Irvuz

Развитие памяти у дошкольников

Содержание

Развитие памяти у дошкольника

Развитие памяти у дошкольников

Прочитав эту статью, Вы узнаете секреты как формируется и развивается память у ребёнка до и после момента рождения до 6лет, научитесь организовать для него тренировку мозга и памяти

С чего начинается тренировка мозга

Вам, наверное ,покажется странным, но именно память Вашего дошкольника напрямую зависит от вас–родителей. Учёные установили, что память ребёнка это отражение его прошлого жизненного опыта.

Сам процес симеет три составляющие: запоминание, сохранение и только затем воспроизведение. Специалистами обнаружено, что запоминание происходит с помощью нервных импульсов.

В организме маленького человечка с их помощью образуются нервно-рефлекторные связи, через которые в его мозг поступает ,а затем извлекается различная информация.

Возможно, Вам будет интересно узнать, что учёные пока не нашли в каком виде сохраняется в памяти человека различная информация.

Однако, доказано, что сам памятный след–энграмма, может сохранятся всю жизнь.
Сохранение создаёт необходимые связи в головном мозге, которые затем помогают воспроизвести полученную ранее информацию.

Мы, взрослые, называем это припоминание или узнавание. Помните! Ваша первоочередная задача – постоянно знакомить новорожденного с многообразием окружающего мира. Самой сложной составляющей частью этого процесса является воспроизведение полученных ранее знаний. Вот здесь Ваша роль невозможно недооцениdfть – она бесценна.

Только благодаря Вашим усилиям всё трудное и непонятное может стать легким и доступным. Ведь само воспроизведение без запоминания и сохранения любой информации не имеет смысла.

А для того, чтобы Ваш дошкольник всегда мог быстро, буквально автоматически, воспроизвести нужную информацию Вам необходимо постоянно многократно всё повторять, проговаривая, обыгрывая, рассматривая всё вокруг.

Возможно, Вам будет интересно узнать, что с помощью различных исследований специалистам удалось обнаружить начало этому процессу – оно закладывается задолго до появления крошки на свет. Ещё в утробе матери у плода запускается этот механизм подсознательного восприятия мира. Специалисты называют эти реакции «комплексом оживления».

Они являются первоначальными задатками развития малыша. Первое такое проявление выражается во время поглаживания живота и речевого общения. Будущий малыш уже улавливае тинтонацию речи, успокаивается при ссоре будущих родителей и активно реагирует на затянувшуюся размолвку.

Учёные также установили взаимосвязь такой двигательной активности плода с отрицательным эмоциональным настроем: при нём не создаётся созидательная энергия, а происходит ее бесцельное расточительство. Но если настрой был положительный, то есть после ласковой интонации или нежных прикосновений, тогда происходит накопление энергетического материала. В будущем оно беспечивает реализацию возможностей тела и мозга неродившегося организма. Хотя смысловой нагрузки такая информация ещё не имеет, но здесь очень важен именно эмоциональный контакт.

Специалистами установлено, что от момента рождения и до года у малыша нет сознательного восприятия окружающего мира. Всё связано только с положительными эмоциями. И это влияние эмоции сохраняется до 6лет.

Совет! Ваша задача для развития памяти у Вашего ребёнка до года стараться организовывать для него такую познавательную активность, чтобы она вызывала у него только приятную реакцию.

Тогда постепенно в мозгу малыша будет накапливаться различная информация, которая позднее после 1 года жизни с помощью эмоций однажды вырвется наружу и вызовет восторг у всех окружающих.

Хотя, очень часто, удивлённые родители не могут дать объяснения откуда их дошкольник всё это знает и отвечает на вопросы как взрослый.

Помните!
Именно положительное эмоциональное настроение дает основу успешному физическому иинтеллектуальному развитию Вашего ребёнка.

Как правильно развивать память у ребёнка

Вам, безусловно, понятно, что это очень сложный внутренний процесс ,масштабы которого с возрастом постоянно увеличиваются. Но бывает, что мозг вдруг никак не может дат ьбыстро ответ на поставленный вопрос или Вам не удаётся сразу вспомнить всё что Вы уже знаете по этой проблеме.

И тогда Вы начинаете нервничать, пытаясь вспомнить необходимую информацию. А чтобы такого не было у Вашего любимого малыша давайте попробуем разобраться с этой проблемой с самого раннего детства.

Для того, чтобы развивать память у маленького дошкольника, нужно знать её точное определение, которое дают психофизиологи.

Вот так – достаточно просто и понятно.Теперь Вам не стоит объяснять, что именно из этого материала в дальнейшем формируется интеллектуальная готовность Вашего ребёнка к школе.Вот поэтому специалисты утверждают, что успехи в будущем обучении закладываются с самого раннего возраста.

