Irvuz

Психомоторика

Психомоторика как механизм развития психики ребенка | Педагогический опыт | Конкурсы для воспитателей / Журнал «Педагог ДОУ»

Психомоторика

Куликова Екатерина Евгеньевна

Организация: ДО МАДОУ Детский сад №45

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Одну из важнейших функций психики, обеспечивающую познавательную деятельность ребенка, как известно, выполняет психомоторика. Понятие психомоторики принадлежит к числу ведущих категорий общей и детской психологии, а также дошкольной педагогики.

Понятие «психомоторика» было введено в научный обиход И. М. Сеченовым. Уче­ный полагал, что каждый рефлекторный и психический акт заканчивается движе­нием или идеомоторным актом.

Он писал: «Все бесконечное разнооб­разие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к од­ному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде иг­рушки,… дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые зако­ны и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное дви­жение»

Прежде чем рассматривать вопросы, традиционно относя­щиеся к психомоторике (двигательные умения и качества), необходимо остановиться на роли двигательной активности в развитии че­ловека (в том числе и психическом), поскольку эта роль действительно велика.

Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеческой активности: познавая окружаю­щую среду, мы переводим взгляд с одного объекта на дру­гой, а это становится возможным благодаря работе глазных мышц; потребление пищи не обходится без участия не толь­ко жевательных мышц, но и мышц рук; общаясь друг с другом, мы разговариваем, а это становится возможным благодаря сокращениям мышц гортани и полости рта, а так же при письме, эмоциональной экспрессии (мимика, поза, экспрессивные движения), различных инструментальные действиях и т.д.

Поэтому без преувеличения можно сказать, что жизнь — это, в прямом смысле, движение. И неслучайно одной из важнейших потребностей человека является потребность в двигательной активности.

Надо сказать, что именно психомоторика в наиболее полной мере отражает главную особенность развития ребенка в первые годы жизни – его целостность, когда психика и моторика находятся в неразрывном единстве.

Психическое развитие ребенка проис­ходит на основе и по мере совершенство­вания двигательных навыков. Это свидетельствует о тесной связи между становлением двигательной и познавательной сферы.

Соответственно задержка в развитии двигательной сферы сопровождается запаздыванием в становлении высшей нервной деятельности

Так, например, однозначно установлено, что все дети, у которых в дошкольном возрасте обнаруживается интеллектуальная недостаточность, в первые три года жизни имели задержку психомоторного развития. Такие дети, начинают гораздо позже держать голову (около шести месяцев), сидеть (примерно к году), ползать, ходить (примерно от полутора до двух лет).

В дошкольном детстве у этих детей часто встречаются нарушения осанки, искривление позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей, нарушения координации движений и т.д.

Роль психомоторики в процессах восприятия и познания.

Познание мира ребенком начинается с его двигательных действий: младенец берет предметы, манипулирует с ними, сосет их, зрительно обследует с помощью движений глаз. Затем в действие вступает речедвигательный компонент мотори­ки: произнося слова, он начинает воспринимать на слух собственную речь.

Когда ребенок учится считать, он использует сначала предметы, перекладывая их, затем движения рук заменяются движениями глаз, и только затем он переходит к устно­му счету. Если запретить ребенку, умеющему считать только на пальцах, двигать руками, то он не сможет произвести вычислительную операцию. Т.о.

не только первые сознательные ощущения и мысли порождаются у ребенка движениями, но и в последующем двигательная активность способствует работе мозга.

Большую роль психомоторика играет при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания. Сочетание работы тактильного и двигательного анализаторов обеспечивает инфор­мацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов.

Если человеку предложить определить форму невиди­мого предмета только с помощью пассивного осязания — водить предметом по его коже, то возникающий образ не будет адекватен форме предмета.

Если же человек имеет возможность активно осязать предмет, проводить с ним различные манипуляции, то создается правильное отражение формы этого предмета.

Становится ясно, что первостепенная роль в познании отводится активному осязанию. А важным компонентом процесса осязания является мышечно-двигательная чувствительность.

Неслучайно первая стадия развития мышления ребенка называется, по Пиаже, стадией сенсомоторного интеллекта. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна ориентировка на отдельно воспринимаемые, часто несущественные признаки объекта.

Осязательные движения при обследовании хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте.

Дети часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что является следствием недоразвития двигательной чувствительности и координации движений. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления.

