Irvuz

Развитие двигательной активности

Содержание

Двигательная активность дошкольников в играх и повседневной жизни

Развитие двигательной активности

Двигательная активность является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка.

В современные годы, когда появилось такое разнообразие компьютерных игр, интерактивных панелей, удерживающих ребенка у экранов и гаджетов, двигательная активность детей ограничивается уже в дошкольном возрасте.

Самое время вспомнить о важности физического развития, чтобы не допустить вреда формирующемуся детскому организму. 

Движение как естественная потребность дошкольника

В дошкольном возрасте закладываются основы умственного и физического развития. Природа позаботилась о том, что в младенчестве развитие органов чувств опережает развитие телесных движений.

Но уже к третьему году преодолевается разобщенность сенсорных и моторных функций, и двигательное развитие способствует совершенствованию восприятия, а органы восприятия помогают формированию двигательных навыков.

Стремительное развитие двигательной активности детей начинается с младшего дошкольного возраста.

После 3 лет значительно меняются координационные возможности ребенка, совершенствуется ходьба. И сразу же малыш заинтересовывается поиском препятствий и их преодолением. Он карабкается на горку, пытается перешагнуть через предметы, не обходит вниманием ни одну ступеньку лесенки. Но малыш еще довольно неуклюж.

К 4-м годам происходит прогресс, меняющий общий стиль движений дошкольника. Четырехлетний ребенок подвижен, много бегает, легко прыгает на одной ножке, отлично удерживая равновесие.

В среднем и старшем дошкольном возрасте двигательная активность отличается разнообразием. Интересные игры, соревнования, спортивные упражнения – доступные и посильные занятия. У детей закладывается базовая физическая подготовка, формируются такие качества организма как выносливость, координация движений, быстрая реакция, ловкость, скорость.

Особенности двигательной активности детей

Определимся, что такое двигательная активность дошкольников. Можно выделить несколько основных видов:

  • естественные действия в повседневной жизнедеятельности
  • подвижная игровая деятельность
  • организованные физические упражнения
  • самостоятельная активность по внутреннему побуждению ребенка
  • комплексы движений, которые выполняет ребенок с подачи другого человека

Если взрослый предлагает ребенку собрать каштаны на прогулке в парке, или сверстник азартно призывает «Догони меня!», это пример побуждения дошкольника к активному движению.

У каждого ребенка проявляются свои предпочтения. Одни предпочитают бегать-прыгать большую часть времени бодрствования. Выделяются гиперактивные дети, которые неспособны выдержать состояние покоя даже незначительное время. Чрезмерная активность так же нежелательна, как и ее недостаточность.

Часть дошкольников отличается не в меру выраженной усидчивостью. Особенно привязывают ребенка к месту интерактивные и компьютерные игрушки. Поэтому актуален поиск путей повышения двигательной активности детей дошкольного возраста.

Средства развития двигательной активности дошкольников

Элементы двигательного развития заложены практически во всех видах деятельности, которыми занимаются дошкольники. Возьмем занятия художественным творчеством. Для того чтобы рисовать, лепить, конструировать, важно освоить специальные движения руками. Но все же, двигательная активность в подобных занятиях минимальна.

Другое дело, танцевальная практика. Обучение танцевальным движениям – тот случай, когда формирование определенных движений и умелое их выполнение становится целью деятельности.

Родители, обеспокоенные малой двигательной активностью своего ребенка, могут решить проблему через посещение танцевального кружка для малышей.

Но в первую очередь необходимо использовать возможности естественного детского времяпрепровождения. Многие ресурсы развития дошкольника заложены в игровой деятельности, познавательных прогулках, самостоятельных занятиях.

Подвижные игры детей дошкольного возраста

Главное назначение подвижных игр как раз и состоит в развитии двигательной активности. В игре дети могут преодолевать серьезные физические трудности, тренируют свою ловкость и выносливость. Они проверяют свои возможности и самостоятельно решаются на испытание собственных сил.

