Irvuz

Социальная ситуация развития дошкольника

Содержание

Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста

Социальная ситуация развития дошкольника

  • Общение проходит ряд этапов:
  • Общение со сверстниками

Дошкольный возраст (3–7 лет) — особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру.

Суть этой перестройки заключается в том, что возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Импульсивное поведение ребенка начинает подчиняться нормам и правилам поведения. Закладывается внутренний образ «правильной» модели поведения.

Этот образ выступает регулятором и является примером, с которым ребенок сравнивает свое поведение, происходящее или планируемое.

Главные достижения, которыми овладевает ребенок к 7 годам: осознание и регуляция поведения, самосознание, логическое мышление. Ребенок начинает понимать, что он умеет, а что нет; знает свое положение в системе отношений с другими людьми; осознает свои внутренние переживания: желания, предпочтения, настроение. Он отделяет себя от взрослого и открывает свою внутреннюю жизнь.

В дошкольном периоде ребенок переходит от мира предметов к миру людей. Он выходит за пределы семейного окружения, устанавливает новые отношения с более широким кругом людей, состоящим из других детей и взрослых.

Овладение речью позволяет общаться все чаще и с разными людьми. Темы общения все меньше зависят от наличной ситуации.

Также ребенок попадает в систему социальных отношений, где взрослый является носителем социальных ролей (продавец, полицейский, врач).

Общение проходит ряд этапов:

Внеситуативно-познавательная форма общения (от 3 до 5 лет).

Обостренная познавательная потребность ребенка ведет к тому, что он начинает задавать взрослому огромное количество вопросов рода «почему?», «зачем?», «как?» по самым разнообразным темам.

«Почему птицы летают?», «Откуда берется вода в кране?» и т.п., на все это они хотят знать ответ и взрослый выступает в роли носителя знаний, ходячей Википедии.

Такое общение позволяет ребенку сильно расширить рамки мира, доступного для познания.

Так как сам ребенок не способен объективно познать окружающий его мир, то взрослый должен передать ему свои знания: что существуют причины и следствия, различные отношения между предметами, явлениями, людьми; объяснить суть и назначение вещей и т.д.

Данное общение выступает значительным условием развития мышления и познавательных интересов дошкольников. Все знания, полученные самостоятельно и знания полученные от взрослого, ребенок собирает в цельную модель мира, которой пытается объяснить все на свете.

У ребенка все больше проявляется потребность в уважении со стороны взрослых. Ему нужна позитивная реакция с их стороны — похвала и одобрение. А замечания и упреки воспринимаются как личная обида. Повышенная обидчивость свойственна для данного периода и со временем проходит.

Внеситуативно–личностная форма общения (начинается около 6 лет) позволяет ребенку приобщиться к жизни взрослых, к правилам взаимоотношений и к человеческим ценностям.

Ребенку становится интересно знать различные аспекты существования взрослых: кем они работают, где живут, кто живет вместе с ними, чем они интересуются и т.п. Охотно же ребенок рассказывает и о своей жизни, интересах, своем отношение к чему-то.

Становиться важным, установить доброжелательное отношение с взрослыми, получить их уважение и понимание. Ребенку важно достичь общности взглядов и оценок с взрослым, чтобы понять и закрепить «правильность» усвоенной им точки зрения, т.к.

взрослый выступает образцом поведения.

Данное общение, ориентирует ребенка в правилах поведения и повышает эффективность воспитания.

Поэтому, когда ребенок ябедничает, например: «Алеша рисует на обоях!», то он хочет убедиться, что такое поведение выходит за рамки правил (рисовать на обоях нельзя), и сообщить взрослому, что ему это правило известно. Жалоба — это косвенная просьба подтвердить или опровергнуть то, что он для себя выделил, как правило.

Благодаря двум данным формам общения, ребенок понимает и входит в сложный мир людей. Он учится ориентироваться среди норм и правил, устанавливать отношения с окружающими. Усваивая такой опыт и знания, ребенок начинает проигрывать его в сюжетно-ролевых играх и применять в повседневности.

Общение со сверстниками

В дошкольном возрасте общение со сверстниками отличается от общения с взрослыми и имеет ряд особенностей:

  • Чрезвычайная эмоциональная насыщенность и раскованность контактов со сверстниками. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше эмоциональных проявлений, чем с взрослыми. Разговоры с другими детьми чаще сопровождаются резкими интонациями, криком, смехом, чаще происходят конфликтные ситуации. Общаясь со сверстниками, ребенок может навязывать свою волю, успокаивать, требовать, обманывать и прочее. Здесь впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, выражение обиды, кокетство, фантазирование и др.
  • Нестандартность и непредсказуемость. Ребенку при взаимодействии со сверстниками присуща особая раскованность, он использует самые неожиданные и оригинальные действия и движения: прыгает, принимает причудливые позы, кривляется, визжит, передразнивает и т. п. Если взрослый несет для ребенка образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, нестандартных проявлений, помогая проявить самого себя и свое творчество.
  • Преобладание инициативных действий над ответными. Для дошкольника значительно важнее его собственное высказывание или действие, тогда как инициатива сверстника поддерживается им значительно реже, а иногда игнорируется. По этой причине у детей часто происходят конфликты и обиды.

