Irvuz

Раннее детство

Содержание

Психологический центр Ларских

Раннее детство

Расстройства, включенные в рубрику F80-F89 имеют следующие признаки:

Начало обязательно в младенческом  или детском возрасте

Повреждение или задержка в развитии функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы

Постоянное течение, без ремиссий и рецидивов, характерных для многих психических расстройств

В большинстве случаев пораженные функции включают речь, зрительно-пространственные навыки и/или двигательную координацию. Характерной особенностью повреждений является тенденция к прогрессивному уменьшению по мере того, как дети становятся старше (хотя более легкая недостаточность часто остается во взрослой жизни).

Обычно задержка в развитии или повреждение имеются с такого раннего периода, как только это могло быть обнаружено, без предшествующего периода нормального развития. Большинство этих состояний отмечается у мальчиков в несколько раз чаще, чем у девочек.

Для нарушений развития характерна наследственная отягощенность подобными или родственными расстройствами и имеются данные, предполагающие важную роль генетических факторов в этиологии многих (но не всех) случаев. Средовые факторы часто оказывают влияние на нарушение развития функции, но в большинстве случаев они не имеют первостепенного значения.

Более того, существуют два типа состояний, включенных в этот раздел, что не совсем отвечает концептуальному определению, приведенному выше. Во-первых, это расстройства, в которых была несомненная фаза предшествующего нормального развития, такие, как дезинтегративное расстройство детского возраста, синдром Ландау-Клеффнера, некоторые случаи аутизма.

Эти состояния включены сюда потому, что, хотя их начало различно, но их характерные особенности и течение имеют много сходного с группой нарушений развития; кроме того, неизвестно, отличаются ли они этиологически. Во-вторых, есть расстройства, прежде всего определяемые как отклонения, а не задержка в развитии функций; это особенно применимо к аутизму.

Аутистические расстройства включены в этот раздел потому, что, хотя и определены как отклонения, но та или иная степень задержки развития обнаруживается при них почти постоянно. Кроме того, есть частичное совпадение с другими нарушениями развития как в смысле характерных особенностей отдельных случаев, так и в сходной группировке.

В рубрику f80-f89 включены следующие состояния

F80 Специфические расстройства развития речи

F81 Специфические расстройства развития школьных навыков

F82 Специфическое расстройство развития двигательных функций

F83 Смешанные специфические расстройства

F84 Общие расстройства развития

F84.0 Детский аутизм

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

F80 Специфические расстройства развития речи.

Это расстройства, при которых нормальное речевое развитие нарушено на ранних этапах. Состояние нельзя объяснить неврологическими или речевым механизмом патологии, сенсорными повреждениями, умственной отсталостью или средовыми факторами.

F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции

Это расстройство называется также специфическим фонологическим расстройством речи. Распространенность около 10% в возрасте до 8 лет. Этиология.

Предположительно это не органическая патология, а задержка развития, обусловленная некоторым дефицитом получаемой ребенком информации, (расстройство чаще встречается в малообеспеченных многодетных семьях) и недостаточной воспитательной работой над речевыми навыками ребенка.

Клиника. Нарушение проявляется в неверном воспроизведении звуков, пропусках или замене на неправильные фонем, создающее общее впечатление «детской речи». Неверное произношение звуков наблюдается в конце слов или при скоплении согласных.

Искажаются преимущественно фонемы, осваиваемые на более поздних этапах речевого развития. Расстройство становится очевидным после четырёх лет. В более легких случаях к школьному возрасту нарушения артикуляции сглаживаются и к третьему классу исчезают.

При их сохранении в более позднем возрасте спонтанное улучшение маловероятно. Здесь необходимо терапевтическое вмешательство.

Показаниями для специальной терапии речи является сохранение расстройства в возрасте выше 8 лет, непонятность речи, вызывающая трудности в обучении, отношениях со сверстниками и нарушение самооценки.

F80.1 Расстройство экспрессивной речи.

Эпидемиология. Распространенность составляет до 10% среди детей школьного возраста. Этиология неизвестна. Предположительно имеет значение генетический фактор.

Клиника. Стержневым симптомом является задержка развития речи при адекватных возрасту навыках понимания вербальной информации и относительной сохранности вербального интеллекта. Признаками серьёзной задержки является отсутствие активного использования отдельных слов к 2 годам и простых фраз из 2 слов к 3 годам.

