Irvuz

Сознание, его функции и свойства

Функции и способности человеческого сознания в психологии

Сознание, его функции и свойства

Качественной особенностью человеческой психики является наличие сознания, самосознания.

Они выполняют целый ряд функций, определяющих отношение человека к самому себе и к окружающей действительности.

О видах и признаках нарушения сознания человека читайте здесь.

Основные понятия

Сознание — это высшая функция человеческого мозга.

Она позволяет отражать окружающую действительность, трактовать все происходящие явления и события, планировать предстоящие действия и предвидеть их результаты.

Сознание помогает контролировать свое поведение, регулировать деятельность.

Основными его компонентами являются: внимание, память, воля, эмоции и чувства.

Внимание — способность к восприятию окружающей обстановки и концентрации на отдельных предметах. Внимание помогает человеку в познавательной деятельности.

Память — это способность фиксировать усвоенные образы и воспроизводить их при необходимости в будущем.

Воля направляет все действия и поступки индивида. Она является побуждающей силой, которая заставляет действовать целенаправленно.

Эмоции и чувства — высшие ступени развития сознания, благодаря которым становится возможным построение межличностных отношений, проявление испытываемых внутренних ощущений.

Особым явлением с точки зрения психологии является способность отключения сознания.

После того, как необходимые навыки и умения усвоены, они могут осуществляться автоматически.

В этом случае контроль над своим поведением уже не нужен, так как организм сам делает привычные действия, отработанные во время приобретения навыка.

Так, опытный пианист не думает о движениях своих рук во время игры, а водитель со стажем не анализирует совершаемые им манипуляции во время управления транспортом.

Самосознание — это высшая ступень сознания, которая отражает восприятие человеком себя как личности. Оно формирует представления о своем теле, о характере, о взаимоотношениях с людьми, о месте в обществе, о достижениях и т.д.

Существует три основных уровня самосознания:

  1. Первый. Представления о теле и его месте в окружающем пространстве. На этом уровне складывается понимание того, что наше тело — отдельное самостоятельное явление, которое в определенной степени включено в существующий порядок вещей.
  2. Второй. Отношение себя к определенной социальной группе, сообществу, социальному институту. На этом уровне индивид воспринимает себя через призму его социальной жизни.
  3. Третий. Самый сложный и важный уровень, который позволяет выявить собственное «Я». Человек воспринимает себя как полноценную личность с набором качеств, эмоций, чувств, способностей. Он полностью понимает свои душевные, эмоциональные и интеллектуальные потребности и способности. Он несет ответственность за собственные поступки, желания и за свое будущее.

Свойства

Можно выделить следующие основные свойства, присущие сознанию индивида с психологической точки зрения:

  1. Активность. Только в условиях активной мозговой деятельности становится возможным достижение поставленных целей, получение желаемых результатов. Мозг постоянно находится в состоянии готовности. Любая ситуация анализируется, любая возможность рассматривается и используется для достижения целей.

    Каждый человек понимает, чего он хочет, к чему стремится. Также он объективно понимает, что для получения желаемого ему необходимо предпринимать соответствующие шаги.

    В стремлении получить необходимую вещь, достичь заветного результата обычно человек способен на многое и не останавливается перед трудностями.

  2. Динамичность. Внимание всегда меняется и переключается. Когда возникает необходимость сконцентрироваться на каком-либо объекте или воспринять важную информацию, индивид полностью мобилизует свои ресурсы и направляет на конкретный объект. Если ситуация изменяется и возникает необходимость в проявлении внимания к другому объекту, сознание тут же перестраивается. Такая динамичность позволяет гарантированно погружаться в сущность явлений и процессов, имеющих актуальность на текущий момент времени.
  3. Рефлексия. Под рефлексией понимается склонность к постоянному самоанализу, к размышлениям о собственной жизни. Каждый индивид периодически задумывается о собственных удачах и неудачах, о достижениях и провалах. Он анализирует себя в прошлом и в настоящем, предъявляет себе претензии и намечает план дальнейшего развития. Рефлексия позволяет эффективно наблюдать за собой и своими переживаниями в течение всей жизни, делать важные выводы и стремиться поменять ситуацию в лучшую сторону.

