Irvuz

Сложные формы восприятия

Классификация восприятий, Сложные формы восприятия, Восприятие пространства – Общая психология Библиотека русских учебников

Сложные формы восприятия

В современной психологии существует несколько подходов к классификации восприятия.

В основу одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, положено различия в анализаторах, участвующих в спо ийманни соответствии с тем, какой анализатор (или которая модальность) играет в восприятии ведущую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическая, обонятельное и вкусовое восприятиеня.

зависимости от конкретного содержания объектов выделяют восприятие явлений природы, техники, устной речи, научной и художественной книги, сценических представлений, музыки, скульптур, кинофильмов и т.д.

Как уже отмечалось, восприятие – это результат взаимодействия ряда анализаторов. Различные виды ощущения редко встречаются в чистом виде, чаще они комбинируются, в результате чего возникает сложная ни виды восприятия.

Так, восприятие кинофильма предусматривает включение зрительного и слухового анализатора равной степени, восприятия ученика на уроке должна зрительный (воспринимает написанное на доске), слуховой (слушает по объяснения учителя) и двигательный (записывает в тетрадь) характеер.

Критерием другой классификации восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение соответствии с этим выделю-

Восприятие пространства

Восприятие пространства существенно отличается от восприятия формы предмета. Это отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях ниях.

К пространственных свойств предметов относятся: величина, форма, положение в пространстве. В восприятии величины предмета существенное значение имеет его изображение на сетчатке. Чем больше изображение на сетку в эти, тем большим кажется предмет.

Можно предположить, что величина изображения предмета восприятия на сетчатке глаза зависит от величины зрительного угла: чем больше его величина, тем больше изображение на с иткивци глаза. Считается, что закон зрительного угла как закон восприятия размера открыл. Евклид.

Согласно этому закону размер предмета восприятия изменяется прямо пропорционально размеру его изображения на сетку цківці.

Достаточно логично, что эта закономерность сохраняется при одинаковой удаленности предметов. Но восприятие величины предмета определяется не только величиной его изображения на сетчатке, но и воспринимаемый нням расстоянии, на котором предмет находится от нас. Эту закономерность можно выразить такк:

Размер, воспринимаемый =. Зрительный угол х. Расстояние

Учет удаленности предметов осуществляется преимущественно за счет нашего опыта восприятия предметов при изменении расстояния до них. Существенным является знание о приблизительной величину предмета. Как только человек знай йомиться с предметом, она сразу воспринимает его величину такой, какой она есть.

Следует отметить, что константность восприятия значительно возрастает, когда человек видит знакомые предметы, и значительно уменьшается ется при восприятии абстрактных геометрических форм. Кроме этого, константность восприятия сохраняется лишь в известных пределах.

Если человек находится очень далеко от предмета, он кажется ей меньше, чем на самомравді.

Другой особенностью восприятия пространства является контраст предметов. Окружение, в котором находится предмет восприятия, влияет на его восприятие. Например, человек низкого роста кажется еще ниже, если находит одиться в обществе баскетболистов. Другие особенности восприятия контраста, связанные с иллюзиями восприятия, рассматриваться позднееіше.

Во время восприятия формы предмета явление константности восприятия сохраняется. Когда человек смотрит на предмет определенной формы, находится сбоку от нее, то его проекция на сетчатке будет выглядеть еадекватною предмету.

При этом человек всегда видит один, тот самый предмет одинаковым, имеющим одну и ту же форму. Таким образом, восприятие формы оказывается постоянным и устойчивым, т.е. констант ним, а его основой является опыт человекини.

Восприятие формы предмета, который находится на значительном расстоянии от нас, может меняться: мелкие детали могут исчезать, норма вступает упрощенного вида

Благодаря тому, что человеческий глаз обладает способностью бинокулярного зрения, человек может воспринимать объемные формы.

Суть бинокулярного эффекта улягае в том, что когда оба глаза смотрят на один и тот же предмет, со оскорбления этого предмета на сетчатке правого и левого глаза будет различным.

