых направить его действия в нужное русло. Дошкольный возраст – это время самых больших и активных перемен. Все изменения, знания, навыки, модели поведения останутся с ребенком на всю жизнь и будут влиять на его поведение, образ жизни и мышление.

Психологическое развитие в этом возрасте – это фундамент качества последующих годов жизни. Хотите узнать о талантах вашего малыша – позволяйте ему фантазировать, проявлять воображение и экспериментировать. Таким образом, ребенок формируется как целостная личность, способная формировать собственные представления о мире и иметь свою модель поведения.

Вы не только предоставите ему огромное поле деятельности, но и примите в процессе непосредственное участие, что немаловажно для вашего любимого чада.

Источник: http://deti.center/doshkolnyy_vozrast/osobennosti_psihicheskogo_razvitiya_detej_doshkolnogo_vozrasta.html

ovdmitjb

Add comment