Irvuz

Психологические особенности юношеского возраста

Психологическая характеристика юношеского возраста

Психологические особенности юношеского возраста

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Психологическая характеристика юношеского возраста………….………….6

1.1. Общие факторы, характеризующие юношеский возраст………….………..6

1.2. Социальные аспекты развития юношества…………………………………..7

2. Современная проблематика профессиональной ориентации в юношеском возрасте……………………………………………………………………………………10

2.1 Традиционно выделяемые факторы выбора профессии……………………10

2.2. Проблемы, возникающие в профориентационной работе……………..12

3. Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностики…………………………………………………………………………15

3.1. Традиционные формы психологического сопровождения выбора профессии…………………………………………………………………………………15

3.2. Метод самодиагностики, как наиболее перспективный выбор жизненного пути…………………………………………………………………………………….…19

Заключение…………………………………………..……………………..….….23

Глоссарий…………………………………………………………………….……25

Список использованных источников……………………………… ……………28

Приложение А………………………………………………………………….…30

Приложение Б…………………………………………………………………..…31

Приложение В……………………………………………………………….……32

Приложение Г……………………………………………………………….……33

Введение

Ранняя юность является важным и ответственным этапом развития личности. В этот период происходит становление психологических механизмов, которые оказывают влияние на процессы развития и самореализации.

Именно в этом возрасте начинается раскрытие всех аспектов личности, развитие личностных возможностей, расширяется совместная деятельность с другими людьми, заканчивается подготовка к включению в самостоятельную жизнь как полноправного члена общества. Все это создает необходимые предпосылки для самореализации личности.

В этом возрасте идет активный процесс формирования, усложнения личности, изменения иерархии потребностей.

Юношеский возраст особенно важен для решения задач самоопределения, самореализации и выбора жизненного пути, который связан с выбором профессии. Возраст юношества сенситивен для формирования психологической готовности к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению, внутренне связан с построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути.

Понятие «психологическая готовность» предполагает в данном случае наличие определенных способностей и потребностей, которые позволяют выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя.

Это, прежде всего, потребность в общении, владение способами его построения, теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического сознания, развитие рефлексии, с помощью которой осмысливается осознанное и критическое отношение к себе.

Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения – центрального образования раннего юношеского возраста.

В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план – это план деятельности, поэтому он связан в первую очередь с выбором профессии.

Выбор будущей сферы деятельности составляет ядро процесса самоопределения. Следует обратить внимание на специфические внутренние условия выбора профессии в юношеском возрасте.

Это все еще формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания, работа которого проявляется в стремлении молодого человека подойти к себе с позиций господствующих в обществе ценностей, наконец, открытие собственного «Я», переживаемого в форме чувства индивидуальной целостности и неповторимости.

Объектом исследования в курсовой работе является профессиональное самоопределение в ранней юности.

Предмет исследования – психологические характеристики, влияющие на профессиональное самоопределение.

Цель работы и задачи:

– ознакомиться с психологическими характеристиками профессионального самоопределения в юношеском возрасте;

– определить основные подходы в современной профессиональной консультации юношеского возраста;

– провести исследование профессионального самоопределения, используя методы самодиагностики.

Актуальность исследования. Проблема выбора профессии стояла во все века. В настоящее время, с изменением экономической, политической и социально-культурной ситуации в стране необходимо новое понимание ее содержания.

Специфика психологических проблем профессионального выбора определяется нестабильной ситуацией в стране, необходимостью освоения нового социально-экономического опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества.

С другой стороны, происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях.

Все это приводит к растерянности педагогов, школьных психологов, родителей, пытающихся оказать помощь учащимся, которые находятся либо в состоянии неопределенности, либо сделали сомнительный и примитивный профессиональный выбор.

Теоретические наработки прошлых лет по проблемам профессионального самоопределения хотя и могут быть использованы профконсультантом в качестве исходных, но уже не отвечают потребностям сегодняшнего дня.

Новые, вновь создаваемые стратегии предполагают разработку и использование адекватных психодиагностических методик, методических блоков и, в целом, технологий индивидуальной и групповой работы со старшеклассниками и подростками, способствующих правильному выбору профессии.

Гипотеза исследования. Профессиональная жизнь современного человека полна неожиданностей и изменений, и многие из тех, кто последовал рекомендациям профконсультантов, оказываются неспособными преодолеть различные ситуации, возникающие на их жизненном пути.

Современная проблема профориентации в юношеском возрасте состоит в том, что формирующийся в стране рынок труда предъявляет повышенные требования к личной инициативе, самостоятельности, автономности личности.

Поэтому использование только профессиональной диагностики и бездумное следование чужим советам бывает недостаточно.

Одним из средств помощи субъекту при поиске им своего места в изменяющемся профессиональном окружении является психологическая поддержка в самопознании и самодиагностике.

Гипотеза данной работы состоит в том, что только сочетание диагностики в выборе профессии со стороны профконсультанта и осознанная работа субъекта с целью познать себя, свои склонности и потребности поможет избежать ошибки в самом начале своего жизненного пути.

