Irvuz

Реорганизация субъектов предпринимательского права

Создание, реорганизация и прекращение деятельности субъектов предпринимательства

Реорганизация субъектов предпринимательского права

Создание, реорганизация и прекращение деятельности субъектов предпринимательства 

Оглавление

  

Введение

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям.

В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещенную законом. Предпринимательство развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII в.

Предпринимательство для современной России — явление относительно новое. История нынешнего российского предпринимательства начинается с 1 января 1991 г., когда вступил в силу Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (утратил силу). Ранее, в советский период, вопросы теории и практики предпринимательства не изучались.

Оно официально расценивалось только критически, относилось к чуждым социализму пережиткам прошлого, к формам эксплуатации человека человеком.

Частная предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество, входящие теперь в число основных рычагов рыночной экономики, находились под запретом, за них была установлена уголовная ответственность в виде длительного срока лишения свободы.

За прошедшие годы реформирования России юридическое понимание предпринимательства претерпело существенные изменения. Данное обстоятельство следует учитывать при ознакомлении с законами и иными нормативными правовыми актами, а также с научной и учебной литературой разных лет.

В самом начале предпринимательство представлялось как самостоятельная инициативная деятельность, направленная на получение прибыли. Поскольку всякая экономическая (хозяйственная) деятельность так или иначе имеет дело с получением прибыли, приведенное определение практической значимости не имело и вскоре встал вопрос о его изменении, уточнении.

По действующему сейчас законодательству предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (см. ст. 2 ГК РФ).

Аналогичные или весьма близкие по смыслу дефиниции приводятся в законодательстве государств — участников СНГ.

В предпринимательской деятельности комплексный, всесторонний подход к пониманию права очень важен. В ее регулировании необходимы и государственно-обязательные правила, и последовательное проведение их в жизнь.

Возникает вопрос: а что это за нормы права, которые действуют сами по себе, без какого бы то ни было участия государства и его органов, каковы их значение и возможности в регулировании предпринимательской деятельности? Ответить на поставленный вопрос — значит определить критерии, опираясь на которые можно обнаружить, вычленить из необозримого множества касающихся предпринимательства общественных отношений, не находящихся в сфере прямого воздействия права в форме законодательства и регулируемых различными социальными нормами, те отношения и соответствующие им нормы, которые имеют правовую природу, запрограммированы именно как правовые и в силу указанных объективно заданных свойств при необходимости получают официальное закрепление в государственных нормативных актах.

В данной работе описаны такие актуальные в наши дни проблемы как создание, реорганизация и прекращение деятельности субъектов предпринимательства, которые раскрыты с помощью таких нормативных актов, как Конституция РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский, Налоговый, Уголовный кодексы РФ, а также с помощью Федеральных законов РФ, Постановлений Правительства РФ и Указов Президента РФ.            

Понятие и признаки субъектов предпринимательского права

Субъект предпринимательства — это лицо, правомочное осуществлять предпринимательскую деятельность, т.е. которое в силу присущих ему признаков может быть участником хозяйственного (предпринимательского) правоотношения.

Иначе говоря, субъект предпринимательской деятельности — это такой субъект гражданского права, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.

Признаками субъектов предпринимательского права являются:

1. зарегистрированность в установленном порядке или легитимация иным образом;

2. наличие хозяйственной компетенции;

3. наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;

4. самостоятельная имущественная ответственность. 

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации. Правосубъектность регионов в настоящее время связана с уставами краев, областей, которые в соответствии со ст.

66 Конституции РФ принимаются представительным органом соответствующего субъекта РФ.

Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими своего устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. 

Хозяйственная компетенция как необходимый элемент правосубъектности означает совокупность прав, которыми наделен субъект в соответствии с законом и учредительными документами, а в некоторых случаях – на основании лицензии. Это возможность осуществления субъектом определенных видов предпринимательской деятельности, совершения сделок. Следует выделять общую, ограниченную, специальную и исключительную хозяйственную компетенцию.

Наличие общей хозяйственной компетенции дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (ст. 49 ГК РФ).

Субъект как носитель общей хозяйственной компетенции имеет право самостоятельно ограничить ее в учредительных документах. В этом случае говорят об ограниченной компетенции.

Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающим образом) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ.

Некоторые субъекты предпринимательского права закон наделяет специальной компетенцией, то есть они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Специальной компетенцией обладают унитарные предприятия, а также некоммерческие организации.

Исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности.

Так, в соответствии с Федеральным законом “Об организации страхового дела в РФ” страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, созданные для осуществления страховой деятельности. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.

Исключительной является деятельность банков и других кредитных организаций, инвестиционных институтов, аудиторских организаций и др. Организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная правоспособность, не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности.

Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ. Хозяйственная компетенция субъектов ограничивается, кроме того, широкой практикой лицензирования. 

Важнейшим признаком субъекта хозяйственного права является наличие обособленного имущества. Правовой формой такого обособления является право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, внутрихозяйственного ведения.

Важно иметь в виду, что действующее законодательство предусматривает наличие у лица обособленного имущества на вещном праве как необходимое условие появления субъекта предпринимательского права.

Обособленное имущество учитывается субъектом на балансе и служит основой самостоятельной имущественной ответственности. 

Признак самостоятельной имущественной ответственности означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Исключения из этого правила могут предусматриваться законом или учредительными документами.

Например, по обязательствам товариществ субсидиарную ответственность несут полные товарищи, Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Предприниматели и организации, ведущие предпринимательскую деятельность, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ), то есть предусматривается полная имущественная ответственность лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Создание субъектов предпринимательства. Основные этапы

Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Процедура государственной регистрации субъектов предпринимательского права урегулирована рядом нормативных актов.

На федеральном уровне это нормы ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц” (введен в действие с 1 июля 2002 г., далее – Закон о регистрации), Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г.

№ 1482 “Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ”, утвердивший Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (в части, не противоречащей Закону о регистрации), нормы специальных законов (“Об обществах с ограниченной ответственностью”, “Об акционерных обществах” и др.). В субъектах РФ приняты свои акты, определяющие порядок государственной регистрации.

Государственная регистрация – один из этапов создания коммерческой организации. Охарактеризуем эти этапы:

Определение состава учредителей, проведение общего собрания

Это первый шаг к созданию коммерческой организации. Законодательством предусмотрены правила, касающиеся состава и количества учредителей. К примеру, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, о чем прямо говорится в п. 1 ст. 66 ГК РФ.

При этом устанавливается одно ограничение: учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. В силу ст. 7 Федерального закона “Об акционерных обществах” число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти, число акционеров открытого общества не ограничено. В соответствии со ст.

4 Федерального закона “О производственных кооперативах” число членов кооператива не может быть менее пяти. Полными товарищами в полных товариществах и товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере – граждане и юридические лица.

Установлены ограничения на участие отдельных категорий граждан в хозяйственных обществах и товариществах (например, для государственных служащих).

Выбор организационно-правовой формы

Учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, установленных законодательством.

Например, аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением формы открытого акционерного общества.

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Оформление учредительных документов

В качестве учредительных документов выступает устав (для кооператива, унитарного предприятия, акционерного общества), либо учредительный договор и устав (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью), либо только учредительный договор (для товариществ).

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Если юридическое лицо создается одним учредителем, то оно действует на основе устава, утверждаемого этим учредителем. В п. 2 ст.

52 ГК РФ сформулированы общие требования к сведениям, включаемым во все учредительные документы — и в договор, и в устав.

В указанных документах должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и некоторых других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.

Предмет и цели деятельности коммерческой организации могут быть определены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Источник: http://stud24.ru/state-theory/sozdanie-reorganizaciya-i-prekrashhenie-deyatelnosti/46230-143961-page1.html

Реорганизация субъекта предпринимательского права

Реорганизация субъектов предпринимательского права

представляет собой прекращение деятельности организации с правопреемством, т.е. с переходом прав и обязанностей к другим лицам. Целью реорганизации является изменение правового статуса юридического лица.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Ее порядок определен в ст.ст. 57-60 ГК РФ.

Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Решение о добровольной реорганизации коммерческой организации может быть принято ее учредителями (участниками) либо органом организации, уполномоченным на то ее учредительными документами.

Помимо этого, реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда (это принудительная реорганизация).

