Irvuz

Самовоспитание

Содержание

Самовоспитание в педагогике

Самовоспитание

В данной статье мы рассмотрим, что такое самовоспитание и как оно формируется, расскажем об основных этапах его развития и возрастных особенностях процесса. Начнем с базового определения, что такое самовоспитание.

Определение 1

Самовоспитание – это осознанная деятельность человека, направленная на то, чтобы реализовать себя как личность. Оно предполагает наличие уже сформированных идеалов, личностных моральных качеств и осознанных целей.

Вопрос самовоспитания рассматривался различными учеными. Так, данную проблему изучали Б. Бондаревский, А. Арет, А. Кочетов, А. Бодалев, А. Ковалев и другие. Определений процесса самовоспитания существует очень много. Так, например, Л.

Рувинский в своей книге “Теория самовоспитания” обозначает его как деятельность человека, направленную на изменение и совершенствование своей личности. Согласно А.

Кочетову, самовоспитание характеризуется осознанностью и соответствием требованиям общества, когда человек стремится реализовать силы и способности, заложенные в нем. Стремления индивида, определяют цели самовоспитательного процесса.

Для их достижения они должны базироваться на объективной самооценке. Благодаря самовоспитанию человек искореняет свои негативные черты, вырабатывает нужные личные качества, развивает способности.

Цели самовоспитания можно разделить на следующие виды:

  • общие (развитие граней собственной личности, овладение профессиональными знаниями и навыками);
  • частные (воспитание в себе внимательности, трудолюбия, преодоление завистливости, лени и др.)

Человека могут подтолкнуть к самовоспитанию совершенно разные причины: жизненные устремления, потребность соответствовать идеалам социальной морали, личные обстоятельства, нахождение примера или идеала и стремление стать похожим на него. Реализовать потребность в самовоспитании порой бывает нелегко. Основной трудностью является неумение правильно оценить и сформулировать нужную цель, ведь целеполагание является важнейшей частью любого процесса.

Особенности самовоспитания в различном возрасте

Стремиться к самосовершенствованию человек может уже с ранних лет. Осознав первые успехи от хорошо выполненной работы, ребенок переживает положительные эмоции, которые подталкивают его к следующему уровню развития.

В дошкольном возрасте дети уже имеют четкое представление о личностных качествах людей и задумываются о своих собственных, однако все еще активно нуждаются в помощи взрослых. В школе ребята развивают личность в процессе обучения, совместного труда, коллективной игры.

При этом объективно оценить качество этих изменений они пока не в силах. Школьники могут стремиться исправить свои негативные черты, однако им трудно увидеть их в себе и работать над ними без помощи взрослых.

Возможность видеть свои положительные и отрицательные качества начинает созревать в подростковые годы. С этого момента уже можно говорить о целенаправленном самовоспитании.

В двенадцать-тринадцать лет дети начинают нуждаться в физическом, личностном, интеллектуальном самосовершенствовании. Они пытаются прилагать усилия, чтобы достичь этой цели, однако больше внимания уделяют своим недостаткам, особенно физическим, реже психологическим.

Самокритика подростка чаще направлена на неумение отстаивать свою точку зрения, чрезмерную подверженность влиянию других, недостаточную целеустремленность. Решить эти вопросы можно с помощью занятий спортом, поскольку он эффективно мотивирует на достижение успеха.

В деле самовоспитания подростком очень важно участие и поощрение взрослых, поскольку именно они могут предоставить возможности самосовершенствования и помочь с постановкой целей.

Позитивное участие и помощь помогают подросткам поверить в свои силы, преодолеть комплексы и личностные кризисы.

Также зачастую очень полезны положительные примеры самовоспитания, однако негативные модели перед глазами могут сильно тормозить данный процесс.

Определение 2

Процесс самовоспитания – это процесс, происходящий в течение всей сознательной жизни человека.

В зрелые годы человек предпочитает прорабатывать свое профессиональное и социально-мировоззренческое самовоспитание, ставить перед собой цель реализовать себя.

Этапы самопознания

Процесс самовоспитания, как правило, достаточно длительный. Он состоит из следующих этапов:

  • познание уровня воспитанности (анализ реакции на внутренние и внешние силы);
  • целеполагание (преобразование цели в список задач);
  • самопроектирование;
  • самоконтроль;
  • оценка результатов с предварительной выработкой критериев;
  • корректировка (обязательна в связи с быстрым и постоянным развитием науки, профессиональных областей).

Чтобы вырастить личность, способную к самовоспитанию, существуют определенные правила, особенно эффективные по отношению к детям дошкольного возраста. Их можно разделить на несколько категорий.

Категория “Надо”:

  • помогать близким;
  • выполнять образовательные требования;
  • быть правдивым;
  • учитывать не только личные потребности, но и коллективные интересы;
  • относиться ко всему добросовестно.

Категория “Можно”:

  • отдыхать и развлекаться после сделанной работы;
  • прощать обиды и извлекать уроки из них;
  • быть упорным в достижении целей;
  • перенимать положительный опыт у окружающих;
  • просить о помощи.