Из-за этого существует так много различных известных методик обучения. Для каждого дошкольника специалистами разрабатываются всё новые и новые, усовершенствуются уже давно всем известные упражнения и игры для развития памяти в любом возрасте.

Разработано множество интеллектуальных методик и даже существуют целые теории от времён Аристотеля и до наших дней.Все они доказывают, что память человека безгранична. Её просто нужно правильно развивать с самого раннего детства и до глубокой старости.

Помните!Интеллектуальный потенциал маленького дошкольника напрямую зависит именно от Вашего внимания и заботы.Только не спешите сразу нагружать своего малыша. Человечество уже много веков постоянно развивается и постоянно ищет как это сделать правильно, учитывая все этапы развития.

Давайте проследим главные моменты от которых может зависеть способность к запоминанию у ребёнка и определим, в каком возрастном периоде и какой вид памяти необходимо активно развивать.

Специалисты отмечают, что вначале жизни в период знакомства с окружающими у ребёнка активно развивается эмоциональный вид памяти, который сохраняет в его мозге различные эмоции, переживания и чувства ещё даже до момента рождения.Затем, с 15 дня постепенно возникает запоминание движений – двигательный, образов и лиц – образный, слов и логики – словесно-логический вид.Помните!

Чем старше становится Ваш малыш, тем лучше усовершенствуется и развивается каждый из видов.

Если Вашему малышу уже больше года, тогда его развитие связано со знакомством с новыми лицами, звуками, различными цветами, формами.

В это время у него активно формируется и развивается наглядно-образный вид.Развитие ребёнка в 3 года строится на информации, которая передаётся на слух.

Так формируется четвёртый вид – словесно-логический.Помните!

Все четыре вида зависят от самого объекта запоминания:

Как правило, до 4 лет малыши без лишних усилий хорошо запоминают какие-то яркие моменты. В этом случае специалисты говорят, что у ребёнка хорошо развита непроизвольная память.Помните!В дошкольном возрасте только активная деятельность с яркими эмоциями позволяет непроизвольно запечатлеть различный материал в памяти ребёнка.

Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие способностей к запоминанию и воспроизведению с помощью непроизвольной памяти. Ведь пока малыш сам ещё не умеет ставить перед собой задачу что-то запомнить и порой не понимает такое задание от взрослого.

Вам будет интересно узнать, что правильное развитие ребёнка в 4 года позволит Вам начать формировать у него волевую регуляцию.Если Вашему дошкольнику уже 4 года, тогда Вы можете смело поставить перед ним задачу запомнить что-либо.

С этого момента с Вашей помощью у будущего ученика начнёт формироваться и развиваться произвольная память.

В дошкольном возрасте каждый малыш по-своему активно познаёт окружающий мир и поэтому очень интенсивно развиваются все виды памяти Особых рекомендаций специалистов по каждому возрасту нет, так как каждому интересно буквально всё! Причём очень часто сам процесс запоминания происходит непроизвольно, а как последствие яркой эмоции. И лишь к 5 годам начинают проявляться элементы произвольной памяти.

Помните!Самостоятельно изобрести удобные для себя приёмы запоминания и припоминания дошкольник до 6 лет ещё не может. Это должен помочь ему сделать взрослый.Для достижения максимального успеха каждая тренировка памяти ребёнка должна быть сугубо индивидуальна.

Вам обязательно прежде всего нужно учитывать состояние речи, слухового и зрительного восприятия, а также уровень внимания самого дошкольника.Совет!Если Ваш дошкольник уже начинает проявлять желание что-то запомнить обязательно поощряйте это. Используйте уже известные или придумывайте новые игры и упражнения.

При этом не забывайте контролировать правильность усвоения информации малышом и вовремя вносите необходимые коррективы.В целом развитие памяти дошкольника зависит от его возраста, накопленного количества знаний и уровня умственных способностей.Всё это Вы можете ежедневно активно развивать и усовершенствовать.

Ведь всем давно известно: предела совершенству не существует!Помните!

Всё новое всегда сложное, но оно обязательно интересное. На всех этапах главный секрет достижения успехов в обучении состоит из двух условий при знакомстве с новым материалом постарайтесь чтобы он:

  • обязательно понравился и вызвал положительные и яркие эмоции
  • представляйте любую новую информацию только в доступной и понятной для Вашего дошкольника форме

Ежедневная тренировка памяти у дошкольника

Вамизвестно, что в каждом деле есть свой маленький секрет?
Так вот он: для достижения максимального успеха в развитии памяти не зависимо от конкретного возраста Вам необходимо ежедневно:

  1. Постоянно обговаривать всё ,что только может увидет ьВаш малыш вокруг себя. Причём делайте это не только в комнате, но  и на улице.
  2. Вашими главными помощниками должны стать книги, стихотворения, загадки, ребусы, головоломки.

