Irvuz

Слушание в общении

Содержание

Умение слушать: простые правила эффективной коммуникации

Слушание в общении

Сегодня в качестве вступления к статье мы откажемся от привычного формата, задача которого разбудить интерес читателя.

Тема не нуждается в прямом или образном представлении, ведь мы неоднократно говорили о важности умения слушать собеседника в многочисленных публикациях, касающихся лидерских качеств,  успешных переговоров, психологии, развития эмпатии. Пришло время ликвидировать и этот пробел.

Слышать и слушать – не одно и то же

И дело не только в чередовании. Задумайтесь ненадолго и честно себе ответьте на следующий вопрос.

Как часто в течении, к примеру, последнего месяца, разговаривая с незнакомым или малознакомым человеком, вы больше внимания уделяли тому, что он говорит, а не обдумыванию своей последующей реплики? Чтоб не обмануться, идите дальше – постарайтесь вспомнить, о чём конкретно он вам говорил. В большинстве случаев сделать это будет достаточно сложно из-за слаборазвитой привычки не просто слушать, а действительно слышать собеседника.

Реалии информационного пространства таковы, что техника, которая призвана обеспечивать более удобный и повсеместный контакт между людьми, в то же время является иногда и преградой для истинного понимания. А это, между прочим, основа эффективной коммуникации.

Умение слушать является базисом для точного приёма и интерпретации входящих сообщений, взаимодействия с собеседником. Сегодня многие топ-компании даже проводят для своих сотрудников специальные тренинги, на которых обучают умению слушать.

И это не мнимая забота или бессмысленная трата денег, как может показаться на первый взгляд.

Развитие данного навыка позволяет лучше понимать клиентов и продуктивнее строить сотрудничество, избегать типичных ошибок и рабочих конфликтов, расширять обмен информацией, что содействует творческой и инновационной работе.

Например, убеждённым последователем мысли, что главным для создания эффективной коммуникации внутри компании является умение слушать, выступает известный бизнесмен Ричард Брэнсон.

Основатель корпорации «Virgin Group» неоднократно заявлял об этом в многочисленных интервью и выступлениях.

Подтверждают это и исследования: активные слушатели имеют больше друзей и развитую систему нетворкинга, они более уверены в себе и лучше защищены от негативных влияний стресса.

Возвращаясь к заявленной теме, отметим, что «слышать» и «слушать», при всей близости грамматических конструкций – два разных понятия. Умение слушать как качество необходимое каждому, кто стремится к эффективной коммуникации, включает оба. А как этому научиться описано ниже.

Помолчите

Марк Твен в присущей ему юмористической манере писал: «Если бы мы должны были больше говорить, чем слушать, то у нас было бы два языка и одно ухо». Это первое правило, которое следует запомнить.

Не занимайте всё время окружающих, повествуя о себе. Не перебивайте собеседника, даже если уверены, что уже поняли суть его послания.

Не стремитесь сразу отвечать, помните о возможности задавать уточняющие вопросы.

Концентрируйтесь на том, что слышите

Расслабьтесь, сосредоточьтесь на получаемой информации. Спрячьте телефон, планшет – всё, что может отвлекать от разговора.

Если ваша задача заключается в налаживании эффективной коммуникации, то все мысли должны быть обращены только на предмет разговора и собеседника.

Никаких размышлений о затянутом тучами небе, перегруженности метро в час пик и тщетности бытия. Научиться этому помогут специальные материалы на нашем сайте.

Будьте непринуждённы

И сделайте всё для того, чтоб так же себя чувствовал и собеседник. Помогите ему говорить свободно, преодолеть неуверенность и страх. Поддерживайте зрительный контакт, жестами и мимикой показывайте, что слушаете и соглашаетесь.

Будьте эмпатом

Эмпатия – способность понимать и разделять человеческие эмоции и чувства. Во время разговора старайтесь понимать суть не только с точки зрения интеллекта, но и движимых человеком переживаний.

Это даст возможность комплексно понять и оценить точку зрения другого и быть действительно непредвзятым.

Кроме того, демонстрация сопереживания располагает других по отношению к вам, вводит вас в круг доверия.

Будьте терпеливы

Не переводите разговор в другое русло, если не уверены, что собеседник исчерпывающе поведал о предмете. Бывают и такие случаи, когда длинная пауза является попыткой собраться с мыслями и продолжить.

Поэтому, если хотите научиться умению слушать никогда не спешите с ответом, не заканчивайте реплику за другого – это дурной тон. Такие попытки проверки телепатической связи допустимы лишь в кругу друзей.

Избавьтесь от личных предубеждений

Попробуйте быть беспристрастным. Не раздражайтесь, если человек громко говорит, излишне жестикулирует, ведёт себя нервно или застенчиво, заикается, выделяется своим акцентом.

Обращайте внимание лишь на то, что говорится, а не каким способом. Также, когда отправляетесь на мероприятие, где вас ждёт важный разговор – не употребляйте алкоголь, пока не разберётесь с делами.

Так вы всегда будете готовы к нормальному восприятию.

Улавливайте не слова, а идеи

Стремитесь к наследованию гениальных психологов, которые на основе отдельных данных собирают мозаику и видят всю картину. Ваша цель – слушать не слова, а понимать смысл сказанного. А он далеко не всегда очевиден.

Этот навык довольно сложно освоить, ведь попытки анализа сказанного, с целью определения истинных намерений, могут сыграть злую шутку и заставить вас слышать то, что сказано на самом деле не было.

