Irvuz

Родители как воспитатели

Общество анонимных родителей: как стать хорошим воспитателем? | Милосердие.ru

Родители как воспитатели

В 70-е годы в Европе и США появилось понятие «родительская самоэффективность». Его суть в том, что  неповторимый опыт мам и пап и удовлетворенность своей родительской ролью важнее правильного применения готовых воспитательных практик.

Радости и печали родителей, их победы и неудачи – не столько эмоциональный фон, на котором разыгрываются взлеты и падения детской жизни, сколько среда, которая питает детей.

Исследование, проведенное в 2015 году в петербургских школах ( о котором мы рассказывали в публикации «Почему одни дети учатся хорошо, а другие плохо»), подтвердило, что школьные отметки учеников напрямую зависят от уверенности их родителей в собственных силах. Когда члены семьи прикладывают усилия, чтобы справиться с личными проблемами, их дети тоже начинают делать успехи в школе.

«Не доверяю никому!»

Катерина Николаевна Поливанова. Фото с сайта hse.ru

«Мы едва ли не первыми в России стали говорить не о том, что для воспитания ребенка важно, как чувствует себя мама, когда она находится наедине с собой, — говорит Катерина Николаевна Поливанова, директор Центра исследований современного детства, профессор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ, доктор психологических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования. – Но прежде чем создавать программы для родителей, надо понять родительский запрос. С одной стороны, современными родителями руководит диктат нормы и экспертного знания.

Многие уверены в том, что если что-то неправильно пошло в течение первых трех лет жизни ребенка, это чревато для него проблемами во взрослой жизни, а виноваты будут родители. С другой стороны, современные родители не доверяют никому.

Они сомневаются в медицинских советах (отсюда – широкая дискуссия, прививать или не прививать ребенка), отвергают традиционные источники знания, в том числе — опыт дедушек и бабушек. Снижается авторитет учителя. «Он не понимает моих детей!» — решают в семье.

Все больше родителей заявляют, что хотят забрать детей из школы и учить их дома. «Вы готовы отдать кому-то на аутсорсинг собственного ребенка?» — спрашивают они.

Но самое удивительное: стоит заговорить с родителями о некоторых семейных проблемах, к тебе начинают относиться как к агрессору, который хочет проникнуть в интимное пространство семьи. Для меня эта внутренняя напряженность и является доказательством того, что мы нащупали наиболее важные болевые точки современного родительства, с которыми надо работать».

И Катерина Поливанова рассказала, где «болит».

Тернистый путь от нуля до восьми

В 2016 году Центр исследований современного детства НИУ ВШЭ  решил помочь родителям, и создать трениг для повышения родительской грамотности. И сначала провел опрос 2000 родителей из разных городов России, которые воспитывают детей до восьми лет. Оказалось, что на пути «от нуля до восьми» редко встречаются островки спокойствия и счастья.

«Мы спросили у родителей, какие вопросы, связанные с развитием воспитанием, образованием ребенка возникали у них за последний год. А потом посчитали количество знаков в ответе, — рассказывает Елизавета Сивак, научный сотрудник Центра исследований современного детства, преподаватель Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ. —

Чем длиннее ответ, тем больше озабочены родители.

Выяснилось, что озабоченность отцов почти не зависит от возраста ребенка. Отцы всегда излагают конкретные проблемы. С мамами все иначе. С нуля до трех лет все мамы озабочены: они читают книги и статьи по психологии и педагогике, регулярно (иногда 2-3 раза в месяц) выходят на родительские форумы, следуют медицинским и педагогическим теориям, изложенным в научно-популярных книгах.

Когда ребенку исполняется 4-5 лет, мамы наконец могут вздохнуть свободнее. К 4 годам ребенок многому научается, он уже в садике. Но после пяти лет мам накрывает новая волна беспокойства: ребенку скоро идти в школу! Пик тревожности нарастает к 6-7 годам. В это время мамы начинают задаваться вопросами, которые связаны со школьной жизнью.

Они изучают информацию о правах и обязанностях учеников в школе (что, по нашему мнению, должно заинтересовать семьи немного позже). Ребенок в первом классе — это новые стрессы! Через него мама начинает испытывать возрастающие давление общественного института – школы.

Она рассказывает об этом опыте почти с отчаянием: «Все, в семь лет детство закончилось, наступила взрослая жизнь!»…».

Выяснилось, что теоретические знания (педагогику «вообще») родители готовы воспринимать только в небольших дозах, и то — в определенные, самые спокойные годы жизни своего ребенка. А этих спокойных лет, как выяснилось, очень мало!

Поэтому в Центре исследований современного детства для родителей разработали локальные, точечные модули по основам детской психологии, каждый из которых рассчитан на определенный возраст: от 0 до 3 лет, от 3 до 7-ми, от 7 до 10-ти и так далее, вплоть до 18-ти.

Давать ли родителям эти модули, будет решать ведущий семинара.

Какой смысл в знаниях по детской психологии, если семьям сейчас не до этого? Если у них на носу – школа, и множество страхов, связанных с нею?

Некоторые родители признаются, что воспринимают школу, как мрачную грозовую тучу, нависшую над их жизнью.

