Irvuz

Соотношение сознания и бессознательного

Содержание

Соотношение сознания и бессознательного в общей психологии

Соотношение сознания и бессознательного

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СГГА

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

психолого-педагогическийфакультет

КАФЕДРАОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

СООТНОШЕНИЕСОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ОБЩЕЙПСИХОЛОГИИ

Севастополь2007

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I.СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГОВ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Понимание соотношения сознанияи бессознательного в работах З.Фрейда

1.2 Взгляд К.Г. Юнга на проблемусоотношения сознания и бессознательного

1.3 Понимание соотношения сознанияи бессознательного в работах К.Ясперса

ГЛАВА II.СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

2.1 Л.С. Выготский о проблемесоотношения сознания и бессознательного

2.2 Рассмотрение проблемысоотношения сознания и бессознательногов работах Д.Н. Узнадзе

2.3 Взгляд современных украинскихучёных на проблему соотношения сознанияи бессознательного

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Проблемасоотношения сознания и бессознательногона данный момент одна из основных вобщей психологии. Сознание не являетсяединственным уровнем, на которомпредставлены психические процессы,свойства и состояния человека, далеконе все, что воспринимается и управляетповедением человека, осознается им.Кроме сознания, впсихикечеловекаесть и бессознательный уровень. Это –те явления, процессы, свойства и состояния,которые по своему действию на поведениепохожи на осознаваемые психические, ночеловеком не рефлексируются, т.е. неосознаются

Вместе с тем следует признать,что в свете имеющихся научных данныхвопрос об отношениях между сознательнымии другими уровнями психической регуляцииповедения, в частности бессознательным,остается сложным и не решается вполнеоднозначно. Основной причиной этогоявляется тот факт, что существуют разныетипы бессознательных психическихявлений которые по-разному соотносятсяс сознанием.

Проблемасоотношения сознания и бессознательного,является актуальной, т.к. не все сторонынашей деятельности регулируются состороны сознания. Изучение тех явленийнашей жизни, которые содержаться набессознательном уровне поможет намглубже понять и предугадать деятельностьчеловека

Цель: Анализ соотношения сознанияи бессознательного в общей психологии

Объект: Сознание и бессознательноев рамках общей психологии

Предмет: Соотношение сознанияи бессознательного в психологическойнауке

Задачи:

  1. Проанализировать взгляды зарубежных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного

  2. Проанализировать взгляды отечественных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного

ГЛАВАI.СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГОВ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1.Пониманиесоотношения сознания и бессознательногов работах З. Фрейда

Сточкизрения Фрейда содержание бессознательногосводится к инфантильным стремлениям,которые вытесняются из сознаниявследствие их неприемлемого характера.Вытеснение — это процесс, начинающийсяв раннем детстве под моральным давлениемсреды и продолжающийся в течение всейжизни. При помощи анализа вытесненияустраняются, а вытесненные желанияосознаются [15].

Всфере психического З. Фрейд выделяеттри области, как бы по иерархическомупринципу: подсознание (Ид), сознание(Эго) и сверх– или надсознание (Суперэго).Сознание оказывается по существуграницей между Ид и Суперэго, а вбессознательном разграничиваются двеобласти.

Подсознательное бессознательноговыступает, с одной стороны, как природнообусловленный компонент психики, а сдругой. – как компонент, содержаниекоторого детерминировано прошлым опытомсубъекта.

Надсознательное бессознательного– это обусловленные структуройкультурного пространства, в которомдействует человек, факторы, не осознаваемыеи не регулируемые индивидуальнопсихологически.

Человек говорит, неотдавая себе отчета в закономерностяхфункционирования языка, принимаетучастие в политических акциях, обнаруживаявпоследствии, что результатом их явилосьто, что никак не входило в его намеренияи цели, пользуется приборами, зачастуюне подозревая о закономерностях,приведших к их созданию [5].

Согласно этой теории бессознательноесодержит в себе лишь те стороны личности,которые вполне могли бы быть сознательнымии были подавлены только благодаряпроцессу воспитания.

З. Фрейдтак же настаивал на том, что в добавлениек вытесненному материалу бессознательноесодержит в себе так же все те психическиекомпоненты, которые опустились нижепорога сознания [15].

Процессы, начинающиеся внеосознаваемой сфере, могут иметьпродолжение в сознании. И наоборот,сознательное может вытесняться вподсознательную сферу. Взаимодействиесознательного и бессознательного можетосуществляться согласованно, синергичноили антагонистично, противоречиво,проявляясь в разнообразных несовместимыхпоступках человека, внутриличностнойконфликтности.

Внесознательная сфера психикине является объектом рефлексии,самоотражения, произвольного самоконтроля.Сферу бессознательного 3. Фрейд считалисточником мотивационной энергии,находящейся в конфликте с сознанием.