Базовые установки для формирования нужных качеств:

  • для успеха нужно проявлять внимательность;
  • нужно относиться к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе;
  • сила в правде, слабость – во лжи;
  • успех достигается трудом и упорством;
  • людей вокруг привлекает здоровый и опрятный внешний вид.

Категория “Нельзя”:

  • относиться к учебе и работе спустя рукава;
  • грубить;
  • решать конфликты силой;
  • искать оправдания своим недостаткам;
  • проявлять равнодушие к чужой беде;
  • необоснованно критиковать.

Категория “Хорошо”:

  • иметь контроль над эмоциями;
  • уметь составлять планы;
  • уметь адекватно оценивать свои поступки;
  • тщательно обдумывать все перед началом работы;
  • начинать все дела с наиболее трудной части.

Основой самовоспитания является самопознание, которое, в свою очередь, позволяет оценивать свои возможности и ставить достижимые цели. Тот, кто знает сам себя, делает меньше ошибок в жизни. Самопознание помогает правильно выбрать профессию и жизненный путь, построить прочную базу личного достоинства и самоуважения.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/samovospitanie-v-pedagogike/

Что такое самовоспитание: примеры самовоспитания из жизни великих людей

Самовоспитание

В развитии личности непременным условием является самостоятельное развитие и самоконтроль. Для каждого человека наиболее ценными достижениями являются его личные достижениям и успехи.

Именно поэтому первоочередное значение в самовоспитании имеет раскрытие индивидуальных умений и талантов личности. Мотивом к действию являются примеры самовоспитания из жизни великих людей. Например: Михаил Ломоносов.

В этом случае человек раскроется наиболее полно и проявит свой индивидуальный внутренний мир.

Понятие — самовоспитание

Чтобы организовать процесс формирования личности максимально профессионально, необходимо разобраться – что такое самовоспитание.

Под этим понятием психологи подразумевают осознанное стремление человека своими силами раскрыть природный потенциал, максимально развить положительные качества и преодолеть отрицательные. Развить такое положительное качество, как самодисциплина.

Преодолеть такое отрицательное качество, как склонность к самооправданию. Этого бывает достаточно для того, чтобы почувствовать положительные изменения в своей жизни.

В книге Брайана Трейси «Нет оправданий! Сила самодисциплины» читайте подробно о том, как взять контроль над своей жизнью. Воспитание и самовоспитание, по мнению специалистов, — две неотъемлемые части процесса формирования полноценной, гармоничной личности.

Это важно! Профессиональное личностное воспитание требует от человека умения правдиво оценивать собственные личностные черты, распознавать положительные и отрицательные качества.

Воспитание и самовоспитание требует от человека следующего:

  • всестороннее познание себя;
  • постоянное совершенствование положительных качеств;
  • развитие умений и навыков, творческих способностей.

Результатом процесса самовоспитания будут являться личные достижения, которые напрямую зависят от личной эффективности. Поднять уровень личной эффективности можно изучив этот курс.

Зачем человеку заниматься самовоспитанием

Сущность самостоятельного воспитания – тема научных работ многих философов, психологов, педагогов. По мнению ученых, движущей силой формирования человека является его душа. В развитии личности задействовано несколько факторов:

  • самообразование;
  • сила воли;
  • определенная линия поведения.

Это важно! По мнению Эриха Фромма – немецкого психоаналитика, нравственное воспитание и формирование личности – это стремление стать тем человеком, которым вы изначально являетесь. цель и объект усилий – собственная суть.

Психологи отмечают особую роль самовоспитания в профессиональном становлении. Постоянная работа над собой и собственным характером помогает добиться следующих результатов:

  • успешное преодоление жизненных трудностей – это укрепляет волю и закаляет характер;
  • работа над собственными негативными чертами характера способствует развитии сильных и положительных качеств;
  • занимаясь самовоспитанием, человек учится контролировать эмоции, это значительно повышает эмоциональную устойчивость;
  • нравственное воспитание и развитие себя помогает достигать поставленных целей и четко следовать выбранному жизненному пути.

Профессиональное самовоспитание – необходимый процесс, в ходе которого человек учится находить выход из конфликтных ситуаций, возникающих с другими людьми и внутри себя.

Необходимо понимать, что познание самого себя – это в большинстве случаев неприятный процесс, но необходимый.

Разбираясь в собственных отрицательных качествах, человек проходит через ряд неприятных эмоций – обида, агрессия, вина, но именно в этом заключается элемент самосовершенствования.

Для чего необходимо самовоспитание личности:

  • человек становится счастливым и помогает ощутить счастье другим людям;
  • возникает радость преодоления, в результате появляется желание помогать другим;
  • человек творчески самовыражается и добивается успеха.

Используемые методы самовоспитания

Психологи выделяют конкретные методы самовоспитания, с помощью которого можно контролировать и корректировать работу над собой.

