Irvuz

Психосексуальное развитие подростков

Содержание

Городская детская больница «жемчужинка»

Психосексуальное развитие подростков
Репродуктивное здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), – это состояние физического, умственного и социального благополучия по всем пунктам, относящимся к репродуктивной системе на всех стадиях жизни.

Репродуктивное здоровье является важнейшей частью общего здоровья и касается личных аспектов жизни.

Репродуктивное здоровье предполагает, что человек может вести удовлетворительную и безопасную половую жизнь, что он способен рожать детей и свободен выбирать, при каких условиях, где и как часто это делать.

Под этим подразумевается право мужчин и женщин получать информацию и иметь доступ к безопасным, эффективным, доступным и приемлемым методам планирования семьи по своему выбору, а также право на соответствующие услуги здравоохранения, которые позволяют женщинам безопасно пережить период беременности и роды.

Забота о репродуктивном здоровье определяется как совокупность методов, способов, технологий и услуг, которые способствуют репродуктивному здоровью и благополучию путем предотвращения и решения проблем репродуктивной сферы.

Сексуальное здоровье

Репродуктивное здоровье тесно связано с сексуальным здоровьем, которое, по определению ВОЗ, является состоянием физического, эмоционального, психического и социального благополучия, связанного с сексуальностью.

Сексуальное здоровье требует позитивного и уважительного отношения к сексуальности и сексуальным отношениям и возможности вести сексуальную жизнь, приносящую удовлетворение, свободную от принуждения, дискриминации и насилия.

Достижение и поддержание сексуального здоровья неразрывно связано с уважением, защитой и соблюдением присущих людям сексуальных прав.

Репродуктивное и сексуальное здоровье необходимо рассматривать как составную часть здоровья человека, на которую влияют образ жизни и привычки, способствующие сохранению здоровья или, наоборот, приводящие к возникновению заболеваний.  Подростковый возраст – это важнейший период приобретения знаний, навыков и ценностей, которые могут помочь сохранить здоровье на протяжении всей жизни.

Сохранение и укрепление репродуктивного и сексуального здоровья тесно связано с реализацией репродуктивных и сексуальных прав.

Социально-демографическое значение

Сохранение репродуктивного здоровья подростков и молодежи имеет большую социальную значимость.

Состояние репродуктивного здоровья сегодняшних детей и подростков, вступающих в фертильный возраст, напрямую будет влиять на демографические процессы последующих 10–15 лет.

То, как впоследствии будет развиваться демографическая ситуация, в значительной степени зависит от представлений о семейно-брачных отношениях, сексуальном поведении, а также репродуктивных установок современных подростков.

Репродуктивный потенциал

Это понятие более широкое, чем собственно репродуктивное здоровье. Оно означает возможность мальчиков и девочек при вступлении в период социальной зрелости воспроизвести здоровое полноценное потомство.

При оценке репродуктивного потенциала целесообразно опираться на следующие компоненты: соматическая заболеваемость и ее влияние на репродуктивную функцию, состояние физического, полового и психосексуального развития, заболеваемость органов репродуктивной системы (гинекологическая, андрологическая), состояние репродуктивной функции в конкретных социально-бытовых условиях и образе жизни; характер сексуальной активности и поведения в молодые годы, уровень полового и сексуального воспитания подростков, психологическая готовность к материнству (отцовству), уровень репродуктивных установок, воспитание ответственного родительства.

Обеспечение правильного развития и  профилактика нарушений в репродуктивной системе

Важной предпосылкой полноценной репродуктивной функции подростка оказывается хорошее репродуктивное здоровье его родителей к моменту зачатия и в последующем вынашивании беременности. Уже в родильном доме специалист может обнаружить аномалии развития наружных половых органов.

В первые годы жизни отклонения в развитии наружных половых органов могут заметить родители при одевании и купании ребенка. Тревогу родителей должны вызвать следы крови и выделений из половых органов на нижнем белье. У мальчиков яички должны прощупываться в мошонке, а головка полового члена должна легко обнажаться.

