Irvuz

Состояние сосредоточенности

Содержание

Нарушение концентрации внимания причины, способы диагностики и лечения

Состояние сосредоточенности

Рассеянность внимания — нарушение способности концентрировать внимание на какой-либо задаче, теме разговора или предмете.

При нарушении человек постоянно отвлекается на посторонние раздражители, не может заниматься одной задачей, проявляет забывчивость, опаздывает на работу, не может организовать рабочий график.

Эти проблемы сопровождаются импульсивностью и другими проблемами эмоциональной сферы — постоянными сменами настроения, гиперактивностью, нервным возбуждением и постоянной усталостью.

Игнорировать перечисленные симптомы нельзя, длительное нарушение концентрации вредит здоровью и плохо сказывается на эмоционально-психологическом состоянии. Чтобы не допустить осложнений, важно своевременно обратиться к врачу и пройти лечение.

Причины нарушения концентрации внимания

Чаще всего проблемы с вниманием возникают на фоне синдрома дефицита внимания — проблемы, которая возникает не только у детей, но и взрослых.

Неврологи рассматривают синдром как хроническое нарушение, для которого нет эффективного лечения. Считается, что часть детей перерастает гиперактивность и забывчивость и приспосабливается к этим проявлениям во взрослом возрасте.

Кроме синдрома дефицита внимания, нарушения концентрации провоцируют следующие болезни и патологии:

  • депрессии и депрессивные состояния;
  • гипопрозексии, гиперпрозексии и парапрозексии;
  • эпилепсии.

Иногда импульсивность и невозможность долго концентрироваться становятся следствием перенесённых травм головы. Чаще всего это происходит у детей, когда кости черепа еще развиваются и больше подвержены повреждениям.

Типы нарушения концентрации внимания

Врачи выделяют несколько разновидностей патологии, которые классифицируются в зависимости от проявлений, механизмов возникновения и возрастной группы, для которой они характерны.

Истинная рассеянность

При таком типе расстройства пациент полностью отвлекается от всего важного в окружающей среде, от своих дел и планов. Его внимание не сконцентрировано ни на одном объекте и долгое время блуждает.

Состояние часто возникает после бессонницы, головной боли, длительной однообразной и скучной работы.

В эту группу расстройств входит феномен дорожного гипноза, когда после долгого управления машиной в спокойном трафике человек впадает в полудрёму и не ощущает времени в дороге.

Мнимое снижение внимания

  • Развивается как следствие затруднений в распределении внимания: когда человек не может сконцентрироваться на определённом предмете и отвлекается на разные объекты. Специалисты называют проблему следствием глубокой внутренней концентрации: человек думает о какой-либо проблеме и не может полностью сосредоточиться ни на чем другом. К этой группе нарушений относятся:
  • профессорская рассеянность, при которой размышления упорядочены, но направлены на решение только сложных задач;
  • поэтическая рассеянность, когда человек постоянно мечтает и не обращает внимания на окружающую реальность.

Ученическая рассеянность внимания

Как следует из названия, проблема возникает у детей школьного возраста, иногда сохраняется у студентов.

При расстройстве внимание ребёнка становится чрезвычайно подвижным, он постоянно отвлекается и переключается с одного предмета на другой.

Перемещение внимания происходит самопроизвольно, и в итоге ребёнок не может полноценно сконцентрироваться на одной задаче. Проблема чаще всего наблюдается при синдроме дефицита внимания, реже сопровождает различные виды психопатий.

Старческая невнимательность

При расстройстве пожилому человеку сложно сконцентрироваться на каком-либо деле и переключать внимание с одной задачи на другую. Это нарушение развивается вследствие естественных процессов старения и требует активной врачебной помощи только при выраженной степени, когда проблема с концентрацией мешает вести привычный образ жизни.

Что происходит при нарушении концентрации внимания

  • Вам сложно сфокусироваться на какой-либо задаче, вы постоянно отвлекаетесь на незначительные раздражители или переключаетесь на другие дела;
  • не можете сфокусироваться при чтении книги, во время разговора с другими людьми;
  • чрезмерно концентрируетесь на чем-то одном, например, во время чтения или просмотра фильма не замечаете ничего вокруг;
  • испытываете трудности с самоорганизацией, постоянно откладываете рабочие дела, опаздываете, плохо ориентируетесь во времени, часто теряете вещи;
  • страдаете от проблем в эмоциональной сфере, в том числе частых перемен настроения, нервного возбуждения, гиперактивности или чувства усталости, разбитости.

Методы диагностики

Чтобы диагностировать проблемы с концентрацией внимания, в клинике ЦМРТ проводят комплексную диагностику, в которой участвуют невролог, психолог, а при необходимости — психиатр. Врачи записывают жалобы пациента или родителей, если на приём приводят ребёнка, проводят опрос, тестирования и используют другие методы определения состояния пациента.

К какому врачу обратиться

Если вы не можете сконцентрироваться, постоянно отвлекаетесь и испытываете проблемы с самоорганизацией, запишитесь на приём к терапевту ЦМРТ. Врач проведёт первичный осмотр и для уточнения диагноза привлечёт других профильных специалистов — невролога, эндокринолога или психотерапевта.

Как лечить нарушение концентрации внимания

Единого эффективного лечения проблем с концентрацией и синдрома дефицита внимания не существует. Чтобы улучшить состояние ребёнка, в клинике ЦМРТ индивидуально подбирают врачебные и реабилитационные мероприятия, составляют рекомендации по нормализации режима дня и питания.

У взрослых проблему корректируют, в зависимости от причин её возникновения. Например, при тревожных и депрессивных расстройствах назначают препараты-антидепрессанты, при органических поражениях головного мозга — ноотропные лекарства.

Последствия

Если человек постоянно отвлекается, это негативно снижается на его способности к обучению и работоспособности.

При невозможности сконцентрироваться на выполняемой задаче возникает раздражительность, ухудшается психо-эмоциональное состояние.

