Irvuz

Речь и личность

Речь — психология

Речь и личность

Речь

Сущность и определение речи.  Ведущая роль речи – это обеспечение эффективного общения между людьми.

Речь тесным образом связан с мышлением в своем возникновении и развитии как в фило-, так и в онтогенезе.  Вне речи мысль никогда не может оформиться, не может стать мыслью.

В речи аккумулируются проявления всех сторон психической жизни человека. Соотношение речи и других психических процессов выявляется в соотношении речи с сознанием в целом.

Речь – это способ существования и проявления сознания и форма общения посредством языка.

Сущность речи состоит в выражении отраженной в сознании человека реальности (объективной или субъективной).

Речь и язык. Речь как средство общения должна строиться по общим для субъектов общения правилам. Эти правила заключены в языке.

Язык есть средство унификации речи, средство, позволяющее сопрягать индивидуальное многообразие сознания и речи отдельных субъектов общения.

Язык является результатом исторически сложившегося «согласия» определенной группы людей обозначить предметы и явления некоторыми знаками. Язык – это система знаков.

Различают языки естественные (сюда входит разговорные и письменные языки), и искусственные (неречевые передачи информации).

Единицей языка является слово.

Слова обладают значением и смыслом. Значение слова – это его общественное содержание, то есть отношение слова к обозначенному им объекту независимо от того, как этот объект представлен в индивидуальном порядке. Смысл слова – это содержание слова в зависимости от контекста, а также по отношению к словарному запасу субъекта.

Речь и язык неразрывно связаны между собой. Однако различия между ними весьма существенны. Речь – явление сугубо субъективное и индивидуальное. Язык – явление объективное и общественное. Речь – это процесс. Язык – это форма реализации речи. Если речь составляет динамическую сторону общения, то язык – статическую. Соотношение речи и языка – это нерасторжимое единство содержания и формы.

Функции речи. Ученые выделяют три функции речи: сигнификативную (обозначающую), коммуникативную, регулятивную функцию.

1. Сигнификативная (обозначающая) функция включает в себя:

А) обозначение предметов и явлений (связь с образами – ощущениями, восприятиями, памятью, воображением);

Б) выражение понятий (связь с мышлением).

2. Коммуникативная функция:

А) информационная (передача знаний);

Б) выразительная (передача чувств);

В) воздействующая (волеизъявление).

3. Регулятивная функция:

А) саморегуляция;

Б) регуляция поведения других людей (и животных).

Физиологические основы речи. Раскрыть физиологические основы речи — значит указать мозговые центры, управляющие ею, охарактеризовать периферические системы ее обеспечения, показать ее второсигнальное происхождение, описать синтагматические и парадигматические механизмы ее образования, а также механизмы ее восприятия и организации речевого ответа.

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

• энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука;

• легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма;

Источник:

Функции и виды речи в психологии

Речь — это одна из основных форм общения, которая доступна только человеку. Какую роль она играет в психологии? Какие виды речи в психологии существуют?

Речь — это возможность передавать большое количество информации, которая имеет огромную смысловую нагрузку. Таким образом передают то, что нельзя ощутить при помощи органов чувств. Благодаря общению людей друг с другом, у них есть возможность познавать новое, делиться личным опытом, получать опыт других.

Психологическая речь полностью отстраняется от языкознания и расшифровывается как система звуковых сигналов, которые использует человек в устном и письменном виде. Все передаваемые сигналы должны обладать для человека определенным смыслом.

  • 1 Функции речи
  • 2 Внешняя речь
  • 3 Внутренняя речь

Функции речи

Психология выделяет речевую деятельность как одну из наивысших психических функций человеческого организма. У нее есть определенная структура, которая идентична другим видам деятельности:

  • мотивация;
  • планирование;
  • реализация;
  • контроль.

В качестве инструмента, который выполняет всю функцию, выступает язык.