Мама должна подготовить девочку к менархе, чтобы непонятное кровотечение не оказалось для нее шоком. Очень важно, чтобы родители привили навыки личной гигиены не только девочкам, но и мальчикам.

На своевременное выявление отклонений в репродуктивном здоровье и оценку правильности полового развития нацелены обязательные профилактические осмотры гинеколога и андролога.

Сексуальные отношения и беременность

С чисто медицинской точки зрения половая жизнь у физиологически зрелых девушек и юношей не вредит их здоровью. Явная физиологическая потребность в сексе реально имеется только у подростков с ускоренным психосексуальным развитием. У остальных ее начало относительно легко может быть отложено до достижения полной психологической и социальной зрелости.

Ранний дебют половой жизни вызывает ряд проблем, одной из которых является подростковая беременность.

В начале половой жизни, особенно, когда это происходит в раннем возрасте (15–17 лет), риск наступления незапланированной беременности довольно высокий.

Как правило, подростки недостаточно осведомлены в вопросах, связанных с предупреждением беременности, не всегда имеют доступ к презервативам и другим контрацептивам.  

Подростковая беременность нередко заканчивается ее искусственным прерыванием. Частота осложнений после абортов и материнская смертность у подростков выше, чем у женщин старше 20 лет.

Незрелость и незавершенность формирования подросткового организма является главной причиной осложнений при беременности, аномалий родовой деятельности, материнской смертности и неблагополучия здоровья рожденных юными матерями детей.  

Ранние браки

По данным ВОЗ за 2000–2009 гг., 19% женщин в странах Европы и Центральной Азии в возрасте 20–24 лет состояли в гражданском или официальном браке, в который они вступили до достижения возраста 18 лет.

Самые высокие показатели детских браков наблюдаются в Республике Молдова, Грузии, Турции и Таджикистане.

Негативные последствия таких браков для физического и психологического здоровья девочек сохраняются на протяжении всей жизни. 

Сексуальное и репродуктивное здоровье девочек, состоящих в ранних браках, часто подвержено риску, так как зачастую они вынуждены вступать в половые отношения против своей воли с мужчиной более старшего возраста, который обладает большим, чем у них, сексуальным опытом.

Молодые женщины часто не обладают статусом и достаточными знаниями обсуждения практик безопасного секса и контрацепции, что повышает риск заражения ВИЧ-инфекцией или другими передаваемыми половым путем инфекциями, а также вероятность беременности в раннем возрасте.

Осложнения беременности и родов – ведущие причины смерти среди девушек  в возрасте 15–19 лет.

Ранние браки также оказывают негативное воздействие на психологическое благополучие девочек: девочки, состоящие в таком  браке, лишены нормального детства и юности, они в большей степени подвержены психологическому и домашнему насилию, ограничению личной свободы, часто не могут завершить образование, устроиться на работу.

Инфекции, передаваемые половым путем

Раннее начало сексуальных отношений, частая смена партнеров, плохая осведомленность об инфекциях, передаваемых половом путем (ИППП), нерегулярное использование средств защиты (презерватива) увеличивают риск  наступления незапланированной беременности и заражения ИППП, в том числе ВИЧ-инфекции.

Инфекции, передаваемые преимущественно половым путем, отрицательно влияют на состояние репродуктивного здоровья. Невыявленные и невылеченные своевременно, они могут стать причиной серьезных осложнений и хронических заболеваний репродуктивной и мочеполовой системы и бесплодия как у девочек, так и у мальчиков.  

Охрана репродуктивного и сексуального здоровья подростков

Для сохранения репродуктивного и сексуального здоровья подросткам необходимы информация, обучение жизненным навыкам и доступные и доброжелательные медико-социальные службы, предоставляющие услуги в области сексуального и репродуктивного здоровья и планирования семьи.