    Постоянная работа над собой — эффективный инструмент развития.

  4. Ценностная ориентированность. Нравственные установки и принципы, которые свойственны людям, преимущественно определяют их поведение. Человек редко действует несообразно своим внутренним установкам, поскольку это приводит к серьезным внутриличностным конфликтам и психологическим проблемам в будущем. Как правило, любая мыслительная деятельность формируется именно на основании анализа существующих ценностных установок.

Функции

Уровень развития компонентов сознания влияет на степень выраженности его функций.

Все люди обладают разными способностями, поскольку особенности памяти, воли и внимания у них отличаются.

Основные функции сознания:

  1. Познавательная. В процессе всей своей жизни человек познает окружающую его действительность. Это выражается в приобретении знаний о природе, о мире, об обществе, о самом себе. Познавательная функция начинает проявляться с первых дней появления ребенка на свет по мере развития его интеллекта и получения элементарных представлений о мире. В течение всей жизни этот процесс продолжается. Получение образования, усвоение моральных и ценностных норм в семье, саморазвитие — все это приводит к постоянному познанию действительности.

    Чем более индивид склонен к познавательной деятельности, тем выше уровень его развития.

  2. Конструктивная. Человек способен самостоятельно представлять какие-либо объекты, используя имеющиеся знания и собственное воображение. Он может прогнозировать развитие событий, создавать несуществующие ранее предметы. Именно благодаря этой функции стал возможен научный прогресс. Люди не останавливались на восприятии тех образов и явлений, которые уже существовали на данный момент. Они всегда стремились к новым достижениям и создавали самостоятельно предметы, которых раньше не было.

    Воображение является мощным стимулом активности. Когда-то люди считали, что невозможно подняться в небо или попасть в космос. Но конструктивная способность сознания лиц, занимающихся изучением данных вопросов, позволила изменить существующие представления и достичь поставленных целей.

  3. Регулятивная. Это способность к самоконтролю, к самодисциплине. Если бы мы не умели контролировать свои эмоции, свои желания и поведение, то жизни в обществе представляла бы собой сплошной хаос. Человек способен управлять своим поведением и даже своими мыслями. Это позволяет ему при взаимодействии в обществе действовать в соответствии с существующими правилами и нормами.

    Лица с нарушенными регулятивными функциями, как правило, отличаются девиантным поведением.

  4. Прогностическая. Люди стремятся предвидеть свое будущее, насколько это возможно. Они всегда строят планы, ориентируясь на собственные представления, желания, жизненный опыт. Невозможно спрогнозировать всю свою жизнь, поскольку в ней часто происходят незапланированные, непредсказуемые события. Но отдельные моменты до определенного предела предвидеть можно.

Самосознание выполняет следующие функции:

  1. Регулятивная. Человек контролирует и организует свое поведение, руководствуясь внутренними установками и представлениями о себе. Регулятивная функция позволяет выстроить не только взаимоотношения с самим собой, но и с окружающими.
  2. Самосовершенствования. Каждый из нас имеет определенный потенциал, который может быть реализован в полной мере или только в некоторой части. Степень стремления к самосовершенствованию и развитию напрямую определяется целеустремленностью личности, ее заинтересованностью в самом процессе развития. Личности, стремящиеся к самореализации, к расширению своего жизненного пространства, всегда стараются совершенствовать себя.
  3. Экзистенциальная. Любой человек, независимо от уровня его развития, задумывается периодически о смысле жизни. Это могут быть размышления о существовании мира в целом или же мысли о собственном предназначении.

    Экзистенциальная функция мотивирует на достижение новых целей, оправдывающих существование и дающих стимул к дальнейшей жизни.