При этом имеется желание общаться, ребёнок поддерживает контакт взглядом, принимает участие в невербальных играх, часто может указать на большинство предметов, называемых другими. Адекватно используются игрушки и предметы домашнего обихода. К 4 годам ребенок может говорить короткими фразами, часто забывая старые слова при освоении новых.

Критическим является возраст 8 лет, когда наблюдается или фиксация расстройства или спонтанная компенсация. Задержка развития серьёзно затрудняет обучение и адаптацию в повседневной жизни. Часто сочетается с другими формами задержек психологического развития (затруднение чтения, функциональный энурез, нарушение координации движений).

У части больных отмечается мягкая неврологическая симптоматика. Прогноз в целом благоприятный, у половины больных наблюдается спонтанное выздоровление.

Основным методом лечения является специфическая поведенческая тренировка речевых навыков, используется также психотерапия и семейная терапия.

F80.2 Расстройство рецептивной речи

Это расстройство также называют смешанным расстройством экспрессивной/импрессивной речи. Распространенность расстройства составляет 3-10% детей школьного возраста, но тяжелые случаи встречаются значительно реже. Генетическая отягощенность не обнаружена.

Причина расстройства неизвестна. Коррелирует с органическими церебральными факторами. У родственников больных выше, чем в популяции представленность судорожного синдрома и специфических расстройств чтения.

Стержневым симптомом является избирательная задержка формирования способности понимать значение вербальной информации при относительной сохранности невербального интеллекта. В тяжелых случаях эти трудности распространяются на простые слова и фразы. Тяжелые формы расстройства обращают на себя внимание к 2 годам.

В отличие от экспрессивного расстройства, такие дети не могут указать на знакомые предметы обихода, когда их называют  и к двум годам понимать значение речевых инструкций. Внешне их можно принять за глухих, но они правильно реагируют на слуховые раздражители, кроме речевых.

Расстройство существенно затрудняет обучение ребенка и приобретение приспособительных навыков повседневной жизни. Прогноз благоприятный при лёгких случаях.

F81 Специфические расстройства развития школьных навыков

F81.0 Специфическое расстройство чтения. Расстройство обнаруживается у 3-10% детей школьного возраста, причем в 3-4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек. Этиология неизвестна, предположительна полиэтиологическая природа, имеется высокая конкордантность расстройства у однояйцевых близнецов, хотя речь идет не о специфическом гене, а о гетерогенной передаче.

Стержневым симптом являются трудности в узнавании слов и понимании написанной речи. Затруднён также перевод буквенных символов в фонематические. Нарушения обращают на себя внимание с момента обучения в школе. Темп чтения резко замедлен, понимание может быть минимальным. Прогноз определяется тяжестью расстройства.

В большинстве случаев к подростковому возрасту остаются трудности в овладении иностранными языками, такие подростки мало читают художественной литературы. При отсутствии терапевтического вмешательства резко затрудняется учебный процесс, нарушается самооценка и отношения со сверстниками.

Значителен процент случаев диссоциального поведения, когда постоянно испытываемое чувство стыда и унижения гиперкомпенсаторно проецируется в виде агрессии к окружающим.

Лечение. Акцент должен делаться на индивидуальные, более сохранные навыки, например, слухового и зрительного различия. Лечение должно быть комплексным и включать обращение ко всей сопутствующей патологии. Основа это психопедагогическая работа с ребенком. Терапевтическая эффективность лекарст, диеты, витаминов не очевидна.

F81.1 Специфическое расстройство спеллингования. Изолированное расстройство правописания (дисграфия). Достоверная этиология неизвестна, так же как и точные данные о распространении.

Расстройство проявляется с начала обучения в школе в трудностях правописания слов и предложений соответственно грамматическим нормативам.

Письменная речь изобилует грамматическими и стилистическими ошибками. Поведение в школе характеризуется низким прилежанием, дисциплиной, но могут быть успехи в других предметах.

Прогноз определяется теми же факторами, что и при специфических расстройствах чтения.

F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков. Распространенность составляет 6% детей школьного возраста. Этиопатогенез скорее всего многофакторный. Предполагается наличие коркового правополушарного дефицита, преимущественно в зоне затылочной доли, ответственной за развитие математических навыков.

Нарушения обнаруживаются с началом школьного обучения. Расстройство может проявляться в любой комбинации нарушений целого ряда навыков (пользование математическими терминами, распознавание цифр или математических символов, соблюдение математических знаков, собственно счет, пользование таблицей умножения и т.п.).

