Irvuz

Роль семьи в развитии ребенка

Роль семьи в развитии личности ребенка

Роль семьи в развитии ребенка

Семья – сложнейшая подсистема общества, выполняющая разнообразные социальные функции. Это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Проблемы семейного воспитания, взаимодействия школы и семьи в воспитании детей были предметом изучения многих педагогов. Так, В.А. Сухомлинский (1918-1970) создавая гуманистическую воспитательную систему Павлышской средней школы, исходил из признания огромной роли семьи в воспитании учащихся.

«Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека – все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными», – утверждал В.А. Сухомлинский. «Будьте воспитателями ума своего ребенка, учите его мыслить», – советовал он родителям.

Центральное место в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского занимает вопрос об организации взаимодействия семьи и школьного коллектива в воспитании учащихся. По его мнению, только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.

В Павлышской школе использовалась развернутая система средств укрепления отношений между детьми, родителями и педагогами: организация совместных дел родителей и детей, ознакомление с трудом родителей непосредственно на месте работы, изготовление подарков родителями (выращивание цветов, праздники чествования родителей и т.п.), стенды, посвященные матерям и другое.

Согласно концепции В.А. Сухомлинского, любые нравственные, гражданские идеи ребенок должен соотносить прежде всего с атмосферой, образом жизни семьи, с социально-нравственными взглядами и убеждениями родителей.

В истории педагогики существовали разные точки зрения на соотношение семейного и общественного воспитания. В настоящее время важнейшим принципом гуманистической педагогики признано утверждение о гармоничном сочетании семейного и общественного воспитания, при этом родители признаются первыми и важнейшими воспитателями ребенка.

Роль семьи в воспитании ребенка не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами.

Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения.

Семья как первый воспитательный институт способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Семейное воспитание (как воспитательная деятельность родителей) – это взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития. Исследователи выделяют разные функции семьи.

1. Репродуктивная функция (функция продолжения человеческого рода, потребность иметь и растить детей).

2. Хозяйственно-экономическая функция: ведение общего хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий на основе распределения семейных ролей и обязанностей, материальное обеспечение и забота о нетрудоспособных.

3.Организация досуга, рекреационная и психотерапевтическая функция.

4. Функция первичной социализации (первая социальная группа, влияющая на формирование личности ребенка, постепенное введение ребенка в общество, обучение ребенка социальному опыту, культуре, традициям страны, в которой он родился и живет)

5. Воспитательная функция семьи (создание условий для формирования личности каждого члена семьи, передача, усвоение и воспроизведение социального, трудового опыта, нравственных норм и духовных ценностей).

Особая значимость семейного воспитания обусловлена:

·        глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания: оно строится на кровном родстве, родительской любви к детям и ответных чувствах детей к родителям;

·        постоянством и длительностью воспитательных воздействий родителей, других членов семьи в самых разнообразных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день;

·        наличием объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.

Семейное воспитание – сложная система, на которую оказывают влияние множество внутренних и внешних факторов. Выделяют четыре основные группы внутренних факторов, обуславливающие жизнедеятельность семьи и, следовательно, семейное воспитание.

·        Социально-культурные факторы.

К ним относятся: гражданская позиция, ответственность родителей за воспитание детей, выполнение родителями функций материнства и отцовства; микроклимат семьи, непосредственно влияющий на эмоциональное самочувствие и благополучие всех членов семьи; уровень образования и профессиональной квалификации родителей; общая культура семьи.

Не меньшее значение имеют такие факторы семейного воспитания, как духовное, моральное единство семьи, ее трудовой характер, авторитет родителей, семейные традиции, обычаи, культура общения родителей с детьми и уровень сформированности педагогической культуры родителей.

Педагогическая культура родителей – степень осознания и понимания родителями ответственности за воспитание детей; уровень овладения знаниями о развитии и воспитании детей разного возраста; практическими умениями и навыками организации жизнедея-тельности, воспитания и обучения детей в семье; реализация продуктивной связи с другими образовательными институтами.

·        Социально-экономические факторы определяются имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание ребенка требует серьезных материальных затрат на его содержание, образование, здравоохранение, удовлетворение культурных и иных потребностей. Приток женщин на рынок труда также осложняет условия семейного воспитания.

·        Технико-гигиенические факторы. Характеризуют воспитательный потенциал семьи в зависимости от места и условий (жилищных, материально-бытовых и др.) проживания, особенностей образа жизни семьи. Например, различаются по воспитательным возможностям сельские и городские семьи.

·        Демографический фактор. Структура и состав семьи (количество детей, наличие обоих родителей, других родственников и т.п.) также определяют особенности воспитания.

К внешним факторам относятся (В.В.

