Irvuz

Расстройства внимания

Нарушения внимания

Расстройства внимания

Под нарушениями внимания понимают негативные изменения направленности, избирательности или устойчивости психической деятельности, отмечающиеся при состоянии утомления или при нарушении нормальной работы мозга (как функциональной, так и органической природы). Насчитывается несколько видов нарушения внимания, основные из которых показаны в прил.2.

Как временные явления расстройства внимания наблюдаются у совершенно нормальных людей при утомлении, эмоциональном перенапряжении. В некоторых случаях недостаточность внимания становится устойчивой, и ее называют невнимательностью. В зависимости от особенностей и форм сочетания различных свойств внимания, приводящих к невнимательности, можно говорить о трёх её типах.

Первым типом невнимательности является рассеянность, определяемая легкой непроизвольной переключаемостью слабо концентрированного внимания. Этот вид невнимательности свойственен дошкольникам и людям ослабленным, астенизированным в результате сильного переутомления или болезни.

Второй тип невнимательности, напротив, определяется высокой интенсивностью и концентрацией внимания при трудностях переключения. Это тип «невнимательного учёного», сосредоточенного на своих мыслях. Также он встречается у больных со сверхценными и навязчивыми мыслями.

Третий тип невнимательности характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и ещё более слабой его переключаемостью. Этот тип связан с постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. У здоровых людей он является временным, следствием переутомления. В клинике такое внимание наблюдается в условиях кислородного голодания при атеросклерозе у пожилых людей.

Жалобы на расстройства внимания становятся признаком заболевания только в контексте с общим соматическим или нервно-психическим расстройством. В большинстве случаев можно говорить о трёх основных группах нарушений внимания: гипопрозексия, гиперпрозексия и парапрозексия.

При гипопрозексиях встречаются разнообразные варианты ослабления внимания, вплоть до полной неспособности к сосредоточению, концентрации внимания – апрозексии. Последняя сопровождается повышенной отвлекаемостью. Чаще всего в клинике встречается сочетание снижения возможностей к сосредоточению с ослаблением устойчивости внимания. Нередко эти явления сопровождаются снижением объема внимания.

Ослабление внимания отмечается при различных астенических состояниях, особенно если они сопровождаются неустойчивостью степени бодрствования.

Быстрая истощаемость внимания свойственна больным с травмами черепа и другими органическими заболеваниями мозга.

Повышенная отвлекаемость с непроизвольным вниманием к случайным и нейтральным раздражителям характерна для маниакальных состояний и при растерянности.

При некоторых расстройствах сознания иногда возникает явление, близкое к повышенной отвлекаемости внимания – симптом гиперметаморфозы. Больные при этом с особой остротой постоянно замечают изменения формы и пространственной локализации окружающих предметов, они все время пытаются удостовериться в этом прикосновением руки или перестановкой находящихся в поле зрения вещей.

При гиперпрозексиях внимание усилено, причём часто за счёт односторонней его направленности. Например, пациенты с ипохондрическим синдромом проявляют патологически повышенное внимание к своим болезненным ощущениям и всему тому, что имеет отношение к их здоровью.

Как бы полной противоположностью симптому отвлекаемости является патологическая застреваемость, тугоподвижность внимания, которая свойственна больным эпилепсией, при депрессиях.

В этих случаях наблюдаются и нарушения механизма переключения внимания с одного объекта на другой, что зависит от малой подвижности основных нервных процессов в коре головного мозга.

В некоторых случаях усиление внимания проявляется в виде явления «прилипания» внимания к определенной мысли или представлению. Это часто может выражаться повторением одних и тех же слов (персеверация).

Парапрозексии – извращение внимания. В психопатологии понимается как проявление в сфере внимания явлений диссоциации и амбивалентности, типичных при шизофренических расстройствах.

Здесь обычно демонстрируемая больным слабость побуждений к концентрации внимания и видимая истощаемость произвольного внимания в повседневной деятельности парадоксально сочетаются с крайним усилением и даже ригидностью внимания при возникновении у больного феноменов психопатологического свойства.