F82 Специфическое расстройство развития моторных функций. Диспраксия

Распространенность составляет порядка 6% у детей в возрасте от 5 до 11 лет. К заболеванию могут предрасполагать органические мозговые поражения, полученные в пре- и перинатальном периоде.

Клиника. Задерживается нормальный этап двигательного развития. В возрасте 2-4 лет, неловкость и неуклюжесть характеризуют все поведение, требующее координации и моторики. Детям трудно застегивать одежду, брать и не ронять предметы. Походка неустойчивая, они часто падают. Высокая коморбидность с расстройствами речи, эмоциональными иповеденческими проблемами.

Лечение. В терапии широко используются  разнообразные техники тренировок перцептуальных навыков. Комплексность лечебной программы предусматривает внимание к  сопутствующей речевой, аффективной и поведенческой терапии.

F83 Смешанные специфические расстройства развития

Это плохо определяемая и недостаточно концептуализированная (но необходимая) остаточная группа расстройств, при которых имеется некоторое смешение специфических расстройств развития речи, школьных навыков или двигательных функций, но при которых нет значительного преобладания ни одного из них, что было бы достаточным для установления первичного диагноза.

Для всех этих специфических расстройств развития общим является сочетание с некоторой степенью общего нарушения когнитивных функций и эта смешанная категория должна использоваться только при наличии существенного совпадения симптоматики. Таким образом, эта категория должна использоваться при наличии дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик в F80.-, F81.

– и F82.

Общие расстройства развития, включенные в рубрику F84, относятся в большей степени к негативным дизонтогенетическим симптомам, специфичным для детского и подросткового возраста и описаны в соответствующей главе.

/span

Источник: http://larskih.ru/2013/11/15/rannee-detstvo-narushenie-razvitiya/

Раннее детство – это что такое? Общая характеристика, особенности и этапы развития

Раннее детство

Каждому родителю важно знать, какие этапы развитие в раннем детстве проходит малыш. Ведь вся жизнь человека делится на многочисленные фазы, которые отличаются своими особенностями становления личности. Каждый этап должен происходить в свое время.

Поэтому очень важно, какие потребности испытывает ребенок в раннем детстве. Это тот, период, когда он формируется не только физически, но и психологически. Малыш начинает открывать для себя новый мир и знакомиться с ним.

Общие сведения

Раннее детство – это период с 1 до 3 лет. В этот отрезок своей жизни мальчики и девочки начинают идти по разным психологическим направлениям развития. Это означает, что ведущая деятельность у них начинает отличаться. У представителей сильного пола, в первую очередь, развивается предметная деятельность. Девочки больше склонны к формированию коммуникативных навыков.

Если говорить о предметно-орудийной деятельности, которой интересуются мальчики, то она включает в себя манипуляции с различными предметами. В этот период у будущего мужчины появляются зачатки конструирования, благодаря чему в старшем возрасте у него будет более развитым абстрактное и отвлеченное мышление.

Коммуникативная деятельность, к которой в период раннего детства больше склонны девочки, позволяет освоить основные принципы логики и особенности человеческих отношений. Не секрет, что женщины более социально развиты, чем мужчины. Они умеют общаться с окружающими людьми. Также дамы отличаются более развитой интуицией и склонностью к эмпатии.

Кроме этого в период раннего детства приходит осознание половых различий, когда мальчик и девочка начинают понимать, что они не похожи друг от друга. Однако в этом случае больше речь идет не о половых признаках, а о разнице в социальном общении.

Мальчики и девочки начинают понимать, что их интересуют разные вещи и задачи. Однако нужно отметить, что между юными представителями мужского и женского пола намного больше общего. Основные различия проявляются в более позднем возрасте.

А в период от 1 до 3 лет мальчики и девочки развиваются практически одинаково.

Кроме этого, к 3 годам у детей начинает развиваться «Я»-концепция. Стоит отметить, что первые три года чада проходят большую часть своего психологического развития. Именно поэтому так важно в этот период быть внимательным к ребенку, чтобы не допустить психологических травм, которые оставят весомый отпечаток.

К первому году жизни малыш начинает осознавать себя как человек. Он видит части своего тела и некоторые отличия от взрослых, но пока что не может обобщить эту информацию. Если родители будут проявлять активность и прилагать усилия к обучению малыша, то к полутора годам он начнет узнавать себя в отражении зеркала, освоит и начнет идентифицировать это отражение с собой.

