Irvuz

Психогимнастика

Содержание

Что такое психогимнастика: цель упражнений и ход занятий

Психогимнастика

Евгения Климкович

Приветствую вас, дорогие родители! Все без исключения знакомы с обычной гимнастикой, при помощи которой мы ежедневно бываем бодры и веселы. Но уверена, что не каждый из нас знает, что такое психогимнастика, для чего она необходима и кому она показана.

Оказывается, при помощи комплекса психологических упражнений можно тренировать детский мозг, причём совсем не обязательно делать это у врача-специалиста. Достаточно ознакомиться с основными правилами, чтобы полноценно оказывать помощь детям дома.

Зачем нужна гимнастика для детской психики?

Ни для кого не секрет, что для школьников сегодня воспринимать информацию с бешеной скоростью, выдерживая космические нагрузки – обычное дело. Но это не может не сказаться на их психологическом состоянии. Педиатрия бьёт в колокола, всё чаще указывая на такие проблемы, особенно характерные для младших школьников, как:

Что делать, если современная жизнь заставляет подрастающее поколение подстраиваться под сложившийся ритм? Помогать тем, чем мы можем!

Один из выходов время от времени возвращать нашим детям уравновешенное душевное состояние – заняться психогимнастикой, которая умеет дать разрядку эмоциям и найти верный путь к замкнутому сердцу.

Занятия психологическими упражнениями основаны на проявлении ребёнком своих переживаний, ведь посредством мимики и жестикулирования можно определить внутреннее состояние. Особенно психогимнастика рекомендована для детей, которые:

  • склонны к переутомлению;
  • не могут сосредотачиваться;
  • не способны справиться со своим вспыльчивым характером;
  • замкнуты;
  • имеют отклонения в психическом развитии или какие-либо нервно-психические нарушения.

Но не стоит обделять занятиями и обычных, здоровых школьников, ведь у них тоже зачастую возникают трудности, справиться с которыми иногда нелегко, поэтому в данных случаях психогимнастика служит отличным средством профилактики.

Изюминка психогимнастики

Цель упражнений для детской психики – научить применять технику выразительных движений лица и тела для воспитания эмоций и чувств, чтобы овладеть навыками саморасслабления.

Мудрёно сказано, но на самом деле ничего сверхъестественного.

Программа психологической тренировки учит детей управлять своим хорошим и плохим настроением, выражать недовольство и радость, понимать себя и окружающих, через эмоции самовыражаться и учиться общаться «на равных» и «без железных заборов». Почему это важно?

Очень часто становишься свидетелем того, что ребёнок не может объяснить, чего бы он хотел, а отсутствие взаимопонимания порождает другие, уже намного более серьёзные, проблемы. Школьник, готовый пойти на контакт, но скованный и неловкий, остаётся в стороне. Равно как и вспыльчивый одноклассник, не способный спокойно и чётко объяснить, чего он хочет, не обзаводится верными друзьями.

А как часто бывает: знает да сказать не может?! Говорить о тех детках, которые являются постоянными клиентами логопедов и коррекционных групп, думаю, даже не стоит. Им психологическая тренировка необходима, как воздух. Занятие психогимнастикой научит вашего ребёнка справляться с трудностями, которые приготовила для него жизнь.

Согласитесь, очень важно осознавать, что между мыслями, чувствами и стилем поведения неразрывная связь, а причинами эмоциональных проблем могут быть не только сложившиеся ситуации, но и неправильное их понимание и восприятие.

Да и вообще стоит ли спорить с тем, что стрессоустойчивые дети, умеющие выстраивать речь, подкрепляя ее в нужное время нужными эмоциями и чувствами, и мыслят богаче, у них и ярких красок в чувствах больше, они и переживать способны тоньше и понимать других лучше.

Психогимнастика по шагам

Упражнений по тренировке психики большое множество, у каждого педагога своя программа, но какая бы она не была, выстраивается она по определённой схеме.

Подготовка

Сюда включаются те упражнения, которые развивают внимание, плавно переходящие в снятие напряжения с целью сократить доверильное расстояние. Здесь создаётся необходимый настрой, снимаются страхи и запреты на откровенное общение. У психологов много таких способов, чтобы расслабиться и довериться.

Так, когда участников гимнастики несколько, то обращаются за помощью к детской игре про зазевавшегося, не успевшего сесть на стул. В индивидуальном порядке применяют метод повторений мимики друг за другом перед зеркалом.

Познакомьте ребёнка с радостью и интересом, удивлением и гневом, страхом и гордостью при помощи жеста, мимики, походки, и это поможет преодолеть порог первоначального недоверия.