Обычно это крайняя сосредоточенность на галлюцинациях и бредовых построениях, но чаще эта сохранность и даже усиление внимания наглядно проявляются у таких больных при скрупулезном выполнении ими чрезвычайно сложных патологически фиксированных ритуальных действий.

У здоровых людей парапрозексии также встречаются. Однако здесь их следует рассматривать более в плане несоответствия, неадекватности первоначальной установки произвольного внимания и результата.

Чаще всего это возникает при чрезмерно сильном напряжении внимания, которое само по себе становится непереносимым для нервной системы, что и обусловливает парадоксальные, извращенные реакции со стороны внимания. Например, спортсмен на старте не слышит выстрела стартового пистолета, хотя активно сосредоточивался и готовился к этому моменту.

Здесь имеет место своеобразное нарушение внимания, характеризующееся тем, что напряженное ожидание блокирует способность вовремя заметить появление соответствующего объекта.

Также в клинической психологии особое место занимают нарушения внимания при очаговой патологии . Они подразделяются на модально специфические и неспецифические.

Модально-неспецифические нарушения внимания распространяются на все виды и уровни внимания. Больной не может сосредоточиться на стимулах любой модальности (зрительной, слуховой, тактильной и т.д.). Подобные нарушения внимания характерны для больных с поражением неспецифических срединных структур мозга на разных уровнях.

Уровень нижних отделов неспецифических структур (область продолговатого и среднего мозга) – это первый уровень поражения, при котором наблюдается быстрая истощаемость, резкое сужение объема и нарушение концентрации внимания.

Эти симптомы проявляются в любом виде деятельности из-за слабости тех механизмов, которые поддерживают внимание.

В большей степени страдают непроизвольные формы внимания: больным легче сосредоточиться, если задание их лично интересует.

Уровень диэнцефальных и лимбических отделов – это второй уровень, при котором нарушения внимания проявляются грубее.

Такие больные часто вообще не могут сосредоточиться на чем-либо или их внимание крайне неустойчиво.

Эти трудности проявляются при выполнении двигательных актов, при решении задач и при выполнении невербальных заданий. Попытки поднять уровень активности этих больных, как правило, не дают стойкого результата.

Уровень медиобазальных отделов лобных и височных долей – третий уровень поражения, при котором преимущественно страдает произвольное внимание, а непроизвольное патологически усилено. Наблюдается так называемое «полевое поведение», т.е.

пациенты становятся чрезмерно реактивными на все стимулы вокруг себя: оборачиваются на любой звук, вмешиваются в разговоры соседей и т.п. Такая бесконтрольная реактивность отражает растормаживание элементарных форм ориентировочной деятельности.

У таких больных с помощью обращения к непроизвольному вниманию можно вызвать такие действия, которые нельзя получить, обращаясь к произвольному вниманию.

У больных с поражением лобных долей нередко наблюдается и своеобразное нарушение произвольного переключения внимания на новое действие, при этом возникает повторное выполнение (персеверация) одного и того же действия.

Модально-специфические нарушения внимания проявляются только в одной сфере – зрительной, слуховой, тактильной или двигательной. В клинике они часто описываются как явления игнорирования тех или иных стимулов.

Их нельзя рассматривать как нарушения восприятия или как непонимание инструкции.

Они проявляются в специфических трудностях осознания при одновременном предъявлении «двойных» стимулов одной модальности (двух зрительных, двух слуховых или двух таклильных).

Зрительное невнимание можно выявить при исследовании полей зрения периметром при предъявлении испытуемому не одного стимула – объекта с левой или правой стороны, а сразу двух. При обычной процедуре исследования поля зрения слева и справа сохранны, а при использовании методики двойной стимуляции выявляется ассиметрия полей зрения.

Феномены зрительного невнимания обычно связаны со спецификой работы правого полушария. Однако они могут появляться и как симптомы при начальных стадиях поражения задних отделов правого полушария.