Также раннее детство – это период, когда ребенок интересуется всем окружающим миром. Он начинает понимать, что он контролирует отдельные части своего тела. В процессе игры развивается его фантазия, память и другие навыки. Малыш учится отличать окружающих по внешним признакам, звуковым особенностям и другим параметрам.

Ходьба

В психологии раннее детство принято также называть ходячим. Как только малыш осваивает этот навык, он начинает испытывать сильнейшее желание в поддержке и одобрении родителей.

Когда прямохождение становится более уверенным, ребенок больше работает в автономном режиме и не нуждается в помощи.

Он начинает самостоятельно и свободно общаться с внешним миром и выполнять те действия, которые ему хочется.

При этом ему становится доступно большее количества различных предметов. Малыш начинает учиться ориентироваться в пространстве.

А в этот период времени дети познают мир посредством взаимодействия с окружающими предметами.

Именно поэтому в период с 1 года до 3 лет малыш начинает хватать все на столе и трогать людей за волосы и различные части тела. Также этот период малыш учится использовать различные предметы.

Мышление

Развитие этого навыка осуществляется в несколько этапов. В начале у ребенка появляется элементарное мышление. Это означает, что на протяжении первых трех лет жизни малыш все чаще и продуктивней начинает использовать готовые связи. Через некоторое время ребенок научится использовать предметы для удовлетворения своих потребностей.

В раннем детстве ребенок начинает учиться на своих ошибках и получает первый опыт. Также происходит развитие мышления, которое осуществляется впоследствии каких-либо наглядных действий.

Это означает, что если ребенок видит, как взрослые что-то делают, то он запоминает данные манипуляции и впоследствии пытается воспроизвести их самостоятельно. В мозгу малыша начинает проявляться знаково-символическая функция.

Это означает, что он осознает, как можно использовать один предмет, чтобы заменить им другой.

Половая идентификация

Раннее детство (возраст 1-3 года) представляет собой период, когда малыш уже понимает, является он мальчиком или девочкой. Подобные знания ребенок черпает, благодаря наблюдению за поведением старших. Он осознает, что мужчина и женщина отличаются от него, и понимает, что окружающий мир ждет от него самоидентификации.

В период с 2 до 3 лет ребенок начинает четко соотносить себя к определенному полу. В этот период очень важно, чтобы в семье был отец.

Если речь идет о матери-одиночке, которая воспитывает мальчика, то у малыша может быть искаженное понимание социальных ролей. Если от отсутствия отца страдает девочка, то последствия могут сказаться на ней в подростковом возрасте.

Ей будет сложнее приспособиться к женской роли и начать общаться с представителями противоположного пола.

Самосознание

Раннее детство – это период, когда ребенок начинает понимать, что некоторые его действия оцениваются положительно, а другие вызывают негативные эмоции взрослых. Он видит, что делая те или иные вещи, он становится более привлекательным в глазах своих родителей. Именно поэтому малыш старается заслужить похвалу и признание.

Освоение орудийных действий

Особенности раннего детства включают в себя и то, что ребенок начинает учиться взаимодействовать с различными предметами вокруг себя. Освоение орудийных действий развивается в несколько этапов.

В первую очередь, ребенок видит предмет как продолжение своей руки. При этом он пытается действовать орудием как оконечностью. Через некоторое время он начинает видеть связи между орудием и другими предметами.

Случайно или намеренно он начинает комбинировать несколько объектов и получать новые результаты.

Постепенно малыш начинает учиться правильно держать предметы и находить наиболее удобную позицию для того, чтобы пользоваться ими.

Развитие речи

Не секрет, что на первых годах жизни ребенок начинает говорить. Развитие речи проходит также несколько этапов. До полутора лет развивается внимания ребенка. Чем чаще родители будут разговаривать с малышом, тем больше он будет воспринимать пассивную речь. После этого малыш пытается самостоятельно произнести слова. Приходит этап активной речи.

Независимо от того, насколько у малыша получается произносить те или иные фразы, общение выходит для него на новый уровень. На этом этапе ребенок усваивает грамматическое построение фраз. Он начинает использовать окончания, изменяя их. Благодаря этому деятельность раннего детства становится более активной. Происходит более интенсивное развитие зрительного и слухового восприятия.