Такие ежедневные тренировки способны создать огромный запас самых разнообразных знаний у дошкольников. С их помощью Вы быстро заметите также улучшение памяти детей младшего школьного возраста.

Вы заметили, что все перечисленные выше упражнения для развития памяти направлены на развитие её словесно-смыслового вида?

Именно он развивает гибкость ума и логику! Совет! Обязательно выполняйте различные задания с уважением к ребёнку.

Не зависимо от того какая у Вашего ребёнка память (хорошая или плохая) старайтесь не перегружать её! Будьте готовы ,что, возможно, Вам прийдётся перечитывать одну и туже сказку несколько раз.

Не спешите сразу ставить кучу вопросов, типа: Что? Кто? Как? Где? Помните! ценность чтения и наблюдений в том чтобы ребёнок сумел сам последовательно и логично вспомнить все события.

Причём в 1,5–2 года ему достаточно только запомнить всех героев и только к 5 годам – пересказать всю историю. Конечно, Вы понимаете, что простого ежедневного активного наблюдения за окружающей действительностью и чтения кни может быть недостаточно.

Для развития памятисуществуетмножествоупражненийиигр: настольных, подвижных, малоподвижных.

Регулярно разучивайте со своим дошкольником различные игры – ведь все дети любят играть!Для игр совсем не обязательно иметь какие-то дополнительные предметы. Включите Вашу фантазию!Уже буквально с 1,5 годика можете предложить своему малышу «Найди что изменилось?» спрятав или переставив одну игрушку из ряда уже знакомых домашних игрушек. Как вариант этой игры можете спрятать одну и спросите, что исчезло?Если он старше 2 лет – можете поиграть «Вспомни и покажи». Когда малыш должен показать движения знакомых животных.

А в игру «Запомни и повтори» вообще можно играть с дошкольником в любом возрасте.

Она имеет множество вариантов: с числами, словами, предметами, действиями. Причём задание «Повторить» можно как в услышанном или увиденном варианте, так и в обратном порядке. Вот только количество предметов вначале должно быть 2-3 и затем должно постоянно увеличиваться.Бесспорно, существует множество готовых игр и упражнений.

Вначале Вы можете просто распечатать уже готовые варианты и создать домашнюю картотеку игр.Так, например, для этих игр карточки Вам необходимо просто распечатать, заламинировать и приготовить отдельную коробку.

Если Вы решили купить готовую игру, тогда внимательно прочтите цель игры, изучите условия и представьте как можно объяснить их Вашему дошкольнику.

Возможно, Вам понравится видео 

Источник: https://baby-center.com.ua/obrazovanie/razvitie-pamyati-u-doshkolnika

Играем и развиваем память у дошколят

Развитие памяти у дошкольников

Память дошкольника можно и нужно развивать. Для этой цели с успехом применяются специальные упражнения, рекомендации, игры.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста помогает получить ребенку необходимые умения, навыки и знания, которые пригодятся при подготовке к школе и в ходе всего учебного процесса.

Занимаясь с детьми и уделяя внимание развитию памяти, вы учите малыша запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.

В чем особенности памяти дошколят

Особенности дошкольного возраста (пять — шесть лет) состоят в том, что память малыша непроизвольна, и ребенок еще не способен ставить цель запомнить что-либо. Запоминание происходит помимо его воли и сознания. Поэтому с большей вероятностью малыш – дошкольник запомнит что-то яркое и необычное, нежели то, что не представляет для него интереса.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители – недостаток внимания дошкольника и слабость слуховой памяти. Без этих составляющих трудно представить качественное запоминание. Чтобы сформировать детям дошкольного возраста произвольную память добивайтесь от ребенка концентрации внимания и научите малыша слушать.

Почему важно развивать слуховую память

Присутствие у ребенка дошкольника крепкой слуховой памяти является основой успешного обучения в школе.

Если в начальных классах педагоги отдают предпочтение наглядно-образным материалам, что учитывает особенности возраста малышей, то в следующие годы ребенок будет вынужден огромную часть информации воспринимать на слух. Поэтому родителям нужно уделить особое внимание развитию слуховой памяти и внимания малыша.

Что поможет развитию произвольной и слуховой памяти

Рабочая программа, развивающая память дошкольников, учит ребенка произвольному запоминанию. Для усвоения малышом большего объема информации упражнения рекомендуется подавать в увлекательной игровой форме.

Чтобы развивать память дошкольнику нужно уметь создавать образы, рассказывать, сочинять, пересказывать и заучивать. В обучении и тренировке памяти следует использовать наглядные пособия и эмоционально преподносить запоминаемый материал. Помощниками в непринужденной учебе станут упражнения и игры для развития памяти и внимания.

Нужно учитывать особенности дошкольного возраста: неусидчивость, отсутствие устойчивого внимания, сложность слухового восприятия информации.