Виды и функции речи в психологии являются полиморфной деятельностью, она может использоваться в различных формах и видах. К основным относятся:

Внешний вид речи в психологии — это набор звуковых сигналов и письменных символов, которые необходимы для передачи информации от одного человека к другому, своеобразный процесс материализации мыслей. Внешний вид может содержать жаргон и интонацию.

Внешняя речь

Внешние речевые виды делятся на:

  • разговорную или диалогическую;

Это форма общения между людьми, когда собеседники активно поддерживают разговор друг с другом. В процесс общения включается не менее 2 человек, общение их заключается в использовании несложных фраз и речевых оборотов.

Психология этот вид считает самым простым, так как беседа в большинстве случаев непринужденная, собеседники хорошо понимают друг друга.

В таком общении используются легкие и небольшие фразы, полностью отсутствует многословие.

К разговорной речи относится реплика. Ее особенностью является краткость, наличие вопросительного или побудительного предложения, а синтаксическая конструкция обязательно простая. Реплика в большинстве случаев является поддержательным средством, во время которого собеседник одобряет или возражает по поводу беседы, которая происходит.

В этом виде участвует только один человек, который дает большой объем информации, а все присутствующие слушатели выступают в пассивной роли. Монологический тип используется в докладах, лекциях, публичных выступлениях. Психология доказала, что монологический вид речевой деятельности один из самых сложных.

Докладчик должен уметь построить свой разговор таким образом, чтобы доходчиво и понятно изложить все аргументы, при этом полностью соответствовать языковым нормам. Выступая перед аудиторией, докладчик должен подбирать фразы таким образом, чтобы они были доступны и понятны слушателю. Такая речевая деятельность должна быть грамотно построена, чтобы начаться и закончиться лаконично.

Без планирования и подготовки монолог никогда не получится содержательным и грамотным.

В психологии существует несколько видов речи, которые различаются по отношению к говорящему и слушающему. Общепринятыми являются пассивный и активный виды речи.

Для активного вида должны срабатывать специальные механизмы в левом полушарии головного мозга и лобной части. Эти два участка полностью отвечают за речевую активность, и любые, даже минимальные повреждения могут повлечь проблемы.

Источник: https://obu4ayka.ru/obshhenie/rech-psihologiya.html

Роль речи в развитии личности

Речь и личность

Процесс овладения речью, который активно развивается в раннем возрасте, является революционным в психическом развитии человека. С помощью речи перестраиваются все психические процессы:

  • память,
  • мышление,
  • воображение,
  • чувства,
  • эмоции.

Именно речь помогает человеку управлять свои поведением, выстраивать воображаемые ситуации, фантазировать и осознавать свои действия. Именно речь освобождает человека от внешней ситуационной привязанности, и строить мир во внутреннем плане личности.

Слово является особым знаком, несущим в себе общечеловеческое значение, которое не просто имеет конкретный предметный смысл, но и включает в себя мысли, образы и абстрактные понятия.

Замечание 1

В процессе овладения речью человек овладевает существующей знаковой системой, которая в последствии становится мощнейшим орудием мышления, саморегуляции и общения в целом.

Основные функции речи

Основная первоначальная функция речи – это организация процесса коммуникации. Прежде всего, речь – это средство общения и высказывания. Общение, основанное на передаче мысли и переживаний, требует построения адекватной системы средств, в качестве которой и выступает речь.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Общение по своей сути предполагает обязательное обобщение и развитие словарного значения, так как в процессе передачи информации необходимо отнести содержание коммуникации к той или иной известной группе явлений.

Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления. В период раннего детства происходит пересечение данных процессов и возникает совершенно новая форма психической жизни человека.

Проявляясь в общении и являясь основным средством мышления человека, речь способствует возникновению совершенно новой формы жизнедеятельности человека – речевому мышлению.

Речевое мышление является наиболее специфичным для человека и обладает безграничными возможностями.

Речь включена во все психические процессы человека и невозможна без участия языка, который хранит в себе запас слов и грамматических формул, способствующих эффективному процессу построения коммуникации между людьми.