В возрасте до 1 года у малыша практически нет никаких страхов. Однако, как только начинают развиваться умственные способности, ребенок расширяет диапазон своих знаний и получает новую информацию. Это приводит к появлению первых страхов. Например, если малыш замечает, что какой-то объект исчез из его поля зрения, то он автоматически начинает бояться, что предмет не вернется обратно.

В этот период времени страх может вызывать все что угодно: парик, новые очки у родителей, страшные маски и многое другое. Некоторые дети начинают бояться животных или движущихся машин, а другие не могут спать в одиночестве. Как правило, большая часть страхов пропадает со временем сама собой, как только ребенок начинает осваивать новые методы мышления.

Кризис трехлетнего возраста

В процессе развития ребенок в раннем детстве проходит множество дополнительных этапов. Малыш начинает видеть себя в зеркале, идентифицировать свою личность, определять качество своей внешности. У девочек появляется интерес к платьям, а мальчишки больше интересуются конструированием и своей эффективностью в этой сфере.

В этот период жизни дети начинают очень остро реагировать на неудачи в ситуации. В подобных ситуациях малыш становится неуправляемым, а иногда и впадает в ярость. На данном этапе очень сложно откорректировать поведение чада.

Сложности испытывают не только дети, но и родители. В этот период происходит первое проявление негативных эмоций. Например, если взрослые предлагают ребенку то, что ему не нравится, он может начать вести себя агрессивно.

Некоторые малыши делают все наоборот, даже если сами прекрасно понимают, что это не лучшая идея.

Полноценное общение ребенка со взрослыми

Нужно понимать, что в этот период жизни, малыш более инициативен в плане общения со старшим поколением. Он учится сотрудничать и проявлять настойчивость в тех или иных вопросах. Одновременно с этим у малыша очень развита доверчивость, поэтому он эмоционально открыт.

Дети нуждаются в проявлении любви и ласки. Для ребенка важно похвала взрослого, а порицание вызывает у него грусть и злость. В возрасте до 3 лет закладывается основа психологического здоровья малыша, поэтому родители должны научиться давать ребенку все то, что нужно ему для того, чтобы сформироваться как полноценной личности.

Память

Данное умение развивается благодаря восприятию и узнаванию. В первую очередь, происходит развитие образной памяти. С возрастом объем сохраняемого материала в голове ребенка увеличивается. Появляется непроизвольная память.

Малыш может запоминать действия, слова, звуки и прочее. Через некоторое время он учится воспроизводить все то, что он зафиксировал в мозгу раннее. Также на этом этапе жизни происходит активное развитие воображения.

Какие факторы влияют на развитие

В первую очередь, стоит сказать о наследственности. Это касается не только физиологических особенностей, но и эмоциональных. Ребенок видит поведение родителей и автоматически повторяет данную модель в своей жизни. Важно следить за питанием детей. В процессе активного роста у малышей формируется иммунная система, начинают работать в стабильном режиме все органы.

Также для ребенка важна окружающая среда, климат правильное освещение, многое другое. Помещение, где спит чадо, нужно проветривать и следить, чтобы малыш не страдал от сильного холода.

Также важен социально-экономический фактор и то, как родители относятся к ребенку. Если его слишком сильно оберегают, то во взрослой жизни такой человек может стать слишком опасливым, а иногда и трусливым. Очень важно научиться общаться с малышом.

Понимать, когда стоит “сюсюкаться”, а когда можно быть более серьезным.

Источник: https://FB.ru/article/380458/rannee-detstvo---eto-chto-takoe-obschaya-harakteristika-osobennosti-i-etapyi-razvitiya

Раннее детство

Раннее детство

(1 – 3 года) 

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности.

Умальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная .

У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная
Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. 

Коммуникативная деятельность

предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии. 

Половые различия в поведении детей

обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения.

Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий.

Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы. 

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие

новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка

.

Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. Первые представления о себе возникают у ребенка к году. Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может.

При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.

 

К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем. 

Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой. Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью.

Начинает использовать местоимение «я», усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя. 

Половая идентификация.

К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

 Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей.

Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола. 

Возникновение самосознания.

К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание. Усвоение языка. Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200.

К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года. 

Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.

 

При усвоении языка дети всех народов проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений. Во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила. 

Умственное развитие 

Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у «ходячих» детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года. 5 стадия – третичные круговые реакции (1 – 1,5 лет) – экспериментирование с предметами.

Цель экспериментов – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами. 6 стадия (1,5 – 2 года).

