Irvuz

Результаты самопознания

Содержание

Самопознание и развитие личности, концепции, этапы

Результаты самопознания

У каждого в сознании присутствует заложенная от природы потребность познавать и развивать себя. К примеру, любая религия предопределяет поиски человеком значительных внутренних сил для реализации самых разных возможностей. Тогда и говорят о том, что самопознание — путь к просветлению. Необходимо выбрать жизненную дорогу, профессию, создать семью.

Когда смысл существования становится понятным, индивидуум превращается в интересную личность. Это является залогом высокой самооценки, появления мотиваций и влечет повышение качества бытия. Процессы, подобные тому, как реализуется самопознание и развитие личности, осознаются, а не приобретаются.

Человек начинает понимать свой внутренний мир и оценивать возможности.

Что такое Самопознание

Процесс постижения индивидуумом самого себя называют самопознанием. Человек осмысливает свою личность, способности, как физические, так и психические, собственное «Я». Все это начинается в младенческом возрасте и находит реализацию по ходу всей жизненной деятельности. В качестве результатов самопознания выступают обеспечение целостности личности, а также ее развитие.

Целесообразно проследить, как оно формируется, чтобы разобраться в аспектах данного понятия. А именно: процесс проходит этапы по ходу отображения внешнего окружения при осознании человеком своей уникальности. Три уровня соответствуют стольким же сферам, в рамках которых организована личность (ступени самопознания). 

1. Биологический: познание себя, как отдельного организма.

2. Социальный, отражающий способность изучать, приобретать умение соответствовать нормам поведения.

3. Личностный, связанный с возможностью делать выбор, организовывать бытие, поведение. А также это способность принимать решения.

Самопознание и развитие личности представляют собой категории, отвечающие за успешную реализацию человека по результатам деятельности.

Индивидуум оценивает себя, приобретает возможность быть при этом объективным, формирует отношения к своему «Я», как объекту познания. Развитие осуществляется при наличии умения улучшать свою потенцию своими силами.

Оно сопровождается стремлением добиваться наивысших достижений и уровней.

Самопознание и саморазвитие личности описывается характеристиками, составляющими научную концепцию в психологии. Конкретно это:

  • психическое здоровье;
  • потенциал личности, способный на оптимальную реализацию;
  • психическая зрелость и внутренняя гармония.

Данные аспекты действуют, как одно целое при взаимосвязи между ними. Результатом можно считать эффективность, с которой реализуется процесс самопознания. Он начинается с детского возраста и продолжается всю жизнь. А расцвет приходится на юные годы, характеризующиеся ненасытным умом, жаждой впечатлений.

Значение самопознания в жизни человека

В молодости человек ставит перед собой высокие цели, осознавая, что самосознание — путь к просветлению. Приобретая общественный статус, обязанности и ответственность, личность может растерять благородство порывов, дающих ранее смысл жизни. А само бытие становится обыденностью.

В такой момент важно умение находить положительные аспекты там, где ранее наблюдался лишь негатив. Это дает дополнительные силы, чтобы принять это свойств и играет весьма большую роль при совершенствовании себя. Человек, осознающий себя, как личность, знаком с собственными характеристиками, отличиями от других, может проводить сравнения.

Все это улучшит понимание того, что самопознание — путь к просветлению.

Виды самопознания

Процесс познания себя происходит последовательно, при прохождении следующих этапов:

  • поиск и нахождение какого-либо качества личности;
  • фиксирование его в сознании;
  • анализ, оценка и принятие.

Различают следующие виды самопознания, соответствующие способам его реализации.

  • Наблюдение за собой, мыслями, поведением.
  • Анализ по отношению к предметам и характеристикам, обнаруженным при самонаблюдении. Устанавливаются связи между причинами и следствиями.
  • Сравнение себя с другими, сопоставление с эталонами.
  • Моделирование собственной личности путем отображения характерных черт и отношений.
  • Обнаружение противоположностей качеств и осознание их.

Путь самопознания приходит к последнему этапу в стадии проанализированных характеристик. Ведь качества могут включать в себя как хорошие, так и плохие стороны. Принято также разделять процесс на три основных вида:

  • аналитический, относящийся к функции ума и ментальности;
  • творческий, в котором выражаются чувства;
  • духовный, выражающий концепцию, что самопознание — путь к просветлению.

Применение той или иной разновидности зависит от позиции, взглядов и мировоззрения. Этапы самопознания в виде вышеперечисленных способов помогают понять свой внутренний мир. А также познавать людей.

Методы и техники самопознания

Процесс самопознания осуществляется с применением следующих средств.

  • Самоотчет. К примеру, ведение дневника, фиксирующего перемены.
  • Ознакомление с фильмами, литературой, где фигурируют образы, с которыми можно сопоставить себя, развивая собственную духовность.
  • Изучение основ психологии, как личностной, так и социальной, знакомство с проверочными тестами. Научный подход приведет к грамотности, правильной оценке личностного роста.
  • Психологическое консультирование со специалистами поможет выявить ошибки и решить проблемы.
  • Мероприятия, связанные с тренингами по психологии дают стимул и помогают организовать самопознание личности.

Что это дает? Приходит осознание цели — достижение состояния счастья в повседневности. А также понимание своего предназначения.