Но при бинокулярному звезды смещение изображений на сетчатке глаз вызывает впечатление одного, но объемного, рельефного предмета. При ц ьому большое значение имеет распределение света и тени на объемном предмететі.

Восприятие человеком пространства имеет определенные особенности. Это обусловлено тем, что пространство трехмерное, а потому для его восприятия необходима совместная работа целого ряда анализаторов. При этом восприятие пространства м может происходить на разных уровняях.

Восприятие трехмерного пространства предполагает работу специального вестибулярного аппарата, расположены во внутреннем ухе.

Этот аппарат имеет вид заполненных жидкостью изогнутых трубок, расположенных в вертикаль ьний, горизонтальной и сагиттальной плоскостях.

Когда меняется положение головы человека, жидкость перетекает, раздражая волосковые клетки и их возбуждение вызывает изменения в ощущениях устойчивости тела (статические ощущениея).

Вестибулярный аппарат тесно связан с очноруховимы мышцами и каждое изменение в нем вызывает рефлекторные изменения в положении глаз.

Существует и обратная связь между ними: при длительном восприятии барабана с п поперечными полосками, который вращается, возникает состояние нейстикости, который сопровождается тошнотой.

Взаимосвязь вестибулярного и очнорухового аппаратов является одним из существенных компонентов системы восприятия мая ивимирного просторру.

Другим аппаратом, который обеспечивает восприятие пространства, точнее, его глубины, является аппарат бинокулярного зрения. Восприятие глубины связано с восприятием удаленности предметов и размещением их друг относительно но одного.

Существенную роль в восприятии удаленности предметов или пространственной глубины играют конвергенция и дивергенция глаз. Под конвергенцией понимают сведение зрительных осей глаз за счет сведение зрительных осей навстречу друг другу, что происходит при переводе взгляда с дальнего предмета на ближний.

Дивергенция наблюдается в противном случае, когда человек переводит взгляд с близких предмет ей на дальние, в результате чего зрительные оси разводятся.

При этом импульсы, возникающие вследствие относительного напряжения мышц глаз, является важным источником информации для сенсорных и перцептивных зон кор и головного мозга и вторым компонентом механизма восприятия просторору.

Наряду с этим человек получает ощущения от аккомодации глаза. Явление аккомодации заключается в том, что форма хрусталика при удалении и приближении предметов меняется. Это достигается сокращением или расслабленным нням мышц глаза, что влечет за собой возникновение определенных ощущений напряжения или расслабленияня.

В восприятии пространства важную роль играет восприятие размещения предметов относительно друг друга. Поэтому часто бывает, что об удаленности человек делает вывод по косвенным признакам: один предмет закрыл ет другой, контуры одного предмета более заметны, чем контуры другого тощо.

Разное положение предметов в пространстве часто имеет первостепенное значение для человека сравнительно с восприятием удаленности предмета и глубины пространства. Ведь человек не просто воспринимает пространство или оценивает поло оження предметов, а ориентируется в пространстве, который предусматривает получение определенной информации о размещении предметов.

Однако бывают ситуации, когда человеку недостаточно информации о размещении вещей, а необх и дни дополнительные механизмы. Такими дополнительными механизмами является понятие”правое”и”левое”, с помощью которых человек осуществляет сложный анализ внешнего пространства.

Формирование этих понятий связано с выделением ям ведущей руки, которой для большинства есть права рукі є права рука.

Центральным аппаратом, который обеспечивает восприятие пространства, является третичные зоны головного мозга, которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестезическая и вестибулярного аппаратов

Таким образом, восприятие пространства – это отражение объективно существующего пространства предусматривает отражение расстоянии, размера, формы предметов, действующих на анализаторы. Этот сложный процесс забезпечуеть ься взаимодействием различных анализаторев.