Поэтому, если сомневаетесь в правильном понимании подтекста (а делать это нужно часто), лучше уточните своё представление путём постановки вопросов.

Задавайте вопросы для обеспечения понимания

А разве можно по-другому? Можно. Часто, испытывая личную неприязнь, или стремясь во всём видеть логическую подоплёку, мы заваливаем человека вопросами не с целью добиться истины или понимания, а чтобы «потопить» его. Показать, что он не до конца искренен или даже врёт. Поэтому, какими бы ни были ваши цели, помните, что из такого разговора продуктивного не выйдет.

Уделяйте внимание невербальной коммуникации

Эффективность общения возрастёт, если вы будете уметь не только слушать, но и «видеть» дополнительную информацию. Наблюдайте за жестами, мимикой, выражением, тоном, наследуя героям сериала «Теория лжи». Распознавать лжецов без определённого опыта вы, конечно, не сможете, но делать получаемую информацию более «живой» и объёмной научитесь.

Нужно не только слушать то, что говорится, но и то, что осталось недосказанным или сказанным лишь частично. Навык эффективного слушания предполагает наблюдение за языком тела, выявление несоответствий между вербальными и невербальными сообщениями.

Это может казаться странным конкретно вам, но многие люди воспринимают слова настолько буквально, что даже если они идут вразрез с остальными проявлениями чувств и состояний, обрабатывают только их.

Как следствие – развивать свои навыки активного слушания нужно в комплексе с освоением знаний по социальной психологии и в области невербального общения.

Узнайте больше об эффективном общении и самых популярных коммуникационных техниках на курсе «Лучшие техники коммуникации». В нем собрана только актуальная информация и упражнения на проработку навыка. Присоединяйтесь!

Отзывы и комментарии

А вы умеете слушать собеседника? И нужно ли это в целом, ведь если человек хочет донести какую-то информацию, то сделает всё возможное для этого. Делитесь своими соображениями.

Источник: https://4brain.ru/blog/%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C/

Правила слушания в психологии общения – Пожарная безопасность

Слушание в общении

Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами поговорим о таком важном для продавца (и не только для продавца) умении – умении слушать и слышать клиента. В психологии этот прием называется «активное слушание».

Для чего используется прием «активное слушание»?

Наверняка вы хотя бы раз попадали в ситуацию, когда вы что-то рассказывали, а собеседник (мама, подруга, муж, сестра) думал о чем-то своем, не обращая на ваши слова никакого внимания. Конечно, желание делиться с этим человеком чем-то важным пропадает если не навсегда, то надолго. Наверняка ваш собеседник был незнаком с правилами активного слушания.

Прием «активное слушание» позволяет:

  • создать атмосферу комфорта и доверия,
  • продемонстрировать внимание к собеседнику, показать, что его слышат и понимают,
  • лучше запомнить содержание беседы и управлять ее эмоциональной стороной,
  • побудить собеседника к дальнейшей беседе, помочь ему осознать и выразить свои чувства и переживания.

Активное слушание можно и нужно использовать как при общении к коллегами и клиентами, так и с родными и друзьями. Этот эффективный прием помогает поддерживать беседу. Окружающие обязательно захотят поговорить с вами, поделиться своими мыслями и чувствами, так как вы проявляете к ним искренний интерес и не критикуете их мысли и чувства.

Давайте разберем, как нужно правильно слушать собеседника.

Правила активного слушания

Создайте для собеседника комфортные условия, чтобы он почувствовал, что вы заинтересованы в разговоре (отключите телефон, выберите место, где вам не помешают, избавьтесь по возможности от постороннего шума).

Согласитесь, чтобы разговор получился, нужно иметь возможность сосредоточиться, сконцентрироваться, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Если на вашем столе каждую минуту звонит телефон, и вы отвлекаетесь на разговоры, нормального общения не получится.

Примите активную открытую позу. Она способствует общению и способствует умственной сосредоточенности (расслабленное тело расслабляет мозг, поэтому избегайте мягких кресел и диванов).

Не скрещивайте руки и ноги при общении, не делайте вертикальных движений руками, не отстраняйтесь телом от собеседника, не закидывайте руки за голову и не откидывайтесь на сиденье, не закидывайте ноги на стол или другие поверхности.

Не садитесь напротив собеседника, лучше сядьте рядом с ним на расстоянии около метра, чуть наклоните туловище в его сторону. Между вами не должно быть препятствий, например письменного стола.

Ноги должны стоять ровно, вся подошва на полу, колени могут быть слегка разведены (не более чем на 10 сантиметров, касается не только женщин, но и мужчин).

Руки должны лежать свободно на столе или на коленях, как вам удобно, только не в замке.

Подтверждайте жестами и мимикой, что вы слышите собеседника и понимаете его. Это могут быть кивки, краткие слова, типа «да», «ага», «понимаю». Можно также повторить последние слова собеседника, повторить смысл, перефразировать (перескажите его мысль своими словами, сместив смысл в свою пользу).

Сосредоточьте все свое внимание на собеседнике, поддерживайте с ним зрительный контакт (но не будьте назойливыми, не смотрите слишком пристально, прямо в глаза, так как это может быть принято за проявление враждебности и однозначно напугает собеседника). Пусть ваши глаза находятся на одном уровне с глазами собеседника. Если вы будете смотреть во время разговора смотреть по сторонам, скорее всего, ваше внимание вскоре рассеется, и вы потеряете нить разговора.

Не отвлекайтесь во время разговора на посторонние дела, избегайте неконтролируемых раздражающих действий (изучение документов, постукивание по столу пальцами или ручкой, шелест бумагой, рассеянное рисование в блокноте, накручивание волос на палец).