Упражнения на внимание могут коснуться звуков за окном, окружающих предметов, прикосновений. Самое главное – делать это с улыбкой, тогда и обстановка станет располагающей.

Только после хорошего разогрева приступают к следующему этапу.

Кстати, если вы решили начать психогимнастику дома с ребёнком, то на первых занятиях рекомендуют остановиться именно на этой части, не стоит кидаться сразу в омут с головой.

Пантомимика

Эта основная часть занятия посвящается проблеме, которая обсуждается вслух, выказываются мнения и оглашаются переживания. Если всё правильно сделать предварительно, то во время пантомимики творчество начинает бить фонтаном. Будь это обман или ссора, неудача на уроке или страх перед контрольной – кто-то будет изображать действие, а кто-то активно копировать.

Лучше всего меняться местами.

Цель пантомимы – дать испытать разные ощущения посредством подражания и повторения движений, отточить на уровне автоматизма умение задерживать внимание на возникающих чувствах, сравнивать эмоции, менять движения в зависимости от ощущений и воображения.

Поэтому напрягаемся-расслабляемся, делая это резко-плавно, часто-медленно, свободно передвигаемся и сталкиваемся с препятствиями.

И в результате вы увидите, что ваш ребенок «вошёл в колею», умело чередуя движения, улучшив настроение и сбросив напряжение. Кстати, если вы не готовы обсуждать конкретную ситуацию из жизни ребёнка и переживаете, что он не сможет доверительно обо всём рассказать, подберите и проиграйте похожую проблему из сказки, почему нет?! Сказкотерапию то никто не отменял.

Заключение

На этом этапе снимают возникшее во время основной части напряжение, сильные эмоции сводят «на нет». Очень часто в заключительной части в качестве помощника берут музыку, особенно классические произведения и природные звуки.

Здесь подводят итоги, причём важно, чтобы для детей не оставалось чувства нерешённости проблемы, настраивают на нужный лад и стиль поведения.

Конечно, больших эффектов от занятий пихогимнастикой можно ожидать тогда, когда это делается в группе, поэтому часто дети в первый раз знакомятся с этим видом психологической помощи для снятия напряжения в школе. Однако, как вы смогли убедиться, это вовсе не значит, что мы, родители, в домашних условиях не сможем оказать первую помощь до того, как к профессиональному «лечению» приступят педагоги.

Кстати, а давайте посмотрим, как именно это делают пелагоги. Вот, например, одно из простых упражнений. Называется «Цыпленок».

Надеюсь, что собранная информация будет вам полезна. Есть ли в вашей копилке психогимнастические упражнения? Может вы давно уже знаете способ оставаться спокойным как слон?

С наилучшими пожеланиями быть всегда стрессоустойчивыми!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Источник: http://shkolala.ru/zdorove-shkolnika/chto-takoe-psihogimnastika/

Психогимнастика

Психогимнастика

В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) (СНОСКА: Из книги: Чистякова М.И.

 Психогимнастика. М., 1990).

Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Есть и свои правила проведения занятий:

  • У дошкольников в группе не должно быть более шести, а младших школьников — более восьми. В психопрофилактической работе — 10-12 детей.
  • На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети.
  • В группе не должно быть более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерике ребенка.
  • Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только амимичных или только с неустойчивым вниманием и т.п.
  • Нельзя включать в одну группу детей с нормой развития, задержкой психического развития и детей с интеллектуальным недоразвитием.

Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью (такой ребенок в примере записи помечен словом фон).

 С их помощью легче «заразить» других детей нужной эмоцией.

Главное в психогимнастике — комментарии: краткое, доступное яркое описание ощущений и указание их места:например, «Наклоним голову к самому плечику, чуть-чуть покачали головой и услышали: динь — динь, динь, звучит колокольчик…»

Отрицательные образы, действия необходимо заканчивать положительно («Муравьи», «Жучок» и др.) Заканчивая упражнение или переходя к следующему образу, необходимо «снять» предыдущий.

Упражнения

И. П. – сидя, ноги прямые вместе, руки в упоре сзади. С силой потянуть носок правой (левой) ноги на себя. Вернуться в И. П. «Муравей залез на пальцы наших ног, бегает, щекотит. Посмотрите, где он – потяните пальцы ног на себя. Он уже на другой ноге, поищем его там. Быстрее пошевелим пальцами, чтобы отряхнуть его»

Упражнение «Жучок»

И. П. – лежа на спине. Попеременное сгибание и разгибание ног и рук. Руки и ноги положить на пол, отдохнуть и повторить движения снова. «С ветки упал на спину жучок и никак не может встать на лапки. Быстро, быстро работает всеми лапками. Отдохнет немножко и опять быстро, быстро лапками работает, чтобы встать, перевернуться. Уф, перевернулся, молодец!»

