Irvuz

Самооценка личности

Самооценка личности

Самооценка личности

Человеку легче живется, если он способен определять для себя более приемлемые или неприемлемые стороны жизни. Оценивается не только окружающий мир, но и личность самого человека.

Причем оценивать человека могут и окружающие люди, и сам индивид. На формирование самооценки влияют многие факторы. Сайт психологической помощи psymedcare.

ru занимается изучением данного вопроса, а также рассматривает уровни самооценки.

Человек является самоосознающим существом, который всегда задается вопросом, каким ему быть и как действовать, чтобы достигать наиболее высокого результата.

На то, к каким выводам человек придет, влияет его самооценка, которую он также формирует подобным обдумыванием.

Сначала человек оценивает ситуацию, затем ищет виноватых, анализирует собственные поступки, что влияет на формирование самооценки и на что влияет уже сформированная самооценка.

Обычно самооценка развивается еще в детстве, когда ребенок себя воспринимает через призму того, что говорят ему родители. То, как оценивают родители своего ребенка, формирует его самооценку, которой он будет пользоваться, менять или сохранять на протяжении всей жизни.

Что такое самооценка личности?

Самооценка личности – это оценивание собственных способностей, навыков, возможностей и потенциала, сторон личности в целом. Оценивание самого себя происходит как лично человеком, так и окружающими людьми (когда индивид прислушивается к чужому мнению).

Человек – существо социальное. Как бы там ни хотелось, а каждый индивид сталкивается в своей жизни с другими людьми по различным поводам.

Но каждый раз, когда происходит такое столкновение, человек подвергается оценке и суждениям окружающих людей.

В зависимости от того, выберет человек следовать мнению других людей или будет прислушиваться к собственным ощущениям, будет выстраиваться его поведение, формироваться самооценка и успешность в любых делах.

Всех людей можно разделить на два типа:

  • Те, кому важно мнение и оценка окружающих людей.
  • Те, кому неважно мнение и оценка окружающих людей.

Выбирая то или иное собственное позиционирование в обществе, вы чего-то лишаетесь, но в то же время что-то приобретаете. Что выберете вы, лично ваше мнение. Но легче сделать выбор, когда представляешь некоторые последствия того или иного пути.

Существует прекрасное выражение: Боги никогда не доказывают, что они Боги. Они просто таковыми являются, независимо от вашего мнения. Подумайте над этим…

Одной из причин заполучить одобрение окружающих является стремление стать лучше в глазах других, но при этом дав ложную информацию о себе. На словах все люди могут быть хорошими и самыми доброжелательными.

Но слова не важны – важны дела. Поступки куда более честные. И следует помнить, что все люди лгут, даже те, которые говорят, что никогда не лгут.

Ведь во избежание потери собственной репутации каждый человек прибегнет ко лжи.

Второй причиной возникновения желания быть одобренными другими является отсутствие внутренней уверенности. Многие люди привыкли с самого детства жить по указке других, правильно ли они живут.

Поэтому каждый раз неуверенный в себе человек ищет способы заполучить в свой адрес какие-либо слова поощрения и восхищения. Таковыми являются многие звезды шоу-бизнеса и известные артисты. Без публичного признания и восхищения они не являются звездами и примерами для подражания.

Стоит отметить, что внутренняя неуверенность в свою очередь толкает человека на эпатаж.

Большое количество современных стереотипов сковывают и ограничивают человека в действиях. Например, толстая женщина может быть очень красивой и интересной для представителей противоположного пола. Однако она этого не ощущает, так как ее запрограммировали на другую «красоту».

Стереотип – «худая женщина является красивой и счастливой» — стопор, который заставляет многих полных дам не надеяться на внимание противоположного пола. Но в действительности толстая женщина так же прекрасна, как и худая.

Стереотипы заставляют людей смотреть и оценивать однобоко и бездушно, не обращая внимания на иные достижения личности.

