Irvuz

Развитие функционализма в психологии

Основные идеи функционализма в психологии и методы исследования

Развитие функционализма в психологии
Самосовершенствование 12 ноября 2018

Еще до возникновения психологии многие мыслители и философы изучали особенности формирования и функционирования человеческой психики. Именно XIX век стал поворотным в истории многих наук, в том числе и психологии, которая переживала кризис становления, поиск собственных методов исследования и подходов.

Два пути становления психологии

Структурализм и функционализм в психологии формировались практически одновременно, основываясь на активно развивающихся точных и естественных науках того времени.

Структуралисты взяли за основу фундаментализм физики и математики, в то время как функционалисты основывались в своих идеях на прикладных науках, и в первую очередь на теории Дарвина.

Эти разногласия разделили психологов на два лагеря, в одном из которых экспериментально исследовались и анализировались структуры сознания без опоры на сенсорный опыт, а в другом предпочтение отдавалось динамике развития и индивидуальной природе психики.

Однако и те и другие рассматривали психологию как науку об опыте сознания.

Психология как инструмент исследования структуры сознания

В XIX веке такие точные науки, как физика и химия, находились на пике своего развития. Были впервые обнаружены атомы как составляющие части молекулы, которая совсем недавно считалась неделимой.

Этот прогресс сподвиг ученых-психологов на поиски новых методов в своей области знания. Они предполагали, что в сложной психоэмоциональной сфере возможно выделить основные базовые чувства или ощущения, которые являются составными элементами более сложных, комплексных переживаний.

Этот подход получил название структурализм. Его активно развивал Эдвард Титченер – основатель и глава структурной психологии. За основу метода исследования он взял интроспекцию – исследование и описание сознательного опыта испытуемых. Он пытался усовершенствовать этот метод путем специальной и постоянной тренировки подопытной группы.

Титченер считал, что отбросив всю сенсорику – ощущения и образы, сменив наблюдение на эксперимент и добавив обширные статистические исследования, он сможет приблизить психологию к золотому стандарту точных наук.

Одной из главных задач, которые ставил перед психологией как наукой Титченер, являлось изучение структуры сознания и выявление базовых элементов, из которых, как из кирпичиков, строятся более сложные и комплексные ощущения и чувства.

Функционализм в психологии

Однако идеи о фундаментальном характере психологии Титченера не нашли поддержки и понимания со стороны других ученых-психологов. И тогда в противовес структурализму стала формироваться другая ветвь психологии, получившая название функционализм.

Школа функционализма в психологии формировалась под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина, которая гласила, что человеческое сознание смогло эволюционировать только благодаря тому, что оно сосредотачивало деятельность индивидов на достижении определенных целей.

Исходя из этого знания ученые-функционалисты выдвинули теорию о том, что для выяснения методов адаптации индивида к среде необходимо наблюдать за его непосредственным поведением. Таким образом функционализм в психологии расширил границы науки, сделав одним из предметов ее изучения поведение.

Новая эра психологии

Предвестником зарождения нового течения, получившего название европейский функционализм, в психологии принято считать австрийского философа и психолога Франца Брентано.

Он категорически отвергал идеи Вундта, считая их ограниченными. В отличие от структурализма, считавшего описание результата психического акта важнейшей задачей психологии, Брентано предположил, что объектом изучения должен стать процесс.

Именно Брентано ввел в современную философию и психологию понятие интенциональности, означающее векторный характер человеческого сознания. С точки зрения австрийского ученого, психический акт нельзя рассматривать в отрыве от объекта, на который он направлен.

Развитие идей функционализма в Европе

Теорию Брентано активно подхватили и стали развивать другие ученые. Одним из первых его последователей, представителей функционализма в психологии принято считать немецкого психолога, философа-идеалиста Карла Штумпфа.

Штумп занимался проблемами восприятия звуковых тонов и связанными с этим проблемами теории музыки. С детства одаренный абсолютным слухом и игравший на 6 инструментах Штумпф посвятил свою жизнь изучению психоакустики и музыкального восприятия.

Немецкий психолог вводит и развивает новое направление в философии, получившее название феноменология. Штумпф выделяет в этом учении три основные части – феномены, психические функции и имманентные отношения.

