Irvuz

Психологические основы здоровья

Физическое и психическое здоровье

Психологические основы здоровья

Для человека физическое и психическое здоровье дает возможность чего-то добиться в жизни. Психически и физически здоровый человек востребован обществом. Он ощущает себя его полноправным членом. Но все аспекты  здоровья нужны только в совокупности.

При физических недостатках, но при полном психологическом здоровье человек может сохранить свою полноценность и целостность.

Если же нарушено психическое здоровье, то даже полное отсутствие физических недостатков не может превратить его в полноправную личность.

Здоровье человека вообще определяет его место в жизни. Влияет на его судьбу. Гармония психического и физического здоровья позволяет сказать о себе, что  я здоров, что я полноправный член общества, что я многое могу.

Физическое здоровье

Говоря о физическом здоровье, подразумевается, что у человека отсутствуют какие-либо физические дефекты, заболевания. Здорового человека, а мы говорим о физической стороне вопроса, сразу можно узнать. Это и прямая осанка, и походка, и жесты. На его лице вы не встретите гримасы боли, отчаяния.  Как же поддержать свое физическое здоровье?

Конечно, многое зависит от генетики. Также, по статистике, на наше физическое здоровье влияют окружающая среда, экологическая обстановка, медицинское обеспечение, образ жизни. Даже данное природой крепкое физическое здоровье надо сберечь и пронести по жизни.

Да, мы не в состоянии поменять свои гены. Но мы в состоянии защитить свой организм от болезней. Регулярные медицинские осмотры помогут выявить начинающиеся проблемы. А устранить любую проблему со здоровьем легче, если не запускать ее. Очень важно и сохранить то, что дала природа. Не разрушить, а именно сохранить. А если удастся, то и укрепить.

 Итак, прежде всего, надо уделять внимание укреплению своего организма. Для этого как нельзя лучше подходят занятия спортом, физкультура.

Невозможно сохранить физическое, да и психологическое здоровье без физических нагрузок. Необязательно профессионально заниматься спортом, чтобы поддерживать себя в форме.

Достаточно регулярных занятий спортом, игр на свежем воздухе, прогулок, зарядки. Физическая активность необходима в любом возрасте.

Не надо наносить вред себе вредными привычками. Курение, наркотики, алкоголь – все это разрушает нас изнутри. Способствует развитию различных заболеваний. Провоцирует раннее старение. Сюда же можно добавить и злоупотребления просмотрами телевизора, увлечения компьютерными играми.

Не маловажно и наше питание и образ жизни. Надо чередовать периоды активности, сна, отдыха. Обязательно должен быть четкий график дня. В нем должно быть время на полноценный сон, не менее 8 часов. Иначе организм человека не отдыхает и не успевает восстановить силы.

Это, в свою очередь, провоцирует развитие заболеваний, как физических, так и психических, поэтому и говорят, что от здорового сна зависит не только физическое, но и психическое здоровье. Недостаток сна снижает иммунитет. И даже минимальная простуда способна повалить вас в постель. Следите и за питанием. Не употребляете вредные продукты.

Помните, что основой нашего питания должна быть здоровая пища. А это крупы, мясо, овощи, рыба, фрукты. Сладкое, мучное, копченое, соленое, при неограниченном и постоянном употреблении не добавят вам сил и здоровья. У каждого из нас есть свои рецепты правильного питания.

Выбрав из множества систем питания свою, придерживаясь ее, вы избавляете свой организм от опасностей ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний и прочего.

К этим составляющим остается добавить  позитивный эмоциональный настрой и  личную гигиену. Обязательно следите за своим внешним видом, одеждой. Конечно, это не входит в понятии о физическом здоровье, но очень влияет на психическое здоровье восприятие себя в целом.

Психическое здоровье

Физическое и наше психическое здоровье тесно связаны между собой. Если вы не привыкли уделять своему физическом здоровью должного внимания, то на этом фоне у вас может наблюдаться различные заболевания, проблемы.

Падает психологическое здоровье. И наоборот. Многие заболевания. Например, язва, зависят от нашего психического состояния. Если вы не чувствуете спокойствия, уверенности, то возникает стресс. А на его почве и болезни.

Итак, кого же можно считать психически здоровым человеком. Так, тот, кто ощущает в себе силы создавать и воплощать в жизнь свои планы, тот, кто не боится смотреть в будущее, кто спокойно общается с людьми, получая при этом отдачу от общения, тот, кто считает себя счастливым, является психически здоровым человеком.

Но не стоит относить к больным тех, кто немного отличается от тебя. У всех есть свои сильные и слабые стороны психики. Мы все являемся индивидуальностями. Нельзя мерить физическое и психическое здоровье одинаково. Нам присущи индивидуальные черта и мерила счастья.

Что для одного будет губительно действовать на личность, для другого станет стимулом к развитию.

