Irvuz

Социальная структура личности. Типология личностей

Задачи лекции

Социальная структура личности. Типология личностей

– Определить понятиесоциальной структуры личности и егосодержание.

– Рассмотретьтипологию личности в социологии.

– Выяснить характери стадии социализации личности.

– Датьанализ статусно-ролевой структурыличности.

1.1. Социальная типология и структура личности

Социальныйтип личности – продукт сложногопереплете­ния историко-культурных исоциально-экономических усло­вийжизнедеятельности людей. В социологиипредлагаются различные вариантысоциальной типологии личности. Так, М.Веберза основу типизации берет спецификусоциального действия, более конкретно– степень его рациональности, К.

Маркс– формационную и классовую принадлежность.Для Э.Фроммасоциальный тип личности как господствующийтип характера – это форма связи индивидаи социума, «ядро струк­туры характера,которое присуще большинству членоводной и той же культуры, в отличие отиндивидуального характера, которыйразличен у людей той же самой культуры».

Значение социального характера, считаетЭ. Фромм, состоит в том, что он позволяетнаиболее эффективно приспособиться ктребова­ниям общества и обрестичувство безопасности и защищенно­сти.Анализируяисторию человечества, Э. Фромм выделяетнесколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский,накопительский и рыночный.

Всовременной социологии получило широкоераспростра­нение выделение типовличности в зависимости от их ценно­стныхориентации.

Традиционалистыориентированы в основном на ценно­стидолга, порядка, дисциплины, законопослушания,а выраженность таких качеств, каккреативность, стремле­ние ксамореализации, самостоятельность, уданного ти­па личности весьма низкая.

• Уидеалистов,наоборот, сильно выражены критическоеотношение к традиционным нормам,независимость и пренебрежениеавторитетами, установки на саморазвитиево что бы то ни стало.

• Дляфрустрированноготипа личностихарактерны низ­кая самооценка,угнетенное, подавленное самочувствие,ощущение себя как бы выброшенным изпотока жизни.

Реалистысочетают в себе стремление к самореализациис развитым чувством долга и ответственности,здоровый скептицизм с самодисциплинойи самоконтролем.

Гедонистическиематериалистыориентированы в первую очередь наполучение удовольствий «здесь и сейчас»,и эта погоня за «наслаждениями жизни»приобретает пре­жде всего формуудовлетворения потребительских жела­ний.

В социологиипринято выделять также модальный,идеаль­ный и базисный типы личности.

Модальный типличности– тот, который реально преобладает вданном обществе.

Идеаль­ный типличностине привязан к конкретным условиям. Этотип личности как пожелание на будущее,например – всесторон­неи гармонично развитая личностьу К. Маркса или новыйЧеловекЭ. Фромма.

Базисный типличности– тот, который наилучшим образом отвечаетпотребностям современного этапаобщественного развития.

Иными словами,социальный тип личности – это отражениетого, как общественная система влияетна ценностные ориентации человека ичерез них – на его реальное поведение.

Многомерная,сложноорганизованная природа человека,широта и многообразие его социальныхсвязей и отношений определяют множествотеоретических подходов и позиций впонимании этого феномена, множестворазличных моделей, образов человека всовременной социологии.

Рис. 1.1.Социально-философская модель структурыличности

Г.В.Осипов и др. предлагают следующую модельсоциальной структуры личности1:

1) способ реализациив деятельности социальных качеств,про­являющийся в образе жизни и такихвидах деятельности как тру­довая,общественно-политическая,культурно-познавательная, семейно-бытовая;

2) объективныесоциальные потребности личности;

3) способности ктворческой деятельности, знания, навыки;

4) степень овладения культурными ценностямиобщества, т.е. духовный мир личности;

5) нравственныенормы и принципы, идеалы и убеждения,которыми руководству­ется личность.

Рис.1.2. Социально-психологическая модельструктуры личности (по К.К. Платонову)

Вданной схеме особенности личностисгруппированы в иерархически расположенныеподструктуры по степени влияния на ихформирование биологических (генетических)и социальных (приобретенных в культуре)качеств.

Исследованиязападных социологов показали, чтоспецифика отношений в различных сферахобщественной жизни сти­мулируетпроявление определенных личностныхкачеств и ти­пов поведения.

Так,рыночные отношения способствуютразви­тию прагматизма, хитрости,расчетливости, отношения в сферепроизводства формируют эгоизм, карьеризми вынужденную кооперацию (ее называют«тем не менее кооперация»), а сферасемейной и личной жизни – эмоциональность,сердечность, привязанность, поискгармонии любой ценой.

Вто же время хорошо известен в социологиии обратный механизм – влияние личностныхкачеств на возникновение и развитиеобщественных (в том числе экономических)отноше­ний определенного типа. М.