Взрослому человеку не нужны одобрения других людей. Люди, которые действительно чего-то достигли собственным трудом, не говорят об этом с другими, не хвастаются и не показывают этого.

Им неважно мнение других, им не нужна посторонняя оценка и суждения, так как им главное – это то, что они сами думают о себе и о своей жизни в целом. Те же, кто на самом деле ничего не достиг или достиг за счет другого человека, демонстрируют и всем хвалятся об этом.

Им важно мнение окружающих, нужно их одобрение в «правильности их поступков» и того, как они вообще живут.

Тот, кому важно, чтобы его одобрили и оценили, демонстрирует свои достижения. Тот, кому важно его собственное развитие, дело и жизнь в целом, не демонстрирует своих достижений и не хвалится.

Тем более такой человек никогда не позволит себе осудить другого индивида, который не достиг тех же высот, что и он, так как понимает, что все люди должны жить в соответствии со своими желаниями и взглядами, а не так, как того хочет общество.

Почему человеческая жизнь зачастую несчастна и неуспешна? Потому что человек тратит время на мнение и одобрение окружающих людей, которые могут не любить, не уважать и постоянно критиковать.

Человек тратит на них свои силы, чтобы добиться их расположения, вместо того чтобы забыть о посторонних мыслях и оценках и искать пути собственной самореализации.

Парадокс, но именно тогда, когда человек отвлекается от других людей и занимается своими делами, давая лишь свою оценку всему происходящему, окружающие начинают к нему тянуться, а также находятся люди, которые готовы восхищаться любыми его достижениями.

Являясь существом социальным, человек должен оценивать собственное поведение, качества характера, стороны личности, чтобы определить, насколько они подходят той среде, в которой он находится. Это своего рода способ адаптации и регуляции собственного поведения, деятельности.

Самооценка базируется на том, как именно человек сам к себе относится. Здесь определяется уровень самоуважения. Если человек себя уважает и ценит, тогда его самооценка может быть адекватной. При низком самоуважении формируется низкая самооценка, а при чрезмерном – высокая.

перейти наверх

Формирование самооценки личности

Самооценка формируется в течение всей жизни. Начало берется с детства, когда ребенок не анализирует себя, однако формирует первые представления о своей полезности и нужности со слов родителей. Затем начинается этап обучения в школе, когда ребенок понимает, насколько он умный и умелый.

В более сознательном возрасте, когда человек уже может влиять на свою самооценку, она формируется на основе:

  1. Совместной деятельности с другими людьми.
  2. Общей деятельности индивида и достигнутых результатов.
  3. Мнений окружающих о человеке.
  4. Межличностных отношений с другими людьми.

Самооценка – это оценивание человеком того, каким он является в глазах окружающих, насколько он успешен в обществе, каких результатов достиг, какими навыками и знаниями обладает, на что способен пойти, какой жизни заслуживает и пр.

Самооценку с годами становится трудно изменить. Ее формирование в основе своей происходит в детстве. Во взрослом возрасте можно на нее повлиять, но при этом человек должен трезво взглянуть на самого себя и личные особенности, качества, возможности в отрыве от всего, что о нем говорили когда-либо люди и что он сам о себе привык думать.

Поскольку на формирование самооценки влияют другие люди, рекомендуется для ее изменения оценить отношение окружающих по отношению к вам.

Когда человек считает, что его обманывают или используют, как он начинает вести себя в обществе тех людей, на которых падают такие подозрения? Конечно, человек не будет доверять этим людям, будет малообщителен, скрытен и даже вообще избегать какого-либо контакта с ними.

А что, если окажется, что эти люди на самом деле никогда не обманывали и не использовали человека в своих эгоистических целях? В таком случае человек поймет, насколько сильно ошибался и, пока он верил в плохое, успел сделать столько неприятных поступков по отношению к этим людям, что те не хотят с ним общаться.