Общение со сверстниками также проходит ряд этапов:

  1. Эмоционально-практическое общение (2–4 года). На данном этапе наиболее важно выразить самого себя, добиться внимания и соучастия со стороны другого ребенка.  При этом сам ребенок не замечает желания и чувства своего товарища.

    Взаимодействие и совместные игры носят внешний характер: дети бегают друг за другом, прячутся, кричат, кривляются, действуют по типу повторения простых действий: «ты прыгаешь — я прыгаю», «ты кричишь — я кричу». Ребенку необходимо чтобы сверстник присоединился к его действиям и шалостям, поддержал и усилил общее веселье.

    Такое общение обязательно ситуативно и зависит от конкретной обстановки. Привлекательный предмет может легко занять внимание детей и прекратить их общение. Вместе играть с одной игрушкой, они не умеют, из-за этого часто конфликтуют. Утверждение и отстаивание своего «Я», идет прежде всего, через демонстрацию собственных игрушек и предметов — «Это мое!».

  2. Ситуативно-деловое общение (5–6 лет). Дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать поведение партнера для достижения общего результата. Во главе угла становится потребность в сотрудничестве со сверстником, его признание и уважение. Реализуется это, прежде всего в игре.

    Также проявляется пристальный интерес ко всему, что делает сверстник. Ребенок может демонстрировать свои преимущества и достижения, а промахи и неудачи пытаться скрыть. В общении появляется конкурентное, соревновательное начало, значительно возрастает число конфликтов. Возникает зависть, ревность и хвастовство.

    Ребенок начинает оценивать путем сравнения с другими детьми.

  3. Внеситуативно-деловое общение (6–7 лет). В этот период становится возможным «чистое общение» не связанное с игрой. Но иногда оно может проходить на фоне игры или другой деятельности.

    Дети могут разговаривать между собой на отвлеченные темы, рассказывать о том, где они были, что видели, делится желаниями, интересами, обсуждать других людей и т.п.

    Зарождается личностное отношение к сверстнику — эмоциональная вовлеченность в его переживания, умение видеть в партнере его настроения, желания и предпочтения; появляется возможность в споре прийти к компромиссу.

    Игра же к концу дошкольного возраста меняется, и взаимодействие все чаще происходит на уровне реальных отношений (обсуждение правил и подготовка к игре) и все меньше на уровне ролевых позиций.

Формируется дружба. Дошкольники могут создавать небольшие группы (по 2–3 человека) и оказывать предпочтение близким к себе сверстникам. Могут возникать споры и конфликтные ситуации, на основе того, «кто с кем дружит». От позиции в группе сверстников, зависит эмоциональное благополучие ребенка, которое определяет, насколько он усваивает нормы отношений с другими людьми. Поэтому ребенку очень важно общение с детьми своего возраста и умение выстраивать с ними совместную игру, контакт и диалог.

Подробнее о том, как развивать социальное общение ребенка, мы говорим в статье Принципы эффективного развития дошкольника.

Источник: https://progressio.me/socialnaya-situatsiya-3-6-let/

Дошкольник в современном мире. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

Социальная ситуация развития дошкольника

Возрастная психология

Тема: «Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность».

Цель: формирование теоретической базы знаний студентов об особенностях психического развития современного дошкольника, общих и профессиональных компетенций.

Задачи:

  1. Актуализация ранее изученного материала; анализ обобщенного психологического портрета дошкольника в современном мире; определение особенностей социальной ситуации развития в дошкольном возрасте, роли игры как ведущего вида деятельности, анализ структурных компонентов игры;

  2. Формирование психолого-педагогической компетентности студентов, развитие креативного мышления, рефлексивных умений;

  1. Воспитание у будущих воспитателей интереса к познанию внутреннего мира ребенка, побуждений к целенаправленному развитию и формированию профессионально важных качеств личности в учебной деятельности.

Коды формируемых компетенций: ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК6, ОК8, ОК9; ПК1.1;

ПК2.1, ПК2.2, ПК2.6; ПК3.1; ПК4.2; ПК5.2, ПК5.5

Тип занятия: теоретическое (1час)

Интерактивные методы и приемы:

упражнение-разминка, интервью, демонстрация и обсуждение видеоматериалов, электронных презентаций, «диалог с аудиторией», метод экспрессии, дидактический синквейн, самооценка.

Раздаточный материал: «Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена» по ОП.02 «Психология», вопросы для изучения темы, подборка стихотворений о детстве, файл «Этапы игровой деятельности дошкольников», карточки самооценки

Ход занятия

I. Мотивационно-ориентировочный этап. Самоопределение студентов к учебно-профессиональной деятельности.

На перемене идет показ 3 видеоклипов.

1.«Детский сад», сл. – К.Костин, Т. Керстен, муз. -К. Костин – 2 варианта

2. «Динь, динь, детский сад»

– Приветствие студентов и гостей занятия.

– Представление учебных ассистентов – участников Регионального чемпионата (WorldSkills Russia) Курской области «Молодые профессионалы» по компетенции «Дошкольное воспитание» ( 13 – 18 февраля 2017 года). Конкурсанты достойно представили образовательное учреждение, продемонстрировав высокий уровень сформированности профессиональных компетенций в сложных условиях по принципу «здесь и сейчас».

Слайд 1. Фото с Чемпионата.

– Интервью:

1.Вопрос для Елены К. (показала хороший результат и получила Сертификат): Как тебе удавалось справляться с выполнением заданий Чемпионата при недостаточной информированности об особенностях психики дошкольников?