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_pavelkiv_rv/klasifikatsiya_spriyman.htm

Виды восприятия: зрительное, слуховое и тактильное, термин и краткое определение, основные классификации в психологии

Сложные формы восприятия

С помощью данной статьи вы узнаете все нюансы, связанные с видами и свойствами восприятия. Восприятие является психическим процессом, который показывает отражение происходящего в реальности, объединяя при этом различные части и свойства этих явлений и предметов, воздействуя на органы чувств человека.

Предлагаем вам ознакомиться с видами и основными свойствами восприятия.

Виды восприятия и их характеристика

Восприятие делится на следующие виды:

  • осязательное;
  • слуховое;
  • зрительное.

Осязательное восприятие

Осязательное восприятие включает в себя систему прикосновений, тактильный, кожный контакт. В данном виде восприятия органом осязания являются руки человека – именно с их помощью он получает информацию, которую сознание перерабатывает. Также у некоторых объектов существуют такие свойства, которые человек не может воспринимать с помощью обоняния, зрения или слуха.

Слуховое восприятие

Слуховое восприятие начинает развиваться у человека с самого рождения и очень важно для полноценной жизни.

Слуховое восприятие подразумевает под собой способность человека определять и различать разнообразные звуки окружающего мира с помощью их основных характеристик и определений.

К этим характеристикам относят умения различать различные звуки по громкости, скорости, тембру и высоте звучания. Без слухового восприятия человек считается неполноценным, именно поэтому слуховое восприятие так важно для каждого человека.

Зрительное восприятие

Также к основным видам восприятия относят зрительное. Оно подразумевает под собой объединение процессов создания и построения зрительного образа окружающего мирачеловека. К таким процессам относятся различие цветовых тонов, определение самого цвета, оценка темноты и светлоты, яркость.

Все эти процессы возникают у человека на уровне подсознания и имеют инстинктивный, врожденный характер. Правильное развитие восприятия зрительного, крайне важно для человека. Оно помогает ему верно ориентироваться в пространстве.

С помощью зрительного восприятия человек может оценивать, как находятся предметы, относительно друг друга. Понимает, какой формой обладают объемные вещи. Зрительное восприятие важно развивать с момента рождения ребенка, именно тогда у него начинают работать зрительные функции.

Человек с недостаточным зрительным восприятием может испытывать определенные трудности, особенно при изучении творческих работ, при письме, а также у него могут быть сложности с изучением речевой грамматики.

Источник:

Виды восприятия в психологии и их краткие характеристики

Всю необходимую информацию об окружающем мире мы получаем с помощью восприятия, или перцепции, как этот процесс называют психологи. Есть и более примитивный, элементарный познавательный процесс – ощущение, но оно не дает целостного представления о реальности, и само по себя нами не всегда даже осознается.

Мы не отдаем себе отчета о том, как возникает раздражение в чувствительных клетках органов чувств (рецепторах), как нервный импульс со скоростью более 100 м/с несется по нейронным цепям к строго определенному участку головного мозга.

Возникшее там ощущение мгновенно обрабатывается, осмысливается, связывается с хранящейся в памяти информацией, и возникает образ.

Он-то и есть продукт восприятия – отражения объектов мира при непосредственном контакте с ними. Многообразие окружающего мира находит отражение в различных видах восприятия, которые связаны с разными сенсорными системами или органами чувств. Пять основных видов восприятия соответствуют зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусовой чувствительности.

Зрительное восприятие

Зрительное восприятие – одно из важнейших. По данным исследований, зрение поставляет нам более 80 % информации, а 20 % приходится на остальные органы чувств.

В основе зрительного восприятия способность человека ощущать световые потоки, причем свет разной длины волны, отражаясь от предметов, вызывает различные цветовые ощущения.

Чувствительность к свету у человека ниже, чем у кошки, а дальность зрительного восприятия меньше, чем у орла, но человеческое восприятие обладает множеством уникальных и полезных особенностей.