Иногда ситуация складывается так, что необходимо строчно найти накладную или подписать документ. Отложите «попутные» дела – их можно сделать по окончании беседы.

Любые посторонние, не относящиеся к разговору действия, отвлекают от беседы, происходит потеря концентрации внимания, что, безусловно, негативно влияет на ход разговора.

Покажите собеседнику, что вы слушаете его с удовольствием и интересом. Ваши позы и жесты должны говорить о вашей заинтересованности в разговоре. Поощряйте собеседника рассказать все от начала до конца с подробностями (для этого нужно очень внимательно и заинтересованно его слушать).

Вы должны слушать и слышать собеседника. Молчите, когда говорит собеседник – вы не можете его слушать и слышать, если говорите сами. Сосредоточьтесь на его словах, не позволяйте себе думать в это время о чем-то другом. Постарайтесь понять точку зрения собеседника.

Не устраивайте допрос с пристрастием. Стройте предложения в утвердительной форме. Периодически делайте паузы и давайте собеседнику время подумать.

Уясните логику рассказа собеседника, запомните главные мысли (все запомнить вряд ли получится, да это и не нужно). Если вы не надеетесь на свою память, можно делать пометки в блокноте. Делать конспект не следует – собеседник может замкнуться, и вы получите меньше информации.

Постарайтесь понять не только слова, но и чувства собеседника, поставив себя на его место.

Обычно люди выражают чувства и передают мысли общепринятыми фразами, в соответствии с социальными нормами. Постарайтесь расшифровать их смысл.

Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что-то не так, собеседник поправит вас.

Развивайте наблюдательность, следите не только за речевыми, но и за эмоциональными сигналами собеседника. Это важно, так как большая часть взаимодействия между людьми приходится именно на эмоции.

Помните, что и вы, и ваш собеседник несете обоюдную ответственность за ваше общение. Показывайте собеседнику, что вы действительно слушаете и понимаете его.

Это можно сделать с помощью уточняющих вопросов, активных эмоций и другими уместными в каждом конкретном случае способами.

Согласитесь, как собеседник узнает, что вы его понимаете, если вы сами не покажете ему это своими действиями?

Будьте терпеливы, не перебивайте говорящего, не торопите его. Планируйте встречу так, чтобы у вас было достаточно времени для полноценной беседы, без спешки и цейтнота. Спокойно реагируйте на все, что говорит собеседник. Не позволяйте себе личных оценок и замечаний к сказанному.

Контролируйте свои эмоции (особенно это относится к отрицательным эмоциям).

Раздраженный человек часто интерпретирует слова собеседника неправильно и излишне эмоционально реагирует на них, а озабоченность и эмоциональное возбуждение мешают слушать и слышать собеседника.

Если его слова или действия затрагивают ваши чувства, тактично скажите ему об этом, проясните ситуацию, и беседа вернется в деловое русло.

Ведите себя корректно – не критикуйте, не оценивайте, не спорьте. Старайтесь одобрительно реагировать на слова собеседника – это поможет ему точнее выражать свои мысли.

Напротив, любая негативная реакция с вашей стороны вызовет защитную реакцию, чувство неуверенности, настороженности, собеседник «закроется». Вернуть доверие и «разговорить» его снова будет непросто.

Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.

Постарайтесь понять цели вашего собеседника. Он, например, может хотеть получить от вас скидку или рассрочку платежа, более выгодные условия поставки, изменить ваше мнение по определенному вопросу или убедить совершить определенное действие. В данном случае, действие с вашей стороны станет лучшим ответом собеседнику.

Выявите свои плохие привычки при общении и избавьтесь от них. Плохие привычки затрудняют процесс активного слушания. Постарайтесь выявить свои привычки, ошибки, сильные и слабые стороны. Чтобы вам было проще проанализировать свои действия и выявить ошибки, ответьте на эти вопросы:

  • Как быстро после начала беседы вы делаете выводы о собеседнике?
  • Вы делаете поспешные оценки и выводы, не дослушав собеседника до конца?
  • Вы акцентируете внимание на внешности и ошибках речи?
  • Вы слушаете, не глядя на человека?
  • Вы часто перебиваете собеседника?
  • Вы часто оказываете показное внимание к собеседнику, в то время, как думаете совершенно о других вещах?

Источник: http://drakar112.ru/pravila-slushaniya-v-psihologii-obscheniya/

Почему активное слушание это важный прием при разговоре с собеседником?

Слушание в общении

Всем здравствуйте! В статье «Как аргументировать и доказать правоту своего мнения любому человеку?» мы столкнулись с таким парадоксом, что, если хочешь быть услышанным, научись прежде слушать сам. И вот сегодня мы как раз этим займёмся.

Активное слушание это такой способ ведения разговора, когда тот, кто его применяет, показывает другому, что слышит его и понимает.

Благодаря ему строятся доверительные или партнёрские отношения, улаживаются конфликты, снимается напряжение и создаётся тёплая, уютная, душевная атмосфера.

Придумал этот метод Карл Роджерс, один из создателей гуманистической психологии, а вот сам термин в нашу культуру ввела Юлия Гиппенрейтер, одна из самых известных российских психологов. Она считала, что каждый, просто обязан знать его, как бизнесмен, политик, так и обычный родитель, чтобы налаживать глубокий контакт с ребёнком.

