Irvuz

Социальная деятельность человека

Деятельность социальная взрослых и детей: описание, особенности и виды

Социальная деятельность человека

Итак, сегодня нас с вами будет интересовать деятельность социальная. Это очень важный момент в жизни любого человека. Он оказывает огромное влияние на жизнь людей.

Существует в разнообразных формах проявления, участвует в формировании личности. Какие особенности имеет социальная деятельность? Что это такое? Почему она так важна? Обо всем этом далее.

Наш сегодняшний вопрос крайне важен для любого человека и личности. Поэтому придется уделить ему должное внимание.

Определение

Для начала, о чем вообще идет речь? В социологии и психологии у каждого термина имеется свое собственное определение. Оно помогает точно узнать, о чем конкретно будет идти разговор.

Социальная деятельность – это определенные целенаправленные действия человека, которые учитывают потребности окружающих, их предпочтения и желания в рамках общепринятых социальных норм. Разумеется, ваши собственные нужды сюда включены. Это некая совокупность действий, которая является составляющей вашего поведения.

Чаще всего социальная деятельность понимается как любое действие с людьми. Все, что относится к общению и взаимодействию друг с другом принято называть таким термином. Ничего сложного, верно?

Социальная деятельность людей – это неотъемлемая часть нашей жизни. У человека потребность в оной наблюдается всегда с самого рождения. Именно она отличает нас от животных. Но почему данная деятельность так важна?

Дело все в том, что основополагающая часть ее – это удовлетворение собственных потребностей, а также формирование личности человека. Без социальной деятельности не было бы и личности в целом.

При помощи данного направления создаются разнообразные блага (материальные и нематериальные), возникают традиции и обычаи, нормы поведения, формируется характер. Формы нашей сегодняшней деятельности могут быть разнообразными. У детей и взрослых они в целом сходятся, но все равно имеют некоторые различия. Так с чем можно столкнуться в реальной жизни?

Экономика

Например, у взрослых постоянно проскальзывает социальная экономическая деятельность. Без нее нельзя представить себе вообще современный цивилизованный мир. Но что это такое?

Социально-экономической деятельностью называют совокупность социальных и экономических институтов в отношении распределения тех или иных благ, а также денежных средств. Можно сказать, что это та же самая экономика. Ничего трудного, верно?

В ходе ведения такой деятельности происходит не только перераспределение материальных благ, но еще и создание товаров, купля-продажа оных, налаживание потребления ресурсов, имеющихся у того или иного объединения. Социальная деятельность организации или в семье – не важно, но факт остается фактом – есть такая направленность, без нее невозможно представить современное общество.

Культура

Также как не трудно догадаться, наш сегодняшний термин включает в себя культуру. Создание культурных ценностей, обычаев и традиций, норм поведения и установок – все это имеет отношение к социальной деятельности. Можно сказать, что в современном мире без всего этого не обойтись.

Профессиональная социальная деятельность тоже имеет место. Она проявляется в ведении человеком каких-то конкретных действий, связанных с культурой. Например, работа в театре может называться профессиональной социальной деятельностью. Зачастую “профессионализм” как раз выражается в той или иной профессии.

Творчество

Виды социальной деятельности могут быть разными. Как уже было сказано, они у детей и взрослых приблизительно одинаковые. Точнее, у малышей их меньше, как правило. Но с возрастом люди все больше и больше вовлекаются во все сферы, которые только могут существовать.

Очередной вид нашего сегодняшнего понятия – это творчество. Косвенно имеет отношение к культуре. Выражается в проявлении личностью своих творческих способностей. И не важно, в каком именно направлении.

Это могут быть произведения изобразительного искусства, литература, кинематография, поэзия и так далее.

Чаще всего творчество помогает человеку обрести себя, получить удовлетворение от жизни, продемонстрировать свои навыки себе и окружающим.

Для детей такая социальная деятельность крайне важна. Она оказывает огромное влияние на рост и развитие человека. По этой причине творчеству в школах и детских садах уделяют огромное внимание.

Работа/труд

У взрослых зачастую есть профессия. Как следствие – определенная работа, которой он занимается ежедневно. И она тоже считается социальной деятельностью, зачастую профессиональной.