Вывод: трезво оценивайте отношение другого человека к вам. Может оказаться, что вы ошибаетесь и на самом деле к вам хорошо относятся. Но пока вы будете верить в плохое, успеете сделать много неприятных действий, которые заставят человека подумать о том, чтобы больше с вами не общаться.

Чтобы не жалеть о своих решениях и сделанных поступках, сначала всегда обдумывайте, трезво смотря на ситуацию. Это можно сделать лишь в одном случае — когда вы спокойны и умиротворены.

Если вас одолевают эмоции (страх, ненависть, злость, обида или даже радость, счастье), вы можете сделать неправильные выводы, которые будут основываться на испытываемых вами чувствах. К примеру, если вы злитесь, то вам может показаться, будто над вами смеются; но если вы радостны, то посмеетесь над шутками своего собеседника.

Но лишь в спокойном состоянии духа можно понять, насмехались над вами в данной ситуации или действительно шутили, пытаясь разрядить обстановку.

Главное условие для принятия верного решения — это спокойствие. Вы не должны ничего бояться, никого ненавидеть, не волноваться.

Только тогда, когда вы спокойны, умиротворены и уверенны в себе, можете анализировать ситуацию и принимать какое-то решение.

В таком случае вы сможете понять истинное отношение другого человека к вам, сделать выводы и вести себя соответствующим образом, чтобы потом не жалеть о содеянном.

Другие люди оценивают отдельного человека исключительно в зависимости от того, как они к нему относятся. На их оценку влияют эмоции ненависти, эмпатии, равнодушия.

перейти наверх

Самооценка выполняет три функции:

  1. Регуляторную, когда человек становится способным принимать решения.
  2. Защитную, когда человек сохраняет относительную стабильность и независимость от обстоятельств.
  3. Развивающую, когда человек испытывает внутренние побуждающие мотивы для развития себя.

Самооценка включает два компонента:

  • Когнитивный – это то, что человек когда-либо о себе узнал из других источников или путем изучения самого себя.
  • Эмоциональный – чувственное отношение человека ко всем сторонам своей личности.

Самооценка формируется и влияет на саму себя. В зависимости от уровня самооценки, человек продолжает жить и действовать таким образом, чтобы снова и снова подтверждать ее, укреплять.

перейти наверх

Самооценка и уровни притязаний у личности

Была предложена формула формирования самооценки американским психологом У. Джемсом: самооценка = успех / уровень притязаний. Здесь:

  • Уровень притязаний – уровень, к которому человек стремится во всех сферах своей жизни.
  • Успех – это конкретные результаты, к которым человек пришел посредством совершенных действий.

Исходя из формулы, самооценку можно повысить путем снижения уровня притязаний или повышения уровня достигнутых успехов.

Самооценка бывает:

  1. Адекватной.
  2. Завышенной – когда человек считает себя лучше и выше всех. Он видит за всеми своими проявлениями только положительные стороны. Неудачи он игнорирует или обвиняет окружающих людей в их появлении. Он оценивает свои недостатки положительными качествами. Не прислушивается к мнению других людей. Он не воспринимает окружающих за равных себе. Его уровень притязаний всегда высокий, при этом успехи порой являются низкими.
  3. Низкой – когда человек воспринимает самого себя как неудачника. Он не уверен в себе, самокритичен, всегда и во всем виноват, ничего не способен сделать, застенчив, скован, боязлив. Он опирается на мнение других людей, которых считает умнее и ценнее себя. Его цели всегда заниженные, нежели бы он мог достичь.

перейти наверх

Итог

Самооценка – это мнение человека о самом себе. Что именно человек будет о себе думать, зависит от того, на чье мнение он будет опираться – на личное или общественное.

Источник: http://PsyMedCare.ru/samoocenka-lichnosti

Личностная самооценка — психология

Самооценка личности

С момента вступления в контакт с обществом у человека начинает формироваться самооценка личности.

Как известно, каждый человек наделен определенными характеристиками, что говорят о его мировоззрении, убеждениях, психологии в целом. Главной стороной человеческого самосознания является самооценка.