В первую очередь, подростки нуждаются в комплексном профилактическом образовании по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья, которое даст им знания и навыки для принятия ответственных решений, касающихся своего поведения, а также для построения отношений, свободных от насилия и основанных на взаимном уважении и гендерном равенстве. Результаты многочисленных исследований в разных странах, убедительно показали, что опасение того, что сексуальное образование может привести к большей и ранней сексуальной активности у молодых людей, не обосновано.

Для раннего выявления и лечения заболеваний, приводящих к ограничению репродуктивной функции, необходимы периодические осмотры детей и подростков акушером-гинекологом, урологом-андрологом и другими специалистами по показаниям.

Комплексная медицинская и социально-психологическая помощь подросткам для сохранения репродуктивного и сексуального здоровья предоставляется на принципах добровольности, доступности, доброжелательности и доверия специализированными службами, дружественными к молодежи (КДМ).

Источник: http://dgbmegion.ru/reproduktivnoe.html

Секс, феминность и рок-н-ролл. Все, что еще нужно знать о подростках

Психосексуальное развитие подростков

Как правило, когда появляется возможность поговорить с врачом по душам, не ограничиваясь регламентом стандартного приема, диалог всегда выходит за рамки узких тем.

Так случилось и во время откровенного разговора Натальи Борисёнок, мамы девочки-подростка, и главного внештатного детского гинеколога Министерства здравоохранения Оксаны Иванишкиной-Кудиной, который состоялся в нашей студии во время записи первого выпуска проекта «Я только спросить…».

Как оказалось, современных родителей волнуют вопросы не только полового созревания и репродуктивного здоровья девочек.

Затрагивались куда более глубинные темы, не связанные напрямую с практикой детского гинеколога: о феминизме и феминности, о трансформациях современных мужчин и женщин, о ценности личного примера в воспитании детей… Но тем и интересен взгляд специалиста, работа которого по большому счету это работа на будущее: ради женского счастья пока еще маленькой девочки до демографической стабильности целого государства. Предлагаем читателям несколько актуальных вопросов и ответов, которые в прямом смысле остались за кадром.

Асексуальность равно крах

Как вы относитесь к молодежному тренду, пропагандирующему асексуальность как норму поведения?

Асексуальность приведет к краху человечества. Если рассуждать глобально, то сегодня для европейской расы демографическая яма – самая большая проблема, которую нужно решать. И мы это с вами видим в тех демографических тенденциях, в которых оказалась наша республика в том числе. В первую очередь мы видим увеличение возраста рождения первого ребенка.

На сегодняшний день в Минске средний возраст первородящей женщины 26 лет. Объективно в этом возрасте соматическое здоровье женщины уже не то, каким было в 18, 20, 22 и даже 24 года. Это первый вопрос. Второй вопрос: чем позже женщина рожает первого ребенка, тем меньше времени у нее для рождения второго и последующих детей.

Потому что организму все-таки нужен период восстановления после родов, и абсолютно объяснимо желание сначала подрастить первого малыша, определить его в детский садик, прежде чем рожать следующего. В итоге второй ребенок появляется к 30 годам. Третий, если будет желание и возможность, это все 35, а то и 40 лет. Такой подход не омолаживает нацию.

И не сказывается в хорошем плане на демографической политике.

Если говорить о тех тенденциях, на которые вы указали – асексуальность, стремление ухода от сексуальных отношений, то природа гораздо умнее нас, и она все придумала еще на этапе зачатия ребенка.

Поэтому в роддоме мамочке выдают либо розовый конвертик, либо голубой. Это мальчик и девочка. И естественно, с возрастом они должны вступать в какие-то отношения.

Асексуальность природой не задумывалась как норма.

Папа должен быть сильным, а мама – просто красивая

Существуют такие понятия: феминность и феминизм. Феминность – как развитие женственности, феминизм – как защита женщиной своих прав. Как при воспитании дочери не перегнуть палку? Вообще на это можно повлиять воспитанием или достаточно положиться на природу?