Чечет): социально-экономические, политические, экологические условия; углубление процессов технизации и материального потребительства; увеличение числа разводов и снижение численности браков; снижение рождаемости и рост смертности; степень интеграции усилий семьи, учреждений образования, общества и государства. В настоящее время государство проводит социальную политику, направленную на поддержку института семьи, на охрану прав материнства и детства. Вышесказанное позволяет обосновать цели и задачи семейного воспитания .

Исследователи проблем семейного воспитания (Т.А. Куликова, В.В. Чечет и др.

) выделили принципы семейного воспитания: гуманное отношение к ребенку; оказание помощи ребенку, готовность создавать условия для его разностороннего развития; вовлечение детей как равноправных участников в жизнедеятельность семьи; социальная направленность семейного воспитания; оптимистичность, открытость и доверительность взаимоотношений в семье; последовательность и согласованность родителей в своих требованиях к ребенку; запрещение физических наказаний и наказаний, морально унижающих ребенка.

м семейного воспитания так же, как и содержанием воспитания в других воспитательных институтах, является базовая культура личности, ценности и ценностные отношения, принятые в обществе. Все известные методы и приемы воспитания могут быть применимы и в практике семейного воспитания.

В качестве приоритетных можно выделить такие методы, как пример, приучение, игра, упражнение, беседа (обсуждение, убеждение, внушение), поощрение, похвала, порицание, создание воспитывающих ситуаций (выбора, авансирования доверием, творчества, успеха, соотнесения), семейные традиции и другие.

Формирование культуры семейных отношений – важное направление воспитательной работы школы.

воспитательной работы в указанном направлении включает: формирование у детей и молодежи отношения к семье как важнейшей ценности, потребности в укреплении семейно-родственных отношений и поддержании семейных традиций; развитие способности осознавать себя как члена семьи и рода, умений оказывать помощь своим близким, выполнять режим жизнедеятельности семьи, обустраивать свое жилье; проявление заботы о сохранении чести и достоинства своей семьи; формирование готовности учащихся к семейной жизни; ценностного отношения к своей половой принадлежности, любви, браку, материнству и отцовству, стремления к достижению понимания во взаимоотношениях.

В младшем школьном возрасте воспитание культуры семейных отношений – сопутствующее направление воспитательной работы.

Оно осущест-вляется в русле формирования нравственных представлений о духовной и физической красоте мужчины и женщины, культа материнства.

Пути решения этих задач в использовании всех видов искусства, проблемных ситуаций, возникающих в процессе общения мальчиков и девочек, материалов о дружбе и взаимопомощи, включение детей в совместную деятельность и др.

Работа по воспитанию культуры семейных отношений в подростковом возрасте должна быть системной и дифференцированной (групповой или индивидуальной).

По своему содержанию она базируется на формировании образа будущего супружества, создании у учащихся представлений об отце и матери как воспитателях своих детей, о дружной, сплочённой, основанной на любви семье.

К работе в этом направлении привлекаются медицинские работники, психологи и др.

Основные задачи воспитания культуры семейных (супружеских) отношений у старшеклассников – это формирование представлений о взаимоотношениях полов; изучение истории взаимоотношений полов, представлений о сексуальной культуре у различных народов; ознакомление с основами деторождения; приобретение знаний о профилактике СПИДа. Работа в данном направлении в большей степени должна вестись в индивидуальных формах.

Воспитание будущего семьянина осуществляется прежде всего в семье. В родительском доме дети приобретают навыки общения с близкими людьми, людьми разного пола, возраста, разнообразных потребностей и интересов. Семейное общение реализуется в совместном домашнем труде и разных формах проведения досуга.

В родительской семье формируются опреде-ленные умения, которые требуются в будущей семейной жизни: умения устанавливать доброжелательные отношения с людьми, терпеливо слушать, прощать, предвидеть поведение человека, а также прикладные умения и навыки (кулинария, домоводство, умение правильно распределять бюджет и т.п.

), умение организовать свой отдых и досуг, сохранять и развивать традиции семьи.

Критериями сформированности культуры семейных отношений являются: понимание культуры семейных отношений; знание о своей родословной, истории семьи, семейных традициях и реликвиях; осознание значимости социально-нравственной, мотивационной, психолого-педагогической готовности к семейной жизни; наличие чувства ответственности за свою семью, ее благосостояние; принятие на себя постоянных обязанностей по дому; участие в ведении домашнего хозяйства, наличие навыков ухода за маленькими детьми; оказание помощи престарелым, немощным членам семьи.

Сивашинская Е.Ф. Педагогика.– Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009

Источник: https://historiarudina.jimdo.com/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0/%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8-%D0%B2-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0/

Типы семейных отношений и их роль в развитии личности

Каждую семью можно рассматривать, как нечто целое, у чего есть свой тип характера.

