Irvuz

Содержание современного воспитания

Как воспитывать детей без криков и наказаний

Содержание современного воспитания

Семейное воспитание представляет собой целую систему педагогических и образовательных мероприятий, сформированных в условиях каждой конкретной семьи.

Это сложная система, на которую влияют наследственные и биологические факторы (например, здоровье детей и родителей), материальное и социальное положение, семейные ценности, количество членов семьи, условия проживания.

Все эти обстоятельства органично переплетаются, приводя к различным результатам.

Особенности семейного воспитания могут быть самыми разнообразными, однако основные задачи семьи едины для всех и состоят в следующем:

  1. создание оптимальных условий для роста и развития детей;
  2. защита крохи в социально-экономическом и психологическом смысле;
  3. обучение детей полезным прикладным навыкам в самообслуживании и содействии окружающим;
  4. воспитание у малыша чувства собственного достоинства.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, исходных трудовых навыков, становление моральных и эстетических норм, эмоциональное и физическое состояние – все это зависит от близких крохи, от его семьи. И первыми воспитателями малыша являются те, кто больше всех на него влияет – его родители.

Технология семейного воспитания в каждой отдельно взятой семье отличается своими методами. Собственный пример, взаимодоверие, возможность дискутировать в спорных случаях, любовь и сочувствие, взаимоуважение и соблюдение семейных традиций, уровень контроля – все это элементы родительского воспитания.

Какие бы стили семейного воспитания не использовались, основными принципами должны оставаться:

  1. гуманное и милосердное отношение к маленькому члену семьи;
  2. привлечение крохи к совместной деятельности;
  3. доверительные и оптимистичные отношения с малышом;
  4. последовательность требований;
  5. готовность помочь малышу.

В результате воспитания кроха должен стать личностью, способной преодолеть любые преграды и трудности в жизни. Это и есть главная цель семейного воспитания.

Основные стили семейного воспитания

Современное воспитание детей довольно четко делится на такие типы отношений: авторитарное, демократическое или попустительское отношение мамы и папы к своему ребенку.

Авторитарный стиль

Когда родители – приверженцы авторитарного стиля воспитания, они чрезмерно строги, требовательны и безапелляционны к своим детям. Главные отличия от других типов отношений – это запугивание, понукание, навязывание своей точки зрения.

Ответная реакция ребенка в этом случае – чувство незащищенности и боязнь родителей, что в результате приводит к сопротивлению в виде грубости, неискренности, двуличия.

Приказы взрослых вызывают у малыша или активные возражения и агрессию, или полное безразличие.

Если родители проявляют жестокость к своему чаду, держат его в постоянном страхе – ребенок вырастает безвольным и малодушным, затравленным и ленивым.

Но в то же время он готов выплеснуть накопившуюся злобу и обиду на весь мир, проявляя мстительность и, нередко, самодурство.

 Деспотичные родители боятся потерять престиж в глазах малыша, однако таким воспитанием добиваются лишь детской отчужденности и непослушания.

Демократический стиль 

Демократический стиль воспитания предполагает внимание к мнению ребенка, но не бездумное потакание его прихотям. В такой среде родители дают малышу свободу выбора, очерчивая дозволенные рамки. Семейная демократия построена на взаимном доверии: мама с папой доверяют ребенку и позволяют самостоятельно принимать решения, а ребенок верит в авторитет родителей и всегда готов их выслушать.

По сравнению с другими типами воспитания, этот стиль удобен и малышу и взрослым: родителям нет необходимости постоянно нависать над крохой, поучая его, и у них остается время на собственные дела. Здоровый демократизм отличается широтой взглядов, возможностью приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам, уважением мнения другого члена семьи.

Попустительский стиль 

Особенности семейного воспитания при использовании попустительского стиля – это всепрощение и абсолютная терпимость к любым детским выходкам, которые диктуются чрезмерной любовью к своему чаду. При этом ребенок не знает, что такое дисциплина и ответственность.

В погоне за ответной привязанностью малыша родители часто не замечают, что их любимое чадо становится двуликим и расчетливым эгоистом, который отлично справляется с «подыгрыванием».

С социальной точки зрения приоритетность этого стиля среди других типов воспитания – довольно опасный выбор, так как ранняя самостоятельность принесет ребенку чувство одиночества, ощущение недостатка внимания и любви.

Особенности воспитания современных детей

Современные дети – юные существа, мировоззрение и возможности которых заметно отличаются от предыдущего поколения.