Упражнение «Гордый олень»

И. П. – основная стойка, руки вниз. Поднять согнутую в колене правую (левую) ногу, носок оттянуть, руки скрестно вверх, пальцы развести, вернуться в И. П.
«На поляну вышел красивый, сильный, гордый олень. Он медленно, важно ступает своими сильными ногами. Гордо, высоко подняв голову, несет свои красивые рога. Он очень горд собой и своими рогами!»

Упражнение «Усталые руки»

И. П. – узкая стойка, руки опущены. Наклоны туловища вперёд и покачивание руками.
«Устали наши руки, болтаются, как будто это не руки, а две веревочки на плечиках болтаются – влево, вправо» Ручки прямые, свободно висят, их как будто ветром раскачивает…

Упражнение «Росток»

И. П. – сидя на корточках, руки сложены перед грудью, ладони соединены, направлены вверх. Медленно поднимаемся, выпрямляем спинку, руки медленно тянем вверх и разводим их в стороны.
«Посадили маленькое зернышко в землю, покажите, какое оно маленькое (И. П.).

Стало солнышко пригревать, дождичком поливать, и в нашем зернышке проклюнулся росток, он медленно стал тянуться к теплу и свету – солнцу. И вот уже из росточка превратился в стебелек с двумя листочками.

Покажите, как листочки тянутся к солнцу и радуются свету, теплу, свободе…»

Упражнение «Проворная белочка»

И. П. – основная стойка, руки на поясе. Поворот головы вправо (влево). Подняться на носки. Вернуться в И. П.
«Спрыгнула с дерева быстрая проворная белочка. Покажите, какая она проворная – поднимитесь на носки и быстро опуститесь. А теперь быстро посмотрите то вправо, то влево»

Упражнение «Шапочка с колокольчиком»

И. П. – стоя, руки на поясе. Наклоны головы вправо, влево, вперед, назад c легким покачиванием «колокольчика» на шапочке.
«Медленно наклоняем голову к правому плечу, легко покачали головой.

Слышите, как тихо-тихо звенит колокольчик? Наклоните голову к левому плечу, покачайте головой, колокольчик звенит уже громче: динь-динь… наклоним голову вперед, еще громче зазвенели колокольчики, откинули голову назад и опять услышали звон колокольчиков. Как они звенят?»

Упражнение «Устали»

И. П. – ноги на ширине плеч, Руки в стороны. Медленно опускаем голову на грудь и «перекатываем» ее слева направо, справа налево… И. П.
«Вы устали, мышцы вашей шеи тоже устали. Она стала слабенькой, мягкой, как ниточка, тоненькой. Голова не держится на слабенькой шейке, катается по груди туда – сюда. Отдохнула, окрепла, уже легко поднимает вашу голову, крепко ее держит прямо!»

Упражнение «Снежные комочки»

И. П. – сидя на корточках, прижать колени ко лбу, обняв их руками. «Представьте, что вы маленькие снежные комочки, которые катятся и становятся все больше и больше… Вот уже это большие снежные шары.

За ночь они стали от мороза крепкими, твердыми, как железо. Покажите, какие они крепкие.

Утром стало пригревать солнышко, и от солнечного тепла комочки стали постепенно таять, таять, таять… и превратились в лужицы…»

Упражнение «Птенчик»

И. П. – стоя, руки опущены. Присесть, медленно встать, одновременно поднимаясь на носки и поднимая обе руки вверх. Присесть (повторить 6-8 раз). И. П.
«Ой, посмотрите, птенчики выпали из гнезда, давайте нежно, аккуратно возьмем их и так же нежно посадим в гнездышко…»

Практический пример

Далее представлено занятие которое я провожу с детьми 1 класса на кружке театр «Бум» во внеурочное время.

1. Разминка

Педагог.Ребята, вы были когда-нибудь в кукольном театре? Какой спектакль вы смотрели? Что вы видели там? А за кулисы, за занавес, за который уходят артисты, вы попадали? Хотите туда отправиться? Тогда возьмитесь за руки, и я поведу вас в сказочный мир кукольного театра. Пойте вместе со мною знакомую песню(ходьба змейкой по всему залу под песню «Маленькая страна»).

Наконец-то мы пришли. Помните, чем открывал потайную дверь Буратино? У меня тоже есть золотой ключик. Вот он, какой красивый, весь сверкает (педагог показывает воображаемый ключ). Вставляю ключ в замочную скважину, и дверь открыта (имитирует, сопровождая звуковым сигналом (музыка), колокольчик и т.п.).