  4. Интегративная. Способность эффективно совмещать собственные индивидуальные установки с общественными нормами. Личные ценности формируются во многом под влиянием общечеловеческих ценностей (усвоенных из традиций, культуры, истории), что позволяет установить гармонию между социализацией и индивидуализацией. Человек чувствует свою причастность к обществу, в котором он живет, но при этом не отказывается от собственных черт.
  5. Защитная. Осознавая собственное «Я», индивид всегда стремится защитить его от внешнего вмешательства. Он не позволяет мнениям и установкам других членов общества пошатнуть его представления о самом себе, изменить его восприятие собственной личности.

Состояния: сон и бодрствование

Одними из наиболее распространенных состояний сознания, испытываемых на постоянной основе, являются сон и бодрствование.

Сон — это период отдыха, во время которого полностью или частично прекращается мыслительная деятельность. Полноценный сон является важным условием здорового физиологического и психологического состояния.

Недосыпы, бессонницы, плохое качество сна незамедлительно сказываются негативно на работе сознания. Все его ключевые компоненты (внимание, память и т.д.) начинают работать со сбоями.

Бодрствование — период активности, во время которого личность функционирует в полной мере. У подавляющего большинства взрослых людей состояние бодрствования наблюдается значительно чаще состояния сна. В среднем 2/3 суток у взрослого человека отводится на бодрствование.

Постоянное стремление к активности в ущерб сну приводит к большому количеству проблем: раздражительность, низкая стрессоустойчивость, нарушения памяти, проблемы с концентрацией внимания т.д.

Согласно функционализму, психология — это наука о функциях сознания. Сознание и самосознание являются неотъемлемыми элементами личности.

Чем выше уровень их развития, тем больше у человека наблюдаются способности к объективному восприятию себя и окружающих.

Структура и функции сознания:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/funktsii-soznaniya-v-psihologii.html

Сознание, Понятие о сознании, ее особенности и функции, Структура сознания, Уровни проявления психики человека — Общая психология Библиотека русских учебников

Сознание, его функции и свойства

Человек как существо, обладающее сложными проявлениями психики, является носителем сознания. Сознание — это образование, которое сформировалось во время общественно-исторического развития на основе труда как специфических ческого вида человеческой деятельности, является формой целенаправленного психического отраженияя.

. Сознание — это высшая форма развития психики, присущая только человеку, проявляется в сложных формах отражения мира, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей

Через сознание человек способен познать сущность окружающего мира, понимать его и одновременно знать о том, что она знает или не знает

Сознание как категория философии и психологии традиционно рассматривается учеными. Зарождение этих идей началось еще в античности, когда сформировались две философские направления — идеализм и материализм. С.

С точки зрения первого — идеализма — сознание трактуется как собственно человеческая форма психики, начало и условие бытия, материалисты рассматривают сознание как результат отражения человеком действительности, продукт приспособления и активного в тавлення к бытию.

Однако по более точной интерпретации этого понятия возникает огромное количество нерешенных вопросов, поэтому изучение и трактовка понятия сознания и поныне остается открыто й научной проблемой. Сознание характеризуется определенными особенностямими.

. Рис 141. Признаки сознания

Сознание вне человеческим бытием невозможна: сознание рождается в бытии, создает бытия, отражает бытие. Таким образом, сознание выполняет следующие функции:

. Рис 142. Функции сознания

Так, познавательная функция сознания проявляется в накоплении, переработке и использовании информации о окружающей действительности; регулятивная-в контроле поведенческих и эмоциональных проявлений; прогностическая а — в построении образов будущего, планировании дальнейшей жизни; рефлексивная — в познании человеком самого себя как субъекта психической деятельности. Коммуникативная функция сознания состоит в организации и поддержании общения с другими людьми.

Структура сознания

Несмотря на то, что проявления сознания имеют системный и интегрированный характер, ученые для удобства изучения этого феномена произвели структуру что имеет следующие компоненты:

. Рис 143. Структура сознания

Совершенно очевидно, что структура сознания взаимосвязана с ее функциями, почти каждый компонент отвечает за определенную функцию, например, знания — за познавательную и прогностическую, рефлексивная функция забей езпечуеться работой самосознания тощ.