Тогда они далее обычно переходят в гностические расстройства (односторонняя зрительно-пространственная агнозия) или одностороннее нарушение полей зрения (фиксированная левосторонняя гомонимная гемианопсия).

Слуховое невнимание выявляют одновременным предъявлением разных звуковых стимулов в оба уха. Здоровые люди слышат слова на 10-15% лучше правым ухом, чем левым. У больных с локальными поражениями мозга проценты ассиметрии резко возрастают.

Таким образом, в данном случае имеет место игнорирование левым ухом поступающих стимулов. Те же звуки, предъявляемые отдельно на правое и левое ухо, воспринимаются нормально.

Слуховое невнимание может наблюдаться при поражениях слуховой анализаторной системы или более обширных локализациях очагов поражения (правая височная доля).

Тактильное невнимание выявляют при закрытых глазах путем одновременного прикосновения справа и слева острыми предметами (кончиками двух карандашей) к коже кистей рук. Требуется определить, сколько было прикосновений – одно или два. При поражении правой теменной доли больной чаще «не замечает» прикосновения к левой руке. Намного реже обнаруживается игнорирование прикосновения справа.

Двигательное невнимание выявляют при выполнении двуручных двигательных заданий. Больной начинает выполнять задание правильно, но затем одна рука замедляет движения – «отключается». На вопрос: «Правильно ли Вы делаете?», он отвечает: «Правильно».

Своих ошибок больной не осознает, но при раздельном выполнении пробы симптом игнорирования исчезает. Это игнорирование собственных ошибок отражает нарушения внимания в двигательной сфере.

Они возникают обычно при локализации очага поражения в передних отделах правого полушария (премоторных, префронтальных и глубинных с вовлечением базальных ядер)

Под нарушениями внимания понимают негативные изменения направленности, избирательности или устойчивости психической деятельности, отмечающиеся при состоянии утомления или при нарушении нормальной работы мозга (как функциональной, так и органической природы). Насчитывается несколько видов нарушения внимания, основные из которых показаны в прил.2.

психический внимание расстройство

Таким образом, внимание не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии.

Например, можно со вниманием рассматривать картину, слушать лекцию, решать математическую задачу, обсуждать тактические приемы спортивного соревнования, выполнять необходимые движения при изучении гимнастического упражнения на снарядах и т. д.

Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью.

При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко.

Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

В каждый данный момент содержание психической деятельности связано с относительно небольшим количеством явлений или действий.

Так, из большого количества раздражителей, действующих на человека в данный момент, он воспринимает не все, а только небольшое число.

Воспринимая со вниманием один раздражитель, он одновременно совершенно не воспринимает или воспринимает неясно остальные, не имеющие отношения к его деятельности в данный момент.

Таким образом, внимание всегда есть сосредоточение психической деятельности на определенных объектах и одновременно отвлечение от других объектов.

Можно сказать поэтому, что внимание имеет избирательный характер: мы выбираем из большого числа объектов некоторые, на которых и сосредоточивается наша психическая деятельность.

Благодаря этому при внимании осуществляется также определенная направленность деятельности.

При внимании психическая деятельность становится более организованной. Мы воспринимаем только то, что относится к задаче, которая стоит перед нами, не отвлекаемся на побочные раздражения, благодаря чему воспринимаем предметы и явления с большей ясностью.

При слуховом восприятии, благодаря вниманию, мы подмечаем малейшие звуки, и именно те, которые необходимо услышать, отвлекаясь при этом от посторонних звуков.

Когда врач внимательно выслушивает больного, он слышит очень много звуков и точно различает их, отделяя тоны правого желудочка сердца от тонов, исходящих от клапанов левого, и т. д.

Page 3

Перейти к загрузке файла
  • 1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Юрайт, 2001
  • 2. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – СПб.,1994
  • 3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.-М.,1962
  • 4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник.- 2е изд., дополн. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002
  • 5. http://pro-psixology.ru/obshhaya-psixologiya/
  • 6. http://medbookaide.ru/books/fold1002/book2105/p32.php

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/2047621/psihologiya/narusheniya_vnimaniya

Нарушения внимания: виды и характеристика

Расстройства внимания

Можно выделить следующие виды нарушений внимания: 

  • снижение устойчивости;
  • уменьшение объема;
  • нарушение переключения.