Чаще всего, подвижные игры способствуют развитию одного-двух физических качеств. Например, в «пятнашках» главная задача догнать и коснуться участника, и дети, прежде всего, тренируют беговые навыки. Но многие игры развивают несколько качеств:

  • Внимание и скорость реакции
  • Наблюдательность и ловкость
  • Выносливость и координацию движений

Примером, где важны внимание и быстрая реакция, являются игры, в которых выполняются действия по команде («Кто быстрее», «Третий лишний»). Различные веселые состязания по принципу перетягивания каната или прыжков в мешках требуют координации и выносливости.

Подвижные игры, кроме своего физического назначения, выполняют важную функцию эмоциональной разрядки и способствуют развитию общения дошкольников. Их значение невозможно преувеличить.

Физическая активность дошкольников на прогулке

Отправившись на прогулку в парк или лес, дети получают благодатную среду для развития как познавательного интереса, так и двигательной активности. Но просто побегать и попрыгать ребенку быстро наскучит. Поэтому взрослым стоит загодя продумать небольшую программу игр и упражнений на природе.

Младшему дошкольнику интересно искать цветы в траве, собирать желуди или шишки, обдувать одуванчики и подобные привлекательные занятия. Увидев яркую бабочку, малыш подражает взмахам крылышек насекомого. Услышав рассказ о зайчиках, ребенок прыгает по тропинке. В таком возрасте природа выступает фоном сюжетной игры, и дети с удовольствием выполняют роли лесных жителей.

Для дошкольников среднего и старшего возраста подойдут упражнения на достижение конкретных целей. Нарисовав круг, они учатся попадать шишкой или камушком в цель. Пользуется популярностью игра «Замри!». Непринужденная обстановка актуализирует воображение, и дети по команде застывают в самых замысловатых позах.

С интересом выполняют упражнения на координацию движений с закрытыми глазами. Например, выбрав в качестве маяка одно из деревьев, предложите ребенку дойти до него с расстояния метров 10-15, закрыв глаза.

Вначале обязательно нужно пройти этот путь с открытыми глазами, потом вернуться в исходное положение и повторить с повязкой на глазах. Повязку ребенок снимает, когда услышит команду «стоп». Как правило, детей удивляет, насколько они уклонились в сторону.

Поэтому после первой попытки с задором предпринимают следующие.

Такой организованный активный отдых очень нравится дошкольникам. И, если вначале побуждение к игре исходит от взрослых, то в дальнейшем старшие дошкольники придумывают новые упражнения. Важно только позаботиться о том, чтобы их идеи были безопасны в реализации.

Самостоятельная двигательная активность детей дошкольного возраста

Развитие двигательной активности дошкольников не может и не должно опираться исключительно на организованные формы занятий. Дети предпочтут действия, если для них созданы привлекательные условия.

Редкий ребенок отказывается от катания на велосипеде, если у него есть детский вариант этого вида транспорта. В трехлетнем возрасте малыш осваивает трехколесный велосипед. А это развитие и координации движений, и силы ножек. Интерес к этому виду деятельности сохраняется и дальше, когда ребенок способен пересесть на двухколесный велосипед.

Сейчас распространены детские батуты. И, если есть возможность установить эту спортивную принадлежность у дома или на загородном участке, стоит ею воспользоваться. Прыжки на батуте оказывают комплексное положительное действие на развитие всего организма (имеется в виду малый детский батут, а не спортивный снаряд).

У ребенка чаще будет проявляться потребность в активном движении при виде привлекательных атрибутов.

Что еще важно в данном случае, дошкольник сам определяет задачу и цель (буду кататься, хочу прыгать), ориентируется в условиях, решает, как долго он хочет заниматься, и сам же себя контролирует.

Это отличные условия для расширения границ самостоятельности дошкольника, к чему он неустанно стремится.

Источник: https://alldoshkol.ru/deyatelnost/dvigatelnaya-aktivnost-doshkolnikov

Двигательная активность ребенка — дошкольника

Развитие двигательной активности

Физическое развитие ребенка — важная функция ДОУ.

