Irvuz

Развитие и воспитание личности

Развитие личности и воспитание

Развитие и воспитание личности

О воспитании написаны сотни книг на всех существующих языках мира. Ему посвящали свои труды величайшие ученые мужи всех периодов и столетий. Еще бы, дело-то не шуточное.

Цель воспитания всегда зависела от того, чего ждало от человека общество: гражданина, глубоко верующего человека, послушное робкое дитя или сурового воина.

Результат почти всегда оправдывал ожидания — воспитательный процесс с лихвой влиял на формирование личности.

Личность — человек – индивидуальность

Еще не так давно, в ту самую незабвенную советскую эпоху о личности почти не говорили. Растили ребенка, готовили гражданина великой страны, частичку общества. Да, именно воспитание общества было основной целью. Сегодня же именно она — центр педагогии и психологии. И слово-то модным стало, только ленивая мама не упомянула о том, какая интересная «личность» — ее дитя. Так что это такое?

Есть три основных понятия: человек, личность, индивидуальность. Многие уверены, что по сути это одно и то же. Но это не совсем так.

  1. Человек — Это определение. Понятие, которое указывает на принадлежность особи к человеческому роду. Человек — уникальное создание. Это единство биологического и социального начала. С одной стороны, он — существо биологическое, а с другой социальное. Потому он зависит от физиологических законов и от социума.
  2. Личность. Вот предмет нашей беседы. Это самое важное в человеке, его духовное наполнения, его социальный признак. Это то, чем является человек. Его отношение к обществу и социальный статус — это личность. Иными словами, если «человек» — это сосуд, то «личность» — его содержимое
  3. Индивидуальность — Набор тех особенностей, которые отличают личность от других. Темперамент, физические данные, ум, характер, взгляды, менталитет, эмоциональность и жизненный опыт. Индивидуальность — первый признак личности.

Психологи и педагоги ставят своей задачей выявлять наиболее эффективные условия для полноценного гармоничного формирования личности.

Под формированием мы понимаем социальное, профессиональное, культурное и физическое развитие.

Сюда же входит культивирование способностей (музыкальные, художественные, управленческие) и личностных качеств (воля, терпение). За показатель уровня развития мы принимаем развитость.

  Роль коллектива в воспитании личности

Функция личности лежит в освоении опыта, во включении человека в общественную систему отношений. Иными словами – человек формируется, проявляется и существует в обществе, являясь его составляющей.

Факторы развития личности

На развитие личности влияет различные факторы. Сказать, что какой-то из них влияет в большей или меньшей степени – сложно. Генетика – фактор природный.

Еще не рожденный малыш уже имеет темперамент, предпосылки к определенных способностей, наследует от родителей черты характера. На генетическом уровне передаются определенные знания, накопленные народом (генетическая память).

Но одной только наследственности с врожденными способностями мало, чтобы стать личностью. Вспомните истории детей-найденышей, которых вырастили животные. Несмотря на то, что они были людьми, все навыки и умения дети переняли у животных.

Даже оказавшись потом среди людей, демонстрировали заметное отставание от сверстников, Это доказывает то, что огромную роль играет среда обитания. Под средой мы понимаем жизненные условия и обстоятельства.

Среда может быть:

  1. Домашняя (семья, дом, близкие);
  2. Географическая (страна, город, народ, народная культура);
  3. Социальная.

На развитие влияет не все, с чем сталкивается человек, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждой личности ситуация развития индивидуальна. Воспитывающий эффект дает не внешний воспитывающий раздражитель, а его личное восприятие.

Воспитание, как фактор личностного развития

Воспитание не является единственным фактором развития, но его значение первостепенно. Оно поднимает личность на новые ступени развития, моделирует ее, потому является основным фактором развития.

Мы воспитываем наших детей с рождения. Как говорят в народе, дети начинают впитывать «с молоком матери» информацию об окружающем мире, постепенно складывая в своих головках идею и отношение ко всему. Воспитание – педагогический процесс.

Под воспитанием мы понимаем обучение вместе с личным примером. Первыми воспитателями становятся родители (исключая случаи с детьми-сиротами или отказниками).

Затем в сей процесс включается школа – учителя (воспитатели) реализуют свои программы, установленные государством.

  Социализация личности и воспитательный процесс

Влияние воспитания на развитие личности — запуск механизмов саморегуляции, движения саморазвития. Воспитывая извне, невозможно слепить «готовый продукт» – индивид создает себя сам, а воспитание оказывает прямое воздействие на этот процесс.