Снижение устойчивости внимания

Снижение устойчивости внимания вызывается снижением концентрации внимания. Когда концентрация снижается либо колеблется, это может привести к снижению устойчивости внимания.

Низкая устойчивость внимания является причиной снижения эффективности целенаправленной познавательной деятельности, а также вызывает возникновение трудностей в мыслительной деятельности.

Для того, чтобы внимание было сосредоточенным и устойчивым, необходимо первоначально фиксировать его на объекте. 

У психически больных людей наблюдаются нарушения и зрительного, и слухового внимания. По методике Шульте, которой по таблицам необходимо искать числа, выявляются результаты, которые превосходят норму по количеству затраченного времени.

Наблюдается общий уровень замедленности работы с сильно выраженной неравномерностью психической деятельности. У некоторых больных наблюдается снижение скорости отыскивания чисел, а время, которое они затрачивают на их отыскивание, наоборот, увеличивается.

Часто происходит удваивание времени из-за того, что больные теряют числа на таблице и не видят их.

Проводя исследование с помощью методики В.М. Когана по дифференциации совмещенных признаков, выявилось, что больным людям по сравнению со здоровыми свойственно затрачивать большее количество времени на раскладывание карточек.

Необходимо пересчитывать карточки и раскладывать их по цветам. Занимаясь выполнением одновременно двух задач, больным людям свойственно допускать значительно большее количество ошибок. В исследованиях, которые проводили Б. В. Зейгарник, Д. Д. Федотовым, Н. Г.

Тихомировой, доказана истощаемость и колебание активного внимания больных людей.

У людей с поражённой ЦНС часто наблюдаются проблемы со слуховым вниманием, так как его объектом выступает концентрация внимания на речевой деятельности. Речь определяет опосредованность внимания, она занимает важное место в развитии его устойчивости.

Когда ребёнок овладевает речью, он учится тому, какими способами можно управлять своим вниманием. Функция второй сигнальной системы – регулирующая, с помощь которой возбуждение становится направленным и локализованным в коре головного мозга.

При помощи речи ребёнок обучается по-особенному видеть мир. Активности речевой деятельности дошкольника свойственно быть направленной в сторону значения.

Ребенок делается более внимательным как к звукам речи, так и , смыслу слов, он может мысленно представить себе предметы, их свойства, действия с ними.

Как отмечал Э. И. Леонгард, около половины детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью либо не могут использовать словесную инструкцию, либо словесная инструкция не оказывает никакого влияния на их деятельность. У них затруднена выработка произвольного внимания. 

Уменьшение объёма внимания

Уменьшение объема внимания является количественным сужением совокупности всех раздражителей ввиду нарушения способности к их удержанию. Таким образом, к примеру, наблюдается сужение объёма внимания у умственно отсталых детей в сравнении с их нормальными сверстниками.

Они могут смотреть, но не видеть, слушать, но не слышать. Глядя на любой предмет, им свойственно видеть в нём меньшее количество отличительных признаков, чем нормально развивающемуся ребенку.

Это является одним из факторов, почему таким детям сложно ориентироваться на улице, в помещении и, особенно, в почти не знакомых местах.

У людей с эпилепсией из-за высокого уровня инертности протекания психических процессов наблюдается зацикленность на многочисленных деталях объектов. Это выступает причиной, почему они не могут сосредотачивать внимание на большом объёме материала. Людям с шизофренией свойственно не удерживать объём внимания по несколько других причинах. Они ничем не мотивируют удержание объема внимания.

У них не получается удержать объём, потому что они стараются познать выхолощенный смысл фразы. Их речи свойственны резонерские рассуждения, она является цепочкой витиеватых, бессмысленных и бесплодных мудрствований.