Мы пытаемся сейчас поднять очень глубинные вопросы. Посмотрите, к чему привело более чем 100-летнее движение суфражисток в Америке и Европе? К тому, что женщина сегодня наравне с мужчиной, хотя и не испытывает большого желания укладывать шпалы.

В правах, обязанностях, общественном положении она стала ему абсолютно вровень, где-то, может быть, даже чуть выше. Но в природе всегда есть баланс. Женщина стала сильнее, и мы с вами видим, как преобразились мужчины. Они как раз-таки в целом становятся менее маскулинными, феминизируются в чем-то.

И сегодня те же Америка и Европа сталкиваются с тем, что нарушен гендерный баланс. Поменялись психосексуальные роли.

Раньше дети к трем годам очень четко осознавали: я мальчик, а я девочка. И при встрече было сразу понятно: вот идет мужчина, а вот женщина. Сегодня мы все чаще сомневаемся: это кто вообще? Это нарушает баланс.

Вообще я за то, чтобы у наших женщин было больше прав и меньше обязанностей (Смеется. – Прим авт.), но тем не менее никакую палку нельзя перегибать. Девочка (равно как и мальчик) должна расти в балансе. А для того, чтобы у нее был этот заложенный баланс, она в семье должна видеть красивую маму и сильного папу. И на основании этих двух психотипов строить свое мироощущение.

Играй, гормон!

В переходном возрасте у подростков гормоны бушуют. Можно ли и надо ли их как-то обуздать?

Период среднего пубертата – тот самый пик переходного возраста – всегда совпадает с пиком психологического развития подростка, когда он находится в стадии максимализма. Все воспринимается очень остро, без полутонов и золотой середины: белое – это белое, черное – это черное. И многих родителей волнует: можно ли это как-то обуздать?

Я скажу так: обуздывать ничего не надо. Ребенок должен пройти абсолютно все стадии. Мальчик даже из очень благовоспитанной семьи, например, когда-то через себя должен пропустить всю скабрезность.

Выговориться, произнести все эти слова, услышать негативное отношение окружающих, родителей… В конце концов, если это не приемлет его окружение, он понимает: да зачем это делать? Пошлые поступки не нравятся девочкам, скабрезная речь не возвышает его в глазах его сверстников, выпитая банка пива плохо сказалась на его самочувствии, выкуренная сигарета привела к тошноте… Это жизненный опыт, который никакими нравоучениями и наставлениями заменить нельзя, он должен быть.

Говоря о девочках, все то же самое. Каждая девочка должна обязательно перемазать всю мамину помаду, тени, отстричь челку, попробовать ходить на каблуках. Она должна пройти этот период в своей жизни. Ничего естественного мы с вами обуздать не сможем. Нет таких таблеток, чтобы заснуть в третьем классе, а проснуться уже на первом курсе института умным и умиротворенным.

Надо принимать подростка таким, какой он есть. Но если же вы видите, что он чересчур гиперактивный, не можете найти с ним контакт, не стоит пренебрегать и бояться поговорить с детским психотерапевтом. Все-таки специалист зачастую видит детей со стороны лучше, чем даже собственные родители.

И самое важное – это попытаться не то чтобы встать с ребенком вровень, но быть рядом с ним.

Губит не воздержание, а излишества

Если девочка-подросток начала вести половую жизнь, дальше что? Для взрослой женщины длительное воздержание пагубно сказывается на здоровье? А для девочки-подростка? Ей позволить продолжать дальше или попросить остановиться?

Если я начну отвечать на ваш вопрос, то априори соглашусь с тем, что вы сказали. И опущусь на уровень (это не должно быть обидно) бытового восприятия, что для здоровья что-то надо.

Для здоровья надо ежедневно хорошо питаться, не курить, не злоупотреблять алкоголем, не делать гадостей. Вот это хорошо для здоровья. Поэтому что вам сказать по поводу регулярности половой жизни либо ее отсутствия? Жизнь сама все решит за этого подростка.