Благодаря ей происходит регулирование поведенческой модели человека, удовлетворение личностных потребностей, поиск своего места в жизни и пр.

Самооценка личности в психологии

В психологии самооценка каждого индивида включает в себя способность более-менее объективно давать оценку собственным возможностям и силам, критически относиться к самому себе.

Личностная самооценка может быть как адекватной, так и неадекватной. Все это зависит от характера человека, который, в свою очередь, влияет на формирование определенных качеств.

Изучение самооценки личности показало, что правильная самооценка в основном присуща взрослым людям. Умение гибко оценивать свои способности, корректировать, если это необходимо, стиль поведения под влиянием опыта, является необходимым качеством, помогающим в быстрой адаптации к жизненным условиям.

Оценка и самооценка личности зависит также от одобрения, уважительного отношения со стороны окружающих человека людей. На этом основании возникает уважение к самому себе, что является одной из важнейших личностных потребностей.

Самооценка и самосознание личности

В психической деятельности человека самосознание есть не что иное, как сложный процесс познания самого себя. В результате активного взаимодействия с окружающим миром, каждый познает себя. Данный процесс никогда не завершается. Самопознание развивается параллельно с развитием самооценки.

Благодаря познанию собственного «Я», индивид способен сохранять постоянство личностного поведения, при этом испытывая ответственность за сохранение социальных ценностей, что были им усвоены. Самооценка – это главный стержень самопознания на всех этапах его существования.

Для определения уровня самооценки индивида существует специально разработанная, диагностика самооценки личности осуществляемая при помощи тестовых заданий, размещенных в различных психологических справочниках.

Методика самооценки личности С.А. Будасси

Методика самооценки личности С.А. Будасси – один из самых распространенных методов, с помощью которого, можно провести количественное исследование личностной самооценки, то есть измерить ее.

Данная методика основана, в первую очередь на способе ранжирования. Вам будет предложен список, состоящий из 48 слов, что обозначают личностные свойства. Нужно выбрать только двадцать таких качеств, что с наибольшей степенью характеризуют ваше представление об идеальной личности («эталонная личность»). В списке будут как положительные, так и отрицательные качества.

Далее, методика самооценки личности предлагает вам «Протокол исследования» в первой колонке, которого на первых позициях необходимо расположить наиболее важные для вас свойства, а в последней, следовательно, − отрицательные, менее желательные.

Из отобранных качеств построить ряд d1. На первых позициях расположить самые важные, по вашему мнению, положительные качества личности. А отрицательные – в конце.

Из этих качеств построить ряд d2 , в котором расположить качества по мере уменьшения их выраженности.

Главной целью обработки результатов есть определение наличия связи между ранговыми оценками личностных свойств, что входят в представления «Я реальное» и «Я идеальное».Интерпретация результатов представляет собой отношение между «Я идеальным» и «Я реальным». Процесс самооценки осуществляется двумя путями:

  1. Сравнением самого себя с другими людьми.
  2. Или же сопоставлением степени своих притязаний с более объективными показателями личностной деятельности.

При помощи специальной таблицы человек может интерпретировать собственные полученные результаты. И напоследок хотелось бы добавить, что всегда стоит помнить о том, что работать над собой и своей самооценкой нужно постоянно не покладая рук.

Источник:

Самооценка личности

Человек – существо социальное и развиваться вне общества нормально не сможет. На протяжении всей жизни личность, взаимодействуя с социумом, развивается и познает новые границы себя. То, каким будет индивид в этом обществе, во многом зависит от самого окружения.

Люди меняются под воздействием правил и норм, заданных социумом, и от этого меняется и их отношение к самим себе. То, каким будет окружение человека, какова будет его роль в этом обществе и как личность будет ставить себя перед социумом, в основном зависит от внутренних характеристик человека.

Темперамент, характер, самооценка личности задают темп нашего движения по жизненному пути.