Многие дети нового тысячелетия развиты выше среднего уровня (при этом следует учитывать, что школьные оценки отнюдь не являются показателем умственного развития), они нередко отвергают общепринятые стереотипы поведения, их взгляд на окружающий мир может удивить и насторожить.

Почему современные дети все чаще бунтуют и сопротивляются при попытках родителей использовать традиционные стили семейного воспитания? Существует несколько основных причин:

  1. Негативные социальные перемены (например, обилие рекламы и насилия, транслируемого по телевидению).
  2. Вечно спешащие родители мало времени уделяют воспитанию, в результате чего чувствуют себя виноватыми перед малышом и позволяют ему делать все, что угодно.
  3. Стили семейного воспитания и педагогические методы в детских садиках и школах устарели, они не предусматривают глобальные изменения в детской психологии.

Меняется окружающий мир и вместе с ним меняются дети. Устаревшие стили семейного воспитания, предполагающие угрозы, приказы, крики и физические наказания, часто не достигают цели и не помогают установить контроль над ребенком. Современные дети реагируют на подобные меры непослушанием, отказом в сотрудничестве, откровенным бунтом.

Но самое главное: некоторые традиционные педагогические методы могут свести на нет эмоциональное взаимодействие и желание общаться со взрослыми.

Современный ребенок не приемлет наказаний. Он перебирает опыт путем подражания, а не под воздействием страха. Если малыш видит уважение вокруг себя – он научится уважать. Если же в жизни ребенка изобилует насилие и страх – он возненавидит себя или окружающий мир.

Запугивание способно ограничить естественное развитие малыша. Частые крики в доме притупляют его способность слышать и слушать. Если от ребенка постоянно что-то требовать на повышенных тонах, он может «отключиться» и перестать реагировать на призывы взрослых. Дети слышат взрослых в том случае, если взрослые слышат детей.

Детские переживания сказываются на дальнейшем развитии крохи. Любое чувство, которое ему приходится испытать, либо вырывается наружу, либо забивается внутрь.

Устаревшие стили семейного воспитания, основанные на запугивании, способны пробудить в современном ребенке склонность к саморазрушению.

На насилие ребенок отвечает неуспеваемостью в школе, порабощенный малыш «мстит» задержкой психического развития.

[[+ms2g.3]]Современные подходы к воспитанию должны включать сотрудничество, мотивацию, умеренный контроль. Наши дети нуждаются в помощи, однако их не нужно полностью ограждать от трудностей и проблем, которые необходимы для полноценного развития. Сложности в жизни нужно учиться преодолевать, ведь они помогут малышу стать сильнее.

Если ваше чадо плохо себя ведет – это признак нежелания подчиняться требованиям взрослых. Чтобы восстановить контроль, необходимо дать ему тайм-аут, время подумать.

При этом используется формула: сколько ребенку лет, столько минут ему нужно для осознания сложившейся ситуации (три года – три минуты, десять лет – десять минут).

После такой кратковременной передышки малыш возвращается в состояние, изначально заложенное в маленьком человеке, – приносить радость родителям.

Дитя – это зеркало, отражающее любовь. Если окружающие одаривают его своей любовью, он возвращает ее. Если же ему ничего не достается, то и возвращать нечего. Современное воспитание детей должно учитывать, что малыши нуждаются в искренних чувствах, которые помогут им стать увереннее и научат четко определять свои эмоциональные состояния.

Типичные ошибки родителей в воспитании ребенка

Самый правильный путь совершенствования в воспитании ребенка – это предупреждение родительских педагогических ошибок, что предполагает осознание и верное понимание наиболее распространенных из них. Типичные ошибки семейного воспитания делятся на три основные категории:

  • Искаженное представление взрослых об особенностях проявлений родительских чувств.
  • Недостаточная осведомленность родителей о возрастной специфике развития ребенка и адекватных методов воспитания, соответствующих детскому возрасту.
  • Недооценка роли собственного родительского примера и отсутствие единства в предъявляемых к малышу требованиях.

Первая категория ошибок часто базируется на неумении или нежелании родителей строить взаимоотношения с малышом на основе искренней и разумной любви. Многие родители рассматривают свое маленькое создание как частную собственность. В этом случае могут использоваться такие стили семейного воспитания как авторитарный или попустительский. Такие мамы и папы:

  1. или чрезмерно опекают малыша, стараясь удовлетворить любую его прихоть;
  2. или постоянно наказывают, используя самые безжалостные средства, вплоть до эмоционального и физического насилия;
  3. или увиливают от занятий с крохой всеми возможными способами, предоставляя ему абсолютную свободу.