2. Вопрос для Кирилла Р., занявшего в соревновании третье место, обладателя диплома и бронзовой медали «За профессионализм» : Насколько актуален на Чемпионате был вопрос о знании специфических особенностей возрастного периода?

– Обращаю внимание на требования ФГОС СПО при изучении психологии.

Слайд 2. ФГОС СПО. ОП.02. Психология. Требования к умениям и знаниям.

Мы изучили возрастные периоды: младенчество и раннее детство. Предлагаю выполнить упражнение и ответить на вопрос:

Ребенку какого возраста может принадлежать этот обобщенный психологический портрет? Обоснуйте свой ответ (содержит характеристики кризиса трех лет).

Слайд 3. Упражнение -разминка «Психологический портрет ребенка»

1. Любознательный

2. Ласковый

3. Может долго заниматься одним делом

4. Упрямый

5. Плачет, когда уходит мама

6. Капризный

7. Добрый

8. Любит смотреть телевизор

9. Рассудительный

10. Покладистый

11. Топает ногами на взрослых

12. Беспокойный

13. Агрессивный

14. Любит сидеть в одиночестве

15. Надоедливый

16. Любит играть

17. Кричит на взрослых

18. Проявляет интерес к головоломкам

19. Любит учить стихи

20. Считает до 10 и обратно

21. Самостоятельно строит предложения из 3-4 слов

22. Любит кататься на трехколесном велосипеде

23. Стремится все делать самостоятельно

24. Его легко отвлечь

25. Может бить маму

26. Вдумчивый

27. Ломает игрушки

28. Отказывается выполнять просьбы взрослых

29. Любит слушать сказки

30. Любит кормить животных

– Возможный вариант: Предлагаю студентке группы Марии Я. составить индивидуальный психологический портрет своего сына на основе предложенных характеристик.

II. Содержательно-деятельностный этап.

– Актуализация изученного материала по теме «Кризис трех лет».

Слайд 4 . Основные симптомы кризиса трех лет.

Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.

https://www.youtube.com/watch?v=10Bm3lBrVj4

Кризис трех лет создает предпосылки для перехода на следующий этап возрастного развития, который как называется ? (Дошкольный возраст, дошкольный период, дошкольное детство).

– Запишите в тетради тему:

Слайд 5 . Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте (от 3 до 7лет).

– Найдите этот период в таблице возрастной периодизации.

Любой возрастной период мы рассматриваем согласно определенному в ней алгоритму, и, следовательно, можем определить основные задачи при изучении темы, рассматривать которую мы будем в течение нескольких занятий.

– Сформулируйте эти задачи.

В соответствии с ними определяем основные вопросы для изучения темы.

Обращаю внимание на их печатный вариант, который есть у каждого студента. Он должен быть в рабочей тетради.

Слайд 6

Вопросы для изучения:

1. Дошкольник в современном мире.

2. Социальная ситуация развития (ССР) и ее особенности .

3. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.

4. Познавательное развитие.

5. Общение со взрослыми и сверстниками.

6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие.

7. Характеристика кризиса дошкольного детства.

Определяю конкретные задачи открытого занятия.

Детство (дошкольный период не исключение) оставляет в душе каждого ребенка неизгладимый след и оказывает огромнейшее влияние на дальнейшее развитие.

-Давайте докажем это, обратившись к интернет – ресурсам.

Афоризмы и цитаты о детстве.

Итак, жемчужины мысли:

«Любите детство; поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?»

Жан Жак Руссо

«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца».
Василий Александрович Сухомлинский

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». 
Василий Александрович Сухомлинский

«Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство!» 
Януш Корчак

«Детство — это то, что мы потеряли во времени, но сохранили в себе»

 Эльчин Сафарли. Я вернусь.

«Все мы родом из детства» (Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”)

«У каждого есть в жизни берег детства..»

Павел Кашаев

«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние»
Лев Николаевич Толстой

«Каждый человек может в своей жизни пройти через три детства: 
свое, своих детей и внуков… С каждым разом все больше проникаясь его сокровенной простотой, и отдаляясь от него…» Такой вот круговорот детства в природе.

Венедикт Немов

«Детство- это самоценный этап жизни человека»

Александр Григорьевич Асмолов, директор ФИРО, академик РАО, руководитель рабочей группы по разработке ФГОС ДО.

1 вопрос. Каков он, современный дошкольник? Эссе с презентацией по вопросу «Дошкольник в современном мире» представит Елена К.

Перед показом презентации мотивирую студентов на целенаправленное ее восприятие в связи с предстоящим выполнением домашнего задания.

Слайды 7-18

Домашнее задание. Разработать консультацию для родителей на тему : «Психическое развитие современных дошкольников: советы и рекомендации» (в пределах 10).

Рассмотрим детство как социокультурный феномен.

Декламация стихов в соответствии с их порядковым номером и формулирование основной идеи в виде тезиса после совместного обсуждения в течение 1 минуты.

– Задание группам (по рядам): Выразить основную идею в виде суждения – тезиса, т.е.одним предложением, например, «Каждый ребенок – дитя своего времени».
Сегодня следует отметить следующее обстоятельство:детство изменилось и требует нового понимания.

