Irvuz

Содержание

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия

Выделяют такой метод арт-терапии, как сказкотерапия. Этот метод психокоррекции и психопрофилактики используется в практике сравнительно недавно, хотя приобрел известность довольно давно.

История возникновения

Сказкотерапия как отдельная ветвь психотерапии возникла в Санкт-Петербурге и ее основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Именно она превратила идею использовать фольклорных персонажей для психотерапии, в целую ветвь науки. Затем многие отечественные психологи и психотерапевты использовали этот метод в своей практике (Э. Фромм, Вачков И.В, Лисина Е. и другие).

Сказки издревле использовались в качестве передачи информации. Сказочные истории обладают поистине огромной силой воздействия на сознание и подсознание не только детей, но и взрослых.

 В первую очередь для детей это способ познания мира и вырабатывания поведения в определенных ситуациях. Смешные и поучительные истории способствуют развитию мышления и аналитических способностей у ребенка.

Также, в процессе анализа услышанного или прочитанного, у детей развивается фантазия, они учатся искать собственные выходы из различных ситуаций.

У взрослых эти механизмы также прекрасно работают. На многих семинарах и тренингах специалисты используют сказки в виде наглядных пособий или способов донести информацию кратчайшим путем. В индивидуальной работе, ориентированной непосредственно на клиента, сказки используются для глубокого анализа ситуаций и поиска новых выходов из сложившегося положения.

Типы сказок

Сказкотерапия подразумевает использование не столько уже существующих историй, сколько написание и создание новых. Для того, чтобы осознанно составить новую сказку, необходимо разбираться в их типологии.

Дидактическая сказка

Чаще всего именно этот вариант используется для работы с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста. С помощью нее можно передать новую информацию, навык или умение. Для развития аналитических способностей и закрепления информации в конце каждой сказки есть несложное задание в виде игры.

Спектр тем, которые могут быть обыграны, просто огромен. К ним относятся правила дорожного движения (как правильно переходить дорогу), важность поздравления родителей с праздниками, обучение самостоятельности и многое другое.

Такую сказку можно не только рассказывать, эту же цель могут выполнять мультики и небольшие сценки с одним сюжетом.

«Взрослая» сказкотерапия редко пользуется именно таким методом, так как взрослые люди относятся с большой долей скепсиса к подобным наглядным пособиям. Для ребенка же «впитывать» информацию в игровой форме наиболее естественный процесс, чем нередко пользуются в детском саду.

Психологическая сказка

С помощью психологической сказки врач пытается повлиять на развитие личности. Чаще всего такая история основана на реальных событиях, но имеет определенную долю вымысла. Информация передается в виде метафор и аллегорий.

Задача, которая выполняется при помощи психологической сказки, несколько отличается от цели сказки дидактической. В этом случае действия специалиста направлены на то, чтобы развить и укрепить определенные личностные качества пациента. Например, зачем доверять, зачем заботиться, зачем беречь себя. Это те вопросы, ответы на которые и позволяют личности формироваться.

Психокоррекционная сказка

Этот вид сказочных историй направлен на коррекцию определенной психологической проблемы и подходит для работы как со взрослыми, так и с детьми.

В первую очередь с помощью истории демонстрируется неэффективный стиль поведения, а затем показываются альтернативные пути развития ситуации.

Для этого можно использовать как события повседневной жизни, так и абсолютно сюрреалистические ситуации.

При этом во время сеанса большое значение имеет обсуждение услышанного или прочитанного. В первую очередь свое мнение высказывает пациент, а потом уже, на основании этого, говорит специалист. Интерпретация данных может многое прояснить и более полно раскрыть внутренний мир и проблему клиента.

Психотерапевтическая сказка

Сказкотерапия началась именно с нее. С помощью данных историй можно воздействовать на психику пациента, передавать ему знания и навыки. Они отличаются неприкрытой мудростью, затрагивают темы отношений человека с окружающим миром и самим собой.

Специалист с помощью психотерапевтической сказки старается вернуть веру пациента в себя, оказывает поддержку и помощь в определенной психологически трудной ситуации. В основе таких историй часто лежат притчи или буддийские сказания.

Медитативная сказка

Эти рассказы используются для снятия внутреннего напряжения, структурирования мыслей и создания позитивных мыслеобразов. Это наиболее сложный метод, который используется в сказкотерапии. Специалист, который берется осваивать эту методику, должен обладать не дюжим талантом рассказчика, уметь «уводить» словом и передавать точные образы.