Если она по какой-то причине рассталась с мальчиком, значит, был повод. Пройдет какой-то промежуток времени, и она обязательно встретит другого мальчика. Бежать и искать нового партнера «ради поддержания здоровья» точно не стоит.

Роль родителей – донести ей именно это, не ругать, не запрещать, не подталкивать, а позаботиться о том, чтобы ее будущая сексуальная жизнь была безопасной и счастливой.

Фотографии в студии – Евгений Креч

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в OK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале , присоединяйтесь

Источник: https://24health.by/seks-feminnost-i-rok-n-roll-vse-chto-eshhe-nuzhno-znat-o-podrostkax/

Психосексуальное развитие личности: от младенчества до раннего подросткового возраста

Психосексуальное развитие подростков

Психосексуальное развитие – это процесс полового созревания и самосознания человека, которое сопровождается формированием его сексуальной ориентации и принадлежности к определенному полу. Этот процесс начинается еще утробе матери и заканчивается примерно к 25 годам.

Первым теорию о психосексуальном развитии человека и его этапах описал известный ученый Зигмунд Фрейд. Он поделил период сексуального становления личности на несколько фаз, каждой из которых характерны определенные изменения в самосознании и поведении ребенка, а потом и взрослого человека.

С того времени наука шагнула далеко вперед, и сейчас современные ученые-сексологи несколько иначе описывают и воспринимают психосексуальное развитие ребенка.

Однако, по-прежнему важно помнить, что во многом именно от родителей зависит какое гендерное (полоролевое) поведение будет характерно для их уже выросшего чада.

А также – сформируется ли у него здоровая сексуальность и нормальное ее восприятие или начнут развиваться фобии и отклонения.

От начала жизни до трех лет

В отличии от представления некоторых родителей, психосексуальное развитие ребенка начинается отнюдь не в подростковом возрасте. Этот процесс зарождается еще во внутриутробном периоде, когда определяется пол ребенка и формируются половые органы.

После рождения, психосексуальное развитие младенца продолжается в тесном взаимодействии с родителями, поведение и отношение которых, как уже было сказано, сильно влияет на становление его личности.

В этом периоде очень важен физический контакт с матерью. Ученые сходятся во мнении, что чем больше мама берет малыша на руки, обнимает, тем больше у него будет доверия к окружающему миру и людям. Также подобный контакт положительно влияет на восприятие ребенка самого себя, воспитывает чувство уверенности в себе и принятии своего тела.

«Кто я: мальчик или девочка»: от года до трех лет

В этот период ребенок постепенно осознает свою половую принадлежность. Он начинает понимать, кто он – мальчик или девочка и что взрослые делятся на «дядей» и «тетей». Если полуторагодовалый карапуз может еще равнодушно относиться к тому, что взрослые неправильно называют его пол, то трехлетка – скорее всего уже будет сердиться.

«Ой, кто тут у нас?» – игриво спрашивает бабушка у Ирочки, которой нет еще двух лет. «Что это у нас за хороший мальчик? Ты – мальчик?». Малышка смеется и мотает головой (нет), ей нравится игра, ей пока еще все равно какого она пола.

Тем временем бабушка поворачивается к трехлетнему Илюше, желая продолжить шутку: «А это кто? Наверное, моя любимая девочка?». Но игра вдруг принимает неожиданный оборот: внук кидается на бабушку чуть ли не с кулаками.

«Ты что – глупая? Я – мальчик! Мальчик!»

Трехлетка уже не только понимает свою гендерную принадлежность, но и принимает ее как единственно правильную. Мальчик начинает стремиться быть «как папа», девочка – «как мама». Именно с этого возраста уже важно, чтобы с ребенком проводил время и потихоньку включал в какую-то помощь родитель одного с ним пола.