Способы реорганизации субъекта предпринимательского права. Действующим законодательством предусмотрено пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Прекращение существования юридического лица происходит в случае реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, преобразования.

При реорганизации способом выделения основное юридическое лицо не прекращает своего существования.

Гарантии прав кредиторов при реорганизации субъекта предпринимательского права заключаются в том, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником которого является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица путем присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

представляет собой прекращение субъекта предпринимательского права без правопреемства. Это означает, что права и обязанности ликвидированного субъекта к другим лицам не переходят. Ликвидация субъекта предпринимательского права может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению индивидуального предпринимателя, учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ст. 61 ГК РФ дан перечень оснований добровольной ликвидации.

Решение о принудительной ликвидации принимается судом в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях.

Порядок ликвидации субъекта предпринимательского права. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения, который утверждается учредителями.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Page 3

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Классификация субъектов предпринимательского права

  • 1) по характеру компетенции:
    • – субъекты, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность;
    • – субъекты, осуществляющие руководство предпринимательской деятельностью;
  • 2) по форме организации предпринимательской деятельности:
    • – субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
    • – субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность с образованием юридического лица;
  • 3) по виду организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности:
    • – некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность (учреждения, некоммерческие партнерства и др.);
    • – коммерческие организации (хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы);
  • 4) по форме собственности:
    • – субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на базе частной собственности;
    • – субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на базе государственной собственности;
    • – субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на базе муниципальной собственности;
  • 5) по виду хозяйственной компетенции:
    • – субъекты, обладающие общей хозяйственной компетенцией;
    • – субъекты, обладающие специальной хозяйственной компетенцией;
    • – субъекты, обладающие ограниченной хозяйственной компетенцией;
    • – субъекты, обладающие исключительной хозяйственной компетенцией;
  • 6) по наличию иностранных инвестиций:
    • – коммерческие организации с иностранными инвестициями;
    • – субъекты, не имеющие в составе участников иностранных инвесторов.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: https://studwood.ru/855324/pravo/reorganizatsiya_subekta_predprinimatelskogo_prava

Переход доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью

Это наиболее распространенный способ возникновения или же прекращения участия участника в обществе. Переход доли в уставном капитале общества осуществляется на основании письменного договора с нотариально заверенными подписями. ЗК не рассматривает договор уступки доли в уставном капитале как особый тип договора, применяются положения § 2085 и след. НГК о покупке движимого имущества.

Если доля участника представлена в виде свидетельства о доли в уставном капитале, то переход доли в уставном капитале реализуется при помощи индоссамента (как при передаче права собственности на именные акции), причем в индоссаменте необходимо конкретно указать приобретателя.

  • Информация о передаче доли в уставном капитале общества (на чешском языке)

Передача права собственности на акции в акционерном обществе

Передача права собственности на акции, независимо от их формы или типа, всегда осуществляется в соответствии с договором, который представляет правовую причину (наименование) передачи. Тем не менее, именно в зависимости от формы и типа акций закон определяет условия передачи.

Договор о передаче права собственности на акции или же договор купли-продажи регулируются положениями НГК о купле-продаже движимого имущества, т. к. в соответствии с законом акции являются движимым имуществом. В соответствии с законом договор передачи права собственности на акции может и не быть в письменном виде, именные акции передаются по индоссаменту.

Покупатель (получатель) акции становится ее владельцем даже в том случае, когда продавец не имел права на передачу права собственности на данную ценную бумагу (акцию), если с учетом всех обстоятельств покупатель (получатель) добросовестно верил в право передающего (продавца) на передачу права собственности на акцию надлежащим способом, причем передача права осуществлялась в соответствии с § 1109 НГК, т. е.:

  • на открытом аукционе
  • от предпринимателя в ходе его предпринимательской деятельности в рамках текущих деловых отношений
  • за плату от лица, которому владелец предмет доверил
  • от незаконного наследника, право на наследство которого было подтверждено
  • в ходе торгов с инвестиционными инструментами, ценными бумагами или документом на предъявителя, или
  • в ходе торгов на фондовой бирже.

До вступления в силу НГК передачу права собственности на акции регулировал закон “О ценных бумагах”, который был заменен соответствующими положениями НГК и ЗК. Из сказанного выше следует, что если передача прав собственности на акции осуществляется в соответствии с договором, то данный договор регулируется соответствующими положениями НГК и ЗК.