Рекомендации по развитию памяти дошкольника

Специалисты дают рекомендации родителям о необходимости развивать у дошкольника следующие виды памяти:

  • зрительную;
  • двигательную;
  • слуховую;
  • образную;
  • словесную.

Все виды памяти взаимосвязаны и помогают друг другу в ходе обучения и роста личности. Рабочая программа родителей по развитию памяти дошкольника должна учитывать особенности возраста и включать в себя упражнения и игры, помогающие улучшению памяти ребенка. Важно развивать внимание и усидчивость, чтобы добиться эффективного запоминания.

Играя с ребенком и выполняя упражнения, не забывайте хвалить и поощрять дошкольника. Не ругайте малыша за промахи, не стоит нервничать. Тогда интерес ребенка к занятиям не пропадет.

Игры для развития памяти и внимания

Игра – это способ донести до ребенка дошкольника необходимую информацию. Учитывая особенности возраста с помощью игр можно увлечь ребенка и разбудить интерес к обучению.

Запишите десять пар слов, которые связаны смыслом. Пары слов прочитайте ребенку вслух три раза. Слова говорите с интонацией и эмоционально. При произношении вами первых слов ребенок называет пару к каждому слову. Игра помогает развитию слуховой памяти и способствует концентрации внимания малыша.

Создайте импровизированный магазин, роль покупателя отдайте ребенку. Называйте ему по 5–7 предметов, которые нужно купить в магазине. Такого рода игры помогают улучшению слуховой памяти.

Приготовьте для малыша карандаш и лист бумаги. Покажите поочередно 3–5 геометрических фигур. Ребенок должен запомнить фигуры и изобразить на бумаге. Чтобы усложнить задание попросите дошкольника изобразить предмет в том цвете, который он запомнил.

Игра развивает зрительную память и помогает решать проблемы, связанные с недостатком внимания у детей дошкольного возраста.

Расставьте перед ребенком в один ряд от 5 до 8 предметов. Дайте малышу 1 минуту для запоминания. После того как ребенок отвернется, уберите из ряда 2–3 предмета и перемешайте оставшиеся вещи. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не хватает.

Данные игры развивают зрительную память и внимание.

Возьмите картинку или фотографию. Например, картинку с изображенной на ней комнатой. Дайте ребенку посмотреть на нее в течение 1–2 минут. Затем попросите малыша рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей. Пусть он опишет внешний вид предметов.

Эти игры развивают кратковременную зрительную память и решают проблемы с концентрацией внимания.

Игра развивает образную, словесную память, речь и внимание.

Покажите ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы. После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел.

У каждого малыша есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит фильм еще раз. После просмотра включите мультик без звука и попросите озвучить. Для эффективности занятия пусть малыш кратко перескажет сюжет. Такие игры формируют долговременную память и речь дошкольников.

Игры такого плана формируют двигательную и образную память. Предложите дошкольнику вспомнить и показать движения знакомых людей, животных. Сделайте вид, что не догадываетесь, кого изображает малыш, побуждая ребенка к новым идеям.

Данные игры развивают зрительную и двигательную память. Покажите малышу 3–5 движений, которые он повторит в точной последовательности. Со временем усложняйте задачу, добавляя новые движения.

Упражнения, развивающие память и внимание дошкольников

Следующие упражнения помогают решать проблемы с неустойчивостью внимания дошкольника. Формируют осознанное восприятие и ускоряют развитие слуховой, словесной, зрительной и образной памяти. Программа упражнений составлена с учетом особенности дошкольного возраста.

Назовите ребенку знакомое слово и попросите малыша описать внешний вид, вкус и цвет предмета. По ходу занятия задавайте дополнительные вопросы, которые заставят ребенка искать новые слова для описания.

Приготовьте лист бумаги, на котором написаны в один ряд 5–7 букв. Дайте малышу время для запоминания (30 секунд) и попросите нарисовать запомнившиеся буквы на другом листке бумаги.

Назовите ребенку 5–6 словосочетаний и дайте малышу время к каждому из них сделать рисунок, который потом поможет ему вспомнить сказанное.

Такого рода упражнения подходят только для детей, умеющих читать. На одном листке бумаги напишите в столбик 8–10 слов и на втором листке 8–10 слов.

Во втором столбике 2–3 слова из первого столбца повторятся вразброс, а остальные слова будут другими. Дайте малышу лист с первым столбиком слов на 1–2 минуты.

По истечении времени пусть малыш найдет запомненные слова в листке со вторым столбиком.

Пример:

дом зима

кот дверь

окно сад

сад змея

стол лето

собака вилка

лето река

кружка вода

Упражнения с использованием аудиокниг помогают формированию слуховой и образной способности запоминать. Пополняют словарный запас и учат правильно выражать мысли.

