Irvuz

Психология мотивации, ее общая характеристика

Содержание

Общая характеристика мотивации

Психология мотивации, ее общая характеристика

С конца XVIII по XX век в мире менеджмента одним из распространённых мнений было то, что если есть возможность заработать больше, то люди всегда будут работать лучше. Таким образом считалось, что мотивация — это простой вопрос, который сводится к предложению предоставления соответствующих денежных вознаграждений в обмен на усилие.

Но чисто экономический подход показал свою не состоятельность, этому способствовали проведенные исследования в области поведенческих наук. Позже управленцы осознали, что мотивация является результатом сложной совокупности потребностей, при этом все эти потребности постоянно меняются, модифицируются.

В настоящее время мы понимаем, что менеджеру следует понять, каковы же на самом деле эти потребности для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, и обеспечить способ для сотрудников через хорошую работу удовлетворять свои потребности. Руководители всегда выполняли функции мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет.

В древние времена для этого служили угрозы и хлыст, для избранных, которых было меньшинство предполагались награды. Существовал метод кнута и пряника.

Рассмотрев мотивационный комплекс персонала в целом и каждого работника в отдельности, администрация фирмы и каждый руководитель с помощью специальных тестов могут выяснить силу действия каждой группы мотивов и воздействовать на данные мотивы или группу мотивов, а также можно воздействовать и одновременно на весь мотивационный комплекс, таким образом побуждать сотрудников к активизации трудовой деятельности.

Всё, что человек считает ценным для себя является вознаграждением. Мотивация сотрудников должна осуществляться руководителем при наличии знания потребностей своих подчинённых. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу сообразуясь с планом и в соответствии с делегированными им обязанностями. Рассмотрим следующие факторы мотивации:

  • заработная плата
  • рабочая среда
  • стабильность
  • собственное развитие
  • полезность работы
  • интерес к работе

Все человеческие потребности имеют определённую иерархию. Иерархию потребностей может быть представлена по-разному.

Выделяют два основных направления теории мотивации:

  1. К классическим теориям мотивации относятся теории А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга.
  2. Процессуальные теории мотивации, которые акцентируют внимание на процессе мотивации. К ним относится теория В. Врума, теория справедливости и теория Портера –Лоулера.

Краткая характеристика классический теорий мотивации

  1. Теория иерархии потребности А. Маслоу. Так американский учёный А. Маслоу выделил пять потребностей: физиологические, потребность в безопасности и защищённости, социальные, в уважении, в самовыражении. В какой-то определённый момент доминирует одна потребность, но деятельность человека стимулируется не только ею.
  2. Теория Д. Мак-Клелланда.

    Другой моделью мотивации является та, где делается основной упор на потребности высших уровней, была теория Дэвида Мак-Клелланда. Он предполагал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Желание воздействовать на других, выражается в потребности власти.

    Потребность успеха удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения, а не провозглашением успеха этого человека, подтверждая его статус. Мотивации потребности в причастности по Д. Мак-Клелланду схожа с социальной мотивацией по А. Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.

  3. Проблемы мотивации рассматривал в своих работах и американский учёный Ф. Герцберг, который подразделял побудительные мотивы на мотиваторы и гигиенические факторы.

    К гигиеническим факторам он относил заработок условия работы, психологический климат, степень непосредственного контроля за работой, а к мотиваторам – продвижение по службе, успех, одобрение результатов работы и признание. Гигиенические факторы, по Ф. Гецбергу, связаны с внешней средой, мотивации – с характером и сущностью работы.

    При отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворённость работой, таким образом, наличие гигиенических факторов всего лишь не даёт развиваться неудовлетворённости работой. Управляющий должен сам вникать в суть работы и использовать «мотивации» для того, чтобы эффективно мотивировать подчинённых.

Краткая характеристика процессуальных теорий мотивации

В теории В. Врума мотивация определяется ожидаемым результатом деятельности, ожидаемым вознаграждением и ее ценностью. Эту теорию называют теорией ожиданий и представляют в виде следующей схемы (рис. 1.):

Сторонники теории справедливости (Аткинсон) исходят из того, что люди сопоставляют собственное вознаграждение с вознаграждением других людей за аналогичную работу, таким образом имя лишь субъективное представление и, если работник находит своё вознаграждение несправедливым, то он существенно снижает качество труда и производительность.