Самооценка человека влияет на его отношение к самому себе, это то, как он оценивает свои возможности, силы и умения. Она является центром развития личности и имеет огромное влияние на адаптацию человека в новом обществе, группе. Это не константа – она развивается и меняется в зависимости от событий, происходящих в жизни человека.

В основном самосознание и самооценка закладываются в человека с детства и постепенно развиваются в Я-концепцию. Ее присутствие есть в любом поведенческом акте личности.

На то, как человек поведет себя в критической ситуации, как будет решать важные вопросы и решится ли на выполнение тех или иных задач, будет напрямую зависеть от уровня самооценки человека на момент принятия решения.

Три типа самооценки в психологии

Самооценка делится на три типа: заниженная, завышенная и средняя (адекватная). Люди с разным уровнем самооценки в одной и той же ситуации поведут себя по-разному.

Низкая самооценка

Заниженная самооценка – это результат неправильного, возможно, властного или чрезмерно опекающего воспитания. Такое воспитание ведет к неуверенности в себе и своих силах и, как следствие, к заниженной оценке себя. Люди с низкой самооценкой очень ранимы и часто замкнуты, не общительны, безынициативны.

Такое поведение ведет к комплексу неполноценности, развитию депрессивных состояний. Как правило, такие люди склонны принижать свою роль в обществе, стараясь ни в коем случае ничем не выделяться. Клиентами современных психологов все чаще являются люди с заниженной самооценкой. Эту проблему можно и нужно решать.

Над ней можно работать.

Высокая самооценка

О завышенной самооценке личности свидетельствует нежелание человека смотреть на свои ошибки, разбирать их и признавать. Личность с завышенной самооценкой склонна идеализировать себя и преувеличивать свою значимость для окружения. Таким людям характерны доминантные чувства, демонстрация себя.

Порой человеку бывает трудно жить с завышенной самооценкой. Понимание и осознание этого будет первым шагом к исправлению ситуации, т. е. можно сделать самооценку адекватной. Но в целом такой тип самооценки дает личности уверенность в себе, что является хорошей движущей силой. Такие люди живут под девизом «Я могу», «Я умею», «Я хочу».

В них доминируют такие качества, как упорность и стремление.

Нормальная самооценка

Люди с адекватной самооценкой реально оценивают свои силы и возможности по отношению к делу, которое перед ними. Такие личности ставят перед собой четкие цели, которых добиваются, трезво смотрят на вещи. Так же адекватная самооценка говорит о зрелости личности. Чем более зрелой личностью является человек, тем более адекватная у него самооценка.

То, какая самооценка личности сформировалась на выходе развития, будет влиять на уровень и качество жизни индивида в обществе.

Осознавая себя, понимая и принимая определенным образом, человек строит жизненные планы, создает свое окружение и живет в этом мире.

Являясь важным звеном в развитии индивидуальности, самооценка человека определяет уровень уверенности в себе и удовлетворенности своей жизнью.

Источник:

Изучение самооценки личности

Изучение самооценивания личности психологами выявило, что оно выполняет три функции:

— регуляторную, решающую задачи личностного выбора,

— защитную, обеспечивающую относительную стабильность, а также независимость личности,

— развивающую, выступающую толчком к развитию личности.

Психологи советуют каждому человеку заглядывать в себя, поскольку внутри находятся решения многих текущих проблем. Покопавшись в себе, человек способен избавиться от находящегося там мусора, как это происходит во время уборки квартиры под Новый год. При этом полезные, нужные вещи располагают поближе, а то, что не нужно, прячут подальше.

Самооценка личности формирует самосознание человека. Личность, оценивая себя, включает в этот процесс оценивание своих качеств, свойств и возможностей. Это происходит через самоанализ, самонаблюдение, самоотчет, непрерывное сравнение себя с другими индивидами, с которыми человек находится в непосредственном контакте.