Вебер в свое время убедительно показал,что именно изменения в сфере сознания,перестройка ценностных ориентации иотношения к труду дали толчок квозникновению капитализма.

Следовательно,комплекс опреде­ленных личностныхкачеств может ускорять общественноераз­витие в том или ином направлении,а может, наоборот, препят­ствоватьему или делать его вообще невозможным.

Социологии психологи выделяют ряд довольноустойчи­вых поведенческих стереотипов,личностных комплексов, сформированныхсоциалистической системой.

Это эффект«выученной беспомощности», «пролонгированныйинфанти­лизм», «двоемыслие и широкаяпрактика двойных стандартов»,«паразитическая новация» (См.: ЛевадаЮ. М. Советский простои человек. М., 1993;Ольшанский Д.

Социальная психологиявинтиков // Вопросы философии. 1989. № 4;Штомпка П. Социология социальныхизменений. М., 1996).

Психологическоеощущение собственного бессилия ибес­помощности – закономерныйрезультат такого устройства об­щественнойсистемы, в которой отдельному человекуотведена роль пресловутого винтика.

Социальныепсихологи установи­ли, что в условияхтоталитарных или близких к ним режимов,в строго контролируемом и регламентируемомраспорядке жизни рано или поздновырабатывается эффект выученнойбес­помощности.

Суть этого эффектасостоит в том, что человек, неоднократноубеждавшийся в неподконтрольностиситуации, в невозможности изменитьсвоими действиями размеренный ходсобытий, вообще отказывается от поиска.Неотъемлемыми чертами характерастановятся послушание и исполнительность.

Личность чувствует себя более свободнойв ситуации, когда решение не вырабатывается,не находится ею самою, а задается извне,навязывается авторитетом или властнымиструктурами, а она является лишьисполнителем и проводником их воли.

Опытпсихотерапевтической работы у нас встране показал, что часто ощущениеапатии характеризует на самом деле нестолько личную и социальную ситуациючеловека, сколько его восприятие этойситуации.

Большинство людей недооценива­ютте, пусть и небольшие, возможностиизменения собствен­ной жизни илиситуации вокруг них, которые у нихреально имеются.

Человек уже сам стремитсяизбежать жизненных пе­ремен, так какперемены связаны с неизвестностью,вынужда­ют брать ответственность насебя, требуют поиска.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5862512/page:2/

Социальный тип личности. Структура личности: социальные типы личности

Социальная структура личности. Типология личностей
Самосовершенствование 20 июля 2014

Душа… Сознание… Личность… Какие только высочайшие умы не ломали голову над этими понятиями. Всемирно известный психоаналитик З. Фрейд впервые представил структурное представление о личности как динамичном образовании.

Изучение личности

Одно из основных направлений в социологии – исследовать личность как социальный тип. Это связано с тем, что данное определение дает возможность понять, как функционирует общество с учетом интересов и потребностей каждого отдельного человека, также по нему можно судить о развитии среды.

В ходе изучения понятия «личность» ученые остановились на использовании шести подходов:

  1. Диалектико-материалистический: изначально человек является социальным существом, развитие которого зависит от биологии, воспитания, социального окружения и навыков самовоспитания.
  2. Антропологический: личность есть носителем общечеловеческих свойств.
  3. Нормативный: личность – социальное существо, которое обладает сознанием и способностью к деятельности.
  4. Социологический: человек – личность, которая воплощает и реализует в себе социально значимые черты и качества.
  5. Персоналистический: основным средством формирования личности является «Я – восприятие». Личность – совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих.
  6. Биолого-генетический: биопрограмма человека определяет его поведение.

Таким образом, понятие «личность» многогранно. Оно характеризует человека как субъекта и объекта биосоциальных отношений и как объединяющее начало в нем индивидуальных, социальных и общечеловеческих черт. Те черты, которые наиболее часто проявляются у члена общества, и образуют тип личности.

Устройство личности

Данное определение включает в себя три уровня: биологический, психологический и социальный. Первый состоит из природных качеств человека: это и строение тела, и темперамент, и половые особенности. Второй объединяет психологические свойства, связанные с наследственностью (воля, память, чувства, мышление).

Третий уровень имеет подуровни, описанные следующим образом:

  1. Социологический: интересы личности, ее мотивы поведения, жизненный опыт, цели и так далее. Подуровень находится в тесной связи с общественным сознанием.
  2. Специфически-культурный. Сюда входят все ценностные установки и нормы поведения человека.
  3. Нравственный. Это моральная часть личности.

Структура личности. Социальные типы личности

Конечно, приведенная выше система уровней довольно груба и абстрактна, но тем не менее является основой для дальнейшего изучения. Психолог С. Л. Рубинштейн для исследования человека использовал ответы на три вопроса: «Чего хочет, что привлекает и к чему стремится?» Ответы приоткрывают дверь к тайне содержимого личности отдельного человека.