Л. Портер и Э. Лоулер разработали теорию мотивации, которая включает элементы теории справедливости и теории ожиданий. Согласно их теории уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что определённый уровень усилий действительно повлечёт за собой соответствующий уровень вознаграждения.

Культура мотивации в разных странах

Менеджерам, работающим на международном рынке требуется развивать в себе компетенции (возможность человека использовать навыки наблюдения и логические способности для объяснения незнакомых ситуаций и жестов, а также для выработки соответствующих поведенческих реакций). Компетенции включают в себя три компонента, взаимодействующие между собой:

  • когнитивный;
  • эмоциональный;
  • физический.

Когнитивный компонент учитывает в себе взаимопонимание и способности к обучению. Эмоциональный включает в себя самомотивацию и уверенность в своих силах, когда трудности заставляют работать еще усерднее, а не являются причиной для отступления. Физический позволяет менять язык тела и речь.

Знание всех трех компонентов компетенций, предполагает существование гармонии между телом, головой и сердцем. Если руководитель открыт к новым подходам и идеям, то это показывает его высокий уровень компетенции.

В одном из исследований было показано, что те руководители, которые научились тому, как понимать, ставить себя на место других и работать с теми, кто отличается от них самих, легче всего приспосабливаются к менеджменту в международном масштабе.

Не смотря на то, что концепция мотивации существует одна и на то, что все управленцы пользуются одинаковыми теориями американских и западных ученых, мотивация и стимуляция работников в России и других странах значительно отличаются. Наилучшие успехи в мотивации достигли Япония и США. Чтобы понять, каких аспектов мотивации не хватает России, и чему ей можно было бы поучиться у этих стран, нужно исследовать их стимулирующие методы.

Мотивация организации в России

На сегодняшний день мотивация в России не является достаточно эффективной. Только изучив особенности русского менталитета, можно замотивировать его. Для русского человека характерно признание коллегами и коллективный труд, так как он нуждается в том, чтобы кому-то принадлежать.

Отличие бизнеса в России от западных культур в том, что он основывается на отношениях. Часто бывает так, что если стимул, организован рационально, то он может побудить мотивацию, которая будет являться нерациональной.

Данным качеством россияне и отличаются от людей, сформировавшихся в условиях западной культуры, реагируя «неоднозначно» на «однозначные» стимулы.

Мотивация организации в США

Оплата труда является основной системой мотивации в США. Она сочетает в себе элементы повременной и сдельной системы. Дневная зарплата американского рабочего высчитывается следующим образом: часовая тарифная ставка умножается на количество часов работы.

Если работник не выполняет свои обязанности в срок, он продолжает работать пока не сделает всё порученное начальником на этот день. Такая система не предполагает выплату премий, потому что экономисты считают, что данные суммы уже входят в заработную плату наемного работника. Большинство стран, помимо США, действуют по аналогичной схеме включения премий в оплату труда.

Данную систему отличает то, что планирование затрат на зарплату является достаточно простым и не составляет трудностей.

Мотивация организации в Японии

Японцы придерживаются единой мысли «все мы – одна семья». Стараются поддерживать со своими сотрудниками полное взаимопонимание и хорошие отношения.

В каждой организации все работники готовы выполнять, то что им будет назначено и стремятся добиться определенной цели, этому способствует сплоченный коллектив, который пробуждает каждого работника к самостимулированию, и нет необходимости использовать различные методы мотивации.

Также существует мнение, что они добиваются больших успехов в работе благодаря принципам пожизненного найма, в данном случае играет роль заинтересованность сотрудника работать в определенной компании долговременно.

В организации в которой существует система пожизненного найма хорошо поставлена организация труда (созданы все комфортабельные условия для работы) и действует гибкая система мотивации. Такие компании давно существуют на рынке и обладают большим капиталом и ресурсами. Приведем пример, если соискатель пришел на определенную должность в 18 лет и вначале получал 5 000 йен, то в пенсионном возрасте, он может получать на этой же должности в этой же компании 27 000 йен.

