Irvuz

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Содержание

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений
   Абсолютная и относительная чувствительность ощущений не остаются неизменными. Их пороги нельзя выражать в постоянных числах.

Исследования показали, что и абсолютная, и относительная чувствительность могут меняться в широких пределах: в темноте зрение обостряется, при сильном освещении его чувствительность снижается.

В зависимости от окружающей обстановки чувствительность (например зрительная) человека резко меняется. Исследования также показали, что чувствительность глаза в темноте обостряется в 200000 (!) раз.

Такого рода изменения чувствительности связаны с явлением сенсорной адаптации – изменением чувствительности, происходящим вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Адаптация выражается в том, что:

– при воздействии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается,

– при воздействии слабых раздражителей (или отсутствии оного) чувствительность увеличивается.

Такое изменение чувствительности не происходит сразу, оно требует определённого времени. Для разных органов чувств эти временные характеристики различаются. Чтобы зрение в тёмной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин.

Адаптация слуховых органов идёт гораздо быстрее, они адаптируются к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности у осязания (слабое прикосновение к коже перестаёт восприниматься уже через несколько секунд).

Существует адаптация к запахам. Существует тепловая адаптация (привыкание к изменению температуры окружающей среды). Однако эти явления выражены отчётливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре, так же как и к болевым раздражителям, почти не встречается.

В основном адаптация ощущений зависит от процессов, происходящих непосредственно в рецепторе. Под влиянием света, например, разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте зрительный пурпур восстанавливается, чувствительность повышается.

Адаптация связана и с процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. На изменение чувствительности влияет разная возбудимость нервных центров. Длительное раздражении коры головного мозга провоцирует охранительное торможение, снижающее в том числе чувствительность. Адаптация демонстрирует большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.

Взаимодействие ощущений

   Чувствительность анализатора может меняться и под влиянием раздражения иных (не “родных” для анализатора) органов чувств. Существует два вида взаимодействия ощущений:

– взаимодействие между ощущениями одного вида,

– взаимодействие между ощущениями различных видов.

П. П. Лазарев установил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. С. В. Кравков показал, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. В его экспериментах, например, звуковое раздражение (свист) обострял работу зрительного ощущения, повышал его чувствительность к световым раздражителям.

Запахи тоже могут повышать или понижать световую и слуховую чувствительность. Все анализаторы способны влиять друг на друга. Взаимодействие ощущений проявляется в двух противоположных процессах (и это показывает родство с процессами адаптации): повышении чувствительности, понижении чувствительности.

Общая закономерность во взаимодействии ощущений: слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии между собой.

Механизм взаимодействия ощущений одного вида, на самом деле, похож на взаимодействие ощущений разного вида. Сильный сигнал в одних участках зрительного поля, например, может понизить чувствительность в других участках зрительного поля (и наоборот). Так, серый цвет на белом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета — светлее.

Сенсибилизация

   Существуют способы повысить чувствительность органов чувств. Это повышение чувствительности называется сенсибилизацией. А. Р. Лурия выделял две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации:

– имеющая длительный, постоянный характер и зависящая в основном от устойчивых изменений, происходящих в организме,

– имеющая временный характер и зависящая от физиологического и психического состояния человека.

Первый вид сенсибилизации тесно связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, в дальнейшем происходит стабилизация с последующим падением чувствительности к старости.

Синестезия

   Синестезия это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. У многих людей звуковые волны способны создавать иллюзию окрашенности окружающего пространства в тот или иной цвет.

Синестезия, по некоторым предположениям, может служить основой выдающихся способностей. У многих композиторов имеется так называемый цветовой слух. Известный мнемонист Ш., обладающий феноменальной памятью и которого исследовал А. Р.

Лурия, мог охарактеризовать голос какого-нибудь человека как “жёлтый и рассыпчатый” (звуки разных тонов у него вызывали разные зрительные ощущения).