Следует помнить, что не все люди поддаются официально признанным воспитательным методам, развивающим воздействиям, которые диктуют базовые теории воспитания и развития. Генетика берет свое – каждый индивидуален с рождения. Поэтому не существует единственно верного способа, метода или стимула. К каждому нужен индивидуальный подход. Это следует помнить, как родителям, так и педагогам!

Воспитание, как управление развитием личности

Задача воспитателя — реализовать комплекс средств, помощью которых достигается желаемый результат. Они упорядочивают и формируют методы воздействия на него. Это и есть — управление развитием личности.

Воспитание реализует всю гамму функций управления: постановка цели, планирование, мотивация, организация, анализ результатов.

В этом смысле мы можем сказать, что воспитание, есть процесс управления развитием личности, которое делится на:

  • Физическое развитие (физическое воспитание). Управление этим процессом, это организация способов, навыков, знаний, необходимых для совершенствования физической формы и физического здоровья. Развиваясь физически, человек укрепляет здоровье, вбирая знания об упражнениях, естественных сил природы, правилах гигиены и о собственном теле, которые передаются от поколений к поколениям.
  • Психическое развитие. Оно неразрывно связано с физическим, поэтому не может существовать отдельно. Психическое развитие формирует все сферы личности: мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, предметная, экзистенциальная и саморегулирующая. Все эти сферы в комплексе представляют целостное формирование, гармоничность, индивидуальность и разносторонность.

Воспитывая ребенка, стоит помнить о том, что мы воспитываем личность. Помнить, что это такое. Помнить о ее индивидуальности.

Организуя воспитательный процесс, стараться именно направлять ребенка, а не вкладывать в его сознание всю ту воспитательную кашу, что вы, конечно же, читали в книгах и в интернете.

Основные формы воспитания – пример, беседа, воздействие, стимулирование – используйте их в равных долях, добавляя в каждый воспитательный момент самый главный фактор – любовь. Только с любовью мы можем вырасти действительно гармоничную, развитую личность.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/sotsialnoe/razvitie-lichnosti

Воспитание личности

Развитие и воспитание личности
[Всего : 0    Средний: 0/5]

Please follow and us:

Сколь часто личность в нас торжествует победу, которая суть победа глупости над разумом

Кто ещё не в курсе, чем отличается личность от индивидуальности, просим сюда. Хотя наш сайт посвящён развитию индивидуальности, души и духа, всё же личность нельзя игнорировать ни в коем случае. Ибо врага нужно знать в лицо.

Иначе как вы будите знать, что все ваши так сказать «благие» намерения это не уловки низшего эго, а желание вашего высшего «Я»? Я уже писал сколь трудно различить голос ума от голоса сердца, ибо эти те двое ведут постоянную «борьбу» между собой разрывая человека на части.

И если у человека доминирует голос ума, то он будет считать себя личностью и все его движения будут направлены на развитие личности, воспитания личности и формирования личности.

Что же такое личность?

Логично предположить, что перед тем как что-то развивать, надобно хотя бы знать, что вы собираетесь развивать.

Личность это и есть низшее «я» (природа) человека, или попросту говоря, эгоизм, под этим названием его (её) лучше всего люди и знают. Будучи сами эгоистичны, они всегда очень точно определяют эгоизм в другом человеке. Вспомните сколько раз вы лично в жизни мысленно либо вслух замечали, что кто-то повёл себя эгоистично.

Это свидетельство того, что в том другом человеке эгоистичная натура либо зашкалила больше вашей собственной, либо вы попросту узнали себя. Внутренне не осознавая, что тот другой смог так нагло проявить свой эгоизм, а вы ещё по каким-то там причинам свой сдержали.

Вот и выходит, что в большинстве своём, народонаселение всё ещё стоит на весьма не высоком уровне развития (духовного), и тем самым истерично пытается развивать свою низшую природу.

Носясь как дурень со ступою, по всякого рода тренингам, семинарам, йога-центрам, лекциям, ища возможности ухватить Создателя за бороду и вырвать у Него счастье для свой личной выгоды, удовольствия и наслаждения. Не верите? Обратимся к статистике. Факты, как говорится, упрямая вещь.

Вот, например, сколько документов существует в поисковике Яндекс по запросу «развитие личности».