Как считал Ж. Пиаже, поле внимания индивидов является узким, потому что им трудно, а иногда и невозможно провести мыслительный синтез. Именно это наблюдается у большего количества детей с отклонениями в развитии. Нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста свойственно видеть и замечать многое, однако он не может рационально организовывать свои наблюдения.

Чтобы увеличить объем внимания, нужно не просто вовлекать с каждым разом большее количество учитываемых признаков, но и ассимилировать их, включать в структуру опыта. Для этого необходима сохранность соответствующих механизмов.

Нарушение переключения внимания

Нарушения переключения внимания является нарушением лабильного перехода от одного стереотипа выполнения деятельности к другому, нарушением способности оттормаживать предыдущие способы деятельности.

Нарушение переключения внимания у разных категорий больных людей проявляется по-своему.

У людей с шизофренией отмечается лабильность протекания мыслительной деятельности, им свойственно быстро и свободно переключаться с одного объекта на другой.

Но выбирая новые способы деятельности, огромное значение придаётся их собственная мотивация. Такая лёгкость в переключении внимания усугубляется тем, что отсутствует осмысленность, а действия являются выхолощенными.

Умственно отсталым и больным эпилепсией характерно испытывание особых трудностей при переключении с одного на другое задание.

В их деятельности особенно проявляется застреваемость или «соскальзывание» на способ решения задания, который им хорошо знаком. Они не умеют распределять внимание между различными видами деятельности.

Они не выполняют одновременно два задания, например, не могут рисовать и рассказывать стихотворение.

Синдромы нарушений внимания

Рассеянностью называются снижения способности долгое время концентрировать внимание, сосредотачиваться на чём-то одном, происходят постоянные переходы от одного явления к другому, не останавливаясь ни на чём. Рассеянность чаще всего проявляется при утомлении, при астенических состояниях разного генеза и может сочетаться с повышенной истощаемостью внимания.

Повышенной отвлекаемостью является чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного вида деятельности к другому. При этом никакое действие не будет доведено до конца. Повышенная отвлекаемость наблюдается при маниакальных состояниям, когда она связывается с ускорением ассоциативных процессов.

Инертность внимания – это, наоборот, малая подвижность внимания, при которой нарушено переключение внимания, это своего рода патологическая фиксация внимания.

Апрозексией называется полное отсутствие внимания.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/patopsihologija/narushenie-vnimanija/

Нарушение внимания: причины психопатологических расстройств

Расстройства внимания

Разнообразные нарушения внимания – одни из самых распространенных симптомов, присутствующих в структуре разнообразных психопатологических состояний, неврологических заболеваний и иных сбоев в работе организма.

Нарушения внимания часто наблюдаются при различных когнитивных дефектах, включая расстройства мнестических функций, сбоях целенаправленной двигательной активности, неспособности человека узнавать объекты по чувственным восприятиям.

Под нарушением внимания принято подразумевать невозможность субъекта сосредотачивать деятельность в данный интервал времени на каком-то конкретном объекте или явлении. При расстройствах внимания индивидуум лишается возможности избирательно воспринимать, различать и усваивать явления окружающего мира.

Нарушения внимания: причины

Чаще всего причинами данных расстройств высших психических функций являются органические заболевания головного мозга. Нарушения внимания может быть спровоцировано атрофическими и дегенеративными процессами, нейроэндокринными дефектами.

Нередко причиной проблем со вниманием является действие стрессовых факторов, как молниеносного, так и хронического характера воздействия. Субъект может ощущать проблемы со вниманием при наступлении экстремальных обстоятельств.

Очень часто причиной отсутствия требуемой сосредоточенности являются разнообразные психотические расстройства и неврологические патологии, такие как:

  • эпилепсия;
  • депрессивные расстройства;
  • тревожно-фобические состояния;
  • шизофрения;
  • невроз навязчивых состояний;
  • неврастения;
  • церебральный атеросклероз;
  • олигофрения.