При этом у части детей с расстройством внимания проблема проходит сама по себе или во взрослом возрасте человек приспосабливается к ней и не испытывает проблем.

Профилактика нарушений концентрации внимания

У детей. Следите за распорядком дня ребёнка, приучите его ложиться спать и вставать в одно и то же время, организуйте дневной сон. По возможности запрещайте подвижные и эмоциональные игры перед сном. Добавьте в рацион ребёнка больше свежих овощей и фруктов, обратитесь к педиатру, который назначит витаминную добавку.

У взрослых. Откажитесь от вредных привычек, нормализуйте режим дня, старайтесь придерживаться здорового образа жизни. По возможности избегайте стрессовых ситуаций и переутомлений на работе, регулярно устраивайте небольшие перерывы, занимайтесь релаксацией.

Источник: https://cmrt.ru/simptomy/narushenie-kontsentratsii-vnimaniya/

5 упражнений для развития феноменальной концентрации внимания

Состояние сосредоточенности

Концентрация внимания – попросту говоря, умение сосредотачивать внимание, когда это требуется. Человеку способному вовремя сконцентрировать внимание, не отвлекаясь на внешние факторы, легче идти по жизни и добиваться успехов. Развитие внимательности с помощью упражнений и специальных техник поможет повысить концентрацию внимания.

Причины недостаточной концентрации внимания

Занимаясь важным делом, человек отвлекается на посторонние звуки, переключается на другое занятие, тем самым сбиваясь с нужного пути. Плохая концентрация и потеря внимательности может быть спровоцирована следующими факторами:

  • недостаточный сон;
  • неполноценное питание;
  • включенный телевизор;
  • шум транспорта;
  • посторонние разговоры и действия;
  • усталость;
  • стресс и депрессия;
  • лекарственное или алкогольное воздействие.

Чтобы исключить нарушение концентрации внимания во время работы, и обеспечить развитие концентрации оградите себя от перечисленных помех.

Как оценить уровень концентрации внимания

Чтобы понять состояние вашей внимательности, разработана методика изучения концентрации и устойчивости внимания. Прежде чем ответить на вопрос как повысить концентрацию внимания рекомендуется пройти тест.

Тест поможет определить уровень концентрации, избирательности внимания и помехоустойчивости.

Среди указанных букв присутствуют слова, которые нужно выделить. На тест отводиться две минуты. Добейтесь того, чтобы концентрация внимания была максимальной.

За две минуты нашли все зашифрованные слова — сосредоточенность на должной высоте. Отведенного времени на тест показалось много – отличный результат. Двух минут не хватило – концентрация внимания низкая. Добавьте себе 5 секунд за каждое слово, которое не смогли найти.

Данный тест проверяет состояние сосредоточенности и работу кратковременной памяти.

Чтобы пройти тест нужно, чтобы другой человек прочитал для вас десять слов. Выбранные слова не могут быть связаны смыслом или ассоциациями.

Пример:

Подушка, пирог, снег, пудель, тетрадь, фокус, тапочки, осень, корабль, кирпич.

Если после первого прочтения слов вы назвали 8 – уровень концентрации внимания на высоте. Повторили 7 слов – удовлетворительное состояние концентрации. Назвали меньше 7 слов – концентрация внимания на низком уровне.

Используйте одну таблицу для одной попытки. В каждой из таблиц среди вразброс расположенных цифр нужно показывать и называть цифры по порядку от 1 до 25. Засекайте время, потраченное на тест.

Концентрация внимания на высоте, если вы потратили на тест (одна таблица) не больше чем 40 секунд. На тест ушло от 40 до 50 секунд – средний уровень внимания. Затратили больше 50 секунд – низкий уровень внимательности. Методика Шульте – проверка уровня сосредоточенности и одновременно тренировка внимания.

Упражнения для развития концентрации внимания

После проверки уровня внимательности, рассмотрим, как развить концентрацию внимания. Эффективным методом усиления сосредоточенности является упражнение. Следующие упражнения не требуют много времени и сил, выполняются ежедневно, при каждом удобном случае.

Находясь дома, на улице, на работе не пребывайте в прострации. Постарайтесь сконцентрировать внимательность на том, что происходит вокруг. Сосредотачивайтесь на том, что делаете, кто рядом, чем заняты люди, какая погода.

Данное упражнение поможет легко повысить уровень сосредоточенности.

  • Выполнение осознанных действий.

Научитесь выполнять привычные действия осознанно и внимательно. К каждому моменту жизни относитесь серьезно, как будто многое зависит от того как вы переставляете ноги при ходьбе, протираете пыль, надеваете одежду.

Такого рода упражнение научит сосредоточенно относиться к делам. Занятие поможет увеличить силу внимания.

Выполняя упражнение, смотрите на предметы вокруг и замечайте новые свойства, качества вещей, внешний вид предметов. Постарайтесь увидеть то, что не замечали раньше.

Упражнение сформирует навык переключения сосредоточенности с одного предмета на другой, не теряя концентрации.

Для выполнения занятия приготовьте белый лист бумаги, ручку или карандаш. Линию нужно вести плавно и медленно. Сконцентрируйте внимание на проводимой линии. Как только поняли, что отвлеклись, проведите линию вверх. Должно получиться похоже на кардиограмму. Упражнение проводится 3 минуты.

Результат положительный только в том случае, если линия осталась прямой.

Классическая музыка для концентрации внимания – способ увеличить уровень сосредоточенности.

Улучшение внимательности в ходе прослушивания музыки происходит за счет воздействия мелодичности и гармонии классического жанра на правое полушарие мозга.

При выполнении задания нужно расслабиться и отвлечься от посторонних мыслей. Для упражнения подойдет музыка Гайдна, Мендельсона, Моцарта и Чайковского.

Техники для развития концентрации внимания

Развитие сосредоточенности пойдет быстрее, если использовать для тренировки внимания упражнения и специальные техники.