Ребята, дверь мы открыли, а за ней темно-темно, ничего не видно. Я дам каждому из вас по свече. Держите крепко (прикасается к ладоням каждого ребенка). А теперь ее надо зажечь, а вы прикройте ладонью от ветра, чтобы не затухла (имитирует зажигание). Посмотрите вокруг. Светло стало?

Впереди лестница, она спускается вниз. Ну, что, вы не боитесь идти по ней? Тогда будем спускаться. Только свечи несите осторожно, не торопитесь, чтобы не упасть и никого не столкнуть (имитация движения вниз — ходьба с постепенным приседанием до корточек).

А теперь лестница поднимается вверх (ходьба с приседанием до полного роста). Все выше и выше.

2.Гимнастика

(Напряженно)

Бом-бом-бом! Это волшебные часы. Когда они пробьют 1.2, все куклы оживут. Здесь совсем светло. Задуйте свои свечи и поставьте на стол, возьмем их на обратном пути. Встаньте в круг подальше друг от друга, чтобы не мешать друг другу увидеть сказку.

Покажите, как двигаются стрелки на волшебных часах. Согните руки в локтях перед собой. Руки-стрелки движутся то в одну сторону, то в другую. Тик-так, тик-так. Руки напряжены, стрелки сделаны из металла. «Бом-бом» — забили часы.

Давайте все вместе сосчитаем до 12.

(Расслабленно)

Первыми ожили куклы бибабо, которых надевают на руку. Давайте я каждому надену на руку веселого Петрушку (воображаемого). Поиграйте пальчиками, чтобы задвигались руки и голова у Петрушки. Какой веселый Петрушка. А теперь вы сами стали куклами бибабо (педагог имитирует).

(Напряженно, ритмично. Расслаблено)

Наклоните голову, поздоровайтесь, как это делает Петрушка. Представьте, как сгибается и разгибается ваш палец, когда на него надета голова куклы. Разведите руки в стороны. Руки прямые, напряженные. Хлопните в ладоши. Петрушка танцует.

Поклонитесь зрителям. Петрушка кланяется низко. Тело как из тряпочки. Наклонитесь, руки и голова повисли, расслабились.

А еще в кукольном театре есть куклы-марионетки. У них все части туловища привязаны к веревочкам, а веревочки закреплены на палочках. За веревочки дергают, и кукла оживает. Мы с вами превратились в кукол-марионеток. Пока веревочки ослаблены, и все наше тело расслаблено. Ноги согнуты в коленях, все тело обмякло, голова повисла, руки как ниточки болтаются.

(Резко, напряженно)

Но вот дернули за одну веревочку, и поднялась голова, затем одна рука, другая, распрямилась спина, одна нога, другая. Стали дергать за все веревочки, сразу и у нас все задвигалось. Все напряжено: шея, руки, ноги, туловище. Представьте, как дергают за веревочки, которые привязаны к вашим рукам, ногам, голове.

(Кружение, застывание)

То мы как балерина, то мы как Пьеро. А теперь играем на скрипочке.

(Плавно, расслабленно)

Кукольный театр не может обойтись без Буратино. Давайте покажем этого маленького шалунишку. Он весь из дерева, твердый.

(Напряженно)

Папа Карло его только что сделал. Он стоит, расставив ноги, твердые как дерево, и руки такие же твердые. Спина, шея — деревянные. А на лице веселая улыбка.

Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел —  Ключик, видно, не нашел.

А теперь я превращу вас в тряпичную куклу Пьеро. Буратино веселый, а Пьеро грустный. Тряпичная кукла вся мягкая. Пьеро лежит на травке около дома Мальвины и мечтает о ней. Все тело у него расслаблено.

Поднимает руку, а она у него падает, поднимает ногу, а она тоже падает. Он же сделан из мягкой ткани. Сел Пьеро, а его тело, как тряпочка, опять упало на травку. Все движения медленные.

Как он зовет Мальвину?

Пропала Мальвина — невеста моя. Она убежала в чужие края.

Но что это за веселая музыка? (запись из м/ф «Буратино»). Скорее вставайте, давайте потанцуем, кто как хочет. Можете танцевать как веселый Буратино, или как нежная Мальвина, или как медлительный Пьеро, или как резвый Артемон.

3. Общение. Эмоции злости, проявление доброты, хитрости, мудрости

Педагог. Садитесь. Давайте отдохнем и немного поговорим. В сказке «Буратино» есть еще и лиса Алиса. Какая она? (Хитрая, обманщица, коварная.) Покажите, какая хитрая лиса. Глазки прищурила, губы сжала, лапки перед собой сложила. Говорит Буратино: «Миленький, добренький Буратино, хочешь, я тебя научу, как разбогатеть».