Наибольшему количеству стрессов мы подвергаемся в подростковом периоде. Сюда можно отнести и половое созревание, и окончание школы, с ее окончанием связано много других стрессов. Так, оканчивая школу, мы вынуждены сдавать выпускные экзамены. Следом, вступительные.

Особенно много расстройств психики приходится у молодых людей именно на этот период жизни. Больше всего страдают юноши. У девушек этот период протекает менее травматично. Но уже в 25-30 лет именно у них начинает развиваться множество стрессовых ситуаций.

Это и начало самостоятельной жизни, и рождение ребенка, и смена рода деятельности, и ответственность за детей и семью.

Человек живет не сам. Его окружает социум. И от его окружения, семьи, работы, коллег, близких, зависит его состояние. Огромную поддержку должна оказывать семья и близкие. Так как нам важно знать о заботе, самим оказывать ее. Не стабильные отношения, не внимание, не забота, дают нам поводы для развития стресса.

А он, расшатывая психику, ведет к срывам. Чтобы человек имел силы сопротивляться обстоятельствам, менять ситуацию в лучшую сторону, ему необходима поддержка и внимание. Так, семья  и близкие должны поддерживать и показывать любовь всем своим членам.

Сложные взаимоотношения с супругом, затягивание выяснения отношений, откладывание на потом различных неприятных, но нужных разговоров, все это создает нервное напряжение, а оно нарушает как физическое, так и психологическое здоровье. Не создавайте себе сами такие ситуации.

В таких ситуациях надо делиться своими эмоциями, переживаниями. Если вас не могут понять, то обратитесь за помощью к врачу.

Стрессовые ситуации возникают и вне семьи. Напряженная работа, ненормированный график, командировки, денежные проблемы, многое другое, вводит нас в напряжение. Снять его мы пытаемся курением, алкоголем, наркотиками. Но этот путь ведет к гибели.

Снятие напряжение  не должно оказывать пагубного влияния на здоровье. Наше физическое и психическое здоровье поддержит смена деятельности. От работы к отдыху, хобби, зарядке.

Для выхода негативной энергии полезно гулять, разговаривать с друзьями и близкими.

Очень важна и обстановка. Так, не пренебрегайте отпусками. Они дают организму возможность разгрузить себя от стрессов. Такими маленькими отпусками являются и ваши выходные. Старайтесь регулировать свою рабочую неделю. Очень хорошо разгружает организм, дает расслабление смена деятельности. Так, если вы всегда сидите, то для вас полезны будут прогулки, активный отдых.

От постоянства и монотонности стрессам подвержены даже домохозяйки. Так, если у вас есть возможность оставить детей и погулять с подругами, воспользуйтесь ею. А совместный отдых с супругом укрепляет вашу веру в себя и придает вам сил. 

Если же не помогает ни смена деятельности, ни активность, ни отдых, то стоит обратиться к специалисту. Он поможет вовремя рассмотреть проблему и найти пути ее решения. Но доверить себя надо в руки того, кому вы доверяете.

Так как вам придется разговаривать о многих аспектах своей жизни. Это нелегко сказать даже близким друзьям. Так что при выборе специалиста собирайте рекомендации, прислушивайтесь к мнению пациентов, отзывам. Вы не должны испытывать при враче чувства неловкости.

Если оно возникает, то ищите другого врача.

Своеобразной психической и эмоциональной разгрузкой могут стать душевные разговоры с друзьями. Иногда мнение постороннего человека или его взгляд со стороны проясняют непонятную нам картину. Расставляют все по своим местам. Поговорите, посмейтесь, обсудите проблему.

Сохраняя свое психическое здоровье, вы способствуете укреплению физического и, наоборот, сохраняя физическое здоровье вы сохраняете и психическое здоровье. Так, все в нашей жизни связано. И если такую связь пошатнуть или разрушить, то не устоит и фундамент, то  есть наша личность.

Источник: https://zdravyshka.ru/poleznye-sovety/eto-interesno/fizicheskoe-i-psihicheskoe-zdorove.html

Психология здоровья. Психологическое здоровье человека

Психологические основы здоровья

Под психологическим здоровьем понимается нормальная работа структур психики, которые требуются для нормальной жизни. Психологическое здоровье означает не только нормальное состояние души, но и личности.

Это то состояние, когда душа гармонирует с личностью, у человека все хорошо, он стремится к росту личности, готов к нему. Человек, который здоров в психологическом плане, открыт для других, отличается разумностью.

Он защищен от жизненных ударов, способен справиться с вызовами судьбы.

Подобное здоровье показывает личность в общем. Оно пересекается со сферой мотиваций, эмоций.

Критерии психологического здоровья

К главным критериям психологического здоровья стоит отнести:

адекватность понимания общества;осознание поступков;работоспособность и активность;стремление к новым целям;умение находить контакты;нормальная семейная жизнь;чувство привязанности к родным;ответственность;умение составлять план жизни и следовать ему;ориентированность на развитие личности;

целостность.

