Irvuz

Советская школа психологии религии

История возникновения и развития психологии религии

Советская школа психологии религии

Министерство образования и науки РФ

Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского

Институт педагогики и психологии

Кафедра педагогической психологии

Контрольная работа

по социальной психологии

Тема: История возникновения и развития психологии религии

Сидельникова Анастасия Игоревна

Ростов, 2009

Введение

1. История психологии религии

1.1……………………………………………………… Возникновение и развитие психологии религии

1.2 Предмет и сущность психологии религии

2. Понятие религии и религиозности в психологии

2.1 Религия и религиозность

2.2 Классификация религий

2.3 Человек – существо религиозное

3. Развитие психологии религии на современном этапе

Психологическая обстановка в исламском мире

Заключение

Список используемой литературы

В данной работе мы рассмотрим историю возникновения и развития психологии религии, каковы были причины появления этой науки, и какова ее современная проблематика.

Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество и человеческие отношения на всем пути их существования и трансформации. Ученые спорят о том, когда и как у людей сложились первые религиозные представления и верования.

Можно по-разному оценивать роль религии в жизни общества. Нет единого мнения и о том, что ждет религию в будущем.

Тем не менее, несомненно, одно: без религии, без учета ее влияния невозможно развитие истории и социальных отношений любого государства, любого народа, любой группы, любого человека.

Психология религии[1] [лат. religio — совестливое отношение к чему-либо] — отрасль психологии, изучающая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции.

1.1 Возникновение и развитие психологии религии

Психология религии возникла в конце XIX — начале XX в. Основателями данной науки являются: В. Вундт, У. Джеймс, Т. Рибо и др. Эта наука накопила значительный материал о содержании религиозного сознания, включающего такие понятия, как бог (дух), рай, ад, грех и др.

, а также об эмоциональных состояниях и чувствах человека во время молитвы, исповеди и совершения других обрядов. В психологии религии существует несколько течений, базирующихся на различных теоретико-методологических основаниях.

Советская психология религии использует теоретические положения и методы общей и социальной психологии, социологии, этнографии и истории религии[2].

Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии ведется в следующих направлениях: 1) общая теория психологии религии изучает содержание и структуру религиозного сознания, специфику религиозных чувств, психологические функции религии в духовной жизни личности и общества; 2) дифференциальная психология религии рассматривает религиозное сознание и чувства верующих с учетом конкретной социальной среды и исторической эпохи; 3) психология религиозных групп изучает социально-психологическую структуру религиозных общин, механизмы общения, подражания, внушения, установок и их воздействие на сознание, чувства и поведение верующих; 4) психология религиозного культа исследует воздействие религиозных обрядов на психику человека; 5) педагогическая психология атеистического воспитания разрабатывает принципы формирования атеистического мировоззрения.

Большое влияние на развитие психологии религии оказали европейские теологические, философские и психологические традиции. Среди них необходимо отметить классический британский эмпиризм на рубеже XVIII–XIX вв., классическая немецкая философия, прежде всего философско-трансцендентальная проблематика опыта у И. Канта[3].

Важнейшим и теологическим, и философским источником стало творчество Ф. Шлеермахера, он положил в основание своих исследований религиозный опыт и его осмысление. Позже на психологию религии оказывали влияние в той или иной мере практически все движения и течения в европейской философии, в которых проблема религиозного опыта занимала заметное место.

Важную роль здесь сыграли мыслители XIX – начала XX в., такие как Т. Фехнер, Г. Тиррел, Ф. фон Хьюгель и особенно У. Джеймс[4].

Необходимо отметить также и влияние на развитие психологии религии философского движения нашего столетия, такого как философская феноменология и аналитическая философия, которые настолько интегрированные в исследование религиозного опыта, что без них исследование уже не представимо.

Свой вклад в развитие психологии религии внесли и психологические школы. Вначале рассматривались некоторые виды религиозного опыта, например обращение к Богу, призвание свыше для служения в мире, роль религиозных мотивов в деятельности человека.