Покупка предприятия

Следующей формой реорганизации субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, является передача бизнеса другому лицу, т. е. покупка предприятия как экономического функционирующего подразделения без влияния на структуру собственности общества.

Покупка предприятия является платной передачей упорядоченного имущества, которое предприниматель создал и которое в соответствии с его волей используется для осуществления деятельности, т. е. образуют предприятие в соответствии с Гражданским кодексом.

В отношении предприятия действительна опровержимая правовая презумпция, что в предприятие входит все, что, как правило, используется для его работы.
Передача предприятия осуществляется в соответствии с договором купли-продажи предприятия.

Фактическая передача

Передача права собственности на предприятие осуществляется на основании договора купли-продажи предприятия. Покупка предприятия регулируется § 2175 и след. Гражданского кодекса. Основные правила покупки предприятия:

  • не обязательнаписьменная форма заключения договора
  • продавец обязан уведомить своих кредиторов и должников о продаже предприятия и указать кому
  • продавец гарантируетуплату долга, если кредитор не предоставит согласие на перевод долга на покупателя
  • право собственности на предприятие переходит к покупателю как единое целое. Приобретение права собственности происходит в момент публикации данных в “Коммерческом вестнике” о подшивке документа о приобретении предприятия к сборнику документов или в момент вступления в силу договора, если покупатель не зарегистрирован в государственном реестре.

Покупка предприятия является довольно сложной сделкой, поэтому желательно обратиться за помощью к местному юристу или другому эксперту в области права. Налоговые аспекты определяет министерство финансов.

Источники

Нижеуказанные правительственные и неправительственные организации и веб-порталы предлагают дополнительную информацию и полезные услуги в области передачи долей в уставном капитале и прав собственности на акции компании.

Персональная помощь и советы

Enterprise Europe Network представляет собой обширную сеть (600 принимающих организаций и 4000 штатных сотрудников), которая предоставляет предпринимателям информацию и консультации посредством местных партнеров.

Нормативные правовые акты

Документ был создан на основе сотрудничества между Mgr. Зузаной Шейбаловой, адвокатом адвокатской компании Doleček Kahounová Sedláčková, Ваша Европа – Предприятия (веб-портал ЕС для предприятий) и BusinessInfo.cz.

наверх

Источник: https://www.businessinfo.cz/ru/finansy-podderzka/reorganizacija-subekta-predprinimatelskogo-prava.html

Введение

Предпринимательство есть способхозяйствования, который в результатемноговековой эволюции утвердился вэкономике развитых стран. Первоначальнопредпринимателями называли предприимчивыхлюдей, действующих на рынке, или простолюдей энергичных, азартных, склонных крискованным операциям.

В дальнейшем кпредпринимательству стали относитьлюбую деятельность, направленную наувеличение прибыли и не запрещеннуюзаконом. Предпринимательство развивалосьсложно, сопровождалось и сопровождаетсябесконечным процессом возникновенияи разрешения многочисленных противоречий.Его первые ростки начали пробиватьсявместе со становлением рыночныхотношений.

Однако возникновениепредпринимательства как оформившегосяустойчивого явления относят к XVII в.

Предпринимательство для современнойРоссии — явление относительно новое.История нынешнего российскогопредпринимательства начинается с 1января 1991 г., когда вступил в силу ЗаконРСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятияхи предпринимательской деятельности»(утратил силу). Ранее, в советский период,вопросы теории и практики предпринимательстване изучались.

Оно официально расценивалосьтолько критически, относилось к чуждымсоциализму пережиткам прошлого, к формамэксплуатации человека человеком.

Частнаяпредпринимательская деятельность икоммерческое посредничество, входящиетеперь в число основных рычагов рыночнойэкономики, находились под запретом, заних была установлена уголовнаяответственность в виде длительногосрока лишения свободы.

За прошедшие годы реформирования Россииюридическое понимание предпринимательствапретерпело существенные изменения.Данное обстоятельство следует учитыватьпри ознакомлении с законами и иныминормативными правовыми актами, а такжес научной и учебной литературой разныхлет.