А социопатия, психопатия, невротичность – все это за пределами такого здоровья. К отклонениям стоит отнести и личностей с главным набором внутренних проблем:

алкоголизм;агрессия;

депрессивные состояния;

больные привязанности;позиция жертвы;

страхи, психотравмы.

Это люди с постоянным чувством вины. Человек с психологическими проблемами не отличается благоразумием, он враждебен, не способен защитить себя от жизненных ударов.

Психическое и психологическое здоровье. Главные различия

Мы редко задумываемся над тем, что означает слово «здоровье». Для одних – это отсутствие болезней тела или страшных заболеваний.

Но в данное понятие входит не только отличное самочувствие или физическое состояние, но также благополучие в эмоциональном и психологическом плане. Это такой тип взаимодействия с внешним миром, при котором личность ощущает счастье и удовлетворенность.

Это гармония внутри и снаружи, баланс, который дает шанс нормально жить. Психологическое здоровье важно разграничивать с психическим благополучием.

Психическое здоровье являет собой стабильность работы психики, что дает возможность личности оставаться адекватной в обществе. Неадекватность поведения говорит о заболеваниях и отклонениях в психике.

Иными словами, психологическое и психическое состояние – это разные понятия, которые не дополняются одно другим. При абсолютно здоровой психике люди чувствуют внутренний долгий дискомфорт, апатичность, враждебность, депрессию.

А вот бодрые люди, которые всегда в прекрасном настроении, иногда являются психически ненормальными.

Итак, психологическое здоровье – это благополучие личности, адаптивность, склонность к действию, а не переживанию.

Сюда же относится отличное расположение духа, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т.п.

С другой стороны находятся разрушающие проявления личности, которые мешают приятным эмоциям, они заставляют человека чувствовать общую неудовлетворенность, обиду, вину.

Если человек нездоров психологически, то он действует по привычным схемам, не желает менять что-то, неправильно воспринимает неудачи и удачи.

Но не стоит считать, что благополучие в психологическом плане и позитивные качества характера – это одно и то же, поскольку нормы позитивных черт в обществах мира отличаются. Это не пример идеальной личности, а стремление к себе и к другим. Здоровая психологически личность понимает, что с ней происходит, ощущает целостность. Получается, такой человек не считает остальных угрозой для себя.

Психологическое здоровье по Маслоу

По теории Маслоу психологическое здоровье не просто наполняет личность субъективным чувством благополучия, но являются верным само по себе. В таком смысле оно над болезнью. Оно не просто лучше, оно правдиво, поскольку здоровая личность может увидеть больше истины. Недостаточность такого здоровья не только угнетает личность, это своеобразная разновидность слепоты, патологии мысли.

Целиком здоровых людей мало, но они есть. Если человек желает этого, старается постичь абсолютное здоровье, то это реальная цель. Лучше жить в здоровом, адекватном доверительном обществе, чем в неприязни и неадекватности. Это важно для каждого из нас. Необходимо стремиться постичь психологического здоровье, равновесие духа и тела.

Тот факт, что люди бывают здоровыми и то, что они существуют (хоть и в малом количестве) вселяет веру и надежду, желание стремиться к большему, расти, как личность. Подобная вера в возможности души и природы человека подталкивает нас к строительству здорового общества.

Так, как мы следим за собственным телом, важно следить за душевным состоянием. Дабы достичь физического здоровья, мы придерживаемся здорового образа жизни, занимаемся спортом, следим за диетой и т.д.

Чтобы достичь здоровья в психологическом понимании, потребуется труд и работа. Это понимание себя, самовоспитание, способность принимать решения, выделять другие варианты действий.

Это готовность к новому, действенное применение собственных ресурсов.

Безусловно, чтобы идти в верном направлении и развиваться требуется сначала узнать собственную личность, собственные слабые места, ресурсы.

В этом помогают специальные методики, которые направлены на изучение личности, интеллектуальности, характера.

Все это поможет построить жизненные перспективы, правила, которые способствуют росту личности, помогают осознать собственные возможности и реально оценить достижения.

Источник: https://sunmag.me/sovety/03-03-2014-psikhologiya-zdorovya-psikhologicheskoe-zdorove-cheloveka.html

Психологическое здоровье человека. А. Шувалов

Психологические основы здоровья


Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2009. Вып. 4 (15). С. 87–101

Ключевые слова: психологическое здоровье, гуманистическая психология, гуманитарно-антропологический подход, человеческая субъективность, событийная общность, антропопрактика, базовые педагогические позиции.

Здоровье человека относится к числу наиболее интригующих, сложных и не утрачивающих своей актуальности проблем. Мнимая простота его обыденного понимания не должна вводить в заблуждение.

Тема здоровья связана с фундаментальными аспектами человеческой жизни, имеет не только рационально-прагматический, но и мировоззренческий уровень рассмотрения, и, соответственно, выходит за рамки сугубо профессионального обсуждения.