Обратите внимание на статистику «показов в месяц». Это столько раз кого-то интересовал сей вопрос, и, начитавшись там всякого бреда, примерно столько же людей раздули своё низшее эго. А это ни много ни мало 4000 человек в день!

И вот, например, статистика по запросу «развитие индивидуальности».

Как говорится «без комментариев». 90 человек в день в лучшем случае поняли и начали работу над собой, развивая свою индивидуальность, беря под контроль свою личность. Процентное соотношение развивающих свой эгоизм по сравнению с теми, кто становится на духовный путь развития, думаю, посчитаете сами.

Сколь часто личность в нас торжествует победу, которая суть победа глупости над разумом.

Проблема личности

У личности реальные проблемы. И их великое множество, но все они нацелены только лишь на одно. Это как можно дальше увести человека от самого себя. Не дать ему реализовать свою божественную природу, тем самым увести как можно дальше от Создателя.

И с прискорбием можно констатировать тот факт, что пока ей это удаётся. Но самая большая пакость личности заключается в следующем.

Она, услышав такие понятия как: «духовный рост», «духовное самосовершенствование», «духовное развитие» берёт на вооружение истинные, правильные знания и творит для человека очередную иллюзию, я её называю «игра в духовное развитие».

Доказательством тому служат такие словосочетания:

  • нравственное воспитание личности (Яндекс: 20 млн результатов, 6 798 показов в месяц);
  • духовное воспитание личности (Яндекс: 34 млн результатов, 5 282 показа в месяц);
  • духовно нравственное воспитание личности (Яндекс: 33 млн результатов, 4 626 показов в месяц).

И иже с ним. Это не что иное, как подмазаться, замаскироваться, под высшее «Я». И пока человек не развил в себе истинного духовного человека, божественную индивидуальность, личность будет примерять на себя все её одежды.

Она будет именовать себя «духовно воспитанной» личностью, «нравственно развитой» личностью и даже «божественной личностью».

Но если вы будите, внимательны, то вы увидите, что раздвоение личности относиться именно к ней, но никогда не к индивидуальности.

Вы никогда не услышите о раздвоении индивидуальности. Даже всезнающий поисковик, имея 2 000 000 документов, выдаёт их под названием «раздвоение личности». Даже он не знает, что это такое и просит «Дать объявление» ибо никто ни разу это не запрашивал.

Надеюсь, когда ПС проиндексируют эту статью, в сети появится хотя бы один документ по запросу «раздвоение индивидуальности», хотя таковой и нет в природе, по крайней мере, я ничего об этом не знаю, и пока не смогу ничего написать. Но вот зато, сколько уже сказано, написано и снято про раздвоение этой самой личности.

Подытожим. Если вы решили развивать свою личность, заняться воспитанием своей личности, формированием оной, то вам явно не сюда. Ступайте в поисковые системы, они с удовольствием вам выдадут разного рода тренинги, семинары по раздуванию собственной важности.

Расскажут, как вам опухнуть от самомнения и самодовольства. Как это всё «правильно» оформить и выставить в соцсетях. В общем, за самообманом это не ко мне.

А ко мне милости прошу всех тех, кто уже понял всю пагубность личностного роста, кто уже догадался или осознал что вы, есть душа небесная, и только её развитие имеет натуральную ценность.

Я вовсе не претендую за изобретение колеса, ибо всё уже давно изобретено до меня с вами. Я всего лишь хочу помочь вспомнить, кто вы есть и поднаправить вас на пути. Для заинтересованных личностей

Источник: https://selfpickup.ru/samorazvitie/vospitanie-lichnosti.html

Воспитание личности путем нравственного и социального развития

Развитие и воспитание личности

Ключевым вопросом педагогики является личность как предмет воспитания. Данное понятие рассматривается различными науками с учетом их специфики.

Социология, физиология, психология, педагогика и другие науки ведут активные исследования по вопросу воспитания личности.

Определение личности

Педагогика рассматривает оптимальные условия для правильного и гармоничного взросления личности во время обучения и воспитания.

Психология и педагогика рассматривают фактор формирования личности в трех направлениях:

  • Биологическом;
  • Социологическом;
  • Биосоциальном.

Представители первого направления считают, что человек – «дитя природы», поэтому все его существо подчиняется ее законам. То есть, потребности, желания и поведение обусловлено исключительно инстинктами, заложенными природой.