Явления синестезии наглядно показывают тесную связь анализаторов между собой.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

См. также

Ощущения    RSS    azps@azps.ru 

Источник: http://azps.ru/articles/proc/proc16.html

Глава II. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений
Адаптация к школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития

школьный адаптация задержка развитие Пристальное внимание к проблеме человека и его деятельности в условиях научно-технического прогресса, с необходимостью вызвало потребность углубленного и всестороннего изучения проблемы адаптации…

1.1 Сенсорная память. Кратковременная и долговременная память

Большинство психологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают непосредственную, или сенсорную, память…

Депривация детского возраста

Эмоциональная и сенсорная депривация

Проявляется в недостаточной возможности для установления интимного эмоционального отношения к какому либо лицу или разрыве подобной связи, когда такая уже была создана. В обедненную среду часто попадает ребенок, оказав-шись в детском доме…

Нейро-лингвистическое программирование

f2. НЛП и сенсорная информация

Очень большое внимание в НЛП уделяется работе с сенсорными каналами информации. Огромную роль в том, как именно человек воспринимает мир, играют, по мнению НЛП, качества ощущений, выражаемые в мелких различениях сенсорных систем…

Ощущение как источник познания

f1. Классификация ощущений

Ощущения – это основной источник знаний о внешнем мире и о собственном теле. Это отражение психики человека, отдельных свойств предметов и явлений: – громкость; – цвет; – величина; – форма; – температура…

Ощущение как процесс чувственного познания

1.5 Развитие ощущений

Динамика процессов, происходящих в подобном рефлекторном кольце, есть своеобразное уподобление свойствам внешнего воздействия. Например, осязание является именно таким процессом, в котором движения рук повторяют очертания данного объекта…

Познавательно-психологические процессы

1.2 Виды ощущений

Выделяют следующие основания классификации ощущений: – по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем вызывающим ощущение; – по месту расположения рецепторов; -по времени возникновения в ходе эволюции; -по модальности…

Психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации

fГЛАВА 1. СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации

1.2 Измененные состояния сознания и сенсорная депривация

Когда мы рассматриваем феномены SD, возникает вопрос: всегда ли депривационные условия вызывают изменения в состоянии сознания? Некоторые авторы (например, П. Сьюдфельд и Р…

Психофизиологические механизмы формирования ощущений

2.2 Свойства ощущений

Для каждого психического процесса характерно наличие свойств, которые определяют уникальность его перед другими. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию ощущений…

Регуляционная функция познавательных процессов

2. Общее понятие об ощущениях, их классификация. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Общие психофизиологические закономерности ощущений

поведение ощущение мышление воображение Ощущение – это психологический процесс отражения отдельных свойств и качеств объектов окружающего мира. Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств…

1.3 Функции ощущений

ощущение сенсорный познавательный Выделяют следующие функции ощущений. Сигнальная – уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира. Отражательная (образная) – построение субъективного образа свойства…

1.5 Взаимодействие ощущений

Взаимодействие ощущений: сенсибилизация и синестезия. СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — повышение чувствительности центров нервных под влиянием действия раздражителя…

Физиологическая основа ощущений

f1. Сенсорная организация личности

Сенсорная организация личности — это уровень развития отдельных систем чувствительности и возможность их объединения. Сенсорные системы человека — это его органы чувств, как бы приемники его ощущений…

Функциональная межполушарная асимметрия и методы ее определения

2. Сенсорная асимметрия

Сенсорная асимметрия – это совокупность признаков нарушения равенства функций правой и левой частей парных органов чувств. Оценка сенсорной асимметрии включает определение ведущего глаза, ведущего уха и латерализации тактильного восприятия…

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/24731

Сенсорная адаптация в психологии: особенности и описание

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Человек живет в информационной среде. Его постоянно бомбардируют жизненные стимулы, содержащие большую информацию. Человек видит, слышит, чувствует, чувствует их физические свойства, переводит их на предметы, в психические и поведенческие статусы, помещая их в своих подсознательных слайдах. Сама психика и сенсорная адаптация субъективно-информационная.

Жизнь в информации

Генератор и приемник знаний, человек нуждается в различных инструментах для обеспечения надлежащего функционирования информации. Некоторые из этих инструментов – именно психические механизмы первичной обработки информации.

Через все это он обрабатывает информацию, но каждый делает это по-своему, имея определенные функции и опыт. Благодаря ощущениям человек захватывает, записывает и выполняет начальную, довольно простую обработку информации. Со своей стороны они не доступны только конкретным атрибутам.

Это простые, изолированные объекты и явления, которые не являются достаточными для обеспечения быстрой адаптации к экологическим требованиям.