Сегодня речь в программе ДОУ уже не о физкультуре, как таковой, о физическом развитии в целом, что предполагает развитие двигательной активности, физических качеств дошкольников, знание своего тела, его функций, назначения его основных частей, возможностей организма, развиваться в рамках индивидуальных возможностей, собственного потенциала.

Важным педагогическим условием, которое обуславливает активность детей и оптимизирует двигательный режим в дошкольном учреждении и дома, является развитие их интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Развитие интереса к движениям

Подбор интересных и доступных физических упражнений, использование имитационных и игровых заданий способствует развитию интереса у ребенка к движениям, которые он изучает. Дошкольники с удовольствием прыгают как «зайчики»; выполняют ходьбу четким шагом, как «физкультурники на параде»; идут по бревну, как «туристы по мостику через ручеек».

Ребенку свойственна потребность в движениях. В раннем возрасте она происходит в связи с предметной деятельностью, позже реализуется в разнообразных играх, выполнении физических упражнений и посильному труду.

Учитывая утомляемость малышей от однообразных движений, и то, что они еще не умеют целесообразно регулировать свою деятельность, необходимо наблюдать за изменением движений в чередовании с кратковременным отдыхом.

Развитие у детей дошкольного возраста интереса к движениям способствуют имитационные и игровые задания, сюжетные физкультурные занятия, беседы о физкультуре и спорте, экскурсии на стадион, просмотр тематических диафильмов и кинофильмов о большом спорте и известных спортсменах, спортивные праздники и олимпиады в учебных заведениях и тому подобное.

Музыкальное сопровождение движений у детей

Учитывая то, что эмоции являются стержнем развития ребенка, родителям необходимо заботиться о постоянный позитивный настрой воспитанников на занятиях по физической культуре, во время использования различных форм и методов обучения детей движений дома.

Решать эту задачу позволяет музыкальное сопровождение движений детей, приобщение элементов танцевальных упражнений, а также упражнений из восточных оздоровительных систем; использование мимических и пантомимичных движений, организация и проведение нестандартных физкультурных занятий и тому подобное.

Замечательный эффект дает использование в дошкольном учебном заведении и дома сюжетных комплексов во время утренней гимнастики, проведение физкультурных занятий в виде пешеходных переходов до парка, леса, реки с использованием природного материала.

Двигательная активность детей время прогулок

м игр на прогулке, поддерживающих двигательный режим, могут быть такие движения: прыжки с пеньков, ходьба по сломанном дереву (как по бревну), подпрыгивание с доставанием веток, бег с преодолением естественных препятствий (перепрыгивание через канавы, ручейки, кочки), ходьба по пашне босиком, метание в верхушку дерева и тому подобное.

Детям дошкольного возраста нравится фигурное шествие. С него можно начинать физкультурные занятия на прогулке, пешие походы. Маршировка прекрасно организовывает и объединяет детей, развивает чувство ритма, формирует интерес к движениям, активизирует не только двигательную сферу, но и физиологическую систему.

Маршировка привлекает детей необычностью движений и навыков во время ходьбы, оригинальностью поворотов, строений и перестраиваний, особенно, когда его проводят под музыку.

Одним из путей формирования у детей интереса к физическим упражнениям и физкультурных навыкам являются прогулки, экскурсии на стадион, наблюдения за тренировками спортсменов, посещение спортивных площадок школы и плавательного бассейна. Интересные беседы с детьми о том, что они видели, встречи в детском саду со спортсменами и тренерами обогатят воспитанников знаниями о важности и роль физкультуры и спорта в развитии человека, укреплении его здоровья.

Диафильмы и кинофильмы о большом спорте и знаменитых спортсменах, о закаленных людях, живущих на севере, посещение спортивных соревнований на стадионе, проведение физкультурных праздников в учреждениях образования, участие детей в массовых мероприятиях на стадионе, рассматривание картин на спортивную тематику способствуют повышению интереса к физкультурным мероприятиям, развитию соответствующих навыков.

Занятия на лоне природы для растущего организма, приобретают особую ценность, поскольку способствуют не только воспитанию интереса к движениям, но и повышают работоспособность, снижают уровень детской заболеваемости.