Основные методы самовоспитания:

  • самообязательство – постоянное проговаривание и напоминание самому себе обязательств формирует привычку неукоснительно следовать им;
  • эмпатия – нравственное воспитание и развитие требуют от человека умения видеть себя на месте других людей, это помогает понять – как вас воспринимают окружающие;
  • самопринуждение – помогает искоренить нехватку волевых качеств и воспитать волю. О том как можно воспитать волю подробно читайте в книге Келли Макгонигела «Сила воли»;
  • самонаказание – воспитание и самовоспитание предполагают наказание за несоблюдение установленных правил, система наказаний продумывается вместе с обязательствами;
  • самокритика – без внутреннего противоречия невозможно добиться успеха;
  • самоубеждение – каждый проступок необходимо проговаривать вслух, таким образом, уделяется особое внимание моментам, которые следует дополнительно проработать;
  • самоанализ – данный метод предполагает ведение личного дневника и подготовку отчетов.

С чего начать самовоспитание и работу над собой

Вопросу – что такое самовоспитание – родители должны уделять внимание с раннего детства. Основные составляющие педагогики – воспитание, самовоспитание и перевоспитание.

Следует отметить, что перевоспитание необходимо в том случае, когда у ребенка формируются ошибочные суждения и неправильное восприятие мира.

Психолог работает над преобразованием негативных черт характера и неправильного поведения ребенка, которые осложняют дальнейший процесс формирования личности.

Компоненты самовоспитания для ребенка заключаются в установке норм и правил. Однако, учитывая, что осознанный процесс начинается только в подростковом возрасте, именно в эти годы человек способен самостоятельно развивать личностные характеристики.

Если речь идет о подростке, для него формирование личности начинается с конкретных шагов:

  • осознание, что перемены в себе необходимы;
  • достаточная решимость, чтобы ежедневно меняться;
  • мотивация и вера в собственные силы и успех;
  • правильный выбор методов.

Задача родителей на данном этапе отслеживать – какую реакцию у подростка вызывают определенные формы самовоспитания (воспитательного процесса). Если реакция отрицательная или нейтральная, необходимо своевременно внести коррективы, в противном случае у подростка не будет достаточной мотивации для работы над собой.

Родителям необходимо понимать, что составляющие факторы гармоничного развития ребенка – наследственность, среда, воспитание. Именно поэтому важно контролировать все элементы процесса и своевременно корректировать их.

В чем заключается проблема самовоспитания

Проблема самовоспитания занимает умы ученых со времен античности. Идея формирования и развития личности появилась тысячелетия назад, за это время она изменилась, но вечные истины остались неизменными.

В своих трудах Аристотель, Платон и Сократ отмечают ценность становления человека как личности. Проблема самовоспитания заключается в том, что человеку свойственно формировать ложные ценности и терять время наследование им.

Однако обществу необходимы талантливые люди, которые смогли сформировать истинные, высокие ценности.

Великие люди добившиеся успеха в самовоспитании

Многи великие люди занимались личностным ростом – это отличный пример того, как работа над собой позволяет преодолеть жизненные трудности, непростую судьбу. Среди таких людей музыканты, руководители стран, писатели и художники. Вот несколько таких великих личностей.

  • Демосфен – преодолел слабый голос и нервный тик, стал прекрасным оратором и влиял на многие политические процессы;
  • Петр I – сам о себе Петр говорил – «царь с мозолями на руках», монарх стремился во всем быть примером для подданных;
  • Антон Павлович Чехов – великий писатель, который преодолел разорение и благодаря постоянной работе над собой развил уникальный талант и творческий потенциал;
  • Франклин Рузвельт – президент Соединенных Штатов Америки, который с детства занимался саморазвитием, стремился к глубоким и всесторонним знаниям;
  • Альберт Эйнштейн – знаменитый физик, который по мнению врачей отставал в умственном развитии и отличался медлительностью, только в результате тяжелой работы над собой Эйнштейн развил в себе талант ученого и невероятную силу мышления.

Михаил Васильевич Ломоносов – его биография является прекрасным примером личностного развития – смотрите на видео.

Успех в жизни во многом зависит от собственных усилий и настойчивости. Читайте книги, которые мотивируют, и следуйте примеру великих людей – развивайтесь как личность.

Источник: https://myself-development.ru/chto-takoe-protsess-samovospitaniya-lichnosti/

Как воспитать в себе личность: методы и примеры самовоспитания

Самовоспитание

Психически здоровый человек с развитой силой воли, долгое время прилагая усилия, способен изменить себя: избавиться от вредных привычек, нормализовать режим дня, поднять работоспособность, смягчить негативные черты характера и усилить уверенность в себе.

Подобная работа над собой называется самовоспитанием. Чтобы определить, как воспитать себя, важно проанализировать собственную личность и понять, что в ней требует коррекции, а после начать поиск эффективных методов.