Одни готовы друг за друга и в огонь, и в воду, а в другой семье считают, что каждый человек должен добиваться всего в жизни сам.

От того, какой тип отношений установился между родителями, зависит развитие ребенка в семье, потому что он впитывает все увиденное и услышанное в себя, как губка, и оно прочно закрепляется в его сознании.

1. Диктатура в семье

В такой семье есть определенные лица, считающие свое мнение непрекословным и всегда правильным. Зачастую это либо один из родителей, либо оба, и они подавляют волю более слабого члена семьи, то есть ребенка.

Притесняется любая инициатива со стороны малыша, его желания, рвения. Многим такой стиль воспитания кажется правильным, поскольку детей нужно воспитывать, а не баловать, чтобы вырастить сильного и самостоятельного человека.

Однако в первую очередь вы воспитываете ребенка, и путем насилия и приказов можно разрушить добрые чувства в маленьком человеке, самостоятельность и инициативность, малыш будет расти в постоянном страхе и озлобленности.

В будущем человек вряд ли станет самодостаточным и успешным, поскольку в его подсознании все время будет мешать ярлык диктаторского отношения со стороны любимых людей.

Постоянное недовольство и угрозы родителей приводят к тому, что из ребенка вырастает лицемер, грубиян, обманщик, который ищет всевозможные выходы, лишь бы его очередной раз не ругали. Самооценка у таких детей сильно занижена, они не знают, что такое чувство достоинства, уверенность в себе, вера в себя.

Родители думают, что они всегда правы, что ребенок еще слишком мал для высказывания своего мнения, но ребенок — тоже формирующаяся личность, и у него есть свои, пускай еще незрелые, мысли, и их нужно хотя бы выслушивать.

Однако диктаторский стиль воспитания игнорирует как мнение, так и любые интересы ребенка, принуждает малыша к тем действиям, которые необходимы родителям, и, в конце концов, психологическое и эмоциональное сопротивление ребенка против такого отношения к себе будет сломлено.

К тому же родители не считают нужным объяснять ребенку, почему они дают ему такие указания. В итоге ребенок замыкается в себе, и нормальное общение ребенка с родителями нарушается — он ничего им не рассказывает, не делится секретами, в подростковом возрасте нередки конфликты по любому поводу.

Однако не все дети конфликтны в этой ситуации — многие просто становятся неуверенными и подавленными личностями с заниженной самооценкой.

Увы, с диктаторским воспитанием вы получите не послушного ребенка, а члена общества, ненавидящего своих родителей за их подобное отношение.

И еще больнее будет малышу, когда он начнет узнавать, что в других семьях может быть по-другому.

Когда он будет приходить в гости к друзьям, и увидит, что другие мамы обнимают свое дитя, что они даже к чужому ребенку относятся, как к своему. Тогда неприязнь к родителям-диктаторам возрастет в десятки раз.

2. Игнорирование в семье

В семьях с таким типом взаимоотношений дети живут сами по себе, и родители к их воспитанию практически не касаются. Это происходит чаще всего из-за того, что взрослые просто не хотят быть родителями — они «завели» ребенка ради забавы или ради наследника, но не готовы отдать ему большую часть своей жизни.

Дети, рожденные в неблагополучной семье, где родители только и думают с утра, где бы достать бутылку, лишены родительской любви и тепла. Фактически родители-то есть, но на самом деле они не принимают никакого участия в воспитании малыша.

Зачастую ребенка воспитывает улица, но это не самый лучший пример для подражания, ведь у улицы законы суровы, и выживают там только сильные личности, но при этом им становятся неважными человеческие качества — им важно выжить в этом мире.

Ситуация с родительским невмешательством может быть и в богатой семье, если родителям некогда заниматься с детьми. Они все время на работе, в разъездах, обеспечивают материальную сторону жизни ребенка, а вот духовной он обделен.

Этот тип воспитания называется еще гипоопекой, когда родителям безразличен их ребенок. И при этом он может делать все, что ему вздумается.

Мы нередко можем видеть такую ситуацию в семьях богатых людей, и в итоге в подростковом возрасте мы наблюдаем неконтролируемую молодежь, которая выросла без внимания родителей.

Но детям нужен наглядный пример, на который можно равняться, к которому нужно стремиться, которым хочется быть — и это должен быть не успешный сосед, который души не чает в своем сыне, а родной отец, которому захочется подражать.

3. Гиперопека в семье

Психологи не раз убеждались в следующем: избалованные дети в переходном подростковом возрасте имеют наибольшее количество срывов и желания вырваться из домашнего гнезда, нежели любая другая категория детей.

И дело вовсе не в бурлящих гормонах, а в неправильном воспитании. Во многих семьях гиперопека является нормальным явлением — ребенку потакают во всем, разрешают все ради того, чтобы он был доволен.