Данный вид действий характеризуется выполнением тех или иных должностных инструкций с соблюдением определенных норм и правил за денежное вознаграждение. Если честно, то работа помогает строить карьеру. Вы будете развивать и совершенствовать свои навыки – как профессиональные, так и социальные. Кроме того, карьерный рост будет приносить удовлетворение (и повышать вашу самооценку).

Образование/наука

Социальная сфера деятельности также проявляется в виде образовательного процесса – как обучения, так и получения знаний. То есть, учителя и ученики – это ее непосредственные участники.

Этот тип взаимодействия направлен на развитие личности, обучение человека тем или иными навыкам. Без него нельзя представить себе ни культуру, ни работу, ни цивилизованное общество в принципе. Так что, не стоит пренебрегать образованием как инструментом развития личности. Для детей такая форма играет огромную роль. Для взрослых тоже, но значимость в этом случае не такая высокая.

Коммуникация

Социальная деятельность включает в себя в обязательном порядке коммуникации. Потребность в общении – естественное состояние для человека. Общение, отношения – все это важно и для личного развития, и для удовлетворения потребностей.

Социальная деятельность детей в этой области проявляется, как правило, в развитии навыков общения. Малыши учатся говорить, общаться, обсуждать, взаимодействовать друг с другом. Без коммуникаций не будет происходить полноценное развитие личности. Поэтому в детских садах и школах взаимодействию друг с другом выделяют довольно значимое место.

Игра

Еще одна крайне важная социальная деятельность, особенно для детей, – это игра. Очень часто используется для обучения ребенка и вовлечения его в образовательный процесс. Способствует развитию коммуникативных навыков и формированию личности в целом.

Игровая деятельность для ребенка, пожалуй, самое что ни на есть важное в жизни. Без нее нельзя представить себе правильно и своевременно развивающегося малыша. Только посредством данного направления он изучает окружающий мир.

Конечно же, социальная нота здесь тоже имеет место. Зачастую игры подразумевают участие нескольких людей. Отсюда и вытекает социальное взаимодействие друг с другом.

Пожалуй, именно эта форма играет огромную роль для становления личности в детском возрасте.

Психология

Социальная деятельность (организации, личности, общества) играет важную роль, и не только потому, что она способствует развитию человека и его навыков. Вовсе нет. Есть еще куда более значимый момент.

Дело все в том, что социальная деятельность формирует психологию человека. То есть, оказывает прямое влияние на его развитие и восприятие окружающего мира. Только потом уже присваиваются те или иные ценности, культура, появляются навыки общения.

Деятельность, которая зовется социальной, формирует не только психологию, но еще и характер человека.

Так что, еще в детском возрасте данному направлению следует уделить должное внимание. Нужно больше общаться с ребенком, позволять ему учиться общению со сверстниками и взрослыми. Так и только так получится вырастить здоровую и зрелую личность.

Нередко происходит у ребенка отторжение социума. Мизантропия или социопатия – это отклонения, которые губительны для социальной деятельности. Тем не менее, все это лечится. Более того, иногда отверженность от общества будет во благо. Но только в меру. Бить панику, если ребенок социально адаптироваться не торопится, не нужно, но и полностью упускать данную особенность из виду тоже не стоит.

Мышление

Иногда можно встретить утверждение о том, что мышление – это тоже разновидность социальной деятельности человека. Вопрос этот спорный, но многие полагают, что так оно и есть. Так что, несколько нестандартный вид деятельности – это мышление.

Обычно он имеет отношение только к одному человеку, к личности, и оказывает прямое влияние на деятельность в целом, способствует развитию логики и разнообразных навыков творческого и интеллектуального характера. Проявляется как у детей, так и у взрослых. Может быть также групповым мышлением. Например, во время “мозговых атак”.

Составляющие и свойства

Социальная деятельность, если честно, имеет свои определенные составляющие. Без них она попросту не имеет место. Мы уже разобрались с тем, что за термин сегодня был обсужден, какие его виды бывают, какие особенности имеют место. Но вот о составе деятельности социального характера ничего сказано не было.