Одна из частых причин болезненного состояния человека – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Данное стойкое неврологическое расстройство стартует в детском возрасте. Наряду с проблемами с концентрацией внимания у больного наблюдается гипертрофированная активность, неуправляемая импульсивность поведения, неспособность контролировать свои действия.

Причиной нарушения внимания могут стать инфекционные заболевания и интоксикации организма. Часто данный симптом фиксируется у больных туберкулезом.

Нарушения внимания: симптомы

Данные расстройства высших психических функций характеризуются разнообразными симптомами, при которых страдает избирательность восприятия, объем воспринимаемой информации, устойчивость процесса, переключаемость с одного явления на другую деятельность. Все дефекты принято классифицировать согласно превалирующим симптомам, наблюдаемым у конкретного пациента.

  • При проблемах с концентрацией у человека наблюдается неспособность сконцентрировать внимание на предъявляемом раздражителе. Рассеянный субъект постоянно отключается от каких-то значимых событий, происходящих в окружающем мире. Он не может обдумывать собственные планы. Его внимание то и дело переключается с одного предмета на другой объект, не задерживаясь на исследуемом явлении на срок, требуемый для его качественного исследования.
  • Расплывчатость мыслей. Особа как бы пребывает в прострации. Человек чувствует упадок сил и ощущает, что утратил интерес к происходящим событиям. Часто причиной таких нарушений внимания является недосыпание и ощутимый недостаток сна. Неспособность сконцентрировать внимание нередко является следствием усталости и истощения.
  • Продолжительное выполнение монотонной работы. Проблемы с концентрацией внимания и рассеянность нередко наблюдаются у водителей, которые управляют продолжительное время автомобилем, двигающимся по неоживленной трассе. Такой феномен описан в литературе, как явление дорожного гипноза.
  • Рассеянность, возникающая, когда индивидуум утрачивает способность распределить внимание между явлениями окружающей среды и внутренними процессами. Снижение концентрации внимания в данном случае возникает из-за того, что персона сильно сосредоточена на собственных размышлениях и переживаниях. Чрезмерно глубокая сосредоточенность на личных ощущениях приводит к тому, что особа вовсе не замечает, что происходит во внешней среде. Причинами появления таких симптомов нарушения внимания часто являются тяжелые депрессивные состояния, тревожно-фобические и обессивно-компульсивные расстройства.
  • Распространенный симптом нарушения внимания – уменьшение объема воспринимаемых данных. При этих формах расстройства больной не способен произвольно удерживать требуемое количество представлений. Из-за этого он не может свободно оперировать информацией, которая поступает из внешних источников. Такой вид нарушения встречается при различных психических расстройствах. Проявления таких нарушений многообразны. Например: субъект не способен качественно выполнить задание из-за того, что он внимательно соблюдает одни требования и забывает о существовании других условий. Больной может отправиться за необходимой в данный момент вещью в соседний кабинет и забыть, для чего он пошел в это помещение. Он не может поддерживать беседу из-за того, что он теряет идею, которую совсем недавно хотел высказать вслух. При таком виде нарушения внимания человек может «выйти» из окна за случайно выпавшим носовым платком, позабыв о том, что он сейчас пребывает на третьем этаже здания.
  • Частый симптом – нарушение устойчивости и глубины внимания. У человека определяется лабильность, скачкообразность, неустойчивость внимания. Больной часто отвлекается от выполняемого задания. Фиксируется снижение наблюдательности. Такой субъект не может довести начатую работу до логического конца. Такие симптомы прослеживаются и во время разговора. Особа не способна вести беседу, поскольку постоянно перескакивает с одной темы на другую. Человек не может дать правильный ответ, поскольку ему трудно дослушать вопрос, соответственно он не понимает сути того, о чем его спрашивали. В процессе общения он часто высказывает нелепо звучащие соображения, невпопад делится воспоминаниями из личной истории. Его внимание стремительно переключается с одного объекта на более яркий и броский раздражитель.
  • Симптом, присутствующий в рамках данной проблемы – избыточная истощаемость внимания. Человек утрачивает возможность продолжительного сосредоточения на конкретном виде активности по причине характерной для него быстрой утомляемости. Спустя короткий отрезок активного труда у больного возникает сильное чувство усталости. Он остро ощущает необходимость сделать перерыв и отдохнуть, у него возникает желание заняться каким-то другим делом. Если изменить вид занятий не удается, персона чувствует раздражительность, непоседливость, нервозность.
  • Тугоподвижность внимания. При данном виде расстройства персона утрачивает способность к быстрому и регулярному переключению внимания с одного объекта на другой. У такого человека наблюдается застреваемость на каком-то элементе процесса. В беседе он подолгу обсуждает один и тот же вопрос. При работе он длительное время фиксирует внимание на каком-то одном компоненте. Ему очень трудно сменить направленность своей деятельности и переключиться на иную работу.