Важно уметь создать правильное эмоциональное состояние у слушателей. Необходимо излагать материал так, чтобы любой мог четко увидеть передаваемый образ. Даже те, кто яблоко просто так не визуализирует! Медитативная сказка направлена на разговор с бессознательным, на передачу информации сразу на «подкорку». Поэтому важно уметь погрузить слушателей глубоко в рассказываемую историю.

Чтобы усилить эффект, необходимо в кабинете создать мягкую, спокойную обстановку. Для этого прекрасно подойдет приглушенное освещение, негромкая музыка, например, звуки природы. Голос рассказчика должен течь плавно, размеренно. История может не иметь четкого сюжета, но должна быть направлена на работу с архетипами.

Методы

Сказкотерапия, как и любое направление арт-терапии, имеет свои методы. Специалист сам выбирает определенный метод для каждого конкретного случая, а также может их компоновать по своему желанию:

  • Рассказывание и сочинительство. Это самый простой и распространённый метод. Пациент может сам рассказывать сказку (уже существующую или придуманную им самим), а врач наблюдает за его поведением. Золотой правило психотерапии: «Чтобы пациент не говорил, он всегда говорит о себе». И здесь оно актуально как никогда. Также врач и пациент могут придумывать историю вместе, но ведущая роль все равно принадлежит больному. При работе с детьми, особенно дошкольного возраста, этот метод помогает выявить их эмоциональную нестабильность или внутренние проблемы;
  • Рисуем сказку. Этот метод включает в себя также другой компонент арт-терапии. Пациент с помощью красок, пластилина, глины или других подручных материалов выражает свои эмоции, расставляет акценты. Таким образом, он может полностью выразить свое беспокойство, передать чувство тревоги или страха;
  • Сказкотерапия также предполагает создание кукол. Это также медитативное занятие, ведь в данном случае на первый план выходит процесс, а не результат. Пациент в кукле реализует свои тайные мысли и желания, что отвечает основному постулату теории Зигмунда Фрейда.В процессе изготовления куклы пациент с помощью специалиста может увидеть проблемы и попытаться найти ее решение. Также такое времяпрепровождение способствует снятию нервного напряжения;
  • Диагностика. Сказкотерапия направлена не только на решение проблем, но и их уточнение. Такой способ психодиагностики отлично подходит для детей. Можно использовать гибких кукол, фарфоровых красавиц, разнополые игрушки. Данные игры позволяют определить проблемы с аутоидентефикацией, неполадки в семье или окружающем мире. Беседа и игры могут производиться как в присутствии родителей, так и без них.

Сказкотерапия имеет в своем арсенале множество других интересных методик. Опыт и навыки специалиста позволяют определить тот из них, какой лучше всего подойдет для решения проблем данного пациента. Ведь сказкотерапия в первую очередь является индивидуальной методикой.

Источник: https://ODepressii.ru/lechenie/skazkoterapiya.html

Сказкотерапия – психология

Сказкотерапия

Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет, а как течение современной психотерапии возник совсем недавно.

Общая информация

Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Давайте попробуем отделить их один от другого:

  1. Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
  2. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренера и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.
  3. Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.
  4. Сказкотерапия, как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Психотерапия с помощью сказки

Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней.

С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием.

В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.

Сказкотерапевт может по-разному предлагать клиенту, как именно работать со сказкой. Самые распространенные способы это:

  • обсуждение уже существующей сказки;
  • самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;
  • инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);
  • арттерапевтическая работа по мотивам сказки;

и др.

Особое значение в работе сказкотерапевта играют клиентские сказки. Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый — все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Т. Зинкевич-Евстигнеева советует проводить сессию по написанию клиентской сказки в три этапа:

  1. Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки. На этом этапе клиенту можно предложить нарисовать рисунок (слепить скульптуру, сделать аппликацию или коллаж), терапевт может прочитать клиенту специально отобранную сказку и т. д.
  2. Написание сказки. Клиенту предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу использовав, материал первого этапа.
  3. Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда клиент прочтет терапевту свою сказку. Это важное событие, как для клиента так и для терапевта, потому что клиент будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней феноменологией клиента. Терапевту, после того клиент прочел сказку, важно спросить, о чем для клиента эта сказка, понравилась она ему или нет.

Клиентская сказка может быть использована для множества терапевтических целей, которые в целом можно разделить на три группы: психодиагностические, психокоррекционные, прогностические.

Сказки на Психологосе

Смотри по категории Сказки

Литература

  • Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… — М.: Генезис, 2011.
  • Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 400с.
  • Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. – 224с.
  • Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь,2003. — 146с.

Ссылки

Гештальт-терапия: теория и практика Если терапевт спрашивает о проблемах, а не о целях, не любит говорит о разуме, воле и дисциплине, ес…Детские сказкиВачков И. В.

Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… — рецензияЛучшие сказки – наши и от души Все дети любят сказки! И взрослые, на самом деле, тоже любят сказки.

Но чтобы сказка появилась на св…Как научиться самим сочинять детские сказки? Как часто в детстве бабушки или мамы читали, рассказывали нам волшебные сказки. А мы слушали, и вмес…

  • Методы психотерапии
  • Сказкотерапия

Источник:

Сказкотерапия для детей и взрослых как метод психологической коррекции

На протяжении веков старшее поколение рассказывало младшим сказки, былины, всевозможные притчи и т.д. При этом они остаются не только средством развлечения и проведения досуга, но и передачи жизненного опыта, правил поведения и устоев, сформировавшихся в обществе. Сказкотерапия – это еще и метод лечения.

Сказкотерапия – что это?

Речь идет о методе, позволяющем развить в человеке творческие способности, расширить сознание, научиться конструктивно взаимодействовать с окружающим миром и побороть в себе внутренние страхи и комплексы.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции изучался многими известными психологами – Фрейдом, Зинкевич-Евстигнеевой, Лисиной, Вачковым и др.

Особую важность сказка имеет для ребенка, ведь вовремя рассказанная былина может иметь тот же эффект, что и психологическая консультация для взрослого.

Сказкотерапия в психологии

Лечение сказкой помогает профессионалу решать его повседневные задачи. Сказкотерапия в психотерапии выступает не просто особым направлением, а вмещает в себя достижения педагогики, психологии, психотерапии, философии и традиций многих культур.

Самые разные проблемы детей и взрослых – агрессивность, замкнутость, фобии, страхи и другие поддаются коррекции сказками. Особую роль в психологическом воздействии играет метафора.

От точно подобранной метафоры зависит эффективность сказкотерапевтического приема.

При этом для каждого клиента подбирается соответствующий его проблеме жанр – детектив, любовная история, фэнтези, легенда, былина, миф и др.

При работе с ребенком даже нет надобности что-то анализировать и делать выводы: работа происходит на подсознательном, внутреннем уровне.

При этом специалист устраняет не симптомы проблемы, а саму причину и в этом заключается главное преимущество сказкотерапии.

Сказкотерапия – виды сказок

Сказки делят по жанрам, по отдельно взятым детским проблемам и др. Выделяют следующие виды сказкотерапии:

  • дидактические сказания;
  • психокоррекционные;
  • психотерапевтические;
  • медитативные.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева включает в этот список еще и народные, художественные, авторские народные выдумки.

К народным относят мифы и легенды, в которых волшебство и чудеса способствуют духовному развитию, животные воспитывают сострадание, а всевозможные страшилки помогают подготовиться и стойко перенести жизненные невзгоды.

Художественные произведения вмещают весь опыт и наработки прошлых поколений, а авторские выдумки помогают тем, кто потерял надежду и не видит выхода из сложившегося положения.

Психологические сказки

Такие виды сказок берут на себя следующие функции:

  1. Воспитывают ребенка. Посредством услышанного малыш учится жить в социуме, перенимает правила и нормы поведения, принятые в обществе, усваивает моральные императивы.
  2. Психологические сказки для взрослых учат ответственности, стойкости перед жизненными невзгодами, заботе о ближних. Ведь в таких историях добро всегда побеждает зло, но главному герою приходится потрудиться, чтобы правда восторжествовала.
  3. Являются инструментом норратива – повествования. При этом слушающий накладывает рассказ о чужой жизни на сценарий собственной, что формирует правильную модель поведения.
  4. Психотерапии. Сказкотерапия помогает человеку избавиться от проблем, фобий и страхов.

Психотерапевтические сказки

Эти рассказы раскрывают глубинный смысл происходящих событий, помогают взглянуть на ситуацию под другим углом. У них не всегда бывает счастливый конец, но значение неизменно проникновенно и проницательно.

Такие приемы сказкотерапии заставляют человека задуматься о смысле жизни, отношении к близким и своей второй половинке, проблемах смерти и бытия и т.д. Специалист использует такие рассказы в тех случаях, когда другие психологические техники не дают результата.

Путем философствования на выбранную тему удается достичь нужного эффекта.

Психокоррекционные сказки

Метод помогает ребенку осознать свою проблему и найти конструктивный выход из нее. При создании рассказа в его основу кладут идентичную проблему, но не имеющую прямого сходства с уже имеющейся.

В ходе повествования вырисовывается замещающий опыт, который психолог и предлагает ребенку для решения своей проблемы. Тем, кто интересуется, какие виды сказок использует специалист, можно ответить, что в сюжете главный герой всегда сталкивается с той же проблемой, что и ребенок.

