Irvuz

Состав и принципы бюджетной системы РФ

Содержание

Бюджетное устройство РФ: понятие, элементы

Состав и принципы бюджетной системы РФ

Бюджетное устройство определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения ее звеньев, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств.

В соответствии с Разделом I БК РФ к элементам бюджетного устройства Российской Федерации относятся:

  1. Бюджетная система Российской Федерации;
  2. Бюджетная классификация Российской Федерации;
  3. Принципы бюджетной системы Российской Федерации.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Некоторые авторы (см., напр., Комягин Д. Л., Хрешкова В.В. Бюджетное право России: Альбом схем: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Козырина. — М., 2011.) не включают Бюджетную классификацию РФ в бюджетное устройство РФ, что мне представляется не совсем верным.

Бюджетная система РФ

Ст. 6 БК РФ определяет, что бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Схемы организации бюджетной системы в зависимости от государственного устройства:

  1. в государствах с унитарной формой правления – из двух звеньев (уровней):
    • центрального бюджета и
    • местных бюджетов;
  2. в государствах с федеративной формой правления – из трех звеньев (уровней):
    • федерального бюджета,
    • бюджетов субъектов Федерации и
    • местных бюджетов.

В соответствии со ст.  10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  1. первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  2. второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. третий уровень – местные бюджеты, в том числе:
    • бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    • бюджеты городских и сельских поселений.

Все бюджеты бюджетной системы Российской Федерации являются автономными и самостоятельными (каждый бюджет имеет свои источники доходов и расходов). Однако при необходимости в Бюджетном кодексе РФ предусмотрено составление консолидированного бюджета.

Подробнее о консолидированном бюджете

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (ст. 6 БК РФ).

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме:

  • федеральных законов – Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • законов субъектов РФ – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований – местные бюджеты.

Особое внимание следует обратить на такой элемент бюджетной системы, как бюджеты государственных и территориальных внебюджетных фондов. В качестве таковых законодатель относит их к первому и второму уровням бюджетной системы соответственно.

Однако фактически бюджеты внебюджетных фондов не входят в состав бюджетной системы Российской Федерации, так как:

  • бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются отдельными федеральными законами на федеральном уровне и законами субъектов РФ в отношении территориальных внебюджетных фондов (ст. 184.2 БК РФ);
  • бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов также имеют форму закона – закона субъекта Российской Федерации.

Часть 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” относит утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Федерации не допускается.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Бюджетная классификация РФ

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ осуществляются Министерством финансов РФ.

Состав бюджетной классификации РФ

Бюджетная классификация РФ включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее – классификация операций сектора государственного управления).

Принципы бюджетной системы РФ

Бюджетная система РФ основана на принципах:

  • единства бюджетной системы РФ;
  • разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности бюджетов;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
  • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • сбалансированности бюджета;
  • результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • прозрачности (открытости);
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • подведомственности расходов бюджетов;
  • единства кассы.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/biudzhetnoe-ustroystvo-rf-ponyatie-elementi

Принципы бюджетной системы РФ

Состав и принципы бюджетной системы РФ

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней. Охарактеризуем структуру системы и перечислим кратко основные принципы построения бюджетной системы РФ: принципы единства, прозрачности и др.

Бюджетная система – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая основана на экономических отношениях и юридических нормах. Принципам системы посвящена статья 28 БК РФ.

Система состоит из трех уровней.

Бюджеты первого уровня разрабатывают и утверждают федеральными законами. Второго уровня – законами субъектов РФ, а третьего – правовыми актами представительных органов местного самоуправления или в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Существует также консолидированный бюджет. Это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов.

Годовой бюджет составляют на один финансовый год, который соответствует календарному (с 1 января по 31 декабря), если другое не предусмотрено Законом о бюджете.

Принципы построения бюджетной системы РФ

Бюджетная система основана на тринадцати принципах организации и функционирования.

Рассмотрим их более подробно.

Принцип единства системы

Означает единство:

  • бюджетного законодательства;
  • принципов организации и функционирования;
  • форм документации и отчетности;
  • бюджетной классификации;
  • санкций за нарушение бюджетного законодательства;
  • установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов;
  • ведения учета и отчетности.

Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов между уровнями системы

Этот принцип проявляется в закреплении соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами госвласти, органами гос власти субъектов РФ и местного самоуправления. 

Принцип самостоятельности бюджетов

Предполагает наличие собственных источников доходов каждого уровня бюджетной системы, чтобы возложить на них расходные обязательства.

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении».

Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас: ☑ 3 проблемы, из-за которых контроллеры признают доплаты и надбавки незаконными ☑ 10 подсказок бухгалтеру: как распознать поддельный больничный и принять меры ☑ Образец справки, без которой сотруднику не выдадут дубликат больничного ☑ Как оформить и оплатить работу по инвентаризации, чтобы не оштрафовали ☑ Отпуск начинается в субботу. Это устроит и сотрудника, и учреждение

СКАЧАТЬ СЕЙЧАС »

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований

Данный принцип выражается в том, что органы госвласти субъектов РФ и местного самоуправления наделены равными правами:

  • определять бюджетные полномочия;
  • устанавливать и исполнять расходные обязательства;
  • формировать налоговые и неналоговые доходы бюджетов субъектов и местных бюджетов;
  • определять объем, форму и порядок предоставления межбюджетных трансфертов.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

Означает, что все доходы и расходы, а также иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством и законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности

Состоит в том, чтобы объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности использования средств

Заключается в том, что уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны достичь заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенным объемом бюджетных средств.

Авторизируйтесь с помощью социальных сетей и получите расширенный доступ к сайту: вы сможете скачивать все необходимые вам формы и образцы в любое время!

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов

Предполагает, что все расходы должны покрываться общей суммой доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип прозрачности бюджетной системы означает

  • публикацию в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
  • открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений по ним, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри представительного органа государственной власти (муниципального образования), либо между представительным органом государственной власти (муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
  • стабильность и преемственность бюджетной классификации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода);
  • секретные статьи утверждаются только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности

Представляет точность и подлинность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реальный расчета доходов и расходов бюджета. Достоверность показателей и расчетов может быть проверена только по исполнению бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

Состоит в том, что средства выделяют в распоряжение конкретных получателей на финансирование конкретных целей. За нецелевое использование средств ПБС несут ответственность.

Принцип подведомственности расходов

Означает, что получатели средств вправе получать бюджетные ас­сигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главно­го распорядителя или распорядителя бюджетных средств, в веде­нии которого они находятся.

Принцип единства кассы

Все кассовые поступления и выплаты должны проходить с единого счета бюджета. Исключение – операции по исполнению бюджетов в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти, субъектов, муниципальными правовыми актами за пределами территории, субъекта, муниципального образования, а также опера­ций с валютным законодательством.

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/102687-printsipy-byudjetnoy-sistemy-rf

ovdmitjb

Add comment