Запреты социальной сферы создают, поФрейду, «цензуру» сознания, подавляютэнергию подсознательных влечений,которые проявляются в невротическихсрывах. Стремясь избавиться от конфликтныхсостояний, индивид прибегает к защитныммеханизмам – вытеснению, сублимации(замещению) рационализации и регрессии.3.

Фрейд утрировал роль подсознательногов поведении личности, а в сфереподсознательного – роль сексуальныхвлечений, темных сил природы. Он понималподсознания как мощную сферу, влияющуюна сознание [2].

Он говорил, что бессознательноесоставляет основу нашей индивидуальности,а иррациональное начало, которое заложенов бессознательном, является конструктивным,творческим началом. Человек частосталкивается с тем, что случайная ошибкаили заблуждение неожиданно открываютему совершенно новый взгляд на проблему[9].

Фрейд считал,что сфера бессознательного — этовытесненные, нереализованные потребностичеловека. Он внедрил понятие «Я» и»Оно», для различения которыхпредложил принимать во внимание законих функционирование.

В основу системы,что отвечает сознанию «Я», заложенпринцип реальности, проявления «Оно»предопределены принципом удовольствия.

Действия «Я» отвечают реальностии подчиненные физическим законам,социальным установкам и логике; «Оно»руководствуется субъективнымипотребностями биологического и аффектногохарактера.

Между «Я» и «Оно» нетрезкой границы. «Я» стремитсяспособствовать влиянию внешнего мирана «Оно», изменить принципудовольствия, которым руководствуется»Оно», принципом реальности. Дляпсихической деятельности характерныепостоянные переходы сознательного внесознательное и наоборот[16].

Фрейд указывал, что примеромперехода сознательного в бессознательноеможет служить сон. Сновидение — этосвоеобразное состояние сознания того,кто спит, какой характеризуется появлениемболее или менее ярких представлений.

Они возникают в результате работыотдельных незаторможенных центров корыголовного мозга.

Потому, то, что мы видимвсе сне, базируется на уже пережитыхраньше впечатлениях, которые соединяютсямежду собой в многообразные, дажефантастические или абсурдные связи[7].

Таким образом в работах Фрейдаосновной акцент делался на то, чторешающую роль в жизни и поведение каждогочеловека играет бессознательная сфера,а

сознание практически полностьюсостоит из ощущений и переживаний,которые мы осознаем в данный момент. Помнению Фрейда, сознание вмещает в себятолько малый процент всей информации,хранящейся в мозге, и быстро опускаетсяв область предсознательного ибессознательного.

1.2 Взгляд К.Г. Юнга на проблемусоотношения сознания и бессознательного

В отличие от 3. Фрейда Юнг нетолько не противопоставлял сознание иподсознание, но считал, что сознаниеосновано на глубинных пластах коллективногобессознательного, на архетипах –представлениях, сформированных учеловечества в далеком прошлом.

Индивид,по Юнгу, стремится к самореализации(индивидуации) на основе подсознательныхустремлений, обусловленных коллективнымподсознанием. Не мысль, не сознание, ачувство, подсознание говорят нам, чтодля нас хорошо, а что плохо. Под влияниемглубинных структур, врожденных программ,универсальных образов (символов)находятся все наши непроизвольныереакции.

Перед человеком возникаетпроблема приспособления не только квнешнему, но и к своему внутреннему миру[6].

К. Юнг в своих работах о соотношениесознательного и бессознательного ввёлтакое понятие как «психическаясубстанция».

Психическая субстанция состоитиз двух взаимодополняющих и в то жевремя противопоставленных друг другуобластей: сознания и бессознательного.Человеческое «Я» принимает участие вобеих областях.

На рисунке 1.2. «я» расположеномежду двумя областями, которые не толькодополняют, но и компенсируют друг друга.

Рисунок 1.2. Соотношение сознанияи бессознательного по Г. Юнгу

Иными словами, линия, разделяющаяэти две области в рамках нашего «Я»,может быть сдвинута в обоих направлениях— что показывают стрелки и пунктирныелинии на рисунке. Конечно, положение«Я» в самом центре круга следуетвоспринимать как условность. Смещениеразделительной линии вверх означаетограничение сознания, а смещение вниз— расширение сознания.

Но если мы попытаемся оценитьсоотношение этих двух областей, мыувидим, что сознание составляет лишьочень малую часть нашей психическойсубстанции. Согласно антропологическимданным, сознание — плод относительнопоздней дифференциации.

Оно подобноостровку в безграничном океанебессознательного. На рисунке 2.2. чернойточкой в центре отмечено наше «Я»;окруженное и поддерживаемое сознанием,оно представляет собой ту частьпсихической субстанции, котораяориентируется прежде всего на адаптациюк внешнему миру.

Под «Я», Юнг понималцелый комплекс представлений.