Как развить в себе лидерские качества личности? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что такое самовоспитание: определение

О самообучении слышали многие люди; оно предполагает, что человек самостоятельно начнет изучать какое-либо направление, составит планы, каждый день будет выполнять что-либо, что увеличит объем его знаний и опыта, и сделает все возможное для того, чтобы поддерживать мотивацию.

В итоге через несколько лет упорного труда будет виден явный положительный результат. Если, конечно, обучение не будет заброшено через некоторое время.

Самовоспитание по характеру напоминает самообучение: чтобы изменить себя в лучшую сторону, нужно прикладывать старания каждый день в течение месяцев или даже лет, составлять планы, поддерживать мотивацию. За короткое время изменить что-то в себе практически невозможно.

Самовоспитание — это процесс работы над собой, нацеленный на развитие личности и на изменение отдельных черт характера в лучшую сторону.

При этом радикально измениться при помощи самовоспитания сложно, но возможно скорректировать некоторые отрицательные характеристики, повысить работоспособность и уверенность в себе.

Проблема в том, что личность человека во многом обусловлена генами, определяющими особенности работы головного мозга.

У каждого из нас есть незначительные мутации в генах. К примеру, несколько таких мутаций могут затронуть механизм функционирования префронтальной коры, заставив ее хуже реагировать на работу лимбической системы.

В итоге люди, имеющие подобные особенности (а таких людей немало), будут иметь слабую волю, поскольку не смогут отказаться от сиюминутных удовольствий ради чего-то более важного, ведь их префронтальная кора не подавляет лимбическую систему настолько хорошо, насколько нужно.

Никакими упражнениями, самовоспитанием это не изменить. Разве что могут помочь некоторые специфические уловки.

И чем больше будет подобных мутаций, тем меньше шансов, что человек добьется успеха, пытаясь изменить свою жизнь в лучшую сторону стандартными методами.

Также самовоспитание практически бесполезно, если речь идет о людях, страдающих психическими заболеваниями, например депрессией, неврозом, тревожным расстройством.

Заниматься самовоспитанием нужно после того, как болезни будут побеждены, иначе попытки требовать от себя того, что никак не получится совершить на должном уровне, поскольку нет ресурсов, лишь усугубят заболевание.

Самовоспитание не следует рассматривать как метод лечения ментальных расстройств.

Методы

Основные методы самовоспитания:

  1. Самоубеждение. Этот метод помогает людям поддержать собственную мотивацию, усилить желание выполнять важные задачи. Для этого необходимо убедить себя в необходимости делать те или иные вещи. Например, чтобы заставить себя продолжать посещение курсов, важно в красках обрисовать выгоду, которую Вы получите, закончив обучение. Вспомните о том, насколько Вам интересно изучать выбранное направление, пролистайте в своих воспоминаниях приятные моменты, связанные с этим. Это важно делать регулярно, если Вы чувствуете, что теряете мотивацию.
  2. Самообязательство. Дайте себе обязательства, связанные с теми или иными задачами, и делайте все возможное, чтобы не отказаться от них.

    Чаще напоминайте себе о пользе, которую Вы получите, если сумеете добраться до конца.

  3. Самовнушение. Избегайте автоматических негативных мыслей о себе, своих способностях и идеях, таких как «Я неудачник», «У меня ничего не получится», «Я все испорчу» и сходных. Постарайтесь напоминать себе раз за разом о собственной значимости, о том, что без неудач добиться успеха невозможно и это нормально, чаще хвалите себя в своей голове и намеренно произносите положительные установки: «У меня все получится», «Я справлюсь с этим».
  4. Самокритика. Важно учиться адекватно оценивать результаты собственного труда, выделять положительные и отрицательные стороны. Это ускорит процесс личностного развития и повысит качество результатов. Чаще анализируйте то, что Вы делаете, но не уходите в самообвинение, не принижайте себя.
  5. Самопринуждение. Нередко мотивация появляется в процессе выполнения деятельности, а не перед этим. В итоге, чтобы появилось желание, необходимо принудить себя заняться выполнением заданий, даже если это крайне сложно сделать.
  6. Самонаказание. Если Вы не выполнили что-то важное, что должны были, или все еще тянете с выполнением, может быть полезно самонаказание: к примеру, можно запретить себе что-то важное и приятное на некоторое время либо серьезно ограничить. При этом может освободиться время для выполнения важных задач.
  7. Эмпатия. Общение — крайне важный элемент воспитания, но без развитой эмпатии оно становится менее полноценным. Чаще анализируйте поступки окружающих, представляйте себя на их место, пытайтесь прочувствовать их эмоции как свои.

Возможности самовоспитания открыты для психически здоровых людей. Они смогут добиться хороших результатов, если будут работать над собой ежедневно в течение долгого времени.

При этом важно не только целенаправленно выполнять важные задачи, но и читать художественные книги, фильмы, анализировать поступки героев и сопоставлять их с собственной жизнью, делать выводы.