Замечание 2

Язык – это общественное явление, существующее и развивающееся объективно, не как создание отдельных людей, а как явление всего общества в целом.

В словах, составляющих язык, находят свое отражение опыт мыслительной деятельности всего человечества и накопленные в течение истории развития человечества знания и умения. Слова, которыми пользуется человек в своей речи, — это не его личное изобретение. Каждый человек в процессе своего развития получает слова уже в готовом виде, усваивая язык народа, к которому он принадлежит.

Таким образом, можно сказать, что человек в процессе речевого развития опирается на опыт человечества, а не только на свой личный опыт.

Значение речи для развития личности человека

Наличие речи коренным образом меняет природу психических процессов человеческой личности.

Ощущение, самая элементарная форма психики, носит у человека совершенно иной характер нежели у животных в связи с тем, что человек является общественным существом и находится в постоянном процессе общения с другими людьми, посредством речи.

Животные ощущают цвета окружающего мира и основываясь на этих знаниях ориентируется в тех или иных ситуациях и обстоятельствах.

Человек же воспринимая явления окружающего мира при этом всегда обозначает их и связанные с ними явления и события с помощью слова и тем самым в корне отличается от особенностей восприятия и мышления животных.

Ощущение человека, будучи первосигнальным в своей основе, вместе с тем и второсигнально. Именно этот факт позволяет человеку проявлять через свои ощущения не только индивидуальный, но и общечеловеческий опыт.

Животные в процессе восприятия окружающего мира отражают в своем сознании предметы и явления как единичные объекты с элементарной степенью обобщенности, открывающуюся в процессе удовлетворения элементарных, биологических потребностей.

В отличие от вышеописанного процесса, человеческое восприятие окружающего мира, благодаря непосредственному участию речи и мышления, является содержательным и включает в себя содержание, смысл и значения, которые открывались людям в процессе исторического общественного развития. Благодаря наличию второй сигнальной системы, человек воспринимает вещи и явления обобщенно в свете имеющихся широких взаимосвязей.

Абстрактное мышление человека также сформировалось благодаря развитию речи, с помощью понятий, выражающих общечеловеческий опыт анализа окружающей действительности и закономерностей происходящих явлений и событий.

Именно развитие абстрактного мышления приводит к более полному и правильному отражению окружающей действительности в мышлении и сознании человека.

Именно благодаря развитию речи совершенствуется общественный характер деятельности человека, регуляция его волевых действий и поведения. В тот момент, когда человек выполняет определенные действия от ставит перед собой цель и обязательно стоит отметить, что данная цель является не только его личным образованием, но и отражает опыт деятельности всего человечества в целом.

Благодаря речи становится возможным процесс саморазвития и самосознания человека.

С помощью овладения речью человек осознает свой внутренний психический мир, отдает себе отчет в содержании, характере и значении своих внутренних, субъективных переживаний.

Данный процесс стал возможным только потому, что развитие речи и овладение словом способствовало субъективному отражению человеком окружающей действительности.

Именно благодаря развитию сначала внешней, а затем и внутренней речи происходит процесс осмысления окружающей действительности и событий, происходящих вокруг, формирование собственной оценки данных событий и становление внутренней позиции личности.

Таким образом, можно сказать, что благодаря речи психика у человека превращается в сознание.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/razvitie_lichnosti_osnovnye_celi_i_zadachi/rol_rechi_v_razvitii_lichnosti/

Значение речи в жизни человека

Речь и личность

Значение речи в жизни человека

23.03.2015

Снежана Иванова

Речь в жизни человека занимает существенную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности…

Трудно представить себе условия современной действительности без речи. Любое действие, требующее контакта с другими людьми, мы сопровождаем словами. Ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации, из которой каждый выбирает для себя то, что подходит лично  ему.

Речь в жизни человека занимает существенную позицию:  она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности.