Об этом пишет Катерина Поливанова, профессор Института образования НИУ ВШЭ , доктор психологических наук (10 сентября, 2013 г.).

«Сегодня наши дети растут в совершенно новых и непонятных взрослым реалиях. Фактически современное детство оказалось лакуной (лаку́на – пропуск, пробел), исследовать которую приходится почти с нуля.

В Институте образования мы запустили полидисциплинарную программу по исследованию современных детей, потому что увидели, как стремительно меняется детство. С ее помощью постараемся …..изучить нынешнего ребенка как можно подробнее».

Резюме. Становление детства как социокультурного феномена происходит в неповторимой для каждого человека ССР.

2 вопрос. Социальная ситуация развития дошкольника и ее особенности

Социальная ситуация развития – это фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в этих условиях.

Кризис 3-х лет – кризис отношений: происходит перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым, прежде всего к авторитету родителей. Нарастает эмансипация ребенка от взрослого. Интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей.

– К чему это приводит? К смене социальной ситуации развития. Обратимся к тексту учебника.

– Работа с базовым учебником «Возрастная психология» Шаповаленко И.В., гл.14, с. 201, п.1 (знакомятся с текстом).

– Вопрос: Какова же социальная ситуация развития в дошкольном детстве?

– Вопрос: Как же разрешается противоречие между стремлением ребенка вести себя «как взрослый» («хочу») и нормами, которые все прочнее входят в его жизнь: начиная от родительского «нельзя» до общественно-значимых норм и правил?

Слайды 19 и 20 Социальная ситуация развития дошкольника и проявления социализации ребенка

3 вопрос. Актуализация вопроса «Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста». Модератор Кирилл Р.

ролик «Как изменился мир игры современного дошкольника», презентация.

Слайды 21-25

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1) Дидактический синквейн на темы: «Дошкольник», « Игра», «Деятельность» (работа в парах по рядам).

Примеры:

1. Дошкольник

Умный, деятельный, требовательный

Играет, общается, растет

Всегда дитя своего времени

Детство

2. Игра

Сюжетно – ролевая, творческая

Увлекает, развивает, обучает

Ведущая деятельность в дошкольном детстве Средство всестороннего развития личности Социализация Деятельность

3. Деятельность

Игровая, творческая

Развивает, увлекает, радует

Ведущая деятельность дошкольника – сюжетно-ролевая игра

Занятие Активность

2) Над формированием каких ОК и ПК работали на занятии?

(ОК и ПК при изучении психологии – раздаточный материал)

3)Прием «Самооценка». Перед уроком раздать карточки каждому студенту.

Отметьте балл, соответствующий интересу на занятии и степени усвоения содержания учебного материала.

3 балла – я все очень хорошо понял, мне было интересно;

2 балла – мне все понятно, но материал не всегда интересен;

1 балл – я не все понял, но мне было интересно;

0 баллов – я ничего не понял и на занятии скучал.

Передайте карточку преподавателю.

Домашнее задание (напомнить): Разработать консультацию для родителей на тему : «Психическое развитие современных дошкольников: советы и рекомендации» (в пределах 10, с учетом сильных и слабых сторон развития).

Итог занятия. Выставление отметок. Словесная оценка результатов.

Дидактический материал

1.

Вероника Тушнова

Источник: https://infourok.ru/doshkolnik-v-sovremennom-mire-socialnaya-situaciya-razvitiya-i-veduschaya-deyatelnost-2024769.html

Социализация у детей дошкольников

Социальная ситуация развития дошкольника

Когда ребенок достигает возраста трех лет, он постепенно социализируется на примере родителей. Но общаясь в кругу семьи, он еще не может стать полноправным членом взрослого мира.

Главное звено социальной ситуации – это взрослый человек, у которого много общественных ролей.

Будучи дошкольником, ребенок еще не может полноправно включится в жизнь взрослых, однако, скопировать их жизнедеятельность помогает игра.

Социальная ситуация развития и игра

Психологическая наука и образование признают игру в качестве главной деятельности детей, которая позволяет получить навык общения и поведения. Предметом игры становится взрослый, как пример и эталон нормы поведения с другими взрослыми, действующий по определенным правилам и в соответствии со своей общественной функцией.

Ролевая игра предполагает оставление ребенком своих потребностей и желаний ради установленных правил. Причем, все игры в соответствующем возрасте отличаются своими условиями, темой и сюжетом.

Игровой сюжет в раннем дошкольном возрасте отражает окружающий ребенка быт. Часто в ролевой игре проявляются семейные проблемы, увиденные и подслушанные малышом. После того как социальная ситуация развития в этом возрасте меняется, сюжет также становится сложнее. Теперь игра не ограничивается бытовыми сюжетами, но начинает включать в себя военные, общественные, производственные темы.

Ролевая игра определяется и временем, которое дошкольник затрачивает на нее. В раннем возрасте один сюжет может длиться всего десять минут, в то время как в более позднем игра может длиться уже около часа.

Игра определяется и тем, какую роль ребенок играет в ней: главную или второстепенную. В ролевой игре дети учатся договариваться, что является важным аспектом социального развития.

Критериями одной из главных деятельностей, формирующих развитие психических функций в дошкольном возрасте, выступают и сами игровые действия, то есть характер отношений между взрослыми людьми и деятельности, воспроизводимая детьми.