Включите ребенку интересную, учитывающую особенности возраста, аудиокнигу. Время прослушивания не должно превышать 10–15 минут. Пусть малыш кратко перескажет суть услышанного текста. Затем продолжите прослушивание аудиокниги.

Упражнение подходит для развития слуховой памяти и внимания. Продиктуйте малышу цифры или буквы в любом порядке. Пусть ребенок повторит сказанное вами и нарисует на листке бумаги то, что поможет ему вспомнить полученную информацию. Спустя день пусть малыш припомнит, глядя на рисунки, названные вами буквы или цифры.

Разгадывание лабиринта формирует у малыша усидчивость и устойчивое внимание. Для начала предложите дошкольнику пройти лабиринт на бумаге при помощи карандаша. Затем усложните задание, попросив найти верную дорожку зрительно.

Возьмите картинки, на которых изображены предметы. Как только малыш правильно посчитал количество на одной картинке, предлагайте следующую карточку. Такое упражнение учит дошкольника распределять внимание, и вырабатывает усидчивость.

Упражняясь и играя с ребенком, не забывайте учитывать личностные особенности малыша. Некоторые дети способны запомнить и воспроизвести гораздо больший объем информации, чем указано в программе.

Дошкольный возраст – это время заложения фундамента для успешного обучения малыша в школе. Развитие памяти в дошкольном возрасте, особенно слуховой, позволит в будущем избежать проблем в процессе учебы. Малышу, имеющему отличную память и способному внимательно слушать педагога, освоить новый материал станет гораздо проще.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: http://yourspeech.ru/training/memory/razvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Развитие памяти ребенка дошкольного возраста

Развитие памяти у дошкольников

Когда дело касается воспитания детей, возникает масса вопросов, среди которых одно из главных мест занимает важность развития памяти у дошкольников. Стоит ли уделять внимание этому психическому процессу? Какую роль выполняет память в жизни человека? Эти и другие вопросы сегодня и постараемся рассмотреть.

Память – что это?

В психологии памятью называют комплекс познавательных способностей человека в сочетании со способностью к запоминанию, накоплению и воспроизведению информации.

Это значит, что любая информация изначально накапливается в мозге, затем она сохраняется в нем, что позволяет дальнейшее ее воспроизведение. Последний процесс – осознание информации, навыков или действий.

Воспроизведение происходит автоматически, однако для этого нужно многократное повторение конкретной информации.

Что такое “хорошая память”? Это когда ребенок без труда может вспомнить стих, который был разучен неделю назад, или он показывает место, куда спрятал игрушку во время увлекательного развлечения, или без труда повторяет движения танца, ранее увиденные на уроках или по телевизору.

Если ребенок с легкостью запоминает события и может о них рассказать спустя некоторое время, значит, его память можно считать развитой.

Однако это совсем не значит, что на этом ее развитие следует прекращать: чтобы функции памяти не только не ухудшались, но и значительно улучшились, нужно заниматься с ребенком, стараться развивать его способность к запоминанию информации при помощи дидактических игр, разучивания художественных произведений и т.д.

Классификация видов памяти

Примечательно то, что память, как психический процесс, в зависимости от вида информации подразделяется на:

  • образную;
  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую.

Память, которая формируется с помощью органов чувств и тактильных ощущений и переводит информацию в образы, картинки, схемы, графики, называют образной. Этот вид чаще встречается у дошкольников. Как правило, это творческие личности, с хорошо развитой фантазией. Дети с образной памятью запоминают информацию в малейших деталях, да и воспроизводят ее до мельчайших подробностей.

Двигательная память отличается способностью запоминать, сохранять, а затем воспроизводить разнообразные движения.

Такая память позволяет освоить трудовую деятельность, способность к катанию на лыжах, велосипеде, коньках, игре на музыкальных инструментах.

В раннем возрасте этот вид психического процесса позволяет малышу переворачиваться на спинку или животик, поднимать головку, садиться и ходить. Подрастая, двигательная память ребенка совершенствуется, а его деятельность становится сложнее.

Эмоциональная память основана на запоминании эмоций. Это могут быть радость, раздражение, гнев, гордость или разочарование, грусть или веселье. Признают как одну из самых надежных хранилищ.

Словесно-логическая память заключается в способности запоминать мысли и словесную информацию при общении. Условно этот вид делят на механическую память (многократное повторение одной информации без понимания ее сути) и логическую, которая предусматривает использование ассоциаций, смысловых связок.

Чтобы процесс развития памяти у ребенка был успешным, необходимо определить ее вид, и делать упор на этот вид. Это позволит достичь высоких результатов в обучении. Но также развивать и другие виды памяти.