Насколько бедной была бы наша жизнь без возможности облечь мысль в словесную форму! Эволюция речи человека происходила постепенно: от древности до настоящего времени она развивалась, появлялись новые значения, обогащался словарный запас.

Если в прежние времена можно было заменить речь жестами, изображениями, просто взглядом, то теперь практически любая профессия требует от человека владение языком на высшем уровне. В 21 веке необходимо уметь не только грамотно и точно излагать свои мысли, но и формулировать намерения, направленные на достижение лучших результатов. Все это невозможно без речевой деятельности.

Структура  речи

Речь, как и всякий другой вид деятельности, состоит из нескольких элементов.

Мотивация – важный структурный компонент, без которого никакое взаимодействие между людьми не состоялось бы. Прежде, чем совершить какое – то действие, связанное с общением, личность должна испытывать потребность во взаимодействии. Мотивация может касаться как личностных (внутренних) запросов отдельного индивида, так и выходить за рамки его потребностей.

Планирование – второй элемент в структуре речи. Здесь на первый план выходит способность к прогнозированию и ожидаемый результат.

Личностные интересы человека участвуют в процессе распределения своих ресурсов и возможностей. Грамотное планирование обязательно включает в себя самоанализ и рефлексию.

Человек должен знать, зачем он собирается расходовать свой ресурс, чего хочет достичь.

Реализация – это процесс, направленный на достижение поставленной цели. Когда сформулирована задача, личность обладает высокой мотивацией и осуществляет грамотный подход к пошаговым действиям. С помощью речи информация передается от одного лица другому.

Контроль – неотъемлемая составляющая любой успешной деятельности, и речь не является исключением. Чтобы понять, правильно ли решена задача, необходимо периодически отслеживать результат.

Мы можем провести объемный семинар по какому – то вопросу, дать людям интересную информацию, но этого не достаточно, если имеется стремление к большим достижениям.

Крайне важно получить обратную связь от участников, услышать их мнение, убедиться в своей полезности.

Функции  речи

Современная психологическая наука определяет речь как высшую психическую функцию, существенный механизм в образовании интеллектуальной деятельности, процесс передачи и обмена информацией.  Как всякая деятельность, она выполняет ряд важных задач.

Номинативная функция заключается в необходимости называть, обозначать предмет словом. Благодаря этому, каждый способен понять своего оппонента и не путаться в понятиях. Общение между людьми основывается по заранее созданной модели, которая существенно упрощает процесс понимания.

Обобщающая функция служит для выявления общих признаков, свойств предметов для дальнейшей классификации по группам. Слово уже обозначает не один предмет, а называет целую группу свойств или явлений. Здесь проявляется сильнейшая связь речи с мышлением, так как подобные операции требуют напряженной мыслительной деятельности.

Коммуникативная функция представляет собой этап передачи информации от одного лица другому. Данная функция может быть проявлена как в устной, так и в письменной форме.

Виды  речи

В психологической науке выделяют два способа проявления речи: внешний (разговор при контакте двух и более людей друг с другом) и внутренний.

Внешняя речь всегда  направлена на общение людей между собой. Зачем человеку речь? Чтобы иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли, эмоции, настроение вслух, отдавать их  окружающим.

Благодаря этой способности, личность удовлетворяет свою потребность в обмене информацией, взаимодействии с другими людьми. В диалоге происходит беседа, которая может оказаться полезной для обеих сторон.

В монологе  у человека реализуется возможность передать другим накопленный опыт, поделиться важной информацией.

Внутренняя речь представляет собой особую форму выражения мыслей.  В отличие от внешней, она характеризуется обрывочностью и фрагментарностью, нередко хаотичностью и непоследовательностью.

Такой внутренний диалог происходит в сознании человека, нередко он и не выходит за его пределы. При желании им можно управлять и контролировать его.

Однако сложность заключается в том, что внутренняя речь очень сильно связана с эмоциями и чувствами человека.

Выражение  эмоциональной  составляющей

То, как человек говорит, оказывает существенное влияние на восприятие его слов собеседниками.