Другими словами — родители делают из малыша неприспособленную личность, которая в силу того, что у неё всё есть, не делает ничего.

Любой каприз, любое желание, будь то материальное или духовное, родными исполняется в ту же секунду — бабушки бегут в магазин за сладким, мама спешит с завтраком в постель, в школу или в садик разрешают сегодня не идти, потому что чадо не хочет просыпаться. Причем родителям кажется это таким умилительным, особенно когда ребенок начинает становиться командиром в семье, и ведь родители действительно подчиняются только его капризам.

Но малыш не знает, что за порогом дома мир намного суровей, и потому у него столько проблем появляется в общении с другими детками, в выстраивании отношений с воспитателями, учителями. Ребенок не приспособлен к жизни вне своей семьи, потому что родители сознательно оградили его от жизненных трудностей.

В такой семье вырастают неполноценные личности, которые считают, что все и везде им должны, а когда сталкиваются с реальным миром, бегут опять-таки к родителям, потому что самостоятельно решить проблемы не в состоянии. А в подростковом возрасте такой «птенец» поскорее захочет вылететь из слишком назойливого гнезда, чтобы учиться на своих ошибках.

4. Сотрудничество в семье

Это самый лучший тип семейный взаимоотношений, когда развитие личности в семье происходит правильно, на хорошем примере родителей, на любви и приятных отношениях между родителями. В такой семье цели и задачи общие, и стремятся к ним тоже вместе.

Родители во все вовлекают ребенка, слушают его мнение, и пусть не всегда к нему прислушиваются, но обязательно дают высказаться, и в случае его неприятия объясняют свой поступок, а не просто говорят «Владик, ты еще маленький и говоришь абсолютную глупость».

В такой семье очень важны высокие нравственные ценности, и ребенка с самого детства приучают к помощи старшим, к простейшему этикету и правилам жизни.

Когда в семье к любому из его членов можно обратиться за помощью, не боясь, что тебе откажут, вряд ли вырастет эгоист, потому что помощь ближнему взращивает в ребенке отзывчивую и добрую личность.

Когда родители любят и понимают своего ребенка, заботятся о нем, но делают это ненавязчиво, то и в будущем он будет прислушиваться к их мнению или хотя бы выслушивать, не говоря в ответ «мам, я уже взрослый».

Воспитывая в ребенке самодостаточную личность, ему нужно не указывать на то или иное действие, а предлагать и аргументировать свои слова, чтобы он понимал, что его не принуждают, а дают дельный совет.

Можно даже сказать, что в семье царит демократия, то есть родители учат ребенка определенным обязанностям, не забывая о его правах, и в итоге ребенок учится быть дисциплинированным, уважительным к другому мнению, но при этом самостоятельным и решительным.

Как вести себя родителям?

Родители либо гордятся своими детьми, либо досадуют и вопрошают себя, что же они сделали не так, и почему их ребенок вырос не той личностью, которую бы они хотели видеть.

Родители, как заботливые садовники, должны растить свое чадо, зная меру во всем — не дарить ему чрезмерно много любви, чтобы он, как залитое водой растение, не начал погибать от невозможности приспособиться к этой жизни, и не быть слишком холодными, ведь ребенок должен чувствовать вашу поддержку, и это придаст ему жизненных сил.

Родители еще до рождения малыша должны определить свою тактику поведения и воспитания ребенка, стараясь придерживаться этого в дальнейшем. Определите, какие личностные качества для вас важны или вы хотели бы видеть в своем ребенке, и начните их воспитывать в малыше уже с первых лет его жизни.

Не нужно чрезмерных ласк, опасений, тревог, ведь так вы и в ребенка вселите тревогу, осторожность, недоверчивость, боязнь всего окружающего. Вы должны просто показывать и доказывать ребенку свою любовь.

С первых дней жизни эта любовь необходима малышу, поскольку она обеспечивает ему чувство безопасности, удовлетворения физических потребностей.

Но чем старше становится малыш, тем больше родительская любовь переходит у него в разряд поддержки, уравновешивания эмоционального и психологического состояния.

Дети, которые чувствуют любовь родителей, более успешны, спокойны, вырастают более состоявшимися личностями в отличие от тех, у кого в семье царит вражда, ненависть и презрение.

Любовь родителей проявляется не во вседозволенности и не в многочисленных подарках — так вы лишь избалуете свое чадо, и он вырастет капризным и далеким от самостоятельности человеком.

Главное для родителей — участвовать в жизни ребенка, интересоваться не только успехами, но и поражениями, рассказывать малышу, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Развитие ребенка в семье можно назвать успешным, если малыш будет чувствовать вашу неподдельную заинтересованность, готовность помочь — вот тогда он действительно даже в переходном подростковом возрасте будет ощущать, что самыми родными людьми остаются его родители.