Посмотрев на определение, можно сделать вывод: основной пункт, который должен быть у человека – это мотив. Без мотивации, направленности действий, не может существовать социальная сфера. Ведь она, как уже было сказано, зависит от общепринятых норм, правил, а также желаний и потребностей окружающих (общества и человека в целом).

Если нет никакой цели, мотива, то деятельность не может быть признана таковой. Этот факт придется принять. Также осознаваемость – это важнейшее свойство, которое присуще социальной деятельности. Выражается в выделении человеком действий как нечто самостоятельное для себя и общества.

Еще одно важное свойство нашего сегодняшнего термина – это предметность. Причем в любом проявлении. Не обязательно в материальном – чувства, эмоции и общее состояние тоже является предметным проявлением тех или иных действий.

Еще один интересный момент, который может быть выделен в нашем сегодняшнем вопросе – это двойственность восприятия. Как правило, деятельность социальной направленности сопровождается и психологическим (эмоциональным) и материальным представлением.

Социальная деятельность – это неотъемлемая часть жизни человека, которая преследует нас с самого рождения. Можно сказать, что это любое действие, которое связывает людей и их потребности.

Источник: https://FB.ru/article/248102/deyatelnost-sotsialnaya-vzroslyih-i-detey-opisanie-osobennosti-i-vidyi

ЕГЭ. Человек. Тема 6. Деятельность

Социальная деятельность человека

Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности.  Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество  и самого себя, с целью  удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции,  влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия  бывают ( по Веберу М):

  • Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
  • Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
  • Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
  • Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

  • Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ)
  • Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества)

2.Духовная

  • Познавательная (познание мира, общества, человека)
  • Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни)
  • Прогностическая (предвидение, планирование будущего)

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность ( нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

  • Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

  • Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
  • Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

  • Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
  • Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
  • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Характерные черты учения как вида деятельности

  • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
  • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
  • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
  • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Человеческая деятельность имеет  особенности:

  • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
  • Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная),  в результате которой  появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

  • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
  • Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
  • Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
  • Интуиция — знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человека Черты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. В основе деятельности лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек  не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. Активность животных — это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. Активность животных предопределена генетически, заложена  в них от природы.

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

  • Социализирующая — формирование личностных качеств.
  • Трансляционная —  в процессе общения человек  получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
  • Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
  • Идентификационная —  причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
  • Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения

  • Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
  • Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
  • Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
  • Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Следует отличать общение от коммуникации.

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако  в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ).

  Поэтому  при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.

Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добитьсяцели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!

Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-6-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/

Социальная активность человека — что это такое и каковы ее проявления?

Социальная деятельность человека

Жизнь современного человека невозможна вне социума.

Взаимодействуя с обществом в целом и отдельными его звеньями в частности, мы обеспечиваем свой быт, удовлетворяем потребность в общении, личном развитии и самореализации.

Так в чём же кроется суть социальной активности человека, и каким именно законам она подчиняется?

Что такое социальный статус человека? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие

Что такое социальная активность?

В общем смысле деятельность — это любое действие, направленное на изменение окружающего мира, как материального, так и духовного.

Объектом деятельности может служить любой предмет, процесс или идея, а её результатом становится преобразование этого объекта или создание новых объектов.

К примеру, профессиональной деятельностью в любом ремесле является создание целостного объекта из группы материалов с использованием инструментов, средств и знаний, которыми обладает мастер.

Понятие социальной деятельности несколько глубже. Оно учитывает взаимосвязь этого процесса с обществом, указывает на значимость активности человека в системе устоев и ценностей определённой группы людей.

Выделяют такие цели социальной деятельности:

  • удовлетворение жизненных потребностей человека, получение материальных или идеальных (не вещественных) ценностей;
  • построение субъективного образа окружающей действительности, стимуляция мышления;
  • преобразование действительности в рамках всего социума или его отдельной группы;
  • психологическое развитие и самореализация человека.

В конечном счёте, для каждого менталитета, характера и образа мыслей одна из целей становится основной, а остальные лишь дополняют её.

Тем не менее, эти цели тесно взаимосвязаны — исключив одну из общей системы, человек разрушает и остальные.

Его действия принимают деструктивный характер, результатом чего становится прекращение развития или деградация мышления, способностей и навыков.