Покажите по очереди хитрую лису. Как она крадется за Буратино на поле дураков; чтобы украсть у него деньги. Как она говорит; «Какое небо голубое…». А теперь давайте изобразим злого, беспощадного Карабаса Барабаса.

Брови нахмурены, губы сжаты, зубами от злости щелкает, кулаки сжаты, ногам» топает, хлыстом размахивает, бородой трясет:

Всех поймаю, ключик отберу, Всех кукол в огне сожгу!Похожи мы на злого Карабаса? Вы его боитесь? Давайте вместе скажем:Злой, ужасный Карабас,

Не боимся больше вас

4. Поведение

Педагог. Ребята, а чья это песенка?

Затянулась бурой тинойГладь старинного пруда.Ах, была, как Буратино,Я когда-то молода.Был беспечным и наивнымЧерепахи юной взгляд.Все вокруг казалось дивным

Триста лет тому назад.

Да, конечно, это песенка черепахи Тортилы. Какая она? (Старая, мудрая, добрая.) Почему старые люди мудрые? (Долго живут, много видели, много знают, умеют.)

Как Тортила помогла Буратино? (Открыла тайну золотого ключика.)
Как Буратино разговаривал с мудрой Тортилой? (Дерзко, неуважительно.

)
Поблагодарил он ее за золотой ключик? Как нужно обращаться к старшим? В чем проявляется ваше уважение? Какую помощь можно оказать старым людям? Что вам советуют ваши бабушки и дедушки? Давайте разыграем сценку из сказки, в которой Буратино встречается с черепахой Тортилой (изображая мудрость и невоспитанность, терпение и вежливость).

5.Завершение

Педагог. Пора возвращаться. Давайте потанцуем под веселую музыку из мультфильма «Буратино».
Педагог вместе с детьми танцует, изображая действия, по словам песни.
[ad#ad-1]

Источник: http://buruhina.ru/budem-zdorovymi/psikhogimnastika

Психогимнастика – это… Определение, особенности и упражнения

Психогимнастика

Психогимнастика – это способ передачи информации, при котором дети или взрослые показывают себя и разговаривают без слов. Это результативный способ оптимизировать социально-перцептивную область личности, так как дает возможность сосредоточиться на “языке тела” и прочих характеристиках общения, в том числе пространственно-временных.

Что это такое – психогимнастика?

Психогимнастика ориентирована на разрешение вопросов коллективной психокоррекции:

  • установление контакта;
  • устранение напряжения;
  • отработку обратных взаимосвязей и т. д.

В широком значении психогимнастика – это курс специализированных уроков, нацеленных на развитие и коррекцию разных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной области. Применяется как в ДОУ, так и в школах.

Психогимнастика – это невербальный прием коллективного взаимодействия, который подразумевает представление переживаний, психологических состояний, проблем с помощью невербальных методов общения, дает возможность детям выражать себя и поддерживать связь без помощи слов. Это способ реконструктивной психокоррекции, цель которого – изучение и изменение личности.

Задачи

Если сказать в общем, то психогимнастика для детей детских садов дает возможность решать последующие задачи:

  • малыши обретают умения ауторелаксации;
  • обучаются технике живых движений;
  • развивают психомоторные функции;
  • улучшают в себе возвышенные чувства и эмоции;
  • корректируют собственные поступки при содействии ролевых игр;
  • избавляются от психологического напряжения;
  • учатся различать чувства и управлять ими.

Уникальные упражнения психогимнастики в детском саду применяются, как правило, в случаях, если у детей выявлены патологии психомоторики либо психологической сферы, если ребенок страдает от определенной боязни, имеет тяжелый характер. В ряде ситуаций технология применяется для освобождения от недержания кала и мочи.

Технология психогимнастики – это совокупность действий, позволяющих малышу понять, что его поступки, мысли и эмоции взаимосвязаны, а все трудности возникают не из-за определенных условий, а из-за конкретного отношения к ним. Дошкольник исследует чувства и осваивает науку овладения ими.

Достоинства

Главные плюсы психогимнастики в саду:

  • игровой вид упражнений (упор на основную деятельность ребенка дошкольного возраста);
  • сохранение психологического благополучия ребенка;
  • упор на фантазию;
  • возможность применять коллективные формы деятельности.

Цели

Цели психогимнастики для дошкольников:

  • преодоление ребенком преград в выражении своих мыслей, понимании себя и других;
  • устранение психологического напряжения и поддержка психологического благополучия детей;
  • формирование способности для самовыражения;
  • формирование вербального языка чувств (называние эмоций проводит к эмоциональному осознанию ребятами своего “Я”).