Игровые действия детей во многом определяются их возрастом. В самом раннем возрасте дети просто повторяют действия взрослых, не предусматривая имитации общения. Самое главное для них – это выполнение различных действий, а результат в данном случае не имеет существенного значение.

Для детей дошкольного детства в возрасте 4-5 лет главными в ролевой игре становятся именно отношения между ее участниками. В данном случае игровые действия отходят на второй план, а на первый выдвигается социальный результат, итог проделанной работы.

Дети дошкольного детства в возрасте 6-7 лет не просто выполняют действия игры, а строго придерживаются установленными правилами. Иной раз, действия и вовсе опускаются, замещаясь словами.

Ролевая игра как ситуация развития в социуме дошкольника подразделяется на две стадии. Первая четко прослеживается у детей 3-5 лет и характеризуется повторением логики действий. В этом случае главное – это именно предметные действия.

Следующий этап наступает в 5-7 лет и характеризуется имитация отношений внутри социума. Здесь основным становится именно социальный смыл производимых действий.

Как влияет ролевая игра на становление социальной ситуации развития ребенка?

Во-первых, играя, дети оттачивают навыки взаимодействия внутри группы.

Во-вторых, в силу возраста другие виды деятельности ребенка, такие как лепка и рисование, также задействуются в ролевой игре, а значит, совершенствуются и оттачиваются.

В-третьих, дети учатся контролировать свои желания в угоду правилам, установленным в игре.

В-четвертых, игровая деятельность занимается формированием психических функций дошкольника. Ребенок начинает оценивать действия при помощи значений «хорошо» и «плохо».

Психические функции дошкольника и их развитие

Социальная ситуация развития во многом зависит и от психического развития ребенка. Что именно оно включает в себя?

В среднем дошкольном возрасте осознание себя и восприятие окружающих становятся четче. У ребенка начинает развиваться оценка, а значит, и анализ происходящего. Восприятию помогают развиваться наблюдение и поиск.

С ним также связано формирование мышления. Детям в среднем и старшем дошкольном возрасте присуще мышление наглядно-образное. Оно помогает справиться с различными задачами, которые являются первоначальными элементами обучения. Владея данным типом мышления, успешность решения предлагаемых ему задач зависит от некоторых факторов.

Во-первых, ему необходимо запомнить условия задачи. Во-вторых, образность мышления диктует необходимость представить себе задачу и понять ее. Поэтому для успешного решения важно обратить внимание на четкую и понятную ребенку формулировку.

Если задача не будет сформулирована для дошкольника четко, решить ее он не сможет, или же это потребует от него гораздо большего времени.

Возрастная психология дошкольника такова, что для успешного решения задачи, действия и мышление ребенка должны быть основаны на его собственном опыте. Только через призму собственных проб и ошибок он сможет рассуждать о явлении логично и осмысленно, а значит, выдать правильный ответ. Особенное значение имеет развитие памяти. В период дошкольного детства идет ее интенсивное развитие.

В раннем возрасте память является непроизвольной. В этом случае ребенок не запоминает что-либо специально, но в память его попадают самые яркие моменты, которые вызвали в нем живые эмоции. В среднем дошкольном возрасте память становится произвольной, но ее функционирование еще не окрепло. В этот период запоминание необходимо для игр, первоначального обучения и выполнения просьб родителей.

Показателем социальной ситуации развития часто является речь ребенка.

Ее формирование является весьма сложным процессом, в течение дошкольного возраста увеличивается словарный запас, причем, он всецело зависит от качественных и количественных показателей общения с ним взрослых.

Идет развитие звуковой стороны речи и его грамматического строя. В течение дошкольного возраста дети учатся строению предложений. В целом, в 6 лет ребенок владеет порядка 3 000 слов. Хотя в три года он используется всего тысячу.

Особенности психического развития дошкольника

Для развития в дошкольном возрасте эмоционального плана характерно спокойное и в большинстве случаев неконфликтное поведение. А вот сами процессы формирования эмоций сильно меняются. Если в раннем возрасте у ребенка чаще всего работают моторные реакции, то, подрастая, он может контролировать свои эмоции на подвластном ему уровне.

Например, если в три-четыре года негативная эмоциональная реакция выражалась в плаче, гневе, покраснении лица, крике, в хаотичных действиях вплоть до разрушения попавшейся по другу вещи, то в шесть лет ребенок уже способен сдерживать гневные проявления, хотя внешне признаки обиды или расстройства все равно будут заметны.

Кроме того, в старшем возрасте ребенок может испытывать печаль не только по поводу настоящего, но и будущего.

Чтобы этапы психического развития ребенка были удовлетворительны, деятельность его должна доставлять ему яркие эмоции. Дошкольник лучше усваивает только то, что ему нравится делать. И дело здесь не в характере детей, такова возрастная психология.

Особую роль ситуация развития отводит мотивационной сфере. Именно она является важным механизмом становления личности маленького человека. Когда у ребенка возникает сразу несколько противоречивых желаний, ему необходимо сделать выбор.

От мотивов зависит в итоге решение и окончательный выбор.

В то время как в раннем дошкольном возрасте желание получить необходимое так велико, что никакие остальные мотивы не действуют, в старшем возрасте ребенок вполне способен не реагировать на предмет желания, если у него есть мотив посильнее. Он же является одновременно и ограничителем.

Считается, что наисильнейшими мотивами для детей является награда и поощрение. Наказание же является одним из наиболее слабых.

