Irvuz

Психологическая теория права

Психологическая теория права

Психологическая теория права

Психологическая теория права разработана ученым российского происхождения Петражицким Львом Иосифовичем в начале 20-го века. Сущность ее излагается в его труде, именуемом «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». В числе сторонников и последователей данной теории выступали: Г. Гурвич; А. Росс; М.А. Рейснер.

Психологическая теория оказывала большее влияние на генерирование идей в области права, в том числе на американскую теорию права современного периода.

Л.И. Петражицкий направлял собственное внимание на психологическую сторону образования правового поведения, выносил его даже за грани интеллектуальной стороны. Он считал, что особенность природы правовых явлений заключается в сфере эмоционального, в области переживаний, но совершенно не в области разума.

Это право он именовал интуитивным, подчеркивая его отличия от позитивного права. К последнему он отнес веления, нормы, запреты, направленные против лиц, которые находились в подчинении по отношению ко всему праву и правоотношениям в отдельности. Интуитивное право, по мнению Петражицкого, отражает психологическое отношение адресата к официальному, объективному (позитивному) праву.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Отец психологической теории права Петражицкий являлся профессором юридического факультета Петербургского университета, был депутатом 1 Государственной Думы от партии кадетов. После происшествия Октябрьской революции он переехал в Польшу, возглавил кафедру социологии университета Варшавы.

Петражицкий отталкивался от того, что право укоренено в психике индивида. Юрист поступит ошибочным образом, считал он, если начнет искать правовой феномен где-то в пространстве над, либо между людьми, в “социальной среде” и т.п., между тем как данный феномен происходит у него самого в голове, в его же психике, и только там.

Интерпретация права с позиций психологии помогает установить юридическую науку на почву достоверных знаний, которые получены посредством самостоятельного наблюдения, то есть методом интроспекции; или же наблюдением над поступками иных лиц.

Источник права, в соответствии с убеждениями теоретика, выступают человеческие эмоции. Собственную концепцию Петражицкий именовал “эмоциональной теорией”, находил в ней противопоставление ее другим психологическим правовым трактовкам, которые выходили из таких понятий, как коллективные переживания или воля в сознании индивидов.

Таким образом, выделяются следующие базовые положения психологической теории права:

  • психологическая теория права, различающая позитивное право, официальным образом осуществляющая собственное действие в государстве, и интуитивное право, базисы которого заложены в людской психике, формируются из того, что они, их группировки и общности переживают как право;
  • позитивное право, представляющееся действующими нормативно-правовыми актами, правом, которое установлено государством, законодательной волей, в отличие от естественного права;
  • интуитивное право, с ним человек в собственных отношениях с иными людьми столкнулось на каждом шагу. Посреди разнообразных психологических людских состояний на передний план перемещаются эмоции, то есть импульсивные переживания, которые побуждают человека воспроизводить конкретные действия.

Достоинства психологической теории права

Теория акцентировала собственное внимание на психологическую сторону влияния права, она имеет тесную связь с проблематикой психологического механизма образования правомерного поведения.

И на самом деле, если цепь предписаний права перевести в качество действительного правомерного поведения переживания и чувств индивида, его психологические импульсы становятсятем последним звеном, напрямую соприкасающимся с определенным неким поведением, этим образом определяет его.

Действительным образом, право не получило возможности самостоятельно регулировать поведение по-иному, лишь через интеллектуально‑психологическую человеческую сферу.

Идеи психологической теории права и ее недостатки

Невозможно целый сложнейший механизм формирования правомерного человеческого поведения провести только к эмоциональной или психологической сфере человеческой личности.

Недостаточным является объяснение все исключительным образом ей или лишь из нее.

Чрезвычайно важно учитывать одновременно как специальные юридические, так и общественно-социальные механизмы и факторы, которые обладают здесь не меньшим значением.

Основные идеи теории:

  • психика людей представляется фактором, определяющим общественным развитием, в том числе его право, мораль, государство;
  • понятие и сущность права производятся, прежде всего, через психологические закономерности: правовые людские эмоции, которые обладают императивно-атрибутивным характером, то есть представляются переживанием чувства правомочия на что-то, то есть атрибутивная норма; и чувство обязанности сделать что-либо, то есть императивная норма;
  • все правовые переживания подразделятся на два вида: переживания позитивного, то есть установленного государством; и интуитивного, то есть личного права. Интуитивное право традиционно исполняет роль регулятора поведения. Разновидность его представляется переживаниями по поводу карточного долга и другие.