В своей статье автор предпринимает попытку соотнесения научного и мировоззренческого аспектов в решении проблемы психологического здоровья человека.

Научное понимание здоровья

Прежде чем углубляться в психологические нюансы, определимся с исходными вопросами. В современной науке понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью состава (т.е. оно синкретично).

Согласно определению, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г.

, здоровье — это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Формулировка «полное благополучие» нуждается в уточнениях и подвергается критике за слабую практическую направленность.

Исчерпывающие рациональные дефиниции здоровья остаются делом будущего. Обобщая специальные труды, посвященные проблеме здоровья, можно выделить ряд аксиоматических по своей сути положений:

1. Здоровье — это состояние, близкое к идеальному. Как правило, человек не бывает на протяжении всей своей жизни вполне здоровым.

2. Здоровье — это сложный, многомерный феномен, отражающий модусы человеческой реальности: телесное существование, душевная жизнь и духовное бытие. Соответственно, возможна оценка соматического, психического и личностного (психологического) здоровья человека.

3. Здоровье — это одновременно состояние и сложный динамический процесс, включающий созревание и рост физиологических структур и работу организма, развитие и функционирование психической сферы, становление, самоопределение и позиционирование личности.

4. Категория «здоровье» изначально коррелятивна полюсу индивидуальности: состояние здоровья персонифицировано и предполагает в каждом конкретном случае специальное освидетельствование.

5. Человек может быть здоров при определенных условиях жизни (экологические и климатические особенности, качество питания, режим труда и отдыха, социокультурные факторы и др.). Обстановка, удовлетворительная для одного человека, может оказаться болезнетворной для другого. Вместе с тем выявление универсальных условий здоровья позволяет сформулировать принципы «поли- тики здоровья».

6. Здоровье — это культурно-историческое, а не узко медицинское понятие. В разное время, в разных культурах граница между здоровьем и нездоровьем определялась по-разному.

7. Для определения состояния здоровья человека необходимы, с одной стороны, эталонное основание, устойчивый образец благополучия, целостности, совершенства, с другой — описание закономерностей возникновения и течения болезней. В этом качестве выступают системы научных представлений о норме и патологии.

8. Здоровье и болезнь относятся к числу диалектических, взаимодополняющих понятий. Их изучение связано с осмыслением природы и сущности человека.

9. Здоровье является одной из базовых ценностей в жизни людей.

Теория психологического здоровья

Внимание к проблеме психологического здоровья с исторической точки зрения выглядит вполне закономерным. Чтобы убедиться в этом, достаточно проследить логику развития психологической науки и эволюцию проблемы нормы в психологии. Начальный период становления современной психологии назван классическим.

Здесь безальтернативным объектом изучения была психика как свойство высокоорганизованной живой материи, предметом исследований стали психические явления в живой природе, в основу познания легли причинно-следственные объяснительные схемы. Психология развивалась по образцу естественных наук.

Следующий этап — неклассической психологии — ознаменовался зарождением гуманитарной стратегии исследования «психики человека», попытками преодоления феноменологии психического и вхождения в феноменологию человеческой реальности. Его зачинателем по праву считается

З. Фрейд.

Но кульминацией неклассической психологии стали две ветви мировой психологии: «западная», гуманистическая, и «советская», культурно-историческая. Сегодня мы являемся свидетелями и в меру сил участниками разворачивания третьего этапа — постнеклассической психологии. Работами В. Франкла1 и С. Л.

Рубинштейна2 было положено начало решительного поворота психологической науки к сущностным характеристикам человека. В современной психологии идет «как бы собирание гуманитарного мировоззрения» [1, c.

51], поиск средств и условий становления полного человека: человека — как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного бытия» [5, с. 11]. Оформляется антропная психология, ориентированная на человеческую реальность во всей полноте ее духовнодушевно-телесных измерений, нацеленная на изучение проблем существования человека в мире.

Восхождение от психофизиологических к метаантропологическим аспектам бытия повлекло за собой преобразование системы психологического знания и пересмотр ее основных проблем. В отношении проблемы нормы такими шагами стали:

• перемещение фокуса исследований с психического аппарата на специфически человеческие проявления;

• понимание психической нормы как нормы развития: это процесс, а не состояние бытия; это направление, а не конечный путь [4, с. 237]; это тенденция, собственно развитие, т.е. не некое место пребывания, состояние, а движение, полное риска [1, с. 58];

• переход от заимствования способов решения проблемы в смежных науках к разработке психологических (как правило, описательных) моделей здоровья;

• возникновение (как бы в противовес клинической психологии) психологии здоровья как самостоятельного раздела научных знаний и их практических приложений;

• принципиальное различение терминов «психическое здоровье» и «психологическое здоровье»: первый характеризует отдельные психические процессы и механизмы, второй — относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа [3, с. 39–40];

• выделение психологического здоровья человека в качестве центрального объекта исследований психологии здоровья.