Поскольку основным органом осязания служит рука, значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

лепка из глины, пластилина, теста;
аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

конструирование из бумаги (оригами);

– рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;
собирание пазлов;
сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, бусинки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности. Одним из основных способов коррекции указанных дефектов являются специальные игры и упражнения.

Мышечно-двигательная чувствительность является важным компонентом не только процесса осязания, но и процесса пространственного ориентирования.

Сеченовым было доказано, что про­странственное восприятие обеспечивается содружественной деятельностью зри­тельного и кинестетического (двигательного) анализаторов.

Более того, и само зрительное восприятие невозможно без постоянных движений глазных яблок.

Слуховое восприятие речи также осуществляется при участии движений. У слу­шающего человека можно обнаружить непроизвольные движения речевого аппа­рата с беззвучным повторением тех слов, которые он слышит.

Огромную роль речедвигательный компонент (т.е. проговаривание) имеет для грамотного письма. Это было доказано в эксперименте, проведенном на школьниках Л. К. Назаровой (1952).

Одни школь­ники писали диктант с проговариванием, другие — зажав язык между зубов, что исключало проговаривание, а третьи — сжав пальцы левой руки в кулак, что от­влекало внимание, хотя и делало возможным проговаривание.

Результаты оказа­лись следующими: во второй группе количество ошибок было в шесть раз больше, чем в первой, и существенно больше, чем в третьей группе. Так была подтверждена необходимость кинестезических ощущений для грамотного письма.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что двигательные функции обеспечивают организацию различных видов восприятия, которое, в свою очередь, является регулятором разнообразных практических действий.

Поэтому и коррекционная работа по развитию психомоторики у детей обязательно должна включать в себя различные мероприятия по развитию восприятия.

Психомоторика как средство общения

Психомоторика участвует как в вербальных, так и в невербальных средствах общения. Невербальными средствами общения являются жесты, позы, мимика.

Не для кого ни секрет, что им придавали большое значение еще в Древней Гре­ции и Риме. В наше время результатом исследования моторной невербальной коммуникации стало формулирование новой научной дис­циплины — кинетики, которая посвящена изучению поведения человека в его невер­бальных проявлениях.

Жестикуляция — это сложная кинетическая активность гово­рящего человека.

Жестикуляция становится более интенсивной в случаях эмоционального подъема или волнения говорящего, а также при его доминировании в процессе обще­ния, или наоборот, когда говорящий испытывает затруднения в объяснении чего-либо.

Жестикуляция спонтанна и непосредственна, и человек обычно едва ли осознает, что он жестикулирует (в этом ее отличие от жестов-эмб­лем, которые произвольны и мотивированы).

Мимика — это сокращение различных мышц лица для выражения своих пере­живаний и отношения к чему или кому-либо. Мимика является одним из средств экспрессивного проявления эмоций. Особенно экспрессивны губы и глаза человека.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерным является недоразвитие выразительных движений. Жестикуляция отличается скудностью, невыразительностью, а мимика – слабой дифференцированностью и бедностью.

Овладению невербальными способами коммуникации детям помогут следующие упражнения:
 

• дыхательные упражнения, выдувание мыльных пузырей и др.;• упражнения на согласование дыхания с движениями рук, на изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движения (под хлопки, под счет, под музыку);

• мимические и пантомимические упражнения.

 

Вербальным средством общения является речь. И.П. Павлов отмечал: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». Речь с точки зрения психо­моторики — это целая последовательность отдельных движений языка, губ и го­лосовых связок. От этих движений зависят произношение, интонация, высота голоса и другие акустические характеристики речи.

У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук.

Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими исследователями.

Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

В заключении, подчеркнем, что психомоторика представляет собой целостный механизм развития психики ребенка, объединяющий взаимосвязанные друг с другом двигательный, познавательный и эмоциональный компоненты. Высокая значимость психомоторики определяет необходимость ее подготовки у детей дошкольного возраста, так как именно она осуществляет психическую регуляцию учебно-познавательной деятельности ребенка.

Литература:

  1. Битянова Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста / Битянова. – М., 2002.
  2. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики ж-л «Для самых-самых маленьких» / Т.Ю. Бардышева. – М., 2001
  3. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской – М.: Гардарики – 2004 – 255 с.

: 09.02.2017

Источник: https://www.pdou.ru/categories/9/articles/2556

Психомоторика

Психомоторика

Психомоторика (греч. psychē душа (сознание) лат. motor приводящий в движение) — взаимосвязь психики и движений, а именно совокупность двигательных действий человека, управляемых его сознанием. Состояние психомоторики отражает уровень физического и психического развития организма, речи, реакции, особенности конституции и воспитания.