Рисунок 2.2. Структура психики поГ.Юнгу

1- Я

2 — сфера сознания

3 — сфера личностного бессознательного

4 — сфера коллективногобессознательного

Юнг называет «Я» так же «субъектомсознания» Он определяет сознание как«функцию или деятельность, котораяподдерживает связь психическогосодержимого с “Я”» Любое переживаниевоспринимается и осознается только приусловии, что оно проходит через «Я»:«элементы психического содержимого,не ощущаемые нашим „Я” как таковые, нестановятся достоянием нашего сознания».

Источник: https://works.doklad.ru/view/2-4Rfj0_MwI.html

Бессознательное и сознание

Соотношение сознания и бессознательного

Сознание и бессознательное являются частью нашей психики. Проблема заключается в том, что сознание не может контролировать бессознательное, которое является важнейшей частью человеческой души. Давайте разберемся в этом более подробно.

Сознание и бессознательное по Фрейду

Зигмунд Фрейд был первым ученым, который заявил, что в человеческой душе функционируют незаметные процессы. По его словам, у каждого человека есть внутренняя раздвоенность, которую он не осознает.

В бессознательном может находиться только то, что однажды было в сознании, например, мимолетная мысль или сильные переживания, которые забылись. Туда попадают те мысли, которые находятся в конфликте с нашим сознанием.

Они непригодны для социума, не имеют должного выхода, то есть по сути ситуации оказываются неразрешенными. Дело в том, что бессознательные переживания продолжают влиять на сознание. Большое количество подавленной энергии может оказать негативное влияние на психику.

В бессознательное входят когда-то перенесенные сильные переживания, но они причиняют не так много мучений, как мысли, которые лишают личность душевного покоя.

С рождения в ребенке развивают нравственность. То, что выгодно обществу — хорошо. То, что им не выгодно — плохо.

Нам привили совесть, которая «наказывает» нас за «недобрые» поступки и, когда личность обнаруживает в себе «плохое», то всеми силами пытается это скрыть, даже от самой себя. Таким образом бессознательное проявляет себя на фоне внутреннего конфликта.

При грамотном воспитании данный конфликт можно снизить. К счастью, наш социум начинает медленно, но верно улучшать воспитательные процессы.

Карл Юнг был учеником З. Фрейда. Поначалу он разделял взгляды своего учителя, но по прошествии определенного времени, между ними произошло недопонимание.

Юнг считал, что в бессознательное могут попасть не только пережитые мысли, но и те, что переданы по наследству от всего человечества.

Он отыскал много подтверждений того, как люди разных культур и национальностей демонстрировали одинаковые психические реакции. Таким образом, он создал новое утверждение — коллективное бессознательное.

Несмотря на смену времени и культур, проблемы отношений с окружающим миром остались те же. Без бессознательного сознание просто не смогло бы существовать. Оно не вредит сознанию, а пытается привести его к балансу. Получается, что коллективное бессознательное содержит определенные модели поведения, в которые человек вкладывает свой опыт.

Оно ставит перед человеком проблемы, которые должен решить для выживания и эволюции.

Играя с нашей личностью, бессознательное подталкивает ее к психическому развитию, ведь в каждом из нас от природы заложена потребность в развитии более высокого уровня энергетических вибраций, поэтому важно не просто существовать, а выполнять программу психического развития.

Соотношение сознания и бессознательного

Психология сознания и бессознательного существенно различается. Но в целом психика, сознание и бессознательное обеспечивают приспособленность и адаптацию личности к окружающему миру.

Проблема в том, что люди пытаются подавить мысли, которые им неприятны, вместо того, чтобы спокойно разобраться в этом.

Отсюда начинаются волнение, тревога, паника, которая приводит к психическим расстройствам.

Бессознательное может «разбить» узкое сознание человека. Ему нет дела до его личных проблем, эмоций и целей.

К нам в голову постоянно приходит миллион мыслей и разные вопросы. Не стоит прогонять их. Попытайтесь прислушаться к требованиям своего бессознательного, и оно поможет вам сделать великие открытия для самого себя.

Типы акцентуации характера

В этой статье мы расскажем о типах акцентуации характера человека по К. Леонгарду, раскроем суть самого термина и охарактеризуем каждый из типов.

Все в нашей жизни имеет свои закономерности и ощущения не являются исключением. Из этой статьи вы узнаете о существующих закономерностях ощущений, с точки зрения психологии.

Условия психического развития

Для полноценного психического развития человека необходимы определенные условия. В этой статье мы рассмотрим эти условия и расскажем о каждого из них в развитии психики.

Психологическая устойчивость

Эта статья расскажет о психологической устойчивости личности к, различного рода, стрессовым ситуациям и при помощи каких методов можно добиться улучшения показателей психологической гибкости.

Источник: https://womanadvice.ru/bessoznatelnoe-i-soznanie

ovdmitjb

Add comment