К. К. Платонов выделил четыре подструктуры личности:

  1. Направленность, которая включает убеждения, мировоззрение, желания, влечения, интересы. На этом уровне проявляются моральные качества, а также различные отношения человека.
  2. Опыт, проявляющийся в навыках, знаниях, умениях. Здесь происходит развитие индивидуальности через накопленный исторический опыт.
  3. Личностные особенности психических процессов и функций.
  4. Биологические особенности (пол, возраст, тип нервной системы и так далее).

А. Н. Леонтьев дает определение личности как особенное качество только социального происхождения. О структуре известный психолог говорит, что это «устойчивая конфигурация главных, внутри себя мотивационных, иерархизированных линий».

Таким образом, в центре функционирования личности располагается ядро мотивационных структур. Следующим уровнем является способ реализации мотивов (черты личности, социальные роли и так далее).

Особенности отношений человека с собой и окружающим миром заключены в третьей подструктуре.

Связь всех характеристик человека, постоянно проявляющихся на воздействие окружающей среды, составляет социальный тип личности.

Исследования определения типа индивида

Понятие «личность как социальный тип» привлекало много исследователей. Например, Аристотель группировал черты и тем самым разделял людей на «добродетелей» и «порочных». К. Г .Юнг описал личности, обращенные в себя («Инь»), и ориентированные на внешний мир («Ян»). В психологии они стали называться интровертами и экстравертами.

Также им были выделены типы людей – сенсорики, логики, эмотивы и интуиты. Основа первого типа – ощущения, второго – мышление, третьего – эмоции, четвертого – интуиция. Д. Морено и Т. Парсонс создали ролевую теорию личности. Она гласит, что каждый индивид в социальной системе занимает свое конкретное место (статус).

Каждый статус содержит ряд ролей, выполняемых человеком.

Типология индивида

Через систему воспитания и образования с учетом требований общества начинает формироваться социальный тип личности.

Социология считает, что личность – это то, что связывает психические процессы и придает поведению устойчивость и последовательность. Важную роль в структурировании типа сыграли следующие теории: психобиологическая (У.

Шелдон), биосоциальная (Г. Олпорт, К. Роджерс), психостатическая (Д. Айзенк, Р. Кеттел), психосоциальная (К. Хорни, К. Адлер).

Типологии существуют различные. Например, М. Вебер в основу своей системы заложил степень рациональности действия. Э. Фромм, определяя социальный тип личности, разделяет его на рецептивный, накопительный, эксплуататорский, рыночный.

Сегодня в социологии принято выделять следующие виды индивида:

  1. Традиционалист. Основными ценностями такой личности являются долг, порядок, дисциплина. В ней отсутствует стремление к самореализации.
  2. Идеалист. Тип с отрицанием относится к традициям, независим, не признает авторитетов. Часто занимается саморазвитием.
  3. Фрустрированный. Личность обладает низкой самооценкой, нередко жалуется на здоровье и депрессивное состояние.
  4. Реалист. Люди, относящиеся к данному типу, ответственны, контролируют свои эмоции, занимаются самореализацией.
  5. Гедонист. Чаще всего такая личность стремится к получению удовольствия, к достижению своих желаний.

Также выделяют социально-психологические типы личности:

  1. «Деятели». Для представителей данного типа главной задачей является изменение других людей и самого себя. Они активны, самодостаточны, ответственны.
  2. «Мыслители». В качестве примера этого вида можно привести образ мудреца, который призван размышлять и наблюдать.
  3. «Эмоциональный». Сюда относятся индивиды, опирающиеся на чувства, эмоции, интуицию. Это яркие, творческие личности, способные ценить красоту.
  4. «Гуманисты». Данный тип обладает очень развитой эмпатией. Он превосходно чувствует душевное состояние человека.

Конечно, чаще всего встречается смешанный социальный тип личности. Можно сказать, что в каждом человеке живет мудрец, активист и гуманист.

Как определить тип личности. Тест

Существует множество методик для исследования своей личности. Наиболее распространены:

  1. Тест Леонгарда. Опросник представляет собой 88 вопросов, на которые следует отвечать «да» или «нет». Результатом будут являться акцентуация характера, то есть выявится наиболее характерная черта для данного индивида.
  2. Тест Голланда. Здесь представлены 42 пары профессий, из которых необходимо выбрать более предпочтительные. Итог – определение своего типа.
  3. Типологический опросник Кейрси. Состоит из 70 вопросов с предложенными ответами. Выбрать необходимо одно утверждение. Как результат – определение профиля личности.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/213927/

ovdmitjb

Add comment