Уровни проявления психики человека

Психика — это сложный комплекс, работающий по определенными закономерностями качестве составляющих этого комплекса выделяют бессознательный, подсознательный, сознательный и над сознательный уровне, которые взаимосвязаны и взаимодействие ют между собой. Каждый уровень выполняет свои необходимые функции в целостном функционировании всей психики. Все они чрезвычайно важны при жизнедеятельности человекини.

Сознание является особой формой психической деятельности, ориентированной на отражение и преобразование действительности. В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть психического

. Рис 144. Уровни психики

Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, человек использует для осознанного управления своим поведением. Другие сигналы психика также использует для регулирования некоторых процессов, но на подсознательную домой ровнойі.

Типовые задачи, которые часто случаются в обычной ситуации, человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы автоматизма подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег профессиональные навыки и т.д.) для новых задач, что в данный момент можно решить только на сознательном уровнеі.

. Подсознание — это представление, желания, влечения, чувства, состояния, психические явления и акты, которые когда-то в течение жизни»вышли»из сознания, проявляются в соответствующих ситуациях бы автоматически, без четкого и зрозумилог го осознания, но при определенных условиях их можно вернуть назад и осознатьусвідомити

. С. Фрейд изучал сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы как проявления подсознательного

Проникнуть в подсознание можно с помощью таких методов, как анализ описок, оговорок, запоминающимся, фантазий и снов человека, а также метода свободных ассоциаций, проективных тестов и т.п.

Явления человеческой психики очень разнообразны. Психическая деятельность может выходить за пределы подсознательного, перемещаясь также на бессознательный уровень

. Несознательность — это совокупность психических явлений, актов и состояний, которые проявляются на глубоком уровне функционирования психики и полностью лишают индивида возможности влияния, оценки, контроля и отчета в их влияний ви на поведение, поступки, деятельность

Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не осознает последствий своих поступков. Наши намерения не всегда выражаются в последствиях наших действий адекватно, так, как мы бы этого хотели. И. Иногда, совершив тот или иной поступок, человек сам не может понять, почему она сделала именно таак.

Оказывается бессознательное и в наших психических процессах. Даже мышление человека может происходить на бессознательном уровне. Воображение, интуиция, творчество вообще невозможны без бессознательных компонентов

. Сверхсознание удерживает психические явления, акты и состояния, которые возникли в результате взаимодействия со. Вселенной, а также психические механизмы такого взаимодействия

К сверхсознательных явлений относят творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным»озарением»новой идеей, а также случаи мгновенного решения задач, которые длительное время не подвергались сознательным усилием, и те, явления, которые называют парапсихичнимы, тощними, тощо.

Например, резкая смена погоды, времени года влияют не только на физическое самочувствие людей, но и на их настроение

Поскольку человек имеет дело с комплексным использованием фактов сознания и поведения, она может углубляться в сферы неосознаваемого психического

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_sergyeyenkova_op/svidomist.htm

Сознание: сущность, свойства и структура

Сознание, его функции и свойства

Сознание — высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, заключающуюся в целенаправленном отражении свойств и отношений внешнего предметного мира. Оно является субъективным образом объективного мира.

Оно выступает в двух основных формах: индивидуальной и коллективной, общественной. Важнейшим свойством индивидуального и общественного сознания является идеальность. Идеальное может быть как индивидуальным, так и общественным.

Оно обладает следующими признаками: противоположность материальному, принадлежность к субъективной реальности.

Сущностью сознания является целенаправленное отражение внешнего мира, предварительное мысленное построение действительности и предвидение результатов деятельности людей. Философский подход дает интегральное представление о сознании. В общих чертах сознание — это способность идеального воспроизведения реального мира.

К основным признакам сознания относятся: отражение, отношение, целеполагание, управление. Важным фактором сознания является память, которая позволяет человеку запечатлевать, хранить, воспроизводить и передавать опыт своей жизнедеятельности.