Кроме того, малыша интересуют его половые органы, он начинает изучать их: рассматривать, трогать. Это нормально, если вы не будете специально заострять на этом внимание – это скоро пройдет.

О завершенности этой стадии сигнализирует четкое определение ребенком себя к тому или иному полу. На вопрос о том, кто он, ребенок отвечает: «я – мальчик» или «я – девочка».

«Как я появился на свет»: период с 3 до 5-7 леТ

Примерно с трех лет ребенок начинает активно интересоваться, как устроено его тело и тела его друзей. Он может задавать вопросы, почему же половые органы мальчиков и девочек разные. Почему мама и папа спят вместе, а он или она – одни. Также – как они появились на свет и почему происходит именно так.

Следует понимать, что любопытство детей носит чисто поверхностный характер, а не сексуальный или эротический. Чтобы удовлетворить его, нужно давать четкие, правдивые ответы и ребенку этого пока будет достаточно.

Удовлетворить свое любопытство насчет строения тела, дети могут и сами, играя в игры, которые позволяют сделать это беспрепятственно. Например, в «доктора», когда на «приеме» нужно раздеваться. Становясь более взрослыми, ребенок выбирает игры, в которые играют дети одного с ним пола. Мальчики – «войнушки», «стрелялки», девочки – куклы.

При этом, мальчики могут не принимать в свои игры девочек, мотивируя это тем, что эти игры не для них. А девочки – прогонять от себя мальчиков. Но чаще дошкольники еще достаточно лояльно относятся к общению с детьми и своего, и противоположного пола. Так, например, для игры «в семью» девочки могут привлекать мальчиков в качестве пап и сыновей.

Что важно: родителям нужно помнить, что отношение к половым органам у ребенка формируется такое же, как относятся к ним они сами. Поэтому, разговаривать на эту тему лучше без жеманства, заминок и ни в коем случае не пренебрежительно.

Негативное высказывание родителей к гениталиям, разговор на эту тему, как о чем-то «грязном» и «недостойном», может привести к тому, что ребенок будет негативно относится к своему телу.

Во взрослой жизни это чревато глубокой неуверенностью в себе, а в сексуальном плане – фригидностью или импотенцией.

С другой стороны, если ребенок не задает подобных вопросов, это еще не значит, что они его не интересуют. Следует понимать: если эти вопросы задаются не родителям, то существует вероятность, что ребенок задает их кому-то другому и получает на них ответы.

Родителям на заметку: важно присматриваться к детям во время игры, к тому, какие роли они выбирают. Ведь для детей игра – это возможность проявить себя, для них она не отличается от действительности.

Если мальчики выбирают женские роли и модели поведения, а девочки – мужские, это может свидетельствовать о нарушении полоролевого развития.

Если же и в повседневной жизни они просят называть их именами противоположного пола, мальчики – считать их девочками, а девочки – мальчиками, это уже может говорить о нарушении половой аутентификации.

В таких случаях лучше обратиться к специалисту – детскому психологу, который поможет выяснить, когда и почему, на какой стадии случился «сбой». Если это необходимо, подскажет, нужны ли дополнительные консультации медиков. Также – поможет скорректировать дальнейшее психосексуальное развитие ребенка.

Период с 7 до 12 лет: формирование полоролевого поведения

Психосексуальное развитие продолжается. Мальчики все больше идентифицируют себя с мальчиками, девочки – с девочками. Закреплению этих ролей способствуют игры и каждодневный быт семьи. Мальчики усваивают модель поведения мужчины благодаря отцу, девочки – модель женщины благодаря матери.

Дети на этом этапе могут стать более стыдливыми, осознавая, что они нравятся противоположному полу. Но в этот момент они уже обращают внимание на свою внешность, беспокоясь о том, насколько она соответствует эталонам, принятым в кругу их сверстников.

В период младшего подросткового возраста (9-12 лет) может появиться первая детская влюбленность. Это значит, что ребенок вступает в платоническую стадию психосексуального развития. Дети учатся знакомиться, обращать на себя внимание, находить общий язык с противоположным полом.