Слушание может быть:

  • Активное (рефлексивное) – процесс выяснения смысла сказанного, чтобы понять собеседника.
  • Пассивное (нерефлексивное) – умение молчать, давая пространство другому выговориться или освободиться от накопившихся эмоций. Заключается в том, что используя этот метод, человек не перебивает, и изредка может лишь вставить пару слов, таких как: «Да-да», «Понимаю»…
  • Эмпатичное – понимание эмоционального состояния собеседника, при чём, совместное проживание чувств, которые он испытывает.

Чем эффективно?

  • Помогает поднять самооценку другому человеку, показывая, что нам важно то, что он говорит, и мы уважаем его мнение, даже если не согласны с ним
  • Помогает выяснить проблемы и найти способы их решения
  • Решает конфликтные ситуации
  • Налаживает отношения с ребёнком и показывает ему на примере, как строить отношения с людьми и как к ним относиться
  • Структурирует сложные эмоциональные переживания
  • Даёт информацию о том, что чувствует другой и что с ним происходит не путём домыслов и догадок, а благодаря прямым вопросам и перефразированию
  • Даёт пространство для самостоятельного поиска решений проблемы, принятия ответственности
  • Помогает заметить малейшие нюансы, когда есть несоответствие в словах или ложь

Принципы

  1. Безоценочность суждений. То есть, мы не оцениваем то, что говорит нам собеседник, давая ему право на инаковость, даже если с чем-то не согласны.

    Уважительные и здоровые отношения – это когда два разных человека с разными взглядами на жизнь и разным опытом находят способы, чтобы быть вместе, не разрушая, и меняя друг друга при этом.

    Поэтому удержитесь от оценки, а так же от того, чтобы переубеждать его или вступать в спор. Используя этот принцип в своей жизни, вы научитесь уважать себя и других, строить глубокие и близкие отношения, ведь именно умение признавать право или мнение другого является явным признаком проявления личности, зрелой личности.

  2. Позитивность. Этот принцип призывает вас сохранять спокойствие и доброжелательность. Не стоит использовать категоричные высказывания или те, которые могут обидеть или ранить.

Искренность и честность.

Если помните, в статье про невербальное общение,  я уже говорил, что до 95% информации считывается на уровне подсознания, и что бы вы ни говорили и какие доводы не приводили, если вы лжёте – ваше тело обязательно будет об этом сигнализировать. Поэтому важно действительного хотеть понять другого человека. Бывает, что вы сами не в ресурсе, устали и чувствуете, что совсем нет сил, тогда просто скажите об этом.

Не мучайте себя и другого, в крайнем случае, разговор можно будет отложить. Иначе вполне естественно, если начнёте чувствовать раздражение, которое возникает при фрустрации потребностей. То есть, когда они не удовлетворяются. Подробнее о них можно рассмотреть в статье о потребностях по пирамиде Маслоу.

1.Пауза

Это как раз то пространство, я о котором я говорил в начале статьи. Удерживая паузу, вы даёте возможность себе и ему что-то осознать, вспомнить, придумать.

Таким образом, вы немного отстраняетесь от влияния эмоций на ваши мысли и поступки, и становитесь способны увидеть сложившуюся ситуацию под другим углом. Умение приостановиться творит чудеса.

И оно является самым сложным и простым одновременно.

Не каждый способен выдержать паузу, ведь тогда придётся столкнуться лицом к лицу со своими мыслями и эмоциями, от которых прежде сбегал с помощью забалтывания, быстрого темпа.

2.Уточнение

Это вопросы, с помощью которых становится возможным прояснить, что именно имел в виду собеседник. Порой это акцентирование внимания на неточности рассказа, которые также важно прояснить. К сожалению, часто происходит так, что мы домысливаем за другого, считая, что всё очевидно и понятно.

К примеру, ведь даже такое знакомое всем понятие, как любовь, расшифровывается для каждого человека по-разному. И если девушка заявляет о том, что её больше не любит мужчина, не стоит сразу же поддерживать идею о том, какой он нехороший. Вот как раз с помощью уточнения можно узнать, что он заботится о ней, только вот в последнюю неделю пару раз придя домой, лёг спать.

И не из-за отсутствия любви, а потому, что слишком напряжённые стали рабочие дни.

3.Перефразирование

Эта техника позволяет тому, кого слушают, получить обратную связь от вас и убедиться в том, что вы его понимаете, а также посмотреть на ситуацию немного по-другому, эмоционально от неё отдалившись.

К тому же, даёт пищу для размышления о том, как я изъясняюсь и выгляжу в глазах людей, насколько я понятен для них.

Следует просто повторить сказанное им, только коротко и немного другими словами, подчеркнуть главное и выделить смысл, который вам пытались донести.

4.Развитие мысли

Тут мы пробуем продолжить ход мыслей, если убедились, что верно поняли то, что нам хотели донести. Можно начать с такой фразы: «Ты хочешь сказать, что …».

5.Обратная связь

То есть наше впечатление о рассказе и самом рассказчике, только помните о принципе без оценочного суждения. Тут не стоит что-то советовать, просто скажите о своих чувствах, которые возникли, пока вы слушали, какие мысли вас посещали, можете привести в пример собственный опыт, если были в похожей ситуации.

6.Резюмирование

То есть, подведение итога беседы, она ведь не может длиться бесконечно. К примеру: «Если подытожить сказанное тобой, то ты…», «Итак, ты предлагаешь…»

Рекомендации

  1. Используя вышеперечисленные приемы во время общения, обязательно смотрите в глаза собеседнику. Это самое первое, что вы должны сделать – установить зрительный контакт. Улыбайтесь и кивайте головой, когда будет уместно. Про чтение по глазам, вы можете почитать в ранее опубликованной статье.