Именно воспроизведение прошлого опыта в настоящем времени и прогнозирование будущего отличает роль памяти в общем составе сознательной деятельности человека.

Сознание обладает специфическими функция, благодаря которым оно выступает инструментом познания, общения, действия. Можно выделить четыре основных функции сознания: 1) познавательную, 2) оценочно-ориентационную, 3) целеполагающую и 4) управленческую.

Познавательная связана с получением и обработкой информации, источником которой, в конечном счете, является чувственный опыт. Основную работу здесь осуществляют механизмы восприятия, памяти и мышления.

Основой целеполагающей функции сознания являются мотивации, которые выступают как совокупность побуждений, стремлений, определяющих целенаправленность действий человека.

Управленческая. Она реализуется с помощью воли. Волевое управление поведением предполагает, с одной стороны, свободу, а с другой — ответственность человека за свои поступки. Волевое управление поведением опирается на знание, стимулируется эмоциями и направляется мотивацией.

Проблемы, связанные с пониманием сущности человеческого сознания и его места во Вселенной все более выходят на передний план как в философии, так и в науке.

Человечество переживает сегодня период радикального антропокосмического поворота в своем мировоззрении, сам факт освоения космического пространства заставляет искать братьев по разуму и задаваться вопросом о назначении человека и его сознании в мироздании.

Человеческое сознание является сложным феноменом, оно многомерно и многоаспектно.

Сегодня сознание является объектом исследования не только философии, но и различных наук — психологии, социологии, педагогики, физиологии, кибернетики, информатики и т.д. Частные науки выявляют и описывают лишь определенные грани сознания.

Специфика философского изучения сознания заключается в том, чтобы выделить его самую глубокую сущность, применяя для этого свои специфические методы и средства.

Проблема сознания — это анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью Она всегда привлекала внимание философов, поскольку определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания.

Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. В частности, исходя из основного вопроса философии возможно сформулировать две прямо противоположные концепции сознания — идеалистическую и материалистическую.

Идеализм исходит из того, что сознанию свойственна изначальная активность, т.е. оно рассматривается как нечто самостоятельное по отношению к материи. Материализм исходит из представления о сознании как субъективном образе объективного мира, а материя рассматривается в качестве первичной по отношению к сознанию. Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание.

Согласно гилозоизму, вся материя одушевлена, а сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. Первые философские школы рассматривали проблему сознания в контексте взаимоотношений души и тела, хотя понятия сознания тогда не существовало. В восточной философии отражалось преимущественно родовое сознание, а индивидуальное сознание не было для нее столь актуальной проблемой.

Интерес к индивидуальному сознанию проявился в древнегреческой философии. Уже первые натурфилософы считали, что весь мир одушевлен, но человек имеет специфическую душу. Заслуга целостной постановки сознания, а точнее проблемы души, принадлежит Платону. По его мнению, человек обладает телом и душой, которая является носителем мыслей и чувств человека.

Демокрит рассматривал душу как образование, состоящее из особого сорта атомов, которое распадается после смерти человека.. Аристотель впервые сформулировал идею развития применительно к душе, трактуя ее как организующий принцип жизни. По его мнению, человеческая душа отличается от душ растений и животных наличием в ней разума, т.е. он обладает разумной душой.

Вместилищем души Аристотель считал сердце человека. В отличие от него древнеримский врач и философ Гален утверждал, что рациональная душа «сидит в мозгу».

В античности сознание описывалось с помощью метафоры. Метафору печати на воске для описания сознания применяли Платон и Аристотель: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект отпечатывается на «дощечке разума». Здесь делался акцент только одной стороне сознания — на ее направленности на объект.

В культуре христианства была открыта другая особенность, сторона сознания — умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир. Обращение внимания человека на собственные переживания было вызвано необходимостью общения с трансцендентальным Богом. Возникла практика такого общения — молитва, а затем появилась практика исповеди.

Проблему сознания как самосознания сформулировал Августин, а развил П. Абеляр. Здесь открывалась новая грань сознания. Сознание — это не только знание о внешнем мире, но и прежде всего знание о собственном духовном опыте, его содержании. Сформировалось понимание сознания как явления духа.