У родителей должно появиться желание вырастить из своего ребенка полноценную личность, им необходимо чувствовать свою ответственность за его жизнь. Вам нужно на своем примере показывать ребенку, что есть правильно, а что нет, и первую очередь вы должны воспитывать себя, ведь ребенок — ваше отражение.

Старайтесь уважительно и бережно относиться друг к другу, муж должен помогать жене, а жена быть ему за это благодарна. В доме все должно быть совместно — домашняя уборка, спорт, походы на пляж, поездки за границу, помощь бабушкам и дедушкам.

Доброжелательность, сплоченность, задушевность, семейные традиции и праздники — вот тот золотой ключик, который ребенок захочет перенести и в свою семью.

Именно родители учат ребенка нравственности: уступать место старшим, уважать старших, делиться с другими людьми, не жадничать, уметь слушать, быть добрым и отзывчивым, уметь общаться с людьми. По мере умственного развития ребенка, происходит и развитие связной речи в семье, и сопоставление его действий со сказанным.

Словарный запас ребенка состоит из тех слов, которые он слышит дома, именно поэтому так важно следить за своей речью, за правильностью произношений, за тем, чтобы не было слов-паразитов или, того хуже, бранных слов.

Учите ребенка составлять из слов предложения, и прежде чем что-то сказать, соединить слова в уме, а потом уже связно говорить, чтобы все могли тебя понять.

Правильная речь-это показатель умственного, эстетического и нравственного воспитания, поэтому для её развития с ребенком постоянно нужно разговаривать обо всем — о природе, о погоде, о мире, давая ему узнать новые слова, поясняя их значение, отвечая на все вопросы малыша.

Не стоит вслух давать оценку своему чаду, например «ты убрал игрушки — ты хороший мальчик» или «ты разбила чашку — ты плохая девочка». Ребенку нужно объяснять, что-то или иное действие хорошее или плохое, но никак не он сам, потому что это отложится в его подсознании, и вы тем самым закладываете по кирпичику самооценку ребенка, а на её формирование в первую очередь влияют слова родителей.

Идеальных родителей не бывает, но нужно стремиться хотя бы к тому, чтобы ребенок хотел подражать вам, видя в вас хороший пример.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.Спасибки ;-)Всем здоровых малышей!

Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru ©

Источник: https://www.gnomik.ru/articles/art-rol-semi-v-razvitii-lichnosti-rebenka/

Семья и ее роль в воспитании детей

Роль семьи в развитии ребенка

Развитие детей начинается с семьи. Близкие вкладывают в личность основы поведения, духовные и общественные нормы. Роль семьи в воспитании детей настолько велика, что влияет на становление личности как положительно так и отрицательно. Как же вести себя членам семьи, чтобы воспитать полноценную, адекватную личность? Какие задачи стоят перед родителями?

Роль семьи в воспитании детей

Обычно члены семьи принадлежат одному поколению, но бывает вместе живут много поколений семьи (бабушка, дедушка, мама, папа).

Благоприятным моментом роста является то, что ребенок ощущает защиту и получает духовный подъем общаясь с мамой, папой, сестрами, братьями, бабушкой или дедушкой.

В такой семье самопроизвольно вырабатываются знания и готовность проявлять внимание, спешить помочь. Вспомните теплые вечера с бабушкой, добрые сказки и вкусный чай с вареньем.

Это прививает заботу о близких, ценность семейного очага. Дедушка — символ мудрости и мужества, научит ремеслу. Многодетная семья дает огромную возможность получить многогранное развитие мальчикам и девочкам. Дети из такой семьи вырастают чуткими, внимательными, самостоятельными.

Также положительную роль семьи в воспитании ребенка играет личный пример родителей. Чтобы сын стремился быть сильным и поступать правильно, просто необходимо видеть перед собой такой пример. Дочь вырастет женственной, достойной, любящей только если ее мама была таковой.

На главном месте в воспитании подрастающего человека стоит духовный союз, открытая связь родителей с малышом. Ни за что на свете не стоит бросать на произвол судьбы воспитание ребенка или оставлять подростка самим с собой.

Каждый родитель видит в чаде продолжение самого себя. Некоторые родители видят свою крошку, как объект для реализации несбывшихся желаний, впоследствии такой малыш становится частью родителей. Нередко мы, родители, выбираем занятия по своему усмотрению, по своим интересам.

Нелегко отказываться от реализации желаний. задача  — принять решение, которое удовлетворяло бы обоих участников (маму, папу), помнить о мнении другого родителя. Еще одной задачей взрослых является соответствие слов и дел.