Самооценивание не является простым удовлетворением любопытства. Движущим мотивом выступает мотив самосовершенствования, стремление к успеху, здоровое чувство самолюбия, ведь человеческая жизнь — это затяжная борьба с самим собой.

Самооценивание личности дает возможность, как увидеть настоящее «Я», так и увязать его со своим будущим и прошлым. Самооценка личности позволяет индивиду увидеть корни своих сильных и слабых сторон, увериться в их объективности и научиться обретать адекватные модели для своего поведения в повседневных ситуациях. Человек, который познал самого себя, превращается в другого человека.

Самооценивание личности в своей структуре имеет два компонента: когнитивный и эмоциональный.

Когнитивный отражает все, что человек узнал о себе из разных источников информации.

Эмоциональный выражает собственное отношение к разным сторонам личности (поведению, чертам характера, привычкам).

Самооценка и уровень притязаний личности

Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Где уровень притязаний это уровень, к которому индивид стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние). Уровень притязаний служит идеальной целью для своих будущих действий.

Успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний.

Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть завышенной, адекватной, заниженной. Сильные отклонения от адекватной самооценки заставляют личность испытывать внутренние конфликты и психологический дискомфорт. Зачастую сам человек не понимает истинных причин  всех этих явлений и начинает искать причины вне себя.

Явно завышенная самооценка личности отмечается комплексом превосходства – «я самый правильный», а также комплексом двухлетних детей – «я лучше всех».

Человек с завышенным самооцениванием идеализирует себя, преувеличивает свои способности и возможности, а также свою значимость для окружающих людей.

Такая личность игнорирует неудачи для поддержания психологического комфорта, сохраняя привычное для себя высокое самомнение.

Индивид с завышенным самооцениванием преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную агрессивность и упрямство за решительность и волю. Зачастую такой человек превращается в недосягаемую личность для других индивидов, становясь душевно глухим и теряя обратную связь с окружающими.

Он никогда не прислушивается к чужому мнению. Неуспех такая личность относит к внешним факторам, чужим проискам, обстоятельствам, козням, но только не к своим ошибкам.

Критическое оценивание себя другими личностями для него неприемлемо и к таким людям он относятся с явным недоверием, причисляя все это к зависти и придиркам.

Человек с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности.

Для такого человека присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость.

Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие.

Индивид с завышенным самооцениванием подвержен преследованию истерических и невротических проявлений, он считает, что заслуживает большего, но он невезучий. Зачастую он прогнозируем и стабилен в своем поведении, имеет характерный внешний вид: высокое положение головы, прямую осанку, продолжительный и прямой взгляд, командные нотки в голосе.

Явно заниженное самооценивание личности проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен и как никто более остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих.

Индивид с заниженной самооценкой легко податлив на влияние других личностей и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей.

Такой человек лихорадочно пытается наверстать упущенное и доказать себе и всем свою значимость и что он лично чего-то стоит. Его цели, поставленные перед собой, более низкие, чем он может достигнуть. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни.

Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, завистлива, подозрительна, мстительна, жестока. Нередко такой человек становится занудой, доводя окружающих мелочами, а также, вызывая конфликты, как на работе, так и в семье.

Для внешнего вида характерна втянутость головы, нерешительная походка, при разговоре отвод глаз в сторону.

Адекватность самооценивания личности устанавливается соотношением двух противоположных психических процессов: познавательного и защитного. Познавательный психический процесс способствует адекватности, а защитный, действует в направлении обратной действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в каждом человеке заложено чувство самосохранения, действующее в ситуациях самооценки на самооправдание личного поведения, а также самозащиты внутреннего личного психологического комфорта. Этот процесс происходит и тогда, когда личность остается наедине с собой, поскольку человеку сложно признать хаос внутри себя.

Уровни самооценки личности

Для определения самооценки школьников начальной школы используют методику «Лесенку». Целью этой методики является выявление уровня самооценки личности. На листе бумаги следует нарисовать лестницу из 10 ступенек, предварительно ее пронумеровав.