Примеры

Примеры самовоспитания из реальной жизни:

  1. А. В. Суворов. Легендарный российский полководец, который ни разу не потерпел поражения на поле боя, в детстве был слабым, болезненным мальчиком, и отец предполагал, что жизнь сына не будет связана с военным делом. При этом сам Александр с раннего возраста активно интересовался всем, что связано с войной, читал тематические книги, которых было немало в библиотеке, позднее начал закаляться и заниматься физической активностью, что дало ему возможность начать военную карьеру.
  2. Демосфен. Этот известный древнегреческий оратор до начала упорных тренировок имел массу серьезных проблем: его голос был слаб, дыхания не хватало на продолжительные выступления, он не умел достойно и красиво высказывать свои мысли.

    Упорные многолетние тренировки помогли Демосфену справиться с трудностями.

  3. Ник Вуйчич. Это современный христианский оратор, родившийся без ног и рук, который написал несколько книг и стал всемирно известным. Его детство было крайне тяжелым, он задумывался о суициде, но смог найти себя в ораторстве и благодаря долгим тренировкам научился хорошо использовать единственную крошечную конечность (частичную стопу).

В художественной литературе, в фильмах, сериалах, мультфильмах существует множество образов героев, которые воспитывали себя, упорно преодолевали трудности и добивались успеха: к примеру, каждый супергерой, созданный компанией Марвел, проходил сложный путь, учился справляться с трудностями, воспитывал себя в той или иной мере.

Как составить программу?

Одна из основ самовоспитания — это планирование. Оно помогает разумнее распределять ресурсы, рационально подходить к каждому занятию и в целом вести более осознанную жизнь.

Наличие четкого плана способно подстегнуть мотивацию и удержать от совершения необдуманных поступков.

Планы самовоспитания можно разделить на:

  1. Долговременные. Они затрагивают более значительный промежуток времени: месяцы, годы, даже десятилетия. При этом они более расплывчаты, чем кратковременные, и в этом их проблема: сложно последовательно двигаться к долгосрочной цели, если сохраняется ощущение, что еще есть много времени, ведь можно все отложить и заняться чем-то менее полезным.
  2. Кратковременные. Касаются коротких временных отрезков: например, ежедневные планы, еженедельные, ежемесячные. Они более конкретны, ставят четкие задачи и в целом могут оказаться более полезными, чем долговременные, особенно для людей с не слишком крепкой волей.

Для лучшего результата стоит составлять и долговременные, и кратковременные планы.

При составлении плана важно находиться в состоянии психической устойчивости, чтобы было легче концентрироваться.

Перед составлением плана необходимо определить для себя цели.

Чтобы план был более гармоничным, важно прочесть материалы, связанные с теми или иными трудностями, зависимостями, с которыми Вы хотите справиться. Так Вы поймете, какие методы необходимо использовать, чтобы был положительный результат.

К примеру, если Вы хотите бросить курить, важно прочитать статьи с рекомендациями психологов о том, как справиться с этой зависимостью, и на основании полученной информации составлять программу.

При необходимости пункты можно расширять: например, делать сноски, подпункты, в которых Вы распишете суть методов, которые будете использовать, и примеры использования этих методов, тесно связанные с Вашей реальной жизнью (к примеру, в программе по борьбе с зависимостью от сигарет Вы можете упомянуть, что будете во время перерыва разговаривать с некурящими коллегами и прогуливаться на свежем воздухе, а не курить).

Когда Вы только начали процесс самовоспитания, необходимо составлять планы ежедневно, чтобы учиться держать себя в узде и привыкать к новым правилам. Позднее можно составлять планы на более длительные периоды.

Не забывайте хвалить себя. Можно завести блокнот и записывать в него информацию об успехах: например, можно рассказать, что Вы начали лучше ощущать запахи после отказа от сигарет и теперь наслаждаетесь чудесными ароматами, которых раньше не замечали.

Перечитывание этих записей может помочь Вам поддержать мотивацию в трудные моменты.

Советы психологов

Ответы на распространенные вопросы:

  1. Как перевоспитать себя в лучшую сторону? Проанализируйте свою личность и определите, с какими негативными и положительными характеристиками Вы хотите поработать прежде всего. Обдумайте, как именно Вы можете измениться, прочтите материалы и рекомендации и начните составлять план действий.

    Чтобы развитие проходило наиболее быстро (однако все еще не стремительно), чаще выходите из зоны комфорта. Полезно читать качественные художественные книги и анализировать их.

  2. Как воспитать в себе стержень? Представьте в своей голове образ себя с внутренним стержнем. Какие личностные качества Ваш образ имеет? На что он способен? Какие достижения нужны, чтобы можно было сказать, что стержень присутствует? Потратьте на анализ некоторое время, и тогда Вам будет понятнее, в каком направлении двигаться. После начинайте составление долгосрочных и краткосрочных планов, определите цели. Чтобы стать более гибким и лучше справляться с трудностями, важно как можно чаще находиться в ситуациях, требующих решать большое количество задач и справляться с нагрузкой, выходить из зоны комфорта. В таком случае Ваш мозг со временем будет работать иначе, и Вы станете более сильным человеком.
  3. Как воспитать в себе личность? Каждый человек является личностью. Личность — это сочетание привычек, мировоззрения, индивидуального опыта, объема знаний, поведения и других особенностей, причем эти характеристики не обязаны быть сугубо положительными. Поэтому люди являются личностями, даже если не делают головокружительную карьеру, не работают сутками и не занимаются саморазвитием в режиме 24/7.