В результате находит правильное решение, справляется с трудностями и извлекает урок из своих действий.

Медитативные сказки

Уже по названию легко понять, что такие рассказы сродни медитации. Их читают, создав определенные условия: приглушив свет, включив подходящую для релаксации музыку и заняв удобную позу.

Подобная методика сказкотерапии позволяет полностью погрузиться в процесс для накопления положительного образного опыта, избавиться от психоэмоционального напряжения и создать лучшую модель взаимоотношений, развить личностный потенциал.

Отличительной особенностью этого вида сказок является полное отсутствие злых героев и конфликтов.

Сказкотерапия для взрослых

Работать со сказкой можно самыми разными способами:

  1. Обсудить уже существующую былину.
  2. Сочинить сказку самостоятельно.
  3. Инсценировать уже написанный рассказ. То есть разыграть его как в театре.
  4. Выразить свои эмоции с помощью бумаги, кисти и красок.

Сказкотерапия как метод психокоррекции большое значение придает сочинительству, так называемым клиентским сказкам. При этом само написание рассказа осуществляется в три этапа:

  1. Замедление. Этот творческий процесс призван успокоить и настроить человека на написание рассказа. Психолог может предложить ему немного отвлечься и нарисовать рисунок, выполнить аппликацию или поработать с глиной. Настроиться помогает и чтение специально отобранной сказки.
  2. Написание истории. Сказкотерапия – это непосредственный перенос на бумагу своих эмоций, чувств, переживаний, выраженных в форме волшебного творчества.
  3. Прочтение рассказа, завершение. На этом этапе клиент зачитывает специалисту свою историю, а после они вместе разбираются, в чем смысл сюжета, что хотел человек этим сказать.

Примеры сказок для взрослых:

  1. Сказка о счастливой Звезде.
  2. Сказка про Триединое Государство.

Психология жертвы – сказкотерапия для взрослых

Существует немало пособий и методик, использующих терапию сказками в качестве помощи людям с установками на поведение жертвы. Особый интерес представляет такая сказкотерапия для женщин. Известный автор М. Одинцова так и назвала свою книгу: «Психология жертвы.

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/__trashed-1147.html

Сказкотерапия

Сказкотерапия

В психотерапевтическом направлении имеется такое понятие, как сказкотерапия. Такая терапия, по мнению психотерапевтов, способна решить массу психологических проблем клиента. В чем же такая особенность?

Особенность сказкотерапии лежит в том, что, по мнению ученых, сказки способны в символическом виде отражать основной психологический барьер пациента.

Благодаря сказке можно внедриться в глубинный опыт человека, открыть его чувства, стремления, которые ранее были бессознательно скрыты от окружающего мира.

Пациенту же сказкатерапия может помочь переосмыслить все свои жизненные события, найти причины их возникновения и увидеть пути их решения.

Специалисты, пользуясь столь популярным методом, стараются использовать истории, которые метафорически рассказывают о проблемах и переживаниях, которым имеется место в реальной жизни клиента. Такую терапию можно проводить по отношению ко взрослым, детям, а также и в групповых сеансах.

Для чего нужна сказкотерапия?

Каждый взрослый человек, имея уже своего собственного ребенка, хоть раз в жизни задумывался над тем, как вырастить из него успешного, счастливого и здорового человека.

И каждый родитель ставил перед собой вопрос: « Какие методы нужны для ребенка, чтобы во взрослой жизни он мог справляться самостоятельно с жизненными проблемами?» Ответ на этот вопрос полностью оправдывается понятием сказкотерапия.

Это современная методика, которая считается самой лучшей из всех существующих педагогических техник. В основе такого метода лежит не простое рассказывание обычных, а анализ, при котором начало и конец сказки выдумывается.

Детская сказкотерапия может научить ребенка приспосабливаться к жизненным ситуациям, решать любые возникающие проблемы самостоятельно, общению с людьми.

Что же такое сказка? Сказка для ребенка – это поток информации, который он слышит впервые в своей жизни. Сначала он слышит её от родителей и до достижения школьного возраста учится самостоятельно решать свои проблемы, вернее, делает первые шаги на этом пути. И чем больше в раннем возрасте ребенок будет слышать сказок от родителей, тем легче ему будет проходить подобный путь.

Сказкотерапия для детей

Данный вид терапии — своеобразные способы передачи данных психологического характера о социуме от родителей к их детям. По мнению ведущих психологов в данной области, сказкотерапия 4 года – это наиболее благоприятный возраст для ребенка.

И до достижения ним 10 лет сказки будут положительным образом влиять на психологическое становление личности ребенка. Сказкотерапия 3 года специалистами не считается эффективной. А до дошкольного возраста, начиная с 4 лет, ребенок начинает многое осознавать и принимать самостоятельные решения.