Практическая значимость исследования заключается в том, что доказывается необходимость изменения в подходе к профориентации, применения новых, личностно ориентированных технологий.

Основная часть

1.1 Общие факторы, характеризующие юношеский возраст

Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем.

Безусловно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

Полное представление, как должен происходить процесс профессионального определения, может дать знание психологической характеристики юношеского возраста, для которого этот процесс жизненно важен.

Стабилизация многих физиологических функций, формирование телесной конституции, свойственной взрослому человеку, позволяет юношам и девушкам участвовать в различных видах деятельности.

Трудовая деятельность способствует обогащению теоретических знаний, полученных во время учебы, расширению кругозора, и, главное, формированию качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности, для самореализации.

Необходимость выбора дальнейшего жизненного пути, избрание той или иной профессии является наиболее важной особенностью этого возраста.

Черты личности в юношеском возрасте определяются теми психологическим образованиями, которые появляются еще в подростковом возрасте: усиление интереса к своей личности, стремление к самостоятельности, взрослости; проявление критичности и т.д., но они несколько видоизменяются.

Поскольку процессы физического, психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно, хронологические границы, отделяющие юность от подросткового возраста и от взрослости, очень подвижны и определяются психологами по-разному.

Основным критерием здесь является отношение индивида к обществу, культуре, социально полезной деятельности. Поэтому и переходный возраст – это этап перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по правилам взрослых, к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого человека.

, продолжительность и критерии этого перехода неодинаковы и зависят от индивидуальных особенностей. Причем, акцент делается не на физическом развитии, а на смене ведущих форм деятельности, которые отличаются следующими процессами:

– развитием мотивационной сферы личности;

– определением старшеклассником своего места в жизни и своей внутренней позиции;

Источник: https://mirznanii.com/a/202475/psikhologicheskaya-kharakteristika-yunosheskogo-vozrasta

Психологические особенности раннего юношеского возраста

Психологические особенности юношеского возраста

Этот период приходится примерно на 14–17 лет, то есть на восьмые — одиннадцатые классы.

В переходный период появляются мотивы, отсутствующие у подростков: самосовершенствование (стремление повышать свой культурный уровень, желание стать интересным, «многознающим человеком») и связанный с ним интерес к учению. Значительно увеличивается привязанность к своей школе.

Подростки к моменту окончания основной школы не всегда в состоянии выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены, боятся сделать какой-либо выбор и поэтому желают продлить обучение в школе до 11 класса.

Другие же, не удовлетворенные своими настоящими успехами в школе, стремятся скорее ее окончить, но что будет потом, им тоже неясно и внушает опасение. Необходимо подчеркнуть, что устремленность в будущее только в том случае оказывает благотворное влияние на формирование личности растущего человека, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим.

 Подросток должен стремиться в будущее не потому. Что ему плохо в настоящем, а потому, что в будущем жить будет еще интереснее.

В данный период происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе.

Меняется «знак» отношения к себе: в отличие от прежнего, двухполюсного (хороший — плохой), отношение к себе как бы развивается в обратном направлении, проявляясь во все большей дифференцированности само умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе.

В процессе познания своего «Я» учащиеся начинают переживать наличие у себя отрицательных черт, считают, что сами виноваты во всех сложностях, возникающих у них у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные недостатки. Вместе с тем при переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность по отношению к «Я» человека и проходит на спокойном эмоциональном фоне.

У восьмиклассников притупляется острота восприятия сверстников. Но здесь происходит лишь смена объекта, на который она нацелена. В качестве такого объекта начинают выступать ближайшие взрослые.

Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми выступает как важнейшее новообразование этого переходного периода.

Важность общения со взрослыми связана прежде всего с тем, что оно дает знания, необходимые юношам и девушкам в будущей самостоятельной жизни.

Одним из существенных моментов становится формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно мужской и, соответственно, женской взрослости.

Особенно интенсивно развивается восприятие себя как человека определенного пола, включающее специфические для юношей и девушек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие формы поведения.

Психологические особенности юношеского возраста

Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний.

Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел. Напротив, для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам.

Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. «Открытие» своего внутреннего мира — очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний.

Оказывается, «внутреннее Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие — самая распространенная форма подростковой и юношеской самокритики. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества.

Это порождает острую потребность в общении, одновременно повышая его избирательность, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, для того чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.

Главным измерением времени в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях.

Доверительность отношений в ранней юности

В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, а «исповедальность» — со сверстниками, что в первую очередь предполагает глубокое самораскрытие.

Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-личностного общения, главная цель которого — понимание и самораскрытие. В доверительном общении со взрослыми ситуация несколько меняется, важным становится не только познание своего «сегодняшнего», «реального Я», но и познание себя с точки зрения личных жизненных перспектив, своего «желаемого», «будущего Я».

Доверие к близкому взрослому основывается на отношении к взрослому как к идеалу. Такая форма доверия не всегда связана с реальной психологической близостью и необязательно реализуется как глубокое самораскрытие. Она актуализируется в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации.