    Определите для себя, какие именно качества Вы хотите смягчить, а какие — раскрыть, и работайте в этом направлении. И не забывайте о том, что Вы уже являетесь личностью.

Каждому человеку, решившему заняться самовоспитанием, может быть полезна помощь квалифицированного психолога. Он поможет подобрать программу и даст рекомендации.

Каким быть? Самовоспитание:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/primery-samovospitaniya.html

Самовоспитание в жизни человека, его характеристика и цели

Самовоспитание

Умение искоренять недостатки и совершенствоваться во все времена считалось главным признаком духовно зрелой личности. Однако не все понимают значимость самовоспитания, и что такое работа над собой для многих остается загадкой. Попытаемся дать определение этому понятию и разберемся, действительно ли так важно воспитывать себя.

 Некоторые определения

Сущность самовоспитания сводится к тому, что человек осознанно и целенаправленно реализовывает заложенный на генетическом уровне потенциал. Чтобы достигнуть этого, нужно хорошо знать особенности своего характера.

Все мы осведомлены о своих достоинствах, которыми гордимся. А вот выявить недостатки намного сложнее: для этого необходимо мыслить критически и анализировать поступки и действия.

Как правило, в случае жизненных неурядиц, мы списываем неудачи на обстоятельства, недоброжелательное отношение окружающих, да и просто на плохую погоду или самочувствие.

Цель самовоспитания состоит в том, чтобы научиться находить корень проблемы в себе, самому нести ответственность за все, что случается в жизни.

Психологические аспекты

Ученые считают, что психологическое состояние человека – та сила, которая побуждает его развиваться. Понятие самовоспитания состоит из нескольких аспектов:

  • Формирование черт характера;
  • Развитие волевых качеств;
  • Выработка стратегии поведения.

Работая над собой, личность не только совершенствует заложенные Богом способности, но и приобретает новые знания и умения.

Более того, воспитание себя может быть плодотворным только в том случае, если человек имеет четкие мотивы, которые и будут стимулировать его самовоспитание и самообразование.

Говоря о развитии, важно подчеркнуть, что самовоспитание и воспитание находятся в тесной взаимосвязи. Каждый из нас во взрослой жизни неосознанно пользуется установками, заложенными в детские годы. Родители показывают на собственном примере нормы поведения в обществе, и они становятся эталоном, призывом к действию.

Именно эти установки и влияют в дальнейшем на новый поток чувств и информации и, главное, на их восприятие. То, насколько человек способен преодолеть внутренние стереотипы, будет влиять на качество его развития.

Что такое самовоспитание, построенное на искоренении родительской копии, покажет наглядный пример.

Молодой человек, который вырос в семье, где отец выполнял функцию диктатора по отношению к детям и супруге, остается во власти стереотипа, что женщина не достойна уважения. Как воспитать самостоятельно чувство трепетного отношения к женскому полу, если нет наглядного примера?

В данном случае могут помочь только общественные отношения, где подобный пример покажут другие люди. Однако даже в этом случае без волевых усилий, мощной мотивации и искреннего желания добиться этого будет сложно.

Итак, самовоспитание предусматривает такую личностную деятельность, которая направлена на сознательное изменение человеком стереотипов в соответствии с новыми целями, идеалами и убеждениями.

Педагогические предпосылки

Зрелую и развитую личность характеризуют умения правильно оценивать свои возможности и воспринимать поступки.

Для того чтобы путь саморазвития был успешен, необходимо использовать следующие методы самовоспитания:

  • Познание себя;
  • Умение контролировать свои эмоции;
  • Постоянное стимулирование.

Не менее важно использование приемов, которые состоят из следующих составляющих:

  • Выполнение обязательств перед самим собой;
  • Умение дать отчет за свои поступки;
  • Контроль за словами, желаниями и поступками;
  • Осмысление и анализ действий.

Как видим, работа над собой предусматривает целый ряд действий, которые необходимо использовать в повседневной жизни постоянно.

Профессиональная сфера

Профессиональная деятельность человека является неотъемлемой частью жизни. Поэтому этот вопрос нельзя обойти стороной. Особенности профессионального самовоспитания состоят в том, что они неразрывно связаны с личностным развитием, сферой духовных интересов человека.

Поэтому в этом направлении нужно также вести сознательную работу по развитию таких качеств:

  • Необходимо адаптировать личностные и душевные стремления к тем требованиям, которые предъявляет выбранная профессия;
  • Непрерывное повышение профессиональных навыков;
  • Постоянное развитие тех личностных качеств, которые помогут достигнуть успеха в карьере.

