Irvuz

Психология виртуальной реальности

Содержание

Виртуальная психология – Психологос

Психология виртуальной реальности

Виртуа́льная психоло́гия – новое направление в психологии, изучающее взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации.

Виртуальная психология опирается на общепсихологические методологические принципы, использует общепсихологическую методологию и теорию.

Она строится на вполне определенном философском базисе (виртуальная философия), имеет специфические теоретические модели (идеальные объекты), адекватную типу теоретических моделей схему эксперимента и собственную сферу практики (аретея).

Базовой философской идеей является идея полионтичности, что предполагает рассмотрение психики как совокупности онтологически разнородных, не сводимых друг к другу, реальностей. Виртуальная психология опирается на виртуальное состояние человека в период эмоционального подъема – на пике вдохновения, творческого подъема. Предметом виртуальной психологии является система “человек-виртуальная реальность” (СЧВР).

История

Это научное направление возникло в восьмидесятые годы ХХ столетия. Родоначальником виртуальной психологии считают Н. А. Носова(1952-2002).

В Институте Гуманитарного Образования (ИГИМО) находится Центр виртуалистики, имелся также Центр Виртуалистики Института Человека РАН.(1991-2004).

Исследовательская группа «Виртуалистика» Института философии РАН с 2005 года продолжает дело Центра виртуалистики Института человека РАН [1]. В 2000 г. прошла первая научная конференция по виртуальной психологии в России.

Объект виртуальной психологии

Множество людей (отдельные личности, социальные группы), выступающие как объекты и субъекты виртуальных миров и кибернетического пространства.

Предмет виртуальной психологии

В системе “человек-виртуальная реальность” виртуальная психология занимается такими вопросами:

  • Психологические характеристики человека в различных виртуальных мирах и кибернетических пространствах;
  • Стереотипы и установки людей относительно деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации;
  • Психологическая сущность этой области деятельности;
  • Образование и воспитание, опосредованное электронными носителями информации;
  • Поведение человека и общества на стыке психологии, философии, истории, социологии, кибернетики и этологии.

Цель виртуальной психологии повысить средствами психологии эффективность системы “человек-виртуальная реальность”.

Виртуальная команда

В мире все больше рабочих задач выполняются виртуальными командами. Это группа таких сотрудников, которые работают через Интернет. Они редко встречаются лично или вообще не знают друг друга в лицо.

Как показала практика (по материалам исследования 55 виртуальных команд из 15 европейских и американских транснациональных компаний), при формировании виртуальных команд нужно соблюдать определенные правила, чтобы обеспечить эффективность их работы:

  1. Необходимо помогать членам команды ближе знакомиться друг с другом через социальные сети;
  2. Виртуальные команды будут более производительны, если несколько участников знакомы между собой;
  3. Не менее 15% команды должны состоять из «коммуникаторов». «Коммуникаторы» – люди, которые имеют много связей с полезными людьми вне команды. Однако слишком большое количество коммуникаторов может нанести вред команде.
  4. Необходимо постоянно следить за наличием коммуникаторов в команде и способствовать расширению личных связей членов команды вне ее.
  5. Работу над проектом необходимо разбить на ряд этапов, чтобы завершение одного из них чрезмерно не зависело от степени выполнения другого;
  6. Нужно создать веб-сайт, где участники команды смогут обмениваться идеями и вдохновлять друг друга;
  7. Полезно поощрять общение членов команды, но не принуждать к обязательным сборам;
  8. Задачи команды должны быть интересными и стимулирующими;
  9. Работа должна быть значащей как для команды, так и компании в целом;
  10. В команде должно быть как можно больше добровольцев.

В полном объеме специфика работы виртуальных команд изложена в книге Лей Томпсона [4].

Психологические аспекты деятельности виртуальных команд составляют предмет психологии виртуального труда.

Структура виртуальной психологии

Блок технически опосредуемый

Блок рефлексии

Блок виртуальной эргономики

Психология

В академическом определении, психология – наука о закономерностях развития и функционирования психик…

Отрасли психологии

Можно говорить об отраслях, можно говорить о разделах психологии, но действительно современная психо…

Инженерная психология

Инженерная психология (от франц. ingenieur — инженер, специалист в области техники) — отрасль психол…

Отрасли психологии

Можно говорить об отраслях, можно говорить о разделах психологии, но действительно современная психо…

  • Психологические направления

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/virtualnaya-psihologiya

Виртуальная реальность и ее психологическое воздействие

Психология виртуальной реальности

Прогресс в современном мире достиг небывалых прежде высот. Новое поколение пользуется такими возможностями, про которые даже не мечтали люди старшего поколения. То, что еще вчера казалось волшебством и мистикой, сейчас воспринимается как обыденность и называется виртуальная реальность.