  2. Задавайте открытые вопросы, чтобы ответы были развёрнутыми. И следите за тем, чтобы они не выглядели, как допрос, помните про паузу и вставляйте обратную связь между ответами, если есть, что сказать.
  3. Перечитайте статью про невербальное общение, чтобы изучить открытые позы, жесты и мимику.

  4. Поощряйте его речь с помощью таких слов: «Ага», «понимаю», «да-да»… Также помогает такой метод, как «эхо», то есть следует повторить за ним последнее, либо ключевое слово. Он вынуждает рассказчика дать полный ответ, более понятный и чёткий, к тому показывает, что вы внимательны к его словам.

  5. Проявляйте эмпатию, или хотя бы заявляйте о предполагаемых чувствах, которые, как показалось, он испытывает: «Мне кажется, ты чем-то взволнован», «Мне грустно это слышать», «Я сопереживаю тебе в данный момент»… Для этого важно уметь ставить себя на место рассказчика, как бы образно «присоединяться» к нему, и уметь замечать изменения в своём внутреннем состоянии, чтобы отслеживать возникающие чувства.
  6. Интонация также играет важную роль. Проведите эксперимент, и подберите 20 вариантов произношения вопроса «как дела?». И вы тогда заметите разницу и поймёте, что смысл её полностью меняется, стоит только слегка изменить интонацию.
  7. Всегда выслушивайте до конца, не все умеют кратко формулировать свои мысли, и порой самое главное таится в конце речи.

Упражнения

  1. «Говорю и слушаю». Оно поможет вам понять, что для понимания и конструктивного диалога следует уметь делать паузу. Для этого выберите себе партнёра, и в течение пары минут одновременно друг другу что-то рассказывайте, после чего попробуйте пересказать услышанное.
  2. «Мимика».

    Вспомните какую-то ситуацию и расскажите партнёру только с помощью мимики и жестов, совсем не используя слов. После чего пусть он расскажет, какие чувства испытывал и предположения о самой истории. Затем поменяйтесь местами. Это упражнение научит вас быть более внимательным, «считывать» эмоции и суть рассказа с помощью невербалики.

  3. «Пересказ». Пусть партнёр в течение 5 минут расскажет о себе, к примеру, на что обычно злится и каким образом её проявляет, или о своих желаниях, мечтах, от чего испытывает радость… По истечению времени перескажите то, что поняли.

    Это поможет выработать навык определения сути сказанного, смысла, а также развивает умение не просто слушать, а слышать.

Заключение

Практикуйтесь, используйте все виды слушания, и тогда увидите, как меняются ваши отношения в семье, с коллегами и друзьями в лучшую сторону, стают более тёплыми, близкими.

Вы прослывёте интересной и уважаемой личностью, а для чего это надо, можете изучить в статье «Что такое коммуникационные навыки человека и почему они жизненно важны».

Продуктивного вам общения, уважаемые читатели! И не забывайте, что есть возможность подписаться на mail рассылку новых статей блога(форма подписки внизу под текстом). Пока, пока.

Источник: https://Qvilon.ru/sila-mysli-i-razvitie-mozga/aktivnoe-slushanie-eto.html

Техника и прием активного слушания в психологии

Слушание в общении

В психологии общения человеку важно осознание собственной значимости – когда им интересуются, внимательно слушают, желают понять. Взаимодействие людей в социуме строится на вежливости и основах этикета.

Одним из новых направлений в навыках коммуникации является технология активного слушания. Ее суть заключается в доброжелательном отношении к собеседнику, желании понять его. Заинтересованность – основной прием активного слушания.Знание технологии поможет завоевать доверие собеседника, получить от него развернутую информацию.

В общении с детьми активное слушание позволит лучше понять страхи и переживания ребенка. Он научится самостоятельно преодолевать свои проблемы. Родители и дети станут внимательнее, терпимее друг к другу. Так появятся гармоничные отношения в семье.

Умение слушать

Во время общения важно не только выразительно, грамотно говорить, но и уметь слушать собеседника. Для взаимопонимания со своим визави это имеет большое значение. Уметь слушать – значит, воспринимать поток информации от рассказчика. Уровень культуры человека позволит вежливо выслушать собеседника, тактично воздержаться от резких высказываний, пренебрежительной мимики.

Умение слушать зависит от типа личности, интеллекта, культуры общения, возраста, гендерной принадлежности. Учеными доказано, что женщины эмоциональны во время слушания, невнимательны, часто перебивают собеседника собственными рассказами. Мужчины же способны дослушать информацию до конца, мысленно подыскивая пути ее решения.

Многие профессии связаны с умением слушать. Это продавцы, парикмахеры, массажисты, психологи, врачи, учителя, администраторы, консультанты. Для делового общения важна эффективность и культура слушания. Существуют специальные методики, которые способствуют восприятию информации. Прием активного слушанияпоможет поддержать собеседника, покажет значимость его рассказа.

Виды слушания

Психологи и исследователи общения выделяют 4 вида слушания.

Эмпатическое слушание. Это умение считывать чувства, эмоции говорящего. Умение представить себя на месте собеседника, сопереживать ему. Эмпатическое слушание эффективно, если визави или его информация вызывают положительные эмоции.

Критическое слушание. Это целенаправленный анализ полученной информации. Ее критическое восприятие, понимание. Такое слушание эффективно для принятия ответственных решений. Оно позволяет взвесить все за и против, согласиться или не согласиться с собеседником.