Лечение нарушения внимания

Для ликвидации существующих нарушений проводят медикаментозное лечение основного заболевания. Для восстановления функции внимания часто используют ноотропные препараты. Если причиной расстройства высших психических функций является состояние стресса целесообразно проведение лечения для восстановления нормального психического статуса человека.

Источник: http://mozg.me/sindromi/narusheniya-vyshih-psihicheskih-funktsij/narushenie-vnimaniya.html

Нарушение концентрации внимания причины, способы диагностики и лечения

Расстройства внимания

Рассеянность внимания — нарушение способности концентрировать внимание на какой-либо задаче, теме разговора или предмете.

При нарушении человек постоянно отвлекается на посторонние раздражители, не может заниматься одной задачей, проявляет забывчивость, опаздывает на работу, не может организовать рабочий график.

Эти проблемы сопровождаются импульсивностью и другими проблемами эмоциональной сферы — постоянными сменами настроения, гиперактивностью, нервным возбуждением и постоянной усталостью.

Игнорировать перечисленные симптомы нельзя, длительное нарушение концентрации вредит здоровью и плохо сказывается на эмоционально-психологическом состоянии. Чтобы не допустить осложнений, важно своевременно обратиться к врачу и пройти лечение.

Причины нарушения концентрации внимания

Чаще всего проблемы с вниманием возникают на фоне синдрома дефицита внимания — проблемы, которая возникает не только у детей, но и взрослых.

Неврологи рассматривают синдром как хроническое нарушение, для которого нет эффективного лечения. Считается, что часть детей перерастает гиперактивность и забывчивость и приспосабливается к этим проявлениям во взрослом возрасте.

Кроме синдрома дефицита внимания, нарушения концентрации провоцируют следующие болезни и патологии:

  • депрессии и депрессивные состояния;
  • гипопрозексии, гиперпрозексии и парапрозексии;
  • эпилепсии.

Иногда импульсивность и невозможность долго концентрироваться становятся следствием перенесённых травм головы. Чаще всего это происходит у детей, когда кости черепа еще развиваются и больше подвержены повреждениям.

Типы нарушения концентрации внимания

Врачи выделяют несколько разновидностей патологии, которые классифицируются в зависимости от проявлений, механизмов возникновения и возрастной группы, для которой они характерны.

Истинная рассеянность

При таком типе расстройства пациент полностью отвлекается от всего важного в окружающей среде, от своих дел и планов. Его внимание не сконцентрировано ни на одном объекте и долгое время блуждает.

Состояние часто возникает после бессонницы, головной боли, длительной однообразной и скучной работы.

В эту группу расстройств входит феномен дорожного гипноза, когда после долгого управления машиной в спокойном трафике человек впадает в полудрёму и не ощущает времени в дороге.

Мнимое снижение внимания

  • Развивается как следствие затруднений в распределении внимания: когда человек не может сконцентрироваться на определённом предмете и отвлекается на разные объекты.

    Специалисты называют проблему следствием глубокой внутренней концентрации: человек думает о какой-либо проблеме и не может полностью сосредоточиться ни на чем другом.

    К этой группе нарушений относятся:

  • профессорская рассеянность, при которой размышления упорядочены, но направлены на решение только сложных задач;
  • поэтическая рассеянность, когда человек постоянно мечтает и не обращает внимания на окружающую реальность.