Что такое виртуальная реальность?

Созданный при помощи технических средств мир, который передается от одного человека к другому через зрение, слух, осязание и обоняние называется виртуальная реальность. Она способна имитировать воздействие и реакции на него. Чтобы создать правдивый комплекс ощущений действительности компьютерный синтез свойств и реакций производится в настоящем времени.

Объектам виртуальной реальности присуще вести себя как аналогичным объектам в материальном мире. Каждый пользователь способен оказывать влияние на объекты в плоскости мир виртуальной реальности в соответствии с законами физики, среди которых гравитация, отражение, столкновение с предметами. Иногда пользователи таких нереальных миров могут намного больше, чем в настоящей жизни.

Виртуальная реальность в философии

В современном мире становится актуальным вопрос, не опасна ли жизнь в виртуальной реальности.

Когда человек действительно поглощен киберпространством, то есть практически все свое время он находится за компьютером, ноутбуком, планшетом, играя в компьютерные игры, и при этом отказывается от нормального общения и обычной жизни в целом – это и вправду может оказаться небезопасным для здоровья.

Философия отделяет саму идею данного понятия от ее технического воплощения. Ее трактуют в качестве совокупности объектов, что моделируются настоящими процессами. При том ни форма, ни содержание не совпадают с данными процессами. Моделируемые объекты принято сопоставлять с настоящим временем, а рассматривать отдельно от него. Данные объекты являются актуальными, а не потенциальными.

Психология виртуальной реальности

Изучает такое понятие как виртуальная реальность и ее психологическое воздействие на человека психология, у которой есть собственная философская идея и специфические теоретические модели, экспериментальные технологии и своя сфера практики. Древнегреческий термин «виртус» означает «душевный подъем воина». В античные времена под ним понимали наивысшую добродетель, которая доступна только самым мудрым.

Все чаще СМИ рассказывают про опасное влияние мнимой действительности. Порой пользователь интернета много времени проводит в сети, в результате чего может перестать видеть черту, которая разделяет два противоположных пространства.

Проведенные психологами эксперименты показали, что к жестокости часто склонны дети, которые слишком долго играют в компьютерные игры. Пребывая постоянно в нереальном пространстве, у ребенка пропадают чувства сострадания к другому человеку.

В итоге в обычной жизни он запросто может обидеть кого-то, не испытывая при этом ни капли жалости.

Как работает виртуальная реальность?

Многих интересует, так как же в действительности работает все это. Основные технологии виртуальной реальности:

  1. Отслеживание головы. Во время ношения специальной гарнитуры картина впереди способна двигаться в соответствии с тем, в какие стороны человек направляет голову – вверх, вниз или в стороны. Данная система называется «шесть степеней свободы». В гарнитуру встраиваются специальные компоненты, с помощью которых можно заниматься отслеживанием головы.
  2. Отслеживание движений. Такую возможность предоставляют более дорогие модели. Когда человек начинает использовать это устройство, то у него возникает желание сразу же увидеть свои руки.
  3. Отслеживание глаз. Специальный датчик может анализировать, в каком направлении смотрят глаза внутри устройства. Благодаря этому есть такая возможность сделать глубину резкости действительно реалистичной.

Виды виртуальной реальности

Принято различать следующие типы виртуальной реальности:

  • компьютерное моделирование и имитация;
  • сетевая мнимая действительность;
  • аппаратные средства киберпространства;

В современном мире есть множество крупномасштабных установок, которые принято использовать в разных сферах науки и техники, занимаясь решением задач не только фундаментальных, а и научных дисциплин.

Многие нереальные окружения собой представляют визуальные ощущения, то есть такие изображения, которые могут выводиться на экран монитора компьютера, либо на специальные стереоскопические дисплеи.

Плюсы и минусы виртуальной реальности

Каждый из нас по-своему относится к киберпространству. Если для одних оно – новый рывок прогресса и что-то интересное, необычное, то для других такие разработки в сфере новых технологий – повод беспокоиться про будущее детей.

Погружение в виртуальную реальность имеет свои преимущества и недостатки. Это уникальная возможность на непродолжительное время уйти из обыденного мира и оказаться в ином измерении, где все намного интереснее.

Однако с другой стороны чрезмерное увлечение такими путешествиями может оказаться опасным для психики и даже жизни человека.