Пассивное (нерефлексивное) слушание. Такой вид используется, когда собеседнику необходимо выговориться. Оно подразумевает минимальное вмешательство в монолог визави.

Активное (рефлексивное) слушание. Это максимальное установление обратной связи с собеседником. Активное слушание помогает расположить к себе собеседника. Позволяет влиять на его точку зрения. Прием активного слушаниясвидетельствует об элементарной вежливости, внимании к словам собеседника.

Что такое активное слушание?

Активное слушание – смысловое восприятие информации. Это коммуникативное умение позволяет сконцентрироваться на беседе, уточнять детали, переспрашивать. С помощью этой технологии собеседник чувствует необходимость в своей информации, интерес к ней окружающих.

Умение вести беседу, воспринимать и понимать слова говорящего возможно только при доброжелательном настрое. Активное слушание, техника и приемыего способствуют развитию доверительных отношений между собеседниками. Это профессиональный навык и целое искусство, на овладение которым могут уйти годы.

Неспособность наладить диалог, отчужденность людей делают технологию активного слушания востребованной. Этот процесс состоит из нескольких этапов.

Основные этапы активного слушания

  1. Искренний интерес к человеку, желание ему помочь.
  2. Внимание к эмоциональному состоянию собеседника.
  3. Умение временно отбросить критическое суждение, постараться встать на место говорящего.
  4. Создать благоприятную обстановку для собеседника, стимулируя его на самостоятельный поиск решения ситуации.

Помехи для активного слушания

Во время слушания человек сталкивается с определенными сложностями, которые мешают восприятию информации.

Внутренние помехи – это собственные мысли, переживания. Они мешают восприятию, заставляя концентрироваться на одной мысли или целом комплексе размышлений. Мечтательное или сонливое состояние также препятствует активному слушанию.

Внешние помехи – раздражители, которые заставляют отвлекаться от беседы. Это может быть неумение собеседника доносить информацию (несвязность и невнятность речи, ее темп и громкость), посторонние люди или отвлекающие шумы (телефон, ремонтные работы, звуки транспорта).

Активное слушание. Его виды и приемы

Техника активного слушания условно разделяется на 2 вида: мужской и женский.

Мужской вид активного слушания больше относится к навыкам делового общения. Здесь важна правильная подача информации, ее понимание и анализ. Поэтому в активном слушании мужского вида чаще всего звучат уточняющие вопросы: «где», «сколько», «когда», «для чего», «каким образом».

Женский вид активного слушания ориентирован на чувства и эмоции. Здесь не столько важна точность информации, сколько отношение к ней или собеседнику. Это позволяет встать на место визави, почувствовать его настроение, переживания.

Во время общения следует обратить внимание на слова собеседника, постараться понять его. Это позволит правильно подобрать соответствующие приемы активного слушания.К ним относятся поощрение, повторение, отражение, обобщение. Они помогут лучше понять рассказчика, будут способствовать симпатии между собеседниками.

Приемы активного слушания

Основные приемы активного слушания заключаются в желании уловить суть речи собеседника, по возможности помочь ему. Овладение этими методами достигается при условии постоянной тренировки. Кприемам активного слушания относится:

– поощрение. Оно заключается в заинтересованности, выраженном желании выслушать собеседника. На этом этапе важна доброжелательность, отсутствие оценочных мнений;

– повторение. Оно заключается в уточняющих вопросах, повторении фраз говорящего. Словесная концентрация на основных моментах беседы;

– отражение. Оно заключается в понимании эмоций собеседника. На этом этапе можно копировать в умеренных дозах мимику или жесты собеседника, таким образом выражая интерес и полное взаимопонимание;

– обобщение. Оно заключается в подведении итогов речи собеседника. Это концентрация на главной мысли всего сказанного и подбор компромисса.

Примеры активного слушания

При регулярном использовании легко запомнить основные приемы активного слушания. Примерыдля тренинга заключаются в поощрительных и уточняющих вопросах, сочувствующем поддакивании и кивании головой.

Поощрение собеседника позволяет настроиться на беседу. Здесь могут быть использованы невербальные методы (улыбка, кивание, доброжелательный взгляд). В дополнение к ним – вербальные. Это слова «угу», «продолжайте, пожалуйста», «я вас внимательно слушаю», «как интересно».

Повторение лучше формулировать в виде вопроса. Тогда собеседнику будет проще указать на ошибку и озвучить свой вариант фразы. Это вопросы «я вас правильно понимаю?», «вы это хотели сказать?», «другими словами…».

Отражение – это умение понять то, что сложно передать словами. Подтекст можно прочитать в мимике, модуляции голоса, повышенной или пониженной интонации. Это слова «вы встревожены», «вы чувствуете, что…», «вам кажется, что…».

Обобщение или разрешение проблемы во время беседы проскальзывает несколько раз. Опытный собеседник обязательно подведет итог, тем самым давая понять, что внимательно слушал рассказчика и понял его основную идею. Это слова «кажется, я понимаю, что вы хотели сказать…», «похоже, что самое главное здесь…», «если я правильно понимаю, вы испытывали…», «в общем вы решили, что…».

Вопросы для активного слушания

Во время беседы не стоит отвлекаться, а надо постараться вникнуть в суть речи собеседника. Выяснить, что он хочет сказать и для чего. Необходимо своевременно задавать уточняющие вопросы. Они помогут быстрее понять собеседника.

Открытые вопросы требуют развернутого ответа. Чем больше их будет, тем объемнее станет полученная информация. Это вопросы «как», «каким образом», «сколько», «почему», «зачем».