Цветовое зрение

Цвет – это не что иное, как свет различной длины волны, но он имеет огромное значение в нашей жизни. Цветовосприятие настолько важно для человека, что окружающий нас колорит может влиять на:

  • наше настроение;
  • работоспособность;
  • и даже на физическое состояние.

В обстановке, бедной красками, у человека возникает «цветовое голодание», а у маленьких детей даже задержка умственного развития (о специфике влияния цветов читайте здесь).

Высшие животные тоже способны различать цвета, но их способности в этом не сравнимы с человеческими. Даже обычный, нетренированный человек спокойно может различить 150 оттенков. А художники-колористы способны увидеть более 10 тыс. цветов.

Осмысленность зрения

Люди не просто воспринимают световые сигнала, наш мозг постоянно обрабатывает визуальную информацию. Зрительное восприятие осознанно. Думаем, каждый сталкивался с ситуацией, когда, увидев незнакомый предмет, мы мучительно стараемся понять, что это такое, роемся в памяти, пытаясь найти там что-то похожее или вызвать ассоциацию со знакомым предметом.

В отличие от человека, животные реагируют только на значимые для них предметы, а незнакомые оценивают по степени их опасности или съедобности.

Виды зрительного восприятия

Зрительное восприятие разнообразно, и в рамках этого перцептивного процесса выделяют несколько видов.

  • Восприятие формы, которое связано со способностью человека различать основную фигуру и фон. Они могут меняться местами, в зависимости от значимости и направленности внимания. Например, книга, лежащая на столе, заваленном бумагами, ручками, блокнотами и другими предметами, может нами восприниматься как центральный объект, а остальное будет фоном. Но если нам нужна, допустим, ручка, то объектом станет она. Хоть это касается только пространства, наполненного примерно однородными предметами.
  • Восприятие пространства – это тоже особый вид зрительного восприятия. Он включает в себя способность видеть глубину, объем, удаленность предметов и их форму. Интересно, что на сетчатке глаза возникает двухмерное изображение предмета, а в зрительном отделе головного мозга формируется его трехмерный образ. Считается, что эта способность связана с бинокулярным зрением, и изображение с 3D-эффектом возникает за счет наложения двух «картинок» от каждого глаза как в стереоскопе.

Однако все гораздо сложнее. Ведь если человек утрачивает способность видеть одним глазом, то картинка все равно остается трехмерной и объемной, так же и как восприятие глубины пространства. Наш мозг компенсирует недостающую информацию той, что хранится в памяти, достраивает изображение до необходимой «трехмерности».

Но зрительное восприятие еще не до конца изучено, в нем много непонятного и даже таинственного. Например, как мы видим движущиеся предметы?

  • Большинство исследователей считают, что информация о перемещении объектов поступает в головной мозг от нервных окончаний мышц глаза, когда он движется за объектом.
  • Другие ученые считают, что восприятие движения связано с перемещением изображения по сетчатке глаза.

Слуховое восприятие

В основе этого вида восприятия способность человека получать информацию в виде звуковых волн. Хоть у большинства животных слух более чуткий, чем у человека, но и мы можем воспринимать звуки в довольно широком диапазоне – от 20 до 20 000 Гц.

К тому же у человека звуковое восприятие специализировано. Наряду с обычным слухом, выделяют музыкальный и фонематический слух.

  • Музыкальный слух – это способность различать звуки по высоте, что дает возможность наслаждаться гармонией музыки. К музыкальному слуху относят и ритмический, интонационный, ладовый, полифонический и другие.
  • Человек способен слышать и понимать не только музыку, но и речь. Чувствительность к речевым звукам – фонемам называют фонематическим или речевым слухом. От него зависит, насколько успешно мы будем овладевать иностранными языками.

Интересно, что музыкальный слух намного древней фонематического, звуки музыки человек начал воспринимать и понимать раньше, чем овладел членораздельной речью.