Тембр голоса, интонация, паузы во время произношения, скорость придают звучащей речи своеобразную окраску, индивидуальность и неповторимость.

Согласитесь, гораздо приятнее слушать человека с мягким тембром голоса, плавной интонацией и, вдобавок, интересной темой. В таком случае возникает большая заинтересованность в том материале, который преподносится.

С помощью речи человек может обозначить свою позицию, поделиться личным мнением  по какому – то вопросу.  Настроение, эмоции так же  возможно выразить с помощью живого взаимодействия с собеседниками. Более того, только очень опытные ораторы способны скрывать свои чувства от аудитории, перенастраиваясь на продуктивно —  контролирующий подход к делу.

Речь поможет личности отстоять свою позицию в споре, проявить симпатию к понравившемуся человеку, раскрыть эмоциональную составляющую. К примеру, если  тема в достаточной степени по нраву личности, то, без сомнения, она будет стремиться продолжить общение.

Передача накопленного опыта

Ребенок познает окружающую реальность с помощью звучащей речи. Сначала родитель показывает ему предметы и называет их.

Затем  малыш растет, начинает взаимодействовать с другими людьми, узнает от них много для себя интересного и важного. Без слов было бы невозможно ни ребенку усвоить новую информацию, ни взрослому ее передать.

Многое здесь, конечно, зависит от качества подачи самого материала, но значение речи является определяющим фактором.

Передача знаний и навыков, достижений современной науки является неотъемлемым звеном в применении речи. Без нее преподавательская деятельность сделалась бы невозможной. Труд писателя, мыслителя, исследователя не мог бы найти своего применения.  Только благодаря живому языку, письменной и устной речи мы читаем книги, слушаем лекции, имеем возможность делиться собственным опытом с другими.

Способность к обучению

Читая книги, человек совершенствуется, расширяет свое представление о мире и о себе самом. Изучая какой – либо предмет, он так же накапливает знания.

Речь при этом имеет определяющее значение: ведь не зная языка, не умея общаться, усваивать материал, личность не имела бы возможности выйти на новый уровень развития и образования. Без речи невозможно представить себе ни одной работы, ни одного исследователя, психолога, учителя или политика.

Даже тот, кто считает себя в достаточной степени овладевшим родным языком и речью, должен постоянно учиться для того, чтобы достичь высоких результатов.

Способность к обучению – важная составляющая любой деятельности, если она стремиться к преуспеванию. Только постоянно узнавая новое, совершенствуя имеющиеся навыки можно выйти к успешному продвижению. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.

Самосовершенствование

Иногда у человека возникает желание исправить ошибки прошлого, получить новый опыт, существенно изменить свою жизнь. Такие порывы обычно продиктованы стремлением к самореализации. В этом случае речь может пригодиться ему в качестве надежного вспомогательного средства.

Изучение необходимого материала, чтение книг, проведение семинаров или тренингов – все это требует определенной подготовки и моральных сил. То, насколько личность оказывается готова приложить определенные усилия к реализации своего намерения, настолько полностью в этой непростой задаче задействована речь.

Устная, письменная, обращенная вовне и внутрь себя —  она ведет человека к новым свершениям, помогает ему добиться поставленной цели.

Таким образом, роль речи в жизни человека огромна, имеет первостепенное, главное значение.  Речевая деятельность применима повсюду: в общении с друзьями и близкими, в сфере образования, преподавательском труде, торговле, в любой профессии, требующей контакта с людьми.

Языковая культура тесным образом связана с современной психологической наукой.

Если человек хочет приобрести навык эффективного общения, прослыть в своих кругах интеллигентом, культурной  и образованной личностью, он должен много работать над собой, достаточно времени уделять развитию речи,  правильному произношению слов и построению сложных семантических конструкций.

Источник: https://psyh.info/article/sposobnosti/znachenie-rechi-v-zhizni-cheloveka.html

ovdmitjb

Add comment