Его исследования именно психических функций, которые он подразделяет в свою очередь на интеллектуальные (восприятие, суждение) и эмоциональные (радость, печаль и другие) послужили базой для создания функциональной и гештальтпсихологии.

Зарождение функционализма в Америке

Основателем и первым представителем американского функционализма в психологии принято считать психолога и философа Уильяма Джеймса. В своей книге “Принципы психологии” он развивает идею о том, что ученые должны изучать состояния сознания в динамике, протестуя против принятой в то время идеи о статичности и структурности человеческой психики.

В своих идеях Джеймс основывается на работах Брентано и Штрумпфа. Именно благодаря ему психология становится одной из самых популярных наук того времени.

Джеймс не смог описать целостную систему взглядов функционализма в психологии, но составил обширный набор теорий и концепций, которые послужили базой для множества различных учений, начиная от бихевиоризма и заканчивая гуманистической психологией.

Американский психолог отдает ведущую роль эмоциям, инстинктам и индивидуальным особенностям человека, развивая популярную в те годы “теорию эмоций”.

Развитие идей Джеймса

Идеи Уильяма Джеймса развил в своих работах американский философ и педагог, основатель прагматизма Джон Дьюи. Он является одним из основателей школы психологов при Чикагском университете.

С точки зрения Дьюи, все содержание человеческого сознания, врожденное и приобретенное, составляет собой опыт, и основная задача психологии и философии – помогать человеку в потоке опыта двигаться к поставленной цели и достигать ее.

Чикагская школа функционализма в психологии связана также с именами Джеймса Энджелла и Гарвея Кэрра.

Джеймс Роуленд Энджелл учился в Мичиганском университете под покровительством Джона Дьюи, там же он получил степень магистра психологии и продолжил образование в Гарбарде, а позже в Берлине и Галле. Энджелл считается лидером американской ветви функциональной психологии.

Один из его последователей – Гарвей Кэрр изначально получал математическое образование в университетах Индианы и Колорадо, но после прослушанного в Чикаго курса Энджелла по функционализму в психологии полностью поменял вектор своей работы и принялся за изучение психической деятельности.

Колумбийская школа американской функциональной психологии

Одновременно с Чикагской школой идеи функционализма в психологии развивала Колумбийская школа под руководством Роберта Вудвортса. Они считали, что важнейшая роль в организации поведения принадлежит мотивации и установкам личности.

В своей научной деятельности Вудвортс вместе со своим университетским товарищем Эдвардом Ли Торндайком исследовали проблему переноса усвоенных навыков. Именно на основе их опытов позже была построена идея бихевиоризма с его знаменитой формулой “стимул-реакция”.

Самого Вудвортса иногда ошибочно причисляют к основоположникам бихевиоризма, что в корне неверно. Ученый всю свою жизнь считал эту теорию ошибочной и неполной, так как в ней отсутствует одно из важнейших звеньев. По его мнению, формула научного объяснения поведения должна выглядеть как “стимул-мотив-реакция”.

Именно идею мотивационной обусловленности человеческой деятельности Роберт развивал всю жизнь и воплотил в своей книге “Динамическая психология”.

Принципы функционализма

Вклад ученых-исследователей функционализма в развитие психологии как науки невозможно переоценить, так как именно они первые в истории изучения человеческой психики показали значение поведения и мотивации, которые наравне с сознанием должны были стать предметом изучения психологов и философов того времени.

Структуралисты в свое время утверждали, что психические функции не поддаются интроспективному анализу и изучать следует содержимое сознания. Противники их взглядов исходили из своей уверенности в том, что при наличии надлежащих методов психологические функции можно изучать в динамике. Так родился функционализм в психологии. Кратко основные тезисы этого направления можно структурировать так:

  • Психология должна изучать не содержание сознания, а его функции.
  • Суть психологических функций состоит в приспособлении к среде.
  • Психология должна быть прикладной наукой, пригодной для практического использования.
  • Психологические функции являются частью комплексной активности индивида и включают в себя психические и физические компоненты.
  • Психология идет рука об руку с биологией, поэтому практикующему психологу крайне важно знание анатомии и физиологии, так как они способны помочь понять мотивы и способы психической активности личности.