В самом начале предпринимательствопредставлялось как самостоятельнаяинициативная деятельность, направленнаяна получение прибыли. Поскольку всякаяэкономическая (хозяйственная) деятельностьтак или иначе имеет дело с получениемприбыли, приведенное определениепрактической значимости не имело ивскоре встал вопрос о его изменении,уточнении.

По действующему сейчасзаконодательству предпринимательскойявляется самостоятельная, осуществляемаяна свой риск деятельность, направленнаяна систематическое получение прибылиот пользования имуществом, продажитоваров, выполнения работ или оказанияуслуг лицами, зарегистрированными вэтом качестве в установленном закономпорядке (см. ст. 2 ГК РФ).

Аналогичныеили весьма близкие по смыслу дефиницииприводятся в законодательстве государств— участников СНГ.

В предпринимательской деятельностикомплексный, всесторонний подход кпониманию права очень важен. В еерегулировании необходимы игосударственно-обязательные правила,и последовательное проведение их вжизнь.

Возникает вопрос: а что это за нормыправа, которые действуют сами по себе,без какого бы то ни было участиягосударства и его органов, каковы ихзначение и возможности в регулированиипредпринимательской деятельности?Ответить на поставленный вопрос —значит определить критерии, опираясьна которые можно обнаружить, вычленитьиз необозримого множества касающихсяпредпринимательства общественныхотношений, не находящихся в сфере прямоговоздействия права в форме законодательстваи регулируемых различными социальныминормами, те отношения и соответствующиеим нормы, которые имеют правовую природу,запрограммированы именно как правовыеи в силу указанных объективно заданныхсвойств при необходимости получаютофициальное закрепление в государственныхнормативных актах.

В данной работе описаны такие актуальныев наши дни проблемы как создание,реорганизация и прекращение деятельностисубъектов предпринимательства, которыераскрыты с помощью таких нормативныхактов, как Конституция РФ, Кодекс обадминистративных правонарушениях,Гражданский, Налоговый, Уголовныйкодексы РФ, а также с помощью Федеральныхзаконов РФ, Постановлений ПравительстваРФ и Указов Президента РФ.

Понятие и признаки субъектовпредпринимательского права

Субъект предпринимательства — этолицо, правомочное осуществлятьпредпринимательскую деятельность, т.е.которое в силу присущих ему признаковможет быть участником хозяйственного(предпринимательского) правоотношения.

Иначе говоря, субъект предпринимательскойдеятельности — это такой субъектгражданского права, который на свойриск осуществляет самостоятельнуюдеятельность, направленную насистематическое извлечение прибыли отпользования имуществом, продажи товара,выполнения работ или оказания услуг, икоторый зарегистрирован в этом качествев установленном законом порядке.

Признаками субъектов предпринимательскогоправа являются:

1. зарегистрированность в установленномпорядке или легитимация иным образом;

2. наличие хозяйственной компетенции;

3. наличие обособленного имущества какбазы для осуществления предпринимательскойдеятельности;

4. самостоятельная имущественнаяответственность.

Легитимация предпринимательскойдеятельности осуществляется посредствомее государственной регистрации.Правосубъектность регионов в настоящеевремя связана с уставами краев, областей,которые в соответствии со ст.

66 КонституцииРФ принимаются представительным органомсоответствующего субъекта РФ.

Легитимациямуниципальных образований осуществляетсяпутем разработки ими своего устава,который принимается представительныморганом местного самоуправления илинаселением непосредственно и подлежитгосударственной регистрации в порядке,установленном законом субъекта РоссийскойФедерации.

Хозяйственная компетенция какнеобходимый элемент правосубъектностиозначает совокупность прав, которыминаделен субъект в соответствии с закономи учредительными документами, а внекоторых случаях – на основании лицензии.Это возможность осуществления субъектомопределенных видов предпринимательскойдеятельности, совершения сделок. Следуетвыделять общую, ограниченную, специальнуюи исключительную хозяйственнуюкомпетенцию.

Наличие общей хозяйственной компетенциидает возможность субъектам иметь праваи нести обязанности, необходимые дляосуществления любых видов предпринимательскойдеятельности, не запрещенных законом.Общей компетенцией обладают коммерческиеорганизации, за исключением унитарныхпредприятий и иных видов организаций,предусмотренных законом (ст. 49 ГК РФ).