Ведь детсад и школа подобны вращающемуся прожектору, который транслирует на все стороны света мифологический образ «идеального родителя». А в свете этого прожектора, как известно, далеко не каждый папа и не каждая мама уютно себя чувствуют. Так что комплексов при столкновении с образом «идеального родителя» – хоть отбавляй!

«Я – плохая мать!»

Четверть века назад родителям было понятно, что надо отдавать ребенка в школу, делать прививки, соблюдать определенный режим питания, читать те или другие книги.

Сегодня родители вправе выбрать любую систему педагогических взглядов, любую траекторию развития ребенка и следовать экспертным советам по собственному вкусу.

Интересно, что только на одном, самом известном, родительском форуме родителей Санкт-Петербурга в 2015 году было зарегистрировано около 285 тысяч мам (и это много, если учесть, что в городе, по данным переписи, 900 тысяч женщин от 20 до 44 лет).

Так что посоветоваться есть с кем. И есть возможность ознакомится с множеством  воспитательных теорий. Но эта множественность выбора и порождает растерянность.

«В 2016 году мы опросили тысячу мам и тысячу пап, имеющих детей в возрасте от нуля до восьми лет (это наиболее бурный период знакомства с родительством) о том, какие источники информации о педагогике и психологии они используют, доверяют или не доверяют им,- рассказывает Яна Козьмина, младший научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ. –

Попутно выяснилась удивительная вещь: оказывается, многие наши респонденты строят образ своего ребенка, исходя из двух взаимоисключающих категорий: «психика» и «характер».

Это – известные в науке термины. Однако у родителей они приобретают своеобразное наполнение.

С помощью термина «психика» родители описывают, что их ребенок уязвим и потому малейшее неправильное действие, грубое слово или некорректное поведение взрослого могут привести к необратимым последствиям.

Мамы выражали тревогу, что если их первоклассник 1 сентября услышит от учителя какое-нибудь необдуманное слово, то он навсегда потеряет мотивацию к учебе.

С другой стороны, когда родители описывают ребенка сточки зрения его сопротивляемости, они упоминают о «характере». Мамы жаловались: ребенок ленится или может часами скандалить, чтобы не делать домашнее задание. При этом они прибавляли: «Это – характер!».

У их ребенка, в их представлении, оказываются две оси, которые противоречат друг другу. С точки зрения «характера» надо разговаривать с ним строго. С точки зрения «психики» – его надо холить и лелеять.

И все это – одновременно! Мама не может с этим справиться. « Я – плохая мать!» — в отчаянии восклицает она. Стресс возникает из-за того, что в научные термины вкладывается несвойственное им содержание.

Родителям надо объяснять, что они сами создали себе эту трудность».

Яна Козьмина напоминает, что некоторые научные теории, которыми подкрепляются известные педагогические и психологические концепции, за долгие годы так и не были доказаны на практике.

В их числе — приписываемая нейронауке (науке о мозге) теория о том, что заботливые родители должны создать ребенку до трех лет особую стимулирующую среду, иначе его ждет множество трудностей во взрослой жизни. Родителям, которые волнуются из-за того, что они что-то сделали не так, приходится напоминать, что эта теория — не истина в последней инстанции!

Доверчивость недоверчивых

Фото с сайта punwadi.com

Исследователи обратили внимание на то, что современные родители, желающие посещать семинары, читают много. Однако при выборе научно-популярной книги о воспитании они руководствуются своими симпатиями и антипатиями. «Мне это показалось близким!» или «Нашим знакомым понравилось».

Никто не спрашивает, какими практическими результатами подтверждаются педагогические или медицинские теории, выбранные ими для воспитания своих детей. А ведь выбирали эти теории те самые «тревожные мамы», которые корили себя за мельчайшую ошибку в режиме питания своего ребенка или за то, что повысили на него голос…

«- Вот поэтому родителям приходится объяснять, что не все рекомендации экспертов, вычитанные в научно-популярной литературе или услышанные на интернет-форумах, им следует выполнять, — объясняет Анастасия Нисская, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.– Важно, чтобы родители поняли: вот эти знания (например, медицинского характера) являются научно обоснованными и за ними можно обращаться к экспертам. А вот – огромный перечень ситуаций, в которых решения надо принимать самостоятельно, выстраивая собственную траекторию отношений с ребенком».

Те, которые молчат

В Центре исследований современного детства НИУ ВШЭ подготовлены несколько модулей для занятий с родителями.

«- Один модуль посвящен образам, связанным с идеальным настоящим: он позволяет участникам занятий отрефлектировать свое родительство как культурный феномен: понять, какое место занимает в нем давление со стороны общественных институтов и где проходит граница их собственной свободы, — рассказывает Анастасия Нисская.

— Второй модуль помогает родителям разобраться, в каких сферах родитель должен повлиять на жизнь ребенка, а в каких – ребенок может выбирать самостоятельно. Третий модуль – знаниевый, он посвящен психологии.

Четвертый – интеграционный: он помогает мамам и папам собрать из разных кусочков свою собственную родительскую стратегию».

В 2016 году 55% участвовавшие в опросе мам и пап выразили желание посещать занятия для родителей. 45% промолчали.

Ученые из Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ пока не знают, отчего молчат эти 45%.