Вклад в психологию

Функционализм в психологии выдвигал также идею о целостности человека и социальной среды. Ученые-функционалисты рассматривали все психические проявления с точки зрения их приспособительного, адаптивного характера. Проще говоря, функциональная психология рассматривала психические акты человека исключительно как механизм решения жизненного важных для индивида проблемных ситуаций.

Несмотря на то что эти положения были достаточно бедны и неполно отражали суть психической активности, они определили пути дальнейшего развития науки и стали фундаментом для формирования следующего витка развития функционализма в социальной психологии, получившего название бихевиоризм.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/294823/

История современной психологии | Страница 57 | Онлайн-библиотека

Развитие функционализма в психологии

Кэрр не сомневался, что верность строгим научным процедурам возможна не только в чистой, но и в прикладной психологии, а полноценные научные исследования можно проводить не только в университетской лаборатории, но и в цехах, офисах или школьных классах.

Все это относится к методам, а не к самому предмету психологии. Сегодня, когда прикладная психология проникла во многие сферы жизни, противоречие между нею и академической психологией больше не является столь острым.

Применение психологии к решению практических задач реальной жизни можно считать основной заслугой функционализма.

Вклад функционализма в развитие психологии

Энергичная оппозиция функциональной психологии по отношению к структурализму сыграла огромную роль в развитии психологии в Соединенных Штатах. Немаловажны и далеко идущие последствия смены акцента с изучения структуры психических элементов на исследование их функций.

Психологию функционалисты определяют широко: сюда входит и изучение психического развития детей всех возрастов и людей с психическими расстройствами.

Кроме того, функциональный подход дополняет интроспективный метод иными способами получения научных данных — такими, как психологические опыты, тесты, опросы, объективное наблюдение за поведением.

Все эти методы, отвергнутые структуралистами, стали важными источниками научной информации для функциональной психологии.

Вопросы для обсуждения

1. Расскажите о том, как Спенсер понимал социальный дарвинизм. Как концепция социального дарвинизма повлияла на американскую психологию?

2. В чем отличие взглядов на сознание Джемса и Вундта? Какова, по мнению Джемса, цель сознания? Какие методы он предлагал использовать для изучения сознания?

3. Расскажите о вкладе Титченера и Дьюи в основание функциональной психологии?

4. Каковы, согласно Энлжеллу, три главных предмета исследований движения фукционалицизма? Какие методы исследования Кэрр считал пригодным для функциональной психологии?

5. Опишите динамическую психологию Вудвортса и его точку зрения на использование метода интроспекции.

6. Сравните тот вклад, который внесли в развитие психологии фукционализм и структурализм

Рекомендуемая литература

Crissman, C. (1942) The psychology of John Dewey. Psychological Review, 49, 441–462. Краткий обзор и оценка подхода Дьюи к психологии.

Donnelly, M.E. (1992) Reinterpreting the legacy of William James. Washington, DC: American Psychological Association. Эссе об идеях Джемса, вдохновивших других ученых на исследования в области психологии.

Lewis, R.W. B. (1991) The Jameses: A family narrative. New York: Farrar, Straus and Giroux.Рассказ об известных представителях семьи Джемсов; психологе Вильяме, писателе Генри, политике Эллис, герое войны Уикли и алкоголике Бобе.

MeKinney, F. (1978) Functionalism at Chicago: Memories of a graduate student, 1929–1931, Journal of the History of the Behavioral Sciences,14,142–148.описание занятий, студентов, содержание курсовых работ и интеллектуальной атмосферы на факультете психологии Чикагского университета.

Owens,D.A.& Wagner,M. (Eds,)(1992)Progress in modem psychology: The legacy of American functionalism. Westport, Conn. Praeger/Greenwood. Анализируется явление функциональной психологии как самостоятельной научной школы и дается оценка ее влиянию на современную психологию.

Thore,F.C. (1976) Reflections on the Colden Age of Columbia’s psychology. Journal of the History of the Behavioral Sciences. 12, 159–165. рассказывается об исследованиях, проводиышихся на психологическом факультете Колумбийского университета в период с 1920 по 1940 год.

Развитие психологии в Соединенных Штатах

К концу XIX столетия эволюционная доктрина и опиравшаяся на нее функциональная психология быстро завоевали прочные позиции в Соединенных Штатах. Американскую психологию вдохновляли скорее идеи Дарвина и Гальтона, чем работа Вундта. Это любопытный, и даже парадоксальный, исторический феномен.