Определение «психологическое здоровье человека» состоит из двух категориальных словосочетаний: психологии здоровья и психологии человека. На стыке этих областей знания возникают психологические модели, рассматривающие проблему здоровья с человековедческой позиции. В многообразии мнений и течений постепенно сформировались общие контуры теории психологического здоровья:

1. Понятие «психологическое здоровье» фиксирует сугубо человеческое измерение, по сути, являясь научным эквивалентом здоровья духовного.

2. Проблема психологического здоровья — это вопрос о норме и патологии в духовном развитии человека.

3. Основу психологического здоровья составляет нормальное развитие человеческой субъективности3.

4. Определяющими критериями психологического здоровья являются направленность развития и характер актуализации человеческого в человеке.

Основные подходы к проблеме психологического здоровья

Историческая инициатива в постановке и разработке проблемы психологического здоровья принадлежит видным западным ученым гуманистической ориентации — Г. Олпорту, А. Маслоу, К. Роджерсу.

Сосредоточив научную и практическую деятельность на специфически человеческих проявлениях и общечеловеческих ценностях, гуманистическое течение оформилось на рубеже 50–60 гг. прошлого столетия.

Несмотря на разноголосицу внутри самого течения и размытость его границ, гуманистическая психология была признана в качестве новой психологической парадигмы, проповедующей преимущественно самобытность и самодостаточность человека.

Вместе с ней в профессиональный лексикон входят пока еще «поэтико-метафорические» термины, определяющие качество индивидуальной жизни. В их числе — психологическое здоровье. Появляются работы по созданию психологических моделей здоровой личности, существенно обогатившие рациональный взгляд на проблему нормы: Г.

Олпорт, введя представление о проприативности человеческой природы, составил образ психологически зрелой личности; К. Роджерс, настаивая на том, что человек наделен врожденным, естественным стремлением к здоровью и росту, раскрыл образ полноценно функционирующей личности; А.

Маслоу на основе теории мотивации личности вывел образ самоактуализированного, психологически здорового человека.

Резюмируя доводы упомянутых и других, не менее именитых авторов, можно утверждать, что с точки зрения гуманистического подхода, питающего безусловное доверие к человеческой природе, общим принципом психологического здоровья является стремление человека стать и оставаться самим собой, несмотря на перипетии и трудности индивидуальной жизни.

Гуманистический подход стал яркой вехой в развитии психологии, послужил реабилитации человека в науке, скорректировал профессиональные принципы в гуманитарных сферах (прежде всего, в образовании и здравоохранении), придал мощный импульс становлению практики психологической помощи людям.

В период освоения профессии он воодушевлял и автора этих строк. Критически осмыслив и соотнеся гуманистическую доктрину с опытом практической работы, должен признать, что далеко не все ее идеи и идеалы воспринимаются сегодня с прежней убедительностью.

Гуманистическая психология реализовала установку персоноцентрического сознания, для которого «самость» есть основополагающая и конечная ценность. Такая позиция больше соответствует укладу языческого мира.

Только объектом поклонения (идолом, кумиром) людей становятся не природные силы как живые сущности, а их собственная природа (натура), нормой жизни — самоутверждение и самовыражение во всех доступных формах, целью жизни — земные блага.

Суть такого рода «природной духовности» проявляется в стремлении к человекобожеству, когда индивид старается уподобиться Богу, так и не потрудившись быть человеком. В наше время эта тенденция оформилась в культ вожделенной успешности и приобрела характер социальной догмы.

В действительности замыкание индивида в своем самосовершенствовании ради самосовершенствования чаще приводит к обессмысливанию бытия и общему снижению жизнеспособности.

Справедливости ради заметим, что установка на самоактуализацию получила неоднозначную оценку и среди гуманистически ориентированных психологов. Хорошо известна точка зрения В.

Франкла, утверждавшего, что самоактуализация — это не конечное предназначение человека: «Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя .

Подобно тому, как бумеранг возвращается к бросившему его охотнику, лишь если он не попал в цель, так и человек возвращается к самому себе и обращает свои помыслы к самоактуализации, только если он промахнулся мимо своего призвания» [7, с. 58–59].

Источник: http://www.lyubi.ru/psyzd51.php

Психологическое здоровье

Психологические основы здоровья

Анализ проблемы психологического здоровья человека с точки зрения истории является закономерным процессом.

Начальный период развития психологии называют классическим, и объектом изучения в нем являлась психика в качестве свойства высокоорганизованной живой материи, а предметом исследований были психические явления в рамках живой природы.

Следующим этапом стала неклассическая психология, которая породила гуманитарную стратегию исследования психики человека и ознаменовалась попытками преодолеть феноменологию психического и войти в феноменологию человеческой реальности. Кульминацией развития неклассической психологии стало появление двух направлений в мировой психологии:

  • гуманистическое (западное),
  • культурно-историческое (советское).