В таких отношениях еще нет сексуальной составляющей. Дети общаются на разные темы, изучают интересы друг друга. Мальчики учатся ухаживать за девочками, а девочки – принимать ухаживания мальчиков. Эта стадия во многом формирует эмоциональную и чувственную сторону будущих серьезных отношений.

Важно понимать: если во взрослой жизни у мужчины или женщины есть проблемы с общением с противоположным полом, то корни их нужно искать именно в этом периоде. Поэтому родителям, особенно противоположного пола, крайне нежелательно остро критиковать своих детей. Наоборот – важно дать им почувствовать свою поддержку.

Родителям на заметку: вышеописанные варианты поведения – норма для подобного периода, но могут быть и отклонения.

Например, чрезмерно кокетливое поведение девочек 5-10 лет, поцелуи с мальчиками могут сигнализировать о повышении сексуального влечения, что для детей этого возраста не характерно.

У мальчиков такое отклонение может проявляться в желании прижаться к телу родственниц, посторонних женщин, часто притрагиваться к гениталиям.

Но такое поведение может быть обусловлено и нехваткой внимания. Шокирующие выходки, за рамками приличий, обязательно вызывают резонанс и позволяют быть замеченными.

Второй психологической причиной вроде бы отклоняющегося сексуального поведения может быть не умение соблюдать личные границы окружающих, недостаточно четкое понимание того, как можно и как нельзя себя вести в отношении других людей.

Поэтому первый специалист, к которому имеет смысл обратиться, если что-то настораживает вас в отношениях ребенка со сверстниками или его психосексуальном развитии – детский психолог.

Его консультация позволит разобраться в причинах нарушения и определить, какого рода помощь нужна в каждом конкретном случае.

Своевременное обращение к психологу позволит скорректировать ситуацию и не допустить формирования отклонений сексуального поведения в будущем.

Как видите, каждый этап психосексуального развития привносит свои изменения в характер и становление личности ребенка. Важно знать их, наблюдать за своими детьми, а при необходимости не бояться обращаться к специалисту.

Читайте так же: Становление сексуальности: от подростка к взрослому

Источник: https://fidem.spb.ru/teoriya_uspeha/psikhoseksualnoe-razvitie-lichnosti-0-12/

Психосексуальное развитие детей и подростков

Психосексуальное развитие подростков

На психосексуальное развитие влияют наследственные, биологические, психологические, социальные факторы и  микросреда (ближайшее окружение человека).  На психическое и сексуальное развитие  оказывают влияние критические периоды, во время которых повышается чувствительность к различным воздействующим факторам.

Психосексуальное развитие

Процесс развития ребенка проходит от удовлетворения биологических потребностей и примитивных эмоций  к социальному сознанию и критичности к своим действиям.

  Это же характерно и для психосексуального развития, в процессе становления сексуальности на биологическую детерминированность половой роли  накладывает влияние социальных факторов.

 Нарушение темпов психосексуального развития сказываются на всей дальнейшей жизни человека.

Половая дифференцировка начинается во внутриутробном развитии с 6 по 32 недели, когда развиваются половые железы и половые органы, а также структуры мозга, ответственные за половое поведение. Воздействие тератогенов в этот период может вызвать нарушение половой дифференцировки мозга с разной  степенью  выраженности.

В тяжелой степени нарушения половой дифференцировки мозга рождается девочка с женскими половыми органами, и внешне она выглядит как девочка, но с самого детства, уже с 3-4-летнего возраста она начинает вести себя как мальчик.  Они часто испытывают сексуальное влечение к женщинам, где они играют мужскую роль.

Средняя степень нарушения характеризуется у женщин желанием носить мужскую одежду и проявляют мужские черты в поведении.  При легкой степени нарушения женщина одевается подчеркнуто строго, носит строгие прически, не любит косметики, украшений и она не старается выглядеть более привлекательной для мужчин.