Широкое использование природных факторов: рельефа местности (подъемы, спуски, перепрыгивание через рытвины и т. п) учит детей преодолевать естественные препятствия, способствует формированию прочных двигательных навыков, развивает физические качества, воспитывает нравственно-волевые черты характера.

Периодическое проведение указанных мероприятий делает физкультуру не только полезной, но и приятной, веселой, раскрепощенной, музыкальной.

Положительные эмоции, запахи природного материала вызывают у детей огромную радость, обостряют ощущения, будят мысль, активизируют двигательные действия, способствуют развитию физических навыков.

Занятия в природе максимально влияют на интересы детей и является эффективной частью двигательного режима.

Развитие у детей интереса к выполнению движений свидетельствует, что использование разнообразных форм работы, методов и приемов, средств, разнообразных движений и навыков, применение оптимальных способов их выполнения, мотивация двигательной деятельности дошкольников, повышают их заинтересованность физкультурными занятиями, утренней гимнастикой, подвижными играми и играми и упражнениями спортивного характера.

В ходе выполнения движений активизируется желание делать их быстро, качественно, ловко, как настоящие спортсмены. При совершенствовании основных движений и нвыков в играх значительный эффект дает метод соревнования. Применение этого метода вызывает у малышей большой позитивный отклик: радость, удовольствие, смех, крик.

Эмоциональный подъем, по мнению Л. Гримака, «включает мышцы и пробуждает мозг».

Обеспечение двигательной деятельности детей в течение дня, определение объема двигательного режима свидетельствуют о том, что вся проделанная работа по развитию интереса у детей к систематическим занятиям физическими упражнениями в конечном итоге обеспечивает достаточную двигательную активность дошкольников, которая является залогом нормального роста ребенка.

Роль подвижных игр в развитии двигательных навыков

Существенное значение для создания полноценного двигательного режима имеют подвижные игры, организуются воспитателем, и разнообразные самостоятельные игры, а также упражнения и игры спортивного характера, которые выполняются детьми во время прогулок.

Повышение двигательной активности во время игр способствует и общения детей. Игры, в которых они принимают участие подгруппой, более длительные и подвижные, чем индивидуальные игры.

В основном это игры средней подвижности, которые были ранее разучены с детьми. В это время можно также предложить отдельным детям тренировки с мячом, попрыгать со скакалкой (старшие дети). Следует поощрять тех детей, которые проявляют самостоятельность, по собственной инициативе повторить упражнения, которые им нравятся.

Со старшими детьми следует чаще проводить игры спортивного характера и эстафеты.

Необходимо целесообразно распределять двигательную активность детей в течение пребывания их в дошкольном учреждении. Особого внимания требует вторая половина дня, когда часто проводятся малоподвижные и спокойные виды деятельности у дошкольников. Следует наблюдать за состоянием самочувствия детей, осуществляя индивидуальное руководство их деятельностью.

Индивидуальные занятия по развитию двигательных навыков

Индивидуальная работа должна также направляться на активизацию малоподвижных детей, улучшение физической и двигательной подготовленности более слабых дошкольников.

Воспитатель одним из них предоставляет помощь в выполнении упражнений, а другим напоминает, как их делать, подбадривает и оценивает двигательные действия. Некоторым детям предлагает отдохнуть, предупреждая их усталость и слишком большой перегрев от двигательной деятельности.

Особого подхода требуют дети, двигательная активность которых ограничивается после перенесенных болезней.

 Следует посоветоваться с врачом, какие упражнения им можно выполнять и в каких играх принимать активное участие. Постепенно этим детям предлагают более интенсивные движения и динамические игры.

 Надо следить, чтобы дети чаще упражнялись в тех способах выполнения движений, которыми они владеют хуже.

Таким образом, двигательная деятельность имеет исключительное значение для формирования у ребенка привычки и потребности в систематическом выполнении физических упражнений и влияет на всестороннее его развитие.

Наряду с закреплением и совершенствованием различных двигательных действий у детей формируется чувство коллективизма, воспитывается общительность, доброжелательность к своим товарищам, уверенность в своих силах.