Также одним из самых слабых мотивов является обещание, которое дает сам ребенок. Именно поэтому в процессе воспитания не стоит требовать от дошкольника выполнения обещаний.

Ведь, скорее всего, выполнены они не будут, но подкрепят и разовьют такое качество как необязательность.

Считается, что самым слабым мотивом является запрещение чего-либо напрямую, несмотря на противоречивое мнение о том, что запрет, наложенный взрослым человеком, напротив, должен являться сильнейшим мотиватором для ребенка.

Личность ребенка формируется и в рамках, соблюдаемых в социуме, этических норм. Дошкольники обучаются оценке поступков собственных и чужих с точки зрения этики и морали.

В рамках социальной ситуации развития дошкольник сначала учится давать оценку действиям на стороне, то есть персонажам мультфильмов и сказок. В 5 лет он может дать оценку поступкам героя вне зависимости от его отношения к нему. В 7 лет ребенок вполне может оценить свои поступки в соответствии с нормами этики внутри общества.

В завершении возраста дошкольника у ребенка формируется самосознание, исходящие из его психического развития и социальной ситуации в целом. В это время появляется и самооценка как результат оценки на уровне эмоций и логики.

В основе самооценки детей – способность анализировать постороннее поведение и примерять его на себя, то есть оценивать первоначально сторонние действия, а затем и свои.

Важным фактором для формирования самооценки является осознание своих собственных переживаний, основанных на анализе своей эмоциональной сфере.

Развитие социальной ситуации включает в себя половую идентификацию, которая появляется в имитации особых стилей поведения, характерных для мальчиков и девочек.

Так, мальчики стараются проявлять такие качества как смелость мужество, грубость. Девочки проявляют себя через кокетливость и аккуратность.

Развитие ребенка и стили воспитания

Как бы то ни было, социальная ситуация во многом определяется окружающей в семье обстановкой. От того, как воспитывают ребенка, зависит становление его личности и часто его самооценка.

Родители, которые практикуют авторитарный стиль, часто проявляют жестокость, подавляют инициативы ребенка и требуют подчинения, применяют строгие наказания. Авторитарный стиль не является показателем пренебрежения.

Таким образом, родители стараются ограничить ребенка от себя же самого, чтобы направить его по правильному пути развития. Данный стиль закладывает в характер ребенка несамостоятельность, тревогу, агрессию и неуверенность в себе.

Особенно негативно отражается на нем недостаток похвалы и поощрений.

Стиль либерально-попустительский характеризуется вседозволенностью. Здесь ребенку не предъявляют требований, не создают ограничений, не описывают правила поведения в семье.

Наоборот, все требования ребенка тут же удовлетворяются. Либерально-попустительский стиль формирует эгоистичную личность, которая предъявляет повышенные требования к другим, но не к себе.

О самостоятельности речь в данном случае тоже не идет.

Гиперопекающий – это стиль воспитания, который очень похож на предыдущий. В данном случае центром семейной жизни выступает именно ребенок, вокруг благополучия которого крутится все.

Несмотря на то, что все направлено на комфорт, ребенок, воспитанный под гиперопекой, лишен и физической, и психологической самостоятельности. Ничего не решает он и в социальном плане.

Гиперопека формирует у детей инфантильность, эгоизм, потребительское отношение.

Отчужденный стиль определяется по такому поведению родителей как безразличие. Ребенка словно не видят и избегают общения с ним. В данном случае у детей и родителей наблюдается психологическая дистанция, из-за которой дошкольник чувствует свое одиночество. У него формируется агрессивный характер, желание стать частью какой-либо группы, потребительское отношение к людям.

Дружеский стиль – это вовлечение в жизнь ребенка, но без гиперопеки. В данном случае родители формируют четкие требования, устанавливают особую систему правил. Ребенку посвящается необходимое количество времени. Дружеский стиль формирует уверенного в себе человека, который умеет общаться внутри социума, отличается самостоятельностью и инициативностью.

Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе

Когда ребенок начинает ощущать себя в социуме отдельной единицей, случается кризис семи лет. Главными признаками его являются манерничанье и потеря непосредственности, то есть проявление анализа значения для ребенка тех или иных действий. Еще одним признаком является поведение, при котором дошкольник не показывает того, что ему плохо и старается держать свои эмоции при себе.

Часто проявляется четко выраженный негативизм к установкам взрослых дома. Это является признаком перехода на новый уровень восприятия и построение поведения. В семь лет у детей происходит переоценка системы ценностей, проявление новых побуждений и мотиваций.

Готовность к школе с психологической точки зрения включает в себя развитие нескольких сфер на высоком уровне, в частности интеллектуальной, произвольной и сферы мотивации.

Готовность к школе на интеллектуальном уровне базируется на определенных знаниях, развитии разного типа внимания и памяти, умение ориентироваться в окружающем пространстве, а способность логически мыслить.

Готовность к школе со стороны мотивационной – это желание посещать учебное заведение, основанное на внутреннем «хочу», а не потому, что так надо.

Не всегда готовность к школе формируется у ребенка в конце дошкольного возраста. В целом, насколько развитие ребенка соответствует учебным занятиям, можно проследить по готовности выполнять предучебные задания.