А после достижения 10-летнего возраста, он теряет интерес к подобным играм, нуждаясь уже в более сложных методах развития.

Дети возраста детского сада с помощью сказок получают все необходимые знания и умения, используют героев в качестве моделей для правильного поведения в обществе. Как известно, дети не любят нотаций, но при помощи сказок можно повлиять на любого ребенка, не вызывая сопротивления с его стороны.

Типы сказок

Современной науке известно о существовании таких видов сказок:

  • О животном мире. Такой вид считается самым древним, сложенным из распавшихся мифов.
  • Волшебные. Такие сказки могут быть как для детей, так и для взрослых.
  • Новеллы. Принято считать, что они возникли в средние века и в своих сюжетах предполагают наличие бытовых сцен с наличием чего-то необычного.
  • Легенды. Примеры таких сказок приходятся только на середину 19 века, и корни их уходят далеко к мифическим сказаниям.

Сказкотерапия это методика влияние на сознание и формы воспитания детей, которая может охватывать абсолютно все известные виды сказок.

Возможности сказкотерапии

Сказкотерапия для детей лет с 4 и до 10 может воздействовать психотерапевтическим образом на их сознание. Целью такого воздействия является коррекция поведенческих реакций ребенка на ту или иную ситуацию или проблему, проработка детских страхов и возникших фобий.

Такой метод воздействия на психику ребенка обладает следующими возможностями:

  • Сказкотерапия сказки могут выступать в качестве инструмента для передачи опыта от взрослого человека ребенку, его умений и навыков, понятия смысла жизни, понимания того, что хорошо, а что плохо. Множество сказок, знакомых нам с самого детства, насквозь пронизаны аллегориями, которые помогают ребенку научиться решать проблемы жизненных ситуаций по мере их появления.
  • Коррекция определенных состояний психики ребенка.
  • Данный метод может выступать в качестве возможностей для подборки терапевтических методов выяснения деформационных процессов души человеческой. Особенно хороша эта методика для детей, возрастом от 4 до 7 лет.
  • Ресурсность. На тренинговых практиках можно встретить проявление такой возможности, когда сказку сочиняют совершенно чужие друг другу люди. Но в итоге получают ответ на запрос клиента.

Эффективность использования сказкотерапии

В зависимости от того, какими особенностями психического развития обладает тот или иной ребенок, будет зависеть и эффективность применения методики. Так же повлияют и механизмы восприятия и понимания ребенком информации, которую он получает вербальным путем от своих родителей, которые читают ему сказки.

Основным средством, благодаря которому метод сказкотерапии действует на сознание ребенка, считается метафора. Согласитесь, ведь именно метафора является и основным ядром любого вида сказки.

Именно её глубина позволяет расширять границы самосознания ребенка и затрагивать определенные слои подсознания.

Благодаря метафоре человек, в том числе и ребенок, может переводить недоступные сознанию понятия в более простые и понятные для него, которые обретают эмоциональную окраску.

Сказки свободно воспринимаются детьми, начиная с момента его рождения. Но более благоприятным периодом восприятия методики сказкотерапии считается период от 4 лет и до 10.

Но в дошкольном возрасте у ребенка сильнее развит механизм объединения своей личности с личностью другого человека, что позволяет ему в большей степени усваивать правильные направления моральных ценностей, норм, различать добро и зло.

Если ребенку сказки не только рассказывать, но и проигрывать их в ролях, то у него будет наблюдаться активный рост развития образного мышления и умения адекватно действовать в условиях возникновения критических жизненных ситуаций.

Можно сказать, что сказкотерапия – это естественный способ, который дает возможность социализироваться ребенку в обществе и учит распознавать опасности, справляясь с ними безболезненно.

Учеными замечено, что даже если ребенку не интересна сказка, если он не «включается» в неё, то на уровне подсознания все равно происходит благотворное влияние на психические процессы.

И на каждого ребенка одна и та же сказка может оказать различное влияние, заставляя по-своему задуматься над создавшейся ситуацией и методами решения проблем.

Сопереживая персонажам той или иной сказки, ребенок учится на подсознательном уровне получать представление о людях, предметах, явлениях. В результате этого ребенок учится преодолевать свои страхи, находит способы решения проблем, возникающих по мере его знакомства с социумом.

Источник: https://womplanet.ru/skazkoterapiya/

Сказкотерапия для взрослых и ее принципы

Сказкотерапия

Сказкотерапия для взрослых — это один из методов психологического воздействия на человека. Который способствует развитию личности и коррекции уже сформировавшихся сугубо индивидуальных проблем.