Развитие эмоциональной сферы

Задачи по формированию психологической сферы:

  • произвольно обращать интерес ребенка на переживаемые эмоциональные ощущения;
  • отличать и сопоставлять эмоциональные ощущения, устанавливать их вид (хорошо, досадно, тревожно, странно, жутко и т. п.);
  • свободно и подражательно «воссоздавать» либо показывать чувства по установленному примеру;
  • понимать, осознавать и отличать лучшие эмоциональные состояния;
  • сопереживать;
  • соответствовать адекватными эмоциями.

Вследствие развития человека за некоторыми чувствами и эмоциями закрепились свойственные им моторные «формулировки». Моторный компонент неизбежен при каждой психологической реакции, при каждом эмоциональном состоянии.

Определить характерные черты внешнего проявления психологических состояний возможно по мимике, пантомимике всего тела, по вокальной мимике (выразительным свойствам речи). В более широком представлении к выразительным процессам принадлежат и физические взаимодействия, сопутствующие эмоции.

Понимание внешнего проявления чувств вызывает встречные чувственные волнение и взаимодействия у людей и занимает заметное место в человеческом общении.

Мимика

Мимика используется метод психогимнастики. Она свидетельствует о тех либо иных эмоциях и настроениях человека. В случае если индивид улыбается, это означает, что он ликует; сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу свидетельствуют о недовольстве, бешенстве. О многом может сказать взгляд человека.

Он может быть непосредственным, открытым, устремленным вниз, наивным, добродушным, мрачным, вопросительным, испуганным, безжизненным, неподвижным, блуждающим. В целом выражение лица может быть осознанным, печальным, мрачным, гадливым, самодовольным, апатичным. Большое количество определений возможно выбрать и к смеху, и к рыданиям.

Мимика бывает активной, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, безмятежной. В некоторых случаях прослеживается амимия.

Выражение лица играет немаловажную роль в общении. Исследователи подмечали, что чувства, отражающиеся на лице, «слышны правильнее, чем разговор», по этой причине для развития обоюдной привязанности между матерью и ребенком, для полного его формирования, следует, чтобы мама осознавала, что ей «говорит» малыш, а тот, в свою очередь, обязан «заметить» и ощутить психологический ответ мамы.

Умственно неразвитые ребята (как и интеллектуально неразвитые взрослые) значительно хуже, чем люди со средним и высоким интеллектом, распознают эмоции на лице другого человека. Как далеко заходит о такого рода отличиях, все зависит от уровня отсталости. Достаточно часто бедность мимики и недифференцированность чувств прослеживаются у ребенка с задержкой в развитии.

Жесты

Жесты разделяются на выразительные, указующие, выделяющие, описательные. Жестикулирование может быть активным, апатичным, бедным, богатым, безмятежным, быстрым, инициативным, жестикуляция может и отсутствовать.

Даже маленькие ребята понимают жестикуляцию и могут ее использовать. Когда им называют слова «большой», «небольшой», «далее», «я» и т. д. и просят продемонстрировать сказанное жестом, они запросто справляются с данной задачей.

Исключение составляют только те дети, которые отстают в развитии. Им и в возрасте 6 лет сложно, к примеру, продемонстрировать размер небольшого комарика (муравьишки, малюсенькой сахаринки и т. п.). Детки, больные шизофренией, по сравнению со здоровыми ребятами с меньшей правильностью распознают эмоционально-выразительные движения рук.

Развитие внимания

Ниже представлены упражнения, которые подойдут малышам, страдающим психомоторной гиперактивностью, плохим настроем, патологическими боязнями, ранним аутизмом, задержкой психологического развития и иными болезнями, при которых проявляется незрелость внимания. При проведении психогимнастики по Чистяковой можно обратить внимание на следующие игры:

  1. Водящий дает детворе послушать и зафиксировать в памяти то, что происходит за дверью. Далее он просит изложить, что они слышали. Применяется психогимнастика для 5-летних и старше.
  2. По сигналу водящего интерес ребенка перенаправляется с двери на окошко, с окошка на дверь. Далее каждый дошкольник обязан изложить, что где происходило.
  3. Малыши маршируют под любую ритмическую музыку. Далее на слово «кролики», сказанное водящим, ребята должны начать скакать, на термин «лошадки» — как бы бить «копытом» об пол, «раки» — отступать, «птицы» – бежать, раскинув ручки в стороны, «аист» — находиться на одной ноге.
  4. Ведущий договаривается с ребенком о том, что, если он включит низкий звук, он обязан принять позу «плакучей ивы», если высокий звук — позу «тополя». Далее начинают игру — ребята идут по кругу. Звучит низкий звук — дети принимают позу «плакучей ивы». На звучание, взятое в верхнем регистре, встают в позу «тополя».
  5. Играющие проходят по кругу. Если водящий хлопнет в ладонь раз, ребята должны приостановиться и принять позу аиста. В случае если водящий хлопнет 2 раза, играющие принимают позу лягушки. На 3 хлопка играющие начинают ходьбу.