При этом родители зачастую искренне верят, что делают все это исключительно для блага малыша. Осознание педагогических ошибок может прийти слишком поздно, когда для исправления деформированной личности ребенка необходимо будет приложить огромные усилия.

Вторая категория родительских ошибок зачастую проявляется в неумении родителей перестаиваться на новую модель общения со своим чадом, преодолевшим очередной возрастной этап. Подобная инертность взрослых может вызвать у детей самые разнообразные формы негативизма.

Ребенок растет так стремительно, что многим родителям нелегко уловить значительные перемены в его психике. Они продолжают заботиться и опекать его, контролировать его поступки в избыточной мере даже тогда, когда ребенок уже в этом не нуждается.

Естественно, что подобное поведение мам и пап приводит к раздражительности, непослушанию и отчуждению крохи.

Родительские ошибки третьей категории перечеркивают позитивную направленность личного примера взрослых, лишают малыша родительской поддержки в формировании положительных качеств. Родители являются первыми, у которых кроха заимствует социальный опыт. Подражая взрослым, ребенок перенимает способность общаться с другими людьми, впитывает в себя общепринятые правила и нормы.

Очень важно, чтобы родители демонстрировали достойный пример своим детям. 

Однако некоторые взрослые недооценивают этот аспект педагогического влияния, требуя от малыша того, чего не делали сами. В итоге родители теряют авторитет в глазах ребенка.

Чтобы ребенок не бунтовал, слыша очередное требование, нет необходимости использовать жесткие приказы. Достаточно ценить семейные традиции, вместе поддерживать порядок, уважать друг друга. Каждый член семьи должен знать свои обязанности, будь то папа, мама или малыш.

В заключение

  1. Базовые стили семейного воспитания и приводят к разным результатам; 
  2. Оптимальным вариантом для вашего малыша будет объединение положительных черт разных типов. Попробуйте позаимствовать уважение к традициям и дисциплинированность от авторитарного стиля, способность прощать от попустительского и право выбора от демократического; 
  3. В какой бы мере вы не использовали основные стили родительского воспитания, помните, что ребенку всегда нужна ваша любовь и поддержка.

Источник: https://szabotoi.ru/vospitanie/sovremennoe

Сущность воспитания и его особенности

Содержание современного воспитания
Определение 1

Воспитание есть основополагающая категория педагогики, являющаяся базисом для обеспечения основного пласта формирования личности.

При этом специфика воспитания заключается в том, что воспитательному воздействию подвержены все люди, независимо от уровня развития, и они же воздействуют сами. Педагогика призвана упорядочить этот процесс, сделать его безопасным и эффективным. Рассмотрим детально, в чем заключена сущность воспитания, его особенности и предназначение.

Сущность воспитания

Определение 2

Воспитание – это процесс в педагогике, заключающийся в осмысленном целенаправленном формировании личности. При этом обучение и воспитание в образовательном учреждении и в семье неразрывно связаны между собой.

Воспитательный процесс подвержен влиянию внешней среды, социального окружения воспитуемого.

Психологическая сторона воспитания заключена в переводе ребенка из одного состояния в другое, а результатом воспитания является перевод внешнего опыта и знаний, ценностей и норм в личностные установки и, соответственно, поведение. Воспитание призвано сформировать психологическую структуру личности (рисунок 1).

Рисунок 1

Определение 3

Сущность воспитания с точки зрения педагогики – это оптимальная организация взаимодействия педагогов и их подопечных, формирование и стимулирование активности воспитуемых по приобретению ими социального и духовного опыта, ценностей и опыта отношений.

Особо необходимо акцентировать внимание на активности познавательной деятельности объекта воспитания, что можно назвать личностно-деятельным подходом к воспитанию. Он получил широкое распространение в отечественной теории воспитания.

Определение 4

Современная теория заключает в себе мысль, что воспитательный процесс — это не столько прямое воздействие, сколько социальное взаимодействие между педагогом и воспитуемым.

Эффективность деятельности педагога оценивается по качественным изменениям сознания и поведения ребенка.

Можно выделить базовые категории, определяющие существующую российскую концепцию воспитания:

  • взаимодействие;
  • сотрудничество;
  • воспитательные отношения;
  • педагогическая ситуация;
  • социальная обстановка.