Это может звучать странно, но ощущения определить и отличить от других психологических механизмов не так просто, как кажется на первый взгляд.

Таким образом, исходя из стимула в качестве источника физической энергии, которая активизирует органы чувств, это показывает, что термин «ощущение» используется для описания процессов тела реагировать на раздражители. Или чувствовать, чтобы стимулировать сенсорные рецепторы и передачу сенсорной информации в центральную нервную систему.

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений кратко определяются как элементарное психическое событие в результате лечения центральной нервной системы информацией после стимуляции органов чувств.

Эти определения более общие и неконкретные, стерилизуются и приводят к путанице с ощущениями с другими процессами, с помощью которых организм реагирует на стимул действия.

Либо они понижают некоторые явления, такие как возбуждение или приподнятые явления, такие как восприятие. Психологи рассматривают ощущения как элементарные формы введения в регулировании действий, которые пополняют экологическое поведение.

Они существуют, когда эффективность стимуляции выявляется на основе общей реакции организма, через практический способ деятельности.

Форма поведения изменяет его, когда эффект стимуляции мы могли бы интегрировать в психическую жизнь, которая регулирует адаптацию к внешним условиям окружающей среды. Следовательно, делается отчетливый переход между возбуждением и ощущением.

Таким образом, если возбуждение влечет за собой изменение локального обратимого воздействия под действием раздражителя ощущение включает в себя отправку сообщений нервного возбуждения. Делается это в центрах, которые имеют возможность записывать опыт.

Обеспечивается адаптация сопровождением индивидуальных, а не только текущих задач, обеспечивая такое глобальное регулирование живых существ.

Со временем классификационные ощущения и сенсорная адаптация в психологии состояли из нескольких критериев.

• Морфологический критерий – ощущения были классифицированы по органам чувств, группируя их на пять категорий – зрительные, вкусовые, обонятельные, осязательные и вестибулярные в соответствии с пятью органами чувств. Задачи морфологических критериев, связанные с новыми научными открытиями, привели к ориентации исследований на другие более реалистичные и оперативные критерии классификации.

• Функциональный критерий – согласно этому критерию сначала сенсорная функция делится, и только тогда выполняется обнаружение (идентификация) принимающего органа.

• Критерии условий и направления приема – было предложено две классификации ощущений. Первая заключается в том, чтобы различать два типа реципиентов, а именно контактные рецепторы и дистанционные рецепторы.

Критерий сенсорных обнаруженных повреждений – ощущение является трапезным механизмом, оно связано с атрибутами объектов и явлений, которые организм отражает.

В силу этого факта реальные атрибуты объектов и явлений, и особенно связь между субъектом и объектом, заняли первое место в классификации ощущений. Было взято в качестве ориентира характер полученных стимулов, приведя четыре категории ощущений.

Таким образом, механические раздражители – производят ощущения кожи, физические раздражители – зрительные и слуховые, химические раздражители создают ощущение вкуса и обоняния, физиологические стимулы вызывают ощущения других видов.

• Критерии специализации и сенсационной корреляции – критерий возник из-за необходимости более глубокого и дифференцированного анализа ощущений, а также необходимости связывать и сопоставлять ощущения между ними.

Характеристика ощущений

После того как приемник имеет ощущения: зрительные, обонятельные, вкусовые, кожные (прикосновение), и после того, как мы получаем ощущения, которые предоставляют информацию о внешних объектах и ​​явлениях, они дают нам информацию о положении и движении тела.

Аспекты, подобные всем ощущениям, и сама сенсорная адаптация, со всеми подходящими вариантами могут быть идентифицированы на уровне психофизиологических механизмов, свойств, которые их характеризуют, общих законов, лежащих в их основе.

Физиологические факторы

Психофизиологические механизмы ощущений. Отношение между физиологической и психологической стороной настолько плотно, что вряд ли можно было бы ставить какие-то границы в сенсорной адаптации рецепторов.

Физиологическое преобразование в психологическое проявляет физиологические факторы и говорит, что ощущения являются областями, где психологическое исследование в «самом длинном и счастливом браке с физиологией».

Многие случаи и механизмы участвуют в создании ощущения, каждый из которых выполняет определенные роли.

Первичным, многофункциональным аппаратом, который способствует ощущениям, является анализатор с различными частями и функциями. Его роль состоит в том, чтобы превратить вечную или внутреннюю энергию в сознание, будь то простое явление, например ощущение.