В дальнейшем, по мере переключения на бессознательное были привлечены методы психоанализа, гуманистической психологии. Психоанализ отрицал право религии на собственный предмет, объясняя ее болезненностью психики невротика или же списывая ее на низшие желания. Были также и положительные результаты: А.

Маслоу[5] привлек внимание к “пиковому опыту” в жизни человека с высокой степенью самореализации и успешной самоотдаче. Он отнес этот опыт к мистическому, к видению трансцендентного, к первичным элементам религии. Г.

Олпорт заявил об отличии зрелой религиозности от незрелой по признаку, озабочен ли человек, прежде всего собой, или же он действительно чуток к Высшему, к большему, чем он сам, т.е. способен жить в русле религии, а не использовать ее. Э.

Эриксон[6] выявил положительную роль психосоциальных кризисов в жизни души, где важное значение имеет ее ориентация на трансцендентное. Дж. Фаулер описал шесть этапов развития веры в жизни человека. В.

Франкл в противовес “глубинной” предложил “вершинную психологию”, где основное значение для психики и ее терапии придается смыслу жизни, корни которого – религиозны: “смысл должен быть найден, но не может быть создан”, а совесть он рассматривал как “орган смысла. Э. Фромм[7] писал о значении духовной радости и любви к Богу и ближнему для полноты душевной жизни. Все это дало лучшее понимание души религиозного и верующего человека.

1.2 Предмет и сущность психологии религии

Предметом психологии религии является религиозность как психический факт, а именно суть сознания и религиозное поведение человека как выражение его внутренних переживаний.

Один из основателей современного религиоведения Макс Мюллер[8] сказал: “В наши дни почти невозможно говорить о религии, не обидев кого-нибудь.

Некоторым религия кажется слишком священным предметом для научного изучения; другие ставят ее в один ряд с алхимией и астрологией, считая, что она сплетена из ошибок и галлюцинаций, недостойных внимания ученого. В некотором смысле я согласен с этими двумя мнениями.

Религия есть священный предмет, и в ее самой совершенной или самой несовершенной форме она заслуживает наивысшего уважения”. Этим словам более 130 лет, но их актуальность сегодня очевидна. Религиозность, как такова, имеет свои закономерности развития.

В разных религиях и даже в различных деноминациях одного вероисповедания имеются свои специфические особенности, но есть и общие принципы. Так как человек сам по себе является религиозным существом, а религиозный опыт – деятельностью души, исследование представляет определенный интерес и для самой психологии.

“Психолог должен быть кровно заинтересован в выяснении содержания религии, ибо для него важно, какое человеческое отношение в ней выражается и какое действие – доброе или злое – она оказывает на человека, на развитие человеческих сил. Ему интересно выяснить не только психологические корни различных религий, но и их ценность”[9].

Хотя в последнее время есть тенденция считать, что психология религии – это самостоятельная наука, но оказывается, что ее методика зависит от философии и богословского мировоззрения, которые и определяют метод определения эмпирических показателей религиозного феномена.

Психология религии – область научных исследований, где изучается воздействие религии на душевную жизнь человека. Психология религии признает трансцендентный опыт и убеждения, не затрагивая реальности существования трансцендентного предмета.

Немецкий теолог Генрих Фрик[10] в своей книге “Сравнительное религиоведение” утверждает, что психология религии”…делится на индивидуальную и коллективную”. Психология религии принципиально занимается только человеком как партнером этой связи и исследует отображения, образы, понятия сверхъестественной действительности, которые созданы людьми.

В наше время эта наука занимается проблемами структуры и типологии религиозного опыта и его обусловленностью, изучает роль религиозных состояний и актов в поведении личности, поднимает проблему обращения совести, исследует религиозные позиции, опыт, развитие, а также чувство вины и сожаления.

Для психологов большую проблему создает генезис религии и религиозности. Основываясь на эмпирических методах, современная психология только описывает религиозные факты так, как их воспринимает человек, или группа людей и дает их объяснение с помощью различных теоретических положений.