Кроха не понимает, почему курение вредно, если папа или мама не стесняясь курят. Также немаловажно обсуждать противоречия без присутствия детей.

Маленькие слушатели легко усваивают информацию, а также используют выгодно для себя, обычно их выбор склоняется в сторону лени, нежелания учиться, упрямства.

Во время контакта родителей с детьми вырабатывается понятие общения:

  • Кроха воспринимается таким, какой он есть;
  • Взрослый смотрит на ситуацию глазами ребенка;
  • Родитель верно оценивает ситуацию.

Некоторые родители любят свое чадо просто так, ни за достижения или красивую внешность, а просто за то, что он есть. Это есть безусловная любовь.

Бывает, что детей любят за поступки, хорошие оценки или яркую внешность. Однако, когда школьник приносит плохую оценку, он чувствует, что никому не нужен, отношения ухудшаются. Тогда дите не ощущает защиту, которая так необходима. Такую любовь называют обусловленной.

Самое страшное для детей — это полное безразличие. Такое отношение играет пагубную роль семьи в воспитании личности ребенка. Если младенец был нежеланный или случились серьезные проблемы, может внешность малыша не удовлетворяет желаний родителей, это приводит к отвержению отпрыска или безразличию. Нередко такое отношение складывается подсознательно, т.е. не контролируется.

Семья закладывает физическое развитие, здоровье индивидуума. Также немаловажна роль семьи в воспитании нравственных ценностей. Влияние семьи на воспитание ребенка ежедневно оказывают родные, умственный рост зависит от ценностей родителей, обстановки в семье, познавательных потребностей.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

По натуре своей дети любопытны, они постоянно о чем то спрашивают взрослых, тем самым развивают свой кругозор и словарь. Дети дошкольного возраста интересуются всем, что неизвестно или непонятно им. Дошколята, умеющие читать сами, черпают информацию из литературы, былин, потешек.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста очень велика, дошкольникам необходимо посещать спектакли, просматривать познавательные передачи, следить за выставками, ходить в музеи. Посещая культурные общественные места прививается умение правильно общаться, страсть к искусству.

Познавательные умения начинают развиваться раньше, чем предполагают часть родителей:

  • первая улыбка мамы;
  • забота о младенце;
  • чтение сказок, стишков;
  • разговоры по дороге домой и много другое.

Обыденные для взрослых действия имеют большое значение воспитания дошкольника.

Большую роль развития дошкольника играет стиль семейного воспитания.
Проанализируйте свое отношение к ребенку, Ваше общение. Если Вы понимаете, что действующий стиль не приведет к положительному результату, постарайтесь сменить тактику воспитания. Стиль семейного воспитания играет огромную роль в становлении личности.

Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Родители — основоположники рождения личности, роль семьи в воспитании ребенка, продвижение его нравственного уровня, безоговорочно, велика.

Дошкольный возраст очень доверчивый и дети впитывают информацию “как губка”. Поэтому ученые и педагоги подтверждают, что эти годы очень важны для закладки морально-нравственного фундамента.

Семья представляет первое общество, которое оказывает мощное влияние на формирование человека как личность.

Началом нравственного воспитания является духовность окружения, в котором дошкольник проводит основное время. Нравственное воспитание выражается вежливостью, уважением к старшим, тактичностью.

Традиционные роли родителей

Детям непрерывно нужно получать родительскую любовь. Во время сложных ситуаций малышу необходима родительская поддержка. Семью нельзя чем то заменить.

Какую же роль играют родители в воспитании детей? Родители являются показателем норм поведения в обществе, правил коммуникации с близкими, реализации себя как личность.

Некоторые считают, что до трех лет заниматься воспитанием нецелесообразно, однако именно этот период роста является основополагающим для закладки знаний, умений, ценностей, отношения к себе и окружающим. Главную роль здесь играют мать и отец.

Роль матери в воспитании ребенка

Мама — это единственный человек, с которым дети чувствуют себя в полной безопасности. Только находясь с мамой можно быть собой и не переживать о том, что кто-то посмеется или обидит. Находясь под материнской защитой, кроха перестанет боятся чужих насмешек и начинает строить взаимоотношения с обществом.

Основная роль матери в воспитании ребенка ведет к тому, чтобы она стала хорошим примером и верным другом. Мать должна спокойно объяснять малышу, если он поступил неправильно, неприемлемы физические наказания или приказной тон. Детям необходимо озвучить круг их обязанностей по дому, опираясь на возрастные и физические особенности.

Вопрос состоит в том, чтобы мама приучила выполнять задания с любовью, ответственностью и удовольствием.

Женщине необходимо делиться своими ценностями, знаниями, взглядами, но не навязывать. Дочери или сыну важно, чтобы его мнение было услышано.

Когда в семье не один ребёнок, а два, три или более, маме сложнее распределить свое внимание на всех детей поровну.