Память классифицируют еще и по длительности ее сохранения. Таких видов памяти три:

  1. Кратковременное запоминание длится недолго (обычно к концу суток оно исчезает). К примеру, если ребенок, отправляясь в сад, заметил гуляющую собаку, то о ней он может помнить до вечера, может описать, какой она была. Однако на следующий день он может не вспомнить о четвероногом животном.
  2. Долговременная память считается самой важной, поскольку она позволяет накопить необходимый жизненный опыт, знания. При таком запоминании информация хранится длительное время, порой и целую жизнь. Способствует этому много факторов: это и многократное повторение, и яркие эмоции, которые ребенок испытал, и важность событий.
  3. Оперативная память необходима для обеспечения деятельности. Такая информация может забываться, если она не востребована, а может храниться долго, превращая оперативное запоминание в долговременное.

Характер целей дифференцирует память на произвольную и непроизвольную. Для развития произвольной памяти нужно потратить некоторые усилия, дабы запомнить нужную информацию. В случае с непроизвольной памятью все наоборот: запоминание происходит без усилий человека.

Возрастные особенности развития памяти у детей

На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:

  1. Дети до года: развивается моторная память, которая проявляется первыми условными рефлексами. На первом году жизни ребенок запоминает движения и повторяет их. Запоминание более эффективно, если обучение сопровождается ярким, эмоциональным действием.
  2. Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.
  3. Возраст 2-4 года: активно развивается механическая память, однако после двух лет ребенок начинает выстраивать и логическую цепочку, запоминает слова, развивает основные двигательные навыки.
  4. Возраст 4-6 лет: преобладает непроизвольное запоминание. Обычно ребенок в этом возрасте запоминает ту информацию, которая оказалась интересной, захватывающей, увлекательной. Происходит это независимо от того, хочет ли дошкольник запоминать эту информацию.

От чего зависит способность к запоминанию у детей?

Качество памяти зависит от нескольких факторов.

Во-первых, на способность к запоминанию влияет возраст ребенка. Здесь мнение специалистов едино: с возрастом у детей память только улучшается. Что влияет на это? Совершенствование техники запоминания информации, действий, навыков.

Маленькие дети запоминают тот материал, которые предлагают им взрослые. При этом они используют только естественные свои способности.

С возрастом дети используют определенные техники, которые помогают запомнить нужный материал: это и сравнение новой информации с опытом, полученным ранее, и формирование ассоциаций – они делают заметки, рисунки, схемы.

Во-вторых, на качество памяти влияет объем информации – она улучшается с увеличением количества полученных знаний.

В-третьих, умственные способности тоже выполняют свою роль: чем больше малыш умеет, размышляет, активничает, тем лучше он запоминает. С возрастом у ребенка совершенствуются умственные способности, а это положительно влияет на память и ее развитие.

Развитие памяти у дошкольников происходит на основе предыдущих воспоминаний или действий. Развивать словесную память у ребенка необходимо на имеющемся опыте, двигательной и образной информации.

Для освоения словосочетаний умственную деятельность ребенка нужно подпитывать образами и тактильным ощущением изучаемого предмета. Невербальная память может хранить информацию о нескольких эпизодах детства.

Исходя из данного фактора, словесное развитие у детей следует начинать в раннем возрасте, сопровождая процесс постоянными тренировками.

Для полноценного развития умственных способностей и обширного кругозора ребенок должен пройти все этапы развития.

  1. Первый этап – возраст от 0 до года. Главную роль здесь играет двигательная и эмоциональная функция. Малыш запоминает предметы и движения, что он наблюдал неоднократно, и которые могут вызывать радостные или негативные эмоции. К концу первого года жизни распознавание предметов у ребенка происходит по их признакам, эмоциональному состоянию, которые они вызывают.
  2. Второй этап начинается с 1 года и длится до 3 лет. Формирование памяти происходит через функцию восприятия предмета, который дает ему представление об окружении. В эти годы активно развивается образное мышление, которое в соотношении с восприятием участвует в формировании представления о предметах и вещах, окружающих малыша.
  3. Третий этап – с 3 до 6 лет. Этот период благоприятен для развития и расширения словесного запаса и логики. У некоторых дошкольников большая часть умственной деятельности основана на механической памяти, где запоминание происходит при неоднократном повторении информации. Третий этап основан на непроизвольной и образной памяти, где они приобретают ярко выраженный характер.
  4. Четвертый этап развития памяти у детей основан на логическом восприятии информации. С развитием логики ребенок систематизирует полученный материал и кодирует ее на высоком уровне общения.
  5. Пятый этап состоит из произвольных запоминаний. Усвоение знаний происходит при самоконтрольной, мнемической деятельности. Данная функция формирования памяти у детей играет важную роль в ходе получения знаний, дающихся в начальных классах. Полноценная мнемическая функция развития детей дошкольного возраста является важным показателем подготовки к учебному курсу школьного заведения.
  6. Последний шестой этап основан на профессиональных знаниях и полноценной умственной активности. В ходе такого процесса память хранит механизмы, отвечающие за данный вид деятельности на профессиональном уровне. Если не поддерживать и не развивать мышление по мере взросления, функции, связанные с логикой и запоминанием, ухудшаться.