Обоняние и вкус

Вкусовое и обонятельное восприятия значительно ближе к ощущениям, то есть к элементарным сенсорным процессам, чем зрение и слух, которые эволюционно у человека претерпели большие изменения.

Кроме этого, обоняние и вкус настолько тесно взаимосвязаны, что мы часто их путаем, точнее, наделяем вкус характеристиками запахов. Например, когда говорим о вкусовом разнообразии.

Никакого разнообразия нет, человек способен ощущать всего пять вкусов:

  • сладкий,
  • соленый,
  • кислый,
  • горький,
  • пряный.

Под вкусовым разнообразием мы чаще всего имеем ввиду запахи. Вот их, действительно, огромное количество, ведь каждый предмет пахнет по-своему.

Обоняние всегда предметно, то есть мы воспринимаем запахи через их связь с предметами: лимон пахнет лимоном, малина – малиной, а нагретый солнцем асфальт именно им и пахнет. А совершенно незнакомый запах, который ни с чем у нас не ассоциируется, описать невозможно. Попробуйте человеку, который никогда не бывал на море, объяснить, как оно пахнет?

Осязание

Тактильные ощущения – самый древний вид сенсорной чувствительности, возникший у живых организмов значительно раньше не только зрения и слуха, но и обоняния.

Осязание тоже чаще относят к ощущениям, чем к полноценному восприятию, в нем слишком много от физиологического и рефлекторного. Однако роль осязания в жизни становится понятна в сложной ситуации, когда человек утрачивает зрение.

Вот тогда тактильные ощущения становятся осознанными и могут ему частично компенсировать невозможность видеть, так как дают информацию о форме предметов.

Наибольшей чувствительностью у человека обладают кончики пальцев и ладони. Они огромным количеством нервных волокон связаны с различными участками головного мозга. Поэтому можно сказать, что уровень умственного развития человека во многом зависит от его пальцев. Недаром же детские психологи такое большое внимание уделяют мелкой моторике рук детей.

Восприятие времени

Этот вид восприятия стоит особняком не только потому, что мало изучен, но и потому, что сложно определить, с какой сенсорной системой он связан. Скорее всего, восприятие времени зависит от разных рецепторов – чувствительных нервных клеток, в том числе расположенных во внутренних органах.

Наше тело может существовать только в настоящем, а вот разум способен «путешествовать» в прошлое и прогнозировать будущее. Ощущение времени – это полностью продукт работы головного мозга, поэтому оно так субъективно и завит от множества факторов:

  • настроения,
  • заинтересованности,
  • чувства тревоги,
  • состояния ожидания.

Наиболее распространенная точка зрения объясняет, что наше представление о промежутках времени связано с биоритмами, то есть с ритмическими процессами в нашем организме. Это и сокращение сердца, и дыхание, и процессы обмена веществ в клетках, и время прохождения сигнала по нейронным цепям и т. д.

Эти явления важны, но недостаточны для понимания сущности восприятия времени, так как оно связано не только с внутренними процессами, но и с событиями внешнего мира. Чем больше интересного и значимого случается в нашей жизни, тем короче кажется временной промежуток.

  • Неделя, заполненная интересной работой или активным, увлекательным отдыхом, пролетает мгновенно.
  • А пустое время, когда скучно и ничего интересного не происходит, тянется как резина. Думаем, все помнят, как долго тянулся скучный урок в школе.
  • Еще продолжительнее кажется промежуток, связанный с ожиданием и тревогой.

Восприятие как психический процесс возникает в момент непосредственного контакта с реальностью. Оно сиюминутно и неустойчиво. Но благодаря ему, нам доступно все многообразие окружающего мира, данного в ощущениях. Информация, поставляемая восприятием, сохраняется в нашей памяти в виде ярких образов и служит необходимым материалом для мышления.