Это происходит потому, что существует некоторая дистанция, обусловленная статусом взрослого и старшеклассника, поэтому в последнем случае доверие будет в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а стой значимостью, которую старшеклассник придает своему обращению ко взрослому.

И в данном случае отношение доверия будет строиться на том, что старшеклассник придает своему обращению ко взрослому. И в данном случае отношение доверия будет строиться на том, что старшеклассник оценивает взрослого не только с точки зрения своего «реального Я», сколько с позиции «желаемого Я». У большинства старшеклассников имеется не один образ-эталон, а набор таких эталонов.

Поэтому и не бывает людей, которые во всех отношениях выступали бы для старшеклассников как идеалы.

Самооценка старшеклассников

Самооценка девятиклассника имеет те же особенности, что и самооценка юноши: относительная устойчивость, высота, сравнительная бесконфликтность, адекватность. Это именно юношеская самооценка, отличающаяся повышенно оптимистическим взглядом на самого себя, на свои возможности.

Такая самооценка обслуживает одну из центральных потребностей старшеклассника — необходимость жизненного самоопределения.

Вероятно, именно на основе такого представления о себе, о своем соответствии требованиям жизни наиболее продуктивно может осуществляться выбор жизненного пути — пока еще достаточно абстрактный.

Несовершенство повышенно оптимистического представления о себе обнаруживается в одиннадцатом классе, когда абстрактный выбор становится реальностью, требующей в самое ближайшее время изменить образ жизни.

Наблюдается 3 варианта развития самооценки старшеклассника:

  • В первом варианте самооценка продолжает оставаться достаточно (но не слишком) высокой, в ней гармонично соотносятся желания, притязания, оценка собственных возможностей;
  • Второй вариант характеризуется нарушением этой гармонии — оптимистический взгляд на себя достигает максимума и распространяется практически на все стороны жизни школьника;
  • В третьем варианте самооценку отличает наличие неуверенности в себе, осознание и переживание значительного разрыва между собственными притязаниями и возможностями. Причем значительно чаще расхождения между уровнями желаемого и ожидаемого успеха, низкая самооценка наблюдается у девушек.

Дружба со сверстниками

Подростки и юноши значительно чаще, чем люди старшего возраста, чувствуют себя одинокими и непонятными. Но чувство одиночества проистекает не от внешней изоляции, не от плохого окружения, а от невозможности выразить в общении всю полноту чувств.

Число друзей своего пола у юношей от седьмого к десятому классу несколько уменьшается (у девушек такой тенденции нет), а приятелей, наоборот становится больше. Это свидетельствует о растущей избирательности дружбы.

При этом у девушек во всех возрастах друзей своего пола меньше, а друзей противоположного пола больше, чем у юношей. Среди друзей своего пола и у юношей, и у девушек преобладают сверстники. Юноши отдают решительное предпочтение сверстникам, значительно реже — старшим и совсем редко — младшим.

 У девушек на первом месте — так же ровесница, но они значительно чаще, чем юноши, отдают предпочтение старшим, зато младших не выбирают совсем.

Одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения. Юношеская дружба иногда выступает как своеобразная форма «психотерапии», позволяя молодым людям выразить переполняющее их чувства и найти подтверждение их у того, кто разделяет их сомнения, надежды и тревоги.

Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств партнера. При всей их исключительности дружеские отношения в таких случаях обычно кратковременны.

Чем эгоцентричнее дружба, тем вероятнее, что с возрастом в ней появятся нотки враждебности.

Любовь в юношеском возрасте

Юношеская мечта о любви выражает прежде всего потребность в эмоциональном контакте, понимании. Душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров.

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.

Юноше бывает трудно совместить пробуждающуюся чувственность с нормами своего морального кодекса.

Наряду с мальчиками, которые гипертрофируют физические аспекты сексуальности, есть и такие, кто всячески старается отгородится, спрятаться от них.

Психологической защитой им может служить аскетизм, подчеркнуто презрительное и враждебное отношение ко всякой чувственности. Идеалом такого юноши является не просто умение контролировать свои чувства, но и полное их подавление.

Другая типичная защитная установка — «интеллектуализм»: если «аскет» хочет избавиться от чувственности, так как она «грязна», то «интеллектуал» находит ее «неинтересной».

Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе положительны.

Но их гипертрофия влечет за собой искусственную самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпимость, в основе которых лежит страх перед жизнью.

Для старшеклассников собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем объект привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнения сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми «победами» и т. д.

Влюбленности в этом возрасте напоминают эпидемии: стоит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в соседнем классе спокойно.

Объекты увлечений также нередко имеют групповой характер, поскольку общение с популярной в классе девушкой (или юношей) существенно повышает собственный престиж у сверстников.

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших, прежде всего родителей и учителей. Но одновременно молодые люди хотят — и имеют на это полное право — оградить свой интимный мир от бесцеремонного вторжения и поглядывания.

Вернутся к психолого-социологической службе

Вернуться к началу страницы

Источник: http://www.gimnazia22.ru/roditeljam/slujbi-gimnazii/socio_slujba/psiholog_osob_unosh.html

ovdmitjb

Add comment