Данная техника развития внимательности подразумевает длительное удержание высокой сосредоточенности на предмете.

Для занятия приготовьте белый лист бумаги с нарисованной посередине черной точкой. Закрепите рисунок на расстоянии одного метра от вас. Примите удобную позу так, чтобы лист с точкой оставался на уровне глаз. Закройте глаза и отвлекитесь от мыслей и образов.

После погружения в состояние покоя откройте глаза и посмотрите на точку. Постарайтесь не отводить глаз, не моргать. Ни о чем не думая, не напрягаясь, удерживайте внимание только на черной точке. Техника выполняется в течение 20–30 минут.

По окончании занятия закройте глаза, наблюдая остаточное явление черной точки до полного исчезновения.

Техника сосредоточенности на пламени горящей свечи помогает повысить уровень внимательности. Поставьте зажженную свечу в полуметре от себя. Сядьте так, чтобы пламя горело на уровне глаз. Обеспечьте тишину в комнате, чтобы ничего не отвлекало от занятия. Отключите источники света и шума.

Закройте глаза и абстрагируйтесь от навязчивых мыслей и образов. Когда вы расслабитесь и успокоитесь, посмотрите на пламя свечи. Не моргая, зафиксируйте взгляд на кончике огня. Техника занимает 30 минут. Далее, продолжите смотреть на свечу с закрытыми глазами до полного исчезновения картинки.

Научитесь медитировать. Техника медитации поможет добиться высочайшего уровня концентрации внимательности за счет отвлечения от постороннего и сосредоточения на внутренних ощущениях.

Для выполнения занятия возьмите механические часы и положите на стол. Займите удобное положение и расслабьтесь. Нужно сконцентрировать внимание на стрелке часов, не думая ни о чем. Техника выполняется до тех пор, пока в ходе полного оборота секундной стрелки вас не посетит ни одна мысль, ничего не отвлечет от процесса.

Техника «Часы» тренирует внимание и помогает сконцентрироваться.

Примите удобную позу и расслабьтесь. Дышите плавно и свободно. Переведите взгляд на кончик носа, и зафиксируйте внимание на нем. Следите только за ощущениями, дыханием и взглядом на кончике носа, отвлекитесь ото всех мыслей. Как только мысли переключатся на что-то другое, верните в начальную точку.

Каждая техника или упражнение помогает развивать внимательность и учит сосредотачиваться, абстрагируясь от посторонних шумов, запахов, действий другого человека. Тренировка концентрации – залог успешного выполнения поставленных задач.

Теперь вам известно как улучшить концентрацию внимания и добиться высокого уровня сосредоточенности в работе. Уделяя время занятиям по развитию внимания, вы одновременно натренируете и память.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: http://yourspeech.ru/training/attention/koncentraciya-vnimaniya.html

Состояние сосредоточенности

Состояние сосредоточенности

Сосредоточенность

Саморазвитие

Сосредоточенность на чем-то — это определенное состояние человека, которое ассоциируется у нас с собранностью, концентрацией, нацеленностью на одну определенную тему, объект, проект или дело; с гармонией и слиянием с делом, полной самоотдачей своему делу.

Это состояние связано с сохранением внимания, усилением восприятия и направленностью энергии человека. Пять органов восприятия и чувства внутреннего восприятия (интуиция, шестое чувство, порывы сердца, сомнения, внутренние позывы, и т. д.

) человека подвержены бесконечному стимулированию как изнутри, так и извне человеческого организма.

Несмотря на то, что наш мозг и сама система нашего мышления подвержены бесконечному смысловому и материальному стимулированию извне, каждый стимул обрабатывается и оценивается в соответствующих участках восприятия и осмысления мозга.

Например, несмотря на то, что все люди подвержены различным визуальным и обонятельным воздействиям, стимуляторы, вызывающие внимание человека к определенным изображениям и запахам, анализируются на разных уровнях участков восприятия и осмысления.

С точки зрения способности восприятия, обработки и оценки, записи и воспроизведения информации, поступающей к нам в виде сигналов изнутри и извне, мы все имеем разные возможности.

Сосредоточенность, которая описывается как избирательность, выборочность или концентрация внимания при восприятии, указывает на различные между «смотреть» и «видеть». Человек видит то, на чем он сконцентрировал свое внимание, реализует на этом свои восприятие и энергию.

Выражение «смотреть это одно, а видеть это совсем другое дело» указывает на «выборочность восприятия», которое формируется у человека в зависимости от его сосредоточенности.

Многие родители жалуются на своих детей из-за того, что они никак не могут сосредоточиться на уроках или определенной теме. Эти жалобы реальны не только для детей, но и для всего человечества. Особенно у тех, кто занят академической наукой, отсутствие сосредоточенности является одной из причин невозможности проводить серьезные, глубокие исследования и делать крупные открытия.

восприятие человека как высший психический познавательный процесс

… теоретического исследования. Цель курсовой работы – изучить творческую природу восприятия. Объект исследования – восприятие человека как высший психический познавательный процесс. Предмет исследования – … творческая природа восприятия. Цель конкретизирована в следующих задачах: 1. Провести …

В наши дни наблюдается достаточно большой рост таких явлений, как рассеянность, несобранность, неспособность сосредоточиться на продолжительное время, невозможность долгой концентрации внимания.

Одной из важных причин неспособности сосредоточения является затруднение функционирования системы «мозг-ум» при выборе и классификации огромного, по сравнению с прошлыми веками, объема информации (пресса, Интернет, телевидение, реклама и т. д.) и строгом выделении важной и нужной информации из общего потока.

Сегодня встречаются частые провалы памяти и затруднения при нашей врожденной способности анализировать и выбирать нужные сведения из огромного количества информации.