Ученическая рассеянность внимания

Как следует из названия, проблема возникает у детей школьного возраста, иногда сохраняется у студентов.

При расстройстве внимание ребёнка становится чрезвычайно подвижным, он постоянно отвлекается и переключается с одного предмета на другой.

Перемещение внимания происходит самопроизвольно, и в итоге ребёнок не может полноценно сконцентрироваться на одной задаче. Проблема чаще всего наблюдается при синдроме дефицита внимания, реже сопровождает различные виды психопатий.

Старческая невнимательность

При расстройстве пожилому человеку сложно сконцентрироваться на каком-либо деле и переключать внимание с одной задачи на другую. Это нарушение развивается вследствие естественных процессов старения и требует активной врачебной помощи только при выраженной степени, когда проблема с концентрацией мешает вести привычный образ жизни.

Что происходит при нарушении концентрации внимания

  • Вам сложно сфокусироваться на какой-либо задаче, вы постоянно отвлекаетесь на незначительные раздражители или переключаетесь на другие дела;
  • не можете сфокусироваться при чтении книги, во время разговора с другими людьми;
  • чрезмерно концентрируетесь на чем-то одном, например, во время чтения или просмотра фильма не замечаете ничего вокруг;
  • испытываете трудности с самоорганизацией, постоянно откладываете рабочие дела, опаздываете, плохо ориентируетесь во времени, часто теряете вещи;
  • страдаете от проблем в эмоциональной сфере, в том числе частых перемен настроения, нервного возбуждения, гиперактивности или чувства усталости, разбитости.

Методы диагностики

Чтобы диагностировать проблемы с концентрацией внимания, в клинике ЦМРТ проводят комплексную диагностику, в которой участвуют невролог, психолог, а при необходимости — психиатр. Врачи записывают жалобы пациента или родителей, если на приём приводят ребёнка, проводят опрос, тестирования и используют другие методы определения состояния пациента.

К какому врачу обратиться

Если вы не можете сконцентрироваться, постоянно отвлекаетесь и испытываете проблемы с самоорганизацией, запишитесь на приём к терапевту ЦМРТ. Врач проведёт первичный осмотр и для уточнения диагноза привлечёт других профильных специалистов — невролога, эндокринолога или психотерапевта.

Как лечить нарушение концентрации внимания

Единого эффективного лечения проблем с концентрацией и синдрома дефицита внимания не существует. Чтобы улучшить состояние ребёнка, в клинике ЦМРТ индивидуально подбирают врачебные и реабилитационные мероприятия, составляют рекомендации по нормализации режима дня и питания.

У взрослых проблему корректируют, в зависимости от причин её возникновения. Например, при тревожных и депрессивных расстройствах назначают препараты-антидепрессанты, при органических поражениях головного мозга — ноотропные лекарства.

Последствия

Если человек постоянно отвлекается, это негативно снижается на его способности к обучению и работоспособности.

При невозможности сконцентрироваться на выполняемой задаче возникает раздражительность, ухудшается психо-эмоциональное состояние.

При этом у части детей с расстройством внимания проблема проходит сама по себе или во взрослом возрасте человек приспосабливается к ней и не испытывает проблем.

Профилактика нарушений концентрации внимания

У детей. Следите за распорядком дня ребёнка, приучите его ложиться спать и вставать в одно и то же время, организуйте дневной сон. По возможности запрещайте подвижные и эмоциональные игры перед сном. Добавьте в рацион ребёнка больше свежих овощей и фруктов, обратитесь к педиатру, который назначит витаминную добавку.

У взрослых. Откажитесь от вредных привычек, нормализуйте режим дня, старайтесь придерживаться здорового образа жизни. По возможности избегайте стрессовых ситуаций и переутомлений на работе, регулярно устраивайте небольшие перерывы, занимайтесь релаксацией.

Источник: https://cmrt.ru/simptomy/narushenie-kontsentratsii-vnimaniya/

ovdmitjb

Add comment