Спорные точки концепции:

  1. Природа права сведена исключительным образом к эмоциональной, психологической сфере индивида. Социальные, экономические, политические и иные факторы, от которых таким же образом зависит правовая природа права, в расчет не могут быть приняты. А ведь человеческая психика человека образуется под воздействием соответственных социальных, экономических и политических факторов;
  2. Интуитивное право не обладает формально определенным характером. При таком подходе не существует четких критериев правомерного и неправомерного, законного и незаконного. Это может вести к последствиям трагического характера. Так, в первые годы власти советов карательные органы применяли пролетарское правосознание с целью борьбы с оппозицией, это способствовало массовому террору.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/psihologicheskaya_teoriya_prava/

88. Психологическая теория права

Психологическая теория права

Существуетмножество версий, теорий, которые связаныс вопросом происхождения права. Какодну из наиболее распространенныхнаряду с естественно‑правовой,исторической, социологической можновыделить психологическую теорию права.

Психологическаятеория правабыла разработанароссийским ученым Львом ИосифовичемПетражицким в начале xx в. Суть ее изложенав его труде «Теория права и государствав связи с теорией нравственности». Вчисле приверженцев, последователейэтой теории: А. Росс, Г. Гурвич, М.А.Рейснер.

Психологическая теория оказалабольшое влияние на развитие правовыхисследований, в том числе на современнуюамериканскую теорию права. Л.И. Петражицкийнаправил свое внимание на психологическуюсторону формирования правового поведения,вынося его даже за рамки интеллектуальнойстороны.

Он считал, что особенная природаявлений права находится в сфереэмоционального, в области переживаний,но никак не в области разума. Данноеправо он назвал интуитивным, отличаяего от права позитивного. К последнемуон относил нормы, веления, запреты,которые были направлены к лицам,находящимся в подчиненном отношении кправу и правоотношениям.

Интуитивноеправо, по Петражицкому, определяетпсихологическое отношение адресата кобъективному, официальному (позитивному)праву.

Такимобразом, можно выделить основныеположения психологической теории права,а именно:

1) психологическаятеория права, которая различает позитивноеправо, официально действующее вгосударстве, и интуитивное право, истокикоторого коренятся в психике людей искладываются из того, что они, их группыи объединения переживают как право;

2) позитивноеправо – действующие нормативные правовыеакты, право, установленное государством,волей законодателя, в отличие отестественного права;

3) интуитивноеправо, с которым человек в своих отношенияхс другими людьми сталкивается на каждомшагу. Среди различных психологическихсостояний людей на первый план выдвигаютсяэмоции – импульсивные переживания,побуждающие человека совершатьопределенные действия.

Достоинства психологической теории права

Теорияобращает свое внимание на психологическуюсторону воздействия права, тесно связанас проблемой психологического механизмаформирования правомерного поведения.

И на самом деле, если цепь правовыхпредписаний перевести в качестводействительного правомерного поведенияпереживания и чувства индивида, егопсихологические импульсы станут темпоследним звеном, которое напрямуюсоприкасается с конкретным поведением,таким образом определяет его.

Действительно,право не сможет регулировать поведениепо‑другому, только черезинтеллектуально‑психологическуюсферу человека.

Недостатки

Нонельзя весь сложный механизм формированияправомерного поведения человека свестилишь к психологической или эмоциональнойсфере человеческой личности. Недостаточнообъяснять все исключительно ей илитолько из нее. Необходимо учитыватьодновременно как специально‑юридические,так и общесоциальные факторы и механизмы,которые имеют здесь не меньшее значение.

89. Нормативистская школа права

Всовременной юридической литературесуществует большое количество концепций,которые рассматривают вопросыпроисхождения и возможности развития,изучения права. Наиболее распространеннымииз них являются:

1) естественно‑правоваятеория;

2) историческаяшкола права;

3) психологическаятеория права;

4) социологическаятеория права;

5) нормативистскаяшкола права.

Нормативистскаятеория права– теория, которая быласоздана в начале xx в.

Основныеположения:

1) весьмир делится на реальную общественнуюжизнь, «мир сущего»;

2) ина не связанное с ним право, «мирдолжного», которое представляет собойпирамиду, в основании которой расположеныиндивидуальные акты, а на вершине –«основная норма».

Главнымипредставителями нормативистской школыправа считаютГ. Кельзена, Р. Штаммлера,П.И. Новгородцева.

Кнормативистам в широком смысле словав современной юридической литературеотносят всех тех правоведов, которыеполагают, что наука права должна преждевсего заниматься анализом и классификациейдействующих правовых норм, построениемюридических понятий и схем, не касаясьвопросов социологии и психологии, аглавным образом – политики.

Нормыправапредставители данной школыопределяли как некую совокупность норм,как что‑то замкнутое само в себе. Онитакже пытаются объяснять их необщественно‑производственнымиотношениями и не сложившимисямеждународными условиями, а лишь исходяиз самих по себе норм.

Государствонормативисты рассматривают как «единствовнутреннего смысла правовых положений»,а также как проявление полной «социальнойсолидарности».