Успех в любом деле или проекте зависит на одну треть от правильной информации, от выбора и точки зрения; на вторую треть — от врожденного чувства любопытства, усердия и от энтузиазма; то на последнюю треть — от решительности, увлеченности и смелости начать и закончить данное дело. Получение знаний и понимание важности соответствующих процессов по вопросу сосредоточения становится важным обстоятельством в этом процессе.

В нашем мире успех в определенном деле или проекте зависит от времени и от энергии, потраченных человеком для данного дела или проекта.

Эта ситуация, которая может быть названной как мольба (молитва) воплощенная в действия, в психологии описывается как концентрация (сосредоточенность) внимания, любопытства, внутренних сил восприятия и познавания с учетом затраты времени на достижение поставленной цели.

Люди, которые выполняют работы или проекты на самом высоком профессиональном уровне, не обязательно владеют одинаковыми способностями, энергией и возможностями. Напротив, люди созданы с самыми разными скоростями и глубиной процессов восприятия, усвоения и концентрации внимания и энергии. Эти способности могут быть либо развиты, либо притуплены с помощью учебных программ.

С точки зрения работоспособности, наша система мышления и понимания сходна с компьютером. Для соответствия возросшему объему работы компьютеров и повышения их работоспособности увеличивают число микропроцессоров в материнской плате. Персональные компьютеры обычно имеют один или два процессора (двуядерные), а головные серверы больших предприятий являются многопроцессорными.

С точки зрения эффективности функции «восприятия-усвоения», людей можно разделить, аналогично компьютерным системам, на одно, двух и более (редкие случаи) микропроцессорные компьютерные системы.

Если человеческая способность восприятия и усвоения похожа на компьютеры с двумя или более процессорами, то человек имеет возможность специализироваться в различных областях науки, одновременно получать двойное образование, одновременно учиться по многим направлениям в аспирантуре и докторантуре или легко переходить на междисциплинарные исследовательские работы.

Насколько раньше человек решит, учитывая свои способности и возможности, учиться ли ему по одной специальности или же специализироваться в более чем одной области науки, настолько продуктивной будет вся его жизнедеятельность.

Восприятие и понимание информации в процессе обучения

… мысли практически не поддаются кодированию речевыми средствами. 2. Восприятие, понимание и наглядность информации Прием информации человеком начинается с ощущения. Так, например, при чтении мы … электротехническое воспитание” РЕФЕРАТ по психологии и педагогике высшей школы ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Выполнил: Анипченко Б.В., аспирант кафедры …

Также следует понимать, что не все натуры имеют склонность к междисциплинарным и мультидисциплинарным исследованиям. Если человек обладает достаточными способностями и возможностями для совершенствования только в одном направлении, то его не должны подталкивать на учебу и работу в междисциплинарных областях.

Учет этих особенностей при консультационно-воспитательной работе с детьми является чрезвычайно важным моментом для будущего этих детей.

Если давать ребенку слишком большую нагрузку без учета его способностей и возможностей, то вероятность возникновения психологических расстройств у ребенка в будущем значительно возрастает.

Столь же важным вопросом является выбор подходящих профессий и специализаций в зависимости от индивидуальных способностей, физических сил и интересов детей.

Потому что человеку, не одаренному особенными способностями и возможностями, будет очень трудно достичь высоких результатов одновременно в трех-пяти разных областях.

Человеку, рожденному с разнообразными способностями, для уверенного (в довольствии и спокойствии) «путешествия по этой жизни» нужно четко осознавать свои доминирующие способности, т. е. что он может делать наилучшим образом и границы своих возможностей.

Молодой человек, который, несмотря на достижение студенческого возраста, все еще не осознал свои способности и пределы своих возможностей и не постиг даже близких к действительности знаний, рискует своим счастьем и спокойствием во взрослой жизни, а также подвержен опасности психологических расстройств и психиатрических заболеваний в будущем.

1. человек как личность

… явлениям человеческой психики можно отнести: обмен веществ в организме человека; ощущения; обмен энергией с окружающей средой; состояние здоровья. Не относятся к явлениям … условия своего существования; состояние здоровья; обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Отличием человека от животных является наличие: психики; способности к …

Следует сказать, что уровень внимания руководит восприятием и энергией. Человек, по своей натуре, или проводит всю свою жизнь в неосознанном состоянии, руководствуясь преимущественно своими рефлексами и привычками, или же ведет сознательную жизнь, руководствуясь в основном умом, волей и совестью.

Системы восприятия и выбора с преобладающими рефлексами и привычками, сформированные в подсознании и эго человека под влиянием семьи и образовательной среды, начиная с детских лет, принуждают человека жить в автоматическом и механическом режиме.

Однако человек, совершенствующий себя с помощью опытов и испытаний, пытается контролировать этот автоматический режим своей волей, сознанием и совестью, развивающимися одновременно с его умом.

Таким образом, с однорежимного состояния человек поднимается на двухрежимный уровень, где одновременно работают и автоматический и сознательный режимы жизни.

Человек имеет три типа внимания: а) врожденный; б) активизирующийся под воздействием окружающей среды; в) направляемый волей и сознанием. Согласно принятой классификации, они являются нулевым, первым и вторыми уровнями внимания. Мы имеем как три уровня внимания, так и три уровня энергии.

Они являются: а) энергией ума, направленной на заинтересованность, изучение и учение; б) энергией чувств, которая направляется под воздействием желаний, аппетита и требований; в) энергией движения и действий, нацеленной на определенный результат.

Так как состояние внимания первого типа активизируется в зависимости от факторов стресса и системы наказание-поощрение, в процессе обучения очень важно использование поощрения и наказания.

Потому что наш мозг разделяет идущие извне стимуляторы при помощи классификации на две противоположности: «наказание / поощрение» и «приятное / неприятное».

С помощью системы наказания и поощрения мы можем активизировать первый тип внимания и добиться исполнения дела человеком или усвоения заданной ему темы. В результате усвоение чего-либо человеком происходит через использование мощных или маломощных функций мозга, активность которых зависит от задействованного типа внимания.