Процесс самопознания, реализующийся специальными средствами, — это те формы, в которых осуществляет свою деятельность психолог.1. Консультирование в частном порядке. При этом составляется индивидуальный план для клиента.

А последний получает возможность раскрыться по максимуму, осознать проблематику, отыскать ресурсы для реализации возможных решений. 

2. Работа с группами по типу психологического тренинга. Между членами выстраиваются отношения, при которых процесс самопознания и изучения психологии окружающих приобретает интенсивность.

Изучение человеком себя начинается с момента, когда он обнаруживает различия с другими людьми. Примеры индивидуальных особенностей — характер, поведенческие факторы, выбранные жизненные цели.

В какой период нужно избирать отдельный от других путь самопознания, чтобы двигаться оп нему? Необходимо пройти этапы самонаблюдения, сравнения и моделирования личности.

После чего следует объединить антиподы с негативным и положительным аспектами и познать других людей, обладая способностью сравнивать и оценивать.

Этапы помогут открыть в себе новое, укрепить самооценку. Выбрав методы самопознания, имеем возможность воспользоваться средствами, с помощью которых:

  • продолжается усовершенствование духовности, внутреннего «Я»;
  • реализуется самопроверка;
  • осознается важность подобной деятельности.

Путь самопознания предполагает использование различных техник, применяющихся в виде этапов или теорий. Перечислим некоторые из них.

Личностный рост

Данная концепция считается этапом либо необходимым процессом. Многие постигают внутренний мир, приобретают духовность посредством религии, единения с Божеством.

Этот способ предполагает смирение, изучение правил жизни по священным писаниям: Библии, Корану, иным источникам. Самопознание и саморазвитие личности становится первостепенной задачей.

В духовных книгах весьма простым языком излагаются пути нахождения своего предназначения. Написанные тысячелетия назад, они весьма актуальны и на сегодняшний день.

Суждения о самопознании здесь отражают:

  • стремление быть здоровым;
  • развитие возможностей;
  • объединение природы и духа.

Данные аспекты объединены в единое целое в ходе повествования. Дети с рождения наполняют свою психику всем, что видят, учатся и приобретают способность отличать себя среди других.

Мировоззрение формируется с трехлетнего возраста, после чего этапы самопознания реализуются в виде возникновения характера с принципами. А затем вырабатывается культура поведения.

Появляются чувства, аналитическое мышление, осознание окружения и событий. Этот перечень шагов называется личностным ростом.

Самоконцепция

Система методов, именуемая эзотерической, предполагает формирование тройственного «Я». Особенности самопознания при этом заключаются в отражении этих неповторимых образов, составляющих личность, трактующих понятия мыслей, мечтаний, устремлений к идеалу. Самоконцепция (или «Я» — концепция) проповедует семейственность, культуру в поведении и общечеловеческие ценности в самопознании.

При выражении души («Я») в материальном мире преследуется цель создать идеального человека. Самопознание направлено на достижение этого. Недостатки нейтрализуются в пользу всестороннего развития мировоззрения. Хотя с ними продолжается борьба. Появляется мотивация. Некоторая конкретная личность используется, как эталон.

Подобные методы самопознания предполагают стирание черты между собой и данным идеалом. Общечеловеческие ценности в данном случае предполагают нахождение своего предназначения при реализации своей уникальности. Оценки и контроль по отношению к себе исключают позицию ниже других.

Общественный вес и самоуважение будут увеличиваться при приближении к идеалу.

Временные этапы

Особенности самопознания в методике применения временных этапов заключаются в отражении сущности индивидуума по отношению к различным периодам. Человек определяется в жизни и ощущает себя частью планеты. Самопознание и саморазвитие личности предполагает прохождение следующих этапов.

Самопознание как процесс развития личности

Общечеловеческие ценности в развитии и самопознании имеют тенденцию к приобретению на протяжении жизни.

Разработан целый ряд теорий и подходов, предполагающих готовность личности к этому процессу, включающих поэтапное прохождение его стадий. Сначала ребенок учится отличать себя от других.

Формируясь с возрастом, он вырабатывает убеждения относительно себя. А также находит мотивацию, побуждающую к развитию себя, улучшению жизни.

Самопознание определяет культуру поведения, специфику мышления и чувств. В результате каждый может создавать сценарий бытия и улучшать его, изменяя способы реализации сознания.

Источник: https://myself-development.ru/protsess-samopoznaniya-v-razvitii-lichnosti/

Процесс самопознания — это способ познакомиться с собой

Результаты самопознания

Самопознание — это уникальный процесс, связанный с изучением и развитием себя как личности. Это способ гармоничного и целостного формирования индивида. Процесс самопознания начинается еще в раннем детстве и длится на протяжении всей жизни человека.

Значение и общая характеристика

Определение «самосознание» включает изучение личностных характеристик, осознание своей глубинной сути, а также психических и физических способностей.

Самопознание — это серьезная потребность, которую испытывает только человек. Это процесс познания своих потенциальных и актуальных возможностей, личностных, интеллектуальных качеств, черт характера, своих взаимоотношений с другими людьми.

У одних самосознание не занимает много времени: оно происходит в один момент. А у других на определение себя в этом мире уходят годы, десятилетия, а иногда вся жизнь.