Они подвергают критикето положение, что право являетсяпроявлением воли господствующих вобществе классов, не признают того, чтоюридические законы берут основу длясвоего содержания в определенныхэкономических, а также производственныхусловиях, которые доминируют всоответствующем обществе.

Свой подход имеют нормативисты и кметодам изучения права.Нормативизми его сторонники считают право областьючистого долженствования и в результатеполагают его независимым от того, какприменяются и применяются ли вообщеего предписания в существующем мире.

Поэтому нормативисты утверждают, чток праву совершенно нельзя применятьтакой метод, которым изучают явленияреальной действительности. Такимобразом, метод, который пропагандируетКельзен и его сторонники, является нечем иным, как традиционным юридическимметодом догматиков.

Основное его отличиев том, что он «обоснованный» философскойаргументацией, которая была заимствовананормативистами у неокантианцев, а такжеу других современных философских течений(в частности, у махистов).

По мнениютеоретика нормативистской школыКельзена, наука, изучающая право, обязанабыть чем‑то вроде алгебры права илилогики права, а именно системой отвлеченныхформул.

Современныесторонники нормативистской школы такжеподдерживают концепцию о приматемеждународного права над внутригосударственными идею о возможности создания «мировогогосударства» и «мирового правительства».

Источник: https://StudFiles.net/preview/6705197/page:4/

Психологическая теория права. Психологическая теория происхождения права

Психологическая теория права

Как возникло государство? В чем его суть? Что такое право? Для ответов на эти и многие другие вопросы были рождены десятки самых разных теорий.

Большой спектр доктрин связан с множеством взглядов ученых на данную проблему, а также с многогранностью самого явления.

К основным теориям, объясняющим зарождение государства, следует отнести теологическую, патриархальную, органическую, экономическую, договорную, психологическую и другие.

Что касается понятия права, то гипотезы о его возникновении неразрывно связаны с концепцией о становлении державы. Существуют теологическое учение, теория естественного права, естественно-правовая доктрина, нормативисткая теория и, конечно, психологическая.

Ученый и философ Лев Иосифович Петражицкий разработал последнюю доктрину.

Психологическая теория государства и права заключается в предположении, что государство образовалось во время разделения общества по проявлениям двух индивидуальных признаков: подчинение и управление.

Суть теории

У индивида есть психологическая потребность существовать в рамках сообщества, он обладает чувством коллективного взаимодействия. Приверженцы данного мнения считают человечество и государство результатом личностных взаимодействий людей и различных союзов, ими созданных. Общество и метрополия являются следствием реализации естественных потребностей индивида в определенной организации.

В начале ХХ века российский ученый Л. И. Петражицкий разработал доктрину о происхождении государства. В печатном виде она рассказана в труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Последователями учения являются А. Росс, М. Рейснер, Г. Гурвич.

Автор психологической теории права родился в 1867 году в дворянской польской семье. Л. И. Петражицкий окончил университет в Киеве и после учился в римской семинарии в Германии. После обучения он вернулся в Россию, где стал изучать общую теорию права.

В начале ХХ века ученый издал два печатных труда, в которых синтезировал психологию с теорией власти.

Психологическая теория права формировалась в течение нескольких периодов:

1. С 1897-го по 1900 год. Автор доктрины написал свое первое научное произведение. Труд сопровождался несколькими приложениями. Основные положения своей теории Л. И. Петражицкий отразил в книге 1900 года «Очерки философии права».

2. С 1900-го по 1905 год. Ученый начал детально разрабатывать методику своего будущего учения. Кропотливая работа была отражена в труде «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология».

3. С 1905-го по 1909 год. Л. И. Петражицкий занялся устройством единой системы юридических знаний на основе ранее разработанной методологии. Его работа была оформлена в двухтомную рукопись «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Печать последней книги стала настоящим событием в мировой литературе.

Взгляды Е. Н. Трубецкого и М. А. Рейснера

Философ и правовед Е. Н. Трубецкой указывает на то, что солидарность – это основная черта индивида. Люди отличаются друг от друга по своим психологическим особенностям и по проявленной физической силе.

В основе сознания одних людей лежит понимание зависимости от элиты, законности определенных вариантов отношений и действий, что вносит в их душу ощущение стабильности и успокоения. Вторая часть индивидов отличается желанием подчинять окружающих своей воле.

Такие люди становятся лидерами в обществе.

Социально-психологический подход к решению вопроса о возникновении державы был открыт М. А. Рейснером. По его мнению, основным моментом в становлении империи является идеология, которая организует жизнь в обществе.

Философ считал, что главным источником государственных убеждений является массовая психика людей. Изучение становления страны ограничивается познанием психических переживаний, которые составляли политическую идеологию, и анализом поведения людей.

Государство, как считал ученый, включало в себя население, территорию и власть. Оно воплощало в себе всю политическую идеологию, а именно влияние расы, террора, экономической необходимости и религии во главе с идеологией права.