Появление символического мышления, то есть способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами. Ребенок становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок.

Физические действия способствуют успешной работе мышления. 

Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний.

Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: «Я центр вселенной», «Весь мир вращается вокруг меня». 

Страхи

У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть.

Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.

Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха.

Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.

Базовая потребность возраста

Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери.

Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений.

Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен ( например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).

Источник: https://psy-land.ru/doshkolnik/rannee-detstvo.html

Периоды детства

Раннее детство

Детство может быть разделено на следующие периоды: внутриутроб­ный период; период новорожденного, включающий первые 28 дней жизни; период грудного возраста — от 4 недель до 1 года; период раннего детства — от 1 года до 3 лет; дошкольный период — от 3 лет до 6 лет; школьный период или период старшего детства, включающий школьный период как таковой (или «младший школьный»), который начинается в 6 лет и заканчивается в 10—12 лет после чего следует период половой зрелости.

Рост

Количественный процесс, который проявляется изменениями размеров тела. На уровне клеток развитие соответствует размножению числа клеток (или ядер) и увеличению их объема, что представляет собой непрерывный, измеряемый процесс, который достаточно легко изменяет свой ритм. Скорость роста варьирует в зависимости от каждого ребенка, и этим объясняются различия, отмечаемые у взрослых лиц.

Созревание

Процесс, который проявляется изменениями структуры, состава и функционирования клеток, тканей, органов или всего тела вообще, представляя собой также непрерывное явление, развивающееся с относительно постоянной скоростью и которое устанавливается гораздо труднее.

Скорость созревания варьирует в зависимости от ребенка, но его результат — зрелость — является одинаковым почти для всех лиц.Эти два механизма взаимосвязаны: быстрота роста или пропорций между частями тела зависит от эндокринного созревания, а кривая веса тела зависит от созревания тканей.

Это различие позволяет лучше осветить общую картину развития организма, факторов, которые могут его изменить, а также методов измерения.

Внутриутробный период (предродовой)

Представлен 9 месяцами беременности, а жизнь начинается с момента соединения женской яйцеклетки с мужским сперматозоидом. Внутриутробный период является одним из наиболее активных и комплексных этапов развития, учитывая, что в течение 9 месяцев микроскопическая клетка становится плодом в 3 кг.

 В течение этого периода клетки формирующегося человека являются чрезвычайно уязвимыми, несмотря на защиту, оказываемую материнским организмом и плацентой.

Оценка внутриутробного роста осуществляется в зависимости от продолжительности беременности (подсчет количества дней между последней менструацией и родами) и на основании признаков созревания различных органов и нервной системы.

 В течение первых 3 месяцев (зародышевый субпериод) внутриутробной жизни все системы организуются и развиваются весьма быстро. Именно в этот период патологические факторы, в большинстве своем наружного происхождения, обусловливают большинство отмечаемых врожденных аномалий.

В конце второго квартала беременности размеры плода составляют 70%, а вес — всего лишь 20% по отношению к этим значениям при рождении. Следовательно, последние 3 месяца беременности представляют собой наиболее быстрый период роста и, особенно, увеличения веса тела.

Период новорожденного (0—28 дней)

Представляют собой этап адаптации ребенка к внеутробной жизни, будучи наиболее трудным периодом с точки зрения ухода со стороны матери, врача и патронажной сестры.

 Питание, уход за кожей и создание необходимых условий окружающей среды (белье, правильно проветриваемое и согреваемое помещение, адаптация семьи к новому члену, создание у матери навыков ухода за новорожденным) имеют очень большое значение. Мать должна научиться различать пределы нормы в явлениях, наблюдаемых у новорожденного.

Этого необходимо добиться с первых же дней, так как в этот период происходит целый ряд физиологических явлений — желтуха, снижение веса тела, кожные высыпания и т. д., а заболевания вообще имеют тенденцию к генерализации и быстрому развитию.

Период грудного возраста (28 дней — 1 год)

Характеризуется продолжающимся быстрым увеличением веса и роста. Длина тела в течение первого года жизни увеличивается на 20—23 см, а вес удваивается спустя 5 месяцев и утраивается за год. Окружность черепа увеличивается на 12 см (34—35 см при рождении, 46—47 в возрасте одного года). Размножение клеток нервной системы заканчивается в возрасте 5 месяцев.