Вундт был учителем первого поколения американских психологов. И все же они переняли немногое из его идей. Когда американские ученики Вундта вернулись на родину, они стали развивать психологию, которая уже мало чем напоминала систему их учителя.

Новой науке пришлось приспосабливаться к новым условиям — абсолютно в духе эволюционной теории.

Психология Вундта и структурализм Титченера в своем первозданном виде не могли выжить в американской интеллектуальной атмосфере. Поэтому они вынуждены были эволюционировать в функционализм. Эти системы не рассматривали практической стороны работы мышления, не могли применяться к решению повседневных проблем.

А американская культура была ориентирована на практику: здесь ценилось то, что дает видимый результат. «Нам нужна практичная психология, — писал пионер американской прикладной психологии Гренвилл Стэнли Холл. — Вундтовские идеи никогда не привьются на этой почве, потому что они расходятся с американским духом и характером» (Hall.

1912, P. 414).

Вернувшиеся в США после обучения в Германии молодые психологи в типичной для американцев прямой и агрессивной манере приступили к преобразованию немецкой психологии. Они начали работать не над тем, что представляет собой сознание, а над тем, как оно действует.

В то время как некоторые американские психологи — и в первую очередь Джемс, Энджелл и Кэрр — развивали функциональный подход в академических лабораториях, другие применяли его на практике вне университетов.

Смена акцента в сторону практической психологии относится к тому же периоду, когда функционализм оформился в отдельную психологическую школу.

Прикладные психологи привнесли свою науку в реальный мир, в школы, на фабрики, в рекламные агентства, залы суда, клиники для детей с отставанием в развитии, психиатрические больницы, и сделали эту науку функциональной — как в отношении ее предмета, так и практического использования. При этом они изменили характер американской психологии не меньше, чем академические отцы функционализма.

Это влияние иллюстрируется специальной литературой того времени. К 1900 году 25 процентов всех исследовательских статей публиковались в американских психологических журналах, посвященных проблемам прикладной психологии, и меньше трех процентов — методу интроспекции (O'Donnell.1985). Подходы Вундта и Титченера, которые сами еще недавно были новым словом в психологии, быстро устарели.

Даже великий структуралист Титченер признавал стремительность изменений, происходивших в американской психологии. Он писал в 1910 году: «Если бы, таким образом, меня попросили в двух словах определить тенденцию, царящую в психологии в последнее десятилетие, ответ был бы таким: психология решительно становится прикладной наукой» (цит. по: Evans. 1992. P. 74).

В Соединенных Штатах психология переживала бурный расцвет. Яркое и динамическое развитие американской психологии в период с 1880 по 1900 год являет собой поразительный случай в истории науки. Еще в 1880 году в CLUA не было ни одной психологической лаборатории; а к 1900 году их насчитывалось уже 42, и они были оборудованы куда лучше, чем лаборатории в Германии.

В 1880 году в Америке не выходило ни одного специального журнала по психологии; всего пятью годами позже их было три. Если в 1880 году американцы вынуждены были ездить в Германию, чтобы изучать психологию, то к 1900 году они могли получить диплом психолога, не выезжая за границу.

В 1903 году число выпускников — психологов уступало только числу молодых химиков, зоологов и физиков.

В 1910 году более 50 процентов всех опубликованных в мире статей по психологии были написаны на немецком языке, и только 30 процентов — по — английски.

К 1933 году соотношение изменилось: 52 процента изданных статей были на английском языке, а на немецком — всего 14 (Wertheimer & King. 1994).

В британском выпуске справочника «Кто есть кто в науке» за 1913 год отмечается, что Соединенные Штаты лидируют по числу всемирно известных психологов, которых здесь насчитывалось 84 — больше, чем в Германии, Англии и Франции вместе взятых (Jor.3ich. 1968).

Прошло чуть более 20 лет с момента основания психологии в Европе, а американские психологи уже захватили бесспорное лидерство в своей области.