Общество заставляет человека подавлять естественные желания, подчиняясь придуманным законам.

Поэтому, чтобы скрыть неудовлетворенность жизнью и свои желания, люди вынуждены заниматься каким-либо видом деятельности, тщательно скрывая неудовлетворенность от происходящего.

Последователи социологического течения уверены в приоритете социального над биологическим. Несмотря на то, что человек, безусловно, существо биологическое, в течение жизни происходит его социализация. Ведь на личность постоянно воздействуют те социальные слои, с которыми человек проводит общение.

Более того, именно общество облагораживает поступки и мысли людей. Следовательно, биологические особенности проявляются ярко у личностей, низких по уровню развития.

Теория биосоциального развития личности предусматривает влияние и биологических, и социальных факторов. Восприятие, мышление и другие психические процессы имеют биологическую подоплеку. А способности и интересы – социальные факторы развития личности.

Современные подходы к воспитанию предусматривают рассмотрение личности в качестве биологического и социального единства. Безусловно, биологические изменения проявляются на особенностях деятельности и образе жизни личности. Однако социальная жизнь определяет мотивы и цели жизнедеятельности.

Общество прививает те приоритеты и ценности, которые необходимы для исправления физических погрешностей или особенностей характера.

Процесс формирования личности сложен. Ведь в процессе развития социальные и биологические факторы, постоянно взаимодействуя, распределяются неравномерно.

Процесс воспитания

Личность развивается под воздействием трех факторов:

  • Наследственности, которая проявляется бессознательно;
  • Окружающей среды, оказывающей влияние на подсознание;
  • Воспитания, которое является сознательным фактором развития личности.

Следовательно, воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности. Воспитание как процесс характеризуется организованностью, управляемостью и контролем. Оно направлено на совместную деятельность воспитателя и ребенка, а также на достижение поставленных целей.

Процесс воспитания состоит из различных целей, всевозможных методов и средств, содержания и результатов, которые были достигнуты.

Перечислим факторы, влияющие на этот процесс:

  • Наследственность и физическое здоровье;
  • Принадлежность семьи к определенному социальному и культурному слою общества;
  • Особенности жизни;
  • Профессия, социальный статус, семейные традиции;
  • Менталитет.

Существует еще ряд субъективных факторов, которые влияют на воспитание.

  • Особенности психики;
  • Взгляд на жизненные ценности;
  • Круг интересов воспитывающего и воспитанника.
  • Отношения с обществом;
  • Воспитательное воздействие.

Воспитание как фактор развития личности можно оценить по следующим критериям:

  • Желанием делать добро;
  • В своих поступках руководствоваться познанием истины;
  • Видеть и создавать красоту во всех ее проявлениях.

Комплексный подход к воспитанию предусматривает работу в следующих направлениях:

  • Умственное воспитание личности развивает интеллект и способности ребенка, стимулирует его любознательность к познанию окружающего мира. Оно включает в себя онтогенез следующих качеств:
  1. Память, сила воли и мышление — главные составляющие образования.
  2. Культура труда;
  3. Интерес к работе с учебными пособиями;
  4. Личностные качества.
  • Трудовое воспитание имеет цель развить ответственное отношение к различным видам трудовой деятельности, а также позволить накопить необходимый профессиональный опыт. Воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности возможно только через привитие трудовых навыков.
  • Воспитание духовно и физически здоровой личности невозможно без физического воспитания. Оно позволяет развивать не только физические качества, но и силу воли, вырабатывая навыки самоконтроля и дисциплины.

Физическим развитием занимаются в школе, дома, в спортивных секциях, где регулируется распорядок дня, распределение часов отдыха, умственного и физического труда.

  • Формирование ответственности за судьбу Родины, семьи и других людей – главная задача гражданского воспитания.
  • В современном обществе появилась необходимость в экономическом воспитании. Молодое поколение должно уметь правильно распределить финансы в семье, на производстве, иметь представление о потоке денежных средств в масштабах страны.
  • Экологическое воспитание предусматривает развитие личности на основе ценностей окружающего мира, на умении радоваться непреходящей красоте природы, ценить ее богатства.
  • Умение ориентироваться в законах своей страны, знание своих прав и обязанностей как гражданина – качества, которые развивает правовое воспитание.
  • Способность видеть прекрасное, развивать и оберегать его – задача эстетического воспитания. Причем оно предполагает не только созерцание, но и обучение навыкам создания этого прекрасного своими руками.
  • Развитие ребенка невозможно без нравственного воспитания личности.