Закрытые вопросы требуют короткого однозначного ответа «да» или «нет». Не следует злоупотреблять ими – они создают атмосферу допроса. Их лучше использовать в конце беседы, чтоб выяснить состояние собеседника. Удалось ли договориться с ним, прийти к одному решению.

Альтернативные вопросы состоят из двух частей. Первая часть – открытый вопрос. Вторая часть – два и более варианта ответа. Собеседнику предоставляется возможность выбрать нужный вариант.

Ошибки в применении технологии

Приемы активного слушания в психологииспособствуют полноценному выстраиванию отношений в социуме. Поэтому следует избегать явных ошибок при общении.

  • Отвлечение от разговора, реакция на внешние раздражители, собственные мысли.
  • Придумывание ответов или аргументов способствует потере сути беседы.
  • Наставления, критика и морализация («я же говорил…») только подтолкнут собеседника прекратить разговор.
  • «Попугайские» фразы или копирование слов говорящего создают иллюзию понимания. Проницательный человек догадается, что его не слушают.
  • Нельзя перебивать, заканчивать фразу за собеседника. Лучше дать ему самостоятельно оформить мысль.
  • Сводить разговор к бессмысленной полемике.
  • Концентрировать внимание на себе, переводя все слова собеседника на свои ситуации («а у меня было так…»).

Активное слушание в общении с ребенком

В детском возрасте важно знать, что родители понимают переживания ребенка. Ему иногда бывает сложно выразить словами все то, что он чувствует. Внимательные родители должны помочь ребенку грамотно объяснить свое состояние, внятно рассказать о произошедшем событии.

Приемы активного слушания детей – это помощь в озвучивании чувств и эмоций. Родителям не только следует понимать ребенка, но и научиться сопереживать ему, поддерживать его. Это сблизит и укрепит отношения в семье. Научит ребенка не бояться негативных чувств, справляться с ними. Приведет к взаимному активному слушанию: родители – ребенка, ребенок – родителей.

Отцу и матери следует узнать виды слушания. Приемы активного слушания детейзаключаются в их демонстрации. Необходимо показать малышу, что его хотят выслушать и помочь.

  1. В беседе с ребенком следует находиться на одном с ним уровне, глаза в глаза. Отложить все дела, не разговаривать с ним из разных комнат. Показать важность диалога доброжелательным взглядом.
  2. Постараться объединить смысл слов ребенка с его чувствами. Это поможет разобраться в ситуации. Предпочесть утвердительную форму (не вопрос) в описании внутреннего состояния ребенка. «Ты расстроился, потому что…», «ты злишься, потому что…».
  3. Делать паузы, чтобы ребенок мог собраться с мыслями и продолжить диалог.
  4. Повторять своими словами основную мысль ребенка. Так ему станет ясно, что родители его услышали и поняли.
  5. Не оставлять ребенка один на один с его страхами, проблемами, переживаниями.

Рекомендации для плохого слушателя

Бывает и так, что от собеседника следует как можно быстрее избавиться. Причины могут быть разные: от нежелания общаться с конкретным человеком до нежелания выслушивать длинные монологи. На основе приемов активного слушания можно создать альтернативную технологию. С ее помощью собеседник почувствует нежелание общаться с ним. Какие понятия не относятся к приемам активного слушания?

  • Молчание, отсутствие эмоциональной реакции на слова, игнорирование собеседника.
  • Постоянные ответы вопросом на вопрос.
  • Пренебрежительная поза, мимика.
  • Перебивание собеседника, переход на свои личные темы.
  • Во время беседы отвлекаться на телефонные звонки, заниматься другими делами.
  • Резко критиковать собеседника, сразу же указывая на его ошибки и просчеты.

Такую альтернативную методику не стоит использовать постоянно. Людям необходимо общение и сочувствие. Только в редких исключениях следует вспоминать о том, какие понятия не относятся к приемам активного слушания. Лучше всего вежливо объяснить, что визави выбрал неподходящее время для беседы. Постараться избежать назойливых собеседников, отдавая предпочтение позитивным людям.

Рекомендации для хорошего слушателя

Основные приемы активного слушанияспособствуют благожелательному межличностному общению. С их помощью собеседник почувствует внимание к его словам, переживаниям. Знание приемов и умение пользоваться ими создаст у визави чувство собственной значимости, что поможет быстрее прийти к консенсусу.

  • Не следует перебивать, прерывать человека. Такой прием активного слушания позволит довести основную мысль до конца.
  • После вопроса обязательно дождаться ответа собеседника, не отвечать за него.
  • Поддерживать визуальный контакт, повернуться к говорящему лицом.
  • Установить обратную связь, задавать вопросы, кивать.
  • Не следует сразу опровергать услышанную информацию. Сначала вникнуть в суть беседы, разобраться в мотивах собеседника.
  • Не поддаваться на агрессию говорящего. Терпением и спокойствием постараться нивелировать ее.

Источник: https://FB.ru/article/183286/tehnika-i-priem-aktivnogo-slushaniya-v-psihologii

Виды слушания в психологии общения

Слушание в общении

Для успешного взаимодействия нужно не только овладеть речевой деятельностью, но и уметь слушать.

Слушание и говорение ‒ это два значительных навыка компетентности вербального общения.

Определение 1

Слушание ‒ процесс сконцентрированного восприятия зрительных и слуховых стимулов, приписывания им смысла. Активное слушание подразумевает сосредоточение, понимание, запоминание, оценку и реагирование.