Роль памяти в развитии ребенка

Возможно, кому-то интересно, нужно ли вообще развивать память у детей. Здесь ответ один, и он положительный.

Ведь способность к запоминанию – один из факторов, благодаря которому человечества стало интеллектуально развитым. Без памяти невозможно познать мир, окружающую нас действительность.

Любая деятельность невозможна без памяти: труд, нормы поведения, привычки, информация об окружающей среде – все это основано на процессах запоминания.

Развитие памяти в детском возрасте дает человеку возможность в дальнейшем применять полученные ранее навыки и умения. Это, в свою очередь, определяет качество жизни, помогает найти ту деятельность, которая приносит больше удовольствия и пользы.

Развитие памяти, особенно у детей, – важный процесс. И не стоит пренебрегать им. Ведь память влияет на развитие других психических процессов, таких как мышление, восприятие, внимательность и прочее.

А без этих навыков человек вряд ли сможет существовать. Если не подпитывать память новой информацией, такая способность человека приводит к деградации личности.

Поэтому развитие памяти нужно начинать с раннего детства, чтобы малыш вырос достойным и счастливым человеком.

Источник: https://myintelligentkids.com/razvitie-pamyati-rebenka-doshkolnogo-vozrasta

Особенности развития памяти у дошкольников

Развитие памяти у дошкольников

Детская память избирательна. Что заинтересовало, удивило, удержало внимание, то и запомнилось.

За время дошкольного периода интенсивно развиваются виды памяти, а также постепенно формируется произвольность запоминания и воспроизведения.

Необходимо стимулировать развитие памяти у детей дошкольного возраста, чтобы к началу школьного обучения они научились схватывать обязательный к усвоению материал. 

Формирование памяти как основной психической функции

Познавательное развитие ребенка немыслимо без активного задействования памяти. Этот психический процесс позволяет накапливать, сохранять и вспоминать нужную информацию. Память дошкольника с каждым годом расширяет свои возможности.

В первые годы жизни память формируется как составная функция восприятия. Самые яркие характеристики тех объектов, которые воспринимаются ребенком, непроизвольно фиксируются клетками мозга. Накапливается информация об окружающих людях, о различных предметах, об их свойствах, о повторяющихся действиях. В возрасте трех лет память уже выступает самостоятельной познавательной функцией.

Наиболее простая форма припоминания проявляется в узнавании малышом объектов, которые он уже видел, слышал или трогал ранее. В дошкольном возрасте активно развиваются функциональные возможности получения и извлечения информации, что обеспечивает более сложную работу памяти. Дошкольник использует все функции памяти:

  • запоминание
  • сохранение
  • припоминание
  • узнавание
  • воспроизведение

Запоминание осуществляется путем «привязки» нового материала к уже знакомому. У дошкольника подобное закрепление происходит мимолетно. Дети еще не умеют использовать специальные приемы запоминания.

Сохранение – психический процесс, обеспечивающий удержание информации определенное время. Может быть как кратковременным, так и долговременным. Маленькие дети могут долго помнить то, что вызвало особые эмоции. Надолго может засесть испуг, но также малыш может сохранить впечатления о радостных событиях.

Припоминание – процесс извлечения запомненной ранее информации. Просьба по дороге домой: «Мама, купи мне куклу, как у Оли» — не что иное, как припоминание собственного восхищения от Олиного сокровища.

Узнавание – более простой способ вспомнить знакомую информацию, поскольку есть опора на вновь видимый, слышимый или ощущаемый стимул.

Воспроизведение – комплексный процесс извлечения уже сохраненного материала. Малый жизненный опыт дошкольника накладывает ограничения и на воспроизведение информации. Ребенок вспоминает под влиянием сходных впечатлений.

особенность памяти дошкольника заключается в преобладании непроизвольного запоминания. Точно так же работает и воспроизведение.

Какие виды памяти преобладают в дошкольном возрасте

Активизация памяти дошкольника происходит благодаря восприятию. Информация к ребенку поступает через зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные рецепторы. Получаемые сигналы складываются в определенный образ, который запоминает ребенок. По этой обусловленной природой причине преобладающим видом памяти у дошкольников является образная.

Интенсивно развиваются следующие виды памяти у дошкольников:

  • образная
  • словесная
  • двигательная

Образная память помогает ребенку осваивать новые понятия и расширять запас слов.

Услышав, что зебра – это «полосатая лошадка», малыш живо формирует образ животного. Новой информацией для него больше выступает непосредственно слово «зебра».

Возможно, детское воображение нарисовало и не совсем похожий образ. В реальности он скорректируется. Тем временем, новое слово уже прочно осядет в лексическом запасе дошкольника. Происходит становление словесно-логической памяти.