Государство является продуктом реализации населением убеждений, норм и принципов, в которых заключается их зависимость от различных видов власти.

Основные положения теории права

Психологическая теория права Л. Петражицкого содержит следующие моменты:

  1. Учение включает позитивное право и интуитивное. Первое официально действует в государстве, когда второе лежит в основе психики людей и складывается из переживаний групп и объединений.
  2. Позитивное право – это установленные государством, законодателем действующие нормативные акты.
  3. Из всех известных психологических состояний человека главными являются эмоции, которые побуждают к действиям. При выстраивании отношений с другими людьми индивид опирается на интуитивное право. Данный тип авторами теории считается истинным, так как побуждает к самостоятельным и волевым действиям.

Разлад между двумя видами обуславливает социальное потрясение. В данном случае право играет роль одного из явлений психической жизни общества, которое представляет собой обязательное, требовательное переживание людей.

Психологическая теория права. Критика

У любой теории есть как сторонники, так и противники. Данное учение подверглось критике по нескольким причинам. Так, рассказывая о роли психологических проявлений в процессе образования государства, не было дано развернутого объяснения о месте психики в становлении державы.

Все качества считались одинаковыми и назывались эмоциями либо импульсами. Психологическая теория права не учитывает знание о том, что психика индивида делится на три сферы: мыслительную, эмоциональную, волевую. На основе последней устанавливаются взаимоотношения, а также выстраивается социальная пирамида, которая лежит в основе образования государства.

Люди с сильными волевыми качествами становятся лидерами в обществе.

Психологическая теория возникновения права включает стремление к солидарности индивидов. Но в действительности это мнение беспочвенно. Приведено достаточно случаев полного отсутствия заботы людей о близких. Авторы теории придают основное значение в образовании государства психологическим факторам, недостаточно учитывая другие обстоятельства.

Достоинства учения

Психологическая теория права тесно связана с личностным механизмом становления правомерного поведения.

При переводе ряда юридических предписаний в качество действительного поведения переживания психологические импульсы индивида станут последним звеном, напрямую соприкасающимся с конкретным поведением.

Право может регулировать поведение только через умственно-психологическую сферу. Таким образом, психологическая теория происхождения права учитывает личностные особенности людей, роль правосознания в регулировании общественных отношений.

Философские и методологические основы

Автор теории в освещении природы права следовал учению позитивной философии. Взяв азы данного течения, Л. И. Петражицкий добавил свои оригинальные мысли.

Ученый поддерживал либеральную идею независимости права от государства, вместе с тем не отрицал значение культурного наследия.

Он стремился к созданию такой теории власти, которая могла бы стать методологической основой правосознания российского общества и профессиональной юриспруденции.

Большую роль явлению как виду нормативных переживаний отводит в своем учении Л. И. Петражицкий. Психологическая теория права различает два вида эмоций: эстетические и этические.

Первые переживаются часто как реакция на человеческие поступки, на разные происходящие явления или по поводу свойств предметов.

Ученый считал, что на вариациях разных представлений с этими эмоциями берут начало правила приличия, одобренные обществом.

Этические эмоции, такие как чувство долга, обязанности, управляют поведением индивида.

Им присущи такие свойства, как авторитарность, проявление совести, препятствие для свободного выбора и давление в сторону «правильного» поведения. Л. И.

Петражицкий выделяет два вида обязанностей – нравственные, правовые. Первые являются свободными по отношению к другим. Правовые – вид обязанностей, которые считаются закрепленными за другими.

Этические нормы

Помимо обязанностей, которые выполняет индивид, философ учитывал еще этические нормы. Он их также разделил на несколько видов. Первый носит название “нравственные нормы”. Они являются обязательными в одностороннем порядке, утверждают независимые по отношению к другим обязанности, предписывают человеку известное поведение.

Примерами таких норм являются правила христианской этики, которые описывают обязанности по отношению к ближним без притязаний на исполнение с их стороны. Второй тип включает обязательные, притязательные нормы, которые устанавливают роли для одних членов общества, требуя выполнения их и от других.

То, что является обязанностью одних, полагается другим как нечто должное, закрепленное за ними.

Заключение

Организационная структура государства появилась на конкретном этапе развития общества. Причинами возникновения данного строя являются разные факторы, как биологические, экономические, религиозные, так и психологические, национальные.

Теорий, объясняющих становление государства, много, каждая раскрывает одну из возможных сторон процесса. Но все они не могут претендовать на полную достоверность.

Нужно учитывать, что психологические и психические качества людей формируются благодаря действию политических, военных, экономических, социальных, духовных и религиозных факторов.

Источник: https://FB.ru/article/180928/psihologicheskaya-teoriya-prava-psihologicheskaya-teoriya-proishojdeniya-prava

ovdmitjb

Add comment