Источник: https://spravochnick.ru/menedzhment/motivaciya_deyatelnosti/obschaya_harakteristika_motivacii/

Общая характеристика мотивации – Основы менеджмента – Конспект лекций

Психология мотивации, ее общая характеристика

Общая характеристика мотивации

Для того чтобы составить достаточно полное общее представление о мотивации, необходимо ответить на вопросы, касающиеся

§  Сущности

§  Содержания

§  Структуры мотивации, а также

–          Сущности

–          Содержания и

–          Логики процесса мотивации.

1.1 Что такое мотивация?

Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы  и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Понятие «Мотивация» раскрывается при рассмотрении трех аспектов этого явления:

§  Что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия;

§  Какое соотношение внутренних и внешних сил;

§  Как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.

Прежде, чем рассматривать эти аспекты, следует уяснить смысл тех понятий, которые используются здесь:

–       Потребности.

–       Мотивы.

–       Стимулы.

–        Стимулирование.

Характеристика: усилие, старание, настойчивость, добросовестность.

1.2. Мотивационный процесс.

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадии.

Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной  жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации.

Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель.

Первая стадия – возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает „требовать” от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми разными. Условно их можно разбить на три группы:

§  физиологические,

§  психологические,

§  социальные.

Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять

Третья стадия – определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:

§     что я должен получить, чтобы устранить потребность;

§     что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

§     в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

§     насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

Четвертая стадия – осуществление действия.

На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия.

Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект.

На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию.

Шестая стадия – устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности (рис.1.)

Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является неочевидность мотивов.

Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их „вычленить” невозможно.

Требуются длительные и скрупулезные наблюдения для того, чтобы попытаться с достаточной степенью достоверности сказать о том, какие мотивы являются ведущими, движущими в мотивационном процессе человека.

Рис. 1. Мотивация как процесс

Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей.

При этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов.

Поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.

Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на 100 процентов предсказуемым, является различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.

Как видно, процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Во второй части данной темы будут рассмотрены основные теории мотивации, которые могут быть разбиты на две большие группы.

Первую группу составляют теории, концентрирующиеся на выявлении и анализе содержания факторов мотивации, вторую – теории мотивации, точкой концентрации внимания которых являются динамика взаимодействия различных мотивов, т.е. то, как инициируется и направляется поведение человека.

Первая группа теорий обычно называется группой теорий содержания мотивации, вторая группа – теорий процесса мотивации.

12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127

Источник: http://bookwu.net/book_osnovy-menedzhmenta_735/75_obshhaya-harakteristika-motivacii

Мотивационная сфера личности. Структура мотивационной сферы личности

Психология мотивации, ее общая характеристика

загрузка…

Что же такое мотивационная сфера личности? У каждого живого существа есть свои определённые потребности, которые стимулируют то или иное поведение, направленное на удовлетворение своих потребностей.

Количество и уровень потребностей у каждого человека разный, что обусловлено разным образом жизни, условиями существования, уровнем организации и места в обществе. Однако, потребность – это обособленное понятие, а удовлетворение потребностей невозможно без управления своим поведением, своими действиями.

Таким образом, потребности вызывают мотивацию, которая, в свою очередь, формирует то или иное поведение, для удовлетворения потребностей. Например, человек пошёл в магазин – это поведение, мотивация – для того, чтобы купить продукты, а продукты нужны для того, чтобы удовлетворить человеческую потребность в еде.

То есть, мотивация – это система причин, которые объясняют поведение людей. А, как мы понимаем, если каждому присущи потребности (пусть даже самые примитивные), то значит каждый обязательно имеет побудительные мотивы своих поступков.

Структура мотивационной сферы личности

Для данной структуры характерна смена преобладающих мотивов в связи с изменением возраста, положения в обществе, образования, материального благосостояния, уровня воспитания и даже места проживания. Мотивации возникают у человека практически с рождения и эволюционируют вместе с человеком.