Кривое зеркало

Можно использовать такое упражнение психогимнастики: взрослый призывает детей показать себя утром в ванной комнате, где висит искривленное зеркало — оно повторяет все движения противоположно.

В том случае, если играющий поднимает руку, зеркало, в свою очередь, опускает ее и т. д.

Сражаться допускается попарно, меняясь ролями, либо целой командой, исполняя фигуры-перевертыши, причем каждый сам выдумывает собственное движение.

Войди в круг

Задача состоит в том, чтобы помочь малышу проверить себя, преодолеть застенчивость, войти в коллектив. Ребенка, ощущающего трудности в общении, отводят в сторонку. Другие ребята встают в круг, прочно взявшись за руки. Застенчивый малыш должен разбежаться, прорвать круг и пробраться в него.

Проводник

Задача описываемого упражнения: обучить ребенка соболезновать и оказывать помощь. Взрослый разъясняет, что все люди разные и определенным из них нужна поддержка неравнодушных людей.

Один малыш показывает слепого, кладет руку на плечо приятеля-проводника и закрывает глаза. «Проводник» в неспешном темпе делает разнообразные перемещения, движется по комнатке, одолевая преграды.

Малыш с закрытыми глазами обязан следовать рядом с ним. Далее ребята меняются местами.

Прояви нежность

Задача заключается в том, чтобы удовлетворить потребность ребенка в эмоциональном тепле и близости. Ведущий приносит в комнатку мягкие игрушки (одну или две), к примеру, куклу, собаку, медведя, зайца, кошку и т. д. Ребята гуляют по комнатке.

По сигналу они разбиваются на группы и идут к той игрушке, какую желали бы утешить. Первый малыш забирает игрушку, заключает в объятия ее и говорит ей то что-нибудь нежное и приятное. Далее он подает игрушку своему другу.

Тот, в свой черед, также обязан обнять игрушечное животное и сказать нежные фразы. Игра может повторяться несколько раз.

Кто говорит

Задача: формировать у ребят умение к отождествлению себя с кем-то либо с чем-то, обучать ребенка сопереживать. В процессе игры ребята берут на себя различные роли и описывают собственное состояние, причины поступков, систему взаимоотношений с действительностью. Начинает первый малыш: «Я не Игорь, я ручка.

Мне бы понравилось, если бы я был не однотонным, а раскрашенным веселым рисунком. Мне бы хотелось, чтобы меня не удерживали в пенале, а положили на стол». Продолжает следующий малыш: «Я не Артем, я мячик. Я сделан из резины и хорошо надут.

Ребята веселятся, если перебрасывают меня друг другу!» Взрослый дает названия последующих объектов:

  • плащ;
  • микроавтобус;
  • мыло и т. п.

Ребята также предлагают собственные варианты.

Цель занятий по психогимнастике

Впервые термин психогимнастика употребила Ганя Юнова – психолог из Чехии. Она придумала эту систему, основываясь на приемах психодрамы.

Изначально комплекс упражнений предназначался для детей с целью формирования и коррекции психики. Поэтому психогимнастика строилась в виде игры, использовались стихи и веселая музыка.

Такие занятия проводились в разных возрастных группах – для детей в детском саду и начальных классах школы.

Сегодня упражнения психогимнастики используются и для взрослых, чаще в формате тренинга. Это всегда групповые занятия, предполагающие выражение эмоций, переживаний, проблем с помощью мимики и движений. В широком смысле задачами психогимнастики являются познание и коррекция личности человека. Более подробно цели такого тренинга можно расписать следующим образом:

  • снижение напряжения участников тренинга;
  • снятие запретов и страхов;
  • развитие внимания;
  • сокращение эмоциональной дистанции между участниками занятия;
  • развитие чувствительности к собственным движениям и активности других людей;
  • формирование способностей к выражению собственных чувств и эмоций и пониманию чувств других людей без словесного выражения.

Программа психогимнастики в тренинге

Упражнений психогимнастики существует масса, но существует схема, которой придерживаются при составлении программы тренинга.