Джеймс МакКин Кеттел, обращаясь с президентской речью к Американской психологической ассоциации в 1895 году, говорил, что «рост академической психологии в Америке в течение последних пяти лет почти не знает прецедентов… Психология — обязательный предмет в учебных планах всех колледжей… Факультеты психологии университетов успешно конкурируют с другими ведущими пауками по привлекательности для студентов и количеству оригинальных научных работ» (Cattell. 1896. P. 154). В 1898 году один из профессоров психологического факультета Гарвардского университета сокрушался, что «у него на курсе «Введение в психологию»… 360 студентов. На что этой стране столько психологов?» (Brown. 1992. P. 65).

57

Источник: http://litrus.net/book/read/74165?p=57

Функционализм — направление в психологии: что это, история создания и представители

Развитие функционализма в психологии

Функционализм – это философское течение, провозглашающее приоритетом изучение практических свойств вещи, явления или предмета.

В связи с этим функционализм зачастую противопоставляют таким школам философии, как историзм и структурализм, потому что функционалисты считают, что онтологический аспект вещи имеет примат перед вопросами структуры или развития.

Отсюда можно сделать вывод: сторонники функционализма полагают, что невозможно проникнуть в суть предмета, первоначально не поняв, зачем он нужен, какова его функция в окружающей нас реальности.

Иными словами, последователи школы функционализма придерживались взгляда, кратко выраженного в следующих словах: “Как возможно понять назначение и смысл штопора, только лишь изучив его физические признаки и свойства?”. Кроме того, функции предмета считались тем важным свойством, которое двигает его эволюцию, способствуют формированию или изменению его структуры.

Функционализм: история создания течения и его основатели

Функционализм как философское и психологическое течение научной мысли сложился в Соединённых Штатах Америки в конце девятнадцатого века из знаний, полученных к тому моменту экспериментальной психологией.

В то время среди психологов была популярна точка зрения о том, что каждая зона мозга имеет свою особую специализацию. Воззрения той эпохи остались в названиях некоторых участков головного мозга, например, зона Вернике или зона Брока.

На сегодняшний день взгляды сторонников функционализма были в значительной степени отредактированы благодаря открытиям, полученным в ходе исследований нейробиологов и когнитивных психологов.

Родоначальником функционализма считается Уильям Джеймс, на идеи которого сильно повлияли труды Герберта Спенсера, Вудвортса, Энджелла и Джона Дьюи.

Основой функционализма следует считать прагматизм, который в конце девятнадцатого века являлся доминирующим течением в американской философии и науке, поэтому полезность и применимость идей на практике являлись чуть ли не единственным критерием, которым следовало руководствоваться в философской и научной деятельности и который встречал практически единогласное одобрение.

Создание и развитие идей функционализма послужило мощным толчком для психологии. Этот момент для психологической науки считают поворотным и революционным, поскольку функционалисты фактически осуществили раскол психологии на теоретическую и прикладную.

Идеи

Основная идея функционализма заключается в следующем: любое состояние психики можно объяснить с точки зрения связей между причиной и следствием, существующих между изучаемым состоянием психики, условиями окружающей действительности, являющимися побудительными причинами, и поведением индивида, являющимся следствием действия побудительных причин.

Внимание функционалистов в первую очередь занимали вопросы того, как личность может эффективно приспособиться к окружающей её действительности, какие психические функции она задействует в этом процессе и что необходимо сделать, какие способы найти, чтобы улучшить приспособляемость.

В связи с этим нельзя не упомянуть понятие “рефлекторная дуга“, которое было впервые предложено Дьюи в 1896 году и считающееся столпом функционализма. Рефлекторная дуга включает в себя следующие части со специфическим назначением:

Дьюи полагал, что рефлекс является актом координации, целостным и единым, цель которого состоит в приспособлении организма к условиям окружающей реальности. Начало дуги характеризует условия среды, в которых организм вынужден функционировать.

Середина дуги символизирует то, как живое существо проводит анализ этих условий и осмысляет их. Конец дуги означает реакцию организма, то есть те действия, которые он совершает исходя из условий среды.

Отсюда Дьюи делает вывод, что человеческую психику необходимо рассматривать под тем же углом, что и рефлекс, а именно: какую полезную роль она выполняет для регуляции поведения индивида.