В науке данное определение лучше всего объясняется в психологии. Она помогает обозначить смысловые функции самопознания. Например, в психологии выделяются следующие грани самосознания:

  • критерий психологически здоровой личности;
  • способ обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;
  • путь саморазвития и самореализации индивида.

Все эти функции связаны между собой и помогают составить целостный портрет зрелого и здорового человека.

Самопознание помогает разрешать конфликты и понимать мотивы собственных поступков. Через познание самого себя человек учиться управлять своей жизнью.

Лишь через познание человек становится личностью, обретает счастье и делится им с окружающими людьми.

В процессе самосознания развиваются творческие способности, индивид находит новые способы решения проблем, которые основаны на взаимопонимании, сопереживании и взаимопомощи.

Определение «самосознание» имеет несколько значений:

  1. Религиозное. Здесь это средство, которое помогает достичь единства с Богом, осознать в себе Божественное начало.
  2. Повседневное. Здесь это способ наиболее широкого применения своих способностей, это метод, с помощью которого можно управлять другими людьми.
  3. Психологическое. Здесь это средство, которое помогает обрести психологическое здоровье, внутреннюю гармонию и зрелость.

Психологи и философы сходятся во мнении, что первоначально самосознание — это инстинктивный процесс, а осознанное восприятие — это продукт жизненного опыта.

В психологии обозначены следующие виды самопознания:

  • опосредованное;
  • естественное;
  • самоисповедь;
  • рефлексия;
  • познание себя через познание других, в ходе общения, игры, труда, развивающей активности.

На практике существуют такие способы самопознания, как:

  • анализ;
  • наблюдение за собой, применяются следующие формы: дневник, анкета, тесты;
  • правдивый внутренний самоотчет;
  • размышления о происходящем в сознании.

Человек посвящает знакомству с самим собой всю жизнь, иногда это происходит неосознанно. Процесс начинается с рождения, заканчивается смертью. Формирование складывается поэтапно по мере отображения внешнего и внутреннего мира личности.

Познать себя можно через постепенное, осознанное узнавание других. Младенец не отделяет себя от окружающего пространства.

В возрасте 3-8 месяцев ребенок учится идентифицировать себя, свои органы, тело в целом от окружающей обстановки. Это называется самоузнаванием — первая ступень на пути к самосознанию.

Для малыша родители, окружающие взрослые — главный ресурс сведений о самом себе. Именно родители дают имя, приучают отзываться на него и т.д.

С того момента, как в лексиконе ребенка начинают появляться такое выражение, как «хочу сам», наступает новый этап самопознания. Ребенок начинает словами обозначать себя, давать себе характеристику.

Изучение собственных качеств происходит с помощью деятельности, контакта с окружающим миром. В процессе коммуникации люди узнают друг друга, дают оценку окружающим. Данные показатели непосредственно влияют на самооценку личности.

Самооценка — эмоционально-субъективная позиция по отношению к своему образу.

Факторы, которые оказывают влияние на самооценку:

  • сравнение своего Эго с выдуманным эталоном;
  • оценивание окружающих людей и сравнение себя с ними;
  • собственное отношение к успехам, неудачам.

Эго-концепция — это более или менее устойчивое, осознанное понятие личности о самой себе. Это представление, как правило, зафиксировано словесно.

Концепция может быть как адекватной, так и неадекватной. Человек способен придумать себе такой образ, который не соотносится с реальностью, вступает с ней в конфликт.

Правильная оценка самого себя помогает успешной адаптации к миру, окружающими людям.

Самопознание человека включает в себя следующие элементы:

  1. Образ Эго. Это структура знаний о самом себе. То, как человек относится к себе, показывает его путь построения отношений с другими людьми.
  2. Самоконтроль. Это регулирование собственных действий, психического состояния в зависимости от требований и норм поведения, общения.
  3. Самооценка. Процедура оценки себя по принципу принятия или непринятия.

Особенности самопознания выражаются во взаимодействии трех выражений собственного Эго:

  1. Реальное. Согласуется с представлением личности о себе в настоящий момент времени. При помощи самопознания можно увидеть объективную картину собственного положения. Индивид дает себе оценку с различных позиций. Общий образ складывается на основе всех социальных ролей. Человек буквально ставит перед собой вопросы о том, какой он родитель, работник. Результаты могут удовлетворять личность или же расстраивать ее. Если образы не совпадают друг с другом, появляются переживания и страдания. Человек способен уйти в глубокую рефлексию.
  2. Идеальное. Это внутренние мотивы и стремления личности к самосовершенствованию. Сюда входят желания, мечты и представления о себе в будущем времени. Формируется представление о том, что нужно сделать для того, чтобы получить желаемое. Этот компонент показывает уровень притязаний, амбиций и уверенности в себе и своих силах. Чаще всего формируется идеальный образ, из-за которого человек не замечает уже достигнутых результатов. Многие так и остаются на этапе мечтаний, не приступив к реальным активным действиям. Для реализации идеального Эго обязательно наличие стремления к переменам.
  3. Прошлое. Это напряженная часть, которая влияет на способ построения жизни человека. Прошлое нельзя изменить. Прожитые негативные моменты не дают личности активизироваться в настоящем времени, делая ее чрезмерно осторожной. Нужно помнить, что прошлое — это незаменимый опыт, который помогает проанализировать собственные поступки и принятые решения. Благодаря этому человек может сконцентрироваться на будущих достижениях.