Минусы виртуальной реальности

Новые технологии – это всегда интересно, а особенно для детей.

Однако важно помнить про опасность виртуальной реальности, поскольку на первый взгляд безобидные компьютерные игры могут настолько затянуть человека в свои сети, что появится зависимость, избавиться от которой будет непросто.

Особенно такие погружения могут оказаться небезопасными для подрастающего поколения. Картина, в которой школьник часами сидит за компьютерными играми, должна насторожить родителей. В итоге ребенок не только ухудшит свое физическое, а и психическое здоровье.

Плюсы виртуальной реальности

Чем интересен этот мнимый мир для каждого из нас? Прежде всего, это уникальная возможность окунуться в новое интересное измерение и забыть про свои ежедневные проблемы. Человек в виртуальной реальности может получить новые эмоции, а это уже неплохая профилактика стрессов. Имеет свои плюсы виртуальная реальность в образовании, поскольку позволяет:

  • проводить телемосты, видеоконференции;
  • создавать 3-D электронные образовательные ресурсы;
  • создавать 3-D презентационные и информационные материалы;
  • создавать музеи, лаборатории, планетарии;
  • визуализировать более сложные объекты, физические явления.

Будущее виртуальной реальности

Многих интересует, какой будет виртуальная реальность в будущем. Ученые утверждают, что будут улучшены визуальные качества, трекинг и передача данных. Помимо того, по прогнозам ожидается облегчение гарнитур, которые сейчас сложно носить из-за их веса.

Станет более гибкой корректировка линз, а шлемы удастся сделать беспроводными. Исследователи говорят про то, что в будущем киберпространство должно стать комфортным до такой степени, что будут заменены такие технологии как мыши, мониторы, клавиатура.

Возможности виртуальной реальности могут стать безграничными.

Психологические проблемы современного общества – причины и последствия Психологические проблемы могут приводить к болезням, лишнему весу, сексуальным расстройствам. Одиночество, страх, агрессия, уход в виртуальный мир характерны для современного общества. Что такое волюнтаризм и кто такие волюнтаристы? Выясняя, что такое волюнтаризм, становится понятно, что термин используется в разных научных сферах: философии, психологии, социологии, политике. Воля в волюнтаризме – основа всего и высшее проявление психических процессов. Стремление к цели осуществляется без опоры на существующие реальные обстоятельства.
Фильмы, меняющие сознание и расширяющие его границы Хотите с пользой провести вечер, тогда выделите время, чтобы посмотреть фильмы, меняющие сознание. Киноиндустрия выпускает много стоящих кинокартин, которые способы заставить человека задуматься о важных вещах и по-новому взглянуть на жизнь. Что такое фетиш – самые распространенные виды фетишей Что такое фетиш знали еще предки, которые обожествляли многие предметы, наделяя их особенной магической силой. В наши дни стал популярным сексуальный и религиозный фетишизм. Пристрастие к вещам нередко требует помощи специалистов.

Источник: https://womanadvice.ru/virtualnaya-realnost-i-ee-psihologicheskoe-vozdeystvie

Виртуальная реальность – это прогресс или регресс, польза или вред для человека. Что говорит психология

Психология виртуальной реальности

Технический прогресс неумолимо движется вперед, среди главных его прорывов виртуальная реальность. С момента появления первых очков виртуальной реальности начались и не умолкают споры о полезности изобретения. Кто-то считает, что это огромный рывок вперед, кто-то, наоборот, опасается последствий. Давайте и мы подумаем над этим вопросом.

Что такое виртуальная реальность

Виртуальная реальность – мир, созданный с помощью техники и электроники. Он передает события через основные чувства человека: осязание, обоняние, зрение, слух, вкус. Все действия проходят в режиме реального времени, подчиняются законам физики. Конечно, встречаются и фантастические, мистические сюжеты, в которых любой человек почувствует себя супергероем или магом.

Первое устройство было разработано в 1968 году, но оно не получило популярности из-за больших размеров и побочных реакций: дезориентация, головокружения, головная боль, перегрузка нервной системы. К слову, побочные эффекты встречаются и в наши дни.

Дальнейшие года до двухтысячных считаются этапом активного развития виртуальной реальности. И только 2009 год можно считать периодом появления современной виртуальной реальности.

С тех пор ведутся регулярные работы по совершенствованию систем, но суть остается той же:

  • Человека сажают в удобное кресло или фиксируют в другом положении, соответствующем сюжету виртуального мира.
  • На участника надевают специальный шлем с очками, современные модели дополнены перчатками.
  • Шлем подключается к компьютеру, другому гаджету.
  • Человек полностью погружается в другой мир.