Таким образом, развитие памяти в онтогенезе проходит путь от преобладания образной к использованию словесных форм. Можно сказать, что речь переводит память дошкольника на более высокую ступень и повышает ее продуктивность.

Двигательная память в дошкольном возрасте ориентируется на заданный образец. Это уже не те простейшие движения (собрать пирамидку, продеть в петлю пуговицу), которые осваиваются в раннем возрасте. Дошкольник, глядя на взрослого, обучается танцевальным движениям. Осваивает такие сложные бытовые операции, как завязывание шнурков, пришивание пуговицы.

Память детей младшего дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте образы формируются на основе практических действий. Ребенок 3-4 лет познает мир через действия, так и запоминает главное для себя.

Сохраняется информация отрывочная, в виде образных единичных представлений. Так, ребенок может испугаться Деда Мороза, и никакие пояснения, что в этот костюм к очередному празднику нарядился папа, не помогут.

В этом возрасте запоминаются наиболее эмоциональные события, яркие предметы, часто повторяемые действия.

Разделение признаков, их обобщение при осмыслении и запоминании формируется благодаря развитию речи. Когда дошкольник осваивает больше понятий, использует слова, становится более устойчивым и его восприятие. Это, в свою очередь, помогает ребенку связывать содержание с определенным словом и запоминать в виде образа. Но у младших дошкольников такое связывание происходит непроизвольно.

Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте

Чем старше становится дошкольник, тем сильнее становится связь между памятью и мышлением. Ребенок овладевает родным языком, учится анализировать, сравнивать и обобщать. Как следствие, образы запоминаются с помощью мыслительных операций.

Старший дошкольник сам составляет описательные определения, чтобы запомнить новое понятие. «Эскалатор – тоже лестница, только движется», «Ежевика так называется, потому что она вся в колючках, как ежик».

Но в старшем дошкольном возрасте, чтобы запомнить и припомнить, опора в виде образа нужна не всегда. Стихи запоминаются своим ритмом и рифмами, так как развивается звуковая культура речи.

В пересказе прослушанной сказки или истории дошкольник опирается на логическую последовательность событий.

Хотя в равной степени может представлять себя в роли одного из персонажей, что способствует запоминанию.

Особенности запоминания и воспроизведения в старшем дошкольном возрасте проявляются еще и в том, что постепенно приобретают произвольный характер.

Формирование произвольной памяти

Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются личностные возрастные изменения. Начинают формироваться волевые функции. Ребенок учится подчинять свои действия принятым правилам, с подачи взрослого пытается контролировать свою речь, произносить правильно слова.

В дошкольном возрасте происходит становление контролируемых волей механизмов, управляющих поведением и деятельностью.

Применение волевых усилий проявляется по отношению к каждому познавательному процессу, в том числе, к памяти.

Интересно, что припоминание первым приобретает произвольность. Мама спросит 3-летнего малыша, куда он положил свою игрушку, и ребенок будет силиться вспомнить. Причем, зачастую успешно.

Произвольное запоминание приходит позднее. Исключением является простая цепочка действий. Младшие дошкольники хорошо запоминают, как воспроизвести «мелодию» из трех нот на пианино, как сложить элементарную конструкцию по образцу.

Закономерности формирования произвольной памяти

Развитие произвольного запоминания подчиняется определенным закономерностям. Не сразу дошкольник приходит к тому, чтобы нацелиться усвоить определенную информацию. Сначала такую цель формулирует для него взрослый: «Давай выучим стишок», «Я покажу тебе несколько картинок, постарайся запомнить, что на них изображено».

Даже при немедленном отклике ребенок проявит внимание слишком поверхностно. Первый результат будет слабым.

Если дошкольника как-то заденет неутешительный показатель, он согласится на повторные попытки. Воспроизведение окажется более успешным, но не достаточным.

Только, когда сам ребенок осознает, что испытывает сложности воспроизведения, то направит усилия, чтобы запомнить каждое слово, каждую картинку.

Отсюда вытекают условия для развития произвольной памяти. Для эффективного запоминания дошкольник должен иметь мотив. Мотивация может быть разной: соревновательной (запомнить больше других), вызов себе (запомню с первого раза), ответственной (должен запомнить, чтобы в точности передать).

Общие рекомендации как развивать память дошкольника

Взрослый, обучая ребенка восприятию информации, своим примером показывает, как улучшить запоминание. Посмотреть внимательнее, прислушаться, повторить – те естественные способы, которые позволяют еще раз уделить внимание запоминаемому материалу. С каждой попыткой будут заполняться белые пятна, возникающие при активном припоминании.

Источник: https://alldoshkol.ru/process/razvitiye-pamyati-doshkolnikov

ovdmitjb

Add comment