Психология самопознания — это единая система, компоненты которой неразрывно связаны между собой. Осознав эту структуру, человек проще реализуется в будущем.

Процесс самопознания

В психологии определение «самосознание» включает в себя такие этапы, как:

  1. Первичное самосознание. Человек начинает знакомство с самим собой через окружающих людей. Этот этап относится к пассивной, конструирующей ступени самопознания. Это наивное принятие мнения других людей и создание Эго-концепции, которая сформулирована окружением человека. На данном этапе существует вероятность возникновения проблемы несоответствия, она может быть вызвана как самим индивидом, так и обществом.
  2. Кризис первичного самопознания. Он возникает в результате столкновения мнений о личности. Некоторые мнения не вписываются в привычную систему взглядов человека на самого себя, что приводит к когнитивному диссонансу. Механизмы самопознания на данном этапе приводят к изменению роли «другого». Личность уже не может опираться на эту роль, ее определения, а переходит к самоопределению.
  3. Вторичное самопознание. Это эволюция представлений человека о себе. Это уже активные действия на пути познания самого себя, так как здесь ключевая роль отводится самому индивиду и его собственным ощущениям. «Другой» теперь может выступать только в роли пассивного идеала. Происходит переопределение Эго-концепции за счет того, что индивид начинает сомневаться в истинности своей привычной конструкции. Запускается процесс изменения себя в соответствии со своими планами. Изменяются цели, планы, которые часто касаются и внешнего облика личности.

По активности этапы самопознания можно разделить на:

  1. Пассивную фазу: это возраст от 3 до 8 месяцев, когда познание нацелено на внешний окружающий мир, а познание самого себя происходит эпизодически.
  2. Активную фазу, которую можно разделить на 2 возрастные группы:
    • от 12 до 15 лет: большая часть внимания направлена на внешний вид (одежда, телосложение);
    • от 20 до 30 лет: внимание переключается на внутреннюю сущность (поиск своего места в жизни, самореализация, постижение смысла жизни);
  3. Фазу падения активности: от 60 лет. Индивид считает, что знает о себе все, поэтому самопознание уходит на второй план.

Весь процесс самопознания проходит мучительно в тех случаях, когда человек не удовлетворен какой-либо частью своей жизни, например, нет семьи или любимого дела. Сложнее всех кризисные периоды самосознания переживают творческие личности.

Упражнения на самопознание

Самопознание в психологии — это сложный, но интересный, полезный процесс. Многих волнует вопрос о том, с чего начать этот нелегкий путь. Существуют различные методы самопознания, которые можно использовать дома самостоятельно, некоторые из них представлены в игровой форме.

Самопознание и самовоспитание характера можно натренировать с помощью определенных упражнений.

Упражнение «4 квадрата психологии сознания»

Оно направлено на осознание своей сущности, поиск положительных и негативных качеств личности.

Начните упражнение с того, что разделите лист бумаги на 4 части в виде квадрата, каждый из которых пронумеруйте от 1 до 4. В первой части необходимо написать 5 своих положительных качеств. В третьей части нужно прописать свои негативные стороны.

Главное требование этого упражнения — это честность, нужно искренне ответить на эти вопросы для самого себя.

Далее негативные качества необходимо заменить положительными и записать результаты во вторую часть. Например, такое слово, как «скупость» можно перефразировать в «бережливость».

Положительные качества из первого квадрата тоже нужно переделать в отрицательные и записать результат в 4 квадрат.

Затем следует закрыть качества из 3,4 части и прочитать качества из 1 и 2 квадрата.

Суть упражнения заключается в том, чтобы человек понял, что любую характеристику можно описать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Что для кого-то является хорошим, для другого может оказаться плохим. Не следует тратить время на мнение окружающих, лучше сконцентрироваться на развитии качеств, которые нравятся самому человеку и могут помочь ему в будущем.

Упражнение «Мои желания, мечты и цели»

На выполнение этого упражнения понадобится 30-40 минут. В спокойной обстановке нужно записать свои мечты, желания на бумаге. Масштаб желаемого не имеет значения.

Все мечты рекомендуется прописать в мельчайших подробностях. Лучше всего сделать не менее 100 записей. Должна быть полная уверенность в том, что это именно то, чего хочется.

Важно ответить себе на вопрос о том, а зачем это нужно.

Если все сделать правильно, то появится понимание своих намерений, истинных потребностей. Это поможет прожить более осознанную, энергичную жизнь.

Результаты самопознания

Самопознание и самовоспитание характера помогают получить полноценные данные о себе самих. Полученные сведения объединяются по принципу близости, например, свойства характера, эмоциональные характеристики и т.

д. Все это в дальнейшем образует концепцию Эго. Всецело осознать, понять эту теорию невозможно, так как внушительная ее часть находится в сфере бессознательного. Поэтому путь самопознания — незавершенный процесс.

Степень осознания полноты данной системы во многом зависит от желания, намерения индивида к познанию самого себя.

Все представления, которые человек получил о себе, могут оказаться как истинными, так и ложными. Все зависит от адекватной оценки себя.