К примеру, деятели искусства, лишённые возможности творчески развиваться, испытывают тяжёлые внутренние переживания, апатию и упадок сил, что не даёт им достигать иных социальных целей.

Проявления

Каковы ее проявления? Проанализировав вышесказанное, можно прийти к выводу, что активность — это, в первую очередь, изменение, преобразование. Любая социальная активность базируется на четырёх компонентах:

  • отношение человека к совокупности окружающих объектов материального мира;
  • отношение человека к другим людям, группа и социуму в целом;
  • отношение к событиям и явлениям;
  • отношение к самому себе.

Несмотря на то, что любое изменение происходит единовременно во всём комплексе этих компонентом, степень его влияния неодинакова.

Так, активность, направленная на материальный объект, называется действием, а направленная на человека, группу или социум — поступком.

Внутренние изменения — предмет философии и психологии, они выражаются в мыслях и чувствах конкретного человека.

И только на события и явления, играющие роль внешнего фактора, человек не может влиять.

Структура и составляющие

В независимых источниках приводятся самые разные теории о структуре социальной деятельности, однако все они сходятся в одном — в основе этой структуры лежат два фундаментальных критерия: практический и духовный.

Они дополняют и стимулируют друг друга, определяют составляющие любой активности человека. Как правило, роль этих составляющих играют:

  1. Мотив. Первичным мотивом любой деятельности живых существ является сохранение, поддержание и воспроизведение жизни. С развитием мышления и самосознания человека появились и более глубокие мотивы — самовыражение, самореализация, социальная значимость.
  2. Цель. Представляет собой конкретный образ, ментальную модель желаемого результата, на достижение которого и направлена деятельность человека. По значимости конкретных действий и поступков для социума цели условно делят на конструктивные и деструктивные, роль их качественного показателя играет так называемый ценностный смысл.
  3. Продуктивность. Учитывает все средства, задействованные человеком для достижения поставленной цели. Этап продуктивности завершается результатом, который может соответствовать или не соответствовать поставленной цели. Во втором случае деятельность нередко принимает цикличный характер.

Примечательно, что эти компоненты деятельности сформировались ещё на заре цивилизации, во многом именно они стали катализатором процессов создания и развития общества.

Все социальные преобразования, имевшие место в истории человечества, базируются на мотивах, целях и продуктивности.

Виды и формы

Понятия видов и форм социальной активности не синонимичны.

Вид указывает на характер отношений между человеком и объектом деятельности, а форма конкретизирует этот характер, учитывая способ реализации поставленных целей.

Как правило, выделяют шесть основных видов социальной активности:

  • материально-преобразовательная — направлена на создание объектов труда как необходимых благ материального мира;
  • научно-познавательная — заключается в проведении исследований и экспериментов, создании концепций, теорий и моделей, разработке и конкретизации средств или методов труда и познания;
  • художественно-эстетическая — удовлетворяет духовные потребности как субъекта деятельности, так и других людей;
  • ценностная — приводит к изменениям в существующей системе нравственных, социальных, политических и прочих ценностей;
  • коммуникативная — отражается во взаимодействии человека с индивидами и обществом, обмене культурой и мировоззрениями, модернизации социума;
  • здравоохранительная — направлена на сохранение и поддержание жизни и здоровья людей.

Если границы между видами социальной активности строго определены, то у её форм нет ни точного количества, ни ярко выраженных внешних ограничений.

Та или иная форма становится производной опыта поколений, имеет специфичные черты, определённые условиями её формирования в каждой конкретной социальной группе. Наиболее типичными формами социальной активности являются:

  1. Познавательно-трудовая. Отражает готовность и способность человека накапливать профессиональные знания в своей сфере деятельности, совершенствовать умения и навыки для проведения материально-преобразовательной или научно-познавательной деятельности. Данная форма социальной активности удовлетворяет не только материальные потребности, но и нужду в самоактуализации.
  2. Самообразовательная и самовоспитательная. Служат проекцией личностной мотивации в удовлетворении интеллектуальных потребностей. Зачастую стимулом к подобной активности становится вовлечение человека в социальную жизнь, его взаимодействие с обществом.
  3. Контактная. Объясняется желанием человека принадлежать к определенной социальной группе, общаться и взаимодействовать с окружающими. Является определяющей в сферах деятельности, основанных на командном подходе к решению задач и достижению поставленных целей.