Сколько семей принципиально отвергают попытку рассмотреть под увеличительным стеклом их личную жизнь (пусть даже на принципах анонимности)? Сколько — боятся утратить представление о себе как об «идеальных родителях»?

«- Может быть, кто-то и не должен обращаться к психологам, чтобы быть нормальной мамой? – задается вопросом Ольга Генриховна Исупова, старший научный сотрудник Центра демографических исследований Института демографии НИУ ВШЭ, доцент кафедры демографии.

— Если родители не читают книги о воспитании, не посещают родительские форумы, не ходят к психологу, значит, им хорошо и без этого? Я — против интенсивного вмешательства психологов в частную жизнь. Но с другой стороны, я не согласна с теми, кто утверждает, что семье психолог вообще не нужен.

Сегодня гиперответственность наваливается на маму со всем сторон. Если у такой мамы будут трудности – она придет за помощью».

Почему родители чувствуют себя несчастными?

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/obshhestvo-anonimnyh-roditelej-kak-stat-horoshim-vospitatelem/

Отец и мать как воспитатели

Родители как воспитатели

Так заложено природой, что отец и мать – естественные и основные воспитатели своих детей. Юридически родители имеют равные права и обязанности в отношении ребенка. Однако согласно культурным традициям, роли отца и матери как воспитателей различны.

Во власти стереотипов

Женщина рожает ребенка, ухаживает за ним, воспитывает. Отец руководит и принимает решения, обеспечивает материальное благополучие и защищает от врагов. Для многих семей такое распределение ролей считается идеалом. В его основе лежат природные черты мужчины и женщины.

Чуткость и нежность матери, сила и энергия отца. А вот способность к сопереживанию детским проблемам и стремление прийти на помощь своему чаду не зависит от пола.

Ученые выяснили, что женщины более чувствительны лишь на словах, мужчины переживают с равной силой, но предпочитают не выражать свои эмоции.

Стереотип, сложившийся веками, прочно живет в нас. Признак хорошей матери – при первом же плаче ребенка бросаться на помощь, утешать и лелеять, в то время как мужчине «неудобно» проявлять  беспокойство и растерянность.

Материнский инстинкт – миф?

Американский зоопсихолог Г. Ф. Харлоу доказал, что материнские чувства неинстинктивны. В многолетних экспериментах над человекообразными обезьянами, ученый отделял новорожденных малышей от матери. В результате, детеныши плохо развивались. После того как им вносили искусственных матерей  (чучела обезьян), поведение малышей менялось к лучшему.

Они играли рядом с мамами, лазали по ним, ласкались, а в случае опасности искали защиты. Казалось бы, разницы между родной мамой и искусственной мачехой не оказалось. Но когда обезьянки подросли и обзавелись потомством, материнское поведение у них начисто отсутствовало.

Со своими детьми они вели себя так же равнодушно, как их искусственная мама, били и отталкивали малышей.

Экспериментально было установлено, что у высших млекопитающих (а к ним относится и человек) материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства.

Отношения с матерью и ребенком после рождения – та основа, на которой развивается далее весь мир эмоциональных отношений человека. Кроме того, науке известны случаи, когда в процессе нежелательной беременности развитие ребенка происходило аномально.

Некоторые психические расстройства у детей обусловлены холодными отношениями с матерью. Вот почему до и после рождения ребенка так необходимо теплое и ответственное отношение к малышу.

Отцы и дети – есть контакт?

Контакт ребенка с матерью более крепкий и интимный, ведь она вынашивает дитя под сердцем, разделяет с ним радость рождения, кормит грудью.  Для отцов, напротив, с рождением малыша многое меняется не в лучшую сторону.

Ну чем не послеродовая депрессия: новые заботы и хлопоты валят с ног, внимание и любовь жены достаются ребенку, ухудшается здоровье (в медицине —  «синдром кувалды»).

Это свидетельствует о том, что появление ребенка для мужчины – не менее важное событие, чем для женщины.

Социологи утверждают, что функция отца как воспитателя в последнее время значительно изменилась, и в лучшую сторону. Классическая роль отца — добыть пропитание и защитить семью от врагов — ослабла. В наше время на жизнь зарабатывают оба супруга, а главными врагами семьи стали бытовые проблемы.

Сегодня мужчины глубже переживают интимность семейной жизни, чем прежде. Современным папам присущи многие черты, благоприятные для нормализации семейной атмосферы: великодушие, чувство юмора, изобретательность.

Естественно, сможет ли мужчина в полной мере реализовать себя в качестве отца, зависит только от женщины, ее поддержки и понимания.

Современные отцы посвящают детям больше времени, чем прежде, и это благотворно влияет на развитие личности. Наблюдения показали, что если на первом году жизни в повседневном уходе за ребенком принимает участие не только мать, но и отец, дети в будущем меньше боятся незнакомых людей, более коммуникативны и открыты миру.

В воспитании отцу традиционно отводится дисциплинирующая функция. Распространено мнение, что страх отцовского наказания лежит в основе развития нравственности.

Исследования же говорят об обратном: дети чрезмерно строгих отцов часто неспособны сочувствовать, сострадать, проявляют агрессивное, а порой даже асоциальное поведение.

(см стили воспитания) Воспитание, связанное с унижением ребенка, его достоинства, как правило, не дает ожидаемого результата. Запреты отца могут действовать только на фоне любви к ребенку.