К общим результатам самопознания с эмоциональной точки зрения относятся:

  1. Чувство идентичности. Оно рождается благодаря пониманию непрерывности своего существования, чувству полноценности и вовлеченности в окружающий мир. Это чувство может усиливаться с возрастом. Если человеку так и не удалось обрести это осознание, то наступает отчаяние, жизнь теряет всякий смысл.
  2. Принятие себя таким, какой есть. Оно неразрывно связано с чувством идентичности. Индивид принимает все свои положительные и отрицательные стороны. Это не значит, что человек не ставит перед собой целей к самосовершенствованию, это лишь создает основу для саморазвития, работы над собой. Если личность не принимает себя или принимает лишь частично, то возникает борьба с самим собой, которую далеко не каждому удается выиграть.
  3. Уважение к своей личности. Это уровень благожелательного отношения к самому себе. Человек в целом принимает себя положительно, ценит и гордится своими успехами. Уважение должно быть основано на реальных результатах. При низком уровне уважения к себе у личности начинаются внутренние конфликты. При завышенной самооценке развивается эгоизм и пренебрежительное отношение к окружающим. Самоуважение должно складываться по формуле успех / притязания.
  4. Чувство личностной компетентности. Оно складывается на основе данных о себе, своих способностях, осознанности и понимании того, что человек сам способен строить жизнь в соответствии с желаниями, уверенности в своих силах.

Результаты познания самого себя, своей сути достаточно обширны. Это система из сведений о личности и эмоционально-ценностного отношения к себе.

Самопознание и саморазвитие — это путь, проходя который индивид постигает самого себя. Через этот процесс человек может осмыслить и осознать свое внутреннее Эго, лучше узнать свои психологические и физические возможности. Самопознание — это развитие целостности и единства личности.

Источник: https://mypsihologiya.ru/samorazvitie/protsess-samopoznaniya-eto-sposob-poznakomitsya-s-soboj

Самопознание

Результаты самопознания

Самопознание – это процесс постижения личностью самой себя.

Через самопознание человек осмысливает себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психологические и физические способности.

Самопознание является психическим процессом, который обеспечивает целостность, единство и развитие личности. Зарождается этот процесс в младенчестве и реализовывается на протяжении всей жизнедеятельности.

Чтобы понять, что такое самопознание, следует  проследить основные аспекты его формирования. Процесс самопознания формируется поэтапно по мере отображения внешнего мира и постепенного познания самого себя, как уникальной персоны.

Самопознание личности включает три уровня, которые соответствуют трем сферам организации индивида. На биологическом уровне совершается познание себя, как отдельного, автономного организма.

Социальный уровень выражает способность к изучению, овладению умениями и освоению норм поведения в обществе.

Личностный уровень представляет способность осуществлять выбор, принимать решения, согласовывать свое поведение, организовывать свою жизнь.

Самопознание и развитие личности

Самопознание и развитие личности – это категории, которыми обеспечивается успешность и результативность самореализации человека.

Самопознание личности – это оценивание человеком самого себя, способность объективно взглянуть на себя и умение отнестись к себе, как объекту познания.

Развитие обозначает умение совершенствовать свои потенциальные возможности собственными силами, чтобы достигнуть наивысшего уровня развития.

В психологии существует научная концепция, согласно которой процесс самопознания имеет некоторые смысловые характеристики, представленные определенными аспектами: здоровье человека (психологическое и психическое); личностный потенциал (оптимальная реализация потенциала); гармония (внутреннего мира и психологическая зрелость). Все эти аспекты взаимодействуют и работают целостно, обусловливая высокую эффективность самопознания личности.

Самопознание, как и саморазвитие личности, довольно продолжительные во времени процессы. Они осуществляются в течение целой сознательной жизни индивида.

Начинается самопознание с раннего возраста. Дети развиваются, познают, на что они способны, учатся отличать себя от других объектов внешнего мира, знакомятся с окружающим миром с помощью механизмов подражания.

Психика малыша раннего возраста настолько восприимчива, что он, как губка впитывает буквально все, что происходит вокруг него, всю информацию о предметах и процессах, при этом, не делая различия в содержании (нужна ли ему подобного рода информация, что плохое, что хорошее и что именно ему необходимо).

Ребёнок начинает осознавать смысл предметов и разделять воспринятую информацию, когда саморазвитие личности становится еще более сформированным, примерно после трехлетнего возраста.

Существует много различных теоретических подходов и концепций саморазвития человека. Например, самоконцепция, она предполагает способность и готовность человека к процессу саморазвития.

В процессе возрастного формирования человек создает ряд собственных убеждений относительно себя самого и находит такой личностный мотив, который становится основным побуждением к саморазвитию и определяет поведение человека.

Относительно этого мотива создается определенное содержание размышлений и чувств человека, вырабатывается специфика его поведения, личностное отношение к окружающему миру и мировоззрение.

Из данной теории следует, что каждый индивид создает собственный жизненный сценарий и может его совершенствовать через изменение сознания и способа мышления.

https://www.youtube.com/watch?v=umjAwCheViw

Теория самоконцепции закладывает структуру личности, заключающуюся в тройственности образа человеческого «Я».

«Я» — идеальное – составляет четкое представление человека о его уникальности, его личных особенностях, мечтах, идеалах и надеждах. «Я» — идеальное является интегрированным образом идеального человека для конкретной личности. Такой идеал совмещает в себе самые лучшие качества, желаемые черты характера, оптимальные поведенческие паттерны и жизненные ценности.