Тема: Человек в системе социальных связей

… в представлениях восточных фи­лософско-религиозных систем. Например, в буддизме не­свобода человека предопределена его кармой. Избежать предназначенного …

пове­дение протекает под влиянием внешних условий. Анализируя типы социального поведения, М. Вебер установил, что в … дей­ствие». М.

Вебер писал: «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое …

Системы восприятия и понимания у человека отличаются в зависимости от вышеописанных типов внимания и энергии.

Автоматическое восприятие происходит во время пребывания человека в состоянии внимания нулевого типа, а восприятие, образованное волевым и осознанным направлением, происходит, когда человек находится на уровне внимания первого и второго типов.

Человек активизирует именно тот вид энергии, который связан с доминирующим на данный момент типом внимания. Они, в свою очередь, задают направление виду и глубине восприятия, и потом все они вместе направляют виды анализа, усвоения и воспоминания.

В соответствии с вышерассмотренными классификациями внимания и энергии, люди, с точки зрения концентрации внимания, в действительности же делятся на две категории.

Многие люди обладают врожденной склонностью сосредоточиться одновременно на одной или более проблемах.

Чтобы объяснить эту ситуацию, ученые признали существование двух категорий: однофокусное строение ума (система внимания с узкополосным проходом) и многофокусное строение ума (система внимания с широкополосным проходом).

Поэтому, работая в определенной сфере, человек концентрирует все свое внимание и энергию либо на одном отрезке большой картины, либо на богатстве палитры всей картины, образованной из единства всех компонентов.

О педагогических условиях духовно-нравственного становления человека в системе образования

… возможно, только если в систему образования вернуть живого человека и осознать, в какой мир человек пришел, с чем …

преднамеренно создавала в сознании новых поколений барьеры для восприятия тех ценностей, источником которых является культурообразующая традиция Православия …

смыслов и ценностей традиции, практически испытать их энергию и созидательную власть. Чтобы школа была способна решать …

Характер, личность, чувство любопытства, внутренние желания, чувство любви и энтузиазм, так же как и состояние голода и сытости человека играют определенную роль в той или иной степени концентрации восприятия и энергии, которая связана со вниманием.

Поэтому система мозг-ум, которая также имеет свои пределы, в процессе концентрации либо не воспринимает, либо отталкивает на второй план другие обстоятельства и стимуляторы.

Если цель или проект, на котором мы сосредоточились, совпадает с врожденной системой внимания (уровень нулевого внимания) и доминирующим уровнем энергии, то мы легче сосредоточимся на цели и даже получим удовольствие от дела.

Решение сконцентрировать свое внимание, энергию и время на одном деле означает отказ от других дел и игнорирование некоторых других вещей.

Человек, после того как решил для себя, на каком деле он сосредоточится, должен четко осознавать, от чего он отказывается в этой жизни, чтобы в конце своего жизненного пути, в чем-то сходного с долгим марафонским бегом, не испытывать чувства горечи и сожаления. Для принятия правильного решения человек должен четко определить свои источники энергии, осознать свои возможности восприятия и понимания и получить образовательную и консультационно-воспитательную поддержку для усовершенствования своих возможностей в соответствии с поставленными перед собой целями.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/sostoyanie-sosredotochennosti/

Так ли уж важна сосредоточенность и концентрация внимания

Состояние сосредоточенности

Возможности человека Реальность Восприятие мира Гармония Взаимодействия личности Энергетика человека Энергоинформационные взаимодействияПодсознание Сознание человека Осознание  Самосовершенствование личности

Дервиш пришёл к суфийскому мастеру и сказал:

— О, благородный Путеводитель! Я хотел бы научиться у тебя тому, что я мог бы передать другим.

Суфий велел ему отправиться в сад и заняться кормлением птиц и зверей до тех пор, пока они сами не станут приближаться к нему при его появлении.

В течение трёх лет дервиш выполнял задание мастера. По прошествии этого срока, он вернулся к суфию и сказал:

— Птицы и звери, лишь только меня завидят, тут же устремляются ко мне.

Суфий спросил:

— Ты всё ещё хочешь учиться, чтобы передавать учение другим?

— Я осознал, что должен учиться всему, чему могу научиться, и что я не должен делать этого ради какой-то цели, до тех пор, пока не узнаю ценность этой цели, — ответил дервиш.

Тогда суфий сказал:

— Теперь ты можешь начать учиться. Пока твоё внимание не сосредоточилось на птицах и зверях, твой истинный ум был не в состоянии решить эту проблему понимания. Внимание нуждается в объекте, как стрела в мишени.

Но когда стрела постоянно торчит в мишени или все мишени поражены стрелами; когда все лучники стреляют одновременно или думают, что необходимо стрелять, в то время как есть что-то ещё, чем они могут заняться или кем они могут быть,

когда такое происходит — это является верным признаком глупости и прямым путём к бессознательности.

P.S

Подлинно глубокая сосредоточенность возникает лишь при определенных условиях. Истинная сосредоточенность – это состояние, в котором ум сконцентрирован и благодаря этому приобретает силу и энергию. Можно привести аналогию с линзой.

Параллельные лучи солнечного света, падающие на бумагу, лишь слегка нагревают ее поверхность. Но если такой же поток света, сфокусированный с помощью линзы, падает в одну точку, бумага загорается. Сосредоточенность — это та же линза.

Она создает сильную энергию, необходимую, чтобы увидеть более глубокие уровни ума.

«Если же мы сосредотачиваемся на прошлом, у нас не хватает энергии для настоящего. Если мы живем будущим – мы живем в фантазиях! Реальное время существует только сейчас! И отсюда начинается процесс наших изменений.»

Сократ

Стремительно меняясь, становясь все более насыщенной, жизнь ставит перед человеком все больше и больше задач.