Без отца

Отсутствие в семье мужчины может оказаться для развития ребенка серьезной психологической, нравственной проблемой. Бессознательно у девочки может сформироваться убеждение, что отец не так уж нужен, что, безусловно, повлияет на ее представления о семье. Девочке отец особенно необходим в подростковом возрасте.

Женщина, воспитывающая мальчика одна, часто становится для него образцом мужского поведения.

Матери в неполных семьях властны и решительны, ведь только на их хрупкие плечи ложится вся ответственность за воспитание. В таких условиях дети вырастают несамостоятельными и безынициативными.

Для мальчика гиперопека одинокой мамы как воспитателя чревата формированием у него нерешительности и тревожности.

Отец и мать – идиллия воспитания

Чувство привязанности к родителям во многом зависит от пола и возраста. Мальчики больше тянутся к матери, девочки – к отцу. В раннем возрасте и мальчики и девочки одинаково интенсивно привязаны к маме. Она для малышей – опора, источник безопасности и удовлетворения потребностей насущных.

Для гармоничного развития ребенка предпочтительно, чтобы в его окружении были представлены и мужской и женский типы мышления, ведь они, как известно, существенно различаются.

Мужчины лучше ориентируются в мире вещей, в то время как женщины тоньше разбираются в психологии. У мужчин больше развито пространственное и логическое мышление.

Зато женщины превосходят их в речевом развитии, способны быстро схватывать ситуацию в целом, действовать интуитивно.

Поэтому развитие интеллекта ребенка, воспитанного только матерью, часто идет по «женскому типу»: языковые способности налицо, но с математикой нелады.

Мужчинам свойственно дифференцированное отношение к детям в зависимости от пола. Так, например, уже с первых дней отец по-разному играет с дочкой и сыном (в отличие от матери), формируя тем самым их половую идентификацию.

Отец, как правило, поощряет активность, решительность и выносливость у мальчика, терпимость, нежность и мягкость у девочки. Для развития личности овладение соответствующим полоролевым поведением мегаважно.

В этом состоит огромная роль отца как педагога и воспитателя.

Дети строят свое поведение, следуя примеру родителей, подражая им в соответствии с полом. Таким образом, для целостного развития личности важно, чтобы ребенок имел опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник: http://uchitel76.ru/otec-i-mat-kak-vospitateli/

Родительское собрание на тему

Родители как воспитатели

  • Цыпуштанова Людмила Владимировна, учитель начальных классов

Разделы: Работа с родителями

Класс:

  • На что и клад, коли в семье лад.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Не тот батюшка, кто родит, а тот, кто уму-разуму научит.
  • Детей воспитать – не курочек пересчитать.
  • Каша варится в котле, а человек – в семье.

Задача: средствами совместного обсуждения различных семейных ситуаций подвести родителей к осознанию важности семейного воспитания.

Форма проведения: беседа с элементами популярных телевизионных игр (для игры все родители делятся на три команды), перед родительским собранием небольшой детский концерт.

Подготовительная работа:

  1. Подготовить презентацию. (см. Приложение 1)
  2. Провести анкету среди детей, родителей.
  3. Подготовить видеозапись «Устами младенца».
  4. Провести тест с детьми, рисунок «Моя семья».
  5. Распечатать «Письмо-обращение детей разных времен и народов к своим родителям».

Ход собрания

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о результативности вклада родителей в формирование характера своего ребенка, а значит, и о его будущем. Как ощущает себя ребенок в семье, какие скрытые «подводные камни» он интуитивно чувствует, не вполне осознавая все отношения в семье. Для начала проведем анкету, в результате которой каждый для себя сможет сделать определенный вывод.

1. Анкета «Какие мы родители?»

Да – 2, иногда – 1, нет – 0.

  1. Проводите ли Вы выходные дни вместе с детьми?
  2. Есть ли у Вас взаимопонимание в семье?
  3. Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли Вы в таком случае, не является ли его поведение результатом Вашего воспитания?
  4. Следите ли Вы за статьями в журналах, телевизионными передачами на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
  5. Единодушны ли Вы с вашим супругом в воспитании детей?
  6. Используете ли Вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
  7. Сознаете ли Вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
  8. Сумеете ли Вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?
  9. Неприятно ли Вам отделываться от ребенка фразой типа «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу свою работу»?
  10. Рассказываете ли о своих трудностях ребенку, о работе?

Меньше 6 баллов – о настоящем воспитании Вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем Вам не уповать на эту поговорку, а не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.

7-14 баллов – Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области следовало бы задуматься. А начать можно с того, что в ближайший выходной полностью посвятить себя детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети Вас полностью за это вознаградят.

Больше 15 – Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

2. Вступительное слово учителя

Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители – пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них все то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина, Вся братия пьяным-пьяна. Не волк воспитывал овец. Походку раку дал отец. Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе. И за слова: легко толкнуть Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

(Себастьян Брандт.)

«Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу.»
(В.С. Сухомлинский.)

«Счастлив тот, кто счастлив дома». Эти слова принадлежат Л.Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел ввиду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми.