Источник: http://deti.center/doshkolnyy_vozrast/socialnaya_situaciya_razvitiya_v_doshkolnom_vozraste.html

Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте и ее особенности ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Социальная ситуация развития дошкольника

Несмотря на то, что дошкольный возраст является стабильным периодом развития человека, именно в этот период начинают проявляться новшества, которые впоследствии перерастают в нечто большее. Не является исключением и социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

Социальная адаптация — важный этап в развитии дошкольника

Предпосылки к изменению социальной ситуации

Одним из главных факторов, который влияет на смену социальной ситуации в дошкольном возрасте, является кризис трехлетнего возраста. У ребенка начинают ярко проявляться такие личностные черты, как самостоятельность, активность.

Ребенок как будто отделяется от взрослого, демонстрируя ему то, что он является уже самостоятельным человеком, интересы которого необходимо уважать и принимать во внимание.

Он стремится максимально включаться в жизнь взрослых, однако при этом он еще не обладает должным уровнем знаний и необходимых для этого умений.

Таким образом, у ребенка возникает противоречие между его потребностями и нормами, которые все прочнее входят в его жизнь (начиная от самых простых запретов родителей до общественно-значимых норм и правил).

Социальное развитие дошкольников

Решение этих проблем требует смены социальной ситуации, которая и происходит в это время.

Что представляет собой социальная ситуация?

В наиболее общем смысле социальная ситуация развития дошкольника представляет собой один из фундаментальных компонентов того или иного возрастного периода. Она характеризует основные аспекты взаимодействия ребенка с окружающими его людьми: семьей, сверстниками, другими взрослыми.

Социальная ситуация каждого возрастного периода имеет свои отличительные особенности. В первую очередь это связано с тем, что механизмы взаимодействия постепенно расширяются; значимость роли тех или иных людей меняется.

Это позволяет наблюдать за динамикой изменения социальной ситуации и выбирать наиболее приемлемый для того или иного случая способ взаимодействия.

Социальная ситуация -проявления

Отличительные особенности социальной ситуации дошкольного возраста. Общая характеристика

Что характеризует социальную ситуацию дошкольного возраста? Прежде всего, стоит отметить, что уже к началу этого периода ребенок имеет достаточно развитые органы чувств, способность ориентироваться в пространстве и перемещаться в нем. Именно поэтому дошкольник имеет большую тягу к самостоятельности, растущее из года в год. Он постепенно покидает пределы родительского дома; в его жизнь входят как сверстники, так и другие взрослые люди.

Социализация детей — этапы

К моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенка уже окончательно не устраивает позиция пассивного наблюдателя, и он хочет уже активно участвовать в жизни взрослых.

Социальная ситуация в младшем дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте имеет свои отличительные особенности. Как мы уже указали выше, виды деятельности, которые становятся доступны ребенку младшего дошкольного возраста (3-5 лет) существенно расширяются.

В своем поведении ребенок все еще воспроизводит действия взрослых; однако представление о них растет изо дня в день.

Во многом это объясняется тем, что если ранее круг общения ребенка составляли главным образом члены его семьи, теперь он значительно разнообразнее.

Общение со сверстниками — важная составляющая социализации

Ребёнок имеет возможность активно наблюдать за профессиональной деятельностью многих людей, с которыми сталкивается дома и на улице.

Кроме этого он может активно взаимодействовать с соседями, окружением родителей и познавать тем самых всевозможные сферы их жизни, которые раньше были скрыты от него и недоступны. У него появляются первые друзья и дети, с которыми он будет проводить большую часть своего свободного времени.

Именно благодаря этому ребенку постепенно становятся доступны гендерные, возрастные, профессиональные модели поведения, которые впоследствии будут закрепляться и оттачиваться при помощи сюжетно-ролевых игр.

В младшем школьном возрасте это приобретает особо важную роль поскольку никакое обучение невозможно без участия элементарных игровых действий. Позднее виды деятельности будут усложняться, но именно игра останется ведущим видом деятельности до самого школьного детства.

Тестирование дошкольников психологом

Общение, осуществляемое ребенком-дошкольником, начинает становиться более разнообразным. Ребенок начинает понимать, что тон общения, допустимый для одного человека, может абсолютно не подходить для другого.

Одним из негативных эффектов такого поведения может стать формирующаяся детская манипуляция: понимая, что именно ожидают от него взрослые, он начинает понимать как преподнести себя тому или иному человеку.

Существенным отличием общения в младшем дошкольном периоде от предшествующих является также и то, что у общения появляется еще одна функция: познавательная.

То есть, дети начинают обращаться к своему окружению не только для того, чтобы поручить от них очередную порцию заботы и ласки, но также – задать им интересующие вопросы, узнать что-либо.

Это дает почву для развития познавательного интереса, который в зависимости от обстоятельств и поведения взрослых, будет в дальнейшем перерастать в более сложные поведенческие формы. Это позволит ребёнку успешно осуществлять обучение в наступающим позднее школьном детстве.

Направления социализации в схеме

Несмотря на то, что поначалу вопросы, задаваемые детьми, могут показаться нелогичными, странными, а порой и вовсе бессмысленными, пренебрегать ими все же не следует. И воспринимать их следует максимально серьезно.

Почему? Именно в это время, в младшем дошкольном возрасте, у ребенка начинают проявляться зачатки познавательной мотивации.

Развив их и обеспечив должную поддержку, родитель может разбудить в ребенке потребность в саморазвитии и активной познавательной деятельности.