Из-за обилия информации,  объектов внимания и количества стоящих задач, часто человек становится невнимательным и рассеянным. Не успевает «обрабатывать» всю поступающую информацию, вынужденно часть информации игнорирует.

И вместе с массой бесполезной информации  игнорируются нужные и полезные сведения, знаки ситуации…

Для того, чтобы подготовиться  к восприятию нового, решению жизненных задач мы должны энергетически и вибрационно  соответствовать новому пространству, подготовить себя.

Для увеличения емкости осознания необходимо расширять пространство видимого мира.

Когда мы концентрируем внимание на какой либо ситуации, мы усиливаем свою сосредоточенность на происходящих  процессах, информации, людях  и их поступках. Мы начинаем интенсивнее и четче и ярче воспринимать окружающую действительность.

Мы  с Вами в статье «Возможности человека или скольжение в пространстве вариантов или как управлять колесом Фортуны»  уже говорили о том, что излучение нашей мысленной энергии активирует причинно – следственные связи, формирующие нашу субъективную реальность и материализующие потенциальный для нас вариант.

У нас у всех в жизни есть множество задач, социальных ролей (работник, сын, муж, отец, брат и т. д. – одномоментно  для мужчины) все они требуют нашего внимания и энергии.

Для того,  чтобы жизнь человека была гармоничной, чтобы поддерживать это гармоничное состояние, позволяющее проявлять все свои уникальные способности, реализовывать свои потенциальные возможности, да и просто решать свои жизненные задачи – необходимо иметь необходимое и достаточное количество жизненных сил. Для того, чтобы направить все свои возможности на достижение определенной цели.

У каждого человека в зависимости от его степени свободы, кармических причинно – следственных связей есть определенное количество потенциальных вариантов развития событий. Либо близких, либо противополжных по развитию ситуации, в зависимости, в том числе и от эмоциональной направленности нашей энергии.

Реализуется именно та ситуация, которая более всего соответствует нашей энергетической направленности. Та, в которой – в одной точке сошлись, сконцентрировались  все причинно – следственные и энергетические связи.

Давайте поговорим о таких понятиях, как сосредоточенность  и концентрация. Для начала несколько слов о внимании.

Наше сознание обладает функцией внимательности, способностью устанавливать устойчивые информационные и энергетические связи. Внимательность направляет силу нашей сосредоточенности и служит основой нашего самосознания.

Внимание — это умение концентрировать, сосредотачивать свои мысли на каком-либо объекте, событии. Оно позволяет нам мгновенно схватывать смысл происходящего, быть собранными  в любой ситуации, принимать правильные решения, контролировать и осознавать то, что с нами происходит, да и много еще чего.

От способности быть внимательными зависит качество нашей жизни.

Но чаще всего наше внимание имеет склонность переключаться с одного объекта на другой. Мысли, а  за ними и внимание, постоянно скользят от предмета к предмету, от ситуации к ситуации, из прошлого прямиком в будущее.

Человеку, осознанно не контролирующему свое внимание,  бывает сложно сконцентрироваться и удержать свое внимание на чем-либо в течение пяти минут. Оказывается, что это не так-то просто.

Наше сознание – очень мощное орудие. Оно не ограничено сферой материального, расстоянием или временем, оно перемещается внутри нашего многомерного пространства по разным слоям осознания. Эти изменения могут происходить часто и быстро.

Всегда есть позитивная составляющая информации, а есть негативная. Стакан всегда наполовину либо полный, либо пустой … Какую часть этой информации ты воспринимаешь, на чем сосредотачиваешься, на чем концентрируешь свое внимание – то и получаешь.

Для того, чтобы произошло нужное нам событие, необходимо именно на нем сконцентрировать, по возможности, наибольшее количество нашей энергии. Собранное внимание всегда требует от нас некоторых усилий. Необходима энергия, чтобы просто сосредоточиться.

Во время концентрации внимания различные слои сознания, подсознания и энергии собираются воедино и направляются на определенный объект.

Чтобы успешно решить поставленную жизненную задачу мы должны направить все свои ресурсы  на одно дело и в одну цель.

Концентрации внимания необходимо учиться, чтобы воспринимать мир во всех его нюансах и тонкостях. И  более правильно действовать по отношению к окружающим людям  и к самому себе. Необходимо учиться сосредоточенности, чтобы направлять и «накачивать» максимальное количество энергии в наиболее благоприятное для Вас пространство вариантов.

Концентрация внимания очень мощное явление.

Развитие этой способности позволит удерживать внимание на любом объекте длительное время, охватывать вниманием большое количество объектов, получать максимальное количество информации об объекте, в том числе и потенциально скрытой.

А также регулировать силу внимания, фокусировать  и расфокусировать свое внимание. Например, снимать внимание с проблемных ситуаций, с болевых ощущений.

Концентрируя внимание, постепенно слиться сознанием с объектом концентрации, осознать его, как часть себя, получать внутренний опыт объекта – осознав себя, как его часть. Использовать все это для трансформации собственной субъективной реальности.

Оценить свою способность к концентрации внимания и сосредоточенности, пройдя тесты можно здесь:

Тесты на сосредоточенность и концентрацию внимания:

«А какова сила Вашей сосредоточенности и насколько Вы способны удерживать концентрацию внимания, пройдите тест»

Потренировать свою способность к концентрации внимания и сосредоточенность можно в разделе «Мастерская энергоинформационных практик»:

В дальнейшем практики будут пополнены, заглядывайте по – чаще.

Posted by Наталья Чавлытко

http://silaosoznania.ru/

Получайте  свежие статьи  и другие полезные материалы на свой почтовый ящик,

подписавшись на рассылку проекта:

Читать  статьи:

Источник: https://silaosoznania.ru/archives/5035

Правильное усилие, правильное памятование и правильное сосредоточение

Состояние сосредоточенности

Правильное памятование – следующий аспект восьмеричного пути, связанный с сосредоточением.