Показывая малышу лесенку, необходимо объяснить, что на самой нижней ступеньке находятся самые плохие девочки и мальчики. На второй чуть получше, а вот уже на верхней ступеньке находятся самые добрые, хорошие и умные девочки и мальчики. Спросите у ребенка, на какую ступеньку поставил бы он себя.

Предложите ему на этой ступеньке нарисовать себя. Если ребенку трудно изобразить человечка, предложите нарисовать 0.

Обработка результатов:

1-3 ступенька – это низкий уровень (заниженная самооценка);

4-7 ступенька – это средний уровень (адекватная самооценка);

8-10 ступенька – это высокий уровень (завышенная самооценка).

Интерпретация результатов методики

Низкий уровень самооценивания показывает, что личность неуверенна в себе, робка, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле.

Средний уровень самооценки личности  показывает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности, своей ценности для окружающих и для общего дела.

В таких случаях личность игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков.

Справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка – как несправедливо заниженная.

Личность с завышенным неадекватным самооцениванием не признает, что все это происходит вследствие личных ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения, способностей.

Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль. Такое поведение заметно при коммуникациях, когда лица с заниженной и завышенной самооценкой являются причиной конфликтов.

Источник: https://psihomed.com/samootsenka-lichnosti/

Самооценка личности: 10 методов развития

Самооценка личности

Рады вас приветствовать на страницах этого блога. Сегодня хочу поделиться с вами информацией о том, что такое самооценка личности и что делать, чтобы ее поднять. Я искренне верю, что эта статья будет интересной и полезной для вас.

Понятие «самооценка» касается каждого из нас. Уже из самого слова понятно, что человек сам себя оценивает, то есть, дает оценку своим личностным качествам.

Интересен тот факт, что на формирование самооценки в разной степени влияют всевозможные внешние факторы. В случае заниженной самооценки человек сталкивается с проблемами как бытового, так и эмоционального, психологического характера. Чтобы избежать всевозможных неприятностей, связанных с самооценкой, важно достичь гармонии с собственным Я и стать счастливым.

Преграды для роста самооценки

Для начала следует понять, что же мешает людям быть уверенными в себе. Нужно сказать, что на формирование самооценки личности в первую очередь влияет отношение родителей к детям, а также особенности в процессе воспитания. Чувство, что с тобой что-то не так, может возникнуть как реакция на определенные жизненные ситуации.

В случае, когда человек не справляется с давлением окружающего мира, его состояние постепенно становится все хуже и хуже. В результате может возникнуть комплекс неполноценности.

Самые распространенные причины, которые являются барьерами для повышения самооценки:

  • окружение постоянно вас критикует;
  • вы сконцентрированы на постоянных поражениях;
  • бесконечное сравнение себя с людьми вокруг;
  • вы устанавливаете для себя завышенные планки;
  • ваше окружение имеет негативный настрой.

Действительно, большинство людей только угнетают, они не способны подбадривать, вселять надежду и уверенность. По этой причине в психологии очень тесно связаны вопросы изменения самооценки человека и людей, которые его окружают.

Представьте себе, что вам постоянно твердят: «это плохо», «это неправильно», «все не так». Естественно, со временем вы поверите в эти слова.

Но следует также помнить, что независимо от того, как вы поступите и что сделаете, вас всегда будут критиковать. Это неизбежно. Старайтесь избегать той критики и замечаний, которые не имеют объективных оснований.

Методы повышения самооценки

Чтобы ваша самооценка достигла нужного вам уровня, можно использовать различные способы и приемы, рекомендуемые специалистами. В случае, когда человек осознает, что у него проблема, ему вовсе не обязательно обращаться к психологу или психиатру.

Предлагаю вашему вниманию наиболее распространенные методы решения данного вопроса.