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/__trashed-551.html

Классификация и формы восприятияСущность восприятий

Сложные формы восприятия

Основу классификации восприятий, как впрочем, и ощущений, составляют различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, можно выделить зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Рассмотрим немного наиболее изученные зрительные восприятия. Если взять младенца со дня его рождения, то мы знаем, что его зрительное восприятие очень слабо развито, он плохо различает оттенки цветов, и имеет низкую остроту зрения, только к шести месяцам младенец начинает узнавать предметы и лица.

У новорожденных есть цветовое зрение, но они различают лучше преимущественно яркие цвета, не различая серый и синий. Младенец предпочитает движущиеся стимулы стационарным. Развитие зрительной системы новорожденных происходит быстро, очевидно, сказывается опыт и биологическое состояние.

Развитие других восприятий отличается от зрительных. Так, например, вкус и обоняние у малыша развиты с момента рождения. Младенец не может производить отчетливые звуки, но различает звуки речи.

Итак, можно сделать вывод, что все чувства младенца работают с момента его рождения, вначале они мало развиты, но начинают развиваться под влиянием окружения. Вспомним, младенцев, вскормленных обитателями леса, у них преобладали, слух, зрение и обоняние, те восприятия, которые были более свойственны животным, среди которых проходила их жизнь.

Различные виды восприятия редко бывают одиночными, чаще они объединяются и становятся сложными видами.

Сложные формы восприятия

Основа другого типа классификации восприятий — пространство, время и движение.

Большую роль в практической деятельности человека играют такие сложные по своей психологической структуре восприятия, как восприятия пространства, времени и движения.

В восприятии пространства основу составляют зрительные, вестибулярные, двигательные и кожные ощущения. В комплексе они позволяют судить о пространственном положении тела и расстоянии до других объектов.

Иллюзии

Иногда, например, при повороте головы, либо изменении скорости перемещения тела в пространстве проявляется несоответствие сигналов, поступающих в мозг со стороны вестибулярного, двигательного и кожного анализаторов, с одной стороны, и зрительного — с другой. В результате разлада между этими источниками информации пространственного положения возникает ряд пространственных иллюзий.

Иллюзии вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами. Примером физической иллюзии может служить восприятие стоящей палки в сосуде с водой, она кажется изломанной. Или, если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Это физиологическая иллюзия.

Примером психологической иллюзии являются искажения, возникающие вследствие контраста: серый предмет на белом фоне кажется более темным, чем на черном фоне.

Цвет и освещенность объектов также искажают оценку их истинных размеров и удаленности от наблюдателя. Так, если на одном расстоянии будут находиться два одинаковых предмета, только окрашенных в разные тона, то светлый покажется больше и ближе, чем темный.

Иллюзии могут явиться причинами ошибок в определении размеров, параллельности и удаленности предметов, поэтому везде, где требуется точность, зрительные восприятия должны проверяться измерительным инструментом.

Обнаружение объектов

Положение объекта оценивается по месту его нахождения в поле зрения, чем он выше в поле зрения, тем объект или выше или дальше. Форма и величина объектов оценивается вначале осязанием (сочетанием кожных и двигательных ощущений), а по мере накопления опыта — зрением.

Обнаружение и различение объектов зависит от их контрастности с фоном. Светлый предмет на светлом фоне и темный – на темном незаметны, а светлый на темном и темный на светлом воспринимаются совершенно отчетливо.

Большое значение в восприятии предметов имеет и разница их размеров. Возле больших предметов мелкие становятся почти незаметными, поэтому на рабочем столе их следует размещать отдельно от крупных.

Если человек хорошо различает неподвижные объекты, то это не дает ему гарантии так же хорошо различать эти объекты при их движении, несмотря на высокую статическую остроту зрения можно не обладать достаточно высокой динамической остротой зрения. Низкая динамическая острота зрения – причина плохого восприятия расстояния до движущихся предметов.

Восприятие движения

Восприятие движения – это восприятие пространственно-временного перемещения, и оценка движения зависит от восприятия интервалов времени, потому что всякое движение в пространстве характеризуется скоростью и направлением.