Сосредоточение ‒ это процесс перцепции выбора и сосредоточения внимания на определенных стимулах из всего огромного количества достигающих наших органов чувств.

Понимание ‒ это четкая расшифровка информации, которая поступает извне, путем присвоения ей верного значения, то есть осмысления ее в одних понятийных категориях.

Анализ или критическое слушание ‒ это процесс установления, насколько истинной и правдивой считается информация, которая была услышана.

Реагирование подразумевает соответственную реакцию слушающего на невербальном и вербальном уровнях общения.

Реагирование на эмпатийном уровне дает людям информацию о них самих, их поведении, одобряет, поддерживает, успокаивает.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Если слышание ‒ физический процесс, который определяется действием волн звука на барабанную перепонку, и проходящий без особых умственных усилий, то слушание (слушание эффективное) ‒ это непростой процесс восприятия, осмысления, понимания, структурирования и запоминания поступающей информации, в котором принимает участие вся личность человека.

Замечание 1

Слушание считается фундаментальным навыком, воздействующим на качество отношений в ежедневном общении, на эффективное взаимопонимание и взаимодействие. В то же время многие люди фактически не умеют слушать.

Умение слушать у людей сформировано неодинаково.

Исследования в данной области демонстрируют, что в среднем время нашего общения с другими распределяется следующим образом: около 42-53 % времени мы слушаем других людей, 16-32% ‒ говорим сами, 15-17% ‒ получаем информацию читая, 9-14 % ‒ пишем.

Как можно заметить из приведенных цифр, умение слушать, как метод восприятия информации применяется в коммуникации значительно чаще, чем умения писать и читать, вместе взятые, значит, поэтому овладение подобным умением необходимо для каждого человека.

Замечание 2

Большинство людей оценивают свое умение слушать на 70-80%. Все же исследования демонстрируют, что на самом деле результативность слушания у многих людей составляет всего 25%, т. е. три четверти сообщений, которые были услышаны, теряются.

Можно выделить следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание, критическое слушание.

Активное слушание

Определение 2

Активное слушание – это процесс, в ходе которого слушающий не просто воспринимает от собеседника информацию, но и активно представляет понимание данной информации.

Активное слушание может помочь:

  • направить разговор в необходимое русло;
  • подобрать вопросы, которые дадут возможность получить необходимые ответы;
  • безошибочно и правильно понять собеседника.

Так как инструменты и элементы активного слушания содержат в себе различные методы и принципы, особенной результативности можно достичь, применяя сразу и методы, и принципы активного слушания.

Главные приемы активного слушания объединяются к следующим пунктам:

  • уточнение;
  • пересказ (парафраз);
  • повторение (эхо);
  • паузы.

Уточнение переводится к тому, что вы задаете человеку вопрос в том случае, если вам что-то малопонятно. Иным способом это можно еще именовать выяснением.

Пересказ дает возможность тому, кто рассказывает, услышать со стороны собственную речь устами другого человека.

Повторение фраз собеседника также дает возможность выстроить хорошую беседу. В данном случае слушатель, как эхо, повторяет с интонацией вопроса окончания предложений рассказчика. Это располагает эффектом, схожий с уточнением.

Паузы тоже считаются инструментами, которые способны благоприятно повлиять на разговор.

В общем значении, активное слушание дает возможность настроить контакт с собеседником и получить от него необходимую информацию.

Пассивное слушание

Пассивное слушание, считается более глобальным и отличается по другим основаниям. Представленный вид слушания еще именуют иначе – нерефлексивное слушание.

Определение 3

При пассивном слушании человек в основном молчит, особо не включаясь в монолог рассказчика.

Подобное слушание используют, как правило, в том случае, когда рассказчик чем-то очень взволнован, и у него есть желание выговориться, потому что часто восклицательные возгласы и вопросы собеседника могут быть просто несвоевременными.

Эмпатическое слушание

Определение 4

Эмпатическое ‒ это активное слушание, оно направлено на чувства, отношение, глубокое понимание человека, его состояния.

Представляет собой одновременное понимание собеседника и проявление сострадания к нему. Это может помочь поменять эмоции и состояние человека в сторону позитива.

Метод эмпатического слушания дает возможность человеку естественным образом проявить эмоции, раскрыться перед психологом или обычным собеседником.Как правило в эмпатическом слушании выделяются три этапа:

  • поддержка ‒ дается возможность высказаться, проявить собственную реакцию;
  • уяснение ‒ имеет большое значение убедиться в том, что вы верно поняли слова и эмоции собеседника;
  • комментирование ‒ даются советы.

Критическое слушание

Определение 5

Критическое слушание — это процесс установления, насколько истинной и правдивой считается информация, которая была услышана.

Критическое слушание. При подобном виде слушания участник общения сначала производит критический анализ сообщения (часто заблаговременно, приходя с установкой на критическое восприятие информации), т.е. устанавливает, в какой мере истинной, правдивой или возможной может быть данная информация, и лишь после этого он старается понять, соглашается ли он с ней и хочет ли воспринять и ответить.

Подобное слушание бывает полезным, когда применяется ситуативно, оно своевременно, так скажем, на деловом совещании, конференции, дискуссии, то есть там, где обсуждаются проекты, решения, идеи, новый опыт, точки зрения и пр.

Таким образом, умение слушать считается главнейшим условием не только результативного общения, но и обучения. Для овладения знаниями необходимо обладать навыками слушания выступлений публично.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/vidy_slushaniya_v_psihologii_obscheniya/

ovdmitjb

Add comment