Нравственность

Постоянные изменения в общественной жизни, стремительное развитие научно-технического прогресса ставят перед педагогическим процессом ряд важных вопросов, решение которых необходимо в ходе воспитания.

Из-за переломного этапа в экономической и социальной сфере нашего государства учителя столкнулись с поколением, не имеющим нравственных ценностей или представляющим их в неправильном аспекте.

Несформировавшиеся личности детей и подростков остро реагируют на изменения в обществе, принимая их как вседозволенность и распущенность.

Желание достигнуть материального благополучия любым путем, который часто граничит с беззаконием, приводит к нарушению всех принятых моральных норм.

А ведь нравственное воспитание личности – главная цель воспитания. Уделяя мало внимания этому направлению, общество рискует получить бездушное поколение роботов, которое не брезгует для достижения цели никакими способами.

Воспитание и формирование личности нравственными ценностями заключается в развитии у детей нравственного поведения, чувств и навыков.

Проблема нравственного воспитания состоит в том, что ребенку рассказать о нравственности и морали недостаточно. Воздействие на личность произойдет только тогда, когда ее будут окружать люди, своим примером доказывающие необходимость именно такого поведения. В этом случае произойдет переход нравственных понятий в убеждения. А это является главным показателем нравственного развития ребенка.

Нравственность и мораль помогают детям преодолевать барьеры и кризисы в развитии. Четкое понимание различий между добром и злом, умение сочувствовать и сопереживать – показатель правильного развития молодого поколения.

Эффективным воздействием на личность будет совокупность всего педагогического процесса, где главная роль отведена вопросам морали.

Безусловно, результаты нравственного воспитания видны не сразу: это длительный и кропотливый процесс, который усложняется по мере взросления ребенка.

Более того, социальные условия и общество, в котором развивается человек, существенно влияют на формирование нравственности.

Воспитание личности в коллективе осуществляется с помощью различных форм, отражающих взаимодействие воспитателя и воспитанника.

Известны их две основные классификации. В зависимости от количества детей, выделяют фронтальное, групповое и индивидуальное воздействие.

Классифицируют формы организации воспитательной деятельности и с помощью методов. Различают следующие, наиболее популярные методы:

  • Словесные;
  • Практические;
  • Наглядные.

Конечно, нельзя ограничиваться только указанными средствами. Педагогическая наука оперирует множеством различных форм и средств, которые используются в процессе нравственного воспитания.

Однако данные методы являются главными инструментами воздействия на сознания ребенка. Преподаватель может проводить беседу с отдельным учащимся при всем классе, в небольшой группе или индивидуально.

Все зависит от конкретной ситуации.

Процесс нравственного воспитания многогранен и требует отдачи как со стороны воспитывающего, так и со стороны воспитуемого.

Весьма действенен в этом процессе метод убеждения, с помощью которого происходит воздействие на чувства и сознание ребенка. С помощью этого метода объясняются определенные понятия и нормы поведения. Для того чтобы убеждение прошло успешно, необходимо подкреплять его примерами из жизни знакомых, родственников и друзей ребенка. Приводить примеры из кинофильмов, телепередач и популярных книг.

Углубить действие убеждения призван метод упражнения, который поможет на практике реализовать поставленные задачи. Для его реализации необходимо выполнять указанные действия, направленные на формирование личности. Деятельность данного метода весьма широка. Она не ограничивается только понятиями о правильном поведении, но и продолжает развитие сознания, взглядов и убеждений.

Эффективными в развитии личности являются и такие методы:

  • Поощрения и наказания, которые применяются для оценки отрицательных или положительных поступков.
  • Убеждение и работа с собственным сознанием через самоубеждение.
  • Мотивация и постоянное стимулирование мыслей и действий.
  • Внушение и самовнушение.
  • Обязательная коррекция поведения.
  • Создание искусственных ситуаций, с помощью которых отрабатываются навыки определенного поведения.
  • Проведение рефлексии.

Общая цель нравственного воспитания независимо от выбранных методов предусматривает формирование всесторонне развитой личности в аспекте гуманизма.