Сегодня разворачивается третий этап — постнеклассическая психология. Франкл и Рубинштейн положили начало повороту психологии к сущностным характеристикам человека. На современном этапе формируется антропная психология, которая ориентирована на человеческую реальность и нацеленная на изучение проблематики существования отдельного человека в мире.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Переход от психофизиологических аспектов к метаантропологическим вопросам бытия привело к преобразованию всей системы психологического знания и пересмотру ее проблем. Относительно проблемы нормы шаги заключались в следующем:

  • смещение фокуса исследований на специфически человеческие проявления с психического аппарата;
  • изучение психической нормы в качестве нормы развития;
  • переход к разработке психологических моделей здоровья от поиска способов решения проблем в смежных науках;
  • становлении психологии здоровья как самостоятельной области научных знаний и их приложений на практике;
  • определение различий между терминами психическое здоровье и здоровье психологическое, при этом первый характеризует отдельные психические механизмы и процессы, а второй термин относится к личности в целом и находится в тесной взаимосвязи с высшими проявлениями духа;
  • определение психологического здоровья человека центральным объектом исследований психологии здоровья.

В рамках изучения психологического здоровья человека возникают психологические модели, которые рассматривают проблему здоровья с позиции человековедения.

Сформированы общие положения теории психологического здоровья:

  • психологическое здоровье является научным эквивалентом духовного здоровья;
  • основная проблема психологического здоровья заключается в вопросе о норме и патологии в области духовного развития человека;
  • основа психологического здоровья – нормальное развитие субъективности;
  • основные критерии психологического здоровья: характер актуализации человеческого в самом человеке и направленность развития.

Основные подходы к проблемам психологического здоровья

Постановкой и разработкой проблемы психологического здоровья впервые начали заниматься западные ученые гуманистического направления — Г.Олпорту, А.Маслоу, К.Роджерс.

Гуманистическая психология придерживалась понятия персоноцентрического сознания, а для такого сознания «самость» является основополагающей и конечной ценностью. Данная тенденция может легко перерасти в культ вожделенной успешности и приобрести характер социальной догмы.

Замыкание человека в самосовершенствовании ради самого самосовершенствования приводит, как правило, к обессмысливанию человеческого бытия и снижению жизнеспособности.

Отечественные психологи, после снятия идеологических барьеров отреагировали повышенным интересом к западным идеям о психологическом здоровье.

Сегодня психологическое здоровье детей рассматривается в качестве смыслообразующей и системообразующей категории профессионализма практических психологов в области образования, психологические факультеты ВУЗов готовят специалистов по направлению «Психология здоровья».

Российская наука предложила новые основания, принципы рассмотрения проблем психологического здоровья, которые сообразны нашей ментальности и культурной традиции. Они последовательно реализуются в рамках гуманитарно-антропологического подхода.

Основная идея гуманитарно-антропологического подхода в психологии заключается в возможности, а также необходимости восхождения индивида к полноте собственной реальности. Такой подход обнаруживает антиномию самости или человеческой субъективности. Она является средством саморазвития человека, которое должно быть преодолено в его духовном росте.

Антропологическая модель психологического здоровья

Критерии и условия психологического здоровья можно вывести и раскрыть, основываясь на онтологии человеческого способа жизни. Конституирующими человечность основаниями в психологической антропологии являются: • сознание, • деятельность, • общность.

В пространстве данных онтологических оснований можно выделить доминанты человеческого потенциала, которые образуют матрицу психологических характеристик человека и дают возможность конкретизировать атрибуты психологического здоровья и формы отклонений.

Определение 1

Параметры психологического здоровья – это, своего рода, достояние зрелости.

В период детства пространством актуализации у ребенка способностей и человеческих качеств служит событийная общность, механизмом развития является сопереживание и внешняя рефлексия, условия развития для него – это диалогическое общение и сотрудничество в деятельности, личный пример и советы старших служат средством нравственного воспитания. Поэтому критерии психологического здоровья в отношении детей правильнее соотносить с системой отношений и связей ребенка с его естественным окружением, со значимыми взрослыми.

На психологическое состояние ребенка влияют окружение и образ совместной жизни. Основное место в нарушениях психологического здоровья у детей занимает ситуация, когда нормальное развитие ребенка возможно вопреки отношению и поведению окружающих.

Основными признаками дисфункциональных состояний детско-взрослой общности являются:

  • извращенность, скудность базальных условий и духовно-нравственных установок жизни;
  • неадекватность, недостаточность социокультурных условий развития;
  • приземленность, размытость мировоззренческих установок окружения.

Определение 2

Фиксируемые нарушения психологического здоровья ребенка называются антропогении.

Психологическая сущность антропогений заключается в дисквалификации или деформации субъективности ребенка. Типы антропогений включают:

  • переживания биографически обусловленные, в частности, безродности или сиротства, бесперспективности или выученной беспомощности, нереализованности или педагогической запущенности, опустошенности ил экзистенциального голода;
  • крайние формы реагирования ребенка на неблагоприятную ситуацию в жизни, в частности мауглизацию, психотравмирующие переживания, ценностную дезориентированность, которые провоцируют психогенные нервно-психические расстройства.