• Памятование подобно умственному клею. Когда мы сосредоточиваемся, наш ум удерживается на объекте. Благодаря этому удержанию мы не отпускаем объект.

• Оно сопровождается бдительностью, которая замечает, что внимание начало блуждать или что мы чувствуем сонливость или вялость.

• Тогда мы используем внимание – то, как мы воспринимаем объект сосредоточения.

В данном случае мы обращаем внимание на то, как воспринимаем своё тело, чувства, ум и различные умственные факторы. Мы пытаемся предотвратить удержание и неспособность отпустить неправильные способы восприятия своего тела и чувств, потому что из-за них мы отвлекаемся и не можем сосредоточиться. Поэтому давайте по очереди рассмотрим правильное и неправильное памятование.

Памятование в отношении своего тела

В целом, под телом имеется в виду как само тело, так и различные физические ощущения – аспекты тела. Неправильное восприятие тела – это когда мы считаем, что по своей природе тело приятно, чисто и красиво.

Тогда мы тратим много времени, беспокоясь о том, как мы выглядим: на свою причёску, макияж, одежду и так далее.

Конечно, лучше быть чистыми и выглядеть представительно, но если мы доходим до крайности, думая, что наше тело – источник удовольствия для других, и мы всегда должны выглядеть совершенно, чтобы привлекать их внимание, это не позволит сосредоточиться на чём-либо более осмысленном.

Давайте посмотрим на тело реалистично. Если мы слишком долго сидим, становится неудобно и приходится двигаться. Если прилечь, рано или поздно мы чувствуем дискомфорт и меняем позу, а затем происходит то же самое.

Мы болеем, тело стареет.

Важно заботиться о теле и поддерживать хорошее здоровье с помощью упражнений и правильного питания, но если уделять этому слишком много внимания и думать, что тело – источник долгосрочного удовольствия, возникает проблема.

Нам нужно избавиться от этого неправильного памятования, отпустить идею о том, что наши волосы – самая важная вещь во вселенной, или что цвета нашей одежды должны всегда правильно сочетаться, потому что это принесёт нам счастье. Мы прекращаем за это держаться и развиваем правильное памятование: «Моя причёска и одежда – не источник счастья. Думая об этом слишком много, я просто теряю время и не могу сосредоточиться на чём-нибудь более полезном».

Памятование в отношении своих чувств

Здесь имеются в виду чувства счастья и несчастья, которые на глубоком уровне связаны с источником страданий. Когда мы несчастны, возникает так называемая «жажда» – мы жаждем прекращения источника несчастья. Точно так же, если мы чувствуем небольшое счастье, возникает жажда, чтобы оно возросло. В целом, это и есть источник проблем.

Когда несчастье кажется нам самой ужасной вещью в мире, это препятствует сосредоточению: «Мне немного неудобно», «Я в плохом настроении», «Я несчастлив».

Ну и что? Просто продолжайте делать то, что делаете.

Если вы действительно думаете, что ваше плохое настроение – самая худшая вещь во вселенной, и держитесь за это, возникает серьёзное препятствие к сосредоточению на любом деле, чем бы вы ни занимались.

Когда мы счастливы, не нужно отвлекаться, желая, чтобы счастье увеличивалось и длилось вечно.

Это может случиться, когда мы медитируем и начинаем действительно хорошо себя чувствовать, а затем отвлекаемся на то, как это замечательно.

Или когда мы с тем, кто нам нравится, или едим вкусную еду, неправильное памятование – держаться за чувство «это так чудесно» и отвлекаться на него. Получайте удовольствие от происходящего, не преувеличивая его значимости.

Памятование в отношении своего ума

Нам будет трудно сосредоточиваться, если мы считаем, что наш ум по своей природе полон гнева, глупости или неведения, что с ним что-то не так на глубинном уровне. Часто мы думаем, что недостаточно хороши: «Я не это, я не то, я ничто». Или думаем: «Я не способен это понять», хотя даже не пробовали.

Пока мы держимся за подобные идеи, всё довольно безнадёжно. Напротив, с правильным памятованием мы думаем: «Что ж, возможно, я пока не понимаю, возможно, я временно заблуждаюсь, но это не значит, что такова природа моего ума».

Это даёт нам уверенность в себе, и мы можем использовать сосредоточение, чтобы над этим работать.

Памятование в отношении своих умственных факторов

Четвёртый пункт связан с умственными факторами, такими как интеллект, доброта, терпение и так далее. Неправильное памятование – когда мы думаем, что они неизменны: «Ну, я просто такой человек и всем придётся это принять.

Я ничего не могу сделать, чтобы изменить или развить эти факторы».

Правильное памятование предполагает знание того, что все эти факторы не фиксированы на определённом уровне: их можно развивать, в данном контексте, чтобы добиться большего сосредоточения.

Владеем собой

Довольно странно, но, если проанализировать, что мы делаем, когда у нас плохое настроение или когда возникает чувством вины, мы обнаружим, что держимся за то или иное настроение и застреваем в нём. Например, в случае вины мы зацикливаемся на совершённой ошибке. Но мы люди, и все ошибаются.

Неправильное памятование – когда мы зацикливаемся на этом и не можем отпустить, наказывая себя за то, какие мы, как нам кажется, плохие. Правильное памятование – это когда мы знаем, что настроение изменчиво, потому что оно зависит от причин и условий, которые всё время меняются.

Ничто не остаётся неизменным навсегда.

Один очень полезный совет из буддийских учений – «владей собой». Подобно тому как мы встаём утром: мы лежим в кровати и не хотим подниматься, потому что нам комфортно и мы чувствуем сонливость.

Но мы просто берём себя в руки и встаём, не правда ли? У нас есть способность это делать, в обратном случае половина из нас вообще бы не вставала! То же самое, когда мы в плохом настроении или чувствуем небольшой упадок сил.

Мы можем взять себя в руки: «Давай, просто сделай это!» – мы не поддаёмся возникшему чувству, а просто продолжаем делать то, что нужно.