Задачи нравственного воспитания состоят в следующем:

  1. Учить детей пользоваться моральными принципами и законами в повседневной жизни;
  2. Содействовать развитию самосознания нравственности;
  3. Стимулировать дальнейшее развитие нравственности по мере взросления;
  4. Вырабатывать умение сопротивляться всему, что противоречит нормам морали;
  5. Воспитывать милосердие и любовь к окружающим.

Безусловно, помимо педагогики развивать нравственность молодого поколения призваны и другие факторы.

Ведь ребенок рождается, развивается, проходит все этапы взросления среди других людей. Он должен уметь регулировать свои желания и потребности с учетом потребностей окружающих. Поэтому очень важным моментом является социальное воспитание и социализация личности.

Социализация

Социальное воспитание зародилось в давние времена, но обоснование в науке этого процесса произошло недавно.

Это направление регулируется педагогикой. Социализация направлена на формирование социально зрелой и развитой личности. Происходит она путем включения детей в разные виды социальных отношений.

Развитие, социализация и воспитание личности неразрывно взаимодействует с обучением, образованием в целом и психологией.

Личность, ее социализация и воспитание – понятия комплексного педагогического процесса.

Однако деятельность педагога отвечает принципам социализации только тогда, когда она основана на раскрытии потенциала детей через творчество, трудолюбие и развитие личности во взаимосвязи с обществом.

Психология представляет социальное воспитание как сотрудничество воспитателя и ребенка, в результате которого воспитуемый осознает и корректирует значимые для него ценности.

В современной науке популярны следующие подходы к проблеме воспитания социализации:

  • Индивидуальный. Учитывает личные особенности воспитуемых.
  • Личностный. Дает возможность помочь ребенку осознать себя индивидуальностью, раскрыть и выявить возможности.
  • Возрастной. Использует особенности взросления и специфику развития в том или ином возрасте.
  • Гендерный. Призван помогать создавать условия для решения проблемы совместного или раздельного обучения мальчиков и девочек в обществе.
  • Дифференцированный. Выступает как основа использования целей социализации в разных системах.

Воспитывая социально успешную личность, необходимо придерживаться важных принципов:

  1. Принцип диалога. Он основан на тесном сотрудничестве воспитателя и детей, когда происходит обучение нравственности, а также использование принципов и норм морали в общественной жизни.
  2. Незавершенность. Воспитание не может быть завершено на определенном возрастном этапе. Это непрерывный процесс, который будет продолжаться всю жизнь.
  3. Дополнение. Множество факторов способствуют социализации. Только в совокупности, дополняя друг друга и не вызывая противоречия, они смогут осуществить развитие гармоничной и социально адаптированной личности.

Главным фактором успешной социализации является постоянное сотрудничество между членами общества.

Выделяют следующие виды взаимодействия:

  • Общение между двумя личностями;
  • Сотрудничество членов группы внутри коллектива;
  • Общение нескольких групп людей;
  • Взаимодействия массовое.

Особенности содержания любого вида взаимодействия завися от национальной, культурной и социальной особенности участников групп. При этом в комплексе может происходить воспитание нравственности и толерантности.

Социализация личности предусматривает исполнение воспитуемым различных социальных ролей, умение органично входить в разные социальные группы и взаимодействовать с ее членами.

Подведем итоги

Социальное развитие личности происходит с помощью воспитания. Оно может быть успешным только при наличии социального окружения как объекта для подражания.

Воспитание личности происходит целенаправленно и комплексно, с учетом потребностей общества и нравственных ориентиров.

Источник: https://vospitannie.ru/rebenka/lichnost.html

Развитие индивидуальности и воспитание личности

Развитие и воспитание личности

Рассмотрев сущность индивидуальности, мы получили возможность подробнее исследовать проблемы развития индивидуальности и воспитания личности. Для этого необходимо обратиться к основным категориям педагогики, отражающим рассматриваемые явления.

Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные в данной науке понятия. В педагогике это — воспитание, развитие, обучение, образование, формирование, личность.

С течением времени их содержание постоянно уточнялось, в отечественную педагогику входят, а точнее, возвращаются, такие понятия, как «социализация», «индивидуальность» и др.

Сущность социализации

Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества.

Социализация — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит.

Развитие и воспитание

В педагогике наряду с социализацией широко используют такие понятия как «развитие», «воспитание», «обучение», «формирование». Как соотносится понятие «социализация» с этими категориями?

Успешная социализация

Успешная социализация предполагает эффективную социальную адаптацию человека, а также его способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению; иными словами, необходимо определенное равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем.