Субъект как носитель общей хозяйственнойкомпетенции имеет право самостоятельноограничить ее в учредительных документах.В этом случае говорят об ограниченнойкомпетенции.

Сделки, совершенныеорганизациями в противоречии с целямидеятельности, определенно (исчерпывающимобразом) ограниченными в их учредительныхдокументах, могут быть признаны судомнедействительными в случаях, предусмотренныхст. 173 ГК РФ.

Некоторые субъекты предпринимательскогоправа закон наделяет специальнойкомпетенцией, то есть они могут иметьправа, соответствующие целям деятельности,предусмотренным в уставе, и нестисвязанные с этой деятельностьюобязанности. Специальной компетенциейобладают унитарные предприятия, а такженекоммерческие организации.

Исключительной компетенцией обладаютсубъекты, избравшие для себя такой виддеятельности, относительно которойзаконодателем установлен запретосуществлять наряду с нею какие-либоиные виды предпринимательскойдеятельности.

Так, в соответствии сФедеральным законом “Об организациистрахового дела в РФ” страховщикамипризнаются юридические лица любойорганизационно-правовой формы, созданныедля осуществления страховой деятельности.Предметом непосредственной деятельностистраховщиков не может быть производственная,торгово-посредническая и банковскаядеятельность.

Исключительной являетсядеятельность банков и других кредитныхорганизаций, инвестиционных институтов,аудиторских организаций и др. Организации,в отношении которых законом предусмотренаспециальная или исключительнаяправоспособность, не вправе совершатьсделки, противоречащие целям и предметуих деятельности.

Такие сделки являютсяничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.Хозяйственная компетенция субъектовограничивается, кроме того, широкойпрактикой лицензирования.

Важнейшим признаком субъекта хозяйственногоправа является наличие обособленногоимущества. Правовой формой такогообособления является право собственности,хозяйственного ведения, оперативногоуправления, внутрихозяйственноговедения.

Важно иметь в виду, что действующеезаконодательство предусматриваетналичие у лица обособленного имуществана вещном праве как необходимое условиепоявления субъекта предпринимательскогоправа.

Обособленное имущество учитываетсясубъектом на балансе и служит основойсамостоятельной имущественнойответственности.

Признак самостоятельной имущественнойответственности означает, чтохозяйствующий субъект отвечает сам,своим имуществом перед контрагентамии государством.

Учредитель (участник)юридического лица или собственник егоимущества не отвечают по обязательствамюридического лица, а юридическое лицоне отвечает по обязательствам учредителя(участника) или собственника. Исключенияиз этого правила могут предусматриватьсязаконом или учредительными документами.

Например, по обязательствам товариществсубсидиарную ответственность несутполные товарищи, Российская Федерациянесет субсидиарную ответственность пообязательствам казенного предприятияпри недостаточности его имущества.

Предприниматели и организации, ведущиепредпринимательскую деятельность,отвечают по своим обязательствам всемпринадлежащим им имуществом (ст. 56 ГКРФ), то есть предусматривается полнаяимущественная ответственность лиц,занимающихся хозяйственной деятельностью.

Создание субъектов предпринимательства.Основные этапы

Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицосчитается созданным со дня внесениясоответствующей записи в Единыйгосударственный реестр юридическихлиц. Процедура государственной регистрациисубъектов предпринимательского праваурегулирована рядом нормативных актов.

На федеральном уровне это нормы ГК РФ,Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ “О государственной регистрацииюридических лиц” (введен в действиес 1 июля 2002 г., далее – Закон о регистрации),Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г.

№ 1482″Об упорядочении государственнойрегистрации предприятий и предпринимателейна территории РФ”, утвердившийПоложение о государственной регистрациисубъектов предпринимательскойдеятельности (в части, не противоречащейЗакону о регистрации), нормы специальныхзаконов (“Об обществах с ограниченнойответственностью”, “Об акционерныхобществах” и др.). В субъектах РФприняты свои акты, определяющие порядокгосударственной регистрации.

Государственная регистрация – один изэтапов создания коммерческой организации.Охарактеризуем эти этапы:

Источник: https://works.doklad.ru/view/t4SDjPnVvNQ.html

ovdmitjb

Add comment