Сценарий может быть любым. Самая популярная сфера использования оборудования – игры. Но это не единственная возможность. Виртуальная реальность позволяет устраивать экскурсии, путешествия, организовывать обучения вождению автомобиля или управлению самолетом. В последнее время виртуальную реальность внедряют в область медицины – хирурги практикуются в операциях.

Польза и вред

Само по себе изобретение нейтрально, положительный или отрицательный заряд оно принимает в зависимости от условий использования. Например, для людей, зависимых от игр, виртуальная реальность опасна. Геймеры итак сутками могут не отходить от компьютера, а в таких условиях вероятность довести себя до истощения выше.

Виртуальная реальность увлекает. Ее бесконтрольное использование вырывает человека из нормального образа жизни. Название говорит само за себя: уход в виртуальную реальность – уход от реальной жизни. А это форма девиации, защита психики. Шлем дарит другой мир, идеальный мир. Это убежище для человека с проблемами в жизни, но это не решение проблем.

Сохраняются и усиливаются последствия обычной компьютерной зависимости: отождествление себя с героем, неадекватное самовосприятие. Виртуальная реальность окончательно стирает границу между игроком и его персонажем. Они превращаются в единый организм.

Вопрос в том, что это за герой, какая это игра. Ведь человек и в реальной жизни будет вести себя так же, как персонаж. Дети и подростки особенно подвержены проблемам с самоидентификацией. Их психика еще не окрепла, а самосознание только начинает формироваться.

Разумное же использование виртуальной реальности как тренажеров, средств развития и отдыха человека приносит пользу:

  • подготовка авиапилотов и операторов АЭС;
  • проведение конференций, тренингов, семинаров;
  • творчество с неограниченными ресурсами;
  • проектирование, архитектура;
  • экскурсии по музеям, городам, в том числе прошлых эпох;
  • тестовые медицинские операции с целью повышения точности и снижения рисков при реальных манипуляциях;
  • обучение профессиям, деятельность которых связана с дорогим оборудованием, повышенным риском;
  • релаксация, максимальный отдых, расслабление нервной системы.

И даже в психологии виртуальной реальности найдется место: избавление от фобий, проработка травм в виде встречи с теми людьми, которые к ней причастны. В психотерапии всегда нужно пересматривать, переоценивать, переосмысливать проблемную ситуацию. Виртуальная реальность позволяет воссоздать ее с точностью до мелочей, даже включить тех людей, которых уже нет в жизни.

Искусственная реальность развивает воображение, что тоже немаловажно. Иногда в рамках реабилитации человеку нужно представить свою новую жизнь, увидеть и почувствовать свой потенциал, возможности, поверить в себя. Виртуальная реальность помогает бороться со стрессом, получать положительные эмоции, прорабатывать эмоции, избавляться от негативных переживаний.

Интересный факт: медики исследовали возможности виртуального мира для реабилитации пациентов с ожогами. Участникам предлагалось окунуться в снежную страну с чудесами, где они могут поиграть в снежки. В ходе эксперимента выяснилось, что боль от ожогов реально уменьшилась.

Прогресс или регресс

Виртуальная реальность – прогресс человечества, если использовать ее ради отдыха, развлечений, развития, просвещения, обучения. Но это же изобретение вызовет регресс человечества, если каждый представитель закроется в своей комнате, надев шлем.

Виртуальная реальность имитирует человеческие чувства, жизнь. На мой взгляд, имитация – насмешка над правом человека на жизнь. Это сложно назвать достойной жизнью представителя человеческого рода.

Если погрязнуть там навечно, то род просто вымрет, а если изредка возвращаться в реальность, то в ней будет накапливаться все больше проблем: трудности в общении, неспособность реагировать на изменяющиеся условия и смиряться с тем, что изменить нельзя. Зависимость от виртуального мира приводит к дезадаптации, дисоциализации в реальном мире.

С точки зрения обучения, развития, подготовки людей виртуальная реальность имеет большой потенциал, приносит неоспоримую пользу. Но важно помнить, что в реальной жизни случаются непредвиденные обстоятельства, в ней нельзя контролировать все условия. Нужно помнить, что искусственный мир приближен к реальному миру, но это лишь иллюзия.