«Я» — реальное – это собственный образ человека, то, как он видит себя, каким он есть на самом деле в действительности. Это своего рода внутреннее зеркало, отражающее настоящую личность, ее поведение, мировоззрение и прочее.

Как сам человек оценивает себя, отображает уровень его самооценки, дает ощущение себя привлекательным или выражает неудовлетворенность собой. Зависимо от уровня самооценки, она или поддерживает индивидуальность или загоняет человека в рамки, чем причиняет большой личностный дискомфорт.

Саморазвитие человека в представленной концепции происходит, как процесс взаимодействия и интеграции всех компонентов «Я».

Начальный этап предусматривает создание собственного идеального образа совершенного человека по определенным характеристикам, что дает возможность максимально точно увидеть задания саморазвития и подобрать для этого необходимые оптимальные методики.

Мышление саморазвивающегося человека направлено на то, чтобы хотя бы в пределах 15 минут каждый день анализировать собственное мнение.

Таким образом, постепенно развивается представление о способах, пользуясь которыми можно приблизиться к желаемому идеалу (как нужно вести себя, с кем общаться, что делать).

Если человек соблюдает все эти правила и задачи, то он все больше близится к своему идеалу, и понемногу уменьшается расстояние между «Я» — идеальное и «Я» — реальное. Компонент «Я, как оцениваю себя сам» поможет увидеть в правильном ли направлении движется человек.

Самопознание и развитие человека – это два неразрывных между собой процесса, происходящих в личности. Когда человек не понимает и не воспринимает себя, как уникальную личность, он не сможет конструктивным образом саморазвиваться, не будет знать, в каком направлении ему двигаться и соответственной мотивации у него тоже не будет.

Самопознание возникает и развивается по мере того, как человек созревает и взрослеет, также под воздействием того, как развиваются психические функции и расширяются контакты с окружающим миром.

Самопознание и самооценка также имеют тесную связь и вместе влияют на процесс саморазвития. Существуют три главные мотивы, через которые человек обращается к самооценке: понимание себя; рост собственной значимости; самоконтроль. Уровень самооценки также имеет связь со степенью удовлетворенности человека самим собой и тем, чем он занимается.

Адекватная самооценка соответствует действительным возможностям, и способствует лучшему саморазвитию человека, искаженная самооценка препятствует этому.

Самооценка повышается, если человек добивается успеха в каком-то деле или в результате снижения требований к идеалу. Если реализовывается самопознание и самооценка личности адекватная, у человека сложится положительный образ самого себя, чем, если бы человек был с низкой самооценкой и придавал почти всем своим качествам негативную оценку.

Чтобы понять, что такое самопознание, нужно рассмотреть этот процесс поэтапно.

Процесс самопознания имеет несколько этапов. На этапе первичного самопознания происходит самопознание человека с помощью других людей. Такое самопознание рецептивное и конструирующее.

Здесь человек доверчиво воспринимает мнение окружающих, создается его «Я-концепция», которая формируется под влиянием оценок и суждений окружающих.

На этом этапе могут произойти проблемы несоответствия взглядов окружающих людей и самого человека.

После первичного самопознания, вторым этапом является кризис первичного самопознания.

На этом этапе появляются несогласованные суждения о личности, которые исходят от окружающих людей, возникают внутренние изменения, не вписывающиеся в привычный образ личностного «Я» – все это обуславливает возникновение когнитивного диссонанса, который также требует разрешения.

Возможно, самопознание, как познание самого себя, а не другими возникает именно от встречи с опытом, который не входит в привычную «Я-концепцию». Также кризис приводит к тому, что изменяется роль мнения других в самопознании. Личность больше не ориентируется на суждения других и человек переходит к самоопределению.

Третьим этапом самопознания является вторичное самопознание. Этот этап представлен изменением представлений личности о себе. Здесь процесс самопознания достаточно активен, поскольку человек научился полностью определять себя сам.

Мнение других теперь играет пассивную роль, поскольку человек отдает предпочтение собственным представлениям.

Такое познание реконструирующее, поскольку «Я-концепция» переопределяется на базе существующего представления, и человек ставит под сомнение истинность привычной конструкции, он переделывает себя соответственно собственного плана.

2 упражнения, 4 инструмента и 6 методов самопознания [полезные ссылки внутри] — Офтоп на vc.ru

Результаты самопознания

Самопознание и самооценка своей личности – важнейшая часть саморазвития. Прежде всего это не самокопание и не чрезмерная поглощенность собой, а реалистичная оценка составляющих вашего «я» :

  • способностей;
  • недостатков;
  • достижений;
  • ошибок;
  • мотивации;
  • предпочтений;
  • жизненной позиции;
  • влияния на окружающих;
  • пробелов в знаниях.

В свою очередь, трезво осознавая, кто вы есть и какое влияние оказываете на других, вы станете более открытым, эмпатичным, начнете взаимодействовать с людьми, не поступаясь жизненными принципами.

Самопознание предполагает не что иное, как раскрытие вашего потенциала.Успех достигается не исправлением своих недостатков, а фокусировкой на сильных сторонах.

Но как это можно сделать не зная, какие твои сильные стороны? Для этого существует ряд инструментов самоанализа.

Упражнение 1.1: самопознание

  • Заведите дневник и отмечайте в нем мотивы принятия тех или иных ключевых решений. Периодически возвращайтесь к записям, чтобы проанализировать эти решения / действия и их последствия.