Многообразие факторов с одной стороны обеспечивает воспитательному процессу многогранность, насыщенность и эффективность, с другой стороны делает его более сложным.

Соблюдением большого количества условий труднее управлять, поскольку имеет место стихийность и негативное влияние внешней среды.

Можно привести в качестве примера разного рода СМИ, опосредованно влияющие на обучающий и воспитательный процессы.

Назначение воспитания

Современная педагогика ставит перед собой большое количество задач, учитывающих все аспекты воспитания:

  • формирование полноценной, всесторонне развитой личности;
  • внедрение и закрепление в структуре личности социально приемлемых, культурных норм поведения и жизнедеятельности;
  • внедрение и закрепление в структуре личности нравственных и эстетических качеств;
  • обеспечение наличия факторов, способствующих развитию воли, целеустремленности, осознанности и эмоциональной устойчивости личности;
  • приобщение воспитуемого к научным, историческим, культурным ценностям и достижениям общества;
  • воспитание патриотической личности согласно потребностям государства;
  • распознавание и развитие индивидуальных способностей, склонностей и потребностей человека в разных сферах;
  • формирование среды, способствующей реализации различных видов познавательной деятельности в целях расширения мировоззрения, повышения уровня образованности и культурного опыта;
  • развитие адаптивной способности личности в отношении изменяющихся условий социальной, политической и культурной жизни общества.

Особенности воспитания

Определение 5

Воспитание – это растянутый во времени, непрерывный процесс, в заключительной своей фазе переходящий в стадию самовоспитания. Отличительными особенностями воспитания являются отсроченность его результата и разница в существующих оценках.

Многое здесь находится в зависимости от факторов, влияющих на личность воспитанника, а также его изначальных внутренних ресурсов.

Задачи воспитательного процесса качественно реализовываются лишь при понимании и решении содержательных вопросов воспитания.

Определение 6

воспитания – это комплекс знаний и навыков, установок и личностных качеств, поведенческой составляющей и идеологических взглядов.

Все перечисленное и есть цель воспитательного процесса.

Воспитание – процесс разносторонний, многозадачный и многоуровневый; он учитывает все стороны жизнедеятельности и имеет особенности согласно своей направленности:

  1. Формирование глобального мышления, научного мировоззрения включает в себя развитие установок и взглядов, доступное лишь личности с развитым мышлением и осознанностью. Недостаточно просто передать человеку знания, необходимо научить его в дальнейшем самостоятельно развивать свой интеллект, реализовывать способности к анализу и исследованию.
  2. Гражданское воспитание предполагает привитие человеку чувства сопричастности к своей родине, уважение к своей стране и ее истории, патриотичной настроенности, а также культуры поведения в межнациональном социуме.
  3. Нравственное воспитание тесно взаимосвязано с социализацией личности. Воспитательный процесс содержит в себе обучение личности социально приемлемым нормам поведения (в конкретном социуме); привитие ей культурных ценностей, обычаев, правил; выработку адекватного отношения к обществу, другим людям, природе. Основой нравственного воспитания является гуманность, подразумевающая развитие в личности таких навыков как сочувствие, отзывчивость, терпимость, уважение чужого выбора и особенностей других людей. Здесь крайне важно, чтобы педагог сам являл собой достойный пример нравственности. Нравственное воспитание получает свою реализацию через коллективное взаимодействие, открытое и свободное обсуждение вопросов и сложных ситуаций. Такая деятельность способствует формированию у детей собственной нравственной позиции.
  4. Трудовое воспитание. Ранее это направление было основой советского общества, в современных же условиях оно отошло на задний план как в учреждениях образования, так и в системе семьи. Трудовое воспитание имеет своей целью формирование ответственности, мотивации к прикладному использованию полученных знаний.
  5. Эстетическое воспитание развивает творческую сторону мышления, создает условия для формирования духовных ценностей. Личности прививается способность к эмоциональному отклику на искусство и пониманию его.
  6. Физическое воспитание способствует формированию целостной личности, имеющей навык заботы о своем здоровье и положительное отношение к двигательной активности, что, несомненно, отражается и на результатах умственной деятельности.

Верно организованный процесс воспитания включает в себя как прямую, так и обратную связь: от воспитателя к воспитуемому и наоборот, и это чрезвычайно важный аспект педагогической деятельности. Такой способ взаимодействия дает возможность учитывать индивидуальные особенности воспитанников и подбирать эффективные методы работы.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/suschnost-vospitanija-i-ego-osobennosti/

ovdmitjb

Add comment