Подготовительная часть

Начинается занятие, как правило, входят упражнения направленные на развитие внимания. Далее идут упражнения на снятие напряжения и сокращение эмоциональной дистанции. В первые занятия тренинг может состоять только из упражнений подготовительной части.

  1. Гимнастика с запаздыванием. Все повторяют за одним из участников группы какое-либо гимнастическое упражнение, с отставанием от ведущего на одно движение. Постепенно темп упражнения возрастает.
  2. Передача ритма по кругу. Все участники группы повторяют вслед за одним человеком заданный ритм, хлопая в ладоши.
  3. Передача движения по кругу. Один из членов группы начинает движение с воображаемым движением так, чтобы его можно было продолжить. Далее это движение продолжается соседом, пока предмет не обойдет всю группу.
  4. Зеркало. Группа разбивается на пары и каждый повторяет движения своего партнера.
  5. Для снятия напряжения используются разнообразные подвижные игры, соревнования по типу «третий лишний» и простейшие движения. К примеру, «я хожу по горячему песку», «тороплюсь на работу», «иду к врачу».
  6. Для сокращения эмоциональной дистанции применяются упражнения, которые предусматривают непосредственный контакт. К примеру, успокоить обиженного человека, сесть на стул, который занят другим человеком, с закрытыми глазами передать чувство по кругу с помощью прикосновения.

Пантомимическая часть

Здесь выбираются темы для пантомимы, которую представляют люди. Темы могут предлагаться психотерапевтом или самими клиентами и могут касаться проблем всей группы или проблемы конкретного человека. Обычно в этой части используются следующие темы.

  1. Преодоление трудностей. Здесь затрагиваются повседневные проблемы и конфликты. Каждый член группы показывает, как справляется с ними.
  2. Запретный плод. Каждый из клиентов должен показать, как ведет себя в ситуации, когда не может получить желаемое.
  3. Моя семья. Клиент выбирает несколько человек из группы и расставляет их таким образом, чтобы проиллюстрировать отношения в его семье.
  4. Скульптор. Один из участников тренинга становится скульптором – придает остальным членам группы те позы, которые, по его мнению, лучше всего отражают их конфликты и особенностями.
  5. Моя группа. Члены группы должны быть расставлены в пространстве так, чтобы расстояние между ними отражало степень эмоциональной близости.
  6. «Я». Темы, который относятся к проблемам конкретных людей – «какой я кажусь», «какой я хотела бы быть», «моя жизнь» и т.д.
  7. Сказка. Здесь участники тренинга изображают различных сказочных персонажей.

После выполнения каждого задания группа обсуждает увиденное, каждый высказывает свое мнение о ситуации, говорит о возникших переживаниях.

Заключительная часть

Предназначена для снятия напряжения, которое могло возникнуть в процессе пантомимической части, освобождения от сильных эмоций, повышения сплоченности группы и роста доверия.

В этой части используются упражнения из подготовительного отдела. Обычно для большего эффекта психогимнастики используется музыка, которая сопровождает упражнения.

Чаще всего используют классическую музыку, а также звуки природы.

У каждого человека разная мотивация к работе и творчеству. Одних для достижения результатов нужно хорошо разозлить, другие начинают заниматься спортом, чтобы выплеснуть накопившийся за день негатив. Иными словами – любая негативная энергия может быть направлена в мирное русло. Этому понятию в психологии отвели самостоятельное название – сублимация.

Как бороться со стрессом?

Случайно наталкиваясь на многочисленную рекламу успокоительных препаратов, мы все чаще слышим о такой проблеме как стресс. К сожалению, для современного человека эта тема очень часто становится актуальной. Стресс подстерегает нас практически во всех сферах жизни. Есть ли способы его избежать и каковы наиболее эффективны на сегодня? Об этом мы и поговорим.

“Я толстая, я страшная, это платье меня полнит, с такой прической я никуда не пойду”. Вы когда-нибудь произносили похожие фразы? Наверняка так и есть. А теперь задумайтесь – они вам помогали или делали хуже? Наверное, позитива они все-таки не приносили. Но если вы действительно хотите, чтобы ваши слова делали вашу жизнь лучше – обратитесь к аффирмациям, созданным специально для женщин.

Мысли материальны. Эта фраза в последнее время стала слышна ото всюду. Но далеко не все понимают ее истинный смысл. Например, если все время сетовать на отсутствие денег, но их никогда не прибавится. Но это не значит, что вам обеспечена нищета. Иногда, достаточно лишь применить аффирмации для привлечения материального благополучия и деньги буквально свалятся с неба.

Источник: https://womanadvice.ru/psihogimnastika

ovdmitjb

Add comment