Нужно учитывать заинтересованность каждого, не обделяя вниманием ни старших ни младших, взрослые дети нуждаются в материнской любви не меньше остальных.

Мама является показателем того, какая должна быть женщина в семье: заботливая, мудрая, уравновешенная, адекватная. Дочь проецирует поведение на себя в будущем, а сын свою супругу. Поэтому матери следует следить за своими поступками и словами. Брошенное в чувствах слово, поступок сгоряча схватывается малышами “на лету”.

Даже в зрелом возрасте за советом или добрым словом мы идем к маме, потому что она всегда выслушает, приласкает, не осудит.

Роль отца в воспитании ребенка

Для абсолютного согласия в семье необходимо, чтобы два родителя принимали содействие в развитии детей.

Мама — символ тепла, заботы, нежности. Папа — символ защиты, прочности, постоянства.

В большинстве семей принято “не трогать” папу после трудового дня, однако дочери или сыну просто необходимо некоторое время провести в общении отца. Достаточно поинтересоваться о делах малыша, почитать книгу или поиграть. Роль отца в воспитании ребенка заключается не только в материальном обеспечении. Отец должен проводить выходные в семье, вместе гулять, ходить в кино, в гости.

Говорят: если родился сын, мужчина стал отцом, если дочь — папочкой. Так вот для девочек папа является символом устойчивости, целенаправленности. Такого мужчину она будет искать себе в будущем. Маленькие принцессы вырастают с чувством уважения к мужчине, благодаря правильному воспитанию отца, а также его отношению ко всем членам семьи.

Отец для мальчиков является образцом для подражания. Папам требуется следить за собой, за словами и действиями.

Наоборот, мальчики, выросшие без отца, не имеют представления, как поступает мужчина в той или иной ситуации.

 Сын, выросший в полноценной семье владеет представлением о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, в будущем у него в голове уже сложилась картинка счастливых отношений.

Папа знакомит с выносливостью, спортом, здоровым образом жизни. Физкультура развивает дисциплинированность и организованность. Папино одобрение оценивается мальчиком очень высоко, поэтому стоит поощрять сына, радоваться его успехам. Отец является самым близким другом, необходимо брать маленького мужчину на рыбалку, в походы, обсуждать с ним мужские вопросы (в соответствии с возрастом).

Роль отца в воспитании детей в семье неразрывно связана с развитием полноценной личности. Если мужчина не знает как участвовать в воспитании детей, женщина направляет его:

  • отправлять на прогулки с детьми;
  • обсуждать проблемы, связанные с ребенком;
  • не стесняться обращаться за помощью к мужу;
  • просить мужа решить конкретный вопрос вместе с ребенком.

Подводя итоги, выделим факторы, играющие положительную роль в воспитании детей:

  • Необходимо принимать активное участие в жизни детей;
  • Прислушиваться к мнению крохи;
  • Обсуждать семейные вопросы вместе;
  • Принимать кроху таким какой он есть;
  • Исключить физическое, психологическое насилие;
  • Позволять малышу самостоятельно принимать решения.

Проводите максимум своего времени с детьми, они должны быть уверенными в вашей поддержке и их важности. Только так из маленького человека вырастет уверенная полноценная личность с чувством собственного достоинства.

Источник: https://detiivzroslie.ru/vospitanie/semya-i-ee-rol-v-vospitanii-detej

Роль семьи в развитии ребенка

Роль семьи в развитии ребенка

Часто приходится слышать фразу о том, что хорошие дети вырастают только у хороших родителей. Но никто из нас не берется сказать, какими именно должны быть родители. Одно можно сказать с уверенностью, что роль семьи в становлении личности трудно переоценить.

На протяжении всей жизни человека сопровождают основы и качества поведения, заложенные в раннем детстве.

Сегодня все меняется, появляются новые технологии, имеется возможность получения дистанционного обучения, но семейное воспитание по-прежнему занимает главную нишу в развитии личности ребенка.

Что и как должны делать родители

Каждый член семьи должен действовать скоординировано, чтобы воспитание проходило системно. Семья в воспитании должна выполнять следующие функции:

  • обеспечивать малышу условия для физического развития;
  • прививать любовь к искусству;
  • участвовать в развитии его личности;
  • обучать ребенка;
  • доносить нормы нравственного поведения.

Физическое развитие подразумевает совместные занятия гимнастикой и проведение спортивных упражнений. Это поможет заложить первый кирпичик здоровья малыша, дав ему толчок к ведению в дальнейшем здорового образа жизни. Но любое занятие должно приносить радость.

Поэтому гимнастические упражнения нужно проводить в игровой форме. Дети в школьном возрасте часто воспринимают все поучения в штыки. Поэтому им лучше всего преподносить все на собственном примере.