Источник: https://podrastu.ru/razvitie/dvigatelnaja-aktivnost-rebenka.html

Как стимулировать двигательную активность ребенка

Развитие двигательной активности

Двигательный режим детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

  1. оздоровительные занятия физкультурой;
  2. учебные занятия конкретной направленности (плавание, групповые виды спорта);
  3. самостоятельная двигательная активность;
  4. физкультурно-массовые мероприятия (эстафеты, соревнования);
  5. дополнительные (вне группы) занятия.

Целью формирования двигательной активности является не только удовлетворение биологической потребности, но и полноценное развитие способностей детей. Следует рационально организовывать двигательный режим с учетом дошкольного возраста, интересов, функциональных возможностей организма, индивидуальных особенностей ребенка.

Влияние двигательной активности на развитие ребенка

Двигательная активность влияет на физиологические функции всего организма. Активный ребенок лучше спит, чаще пребывает в хорошем настроении и обладает большей работоспособностью. Усиливается кровоснабжение скелетных мышц и внутренних органов, улучшается обмен веществ,  совершенствуется нервная система.

Опорно-двигательный аппарат

В результате систематической работы мышцы становятся более объемными и крепкими, не теряя при этом эластичности.

Одновременно совершенствуется и костная система: повышается прочность костей, их готовность к нагрузкам. Равномерная работа мышц туловища формирует осанку, что имеет важное эстетическое и физиологическое значение.

Правильная осанка предполагает правильное положение органов и нормальное их функционирование.

Система внутренних органов

Наиболее активно работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Сердце под влиянием адекватных нагрузок становится сильнее. Позитивные изменения отмечаются даже у детей, изначально имеющих нарушения в работе сердца.

Емкость легких возрастает, увеличиваются их функциональные возможности: ткани тела лучше кровоснабжаются и получают больше кислорода. Особенно полезны упражнения на улице, способствующие закаливанию.

Психическое регулирование

Работающие мышцы стимулируют центральную нервную систему. Чем более высоко координированными становятся движения, тем лучше идет процесс психического развития.

Между уровнем физической активности и речевым развитием существует прямая зависимость. Практический опыт, который получает активный ребенок, приводит к увеличению словарного запаса и развитию мышления. Позитивное влияние двигательная активность оказывает на эмоциональную и волевую сферу психики.

Возрастные особенности двигательной активности

Характер двигательного режима напрямую зависит от возраста детей. Дети младшего возраста более активны, выбираемые ими игры отличаются подвижностью. У детей старшего дошкольного возраста приоритеты смещаются в сторону образовательных занятий, появляется интерес к компьютерным играм.

3-4 года

В этом дошкольном возрасте движение является обязательным условием всестороннего развития. Двигательная активность учит общению, положительно влияет на эмоции и воображение, способствует развитию интеллекта.

В основе режима лежит нерегламентированная активность, когда игры ребенок выбирает самостоятельно. Но и некоторые сложные движения уже под силу малышу (бег, движение спиной вперед, подпрыгивания на одной ноге).

5 лет

Ярко проявляются половые различия в активности детей дошкольного возраста, их игровая деятельность приобретает различную направленность. Мальчики проявляют интерес к играм подвижного характера (футбол). Девочкам нравятся спокойные сюжетные игры («Дочки-матери», «Кухня»).

6 лет

Совершенствуются двигательные навыки, улучшается координация. Деятельность становится разнообразной и осознанной. Резкие отличия в выборе самостоятельной активности исчезают, дети организовываются в небольшие группы с участием мальчиков и девочек и вместе выполняют несложные упражнения (прыжки через препятствия, бросание мяча, ходьба по бревну).

7 лет

Проявляется устойчивый интерес к определенным видам активности, спортивным играм. У детей старшего дошкольного возраста появляется чувство самоконтроля и самооценка. Они целенаправленно тренируют конкретные навыки, многократно повторяют одни и те же движения, оценивают свою деятельность в сравнении с другими.