Адаптированный в обществе человек, не способный противостоять ему (конформист), является жертвой социализации. Человек, не адаптированный в обществе, также является ее жертвой (правонарушитель, девиант).

Гармонизация отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними является одной из важных задач социализации (точнее, той ее части, которая называется воспитанием).

Пути воспитания

Рассмотрение соотношения индивидуальности и личности позволяет конкретизировать связь человека и общества (коллектива и личности). Если человек и коллектив гармонируют между собой, то можно сказать, что личностные качества человека отвечают целям данного коллектива. Человек в этом случае является личностью.

Но в другом обществе (коллективе) этот же человек может и не являться личностью, так как его взгляды могут не отвечать целям другого общества.

Следовательно, в зависимости от социальных ценностей, составляющих мораль общества, и соответствия этим ценностям мировоззрения и поступков человека он может быть личностью, но может ею и не быть, то есть личность является относительной характеристикой человека.

Включение индивида в различные виды социальных отношений

Воспитание предполагает включение индивида в различные виды социальных отношений в деловом и межличностном общении, игре, учебной и профессиональной деятельности.

Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений индивида и общества; оно должно способствовать реализации человеком себя, достижению идеала, который культивируется обществом.

Если развитие направлено на качества, которые присущи индивиду и которые развиваются, то воспитание исходит из качеств общественной морали и эти качества присваиваются индивидом в процессе воспитания.

Как происходит развитие индивидуальности и воспитание личности

Всегда ли нужен ребенку учитель? Гуманистическая педагогика на этот вопрос отвечает: только тогда, когда он в нем нуждается, когда это нужно для развития ребенка. Когда ребенок справляется со своими трудностями сам, без помощи учителя, происходит его саморазвитие. Когда он не может справиться со своими трудностями, саморазвитие прекращается, в лучшем случае тормозится.

И тогда ребенку необходима помощь учителя. Основная задача педагога — побуждение к осмысленному учению. Поэтому учителю необходимо перенести акцент в процессе обучения с преподавания на учение, организовать преподавание не только как трансляцию знаний. Учитель должен выступать в процессе обучения не как преподаватель (преподносящий истину), а как помощник, сотрудник, товарищ.

Итак, первое условие развития школьника состоит в том, чтобы учитель выступал в роли его помощника. И не просто помощника, а доброжелательного. Марк Твен как-то сказал, что одного комплимента хватает ему на три месяца безоблачного настроения. Критиканство и голое отрицание сжигают нервную энергию ребенка (и взрослого).

Вообще отрицательная критика отпугивает людей, заставляет замыкаться, разъедает их уверенность в себе.

Запрет, насильственные воспитательные действия могут подавить развитие мотивационной сферы и затормозить развитие других сфер (волевой, регулятивной, эмоциональной). Поэтому вредно противопоставлять свои требования желанию ребенка — надо стимулировать желание другого направления; сменить существующий раздражитель на более интересный, сильный.

Формирование индивидуальности будущего педагога

В условиях гуманизации образования, когда индивидуальность человека представляет собой высшую ценность, формирование индивидуальности будущего педагога становится важнейшей целью профессиональной подготовки.

В теории и практике образования сложились определенные предпосылки для рассмотрения индивидуальности педагога как категории, для разработки соответствующей модели, выяснения механизма становления и развития индивидуальности студента — будущего педагога.

Индивидуальность студента

Научный подход к индивидуальности студента предполагает рассмотрение не только разнообразия индивидуальных проявлений человеческой психики в тех или иных ситуациях. Важнее отметить, что индивидуальность — это целостность, единство гармонично развитых сфер и их составляющих. С этой точки зрения вряд ли приходится говорить о том, что каждый студент — высокоразвитая индивидуальность.

Индивидуальный стиль деятельности учителя

Кратко рассмотренные нами понятия тесно связаны с другими — «индивидуальность педагога» и «творческая индивидуальность педагога». Их содержание связано с теми особенностями индивидуальности человека, индивидуальности студента, которые обусловлены спецификой профессиональной деятельности.

В следующих частях этого раздела сайта будут рассмотрены специальные задания, направленные на формирование и развитие педагогических умений, а также профессионально значимых свойств и качеств будущего учителя.

Источник: http://www.webpolyglot.ru/relatedinfo/06-pedagogika/h-ind

ovdmitjb

Add comment