Как известно профессиональным психологам, слово “психология” переводится как “наука о душе”, однако, согласно мнению Джеймса, эта наука должна не только думать о том, из чего состоит душа, как она устроена и почему она может меняться, но и о том, в чём её ценность для каждого отдельного человеческого существа, каким целям она служит.

Что касается вопросов сознания, то последователи Джеймса полагали, что необходимо заниматься не проблемами строения сознания, а его ролью в жизни человека и его выживании.

Благодаря таким взглядам психология обогатилась гипотезой, провозглашающей ролью сознания помощь личности в выживании и приспособлении к различным ситуациям, которые ставит перед ней жизнь.

Каким образом сознание выполняет эту функцию? Тремя следующими способами:

  • повторение привычных способов реагирования на возникающие ситуации;
  • изменение привычек, происходящее вследствие изменения обстоятельств;
  • освоение и закрепление новых паттернов поведения.

Функционалисты выдвинули интересную точку зрения о сущности эмоций, которая нашла своё подтверждение в будущем после проведения психологических исследований. Они предположили, что эмоции являются результатом изменений, произошедших в физиологии индивида, поэтому они никак не могут быть причиной поведения человека, а только следствием.

В рамках функционализма в психологии был сформулирован постулат об идеомоторном акте, который гласил, что любая мысль человека может привести его к действию и результату, если этой мысли не будет активно мешать какая-либо другая мысль.

В структуре личности функционалисты выделяли четыре грани человеческого Я:

  1. Чистое.
  2. Материальное.
  3. Духовное.
  4. Социальное.

Большим вкладом в современную психологию следует считать идею функционалистов касательно самооценки индивида. Они заметили, что степень, с которой человек уважает себя, зависит от двух величин: от того, что личность считает успехом и от его возрастания, а также от уровня её притязаний.

Методы

Несмотря на то что внимание сторонников функционализма было обращено преимущественно на внешние проявления психических процессов в отличие от структуралистов, изучавших внутреннюю сторону психической жизни человека, основным методом изучения для них была интроспекция.

Представителями этой школы являлись Джон Дьюи, Говард Кэрр и Джеймс Энджелл. Основные воззрения, которых они придерживались, заключались в следующем:

  1. Бессмысленно изучать психические элементы, нужно обращать свой взор на психические операции и условия, в которых реализуются эти операции.
  2. Необходимо понять, какова роль сознания в жизни человека и разобраться с такими понятиями, как воля и суждение.
  3. Связка разума и тела изучается как контекст отношений между окружающей действительностью и индивидом.
  4. Такие понятия, как мышление, Я и личность, по своей сути, абстрактные понятия, которые могут быть изучены только в виде внешних выражений и реакций индивида на какие-либо раздражители.

Колумбийская школа

Наиболее ярким представителем этого направления функционализма считается Вудвортс, который основал ответвление в психологии, названное позднее динамической психологией. Сторонники данной школы придерживались следующих взглядов на психику личности:

  1. Движущей силой поведения индивида являются внутренние мотивы.
  2. Психология должна изучать не только сознание, но и особенности поведения.
  3. Сила и интенсивность реакции зависит не только от раздражителя, воздействовавшего на нервную систему человека, а также от физиологических особенностей организма и опыта, сохранившегося в памяти.
  4. Метод наблюдения подходит только для обнаружения и фиксации внешних проявлений психических реакций. Если же исследователю требуется проникнуть в глубины психики и выяснить, что там происходит, необходимо воспользоваться интроспекцией.

Вклад функционализма в психологию и другие науки

Функционалисты выдвинули революционную для своего времени гипотезу об эмоциях, считавшихся в конце девятнадцатого века источником и причиной изменений в физиологии организма человека, и предположили, что эмоции – это не более, чем следствие происходящих в теле индивида процессов.

Принципы функционалистов очень похожи на принципы, применяемые для анализа и изучения информационных процессов, что позволило этому философскому и психологическому течению стать базой для разработки вычислительной теории сознания.

В будущем идеи и научные разработки функционализма стали основой для зарождения нового течения в психологии, названного бихевиоризмом.

В Советском Союзе идеи функционалистов были отвергнуты советскими психологами и заклеймены как ложные и буржуазные.

Источник: https://psiho.guru/terminy/funkcionalizm-v-psihologii-chto-eto-takoe.html

ovdmitjb

Add comment