Профессиональное самовоспитание помогает добиться не только продвижения по карьерной лестнице. Ситуация успеха и признания профессионального окружения способствует усиленной мотивации для продолжения развития личностных качеств.

Значение и проявление самовоспитания

Говорить о самовоспитании можно очень много, мы лишь кратко осветили основные положения, которые помогают понять, зачем человек должен постоянно самосовершенствоваться.

Итак, чем поможет себе личность, которая воспитывает в себе лучшие качества и искореняет недостатки:

  • Приобретает уверенность и спокойствие при преодолении жизненных трудностей;
  • Знание своих отрицательных качеств помогает через самоанализ улучшить взаимоотношения с окружающими людьми;
  • Умение сдерживать свои эмоции и контролировать их проявление – главный помощник в сохранении психического и эмоционального здоровья;
  • Наслаждение от выбора цели и ее достижения.

Заниматься самовоспитанием или нет, решать, конечно, только вам. Главное, знать, что во время этого нелегкого пути человек учится постигать самое важное, что дано не всем: радость от осознания собственных сил в преодолении трудностей и умение радоваться самым маленьким достижениям. В этом, пожалуй, и состоит счастье.

Источник: https://vospitannie.ru/vzroslogo/samovospitanie.html

Что такое самовоспитание личности – методы и способы самовоспитания

Самовоспитание

Что такое самовоспитание? Для человека, в любые времена всегда ценным было то, чего он добивался своими силами, умениями и упорством. Роль самовоспитания в становлении личности имеет первоочередное значение: раскрыть человека для мира в его неповторимом и индивидуальном звучании.

Самовоспитание – что это?

Самовоспитание – это осознанное стремление человека целенаправленно и самостоятельно реализовать свой потенциал, данный от природы.

Для полной реализации необходимо глубокое познание себя, совершенствование личных качеств, развитие необходимых навыков, способность к критическому мышлению.

Что такое самовоспитание – этот вопрос глубоко исследовали писатели, философы, педагоги, психологи начиная с древней истории.

Психология самовоспитания

Психологи утверждают, что душа человека является движущей силой его развития. Понятие самовоспитание включает в себя несколько составляющих элементов: формирование характера, силы воли, выработка линии поведения. Эрих Фромм – немецкий психоаналитик и философ XX в.

, в своих высказываниях говорил о главной жизненной задаче человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самым важным плодом усилий является собственная личность. Ведущие мотивы формируют внутренние побудительные импульсы для работы над собой.

В чем проявляется самовоспитание?

Самовоспитание в жизни взрослого человека – своей главной целью преследует глубочайшую работу личности над своим характером и включает в себя:

  • преодоление трудных жизненных обстоятельств и условий – это только закаляет человека;
  • проработка негативных черт характера и выработка позитивных;
  • обучение совладанию и контролю над эмоциями – повышение уровня эмоционального интеллекта;
  • истинное следование своему пути в жизни.

Для чего нужно самовоспитание?

Самовоспитание личности – важный процесс разрешения противоречий и конфликтов, лежащих в основе потребности человека по изменению себя.

Познание не всегда приятный процесс, но он нужен по веской причине.

Человек признавая свои негативные стороны, сталкивается с неприятными чувствами вины, агрессии, обиды – в этом есть горький, и в тоже время целительный момент. Самовоспитание и совершенствование помогают:

  • стать счастливым самому и окружающим людям;
  • радость преодоления развивает альтруизм, стремление придти на помощь тем, кто нуждается
  • реализовать творческое самовыражение;
  • добиться успеха.

Методы самовоспитания

Что такое эффективное самовоспитание и какие способы самовоспитания существуют? Народная пословица: «Век живи – век учись» хорошо отражает процесс воспитания себя. Человек, ступивший на этот путь – постоянно совершенствуется «через тернии к звездам». Методы, помогающие структурировать деятельность на пути самовоспитания:

  1. Самообязательство: проговаривание перед собой обязательств и следование им, через постоянное напоминание и стремление к выполнению – это приводит к формированию устойчивой привычки.
  2. Эмпатия – сонастройка с чувствами других, «видение» себя на месте другого – помогает воспитанию нравственных качеств. Человек из чувства эмпатии может увидеть себя со стороны, как его воспринимают окружающие люди.
  3. Самоприказ или самопринуждение – воспитывают волю и постепенно недостаток волевых качеств искореняется.
  4. Самонаказание – за несоблюдение правил и обязательств накладывается наказание, которое оговаривается перед принятием на себя обязательств.
  5. Самокритика – внутреннее противоречие побуждает к работе над самосовершенствованием.
  6. Самоубеждение – основано на самооценке. Специалисты рекомендуют проговаривать вслух свои проступки, так привлекается собственное внимание к тому, что необходимо проработать.
  7. Самоанализ (саморефлексия) – включает в себя самоконтроль, ведение дневника, самоотчет.

С чего начать самовоспитание?