Семейное счастье, благополучие семьи рождаются благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны взаимной любовью, общими интересами и делами. Родной дом для ребенка – это то место, где он усваивает основы народной нравственности, где он творит, размышляет, обогащается жизненным опытом.

Мало кто говорит детям, что можно лгать, обманывать, доносить, обижать других, плохо работать, пользоваться чьим-то несчастьем, предавать.

Высказываемые моральные нормы и принципы всегда звучат красиво и возвышенно.

Возможно отсюда удивление, разочарование и раздражение: «Почему мой ребенок зол, непорядочен, почему не поступает, как учили?». Следовало бы в таком случае задать еще один вопрос: «Что это значит – мы учили?». Как правило, ответ таков: «Ну, ведь мы ему сколько раз об этом говорили».

Слова и поступки бывает, не совпадают. Почти каждый из нас лучше в своих словах, чем в действиях. Не всегда удается соответствовать тому, что мы провозглашаем. Однако, если слова и действия – это противоположное, он (ребенок) не только заметит это противоречие, но и не простит его.

Достаточно присмотреться внимательней к играм детей, и легко можно понять, какая семья у ребенка. Главным психологическим содержанием еще дошкольного возраста становится запечатление сценариев жизненных отношений в процессе ролевых игр.

Запечатлев ранее принятые в семье нормы общения с окружающими, ребенок через игру начинает активно постигать смысл жизни. Они улавливают то, чем живут взрослые, причем схватывают самую суть – проявляемые отношения к окружающим людям, предметам, процессам.

Смыслы, запечатленные ими в этом возрасте, становятся во многом определяющими их ценностные ориентиры, мысли, действия и поступки в дальнейшей жизни. Девочки в играх часто изображают мам раздражительными, шумными, крикливыми. Причины этого, по-видимому, в чрезмерной загруженности мам домашними делами и безынициативности пап. (Пример.

Жил-был один третьеклассник Витя. Его постоянно можно видеть на улице. Как-то его спросили, бывает ли он дома. Он ответил: «Бываю, – а потом, помедлив, добавил: – Когда спать хочу.»

– Разве тебе дома скучно?

– А то весело, что ли? Отец придет с работы и к телевизору. Мать – на кухне…). [3]

Вот почему мамам и папам надо чаще смотреть на себя глазами детей, чтобы понять, какой опыт отношений они черпают в семье. Отец и мать не всегда понимают, что их внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на растущего человека.

Те отношения, которые он видит в семье, он в дальнейшем перенесет на отношения с взрослыми, в свою будущую жизнь.

Почему есть семьи, в которых все хорошо? От чего это зависит? По наблюдениям психологов, в такой семье царит обстановка взаимного доверия, уважения, стремления помочь друг другу. Члены семьи общительны, обладают чувством юмора. Отличительная особенность – уважение к суверенности личности каждого члена семьи.

В таких семьях обычно вместе проводят досуг. Каждый член семьи, начиная с раннего возраста, имеет постоянные домашние обязанности и выполняет отдельные поручения. Даже ребенок должен усвоить, что каждый член семьи заслуживает уважения, и у каждого есть свои неповторимые особенности.

В хорошей семье все разделяют ответственность друг за друга. (Пример. В первом классе на уроке окружающего мира по теме «Моя семья» при обсуждении один мальчик сказал, что он хотел бы жить в такой семье как у Миши и Лены, героев учебника «Окружающий мир».

Дальше последовала такая реплика: «А в нашей семье каждый живет сам по себе»).

Рядом с взрослыми живут маленькие люди, способные критически оценивать все происходящее в семье. Дети все видят, слышат, понимают, воспринимают и перенимают.

Послушайте результаты анкеты, проведенной с детьми.

Вопросы:

  1. Любишь ли ты бывать один или со всей семьей?
  2. Хочешь ли быть похожим на родителей? (Да, нет.)
  3. Что тебе в них нравится?
  4. Чем любишь заниматься с родителями?
  5. Делишься ли с ними своими впечатлениями?
  6. Всегда ли родители справедливо тебя наказывают?
  7. Обижаешься ли, если тебя наказали?
  8. Часто ли тебя хвалят?
  9. Чем поощряют за хорошую учебу, работу?

Родительский труд очень тяжелый. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости, одоления неумений. Она требует постоянного самосовершенствования.

Жестокость порождает зло, трусость, лицемерие, страх. Воспитать душу ребенка способно только домашнее тепло, лад между близкими людьми.

Детям рады не потому, что дети хорошие и с ними легко, а дети хорошие и с ними легко, оттого, что им рады.

Все-таки лучшие минуты, часы с детьми – это когда мы вместе, равноправны, счастливы, и всякая самая простая радость жизни: прогулки, угощение, хорошая книга – удесятерятся оттого, что мы разделяем ее с сыном или дочерью.

Папы и мамы, которые это умеют – самые лучшие, самые замечательные педагоги. Одна мама призналась, что, даже когда в школе училась, не радовалась школьным каникулам так, как сейчас радуется каникулам сына.

Придумывает, куда поехать вместе с ним, пойти, какую книгу почитать.

Ваше собственное поведение – решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

А сейчас немного поиграем. Послушайте высказывания детей и постарайтесь определить, о чем идет речь.

3. «Устами младенца»

(фрагменты в презентации.)