Психология религии разрешает признать трансцендентные опыт и убеждения, не присоединяясь к исследованиям реальности или вероятности трансцендентного предмета.

Психология религии не занимается вопросами объективного существования Бога, Его благодати – это вопросы философии и богословия, но она исследует как конкретный человек или группа людей понимает существование Всевышнего и Его действия в жизни этих людей. Поскольку религиозность – это проблема выбора человека, то выбор духовных ценностей происходит дифференцировано: у одних людей он достаточно глубокий и поэтому связан со многими составляющими психики, у других – он очень поверхностный. В связи с этим формируется конкретная религиозная личность.

Источник: https://mirznanii.com/a/197594/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-psikhologii-religii

Развитие психологии в России: история и современная психология

Советская школа психологии религии

Как любая наука, психология развивалась, стараясь быть выше политики, не обращая внимания на границы между странами, различия в языках, культуре, политических направлениях и идеологиях, но не могла не меняться вместе с изменениями, то и дело происходившими в обществе. Развитие психологии в России невозможно рассматривать в отрыве от мировой истории и истории самой науки психологии.

История и психология

Большинство отечественных и зарубежных психологов были смелыми и аполитичными, они старались обмениваться знаниями и опытом друг с другом, живя в разных странах, вне зависимости от того было ли это разрешено и что их могло ожидать в случае нарушения запретов.

За полтора века существования мировой психологии как науки она пережила массу масштабных социальных и политических изменений и катаклизмов, а также собственные взлеты, падения и кризисы.

Отечественная психология родилась в Российской империи в то время, когда существовать этой империи оставалось недолго.

В начале XX века Россия еще была частью Российской империи, затем стала республикой в составе СССР, а в конце века превратилась Российскую Федерацию.

Все это время психология развивалась несмотря ни на что, пережила все революции, войны, кризисы, абсолютные запреты и новые возрождения науки.

Сегодня имена российских ученых известны всему миру. Их классические труды переводятся на множество языков, а концепции и теории изучаются студентами-психологами, учеными и любителями психологии.

Зарождение отечественной психологии в XIX веке

Психология – область знаний, которая была признана мировым сообществом наукой лишь в конце XIX века, когда в 1879 году немецкий физиолог и психолог В. Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию в Лейпциге.

Почему создание лаборатории оказалось столь значимым событием? Все дело в том, что оно положило начало экспериментальной, а значит и объективной, доказуемой психологии, а не просто умозрительной и субъективной. Нельзя было точно сказать, верна ли гипотеза ученого или это просто его личное заблуждение до тех пор, пока В. Вундт не стал проводить научные эксперименты.

Основателем отечественной экспериментальной науки считается выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог и психолог В.М. Бехтерев (1857-1927). Он первым в Российской империи создал лабораторию экспериментальной психологии при клинике Казанского университета в 1885 году.

Интересно, что годом ранее, в 1884 году во время командировки в Европу (Париж, Вена, Берлин и Лейпциг) В.М. Бехтерев познакомился со многими основателями мировой науки психологии, в том числе и с самим В. Вундтом.

В 1908 году Бехтерев основал еще одно значимое для развития науки психологии учреждение – психоневрологический институт в Санкт-Петербурге, который стал центром комплексного исследования человека.

Вклад этого великого ученого неоценим. Он стал основоположником рефлексологии и патопсихологии, написал множество научных трудов, издавал несколько психологических журналов в России и печатался в зарубежных изданиях.

И.М. Сеченов

Но еще до того как Бехтерев основал первую российскую психологическую лабораторию, а именно в шестидесятых годах XIX века российский физиолог И.М. Сеченов (1829-1905) обозначил необходимость и разработал первую программу построения психологии как самостоятельной науки!

Именно этот ученый предложил предметом психологии считать различные виды психической деятельности субъекта в их развитии и связи друг с другом. В качестве основного метода психологии Сеченов определил объективное наблюдение.