Инструментом данного направления являются сказка. В которой можно проследить определенный стиль поведения и варианты решения жизненных ситуаций со стороны.

Применение такой методики не имеет возрастных ограничений и позволяет повлиять как на ребенка, так и на взрослого человека. В сказке таиться огромный мир образов и метафор, которые находят пристанище в нашем теле и влияют на наши мысли.

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. С помощью таких историй, можно увидеть происходящее с другой стороны. Эти не однозначные сказки, глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, стимулирует процесс личностного роста.

Сказкотерапия для взрослых, предоставляет возможность познать себя через абстрактность и волшебство сказки. Данный способ имеет множество направлений, которые определяются согласно поставленным целям.

Выделяют такие направления сказкотерапии:

  • Решение жизненных задач. Помогает человеку выработать модель поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким образом, чтецу предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант для решения своих жизненных задач.
  • Передача опыта. Через сказки старшие передают свой жизненный опыт младшему поколению, учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое плохо». Ведь первыми учителями в жизни малыша становятся полюбившиеся ему рассказы.
  • Лечебно-психологическое направление. Терапевтический метод дает возможность человеку придумать свою собственную сказку и показать ее психологу. Последний проводит интерпретацию и выделяет проблемы, с которыми в дальнейшем придется работать.

Сказкотерапия для взрослых — преимущество

Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она вмещает в себя множество необходимых технологий, начиная с диагностики, профилактики, развития индивидуальности и заканчивая коррекцией.

  • Сглаживание барьеров между психологом и клиентом. Позволяет быстро наладить контакт и настроиться на дальнейшую работу.
  • Анализ глубоко спрятанных в памяти проблем. Детские обиды, которые негативно отражаются на жизни человека, можно будет проследить в сказке клиента придуманной им самим.
  • Выход из сложных, неоднозначных жизненных ситуаций. На примерах героев сказок можно найти выход из любой неурядицы, ведь все рассказы несут в себе поучительный смысл. Вполне возможно, что кто-то уже переживал такие же проблемы и смог побороть их определенным образом.
  • Актуализация скрываемых клиентом личностных моментов. Даже, если человек пытается скрыть от психолога беспокоящие его проблемы. Не считая их особо важными, то это сделать не удастся, ведь подсознание все равно раскроет их в обсуждении или сочинении сказок.
  • Отображение внутреннего конфликта. Предоставляется возможность выявить противоречия в себе и через сказку поразмыслить над ними.

Рассмотрев направления и функции сказкотерапии, можно утверждать, что данный метод помогает побороть фобии, привить элементарные бытовые навыки и любовь к окружающей среде, развить фантазию и словарный запас, раскрыть индивидуальность, предостеречь от неприятностей, поднять самооценку, отделить добро от зла, научить преодолевать жизненные трудности.

Какие методы использовали психотерапевты вначале первых занятий?

Скажу сразу, что просто возвращали в детство. Так например, нарисовать свою сказку. Предлагали не торопится, в игре участвовало не более семи человек. Многие удивляли своим воображением, а кто то просто мучился не умея рисовать.

Кто то из специалистов все десять занятий заставляли просто рисовать или продолжать рисовать сказку которую он любил в девстве… Может быть, это не лучший вариант, но тоже работает.

Скорее это метод арт-терапии — творчество и рисование. В сказкотерапии больше делается упор в разрешении конфликта или стресса в данный период времени. Очень эффективнее в методике самоопределения является методика сказкотерапии «маска».

Присутствующим предлагается нарисовать лицо героя любимого на весь лист. Этот рисунок, не обязательно, должен быть похож на героя. Главное, это знать, что это тот самый герой. Когда закончили портрет, проделываем в глазках дырочки. Теперь надеваем эту маску на себя… в данный момент — эффект неожиданности.

Подсознательно, нам нравятся определенные герои. И мы хотим быть чем то похожими на них. Помню я тогда нарисовала себе «спящую царевну»… кто то даже Дракона рисовал, помню. Было забавно. Далее предлагалось походить по комнате с этой приложенной маской — пообщаться с другими героями — очень сильная вещь.

Из многих методик мне лично понравилась методика «самоопределение»

В основном, сказкатерапия для взрослых по душе для уставшего от реальности человек. И, который, не ожидающего какого либо эффекта от занятия. У него огромный груз проблем, а мы пришли тут его жизни учить — поэтому, сказкотерапия для взрослых, самый эффективный момент в первый день занятий — помогает расслабить и настроить испытуемого или клиента.