Самообразование и самовоспитание личности начинается с раннего детства в процессе воспитания ребенка родителями, через усвоение норм, правил, при оценке деятельности детей взрослыми. Осознанно процесс запускается с подросткового возраста. Человек, не получивший должного внимания и раскрытия своего потенциала в семье, может сам развивать все те качества, которые ему важны.

Путь самовоспитания начинается с маленьких шагов:

  • понимание и осознание необходимости перемен в себе;
  • решимость совершать шаги на пути самоизменения;
  • положительная внутренняя мотивация и вера в успех;
  • постановка (прописывание) целей и задач;
  • выбор средств и методов.

Проблема самовоспитания

Проблема самовоспитания и самосовершенствования с античных времен занимала «светлые умы» мыслителей, философов. Идея самовоспитания проходит через века все – меняется до неузнаваемости, и все же содержит вечные истины.

Платон, Сократ, Аристотель – первые труды, в которых можно увидеть ценность самопознания и становление человека как личности в процессе самосовершенствования. Обществу нужны сильные, одаренные люди, воспитавшие в себе высокие нравственные качества.

Проблема выражается в том, что человек может выбрать ложные ценности, идеалы и следовать им.

Великие люди, занимавшиеся самовоспитанием

Самовоспитание знаменитых людей отличный пример возможного преодоления тяжелой судьбы, неподходящих условий, плохого здоровья. Они все: писатели, художники, философы, музыканты, руководители предприятий и стран – поставили цель стать успешными, полезными и через самовоспитание многого добились.

  1. Демосфен – древнегреческий оратор. Настойчиво преодолевал сильное косноязычие, слабый от природы голос, навязчивые подергивания плечом. Самовоспитание помогло Демосфену стать великим оратором и выступать в судах, оказывать влияние на политику.
  2. Петр Великий – «царь с мозолями на руках» – любил о себе говорить правитель России. Своим примером самодисциплины и закалки характера в тяжелых условиях подавал пример подданным.
  3. А.П. Чехов – русский писатель, оказавшись в тяжелых условиях после разорения семьи, пришел к выводу, что необходимо воспитать в себе «железную волю к труду». Писатель считал, что «лень вперед него родилась» и самовоспитание и развитие творческого потенциала помогло Чехову состояться в писательском деле.
  4. Франклин Рузвельт – президент США. Жесткий распорядок дня с самого детства и стремление к глубоким знаниям – постоянный элемент самовоспитания на протяжении всей жизни.
  5. Альберт Эйнштейн – физик-теоретик. В детстве плохо говорил, с точки зрения учителей отличался тугодумством, медлительностью и отсутствием способности к обучению. Ученый проявлял большое трудолюбие и усердие в дальнейшем. Самостоятельность мышления, развитие таланта – все это плод усилий Эйнштейна в процессе самовоспитания.
  6. А.Невский, Л.Н. Толстой, Л.Бетховен, В Винсент. Гог, Д.Ф.Нэш, Фрида Кало, Мохаммед Али, Стиви Уандер, Митхун Чакраборти, Стивен Хокинг, Нико Вуйчич – далеко неполный список людей, преодолевших тяжести бытия, несовершенность, болезни с помощью самосовершенствования и воспитания себя.

Книги о самовоспитании

Какое значение имеет самовоспитание – об этом можно почитать в трудах знаменитых людей, их автобиографических очерках:

  1. «Воспитание и самовоспитание» В.А. Сухомлинский
  2. «Психология воспитания» Л.М. Зюбин
  3. «Самопознание и самовоспитание характера» Ю.М.Орлов
  4. «Книга о власти над собой» Э.Роббинс
  5. «Законы победителей» Б.Шефер
  6. «Воспитание самовоспитание и деятельно-волевых нравственных черт характера подростков» Н.Ф. Яковлева, М.И. Шилова
  7. «Жизнь без границ» Нико Вуйчич
В чем смысл жизни человека и как его найти?

Вопрос, в чем смысл жизни, касается всех, и у каждого человека может быть свой ответ на него. Разобраться в этом можно при помощи полезной литературы и кино. Существует много советов, которые помогают понять и найти свое предназначение.

Личностный рост – что это такое и как стать сильной личностью?

Про личностный рост не слышал только младенец. Пришло время разобраться, действительно ли люди в нем нуждаются, какие методы приведут к быстрому успеху и в чем опасность тренингов, обещающих мгновенное саморазвитие и исполнение желаний.

Духовная культура и духовная жизнь человека

Духовная культура – это важная часть описания личности и общества, сформировавшаяся в течение сотен лет. Есть разные признаки и виды этой системы, которые могут изменяться и дополняться. Важно знать, способы развития в себе важных качеств для роста.

Синергия и эмерджентность – что это такое в экономике?

Синергия в сфере бизнеса, менеджмента и экономики обеспечивает промышленным и финансовым предприятиям стабильность в процессе развития. Объединение нескольких потоков в одном русле на выходе дадут эффект, в разы превосходящий силу каждого в отдельности.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-samovospitanie-lichnosti-metody-i-sposoby-samovospitaniya

ovdmitjb

Add comment