А определённая иерархия зависит от наличия у человека определённых моральных и материальных ценностей, каждая из которых преобладают на другими. Однако, конкретные мотивы могут возникать у человека ситуативно – по мере возникновения определённых потребностей.

И, несомненно, доминирование тех или иных мотивов напрямую зависит от направленности конкретной личности.

Основными компонентами данной сферы личности являются как потребность, влечение, так и определённые интересы, намерение, идеал, социально-психологические нормы, стереотипы и пр.

У всех людей установлена своя иерархическая структура мотивационной сферы личности, но, как правило, основание пирамиды мотивов у всех совпадает. Приблизительная схема такая:

  • органические (потребность в еде, питье, сексуальные потребности);
  • материальные (потребность в деньгах, в имуществе);
  • социальные (потребность в уважении, авторитете, месте «под солнцем», чувство собственного достоинства, чувство справедливости);
  • духовные (потребность находится в обществе, самообразования, повышение духовного уровня, вера).

Характеристика мотивационной сферы личности

Мотивационная сфера личности является одним из самых значимых разделов психологии, поскольку мотивации определяют конкретное поведение человека, его поведенческую активность, направленную на достижение целей, которые связаны с удовлетворением человеческих потребностей.

Основными характеристиками мотивационной сферы личности являются:

  • разнообразие мотивов;
  • множественный характер;
  • гибкий характер;
  • существование определённой иерархии;
  • наличие структуры;
  • устойчивый характер мотивов;
  • динамичность мотивов;
  • мотивационная сила

Под разнообразием мотивов подразумевается большое количество существующих побуждений к действиям.

Множественность связана с увеличением самих потребностей, способов и средств для удовлетворения таких нужд.

Гибкость мотивация обусловлена тем, что каждая личность может различными способами и средствами удовлетворять сходные человеческие потребности.

Иерархичность же мотивов неизбежна, поскольку в каждой мотивационной структуре есть свои главенствующие, доминирующие, а есть те, которые играют второстепенную роль, и их удовлетворение не ставится человеком на психологическом уровне первоначальными. Каждая из потребностей удовлетворяется последовательно, начиная с самых низменных – физиологических.

Наличие структуры мотивация неизбежна, потому как несколько потребностей можно объединить в одну мотивацию. Например, органические потребности (это мотив) объединяет в себя несколько потребностей – в еде, воде и пр.

Устойчивый характер подразумевает под собой длительное сохранение мотивов, которые не исчезают после удовлетворения тех или иных потребностей. Мотивы могут только несколько претерпевать изменения, требовать более совершенных способов своего удовлетворения. Например, материальные мотивы со временем могут быть удовлетворены всё большим количеством денег и материальных благ.

А динамичность определяется изменением силы и приоритетности мотивов, потому как в зависимости различных факторов меняется внутреннее отношение человека к своим потребностям – какие-то побуждения начинают доминировать, другие уходят на второй план.

Однако, следует понимать, что характеристика мотивационной сферы личности включает в себя также определение видов мотиваций:

  • ситуационные мотивации, включающие в себя факторы. Побуждающие индивида к действиям в зависимости от определённых ситуации. Такие ситуации могут возникать внезапно в зависимости от поступков и действий других людей (коллег, подчиненных, родных, врагов), от социального положения и даже от настроения конкретного человека;
  • диспозиционные мотивации, это внутренние мотивации личности, которые формируются в зависимости от трудовой деятельности человека, его материальных, духовных и физиологических потребностей.

Но, независимо от вида мотивации, целью является, опять же, удовлетворение потребностей.

Однако, мотивационная сфера личности только лишь с одной стороны характеризует индивида. Помимо данной сферы существует и эмоциональные, волевые и интеллектуальные моменты, которые взаимосвязаны между собой, не могут существовать отдельно.

загрузка…

Источник: http://www.edu-psycho.ru/motivacionnaya-sfera-lichnosti-struktura-motivacionnoy-sfery-lichnosti.html

ovdmitjb

Add comment