    Правильными ли были ваши предположения? Не требует ли подход дополнительной корректировки?

  • Фиксируйте мысли и чувства относительно тех или иных ситуаций и людей. Вам будет легче понять свои эмоции.

    Почему конкретный человек вызывает у вас раздражение? Почему вы всегда взрываетесь в какой-то ситуации? Есть ли в вашем поведении повторяющиеся сценарии? С этой информацией вы«перепрограммируете» мозг на более продуктивную реакцию в следующий раз.

Упражнение 1.2: эмоциональный интеллект

Чтобы определить свой эмоциональный интеллект, попробуйте ответить наследующие вопросы:

  • Насколько хорошо вы контролируете себя?
  • Понимаете ли вы свои эмоции?
  • Можете ли вы концентрировать внимание и не отвлекаться?
  • Умеете ли вы адаптироваться?
  • Насколько хорошо вы знаете свои сильные и слабые стороны?
  • Осознаете ли вы, когда эмоции мешают или, наоборот, помогают вам мыслить?
  • Способны ли вы контролировать свою реакцию на события?
  • Сохраняете ли вы оптимизм, когда другие теряют надежду?
  • Насколько эффективно вы выстраиваете отношения?
  • Знаете ли вы, как ладить с людьми?
  • Даете ли обратную связь, наставляете, консультируете?
  • Понимаете ли вы эмоции и настроение окружающих?
  • Вызываете ли вы доверие у людей?
  • Понятно ли ваше видение другим людям?
  • Выстраиваете ли вы близкие взаимоотношения?
  • Вы командный игрок?

Перечисленные вопросы не являются полноценным анализом EQ – скорее они призваны побудить вас к самоанализу. Тем, кто хотел бы провести полную оценку своего EQ, рекомендую следующие научно обоснованные, надежные инструменты:

  • Тест эмоционального интеллекта Мейера – Сэловея – Карузо.
  • Опросник на эмоциональную и социальную компетентность (ESCI)36.
  • Карта эмоционального интеллекта Essi System37.

Инструмент 1: StrengthsFinder 2.0 (платный)

StrengthsFinder 2.0, разработанный Институтом Гэллапа, помогает выделить пятьосновных талантов. По определению, таланты – это повторяющиеся паттерны мышления,чувств и поведения, которым можно найти продуктивное применение 38. Наши талантыпомогают нам понять, кто мы такие. Они:

  • характеризуют нас;
  • влияют на наш выбор;
  • направляют наши действия;
  • объясняют, почему одно удается нам лучше, чем другое;
  • помогают отфильтровывать работу;
  • несут в себе колоссальный потенциал.

Подробнее см. www.strengthsfinder.com

Инструмент 2: «Ценности в действии» (VIA) (бесплатно)

Еще один интересный бесплатный онлайн-инструмент называется «Ценности вдействии» (www.viacharacter.org). Он акцентирует внимание на уникальных преимуществах(в отличие от навыков и интересов), ключевых характеристиках личности, которыестимулируют вовлеченность и формируют ваше мышление, чувства и поведение.

Вот мои топ 5 характеристик (всего их 24):

  • Любопытство (любознательность)Интерес и стремление к новизне, открытость к новому опыту. Интерес как самоценность, которая проходит через весь опыт; способность увлекаться явлениями, темами и предметами, интерес к наблюдению и исследованию.
  • Честность (искренность, целостность)Привычка говорить правду в широком смысле – как способность выражать себя и действовать искренне и естественно; не строить из себя кого-то, кем ты не являешься; брать ответственность за свои чувства и поступки.
  • Любовь к учению. Постижениие новых умений, тем и сфер знаний как самостоятельно, так и в учебном заведении. Эта черта связана с любознательностью, но выходит за ее рамки.Стремление к систематическому приумножению знаний.
  • БеспристрастностьСпособность одинаково относиться к людям в соответствии с общечеловеческими представлениями о честности и справедливости; не позволять личным чувствам формировать предвзятое отношение к другим; предоставлять каждому равные,справедливые шансы.
  • Оптимизм (надежда, ориентация на будущее)Ожидание лучшего от будущего и готовность работать для достижения высокой цели; вера в то, что достичь успеха можно благодаря собственным усилиям.

Инструмент 3: индикатор типов личности по методике Майерс – Бриггс

Он применяется в компаниях по всему миру и оценивает поведенческие склонности по четырем областям:

  • Экстраверсия или интроверсия (E или I): как вы даете / получаете энергию или фокусируете свое внимание. Вам комфортнее находиться среди людей или в одиночестве?
  • Здравый смысл или интуиция (S или N): как вы предпочитаете собирать /использовать информацию. Полагаетесь ли вы на свои пять органов чувств или в основном прислушиваетесь к интуиции?
  • Мышление или чувства (T или F): как вы принимаете решения (головой или сердцем). Вы больше полагаетесь на логику или на чувства (ваши или других людей) в процессе принятия решений?
  • Суждение или восприятие (J или P): как вы руководите своей жизнью и общаетесь с окружающим миром. Вы хорошо организованный человек и любите все планировать? Или вам нравится быть гибким и открытым самым разным вариантам?