 Исключительно молочное питание в начале жизни становится все более разнообразным к концу первого года. Для матери этот период является длинным и трудным, если принять во внимание, что ее знания и навыки должны пополняться каждую неделю, а иногда даже и каждый день.

Существо, которое умеет только спать и глотать, становится маленьким человеком, который к концу первого года ходит, начинает говорить, проявлять характер. Заболевания, которые преобладают у грудных детей, зависят, главным образом, от качества ухода со стороны семьи (поносы, дыхательные инфекции, кожные заболевания, плохое питание и т. д.).

Развитие этих заболеваний зависит как от строения организма ребенка, так и от сотрудничества между педиатром, семьей и патронажной сестрой.

Период раннего детства или младшего дошкольного возраста (1—3 года)

Характеризуется замедлением темпов увеличения веса тела (3 кг в возрасте 1—2 года; 1,5—2 кг в возрасте 2—3 года) и роста 2—3 см в возрасте 1 — 2 года; 1 см в возрасте 2—3 года). Пропорции между размерами головы, туловища и конечностей изменяются, обусловливая изменения общего вида ребенка.

Появляются последние молочные зубы, а двигательная функция совершенствуется. В этом периоде следует вырабатывать у ребенка соответствующие навыки и привычки.

 В раннем детстве среди заболеваний преобладают: несчастные случаи, интоксикации, интеркурентные заболевания, некоторые расстройства поведения вследствие ошибочного ухода за ребенком.

Второй период детства или дошкольный период (3—6 лет)

Физическое развитие ребенка плавное. По сравнению с показателями при рождении, в 5 лет вес тела увеличивается в 5 раз, а рост удваивается в 4 года. Миелинизация головного мозга заканчивается к 3 годам, а в 6 лет его объем достигает 90% по сравнению со взрослым.Питательные нужды меньшие, чем в предыдущие периоды.

 В этом периоде ребенок приобретает некоторую самостоятельность. Родители должны понять, что ребенку необходимо развернуться, что настало время приобщения к детскому коллективу и что основной его деятельностью является игра.

 В этом возрасте патология, в основном, представлена различным несчастными случаями, инфекционными заболеваниями, аллергиями.

Третий период детства или школьный возраст

Начинается с 5—6 лет и заканчивается в 10 — 12 лет. Будучи периодом сравнительно плавного развития, скорость которого почти постоянна; это — возраст совершенствования приобретенных навыков. Процесс роста, главным образом, затрагивает конечности. Появляются постоянные зубы.

Половая зрелость

Сравнительно длинный период, продолжающийся несколько лет, во время которого происходит переход от детства в период взрослого возраста. Здесь преобладают следующие превращения: соматичес­кое развитие (рост, вес тела), изменение первичных половых признаков (половые органы) и появление вторичных признаков.

Параллельно происходят изменения всего организма с глубокими последствиями с психологической точки зрения. Переход от периода детства к периоду взрослого возраста происходит различно у каждого ребенка. Признаки половой зрелости прогрессируют од­новременно, но в различном ритме, и в течение 4—5 лет наступает картина развитого взрослого организма.

 Этот период, который обычно называется периодом половой зрелости, состоит из 3 этапов.

Препубертатный период (препубертатность)

Начинается приблизительно в 10 лет у девочек и в 12 лет у мальчиков; его доминирующим признаком является секреция соматотропного гормона, который стимулирует рост. Кроме того, в этом периоде у девочек начинается секреция яичников, а у мальчиков — секреция тестикулярных гормонов.

Период половой зрелости (как таковой)

Начинается в возрасте 10 — 14 лет у девочек и 11 — 16 лет у мальчиков. Как начало, так и продолжительность этого периода могут быть весьма различными, но вообще он более короток у девочек (4—5 лет), чем у мальчиков (5—6 лет).

В этом периоде доминируют процессы полового созревания вследствие повышения секреции гонадотропных и половых гормонов, происходит рост и функциональное развитие половых органов.

После периода количественных накоплений происходит качественный скачок, то есть появление первого цикла менструации у девушек и первой эякуляции — в форме полюции — у мальчиков.

Постпубертатный период (отрочество)

Продолжается от появления половой зрелости (первая менструация у девушек и первая поллюция у мальчиков) и до окостенения хрящей роста, что совпадает с появлением третьего моляра.

На этом этапе завершается половое созревание и, главным образом, наступает нейропсихическая зрелость.