При этом безродность, дезориентированность, опусташенность отнесятся к злободневным проблемам современного детства. Антропогении, при неблагоприятном течении, принимают устойчивые формы нарушения психологического здоровья, основой которых является недоразвитие, дезинтеграция, а также дисгармоническое развитие субъективности человека.

Следует отметить, что нарушения психологического здоровья не всегда принимают форму душевного страдания,гротескного поведения и не обязательно проявляются в социальной дезадаптированности и асоциальных действиях. Человек может приспосабливаться к различным ситуациям и производить благоприятное впечатление, избегать поводов для формирования внутреннего дискомфорта.

Психологическое здоровье не исключает присутствия чувства тревоги, растерянности, заблуждений, кризисов и конфликтов. Состояние психологического здоровья мерцательно. Психологическое здоровье и нездоровье присутствуют в противоборстве.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/metodicheskie_voprosy_prepodavaniya_psihologii/psihologicheskoe_zdorove/

Психическое здоровье

Психологические основы здоровья

Все мы знаем о том, что такое здоровье – наиболее емко это понятие отражает словосочетание «отсутствие болезни». Можно назвать здоровым человека, который не имеет никаких нарушений функционирования органов и систем, заболеваний, однако в отношении здоровья психического оно утрачивает смысл, потому как это определение не ограничивается отсутствием патологии.

Психическое здоровье – это состояние психологического и социального благополучия, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума.

В первую очередь это реализуется за счет стабильного, адекватного функционирования психики, а также основных психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. Не существует четких норм понятия психическое здоровье, поскольку каждая из составляющих может быть истолкована субъективно.

Бесспорно, имеется утвержденный перечень психических заболеваний, но, как уже говорилось ранее, их отсутствие не гарантирует полного здоровья, поэтому и трактуется одно неоднозначно. Несмотря на это существуют определенные детерминанты – социальные, психологические факторы, наличие которых позволяет утверждать о хорошем здоровье.

Функциональное состояние психики определяется такими аспектами, как:

1. Умственная работоспособность. Познавательные процессы на высоком уровне – показатель здоровья.

2. Стремление к осуществлению осознанной деятельности. Обучение, профессиональная, творческая деятельность, реализация себя в ином качестве – свидетельство наличия интересов, мотивации.

Существует несколько мнений о том, что может свидетельствовать о психическом здоровье и какие его составляющие являются обязательными. Большинством исследователей признаны следующие особенности.

Чем характеризуется психическое здоровье?

1. Умение выстраивать отношения с окружающими. Эти отношения в основном позитивные, доверительные (с узким кругом людей).

В эту же категорию относят способность любить – принимать человека таким, какой он есть, избегать идеализации и необоснованных претензий, эффективно решать конфликтные ситуации, способность не только брать, но и давать.

Это относится не только к супружеским отношениям, но и детско-родительским.

Важным моментом является здоровье самих отношений: они не должны быть угрожающими, насильственными, тревожными, разрушающими. Здоровые отношения несут в себе только продуктивность. Сюда же можно отнести «экологичность» – способность человека выбирать для себя в основном комфортное окружение.

2. Желание и способность работать. Это – не только профессиональная деятельность, но и творчество, вклад в общество. Создавать то, что ценно для самой личности, его семьи, общества – важно для психически здорового человека.

3. Способность «играть». Игра – довольно широкое понятие в отношении взрослого человека, поэтому важно пояснить, что она в себя включает:

3.1. свободное использование метафор, иносказаний, юмора – игра символами;

3.2. танец, пение, спорт, некоторые виды иного творчества – быть не сторонним наблюдателем, а активным игроком.

4. Автономия. Здоровый человек не делает того, чего ему не хочется. Он самостоятельно делает выбор и несет за него ответственность, не страдает зависимостью, не пытается компенсировать отсутствие контроля за одной из сфер жизни гиперконтролем в другой.

5. Понимание этических норм. В первую очередь, здоровый человек осознает смысл и необходимость следования им, однако является гибким в этом отношении – в определенных обстоятельствах он может позволить себе изменить линию поведения (в пределах разумного).

6. Эмоциональная устойчивость. Она выражается в способности вынести накал эмоций – чувствовать их, не позволяя им управлять собой. В любых обстоятельствах находиться в контакте с разумом.

7. Гибкость применения защитных механизмов. Каждый человек сталкивается с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, и, будучи носителем такого нежного конструкта, как психика, применяет средства ее защиты. Здоровая личность выбирает эффективные методы и в разных ситуациях осуществляет выбор в пользу наиболее подходящего.