Динамика двигательной активности

Двигательная активность неодинакова в различные периоды и подвержена определенным колебаниям. Сезонная зависимость является общебиологическим явлением: в весенне-летний период она возрастает, а в осенне-зимний идет на спад. Суточные колебания связаны с режимом детского сада, наибольшую активность ребенок проявляет во время прогулки, а также утром и вечером.

Формирование подгрупп детей с разным уровнем активности

В зависимости от степени подвижности, проявления самостоятельности и склонности к определенным занятиям дети делятся на три подгруппы. Подобный подход дает возможность проводить прицельную работу и применять индивидуальный подход.

Высокая активность

Гиперактивные дети всегда заметны, часто конфликтуют, поведение их неуравновешенно. Из-за чрезмерной активности они не успевают вникать в суть деятельности. Выбирают бег и прыжки, избегая занятий, требующих высокой сосредоточенности и точности. Движения быстрые, но бесцельные.

Есть мнение, что гиперактивных детей нужно сдерживать. Однако лучшим решением будет не ограничение подвижности, а ее регулирование, направление в иное русло. Деятельность остается активной, но требующей развития осмысленности, осторожности. Полезны будут перемещения по ограниченной площади, метания, занятия в паре с выполнением движений по очереди.

Средняя активность

Поведение спокойное, подвижность умеренная и постоянная. Движения осмысленные, уверенные, целенаправленные, настроение хорошее. Ярко выражена саморегуляция двигательной активности при наличии необходимых условий (достаточное пространство, игрушки, спортивный инвентарь). Корректировка двигательного режима сложностей не вызывает.

Низкая активность

Плохой прогностический признак развития малыша. Причинами могут быть слабое здоровье, плохая психологическая атмосфера в дошкольной группе, постоянные запреты взрослых и др.

Такие ребята обычно пассивные, молчаливые, быстро устают. Они предпочитают находиться в стороне, избегают активных игр.

Хорошим способом корректировки двигательного режима будет увеличение площади и предметное ее обогащение.

Кроме прицельной работы с каждой из групп в отдельности, полезно объединять детей разной подвижности в совместных играх, при этом на двоих предлагается лишь одна игрушка. Примерами таких занятий могут быть перекидывание друг другу мяча, вращение скакалки вдвоем, преодоление препятствий по очереди.

План двигательной активности ребенка на день

Рационально организованная двигательная активность разбивается на определенные этапы. Наиболее удобным является деление в режиме дня.

  1. Утро. Предлагаемая деятельность должна быть хорошо знакома детям. Варианты игр: «Холодно-горячо», «Пронеси мяч через препятствие» и др. Следует учитывать, какими будут занятия после завтрака. Если запланировано обучение (рисование, математика), то утренние занятия могут быть более активными. Если же детей ожидает физкультурное занятие, то утром лучше ограничиться разминкой или другими малоподвижными видами. Индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии (ожирение, нарушения слуха или зрения), также должна осуществляться утром.
  2. Прогулка. Прогулка проводится дважды в день и включает в себя самостоятельную деятельность, когда активный ребенок проявляет творческие способности, а также специально организованную. Предлагается устраивать одну подвижную игру, в которой участвуют все дети сразу, и по две игры для подгрупп.
  3. Вечер. Период начинается сразу после дневного сна (с гимнастики и дыхательных упражнений). Возможно проведение физкультурных праздников или самостоятельная двигательная активность детей с использованием различного спортивного инвентаря. Период носит более спокойный характер, настраивает ребенка на завершение дня.

В заключение

Регуляция двигательного режима необходима для нормального развития ребенка. Важен личный пример родителей и пропаганда здорового образа жизни в семье.

Семейные физкультурные мероприятия (походы, катание на велосипедах) способствуют закладке здоровых привычек у ребенка.

А чем более хорошими физическими данными будут наделены малыши с дошкольного детства, тем увереннее и они будут чувствовать себя дальше.

Источник: https://szabotoi.ru/zdorovye-rebenka/dvigatelnaya-aktivnost

ovdmitjb

Add comment