Результат любого психического процесса в жизни человека — это действие — мышечное движение, которое является ответной реакцией на внешний или внутренний раздражитель. Движения мышц глаза, ых связок, сфинктров, гладкой, поперечно-полосатой или сердечной мускулатуры объясняются действием рефлекторных механизмов, осознаваемых и не осознаваемых самим человеком.

Знание закономерностей психомоторных процессов необходимо тренеру-преподавателю для обучения ребенка точности, скорости, надежности и эффективности управления своим телом, другими предметами и системами. Эти навыки могут совершенствоваться в течение всей жизни человека, если к этому прилагать регулярные усилия.

Психомоторика является важным критерием для диагностики психического статуса. При различных патологиях, прежде всего психических, могут возникать разнообразные нарушения:

  • двигательный инфантилизм,
  • недоразвитие (моторная дебильность)
  • угнетение (гипокинезия и акинезия)
  • усиление (гиперкинезия)
  • извращение (паракинезия).

В психомоторике выделяют четыре основных типа конституционального свойства личности:

  1. циклотимически-пикнический (естественная осанка, свободная выразительная мимика и жестикуляция, плавная ритмичная походка, способность к длительным физическим загрузкам)
  2. шизотимический, (неравномерность и угловатость движений и походки, недостаточная ритмичность, чередование чрезмерной напряженности движений и расслабленности, невыразительностью мимики и быстрая истощаемость).
  3. атлетический (подтянутость осанки, твердость походки и высокая работоспособность).
  4. лабильно-инфантильный (большая свойственная детям подвижность, живая мимика и жестикуляция, при этом отсутствует точность движений и наблюдается повышенная истощаемость).

Расстройства психомоторики возможны при возбуждении и ступоре, а так же при аффективных состояниях. Частным случаем нарушений психомоторики являются навязчивые движения и действия, пароксизмально протекающие, обычно с сумеречным помрачением сознания, а так же психомоторные симптомы (например, оральные автоматизмы, сноговорение, сомнамбулизм).

Регрессивные расстройства психомоторики проявляются в виде возврата (временного или стойкого) к формам поведения, свойственным более ранним этапам развития (утрата навыков опрятности, самообслуживания, ползание вместо ходьбы, мутизм, двигательная расторможенность).

Для развития и совершенствования психомоторной деятельности необходимы условия:

  •  моторное поле (зона приложения мышечных усилий);
  • сенсорное поле (источник и каналы информации воздействующей на анализаторы);
  •  механизмы переработки полученной информации и формирования ответных действий.

В психомоторике выделяют процессы:

  1. сенсомоторные (простые и сложные реакции и координация, они связывают восприятие с движением);
  2. сенсоречевые (вербализируют информацию)
  3. идеомоторные (создают образ)
  4. эмоционально-моторные (связывают движение с чувствами и эмоциями)

В сенсомоторной реакции можно выделить сенсорный (акт восприятия), центральный (переработка воспринятого, его оценка) и моторный компоненты реакции (собственно движение). Сенсомоторные реакции представляют собой условные рефлексы. В зависимости от того, насколько сложен центральный момент реакции, различают простую и сложную сенсомоторную реакцию.

Простая сенсомоторная реакция (быстрый ответ простым «заученным» движением на внезапно появившийся, но знакомый сигнал); проявляется наиболее быстрым, заранее известным простым одиночным движением. Примером ее может служить включение тумблера по ожидаемому сигналу.

Время от момента появления раздражителя до начала движения называется латентным временем реакции, а если еще учитывается и время выполнения движения, то говорят об общем времени реагирования. Она зависит от направленности (установки) внимания на восприятие сигнала (сенсорная реакция) или на движение (моторная реакция).

Сенсорные реакции в среднем на 100 миллисекунд продолжительнее моторных.

Сложная сенсомоторная реакция — ответное действие, в основе своей связаное с выбором нужного ответа из ряда возможных. Например, из ряда кнопок выбрать только одну, которую следует нажать в ответ на определенный сигнал. Сложные реакции протекают медленнее простых, так как здесь существенно влияние состояния внимания, памяти и эмоционального состояния человека.

Сенсомоторная координация — это двигательный навык реализации ряда сложных движений в ответ на изменяющееся условия среды. На первых этапах обучения заменяется цепью отдельных актов, каждый из которых имеет свое начало и конец. В дальнейшем отдельные реакции объединяются в гибкую и пластичную систему сенсорных коррекций выполняемого движения.