С детьми то проще, я поэтому с ними и работала. А сказеотерапия для взрослых — они хотят понять что же в их жизни пошло не так. Разве рождается человек который будет мечтать о том, что будет жить в одиночестве, у него нет друзей, коллеги не понимают и семьи как таковой нет.

Время от времени, некоторые люди хотят побыть в одиночестве. Человек, как социальный адепт, долго один не может быть.

Источник: https://pro-psycholog.ru/skazkoterapiya-dlya-vzroslyih/

Что такое сказка и сказкотерапия, как этот психологический метод использовать в коррекции поведения

Сказкотерапия

Часто случается так, что клиент, обратившись к психологу, с трудом находит слова, чтобы описать ситуацию, в которую он попал. Детям это сделать ещё труднее в силу малого опыта рефлексии. Что же делать? Чем помочь?

На помощь приходят проективные методики: можно рисовать, можно танцевать, лепить, можно молча изображать, можно подбирать известные цитаты и так далее. На современном этапе развития практической психологии активным и достаточно успешным проективным методом выступила сказкотерапия.

Сказкотерапия – это активный метод психологического воздействия, который позволяет провести мягко и диагностику, и профилактику, и коррекцию, и глубокую терапию на удивительном материале, это и даёт сказка.

Сказки для сказкотерапии – это инструмент, который подходит абсолютно любой возрастной категории клиентов с любыми физическими и психическими особенностями. Безболезненно абстракцией и метафорой сказочная история позволяет заглянуть в человеческую душу, понять суть проблемы и обстоятельства происходящего.

Клиент легко выбирает ассоциацию со своей ситуацией, героя, который уже был в такой «картинке», даже готовые ответы и решения можно просто прочитать в сказке.

Сказкотерапия – это лечение метафорой. В настоящее время широко используемый психологический метод. Врачи, психологи, педагоги находят в ней именно тот ресурс, который позволяет достичь поставленных задач с конкретным клиентом.

Зарубежные и отечественные психологи, которые занимались развитием метода сказочной терапии:

  • Э. Фромм,
  • Э. Берн,
  • Э. Гарднер,
  • И. Вачков,
  • М. Осорина,
  • Е.Лисина,
  • Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Основным средством воздействия в сказкотерапии является метафора. Чем точнее она подобрана к ситуации, тем эффективнее проходит работа как с детьми, так и со взрослыми.

Жанры для работы разнообразны:

  • сказки,
  • притчи,
  • басни,
  • легенды,
  • саги,
  • мифы,
  • анекдоты,
  • былины,
  • детективы,
  • романы,
  • фэнтези и прочие.

Общее о методе сказкотерапии

Что такое сказкотерапия? Это всем понятный язык детства, который приспособили для решения серьёзных жизненных проблем.

Психологи применяют метод сказкотерапии для решения жизненной задачи, для передачи опыта, развития новых способов мышления, для психокоррекции поведения и психотерапии. Взрослые и родители получают через сказочные образы простые подсказки в решение порой сложных задач.

Сказкотерапия из метода превратилась за последнее десятилетие в целое направление в практической психологии уже со своими методами и приёмами:

  • работа с уже написанными известными сказками;
  • написание своей истории;
  • инсценирование сказки известной или написанной клиентом;
  • переписывание окончания;
  • арт-терапевтическая работа над сказкой.

Функционально метод сказкотерапии помогает:

  • сглаживать любые барьеры, в том числе между терапевтом и клиентом;
  • анализировать глубинные проблемы, ушедшие в дальние уголки памяти;
  • найти выход из самых сложных ситуаций жизни;
  • актуализировать и скрытые клиентом личностные проблемы;
  • отображать метафорически внутренние конфликты.

Как правило, работая методом сказкотерапии, специалист должен заранее подготовит: карандаши, бумагу, пластилин, книги со сказками, картинки со сказочными героями, музыку, костюмы и маски. Подготовка пространства – отдельная тема: сцена, общий стол, занавески, ширмы и так далее.

Схемы и алгоритмы психокоррекционной работы

Занятие строится по традиционной схеме хоть индивидуально, хоть в группе:

  1. Погружение в историю;
  2. Знакомство с выбранной сказкой;
  3. Обсуждение получившейся истории;
  4. Арт-терапевтическая работа;
  5. Выход из сказочных образов;
  6. Подведение итогов.

Это лишь скелет, содержание и наполнение зависит от поставленных задач исходя из запроса и особенностей клиента. Необходимо учитывать и правила работы со сказкой:

  1. Учет возраста.
  2. Дозирование информации.
  3. Использование терапевтической направленности.
  4. Отсутствие нравоучений и оценок.
  5. Саморефлексия по итогу обязательна.