  1. Перестаньте постоянно себя критиковать и сравнивать с другими людьми. В вашей жизни всегда будут люди, личные качества которых превосходят ваши. При постоянном сравнении вокруг вас будут только непреодолимые соперники.
  2. Отпустите прошлое. Что сделано, того не вернуть и не исправить. Простите себе содеянные ошибки. Избавьтесь от чувства вины. Никогда не порицайте себя и не высказывайтесь о себе в негативных формулировках.
  3. Ежедневно повторяйте аффирмации. Только положительные высказывания в свой адрес ведут к росту самооценки. Вы достойны похвалы и комплиментов. Принимайте их словами благодарности. Сказав «ничего особенного» и т. п., вы подсознательно снижаете свою значимость и отвергаете сказанное вам.
  4. Занимайтесь саморазвитием. Развитие личности можно начать с анализа свершенного. Извлекайте опыт из каждого прожитого дня, даже из ошибок. Все это ваша жизнь, ваш выбор, ваш опыт. Читайте, смотрите познавательные видео, изучайте новое.
  5. Проанализируйте свое окружение. Старайтесь контактировать с теми, кто настроен на личностный и профессиональный рост. Пессимисты имеют свойство подавлять порывы других. Оградите себя от контактов с подобными людьми, чтобы ваша психика не страдала от общения с ними.
  6. Составьте список позитивных вещей. Вспомните свои достижения и победы, запишите их и обязательно время от времени перечитывайте этот список. Также напишите список своих позитивных качеств. Минимум 20 штук. Как показывают исследования, регулярное прочитывание этих записей является путем к росту самооценки через чувства радости и гордости за себя.
  7. Научитесь бескорыстно делать добро по отношению к другим. Не нужно требовать что-то взамен. Помогайте окружающим, поощряйте и подбадривайте их. Отсутствие притязаний на награду — еще один шаг к росту личности в собственных глазах. Получайте удовольствие от совершенных вами добрых дел.
  8. Наличие хобби или другого любимого дела. Делайте то, к чему у вас лежит душа. Если ваша работа приносит вам удовольствие, то вы ее делаете хорошо, а значит и самооценка от этого только возрастает. Будь это хобби или основная работа, главное, чтобы лично вам нравилось.
  9. Возьмите на себя ответственность за все, что с вами происходит и не происходит. Ваша жизнь в ваших руках. Только вы сами имеете право ее планировать. Не озирайтесь на других людей. Самостоятельно принимайте решения. Не ждите реакции от других, даже самых близких. Делайте свой выбор, воплощайте задуманное и не бойтесь ошибок.
  10. Начните работать над собой уже сейчас, в эту минуту, не медлите! Ваша самооценка сама по себе не вырастет, если вы так и будете сидеть на месте. Принимайте каждый вызов, брошенный судьбой. Ведь в действии у вас появится позитивный настрой, возрастет самоуважение, а в результате и самооценка.

Список этот можно продолжать еще долго. Однако, исходя из результатов диагностики специалистов, люди, которые придерживались этих пунктов (даже не всех, а выборочно), достигли больших результатов в повышении собственной самооценки.

Подведем итоги

Как вы уже поняли, чтобы повысить самооценку, необходимо преодолеть барьеры и действовать. Самое главное — это позитивный настрой и вера в себя. Ведите записи, составляйте планы и фиксируйте уже сделанное. Работайте над собой и все у вас получится.

Кстати, проверить уровень вашей самооценки можно пройдя вот этот тест.

Благодарю тебя, дорогой читатель, за внимание к этой важной теме. Искренне надеюсь, что изложенная информация была полезной.

Также я рекомендую ознакомиться со статьёй о самокритике и её здоровому уровню.

Подписывайся на блог, а также делись информацией с друзьями. Всего доброго!

Материал подготовила Юлия Гинцевич.

Источник: https://Qvilon.ru/psihologiya/samootsenka-lichnosti.html

ovdmitjb

Add comment