– Это длинное, даже очень… Иногда бывает лишка… Бывает широкое и узкое, но широкое лучше… Цвет значения не имеет… Лучше старый, чем новый, он привычнее, роднее… Главное, его надо вовремя спрятать… Чтобы штаны не спадывали… Учитель непослушных детей…(ремень).

– Это имеют все… У всех он одинаковый, но у кого-то он пустой, у кого-то занят… Когда он пустой – это плохо для детей, его быстро начинают использовать в определенных целях… Когда занят, приходится искать, обычно говорят «пятый»… Туда ставят того, кто не слушается…(угол).

– Полуовал и линии… Это закорючка… Ее дают за хорошие поступки… Похожа на букву Б… Из нее может сложиться змейка… Это любят все: дети рады ей и родители… У кого-то она постоянная спутница, у кого-то редкий гость… Каждый любит, чтоб было в дневнике… Самая счастливая оценка…(пять).

– Существо, которое может ругать… Похоже на роботов… Это у всех есть… Без них нельзя жить… Они всем помогают… Но могут и налупить… Кто бьет ремнем… Без них не появились бы на свет…(родители).

– Каждый считает, что в этом деле знаток… Взяться за него никогда не поздно… Хотя доказано, что чем раньше, тем лучше… Плоды пожинают в старости… Лучше этим заниматься, когда лежит поперек лавки…(воспитание).

4. «Счастливый случай»

1. Разминка.

Вопросы первой команде.

  1. Сначала он посетил Цветочный город, затем Солнечный. (Незнайка.)
  2. Чему равен академический час? (45 минут.)
  3. Какую змею легче всего обнаружить? (Гремучую.)
  4. Чтобы их победить, пришлось попить киселя и поесть яблок. (Гуси-лебеди.)
  5. Название первых зубов. (Молочные.)
  6. Отпуск у детей. (Каникулы.)
  7. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
  8. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка.)
  9. Сколько раз в неделю урок русского языка?
  10. Кто проучил директора кукольного театра Карабаса Барабаса? (Буратино.)
  11. Эту песенку напевала самая знаменитая белка. (Во саду ли, в огороде.)

Вопросы второй команде.

  1. Из всех звезд, видных зимой в небе над Россией, эта самая яркая. (Солнце.)
  2. Любимое время детей от звонка до звонка. (Перемена.)
  3. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол из них отпилили. Сколько углов стало? (5)
  4. Герой этого рассказа адресовал свое письмо «на деревню дедушке» (Ванька.)
  5. С какой стороны должен падать на стол свет во время письма? (Слева.)
  6. Помещение, в котором занимаются дети. (Класс.)
  7. Она бывает белой или черной. Что это за птица? (Лебедь.)
  8. Кто из литературных героев 28 лет провел на необитаемом острове? (Робинзон.)
  9. Сколько раз в неделю урок математики?
  10. Кто перевоспитал почтальона Печкина? (Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик.)
  11. Именно ее англичане называют «русским яйцом». (Матрешка.)

Вопросы третьей команде.

  1. Именно его Балда называл меньшим братом. (Заяц.)
  2. Первое слово ребенка. (Мама.)
  3. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 5 яиц? (4)
  4. Растение, которое улучшает зрение. (Черника.)
  5. В какую линию тетради у первоклассников? (В узкую.)
  6. Отрицательная отметка.
  7. На каком континенте нет рек? (В Антарктиде.)
  8. Самая большая в мире птица. (Африканский страус.)
  9. Сколько раз в неделю урок чтения?
  10. О ком речь: «…превратился в огромного льва. Кот так испугался, увидев перед собой льва, что сейчас же бросился на крышу». (Людоед. «Кот в сапогах».)
  11. Так называется и жук, и птица, и африканское млекопитающее. (Носорог.)

2. Заморочки из бочки.

А сейчас каждая команда вытягивает листочек с ситуацией [2] из бочонка, обсуждает ее и предлагает свои выводы вниманию всех. (см. Приложение 2).

3. «Ты мне, я – тебе».

Каждая команда задает ситуацию для обсуждения другим командам.

6. Рефлексия собрания

Уважаемые родители! Напишите, пожалуйста, ваши отзывы о родительском собрании.

А в конце нашего собрания хочется каждому из Вас вручить «Письмо-обращение детей разных времен и народов к своим родителям». (см. Приложение 4). [5]

Список используемой литературы:

  1. Л.В. Бударникова, Г.П. Попова. Проблемы нравственного становления. Материалы к родительским собраниям. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143с.
  2. Алла Баркан. Дети нашего времени. – Москва: Дрофа-плюс, 2007. – 398с.
  3. Журнал «Начальная школа». – М.: Просвещение. – 1990. – №10; 1991. – № 1
  4. Н.И. Дереклеева. Родительские собрания. 1-4 классы. – М.: «Вако», 2004. – 252с.
  5. www.ug.ru/?action=topic&ti_id=20

20.06.2010

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572197/

Родители и воспитатель детского сада: война или мир?

Родители как воспитатели

Поводов для непонимания может возникнуть множество: со стороны родителей – от проветривания группы до невнимательного отношения к ребенку; с позиции воспитателей – от неоплаченных квитанций до невоспитанности малыша.