Движение можно воспринимать непосредственно (перемещение автомобиля) и по косвенным признакам (перемещение часовой стрелки на циферблате по секундной).

Непосредственное восприятие движения определяется угловой скоростью перемещения объекта в поле зрения наблюдателя. При этом возможны восприятия движения, как неподвижным взором, так и подвижным, т. е. и вследствие движения изображения объекта по сетчатке глаза, и при постоянном его положении на сетчатке, но сопровождающемся движениями глаз.

Но не всем движениям можно дать правильную оценку. Если быстро вращать однотонно окрашенный диск, то это зрением не воспринимается, а колесо или вентилятор иногда воспринимаются как вращающееся в противоположную сторону. Чем дальше находится предмет, тем более медленным воспринимается его движение, а медленные движения, например, часовой стрелки зрением вообще не воспринимаются.

Восприятия собственных движений осуществляются зрением, а также через осязательные и двигательные ощущения. Без ощущения собственных движений точно выполнять их невозможно.

Наблюдение и наблюдательность

Наблюдение – это произвольное, планомерное, преднамеренное восприятие, предпринимаемое с определенной целью. Человек воспринимает не все, что видит, а выделяет необходимое для него. Основное условие успешного наблюдения — ясность задачи, затем подготовленность и активность мышления.

Наблюдение – не самоцель, а средство получения информации необходимой человеку. Наблюдение начинается с правильной постановки задачи, составляется план. Главное в наблюдении систематичность, при этом важно уметь ориентироваться в окружающем мире.

Наблюдательность – это способность замечать в предметах и явлениях малозаметное, но очень важное (детали, признаки, свойства).

Высокое развитие наблюдательности предполагает любознательность, стремление познать новое, глубоко вникнуть в окружающий мир, готовность к восприятиям того, что нужно для определенных целей.

Развитие наблюдательности просто необходимо для всестороннего развития личности, а развиваться она может только одновременно с развитием памяти и мышления.

Вот, наконец-то, мы и провели нашего малыша через мир ощущений и восприятий, он уже готов к дальнейшему познанию мира, теперь для всестороннего развития необходимо заняться его памятью и мышлением.

Эксклюзивный материал сайта “www.effecton.ru – психологические тесты и коррекционные программы”. Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

Источник: http://www.effecton.ru/187.html

Восприятие формы

Сложные формы восприятия
   Восприятие формы – одна из важнейших функций зрительного анализатора. Оно позволяет оценить разные геометрические особенности воспринимаемого объекта. Восприятие формы делят на два основных вида:

– восприятие плоскостной формы,

– восприятие объемной формы.

Восприятие первого вида предполагает отчетливое различение очертаний предмета, его границ. Восприятие плоскостной формы зависит от четкости изображения, получающегося на сетчатке, т.е. от остроты зрения.

Восприятие как плоскостной формы, так и объемной подразумевает, что сознание человека получает не “фотографию текущего момента”, а довольно постоянный, характерный для данного объекта образ (состоящий из формы, цвета, и других характерных особенностей). Воспринимая, например, лежащий на столе транспортир, мы видим постоянную форму этого транспортира, вне зависимости от расстояния до него или угла наклона. Эта особенность восприятия называется константностью формы.

Константность формы объясняется действием как периферических, так и центральных факторов. С одной стороны, вследствие того, что восприятие трехмерных предметов насыщено глубинными ощущениями, предметы, расположенные близко, кажутся несколько меньше. Однако это компенсируется действием перспективных сокращений.

Также большую роль в константности восприятия формы играют представления, прошлый опыт. Идя по городским улицам, мы часто можем наблюдать крышки канализационных люков.

В большинстве случаев мы их видим под углом, сбоку. Образ на сетчатке глаза имеет форму не круга, а эллипса.

Однако прошлый опыт нам подсказывает, что все люки круглые, поэтому в сознание сразу поступает информация о наличии круглой формы люка, а не эллиптической.