Идеомоторные процессы — это феномен, проявляющийся в том, что само представление(образ движения) о предстоящем движении вызывает едва заметное реальное движение мышц тела (рук, глаз, головы или туловища). Эти движения могут быть непроизвольными, т. е. совершаться независимо от сознания человека.

Идеомоторные процессы участвуют в формировании автоматизированных действий при обучении профессиональной деятельности. Вместе с тем идеомоторика иногда играет злые шутки с человеком.

Так, мысль начинающего велосипедиста, сосредоточившего взгляд на валяющемся на дороге кирпиче: «Сейчас наеду на этот кирпич», зачастую осуществляется по полной программе.

Идеомоторные процессы связывают представления о движении с его выполнением.

В физиологическом плане — это связь второй сигнальной системы с двигательным анализатором; в психологическом плане — это сознательность овладения двигательными навыками и самоконтроль над движениями.

Электрофизиологическими исследованиями было доказано, что двигательные представления также всегда сопровождаются микросокращениями соответствующих мышц. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов — центральная проблема психологии правильных движений человека.

Сенсоречевые реакции — это речевые ответы на входные сигналы при которых восприятие связано с речевым ответом на воспринятое.

Центральный момент их очень усложнен и протекает во второй сигнальной системе, а моторный момент — это двигательный компонент речи. Сенсоречевые реакции также имеют латентное время, вариативность и точность реакций.

В случае внутренней речи микро движения речевых и мимических мышц можно уловить с помощью специальных приборов, датчики которых прикреплены к коже лица.

Эмоционально-моторные процессы — связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

  • Состязательность
  • Уверенность

Источник: http://fsk.org.ua/glossary/psixomotorika-2/

Психомоторика – это… Виды и программа развития

Психомоторика

Развитие психомоторики особенно важно в младшем школьном возрасте. Это важный период формирования жизненного ресурса малыша, становления его социальности, освоения общественных взаимоотношений, развития личностных параметров, обогащения мировосприятия.

Важные аспекты проблемы

Нарушения психомоторики чаще всего характерны для тех детей, которые отстают от своих сверстников в умственном развитии. К сожалению, далеко не все они посещают детские дошкольные учреждения, поэтому до поступления в школу им не оказывается специальная коррекционная поддержка.

Среди многочисленных функциональных отклонений здоровья самым тяжелым дефектом развития является умственная отсталость. Новые образовательные стандарты, разработанные для детей с ОВЗ, предполагают полную реализацию индивидуального обучения.

Психомоторика — это вовлечение малышей в игру для приобретения необходимых умений и навыков. Задачи индивидуализации и гуманизации образовательного и воспитательного процесса малышей с нарушениями интеллекта требуют от воспитателя подбора специальных методик.

Подразделение

Все виды психомоторики связаны с моторным полем (сферой приложения усилий мышц), сенсорным полем (сферой приобретения информации для реализации усилий мышц), механизмов ее переработки. Для ее реализации необходимы механизмы переработки сенсорной информации и формирования моторных актов.

Психомоторика – это ответная реакция организма на сенсорный сигнал. Выделяют три разновидности реакций:

  • простая (мгновенный ответ на знакомый сигнал);
  • сложная (действие создается при выборе его из нескольких возможных вариантов);
  • сенсомоторная координация (сложные движения на меняющееся сенсомоторное поле).

Психомоторика – это сложная система, внутри которой есть сенсоречевые и идеомоторные. Последние процессы принимают участие в создании автоматизированных приемов в рамках профессиональной деятельности. Сенсоречевые реакции представляют собой речевой ответ на входные сигналы.

Значимость программы

Как должна формироваться психомоторика? Занятия проводятся по специальной программе, составленной на основе теории Л. С. Выготского (о закономерностях нормального и аномального развития ребенка), специфике дефекта и способах его устранения, дифференцированного и индивидуального подхода.

Цель программы – в оптимизации психического развития малышей с определенными отклонениями от нормального развития.

Задачи

Программа «Психомоторика» предполагает решение следующих задач:

  • Формирование на базе активации органов чувств нормального восприятия объектов и явлений окружающей реальности в сумме их свойств.
  • Корректировка отклонений в познавательной деятельности посредством целенаправленного и стабильного воспитания у детей нормального восприятия величины, конструкции, цвета, специфических свойств предметов.
  • Создание пространственных и временных ориентиров.
  • Становление ых и слуховых координаций.
  • Наполнение словарного запаса новыми словами.
  • Коррекция проблем в моторике, модернизация зрительной и моторной координации.
  • Привитие точности и целенаправленности действий и движений.