Для этого он должен предоставить ряд процессов и механизмов, цепочка которых в конечном итоге приведет к появлению ожидаемого эффекта. Первым психофизиологическим механизмом ощущений является прием раздражителей. Он один из первых, которыми управляет аналитика.

При его реализации участвуют как ряд вспомогательных структур, так и фактические структуры приема.

Периферийные звенья

Ввод нервного притока в мозг является вторым механизмом, связанным с производством ощущений. Передача в мозг нервного притока происходит через связанные волокна, менее многочисленные, чем рецепторы.

Самым важным механизмом ощущения является интерпретация нервной информации мозгом. Ощущение происходит в областях кортикальной проекции анализатора, состоящих из центральной или первичной части, называемой ядром анализатора, и другого, периферического.

Наказание активности периферийных звеньев (приемников и эффекторов) является конечным механизмом ощущения.

Стимулы нервной системы

Они создаются по обратной линии связи, которая является регулирующим механизмом. Это более высокие уровни и пороги ощущений. Сенсорная адаптация ощущений контролирует активность рецепторов, требуя от них модифицировать функциональные состояния в смысле усиления или устранения возбудимости, селективности в зависимости от мгновенных потребностей организма (потребности, ожидания).

В этом случае приемник становится эффектором, потому что под влиянием командных сигналов, поступающих из мозга, он меняет свое функциональное состояние. Конфронтация между связанными с нервом афферентами, вызванными стимулами и связанными с ними притоками нервов, упорядоченными корой головного мозга, позволяет правильно воспроизводить реальность.

Источник: https://FB.ru/article/382092/sensornaya-adaptatsiya-v-psihologii-osobennosti-i-opisanie

Взаимодействие ощущений

Все органы чувств человека умеют приспосабливаться к меняющимся физическим условиям и это хорошо известный всем факт. Непосредственная причина сенсорной адаптации кроется в адаптации самих рецепторов. Нейроны свою возбудимость могут повышать или понижать.

Один орган содержит множество рецепторов, поэтому человек воспринимает внутри каждой модальности как бы поле ощущений.

Чувствительность одного участка в этом поле влияет на чувствительность другого, поэтому серая точка на белом фоне кажется почти черной и, наоборот, почти белой на черном фоне.

В науке долгое время принято было считать, что изменение чувствительности какого-либо органа происходит вследствие изменения физических параметров сигнала, который принимается этим органом. Но изменение чувствительности в одном органе, как, оказалось, приводит к изменению в другом, а это явление получило название взаимодействие ощущений.

Выделяют два вида взаимодействия ощущений:

  1. Взаимодействие между ощущениями одного вида модальности;
  2. Взаимодействие между ощущениями различной модальности.

В экспериментах П.П. Лазарева было обнаружено, что слышимые звуки более громкими делает освещение глаз. Эксперименты, проделанные С.В.

Кравцовым, привели к выводу, что ни один орган чувств, не оказывая влияния на функционирование других органов, работать, не может.

Например, свист как звуковое раздражение способно обострить работу зрительного ощущения и повысить его чувствительность к световым раздражителям. Световую и слуховую чувствительность могут повышать или понижать некоторые запахи.

Влияние анализаторов друг на друга приводит к повышению или понижению чувствительности.

Таким образом, в отдельно взятом рецепторе изменение чувствительности происходит под воздействием трех факторов:

  1. Физического. Изменение параметров воздействия на рецептор;
  2. Внутримодального. Чувствительность соседей имеет значение;
  3. Интермодального. Уровень чувствительности в других органах.

Были разработаны способы повышения чувствительности органов чувств, получившее название сенсибилизация.

Сенсибилизация

Как уже было сказано выше, существуют способы повысить чувствительность органов в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Этот способ получил название сенсибилизация. По типу сенсибилизации А.Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности:

  1. Первая сторона зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому носит длительный, постоянный характер. Возраст субъекта связан с изменением чувствительности и достигает максимума к 20-30 годам, чтобы потом постепенно снижаться;
  2. Вторая сторона носит временный характер и зависит от физиологических и психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

Сенсибилизация, адаптация, синестезия относятся к качественным характеристикам ощущений и непосредственно связаны с изменениями чувствительности. Опытные дегустаторы являются примером сенсибилизации, проводя сенсорный анализ по едва уловимым нюансам, или музыканты, которые различают на слух относительную длительность нот.