8. Осознанность, или, иначе говоря, ментализация. Здоровый психически человек видит разницу между истинными чувствами и чужими навязанными установками, способен проанализировать свои реакции на слова другого, понимает, что другой человек – отдельная личность со своими особенностями и отличиями.

9. Способность к рефлексии. Вовремя обратиться к самому себе, проанализировать причины тех или иных событий в собственной жизни, понять, как поступить дальше и что это повлечет – эти умения также отличают здоровую личность.

10. Адекватная самооценка. Одна из составляющих психического здоровья – реалистичная самооценка, самовосприятие себя согласно действительным чертам характера и особенностям, отношение к себе с теплом, реальное понимание слабых и сильных сторон характера.

Как правило, отсутствие одного или двух пунктов – редкий случай, поскольку это влечет к разрушению всей «конструкции».

Так, неадекватная самооценка провоцирует завышенные или заниженные ожидания, мешает выстраивать гармоничные отношения с окружающими, эффективно рефлексировать.

Эмоциональная неустойчивость не позволяет проявить осознанность в той или иной ситуации, управлять собой, а также сказывается на способности работать.

В действительности наличие всех пунктов встречается достаточно редко и лишь в определенной среде, это вовсе не значит, что люди в основном являются психически нездоровыми.

В отношении психики более применима схема «здоровье-отклонение(тенденция)-пограничное состояние-болезнь», поэтому многие «упущения» формируются на стадии тенденции к определенным нарушениям, и от самой болезни еще далеко.

Однако психика является конструктом достаточно нестабильным, и даже при отсутствии нарушений в течение жизни является высоким риск развития негативных тенденций, поэтому очень важно уделять психическому здоровью достаточно внимания.

Как укрепить психическое здоровье?

1. Питание – основа физического здоровья, которое, как мы выяснили, оказывает влияние на психику.

Избыточное количество пищи, продукты, содержащие большое количество сахара, жира, а также провоцирующие нарушение гормонального баланса в организме могут достаточно ощутимо отразиться на психическом состоянии.

Известен ряд заболеваний, которые провоцируют эмоциональную нестабильность – патологии щитовидной железы и обмена ее гормонов, репродуктивные заболевания, болезни сердца и т.д., а в таком случае сохранять спокойствие и анализировать собственные мысли и поведение очень сложно.

2. Физическая активность. Она не только формирует вышеописанную способность «играть», но и положительно сказывается на здоровье. Полноценные занятия спортом позволяют насытить организм, и, что немаловажно, мозг кислородом, вызвать выброс гормонов «счастья», настроиться на нужный лад и устранить угнетенное состояние.

3. Стремление к пониманию себя. Это – важная составляющая, которую образует несколько процессов:

3.1. принятие своих сильных и слабых сторон – открытое признание самому себе в том, что нравится и не нравится;

3.2. обучение контролю за своими эмоциями – для этого важно понимать причину их возникновения;

3.3. выявление скрытых талантов и потенциала к решению определенных задач – для этого важно начать пробовать себя в нескольких сферах деятельности, заниматься тем, что интересно.

4.Преодоление зависимостей. В первую очередь, явных физических – курение, злоупотребление спиртным, даже в ряде случаев ненужные «автоматизмы» – всему этому не место в жизни здорового человека. Здесь нужно действовать очень аккуратно, возможно, с помощью специалиста, особенно если зависимость приобрела устойчивый характер и выраженную степень.

Зависимости психологические представляют собой более сложные связи, поэтому также требуют вмешательства специалиста. Как правило, они представлены болезненными отношениями с другой личностью.

5. Стрессоустойчивость.

Управление стрессом – часть пункта по обучению контролю за собой и эмоциональными проявлениями, однако она выделена в отдельную категорию, поскольку включает в себя также и обучение техникам релаксации.

Что толку, если человек понимает, какими событиями у него вызваны определенные эмоции, если не может с этими событиями ничего сделать? В его силах лишь эффективно противостоять неблагоприятным факторам, а это – залог успеха.

6. Изменить образ мышления. Выполняя каждый из пунктов, человек, сам того не замечая, уже запускает этот процесс. Однако изменение мышления с негативного на позитивное – процесс всеобъемлющий, требующий каждодневных усилий. Важно:

6.1. по возможности оградить себя от негативной информации – перестать смотреть душещипательные передачи, общаться с негативно настроенными людьми и т.д;

6.2. искать положительные стороны в окружающих обстоятельствах;

6.3. перестать критиковать все подряд от соседей и начальства до правительства;

6.4. не поддаваться унынию, какими бы тяжелыми не представали обстоятельства;

6.5. не сравнивать себя с кем бы то ни было – разве что с самим собой вчера и сегодня;

6.6. положительно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях.

Следует помнить о том, что позитивное мышление основывается не столько на событиях окружающего мира, сколько на реакции на них, а ее мы в силах изменить.

 Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна

Источник: https://stanzdorovei.ru/zdorove/psikhicheskoe-zdorove.html

ovdmitjb

Add comment