Формы и техники сказкотерапии:

  • Рассказывание или сочинение сказки;
  • Рисование сказки;
  • Изготовление кукол;
  • Постановка сюжета сказки.

От года до четырёх лет берут сказки с животными. О пяти до шести лет усваиваются сказки и с несуществующими персонажами: феи, гномы, эльфы и другие.

Психокоррекция – целенаправленное изменение восприятия жизни или поведения клиента, который нуждается в психологической помощи. Мягким действием на психику и является сказкотерапия.

Психокоррекционная сказка – это сказочная история, которая позволяет посмотреть на свою проблему, с другой точки зрения, увидеть пути решения. Анализ психокоррекционной сказки позволяет выбрать подходящий вариант решения. Их часто называют психотерапевтическими историями, которые показывают ярко и доступно самый неэффективный способ поведения.

Метод сказкотерапии в коррекционной деятельности эффективен только водном случае – клиент заинтересован и включён эмоционально в деятельность над сказкой.

Сказки для коррекционной деятельности специалиста подходят самые разные, соответствующие возрасту и цели клиента: русские народные, притчи, басни, сказки народов мира, авторские.

Самые лучшие сказки, написанные самостоятельно, там точно, без всяких сомнений, клиент проработает всё, что нужно в данный момент.

Психолог, работая в направлении изменения поведенческих паттернов, сам пишет нужную сказку.

Сказки для психокоррекционной работы:

  • Бытовые («Колобок», «Курочка ряба», «Каша из топора» и другие);
  • Волшебные («Морозко», «Кот в сапогах» и другие);
  • Поучительные («Лиса и Журавль», «Петушок и бобовое зёрнышко» и другие);
  • Страшные («Синяя борода» и другие);
  • Героические («Добрыня и Змей», «Сивка-Бурка» и другие).

Простое рассказывание сказки ребёнку без дальнейшего анализа и объяснений уже как полноценная консультация для взрослого. Мягко на подсознательном уровне идёт грандиозная работа, происходит изменение внутреннего плана действий. Происходит «замещение» стиля, который стал неэффективен, на новый продуктивный. Метафорой ребёнку объясняются происходящие события.

Какие проблемы поддаются коррекции сказкой:

  • страхи темноты, врачей, собак и другие;
  • оптимизация социальных навыков, опыта взаимодействия;
  • гиперактивность;
  • речевые нарушения;
  • эмоциональная неустойчивость, саморегуляция;
  • агрессивность;
  • психосоциальная половая идентичность;
  • психосоматические проявления: энурез, проблемы с пищеварением;
  • трудности во взаимоотношениях в семье;
  • переживание развода, потери близких или любимых животных;
  • посттравматические проявления
  • внутренние конфликты и другие.

Алгоритм психокоррекционной сказки:

  • Жили-были… – знакомство с героями, пол и возраст как у клиента, полезно совпадение черт характера, главным героем может стать любимый персонаж или игрушка.
  • И вдруг однажды… – столкновение с проблемой, конфликтом, в описании должны быть факты, параллели, совпадающие с реальной картиной клиента.
  • Из-за этого…- поиск решений, идёт знакомство с несколькими путями-дорогами, появление помощников происходит на этом этапе истории.
  • Кульминация – герои справляются с проблемой, преодолевают все трудности.
  • Развязка – позитивный итог истории, герой сделал выбор, признал ошибки, получил вознаграждение.
  • Мораль сказки – получение урока из выбранных действий, изменение хода реальной жизни ребёнка.

Выводы

Ребёнку в силу малого опыта сложно чётко сформулировать свои переживания и мысли по этому поводу. А симптомы, признаки, говорящие о проживании проблемы, знакомы всем взрослым – капризы, слёзы, крик.

«НЕ хочу в детский сад!», «Кашу есть не буду!», «Вы меня не любите!», «Спать не пойду!» и так далее. Можно надавить авторитетом взрослого и заставить всё это сделать, так часто поступают молодые родители. Ведь пробовали, упрёки и отчитывания с нравоучениями практически не работают.

Можно рассказать полезную короткую сказку. Коротко о главном, которое меняет поведение и уровень осознания. Ребёнок с удовольствием примерит на себя новую роль и будет пробовать подражать герою.

Общайтесь с детьми больше, задавайте множество вопросов ему: нравится ли главный герой, хорошо ли он сделал вначале, как можно было поступить, что сделал бы ты в такой ситуации.

Простым и лёгким путём с радостью взявшись за руки с ребёнком каждому доступно повысить качество жизни и взаимоотношений.

Источник: https://psiho.guru/metodiki/skazkoterapiya-kak-metod-psihologicheskoy-korrekcii.html

ovdmitjb

Add comment