Для работников промышленных цехов, наоборот, характерна десенсибилизация, где высокий уровень шума приводит к ухудшению зрения. При угнетении или отсутствии различных видов ощущений возникает компенсаторная сенсибилизация.

Этот недостаток возмещается за счет усиления восприимчивости других анализаторов, например, улучшение слуха в темноте.

Сенсибилизация, как показывают исследования, зависит от факторов:

  • Возраст;
  • Тип нервной системы. К ней предрасположены люди со слабой нервной системой, люди, не обладающие выносливостью и устойчивостью;
  • Эндокринный баланс организма.

Синестезия

Взаимодействие ощущений проявляет себя и в синестезии. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Факты «окрашенного слуха» хорошо известны в психологии, особенно характерен он для многих музыкантов. Высокие звуки при такой синестезии воспринимаются как «светлые», низкие звуки, как «темные».

Синестезия может быть проявлением одаренности человека и у некоторых людей проявляется с исключительной отчетливостью. Например, А.Р. Лурия подробно изучил субъекта с исключительно выраженной синестезией.

Все голоса этот человек воспринимал окрашенными и говорил, что голос может быть «желтым и рассыпчатым». Слышимые тоны вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков от ярко-желтого до фиолетового.

Цвета, которые он ощущал, воспринимались им как «звонкие» или «глухие». Как «соленые» или «хрустящие».

Таким образом, взаимодействие ощущений является довольно любопытной и до конца не изученной темой. Тесная взаимосвязь анализаторных систем, с одной стороны налицо. Подтверждением этого является синестезия, но, с другой стороны, есть значительные индивидуальные различия. Не совсем понятным является вопрос, в какой степени их можно развивать.

В более стертых формах подобные явления встречаются довольно часто и проявляются в виде тенденции «окрашивать» в разные цвета числа, дни недели, названия месяцев. Но, как бы ни было, явление синестезии это еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем организма человека, целостности чувственного отражения объективного мира.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/oschuschenie/sensornaya_adaptaciya_i_vzaimodeystvie_oschuscheniy/

Явление адаптации, Взаимодействие ощущений, Явление последействия в анализаторах – Общая психология Библиотека русских учебников

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Психология Общая психология Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Было бы неправильно считать, что чувствительность наших органов чувств остается неизменной. Как показывают исследования, чувствительность органов чувств может меняться и даже очень значительно.

Известно, что в темноте наш с ир обостряется, а при сильном освещении – снижается. Когда мы заходим в темную комнату после интенсивного освещения, то некоторое время ничего не видим, и наоборот, когда после темноты заходим в освети. Ену комнату, глаза начинают”слепнуть”и необходимо некоторое время, чтобы приспособиться к освещению.

Вспомним и другой пример: в первые минуты, когда человек заходит в реку или море, вода кажется ей холодной й. Через некоторое время ощущение холода исчезает, и вода кажется достаточно теплой. Это является свидетельством зависимости чувствительности от изменений окружающей среды.

Описанные изменения чувствительности существуют и в слуховой, обонятельный м, касательном, вкусовом анализаторах и носят название адаптацийву адаптація.

. Адаптация – это приспособление чувствительности к постоянно действующего раздражителя, которое проявляется в снижении или повышении порогов

Изменения чувствительности, которые осуществляются в ходе адаптации, происходят не сразу, они требуют некоторого времени и имеют свои временные характеристики. Эти временные характеристики различны для разных органов чувств.

Мир ра адаптации различных анализаторов неодинакова: высокая адаптируемость наблюдается в обонятельных ощущениях (человек быстро привыкает к запахам, в том числе и неприятных), тактильных (не замечает давления одежды н а тело), ??зрительных, значительно меньше – в слуховых.

Температурная адаптация существует лишь в среднем диапазоне, привыкание к сильному холоду или к сильной жаре почти не существует.