Психомоторика и сенсорные процессы формируются в рамках определенного алгоритма:

  1. Формирование ЗУН сенсорных эталонов.
  2. Обучение применению перцептивных (специальных) действий, которые нужны для определения качеств и свойств предмета.

Характеристика деятельности

Психомоторика — это важный вопрос. От целостности восприятия детьми информации зависит их ориентация в мире предметов.

Недифференцированность, медлительность, минимальный объем восприятия, проблемы с аналитико-синтетической деятельностью, недостатки памяти — все это свойственно для детей с серьезными интеллектуальными нарушениями.

Сенсорное развитие такого малыша существенно отстает от уровня развития здоровых сверстников.

Из-за неправильной работы функции поиска и замедления процедуры переработки информации, поступающей через органы чувств, наблюдается неполное узнавание предлагаемого ребенку материала. Сенсорное развитие малыша с ОВЗ серьезно отстает по срокам, оно осуществляется неравномерно.

Важным условием нормального ориентирования в окружающем мире предметов является целостное восприятие. Психолог И. М. Соловьев отмечает, что для «особых» детей многопредметные участки предстают в виде «малопредметных», так как они теряют из вида множество мелких деталей.

Дети с ОВЗ намного позже своих сверстников различают оттенки и цвета, им сложно запоминать промежуточные тона. Сюжетные картины они понимают поверхностно, поэтому часто проявляют агрессию.

Ребята быстро устают, характеризуются невысокой работоспособностью, минимальной координацией.

Поисковые действия характеризуются у детей с интеллектуальной недостаточностью хаотичностью, импульсивностью.

Педагог должен включать ребенка в индивидуальную работу, сохраняя все стадии психического развития. Несмотря на то что для детей с ОВЗ ограничены возможности развития интеллекта, коррекционное обучение выстраивается в виде поступательного процесса.

Важные моменты

Отечественные психологи отмечали, что необходимо учитывать реакцию детей на помощь со стороны взрослых людей. Из-за минимальной памяти, узости восприятия информации умственно отсталый ребенок познает окружающий мир с трудом.

Необходимо обучить его особенностям наблюдения за объектами, правилам установления связей между свойствами и качествами предметов.

Определив для себя некие чувственные мерки (сенсорные эталоны), ребенок сможет обобщать, сравнивать между собой отдельные предметы, делать простейшие выводы.

Программа предусматривает усвоение сенсорных эталонов — совокупности цветового спектра, геометрических форм, величин. В качестве предпосылки развития познавательной активности ребят с умственной отсталостью выступает модернизация функционирования всех вариантов анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, тактильного, двигательного, обонятельного.

Для развития сенсорной системы таким детям необходимо покатать, погладить, потрогать предмет (применить сенсомоторные действия). Только в таком случае можно рассчитывать на динамику в развитии. Для этого в программу включаются задания, связанные с обучением навыкам координации движений, улучшения моторики.

Подведем итоги

Характерны для детей с ОВЗ и серьезные отклонения в развитии речи, поэтому педагог использует на коррекционных занятиях приемы, которые существенно облегчают восприятие материала: показывает предметы, произносит стимулирующие реплики, направляет детей с помощью вопросов, создает проблемные ситуации, использует игры. Отдельное внимание педагог уделяет формированию навыков планирования деятельности, контроля сделанной работы, отчета о ее завершении.

Программа предполагает воспитание и развитие детей в разных видах деятельности: ИЗО, игры, аппликации. Длительность занятий не должна превышать 40 минут (в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей).

Строится программа с учетом специфических особенностей эмоциональной и познавательной деятельности, возможностей школьников.

Коррекционная работа осуществляется посредством организации музыкально-ритмической, предметно-практической, изобразительной деятельности, конструирования, разных игр и упражнений. Первый этап предполагает проведение обследования, выявление серьезных проблем.

Второй этап заключается в дифференциации школьников на группы в зависимости от интеллектуальных способностей. Третий этап — это коррекционные занятия, проводимые на основе календарно-тематического плана.

Педагог, работающий с “особенными” детьми, обращает внимание на подбор темпа усвоения ими программ по различным предметным дисциплинам (русскому языку, математике, физической культуре). Для каждого ребенка составляется собственная развивающая траектория.

Источник: https://FB.ru/article/456464/psihomotorika---eto-vidyi-i-programma-razvitiya

ovdmitjb

Add comment