Послесловие

Виртуальная реальность таит три главных риска, они же противостояние добра и зла:

  • эмпатия, сближение людей или войны, хаос;
  • расширение возможностей, развитие человека или обогащение создателей виртуального пространства, мошенничество, манипуляции;
  • психологическая помощь или зависимость, подобная наркомании.

Только от самих людей зависит, в какую сторону уйдет каждая из названных развилок. Можно стать рабами новой системы, а можно регулярно раскрывать возможности, способности всего человеческого рода.

Источник: https://psychologist.tips/3784-virtualnaya-realnost-eto-progress-ili-regress-polza-ili-vred-dlya-cheloveka-chto-govorit-psihologiya.html

Виртуализация и трансформация сознания

Психология виртуальной реальности

grandfailure / bigstock.com 

Какие ассоциации у большинства вызывает фраза «виртуальная реальность»? С большой вероятностью, это будут представления о высокотехнологичных оптических гаджетах. Однако с точки зрения психологии и психиатрии погружаться в виртуальный мир человек может и без помощи электронных устройств. Такую возможность нам обеспечивает наше сознание. Но хорошо ли это — большой вопрос.

Виртуальный мир в голове: откуда рождаются сны и иллюзии

Как часто мы сокрушаемся, что не умеем читать мысли других людей? Насколько сильно нас удивляет и порой раздражает то, как два человека умудряются видеть одно и то же совершенно по-разному? Да, пожалуй, каждый день и не по разу. А все дело в том, что сознание каждого уникально и не работает по принципу зеркала, объективно отражающего действительность.

В действительности на то, что происходит у нас в головах, влияет невероятное количество факторов, которых мы даже не ощущаем.

Например, нравы и традиции, воспитание и образование, чувства и идеи, кризисы и катаклизмы, сообщения СМИ и прочие явления, коих бессчетное множество.

 

Согласно психологии, фокус нашего внимания подавляют и подчиняют себе процессы и факты индивидуального и группового сознания.

В этом смысле реальность — это то, как человек реагирует не на «действительное» положение вещей, а на то, какое положение вещей ему представляется действительным. На такой основе и формируется мировоззрение, определяется общее видение и понимание мира, жизненные позиции и программы поведения.

Своего рода ответной защитной реакцией на весь этот шквал различных факторов выступают сновидения и иллюзии. В трансформированной форме они приобретают вид галлюцинаций, транса, коллективного психоза и различных пограничных «сумеречных» состояний сознания. По своей сущности они являются такими же формами виртуальности, как и образы (симуляции), смоделированные на IT-носителях.

Учитывая, что современный человек сегодня живет в окружении потоков информации — тоже, кстати, явления виртуального, — мы наблюдаем тенденцию, когда сознание трансформируется. Если не сказать больше — деформируется, а указанные выше защитные механизмы психики становятся дезадаптивными.

Чтобы понять, насколько это серьезно, перенесемся на минуту в кабинет психоаналитика и посмотрим на довольно распространенный клинический случай.

jdrv / bigstock.com

Случай из клинической практики

Помню, на прием ко мне приходил молодой человек 26 лет.

Жаловался он на плохую память, эмоциональную заторможенность, неумение контактировать с людьми, периодические тревоги, упадок настроения, апатию, невозможность построить отношения с противоположным полом.

Подобные состояния я расцениваю как типичные депрессивные эпизоды. Тем более что у пациента возникали суицидальные мысли, правда, без попыток их осуществления.

Из бесед с молодым человеком, назовем его А, я выяснил, что он является старшим из двух детей в семье. В раннем детстве А был излишне активным, капризным ребенком. В школе учился посредственно, с трудом усваивал предметы.

Из-за проблем, связанных с плохой памятью и концентрацией внимания, еле-еле окончил среднюю школу и не смог продолжить своего образования. В последующем работал водителем пассажирского транспорта.

Сейчас «висит на шее у родителей».

В течение длительного времени молодой человек живет в условиях тесного «общения» с виртуальным миром. Это выявилось практически сразу же и проявлялось на протяжении всего периода терапии. Суждения, представления и мировоззрение молодого человека представляли собой смешение реальности и виртуальных образов.

Сновидение пациента

Помню, как на одной из наших встреч мой пациент поведал мне о своем сновидении:

«После ванной я вышел на улицу. Накрапывал дождь, и в сумерках я увидел, что вся земля покрыта гусеницами. Они все поползли ко мне, они были повсюду — я их даже вытаскивал изо рта. Я ощущал страх, что не смогу отделаться от них. Потом у меня возникла мысль о том, чтобы найти какое-нибудь жаркое место, чтобы их спалить.