Почти не существует адаптации в болевых ощущениях, поскольку боль является сигналом о разрушении организма, и болевая адаптация может привести к гибели. Выделяют три разновидности явления адаптациитації.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при длительном воздействии раздражителя

2. Адаптация как притупление ощущения под воздействием сильного раздражителя (снижение порога чувствительности)

Эти две разновидности адаптации называют отрицательной адаптацией, поскольку ее результат – это снижение чувствительности анализаторов

3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя

Явление адаптации объясняется периферийными изменениями в функционировании рецептора или длительными воздействиями на него раздражителя, а также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длит лома раздражении в коре головного мозга возникает внутреннее охранительное торможение, которое снижает чувствительностьь.

целом адаптация является одним из важных видов изменения чувствительности, что свидетельствует о большой пластичность организма в его приспособлении к условиям окружающей среды

27 Взаимодействие ощущений

Интенсивность ощущения зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, которые одновременно действуют на другие органы чувств. Таким образом, возникает взаимодействие ощущений, т.е. с изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувствя.

Исследования свидетельствуют о том, что ни один анализатор не может работать, не влияя на функционирование других органов. Это объясняется связями между анализаторами, которые существуют в коре головного мозга, а также же законом одновременной индї.

Взаимодействие ощущений проявляется в двух процессах – повышении и снижении чувствительности.

Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов п при их взаимодействии.

Известно, что слабый звуковой раздражитель повышает чувствительность зрительного анализатора, сильный холодовой раздражитель снижает чувствительность слухового анализатора тощщо.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и систематических упражнений называется сенсибилизацией.

Сенсибилизация имеет две стороны своего проявления: первый носит длительный, постоянный характер и залежи ить преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме (например, с возрастом острота чувствительности увеличивается, достигая максимума к 20-30 годам, затем постепенно снижается), второй носит т имчасовий характер и зависит от воздействия на организм – физиологических или психологических – и состояния субъекта.

Взаимодействие ощущений проявляется еще и в таком явлении, как синестезия. Синестезия-это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Известно, что у человека и под воздействием звуков могут возникать чувство цвета высокие звуки чаще всего оцениваются как”светлые”, а низкие – как”темные”; цвет также может вызывать ощущение холода или тепла. Явление синестезии распространяется на все модальности.

Это проявляется в тех словосочетаниях, которые вошли в нашу жизнь: холодный цвет, бархатный голос и т.п.. Это явление проявляется не у всех людей. Есть люди с очень яркой способных истю к синестезии, и люди, у которых она почти не наблюдается. Так,. ОР.

Лурия описал известного мнемониста, который воспринимал все голоса окрашенными от ярко-желтого до фиолетового цветфіолетового кольору.

28 Явление последействия в анализаторах

Продолжительность действия раздражителя и продолжительность ощущения не всегда совпадают. Свидетельством этого есть явление последействия в анализаторах.

Особенно ярко это проявляется явление последействия в работе зрительного анализатора и наблю еригаеться в так называемых последовательных образах.

Последовательные образы можно продемонстрировать при смешивании цветов, а также при демонстрации фильмемів.

Зрительные последовательные образы бывают положительные и отрицательные. Положительный последовательный образ не отличается по своему качеству от раздражителя и является его копией.

Негативный последовательный образ отличается от подр разника по цвету и окрашивается в дополнительный фон отношении цвета раздражителя. Так, известные фотографии, на которых изображение носило качество негатива.

Для демонстрации негативного последовательного образа предлагалось в течение 5 минут пристально смотреть на фотографию, а после этого – на белый экран или стену, на которых исследуемые видели изображение красивой женщиныінки.

Явление последействия может наблюдаться и в слуховых ощущениях, хотя оно носит непродолжительный характер. Это созвучие, которое мы слышим, когда слушаем последовательно отдельные ноты, сливающихся в единую музыку.

Явление пи ислядии проявляется и в температурных ощущениях, если прикоснуться кусочком льда к коже, то ощущение холода продолжается и после прекращения действия раздражителя. Температурные последовательные образы могут носить ко нтрастний характер.

Так, если одну руку опустить на некоторое время в холодную воду, а другую-в теплую, после этого обе руки опустить в сосуд с водой комнатной температуры, то одна рука почувствует тепло, но и. Нина – холоолод.

Явление последействия имеет место и во вкусовых ощущениях. Они могут быть положительными (вкус остается на некоторое время во рту) и отрицательными, контрастными (после одного вкуса усиливается чувствительность к другому)

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_pavelkiv_rv/yavische_adaptatsiyi.htm

ovdmitjb

Add comment