Оставляя же детские вопросы без ответа, можно серьезно затормозить развитие этих качеств.

Помимо этого ребенок приобретает навыки и других форм и видов общения:

  1. Ситуативное общение (осуществляемое в ситуации, когда необходимо получение похвалы, либо поощрения). Личностные качества собеседника оцениваются в контексте ситуации и в строгой связи с ней.
  2. Внеситуатинвое (когда ребенок приобретает возможность давать собственную оценку не самой ситуации, а личности находящегося в ней человека). В это время ребенок учится формировать в своем сознании психологический портрет каждого, с кем так или иначе вступает во взаимодействие.

Домашний любимец — один из важный элементов социализации

Ребенок не просто совершает поступки; он ждет оценки взрослых, а также поощрения или похвалы за них. Это создает в их сознании первичную базу социального опыта, который наверняка пригодится им в будущем. Ему уже требуется подчинять свое поведение своим интересам, а в более сознательном возрасте – уже известным ему нормам и правилам.

Существенным моментом, предопределяющим дальнейшее развитие коммуникативной сферы в дошкольном возрасте, также является межличностное общение со сверстниками.

Оно из года в год становится все более содержательным, а также начинает носить более длительный характер. У ребенка появляются постоянные друзья, со временем вырисовывается довольно определенный круг общения. Ребенок начинает понимать, с какими детьми ему интереснее проводить время, а какие не представляют для него особого интереса.

Дети осваивают всевозможные формы сотрудничества. Роль сверстников в жизни ребенка существенно возрастает в целом. Если раньше поведение ребенка строилось исключительно на подражании взрослым, то сейчас они начинают обращать внимание и друг на друга, перенимая некоторые привычки, способы деятельности.

Он прочнее входит в детский коллектив и начинает все больше испытывать его влияние.

Роль игры в социализации неоспорима

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте начинает играть особую роль прежде всего потому, что именно с ее помощью ребенок оказывается способен разрешить главное противоречие, возникающие в это время. Он может принимать непосредственное участие в жизни взрослых, показывая усвоение им моделей социального поведения. С другой – оставаясь среди сверстников без непосредственного вмешательства в их жизнь.

Особенности социальной ситуации при переходе от младшего дошкольного периода к старшему

Основным отличительным моментом перехода от младшего дошкольного возраста к старшему является рост значимости в жизни ребенка второй сигнальной системы: таким образом, речь начинает играть главенствующую роль в общении и любом взаимодействии.

Ребенок постепенно приучается к постановке и формулировке целей, в том числе в довольно дальней перспективе. Это отражается практически на всех видах деятельности, в том числе на игровой, которая по-прежнему остается основной в это время.

В частности, поведенческий репертуар расширяется сюжетно-ролевыми играми, где существуют определенные правила, распределение ролей, иерархия и соподчинение мотивов и т.д. Для игры подбираются необходимые для этого игрушки, выбираются условия.

Процессы, которые раньше были абсолютно неконтролируемы, приобретают произвольную основу.

Сюжетно-ролевые игры могут иметь разные напрвления. в том числе, патриотическое

Познавательная мотивация продолжает активно развиваться. Роль знаний и уже полученного и накопленного опыта усиливается. Сам ребенок со временем начинает осознавать их ценность.

Социальная ситуация в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. Окончательное становление внеситуативного, а также познавательного общения складывается уже к 5 годам.

Задавая вопросы, ребенок ненавязчиво готовит себя к школьному обучению. Теперь взрослый для него – не только значимый авторитет в поведенческой сфере, но и важнейший источник знаний и помощник в усвоении представлений об окружающем мире.

Поэтому в это время как никогда важно уделять максимально времени и внимания познавательному общению, расширяющему границы познания ребенка. Делать это можно как в традиционной, так и игровой форме.

Важно также не давать на детские вопросы прямые ответы, но и позволить ребенку самостоятельно принять участие в поиске знаний, чтобы дать ему шанс почувствовать радость открытия.

Игры в 5-6 лет имеют целенаправленный характер

Старший дошкольный возраст также отмечается тем, что если ранее игровая деятельность не носила целесообразный характер, сейчас же у игры окончательно вырисовываются цели, задачи, в ней распределяются роли и устанавливаются обязанности действующих лиц.

Влияние коллектива сверстников на ребенка становится еще более ощутимым. Теперь совершая то или иное действие он начинает обращать внимание не на реакцию отдельно взятого человека, но и детскую группу в целом. Потребность ощущать себя в качестве части целого усиливается и со временем будет возрастать.

Игры приобретают совместный характер

Таким образом видно, что в наиболее широком смысле социальную ситуацию дошкольного возраста характеризуют растущая автономность ребенка от его семьи, растущая значимость в жизни ребенка его сверстников и детского коллектива в целом, усложнение форм общения и взаимодействия. Ребенок приобретает новый социальный опыт.

Кризис семилетнего возраста

После того, как перемены, наступившие в дошкольном возрасте дали знать о себе в полной мере и окончательно укрепились, ребенок становится готов к выходу на новый этап развития. Очередная смена социальной ситуации наступит уже после очередного возрастного кризиса (похода ребенка в школу и начала школьного детства).

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/sotsialnaya-situatsiya-razvitiya-rebenka.html

ovdmitjb

Add comment