Именно идеи Сеченова о возможности экспериментального исследования мышления, об активности и целевой детерминации работы нервной системы, об обратной связи как факторе регуляции поведения, опередив свое время, далитолчок к развитию отечественной психологии и предвосхитили многие исследования в мировой науке!

Также свой вклад в образование и становление науки психологии в России конца XIX века внесли К.Д. Кавелин, Г. Струве, И.П. Павлов, В. А. Вагнер, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт и другие.

Но чтобы психология смогла отделиться от других наук в позапрошлом столетии, должны были пройти века существования и развития ее в рамках философии, медицины, биологии, литературы, богословия, оккультизма и в сфере быта, привычек, традиций, мифов народов.

Значительный вклад в развитии психологии в те времена, когда она еще не была отдельной наукой, внесли такие русские ученые и просветители как М.В. Ломоносов, Я.П. Козельский, Я.Н. Радищев, А.Галич (учитель А.С. Пушкина) и другие.

Самая первая в России книга о психологии была написана в 1796 году Иваном Михайловым и носила название «Наука о душе, или ясное изображение ее совершенствования способностей и бессмертия». В ней автор писал об ощущениях, воле, мышлении и ассоциациях.

Развитие психологии в России в XX веке

До и во время революции 1917 года, в двадцатых (когда был образован СССР) и в начале тридцатых готов XX века психология не только не погибает, но и крепнет.

Создается молодая советская школа психологии, продолжающая развивать теории основоположников отечественной психологии и в то же время решающая актуальные социальные задачи нового советского общества.

В это время науку создают такие выдающиеся и известные на весь мир психологи как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, Л.В. Занков, И.М. Соловьев, М.Я. Басов, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, П.П. Блонский, И.А. Соколянский, С.Г. Геллерштейн, К.К. Платонов, Н.Д. Завалова и другие.

Создаются такие отрасли психологии как:

  • возрастная,
  • детская,
  • социальная,
  • инженерная,
  • авиационная,
  • педагогическая,
  • психология коллектива,
  • эргономика,
  • психотехника, прочие.

Совершенствуется психодиагностика, расширяется сфера применения психологического консультирования, различные направления объединяются единой концепцией психики и консолидируются на практике.

И все это в то время, когда в Европе наблюдается кризис психологии, вызванный расхождениями психологов по многим пунктам, основным из которых был выбор предмета и научного метода психологии.

Кризис мировой психологии привел к образованию сразу нескольких основных ее направлений, существующих и в наше время (глубинная, когнитивная, гуманистическая, гештальтпсихология, бихевиоризм), что позволило науке развиваться дальше сразу в нескольких «течениях».

К сожалению, в середине тридцатых годов советская психология резко останавливается в своем развитии. Она была разгромлена и запрещена властью, резко были остановлены психологически исследования (даже идеологически близкие советской власти), перестали издаваться психологические журналы.

Период упадка науки длился примерно тридцать лет. Но даже под строгим запретом, в период репрессий, голода, страшной войны оставались ученые, не забывающие о психологии: Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, Е.Н. Соколов, другие.

Только в шестидесятые годы ХХ века стали возрождаться запрещенные психологические школы и психология.

Уже в 1955 году начинает издаваться психологический журнал «Вопросы психологии». В 1964 году открываются факультеты психологии в ленинградском, московском, тбилисском университетах. В 1971 году был создан институт психологии АН СССР. С 1980 года издается «Психологический журнал».

Конечно, оторванность от мировой науки не могла не отразиться на развитии отечественной психологии. В те времена, когда в Европе и США стало модным иметь личного психолога и развивать науку психологию, в СССР даже не задумывались о такой необходимости.

В шестидесятых – восьмидесятых годах ХХ века ведущими отраслями советской психологии остаются социальная, дифференциальная, судебная, инженерная, психология обучения и воспитания и прикладные отрасли.

В это время науку создают П.В. Симонов, Н.П. Бехтерева, А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров, В.Д. Небылицын, Б.Ф. Ломов, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин и другие.

В конце восьмидесятых годов формируется психологическая служба. Психология становится элементом культуры и начинает входить в жизнь простых людей.