В психологических экспериментах с восприятием иногда используют так называемый псевдоскоп. В это устройство испытуемый может смотреть как в бинокль. Однако в отличие от обычного бинокля образ, обычно предназначаемый для правого глаза, поступает в левый, а информация для левого поступает в правый.

Поэтому при использовании псевдоскопа происходит обратная перспектива: ближние точки пространства переходят в дальние, а дальние – в ближние. Соответственно все вогнутые предметы должны были бы восприниматься как выпуклые, а выпуклые – как вогнутые. И действительно, экспонаты, формы которых не закреплены опытом, так и воспринимаются.

Но человеческое лицо, например, никогда не воспринимается в обратной перспективе, оно всегда воспринимается нормально.

Эксперименты с псевдоскопом показали, что наше восприятие активно ищет хоть какой-либо смысл в воспринимаемой информации. Опора на прошлый опыт выступает своего рода обязательным фильтром для всей поступающей новой информации.

При восприятии объемной формы, таким образом, существенную роль играют глубинные ощущения. Этот вид восприятия поэтому несколько сложнее, чем восприятие плоскостных форм. Здесь тоже играет значение, хотя и меньшее, восприятие границ формы.

Во многом восприятие объемной фигуры складывается из восприятия отдельных плоскостей этой фигуры. В ряде случаев восприятие лицевой плоскости объемной фигуры является основой, базисом.

Так, например, при восприятии трехмерного дома основу объемной фигуры может составлять видимый прямоугольник дома.

Роль глубинных ощущений в восприятии формы трехмерного тела объясняет ряд закономерно наблюдающихся своеобразных зависимостей между формой предметов, отдаленностью, в которой они воспринимаются, и их видимой величиной.

Так, вследствие того, что восприятие трехмерных предметов объективной действительности, находящихся вблизи от зрителя, насыщено глубинными ощущениями, объекты, расположенные близко, кажутся несколько меньше, а следовательно, и дальше. Восприятие объектов, находящихся вдали, более плоскостно.

И поэтому объекты, находящиеся вдали, кажутся несколько больше, а следовательно, и ближе, чем это есть на самом деле.

В искусстве это обстоятельство известно довольно давно. Если на картине изображено много рельефных объектов, в том числе и человеческие тела, тем это изображение кажется меньше. Чем рельефнее барельеф, тем он кажется меньше и, следовательно, дальше; если наоборот, то увеличение плоскостности влечет за собою увеличение кажущейся величины барельефа и его приближение к зрителю.

В реальной жизни по мере приближения к объемной форме отношения между видимыми размерами объективно равных дальних и ближних частей формы (перпендикулярными зрительной оси) все уменьшаются (на основе законов линейной перспективы).

И наоборот – при отдалении от объемной формы на достаточное расстояние отношения между видимыми размерами объективно равных ближних и дальних частей формы (перпендикулярными зрительной оси) все увеличиваются, приближаясь (в пределе) к единице. В произведениях живописи эти отношения остаются неизменными.

Поэтому при приближении к картине происходит кажущееся увеличение частей заднего плана и вследствие этого кажущееся приближение заднего плана к зрителю. И наоборот – при отдалении от картины возникает кажущееся уменьшение частей заднего плана и вследствие этого кажущееся отдаление заднего плана от зрителя.

Получается, что при приближении к картине все изображенное на ней делается менее глубоким, а при отдалении – глубина изображенного увеличивается.

Интересно, что при восприятии плоскостной картины глубинных ощущений не возникает вовсе. Их заместителями являются глубинные представления.

Однако глубинные представления (как и перспективные соотношения отдельных частей изображенной формы) остаются на всех расстояниях неизменными.

Поэтому при приближении к картине изображенные на ней формы кажутся более плоскими, а при отдалении – более глубокими.

Литература

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

См. также

Восприятие    RSS    azps@azps.ru 

Источник: http://azps.ru/hrest/28/6165295.html

ovdmitjb

Add comment