 Это деление является, конечно, произвольным, так как все превращения в течение этих периодов прогрессируют одновременно, являясь специфическими для каждой географической зоны, для каждой народности и даже для каждого ребенка одной и той же семьи.

Факторы, которые могут оказывать влияние на развитие вообще и, соответственно, на картину полового созревания являются многочисленными

Среди них мы прежде всего назовем наследственность (у высоких родителей и высокие дети); питание (дети, которые в период грудного возраста и половой зрелости получили малые количества протеинов, какими являются молоко, молочные продукты, мясо, рыба, обычно малого роста); наиболее убедительным примером являются японцы, переселившиеся в Соединенные Штаты Америки, которые в результате изменения питания в настоящее время имеют значительно более высокий рост; точно так же, за последние десятилетия наблюдается скачок роста жителей Японии вследствие повышения их жизненного уровня; окружающая среда вообще (высота над уровнем моря, климат, освещение, солнечное облучение); наследуемые или приобретаемые заболевания; социально-экономические факторы (санитарно-медицинские условия; подход родителей к уходу за ребенком — чрезмерно оберегаемые дети, выращенные с боязнью заболеваний, простуд, сквозняков, без правильной закалки, достигают половой зрелости позднее и с осложнениями; не гигиенические жилищные условия; подход к прогрессу и научным концепциям относительно современной жизни; неблагополучная семейная обстановка и т. д.). Все эти факторы, уже давно известные и общепринятые, но правильно используемые только в некоторых странах, обусловили так называемую «ак­селерацию роста с течением времени». Эта присущая нашему веку «акселерация» была отмечена во всех странах Европы и Северной Америки, а также в некоторых странах, в которых произошли изменения питания и традиционного воспитания детей и молодежи. Средний рост человека увеличивается каждое десятилетие на 1,5 см в возрасте 4—6 лет; на 2,5 см — к 11 годам и на 1 см — у взрослых лиц. В то же время половая зрелость в среднем на десятилетие наступает раньше на 4 месяца, с начала нынешнего века; соответственно, менструации появляются у девушек в среднем на 28 месяцев раньше. В настоящее время этот процесс продолжается особенно среди детей тех социальных групп, где улучшились жизненные условия и наблюдается интерес к физическим упражнениям, физическому труду и распространению массовых видов спорта. Факторы среды могут продолжительно и даже окончательно изменить некоторые анатомические, функциональные и психические особенности человека; особенно действует среда в первые годы жизни (0—4 года) и в период полового созревания.

Источник: http://www.poozico.com/periody-detstva/

Развитие предметной деятельности

Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве является уже не эмоциональное общение со взрослым, а предметно-манипулятивная деятельность (орудийно-предметная).

Примеры орудийных действий: пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко.

Внутри ведущей предметной деятельности начинают складываться новые виды деятельности, достигающие развернутых форм в дошкольном детстве. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка).

Познавательное развитие ребенка

Ранний возраст – период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера движений и соотношений. Во время знакомства с предметами и способами их использования совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки.

Внимание и память в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность.
Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели. В ряде случаев взрослые дают готовые связи (например, показывают, как нужно использовать палку для того, чтобы выловить из лужи мячик).

Для раннего возраста характерно решение задач с помощью внешних ориентировочных действий – наглядно-действенное мышление. Действия с образами предметов (наглядно-образное мышление) только начинают складываться Одна из основных линий развития мышления – формирование обобщений.

Обобщение предметов первоначально возникает в процессе действия и затем закрепляется в слове.
Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи.

— активный словарь ребенка 12 месяцев включает обычно от 5 до 40 слов;— после года он увеличивается примерно до 100 слов;— после полутора лет речевое поведение ребенка резко изменяется, становится более активным.Это выражается в появлении вопросов о названиях предметов: «Что это?». Темп речевого развития возрастает.

К двум годам детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трем – примерно 1200-1500 слов. К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, дети улавливают предметные отношения и овладевают речевыми способами их выражения – предложения становятся полными. На третьем году жизни становится возможен рассказ о виденном, пересказ слышанного.

Психологические новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.

Кризис трех лет Л.С. Выготский описал как «семизвездъе симптомов», которое выражается через:
1) негативизм – стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;
2) упрямство – ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал;
3) строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;
4) своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;
5) протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
6) симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
7) деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует.
Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития.
Возрастная психология

Источник: https://xn--b1adef0ban2h.org/rannee-detstvo/

ovdmitjb

Add comment