Психология в современной России

Девяностые годы XX века оказались переломным моментом в истории России. С развалом СССР жизнь людей меняется кардинальным образом. Как всем и каждому, перестраиваться на новый лад пришлось и психологии.

Недавно начавшие создаваться психологические службы в школах, на производстве, в системе здравоохранения, индивидуальное и семейное консультирование оказываются недостаточно развитыми и распространенными. Как следствие этого, а также наплыва информации из-за рубежа, недостаточного уровня психологической культуры и образованности населения – массовое распространение псевдопсихологии.

То, что случилось с психологией в конце прошлого – начале нынешнего века, до сих пор имеет последствия. Есть еще люди, которые и в наши дни:

  • не считают психологию серьезной и полезной наукой,
  • психологов называют «мозгоправами», читающими мысли,
  • людей с психологическими проблемами – «психами»,
  • путают науку с магией, целительством, мистицизмом и обычным шарлатанством,
  • не считают нужным развивать личную психологическую культуру и самосовершенствоваться.

Хоть и не без ущерба для себя, отечественная психология перешагнула порог двух тысячелетий, избавилась от идеологического догматизма, «встретилась» с мировой психологией, и в значительной мере благодаря этому расширилась, дополнилась, преобразилась.

В последние десять-пятнадцать лет в России интерес к науке и практике психологии неуклонно возрастает.

Все большее количество абитуриентов идут учиться на психолога в ВУЗы, а представители других профессий изучают психологию самостоятельно для повышения квалификации либо же для общего развития.

Как зарубежная, так и отечественная психологическая литература популярна в России. Люди стали больше интересоваться настоящей наукой, а не парапсихологией с целью разобраться в себе, решить проблемы психологического плана, развиваться личностно и духовно.

Психология в наши дни не только модная, но и востребованная наука.  Психологические знания особо ценятся в бизнес-среде, образовании, политике.

проблема современной российской психологии заключается в том, что ее используют как инструмент, помогающий манипулировать индивидуальным и общественным сознанием людей.

Конечно, это проблема не только российского общества. Во всем мире психологов привлекают к формированию привлекательного имиджа политика, сотворению кумиров, навязыванию вредных товаров и услуг, внушению опасных представлений, мнений, установок, разжиганию вражды между людьми и так далее.

Психология еще не решила многие стоящие перед ней задачи, не интегрировала полностью теоретические и практически знания, не устранила противоречия и пробелы, не нашла ответы на многие актуальные вопросы, но она продолжает развиваться, расширяться и совершенствоваться.

Сегодня в России создаются новые направления в психологии, теоретические концепции и практические методики, пишутся учебники и книги, проводятся масштабные исследования, расширяются и совершенствуются психологические службы, набирает популярность индивидуальное и семейное консультирование, психологические и бизнес-тренинги, семинары, конференции и многое другое.

Всем, кто интересуется историей психологии, рекомендуем учебники:

1.  М. Ярошевский “История психологии”

2. А. Морозов “История психологии”

3. Т. Марцинковская “История психологии”

4. А. Руденко “История психологии в схемах и таблицах”

Так же читайте классические труды отечественных психологов! Вот некоторые их них:

  1. В.М. Бехтерев “Гипноз. Внушение. Телепатия”
  2. В.М. Бехтерев “Феномены мозга”
  3. И.М. Сеченов “Физиология процессов роста в животном теле. Публичные лекции”
  4. И.М. Сеченов “Рефлексы головного мозга”
  5. С.Л. Рубинштейн “Основы общей психологии”
  6. С.Л. Рубинштейн “Бытие и сознание”
  7. Л.С. Выготский “Мышление и речь”
  8. Л.С. Выготский “Психология искусства”
  9. А. Н. Леонтьев “Эволюция, движение, деятельность”
  10. В.С. Мухина “Феноменология развития и бытия личности”

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

(: 5, 5,00 из 5)
Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

Источник: https://ourmind.ru/razvitie-psixologii-v-rossii

ovdmitjb

Add comment