Родителям в любой ситуации лучше сохранять «холодную голову», ведь дошкольный педагог может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития ребенка, поскольку именно с ним малыш проводит значительную часть своего времени.

Кроме того, у воспитателя есть возможность взглянуть на каждого ребенка со стороны в новой для него обстановке, отличной от домашней, увидеть особенности его общения со сверстниками, заметить качества характера и интересы, выявить пробелы в знаниях и умениях, которые родителям просто не заметны.

Поэтому так важно научиться «дружить» с воспитателями вашего крохи и вести конструктивный диалог. Как развернется сценарий вашего общения с сотрудниками детского сада, во многом зависит от того, сможете ли вы следовать нескольким правилам.

Правило 1. Положительный настрой к детскому саду

Нередко родители, отдающие в садик своего малыша, особенно первого и в ясельную группу, испытывают беспокойство и страхи… В результате и малышу сложно довериться воспитателю и почувствовать себя комфортно в группе, и родители обретают множество поводов для начала конфликта.

Намного продуктивнее изначально сформировать у себя позитивный настрой к детскому саду в целом, и к воспитателям в частности. Нужно постараться взглянуть на ситуацию объективно. Помните:

Муниципальный детский сад – это не дом. Воспитатель не должен заменять ребенку родителей и любить его как родного. Или вникать в его настроения и желания, как воспитатели частных садов, где детей в группе до 10–12 человек.

Воспитателю обычного детского сада глубоко безразлично, что ваш кроха привык есть кашу только под чтение интересной книжки или телевизор. И без этого закатывает истерику. Значит, останется голодным.

И именно мама должна «поработать» со своим капризным чадом, а не критиковать педагога.

Воспитатель делает свой максимум в предлагаемых обстоятельствах. Он выполняет свою работу, очень сложную и ответственную, и на попечении у него, помимо вашего малыша, может быть еще около 30 таких же детей.

Идеала не будет. Поэтому к некоторым «рабочим моментам» в виде синяков и царапин, порванных колготок и чужой кофточки в шкафчике нужно быть готовым заранее и относиться с юмором. 

Правило 2. Адекватная реакция на проблему в детском саду

Нередко родители прямым текстом выражают свое отношение к ситуации: «Почему мой ребенок весь день ходит неумытый?», «Разве можно было выходить на улицу в дождь?!» и т. д. Однако такой обвиняющий стиль разговора отнюдь не способствует решению волнующего вас вопроса.

Между тем родители часто видят лишь результат, не принимая во внимание ситуацию и причины, которыми руководствовался педагог. Такая позиция заведомо портит взаимоотношения. Но молчать в ситуации, когда вас что-то не устраивает, тоже не выход.

Чтобы правильно высказать свое отношение к проблеме, необходимо научиться критиковать конструктивно.

Акцентируйте внимание на моментах, которые вас беспокоят. Просто констатируйте факты: «Я заметила, что Катя ходит с грязными руками», «Сын рассказал вчера, что ему не дают попить».

Дайте возможность воспитателю высказаться. Он сможет объяснить ситуацию со своей стороны: возможно, вы владеете не полной информацией. К примеру, ваша дочь кусается, а дети, понятное дело, дают ей сдачу. И очень странно будет выглядеть в данном контексте претензия «а почему вы позволяете детям бить мою Машу?».

Но бывает и так, что педагог действительно совершил «недочет» в работе… Допустим, малыша вывели на прогулку холодным днем без шапки, либо не позвонили маме сообщить, что у ребенка поднялась температура. Что делать в таком случае?

Сохраняйте спокойствие. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, досчитайте до десяти или примените любую другую практику, которая помогает вам взять себя в руки.

К сожалению, каждый человек в своей профессиональной деятельности не застрахован от ошибок, но в ваших силах не только указать воспитателю на его ошибку, но и способствовать тому, чтобы инцидент больше не повторялся.

Постарайтесь проявить понимание и сформулируйте свои ожидания.

Сделайте так, чтобы в вас можно было увидеть не обвиняющую сторону, а переживающего родителя: «Я понимаю, что проследить за каждым ребенком нелегко, подскажите, что я могу сделать со своей стороны, чтобы впредь такого не происходило?» Таким образом, вы покажете, что не нападаете и заинтересованы в предотвращении проблем в дальнейшем.

Правило 3. Проявление интереса вместо тотального контроля

Каждой маме и многим папам интересно знать, как их малыш проводит день в саду. Но некоторые родители чрезмерно беспокоятся о своем ребенке и ежедневно «засыпают» воспитателя бесконечными вопросами обо всех подробностях дня.

Чрезмерно опекая малыша, стремясь ничего не упустить, родители, сами того не замечая, нарушают контакт с педагогом, потому что демонстрируют своим поведением недоверие к его действиям.

Чтобы избежать «надоедания» воспитателю и не отвлекать его от обязанностей, постарайтесь не переходить грань между естественной заинтересованностью и тотальным контролем.

Включите логику. Ребенок начал ходить в детский сад как раз для того, чтобы учиться самостоятельности, взаимодействию с социумом без родителей (либо потому, что мама вышла на работу).

Главное, раз уж так сложилось, постепенно «отпускать» малыша от себя, доверив присмотр за ним педагогу.