После тестирования ваши основные предпочтения будут суммированы, и вы получите персональный тип личности в виде причудливого акронима из четырех букв, например ENTPили ISFJ39. Каждый тип имеет свои сильные и слабые стороны.

Их внимательное изучение позволит вам понять, что помешает продуктивности, а что усилит ее. Нашел неплохой тест здесь и здесь. И еще можете пройти один ниже.

Советую пройти все три, потому что результаты получились разные, но отличая лишь в одной букве, соединив можно увидеть свой результат.

Инструмент 4: модель DISC

Модель DISC – еще одна система личностного профиля, которая стремительно набирает популярность. Она оценивает людей по четырем поведенческим стилям:доминирование (Dominance), влияние (Influence), стабильность (Steadiness) и осознанность(Conscientiousness).

Прошел тест здесь. Расшифровал результат с помощью этого файла.Есть много платных и очень полезных материалов на английском здесь.

Поговорите с собой

Посмотрите на себя со стороны. Как вы считаете, какие у вас есть таланты? В чем вы хороши? Что вам дается не очень?

Обратная связь “360-градусов”

Обратная связь «360 градусов» — формальный процесс оценки навыков и поведения с помощью различных источников — ваших коллег, начальства, подчиненных, поставщиков и клиентов.

Для получения детальной картины целесообразно привлечь респондентов вне работы, например друзей и родственников. За счет огромного количества разносторонней информации этот метод может стать самым конструктивным инструментом лидерского развития.

С его помощью легко определить области, в которых, по мнению окружающих, у вас больше всего преимуществ, а также слабые стороны.

Вот вопросы которые стоит задавать людям:

  • Какими преимуществами я обладаю, на ваш взгляд?
  • Какими из них, на ваш взгляд, я пользуюсь максимально эффективно? (По возможностиприведите в пример конкретные ситуации.)
  • Какие свои ключевые таланты я мог бы использовать активнее?
  • Есть ли у меня какие-либо серьезные слабости, которые угрожают производительности?(По возможности назовите их.) Как, по-вашему, я могу это исправить?
  • Как я мог бы, на ваш взгляд, с максимальной пользой применить свои таланты?
  • Не слишком ли я активно или неподходящим образом проявляю некоторые способности,так, что оказываю негативное воздействие? Что бы вы могли мне посоветовать в связи с этим?

Загляните в прошлое

Детские воспоминания

Что у вас получалось лучше всего, когда вы были ребенком и подростком (а может, и сейчас получается)? Какие навыки передали вам родители, тренеры, педагоги? Перечислите, какими хобби вы увлекались.

Возможно, в старших классах вы получали удовольствие от проведения научных экспериментов или зачитывались классической литературой, с нетерпением ждали занятий в спортивной секции или пели в хоре.

Работа и успехи

  • Приходят ли вам на ум конкретные ситуации на работе, когда вы добивались того, чем можно гордиться?
  • В каком роде деятельности и при выполнении каких обязанностей вы демонстрировали высокие результаты?
  • За какие конкретные задачи вы получили признание или вознаграждение?
  • Какой связанный с работой опыт или какие внешние факторы повлияли на развитие ваших способностей?
  • Какие навыки вы освоили легко и быстро?
  • К каким задачам вас привлекали или вы сами вызывались выполнить их?

Отметьте, какие навыки вы использовали и что сделали, чтобы добиться блестящих результатов. Сфокусируйтесь на своих талантах.

Ошибки и неудачи

Вспомните, когда вы потерпели крах, — например, проект, в котором вы участвовали,провалился. Подумайте, что вы могли сделать лучше. Возможно, вы переусердствовали и зашли слишком далеко? Или это ваша слабая сторона? Какие уроки вы усвоили? Важно вытащить из глубин памяти проблематичные задачи, чтобы понять, как лучше реагировать на схожие ситуации в будущем.

Ваши увлечения и удовольствия

  • Какая работа заряжает вас энергией?
  • Чему вы любите учиться?
  • Какие дела даются вам легко и доставляют удовольствие?
  • Когда вам кажется, что время пролетает незаметно?
  • Как выглядит ваш идеальный рабочий день?
  • Какими делами вам не терпится заняться?
  • Какие у вас хобби или любимые проекты?
  • Решение каких задач вызывает чувство удовлетворения?
  • За какими делами вы чувствуете себя самим собой?
  • Когда вы чувствуете себя особенно счастливым на работе?

Ваши антипатии и тревоги

  • Какие задания вызывают у вас ужас?
  • Какую работу вы выполняете плохо?
  • Какие задания истощают силы?
  • Какие задания всегда давались вам тяжело и не становятся легче с годами?
  • Что вы откладываете на потом?
  • Какие дела вызывают у вас тревогу?
  • Что заставляет чувствовать себя ущербным, неадекватным?

После того, как соберете данные – отобразите их в такой диаграмме для удобного анализа:

Каждый из приведенных здесь методов, инструментов и техник раскрывает вас с разных сторон. Рекомендуется использовать все, чтобы “прочно стоять на ногах”.

Не забудьте отправить друзьями коллегам 😉

Текст написан по книге “Вдохновляющий лидер” Ян Мульфейт и Мелина Кости.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Источник: https://vc.ru/flood/37334-2-uprazhneniya-4-instrumenta-i-6-metodov-samopoznaniya-poleznye-ssylki-vnutri

ovdmitjb

Add comment