Я переместился в большое и высокое помещение, в котором вдруг возникли пещеры, напоминавшие жаровни, и стала извергаться лава. Свет, озарявший все вокруг, от жаровни и лавы осветил демонических существ, прятавшихся там. Они выжидали какое-то время, пока много людей не сойдут на темный путь.

Я начал понимать, что эти хитрые существа хотят увидеть результат своего скрытого обмана людей и заражения их ложными ценностями.

Затем я увидел себя в огромном современном зале, где проходило представление. Благодаря голографическим рисункам все в зале выглядело очень реалистично.

Там рассказывалась история Земли, содержание включало повествование о миролюбивой цивилизации, жившей высшими идеалами, которая коварством была уничтожена темными демоническими силами.

Светлая цивилизация была настолько малочисленная, что она легко была побеждена, а остатки человечества не узнали своей истории и своих врагов. Они, темные силы, обрабатывали сознание людей, чтобы вырастить безнравственное население, бессознательное и управляемое.

Далее следовали сцены реалистические и красочные в 3D-формате, отображавшие бой между людьми и этими существами с применением лазеров, антигравитационных установок и светящихся генераторов. Это вызвало у меня глубокое переживание».

grandfailure / bigstock.com

Психоанализ объясняет символы из сна

Этот молодой человек наглядно демонстрирует то, что называется расщеплением. В общении с А можно явственно прочувствовать, как в нем существуют две субличности.

Одна — социально деструктивная, с трудом дающая описание обыденности и бытовых проблем. Другая же — эмоциональная и вовлеченная в образы виртуального мира.

По этой причине молодой человек так активно стремился поделиться со мной своими переживаниями.

Можно заметить, как в описании сновидения отражается внутренний конфликт пациента, вытекающий из его клинической картины. Один полюс этого конфликта представлен символами архетипическими, т.е. базовыми, можно даже сказать, врожденными.

Например, образ гусениц и змей. У перволюдей змея олицетворяла всемогущее божество, внушающее страх и ужас. Сами по себе змеи никогда не играли в жизни людей сколько-нибудь существенной роли.

Их почитание можно объяснить только тем обстоятельством, что змей рассматривали как божественное воплощение. Этот символ настолько сильно отпечатался в различных культурах, что стал частью коллективного бессознательного.

Поэтому он и отразился во сне конкретного молодого человека в числе первых.

Рассмотрим еще один образ из сновидения — запутанная сеть пещер. Дело в том, что лабиринты странных помещений и запертых выходов воссоздают древнеегипетские представления о загробном мире.

Они являются хорошо известными символами, означающими бессознательное с его неизведанными возможностями.

В том, что касается бессознательного, человек, к сожалению, находится в той же ситуации, как на местности, освещенной лунным светом: все предметы расплывчаты, сливаются друг с другом, и никогда не разберешь, где что располагается, где начало, а где конец.

Второй полюс внутреннего конфликта молодого человека принадлежит к символам современной цивилизации, безусловно навеянным виртуальными образами технического происхождения.

Битва героя с драконом — более активный вид этого мифа, отчетливо показывающий тему триумфа над отрицательными тенденциями.

Чтобы быть достаточно грозным и победить монстра, герой должен прийти к согласию со своими разрушительными силами.

Искать убежище среди иллюзий: «за» и «против»

Главной задачей при работе с этим пациентом являлось установление доверительных отношений, в рамках которых его «эго» сменяло патологические механизмы защиты на более адаптивные.

Основным таким способом защиты у данного пациента являлось диссоциативное расстройство, достигшее уровня расщепления.

Это-то и привело к клинической картине, демонстрирующей существование двух субличностей, одна из которых перетягивала молодого человека в иллюзорный мир бессознательного.

К слову, экс-президент Международной ассоциации аналитической психологии Мюррей Стайн в своей знаменитой книге «Юнговская карта души» пишет:

Каждый человек может и вынужден время от времени диссоциировать, т.е.

иметь умеренные измененные состояния сознания или изоляции от травматического опыта, чтобы нормально функционировать Действительно, уход от действительности — это несложный и ожидаемый способ защиты человеческой психики.

Однако подобного рода погружение в виртуальность имеет свои опасности. И распространенные сегодня технологии виртуальной реальности способствуют этому уходу, усугубляют и питают склонности людей к иллюзиям.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://sciencepop.ru/virtualnoe-soznanie-kak-psihoanaliz-obyasnyaet-mir-gryoz/

ovdmitjb

Add comment