С первых месяцев жизни…

Психосексуальное развитие  начинается с первых месяцев жизни. В процессе  развития ребенок начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу и осознает необратимость своей половой принадлежности.

Ребенок определяет пол окружающих его людей по всем признакам половой принадлежности — внешнему виду, одежде и её аксессуарам, строению тела и половых органов и подражает взрослому своего пола. Становление понятия «я» идет и через  формирование полового самосознания, с отождествлением себя по  полу.

Они внимательно рассматривают свои половые органы и органы других детей, это исследовательская деятельность помогает им психосексуально развиваться. Важно, чтобы это произошло в возрасте 3-4 года, когда это исследование еще не носит сексуального возбуждения, как в подростковом возрасте.

В норме к пяти — семи годам ребенок уже знает все признаки половой принадлежности — внешний вид, одежда, строение тела, в том числе и половых органов. В возрасте 5-7 лет ребенок начинает испытывать сексуальную привязанность к взрослым, вначале к родителям.

Сексуальное напряжение тянет ребенка к желанию лечь в постель вместе с родителями; ревностному отношению к тому вниманию, которое родители оказывает друг другу. В этот период у детей развивается Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек.

Последние десятилетие родители поддерживают нахождение детей в совместной кровати вплоть до подросткового возраста, что неизбежно приводит к нарушениям полового поведения и развития таких детей.

С 7-13 лет  происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка. По мере поступления информации, нарастания половой осведомленности начинаются сексуальные игры, чаще всего составляющие фрагмент игр в семье, где  более осведомленные могут имитировать любую форму половой активности.

Важно, чтобы мальчики и девочки в этом возрасте  имели интересы и увлечения, относящиеся к их полу. Трансформация ролевого поведения, где девочки ведут себя как мальчики, а мальчики тихие, заласканные и нежные, как девочки — приводит к формированию различных отклонений в последующем сексуальном поведении, и снижения сексуальности вплоть до формирования гомосексуальных влечений.

В общении со сверстниками, апробируется и закрепляется выбранная половая роль, отражающая аспекты человеческих отношений, в том числе и сексуальные. С 5 лет у детей начинает формироваться интимность и интимный стыд, с 7 лет это уже сформировано.

Родителям важно относиться с уважением к интимности детей. Нежелательным является, нахождение в ванной ребенка и родителя разного пола, совместный сон, хождение голыми или в нижнем белье перед ребенком.

В подростковом возрасте…

В подростковом возрасте происходит половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо. Платоническая стадия либидо характеризуется наличием выраженного эмоционального компонента, имеющего возвышенный, романтический характер, с самоотречением и жертвенностью.

Именно платонический компонент  возвышает физиологический инстинкт до истинно человеческой любви.

С отдельными элементами эротического фантазирования желание остаться наедине, стремление к прикосновениям и ласкам.

Эротическая стадия либидо характеризуется возникновением интереса к интимной стороне взаимоотношения полов, эротической литературе, она возбуждают подростка, толкают к эротическому фантазированию.

На эротической стадии реализация влечения чаще бывает без оргазма. Это в плане биологического развития является прогрессивным, так как толкает к дальнейшим действиям, форсирует переход к сексуальной стадии.

Сексуальная стадия протекает на фоне либидо, поддержанное продуктами внешней секреции и первыми опытами половых отношений.  Это определяет последующий выбор объекта сексуального влечения, его индивидуальные особенности, половая принадлежность (мужская или женская), поведение, внешний вид, телосложение.

Все этапы психосексуального развития взаимосвязаны и имеют преемственность. Если выпадает какой-либо этап, то это искажает течение последующих стадий, а в целом это влияет на всю сексуальность человека.

Автор Шеметкова Е.В.

Психосексуальное развитие детей и подростков

Источник: https://gechtalttver.ru/psixoseksualnoe-razvitie-detej-i-podrostkov/

ovdmitjb

Add comment