Августин вслед за неоплатоником Плотиным представлял сознание как нечто вторичное в духовной жизни верующего человека. Сознание понималось как одно из свойств душ. В Новое время происходит переход от понятия души к категории сознания. Сознание стало средством обнаружения объективного природного мира и рассматривалось как чисто интеллектуальной деятельностью субъекта.

Дуализм и разновидности идеализма продолжали традиции, идущие от религиозно-мифологических представлений (душа есть двойник тела), сходятся в том, что душа есть особая, чуждая материи субстанция. Видным представителем дуализма был Декарт, считавший, что в отличие от животных душа человека разумна и бессмертна, «пребывает в мозгу», но «соединена с телом».

По мнению Декарта, душа только мыслит: «Мыслю, следовательно существую». В то же время он считал, что душа и тело — две самостоятельные субстанции — мыслящая и протяженная.

Page 3

Одна из важнейших проблем философской антропологии — проблема происхождения сознания.

Выявление природы сознания, решение вопроса о его связи с материальными явлениями — вопрос огромной важности не только в теоретическом, но и в практическом отношении; выяснение зависимости протекания психических процессов от объективных условий открывает возможности направленного изменения сознания людей.Познание сознания сталкивается с рядом трудностей.

Дело в том, что сознание нам непосредственно не дано. Образы, возникающие в мозге, внешне не наблюдаемы. Внешне можно наблюдать поведение человека, его эмоции, его речь; при исследовании мозга можно наблюдать происходящие в нем физиологические процессы. Но наблюдать, даже с помощью приборов, сознание невозможно.

Образы в сознании не обладают теми материальными свойствами, которые есть у отражаемых этими образами объектов (так, огонь жжет, образ огня в сознании этим свойством не обладает).

Поэтому получается, что когда изучается физиологическая деятельность мозга, поведение человека, эмоции, речь, то изучается непосредственно не само сознание, а его материальное основание и его материализация в деятельности человека. В этом случае о сознании можно судить косвенно, опосредованно.

Отражение есть способность одних тел в результате их взаимодействия с другими темами воспроизводить некоторые особенности последних в своей собственной природе. Отражение — это момент, сторона взаимодействия. Принято различать отражение в неживой и живой природе, а также в человеческом обществе.

Простейшим примером отражения является отпечаток следов на снегу или на песке. Песок воспроизводит в своей природе геометрические особенности того предмета, который оставил в нем отпечаток. Исторически первой формой биологического отражения в живой природе является раздражимость.

Раздражимость — это способность всего живого избирательно реагировать на внешние воздействия. Свойство раздражительности имеет для организмов приспособительный характер. К формам раздражительности в живой природе относятся: такситы, тропизмы и настии. Раздражимость — это допсихическая форма отражения.

Психическая форма отражения возникает на основе образования у организмов нервной системы. Основными формами психического отражения являются: ощущения, восприятия и представления. Высокий уровень развития психики и высокая степень адекватности отражения создают биологические предпосылки для возникновения человеческого сознания.

Сознание по самой своей природе имеет социальный характер. Будучи высшей формой отражения, оно не могло появиться вне общества и независимо от него. Оно является общественным и по источнику своего происхождения, и по содержанию, и по своим функциям. Носитель сознания — человек как общественное существо. Человек не рождается сознательным, он обретает сознание, включаясь в человеческую культуру, в систему социальных отношений. Непосредственными носителями сознания являются отдельные люди, а не общество вообще. Но мысль, порожденная сознанием отдельного человека и зафиксированная в языке, перестает принадлежать только отдельному индивиду. Она становится достоянием общества. Ее носителем становится общественный субъект. Именно социальная фиксация, хранение и трансформация продуктов деятельности сознания отдельных индивидов и определяет способность человеческого сознания к саморазвитию.

Источник: https://vuzlit.ru/1450307/soznanie_suschnost_svoystva_struktura

ovdmitjb

Add comment