Другие аспекты памятования

В целом, памятование очень важно: оно предотвращает забывание. Если нам нужно что-либо сделать, правильное памятование помогает на этом сосредоточиться. Памятование связано с памятью, например, мы помним о том, что сегодня вечером наша любимая телепередача. Но в этом случае мы удерживаем в памяти то, что не очень важно, и из-за этого забываем о том, что важнее.

Если мы занимаемся тренировкой, нам тоже нужно памятование. Делая зарядку, важно помнить об этом каждый день. Если мы на диете, нужно сохранять памятование об этом, чтобы не хватать кусок пирога, когда нам его предлагают.

Памятование означает, что мы продолжаем делать то, что делаем, не отвлекаясь на второстепенное и незначительное.

Поддерживаем памятование, проводя время с семьёй

Многим людям кажется намного труднее помнить об этике в семейном кругу, чем когда они с друзьями или незнакомцами. Если это наш случай, общий совет здесь в том, чтобы установить очень сильное намерение в самом начале.

Собираясь встретиться с родственниками, примите решение: «Я постараюсь не выходить из себя. Я буду помнить, что они были ко мне очень добры. Это близкие люди, и то, как я буду с ними обращаться, затронет их чувства».

Вот, что важно сделать вначале.

Нам также важно напоминать себе, что они люди. Не нужно отождествлять их лишь с ролью матери, отца, сестры, брата и так далее.

Фиксируясь на их роли, мы склонны реагировать на их действия с многочисленными проекциями того, каким должна быть мать или отец, впутывая всю историю, ожидания и разочарования из прошлого. Лучше общаться как человек с человеком.

Если у них нет такого памятования и они по-прежнему обращаются с нами как с ребёнком, мы избегаем соблазна начать вести себя как ребёнок. Мы помним, что они люди, и не играем в эту игру. В конце концов, чтобы станцевать танго, нужны двое.

Недавно у меня на неделю останавливалась старшая сестра. Она ложилась спать очень рано и говорила мне: «Ложись сейчас», как будто она моя мама.

Если бы я реагировал как ребёнок: «Нет, ещё рано, я не хочу спать, почему ты заставляешь меня идти спать?» – то играл бы в её игру и мы бы только расстроились. Я напоминал себе, что она даёт мне совет просто потому, что заботится обо мне, а не из желания меня позлить.

Она думает, что мне лучше ложиться раньше. Итак, важно стараться поддерживать реалистичное понимание происходящего, а не проецировать свои идеи.

Перед встречей с родными мы можем сохранять памятование о своей мотивации, то есть:

• о нашей цели – хорошо провести время с семьёй, с людьми, о которых мы заботимся и которые заботятся о нас;

• о сопутствующей эмоции – заботе о членах нашей семьи как о людях.

Вместо того чтобы считать эту встречу тяжким испытанием, можно посмотреть на неё по-другому – как на вызов и возможность расти: «Смогу ли я поужинать с семьёй, ни разу не потеряв терпение?»

Когда родные начинают к вам придираться, как часто делают родители: «Почему бы тебе не жениться или не найти работу получше? Почему у тебя до сих пор нет детей?» (Первое, что сказала мне сестра, когда мы увиделись: «Тебе нужно подстричься!») – мы осознаём, что они задают эти вопросы, потому что заботятся о нас. Мы просто отвечаем: «Спасибо за заботу!»

Мы также можем подумать об их окружении. Многие из их друзей спрашивают: «А что делает твой сын? Чем занимается твоя дочь?» – и им нужно поддерживать социальные связи со своими друзьями.

Они спрашивают, почему вы ещё не женились, не из враждебности, а потому, что заботятся о вашем счастье. Первый шаг – признать это и оценить их заботу.

Если хотите, вы также можете спокойно объяснить, почему не вступили в брак!

Часто мы используем памятование, чтобы не забывать то, что вообще не продуктивно. Это могут быть очень старые истории, например: «Почему ты сделал это десять лет назад?», «Ты сказал это 30 лет назад». Мы держимся за это и не даём другим шанса, потому что не можем сосредоточиться на том, каковы эти люди сейчас.

Мы фиксируемся на идее «это будет ужасно – приезжают мои родители». Мы заранее решили, что это будет ужасно.

Из-за этого мы напрягаемся ещё до ужина с ними! Итак, с помощью правильного памятования мы изменяем своё восприятие, думая об этом как о возможности узнать, как у них дела, и реагировать в зависимости от ситуации по мере её развития, без предубеждений.

Практический совет по поддержанию памятования

Как поддерживать памятование в трудных ситуациях? Нужно развивать:

• намерение – твёрдое намерение не забывать;

• знакомство – когда мы снова и снова повторяем один и тот же процесс, так что в конечном счёте помним его автоматически;

• бдительность – «сигнализация», которая замечает утрату памятования.

Всё это основано на заботливом отношении, с которым мы заботимся о последствиях своего поведения для нас самих и для других. Если нас не волнует, как мы поступаем, это не способствует памятованию: будет отсутствовать дисциплина.

Почему мы должны об этом заботиться? Потому что мы люди. Наша мать и отец – люди. Все мы хотим быть счастливыми, никто не хочет быть несчастным.

То, как мы действуем и говорим, влияет на чувства других, поэтому важно заботиться о том, как мы себя ведём.

Нужно исследовать себя и свою мотивацию. Если мы просто хотим быть хорошими, чтобы нравиться другим, это немного незрело и глупо. Лучшая причина для поддержания памятования – забота о других, основанная на заботливом отношении.

Источник: https://studybuddhism.com/ru/tibetskiy-buddizm/o-buddizme/osnovnye-idei-buddy/polnotsennaya-buddiyskaya-zhizn-osnovnye-aspekty/pravilnoe-usilie-pravilnoe-pamyatovanie-i-pravilnoe-sosredotochenie

ovdmitjb

Add comment