Таким образом, можно не только повысить уровень здоровья семьи, но и сделать ее еще более сплоченной.

Ребенок проводит большую часть времени в семье. Именно в этих условиях происходит формирование личности малыша, идущее в двух направлениях:

  1. Родители целенаправленно воспитывают ребенка и формируют его привычки.
  2. Малыш наблюдает за членами семьи и копирует их поведение и образ жизни.

Поэтому любое воспитание необходимо начинать с себя. Культурное поведение с окружающими людьми, просмотры хороших фильмов, чтение классической литературы, соблюдение правил этикета и личной гигиены – это все является примером для малыша.

Стоит особое внимание уделить воспитанию нравственного поведения и творческих интересов. В каждом возрасте у детей повышен уровень любознательности, который выражается в постоянном задавании вопросов родителям и изучении окружающего мира. Родители должны стимулировать познавательный интерес малыша, максимально подробно отвечая на всего его вопросы.

Развитию творческих интересов способствует чтение книг, будь то книжки-малышки или произведения великих классиков. Но одного прочтения мало. Для развития ребенку будет полезно обсуждение прочитанного произведения, высказывание своих точек зрения.

Походы в театры и на кукольные спектакли, музеи и выставки – все это также влияет на воспитание ребенка положительным образом.

Познавательные способности у ребенка начинают развиваться уже с рождения. Хотя многие родители этому не придают особого значения ввиду небольшого возраста. Но банальные составляющие повседневной жизни крохи и его мамы (улыбки и агуканье, уход за малышом, пение колыбельных песен и пр.), дают малышу возможность узнать о жизни не только в пределах семьи.

Стили семейного воспитания

Случается и так, что семейное воспитание влияет на становление личности малыша не самым лучшим образом, принося отрицательные результаты.

Взаимоотношения с родителями порой носят травмирующий психику характер, и вспоминаются на протяжении долгих лет с ноткой печали. Это может напрямую зависеть от стиля семейного воспитания.

На сегодняшний день педагогами и психологами выделяется три стиля семейного воспитания – попустительский, диктаторский и демократический.

Первый стиль воспитания в семье носит еще и название «либеральный». Он существует ввиду чрезмерного баловства родителями своих чад. В итоге, малыши, окруженные чрезмерной любовью, могут вырасти безответственными и недисциплинированными. Часто дети из таких семей на всю жизнь остаются эгоистами, требующими ежеминутного внимания к своей личности.

Для второго стиля характерно воспитание детей в строгости. Родители в таких семьях требуют неукоснительного выполнения всех требований, не обращая внимания на мнение детей. Угрозы, принуждения и приказы – все это разрушительно влияет на личность ребенка. В итоге диктат может привести к двум крайностям:

  1. Полное подавление ребенка, как личности – пассивность и апатия с его стороны.
  2. Внутренний протест – лицемерие, грубость, приступы агрессии и лживость со стороны малыша.

Демократический стиль воспитания сегодня можно считать оптимальным вариантом. Родители стараются учитывать пожелания малыша, внимательно относятся к нему и с уважением относятся к его выбору.

Малыши могут поделиться любой проблемой с родителями и всегда могут рассчитывать на получение мудрого совета.

Дети из таких семей надолго привязаны к родительскому дому, где они всегда смогут найти поддержку и добрые слова.

Воспитание в семье имеет большое значение в личностном формировании ребенка. Семейный уклад играет главную роль и во всестороннем развитии малыша. Но помимо семьи, воспитательные функции возложены и на общеобразовательные учреждения – детские сады и школы.

Сегодня практически в каждом образовательном учреждении имеются специальные социально-психологические службы, которые помогают детям в сложных жизненных ситуациях. Поэтому каждый малыш может рассчитывать на всестороннюю поддержку не только в пределах семьи.

 К сожалению, современные родители вынуждены доверять воспитание своих детей бабушкам и няням. Ввиду их чрезмерной занятости ребенок недополучает родительской любви и внимания, а развитием его личности занимается старшее поколение, которое старается привить ему свои нравственные принципы.

С одной стороны, это можно считать и положительным моментом. Однако, нехватка родительского тепла и заботы делает связь между родителями и детьми неимоверно хрупкой, что может привести к возникновению напряженных отношений в будущем.

Чтобы малыш вырос хорошим человеком, в семье должна царить гармония. Нужно сделать так, чтобы учитывалось мнение каждого члена семьи, чтобы имелась возможность нахождения компромиссов в любом вопросе, а домашняя атмосфера была наполнена любовью и взаимопониманием.

(1 голос, оценка: 3.00 из 5)

Источник: https://razvitierebenka.info/sovety/rol-semi-v-razvitii-rebenka.html

ovdmitjb

Add comment