    Контактная форма активности развивает коммуникативные навыки человека, стимулирует познавательно-трудовую активность, самообразование и самовоспитание.

  4. Учебно-просветительская. Удовлетворяет потребность индивида в информации или его желание поделиться полученными знаниями и опытом с окружающими. Включает сложную систему коммуникативных взаимодействий, в том числе, учебно-образовательные учреждения, библиотеки и базы данных, СМИ.
  5. Социально-культурная. Имеет много общего с контактной формой активности, однако учитывает другой критерий формирования социальных групп — культурно-исторический. Такая активность построена на массиве нравственных ценностей, норм поведения, законов и правил. Ярким примером социально-культурной деятельности служат молодёжные субкультуры.
  6. Общественно-организационная. Основана на общности интересов и потребностей, а в более глобальном понимании — общности происхождения, территориальной и культурной близости людей. Наиболее значимой составляющей общественно-организационной активности является гражданская деятельность, которая представляет собой способ самореализации личности как полноценного члена гражданского общества, участника политической и социальной жизни, имеющего собственное мировоззрение и отстаивающего определённые социальные институты.

В идеальном обществе каждая личность гармонично сочетает в себе все формы социальной активности, способствуя не только личному развитию, но и развитию социума в целом.

На практике же подобная ситуация редко встречая, чаще всего человек концентрируется на одной или нескольких формах, а остальные развиты лишь в мере, достаточной для реализации основной цели социальной деятельности.

Уровни и критерии

Нет и не может быть единой системы оценки социальной активности, её значимости в сфере межличностных и общественных взаимоотношений.

Тем не менее, мы можем оценить роль результата деятельности индивидов и степень её значимости для окружающих на том или ином этапе развития социума.

Так, любой результат может быть:

  • созидательным, то есть репродуктивным, инновационным, направленным на создание нового или совершенствование известного;
  • консервативным, то есть не представляющим особой ценности для того контингента, на который он может повлиять, но и не оказывающий деструктивного воздействия;
  • разрушительным, то есть негативно влияющим на материальный мир и/или систему норм, ценностей, устоев и правил, существующих в социальной группе.

Консервативный результат — больше теоретическое, чем практическое явление, ведь, так или иначе, любая активность влечёт изменения. А то, какими они будут, определяет значимость мотивов и целей, равно как и выбор способов их достижения.

Социальный опыт

Любое активное взаимодействие в социальной среде влечёт формирование конкретного опыта. В межличностных отношениях он проявляется в форме симпатии или антипатии, при взаимодействии с социальной группой опыт отражается в приобретённом положении человека и характере его коммуникаций.

Социальный опыт отражается в образе мыслей индивида, участвует в формировании его мировоззрения, отношения к тем или иным процессам, явлениям, действиям и поступкам. Выделяют такие компоненты социального опыта:

  • знание — полученные сведения об окружающем мире, актуальных проблемах и способах их решения;
  • практика деятельности — навыки, учитывающие принятые нормы, правила, интеллектуальные особенности в конкретной нише;
  • практика творчества — способность к самореализации, креативный подход как следствие самообразовательной и самовоспитательной социальной активности;
  • практика чувств — эмоционально-ценностное восприятие этапа продуктивности и результата.

Вопреки расхожему мнению, социальный опыт — это не сумма полученной информации, а результат её анализа и преобразования. Он движет прогрессом социальных взаимоотношений, так как ведёт к модернизации социальной активности, преобразованию форм деятельности и общения человека.

Деятельность — не врожденное, а приобретённое свойство. Способность к ней вырабатывается в процессе личного развития, а характер определяется внутренними качествами человека и влиянием внешней среды.

Поэтому для обеспечения полноценной конструктивной деятельности всех членов социума важна общность их системы ценностей, здоровая психологическая, интеллектуальная и эмоциональная среда внутри отдельных групп.

Что такое социальная активность и почему она важна:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/chto-takoe-sotsialnaya-aktivnost-kakovy-ee-proyavleniya.html

ovdmitjb

Add comment