Ощущая спокойствие мамы и папы, ребенок будет чувствовать себя увереннее и сам станет больше доверять своему воспитателю, проявит первые попытки самостоятельности в решении маленьких задач.

Спрашивайте в целом о прошедшем дне.

Конечно, пока ребенок маленький и сам не в состоянии поделиться новостями, можно поинтересоваться у воспитателя, задав общий и «широкий» вопрос: «Как сегодня мой…?» Педагог сам выделит какие-то достижения малыша за день, либо сообщит о назревающих сложностях.

Здоровое участие родителей в жизни малыша всегда вызывает одобрение и поддержку со стороны работников детского сада. А для удовлетворения собственного интереса обращайте больше внимания на информацию в родительском уголке и на электронной страничке детского сада.

Иногда полезно поддержать авторитет педагога. Уважительное отношение к словам воспитателя, следование его рекомендациям непременно будет замечено и оценено по достоинству. Зная, что вы едины в вопросах воспитания, педагог будет с таким же вниманием относиться и к вашим пожеланиям, а это путь к сотрудничеству и взаимопониманию.

Правило 4. Совместный поиск решения

Бывает, что родители категорически не согласны с решением или позицией воспитателя, но предпочитают решать проблему либо на уровне обсуждения с другими родителями, либо в виде претензии к вышестоящему начальству (заведующей, управлению образованием). В таком случае сложно пытаться установить хорошие взаимоотношения, ведь с одной стороны присутствует открытое недоверие, а с другой – обида. Какая есть альтернатива?

Найдите время и силы для откровенного разговора с воспитателем. Так вы сможете открыто обозначить волнующий вас вопрос, выразить свою позицию и объяснить, почему для вас это важно.

Например, если вы против того, чтобы ваш малыш увлекался гаджетами, но видите, что в группе многие дети приходят с планшетами, первым шагом должна стать беседа с педагогом.

Привлеките внимание к увиденной проблеме, объясните, что вы считаете это неправильным (вредно для зрения, разжигание зависти, так как не все дети обладают такой игрушкой и т. д.).

Не стоит срываться на конфликт – напоминать правила детского сада или санитарные нормы, скорее всего, позиция воспитателя тоже имеет свое обоснование.

Однако, если вопрос имеет для вас принципиальное значение, постарайтесь донести до педагога, что вы настроены на совместный поиск решения (например, организовать собрание с вынесением проблемы перед всеми родителями, поддержать введение интересных кружков, чтобы отвлечь детей от гаджетов и др.).

И только в том случае, если воспитатель не идет вам навстречу или беседа с ним не дала никаких результатов, стоит обращаться к заведующему или его заместителю. Но прежде стоит как следует подумать: а виноват ли воспитатель вообще.

Не ждите чудес. Будьте готовы к тому, что окажетесь в своем недовольстве «одна против всех». Если развивать тему с гаджетами, то остальные родители могут не поддержать ваши благие намерения: большинство взрослых привычно нейтрализует своих непосед не совместными занятиями, а именно доступом к планшету или смартфону.

Так что воспитатель в данном случае не сможет исправить ситуацию. Такова жизнь.

В общем, если вы настроены позитивно и видите плюсы в пребывании малыша в садике, понимаете, что это всего лишь этап в его жизни со своими острыми углами, каких еще будет множество, то грамотно и умело выстроенные отношения с воспитателями помогут вам и вашему ребенку оставить самые положительные впечатления об этом жизненном периоде. 

Совет психолога
если вы не согласны с какими-то требованиями воспитателя,  для начала задайте себе вопрос: «Зачем это ему нужно?» Обычно требования воспитателя объективны. Допустим, приводить ребенка до 9.

00, потому что после этого времени начинаются занятия изо, музыкой и пр., а опоздавший малыш всех отвлекает и сам потом сердится, если не может наверстать упущенное.

Важно понимать, что воспитатель обращается к вам с советом в первую очередь ради благополучия вашего ребенка и, естественно, с учетом интересов большинства детей.

Звездные родители

Наталия Лесниковская, актриса, Егор (5 лет) и Марк (3 года)

С детским садом было непросто. В ясли отдала Егора, когда ему еще не было 2 лет. И он попал к очень жесткой воспитательнице, которая, как он рассказал мне, «делает атата».

Был большой скандал… Сейчас у нас третий детский садик, и он замечательный. Я пришла к выводу, что какая заведующая, такие и воспитатели.

В садике, куда ходят оба моих сына, интеллигентная заведующая, и она таких же нянечек и воспитателей подбирает.

Жасмин, певица, Михаил (19 лет), Маргарита (5 лет) и Мирон (5 месяцев)

Мой старший сын, Михаил, в детский сад не ходил, а Маргарита ходит, но у нас не было никаких проблем, одни плюсы! С детьми много занимаются, и, если мы куда-то уезжаем с семьей и она немного отстает, воспитательница звонит мне и рассказывает, что упущено и что нужно подтянуть. Сама Маргарита даже скучает по своему садику, когда мы надолго уезжаем.

Источник фото: Depositphotos

Источник: https://www.2mm.ru/mama/psiologiya/2377/roditeli-i-vospitatel-detskogo-sada-voyna-ili-mir

ovdmitjb

Add comment